Жертвы воланда и его свиты цитаты. Кто из героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему? Роман «Мастер и Маргарита. Добро или зло несет он

Кто из героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему

Литературовед Б. В. Соколов считает, что «нечис-тая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обна-жает перед нами людские пороки». Это действительно так. Столкновение с дьявольской силой выводит в ро-мане на всеобщее обозрение то, что обычно скрыто от глаз.

Первой жертвой свиты Воланда становится Берли-оз, «председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ». Воланд предсказывает ему скорую гибель, что сбывается с поразительной точно-стью. Чтобы понять, почему он стал жертвой нечистой силы, нужно прежде всего задуматься над тем, что являл собою возглавляемый им МАССОЛИТ. Раз-говор Берлиоза с Бездомным дает об этом некоторое представление.

Бездомному, входящему в МАССОЛИТ, заказана антирелигиозная поэма. Он написал ее не так, как требовалось, и вот теперь редактор Берлиоз разъясня-ет ему, как и что надо было изобразить. О правдивом описании действительности речи в ведомстве Берлио-за никогда не шло, не идет и теперь. Данная поэма — не первое подобное (заказное) творение Бездомного, а Бездомный — не единственный в МАССОЛИТЕ автор, занимающийся такого рода работой. За это наказан и сам Иван, оказавшийся в сумасшедшем доме и нашед-ший, к счастью, в финале свой истинный путь.

Творцам из МАССОЛИТА противопоставлен в ро-мане Мастер, для которого творческая свобода — вещь принципиально важная. Враждебно относится к МАССОЛИТовцам и сам автор, на собственном опыте узнавший, что значит противостоять таким, как Бер-лиоз.

Яркое представление о МАССОЛИТЕ читатель по-лучает, ознакомившись с описанием «Дома Грибоедо-ва». Красноречиво говорят о содержании деятельно-сти литераторов, а также о самой цели пребывания их в МАССОЛИТЕ многочисленные вывески, а также разговоры писателей. «Рыбно-дачная секция», «Од-нодневная творческая путевка», «Квартирный во-прос» — это лишь некоторые из них. Ресторан в «Гри-боедове» «считался самым лучшим рестораном в Мо-скве», потому что он отличался «качеством своей провизии» и тем, «что эту провизию отпускали по са-мой сходной, отнюдь не обременительной цене». Ма-териальные выгоды зовут писателей в МАССОЛИТ, а не их подлинное призвание. Они же лишают их чести и совести. С горькой иронией писатель говорит о том, что шикарные дачи получают «наиболее талантли-вые» литераторы МАССОЛИТа и что в саму эту орга-низацию нельзя было вступить, не имея «литератур-ного таланта».

Наказан и напуган свитой Воланда также Степа Лиходеев, директор театра Варьете, безответствен-ный руководитель, вся жизнь которого состоит из по-сещения увеселительных заведений и прочих развле-чений. «Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том что им поручено. Начальству втирают очки!» — так характеризует Степу Коровьев. «Он такой же ди-ректор, как я архиерей»,— присоединяется к нему Азазелло.

Разоблачен нечистой силой Никанор Иваныч Бо-сой, «председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице». Воланд говорит о нем, что он «выжига и плут». В предложении «переводчи-ка» «заключался ясный практический смысл», по-этому Босой и приял его. За взяточничество, злоупот-ребление служебным положением наказан Босой. «... брал! Брал.... Прописывал за деньги, не спорю, быва-ло», — признается он.

Не проходит свита Воланда и мимо администрато-ра Варьете Ивана Савельевича Варенухи, который с удовольствием соглашается отнести кляузу на Лихо-деева куда следует. Кроме того, по мнению нечистой силы, Варенуха хамит и лжет по телефону. Пройдя «перевоспитание», Иван Савельевич приобрел всеоб-щую популярность и любовь за свою невероятную от-зывчивость и вежливость.

Жертвой свиты Воланда становятся и зрители Варьете, «отоварившиеся» в дамском магазине на его сцене. Охваченные алчностью они хватали в нем все подряд. Их дальнейшее обнажение символизирует об-нажение пороков.

Прямо на сеансе в Варьете нечистая сила разобла-чает Аркадия Аполлоновича Семплеярова, председа-теля акустической комиссии, изображающего из себя «интеллигентного и культурного человека» и беруще-го без зазрения совести под весьма сомнительное по-кровительство «хорошеньких девиц». Позже на до-просе ему пришлось рассказать «и про Ми лицу Анд-реевну Покобатько с Елоховской улицы, и про саратовскую племянницу, и про многое еще, о чем рассказы приносили Аркадию Аполлоновичу невыра-зимые муки» и чем нечиста была его совесть.

Наказан за донос Алоизий Могарыч. Прочитав ста-тью Латунского про роман мастера, он написал на него жалобу о том, что тот хранит у себя нелегальную литературу. Цель этого кляузничества состояла в же-лании избавиться от мастера и занять его комнату. Несмотря на дружбу, Алоизий Могарыч предал мас-тера, он совершил подлость, стремясь извлечь для себя выгоду любыми средствами.

Удивительное превращение происходит с предсе-дателем зрелищной комиссии Прохором Петровичем, постоянным девизом которого на работе стали репли-ки вроде «не принимаю», «вы чего без доклада влезае-те», «я занят». Превращение бездушного, грубого и ленивого горе-руководителя в говорящий костюм весьма символично.

Обличен нечистой силой заведующий филиалом зрелищной комиссии, «вконец разваливший облег-ченные развлечения». «Очки втирал начальству!» выдает его коллега.

Жестоко обошлась свита Воланда и с Максимилиа-ном Андреевичем Поплавским, приехавшим из Киева в Москву. «В чем же было дело? В одном — в кварти-ре»,— сообщает о нем автор. Поплавского «мысль о переезде в Москву настолько точила., в последнее вре-мя, что он стал даже худо спать». Смерть Берлиоза по-казалась ему отличным шансом реализовать свои дав-ние намерения. Максимилиан Андреевич готов был «невзирая ни на какие трудности… унаследовать квартиру племянника на Садовой». Его не огорчила смерть родственника, она стала средством достиже-ния корыстных целей. За корысть он и поплатился.

До смерти напугали проделки нечистой силы бу-фетчика Сокова, большого мошенника, нажившего капитал на продаже некачественных продуктов и об-мане посетителей буфета.

Досталось и той самой Аннушке, разлившей на горе Берлиоза свое масло. Аннушка умеет притво-ряться «весьма искусно», ее не терзают муки совести. Найдя драгоценность, она не прочь «камушки-то... выковырять» или «распилить ее на куски», У схва-ченной с поличным Аннушки наглость сразу пропада-ет, она полностью преображается и многократно по инерции кричит свое «мерси».

Лицемер же Николай Иваныч не случайно превра-щается в борова. Изображая из себя добропорядочно-го семьянина, он не прочь при этом завести отноше-ния с Наташей. Николай Иваныч глуп и труслив. Воз-вратившись с бала сатаны, он требует удостоверение «на предмет предоставления милиции и супруге», но позже оказывается арестованным «исключительно по глупости своей ревнивой» жены. На допросе Николай Иваныч «не счел нужным упомянуть о том, что он явился в спальню с выброшенной сорочкой в руках и что называл Наташу Венерой».

Жертвой свиты Воланда становится также Смир-новский рынок, на котором цены «кусаются» и обслу-живаются только обладатели валюты, в основном го-ворящие на чисто русском языке.

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков-сатирик беспощадно бичует самые разные людские пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, хан-жество и др. Наказание его героям в них самих. Они наказаны тем ужасом, который поселился в их душах и остался там даже после исчезновения Воланда.

Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?

Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М.А. Булгакова. Художник создавал его на протяжении 12 лет. В этом произведении автор выразил свои взгляды на Свет и Тьму , Добро и Зло, Верность и Предательство, Любовь и Ненависть.

Через весь роман проходят образы послереволюционной Москвы и москвичей, современников Булгакова. Автор подробно описал быт и нравы московских литераторов, которые очень хорош знал. Кроме того , Булгаков нарисовал жизнь и других жителей Москвы 20-30-ых годов: служащих Варьете, работников домкома , продавцов и просто уличных зевак.

В романе свое отношение к современникам и коллегам писатель выражает с помощью свиты Воланда. Эти герои судят и наказывают порочных москвичей, восстанавливая справедливость, которой нет в реальной жизни Москвы 20-30 годов.

Роман открывается знакомством читателя с представителями «пишущей братии»: председателем Массолита М.А. Берлиозом и подающим надежды поэтом Иваном Бездомным. Вникая в их беседу, мы сразу сталкиваемся с ложью, узостью мышления, приспособленчеством. Берлиоз отчитывает Бездомного за его антирелигиозную поэму, героем которой был Иисус Христос. Мы понимаем , что это «творение» было написано молодым поэтом не от души, а в угоду власти. Булгаков показывает нам, как в то время рождались известные поэты. Талант учитывался в последнюю очередь, на первый план выходило неукоснительное следование слову партии и вождя.

Достаточно просто взглянуть на председателя Массолита, чтобы понять, какие люди ценились в то время. Берлиоз давно уже продал свой талант за теплое местечко, он не способен отличить настоящее произведение искусства от мишуры , а настоящего поэта от подделки. Сам Булгаков относился к этому герою с большой иронией. Просвещая Бездомного в вопросах религии, «высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек , - поэт узнавал все больше и больше…» Душа Берлиоза давно мертва, поэтому Воланду и его помощникам остается только одно – убить тело Михаила Александровича.

Не лучшим образом выглядят и представители Варьете. Директор театра Степа Лиходеев – гуляка, лентяй, пьяница, враль. Подобны ему и сотрудники Варьете: финдиректор Римский, администратор Варенуха. Они заботятся лишь о своем благополучии. Эти герои без зазрения совести берут взятки, хамят, врут, подличают. Поэтому все эти работники Варьете и получают свое наказание от Воланда. Лиходеев в одно мгновение был выкинут в Ялту, Римского напугала до полусмерти Гелла, а Варенуха побывал в шкуре вампира.

Одним из ярких «московских» персонажей является Никанор Иванович Босой, председатель домкома. Этого «великого» взяточника знали все жители его дома. Единственной возможностью добиться от него улучшения жилищных условий была либо большая взятка , либо звонок от влиятельного человека. Никакие другие доводы (тяжелое семейное положение, большое количество детей) на Никанора Ивановича не действовали. Сама фамилия героя иронична. Несмотря на то, что герой всегда был сыт, одет и обут, он оставался Босым.

И этот герой был справедливо наказан свитой Воланда. Взяточничество обернулось против Никанора Ивановича. Он принял взятку советскими червонцами, которые в «нужный» момент превратились в доллары. Босого арестовали. Уже в камере герою приснилось, что он валютчик и его продолжают преследовать.

Для того, чтобы показать главные пороки москвичей , Булгаков на страницах своего романа устраивает сеанс разоблачительной черной магии. Ничто так не оживляет внимания публики, как падающие из-под купола червонцы. Приличная, казалось бы, московская публика начинает устраивать бедлам в погоне за деньгами: «В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану!» и вдруг послышалась плюха». Тем самым Булгаков показывает невероятную тягу москвичей к легкой наживе. Ради денег они готовы на все, даже потерять человеческий вид.

Не лучшим образом выглядит и женское население Москвы. Советских дам очень легко было подкупить всякими заграничными штучками. Москвички с радостью мерили иностранные платья, забыв обо всем на свете: «И , и со всех сторон на сцену пошли женщины…Одна, как буря, ворвалась за занавеску,…овладела первым, что подвернулось, - шелковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов».

Булгаков замечает, что современные ему москвичи – неверные супруги, они падки до денег и т.д. Но больше всего их испортил квартирный вопрос, как метко и иронично замечает Воланд.

Но при всех своих недостатках жители Москвы – неплохие люди. Им свойственны жалость, сочувствие. Так, они просили Воланда не мучить конферансье Бенгальского, которому за надоедливость оторвали голову.

Таким образом, свита Воланда творит в Москве справедливый суд, наказывая москвичей за все их недостатки. Эта кара – последняя надежда и Мастера , и самого автора. Только Дьявол может защитить и поставить на место зарвавшихся жителей Москвы, погрязших в своих пороках…

В "московских" главах романа, где описана деятельность Воланда и его свиты, Булгаков с помощью всех приемов сатирического; от иронии до гротеска - обнажает духовное ничтожество невежественных, лицемерных, жестоких и жадных людей Миссия Воланда заключалась а том, чтобы посмотреть, изменилось ли человечество за 2 тысячи лет, чтобы обличить и наказать людей за содеянное зло, восстановить справедливость. Смысл образа Воланда автор раскрывает при помощи эпиграфа к роману; "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" (Гёте "Фауст"). Воланд нанес визит Москве. стране социализма, где жизнь должна быть построена на основе добра и справедливости, чтобы оценить нравственное состояние москвичей.

Жертвой свиты Воланда становятся московские обыватели, чиновники, люди, связанные с культурной жизнью Москвы, в первую очередь, окололитературной Москвы. Это та жующая литературная братия, которая превратила литературу в источник насыщения своих неумеренных аппетитов. Первая встреча Воланда произошла с председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным, которые спорили с ним о существовании Бога. Иван Бездомный, воспитанный на пропаганде атеизма, утверждал, что человек сам управляет жизнью, а не Бог.

А Берлиоз, лживый и бессовестный человек, не верил ни в Бога, ни а дьявола и. пользуясь своим служебным положением, нравственно разлагал таких молодых поэтов, как Иван Бездомный. Князь тьмы, испытывая своих собеседников, предоставил им шанс проявить порядочность и задуматься о неопознанности мира. Но напрасно. За самоуверенность и ограниченность, за тупое настаивание на том, что не бывает того, чего они не видели. Берлиоз поплатился жизнью, а Иван Бездомный угодил в сумасшедший дом. Они пострадали не только за безнравственность и глупость, но и за ограниченность познания, так как не допускали даже мысли о существовании какой-либо потусторонней силы.

Следующей жертвой свиты Воланда стал директор Варьете Степа Лиходеев, бездельник, пьяница и развратник, которого визитеры отправили в Ялту. Коровьев так резюмировал его поведение: "Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое служебное положение". А затем находчивый Азазелло предложил "выкинуть ко всем чертям из Москвы" Степу Лиходеева. Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества, по словам Воланда, "выжига и плут", пострадал за жадность и взятки (его арестовали за хранение валюты). Заслуженное возмездие настигает и Сокова - буфетчика варьете.

Он вор, накопивший на обмане покупателей огромную сумму денег, которую "хранит в пяти сберкассах" и "дома под полом". В день сеанса черной магии он торгует осетриной "второй свежести". Убедившись в том, что в Сокове нельзя пробудить совесть, Воланд со своей командой предсказывает ему смерть "через девять месяцев от рака печени а клинике первого МГУ, в четвертой палате". А Коровьва и вовсе добивает вора, сообщая, что после смерти Сокова его деньги достанутся государству. При помощи мистики, фантастики Булгаков осмеивает все, что утратило извечные истины, отвернулось от добра, ожесточилось и изолгалось. С горькой иронией описывает автор сеанс черной магии в театре Варьете, проводимый Коровьевым-Фаготом и котом бегемотом.

Воланд со свитой подверг испытанию людей на жадность, После фокуса с картами, когда один гражданин обнаружил у себя в кармане большую лачку денег, зрителей взволновало не чудо их появления, а настоящие они или фальшивые. А когда посыпался "денежный дождь", люди кинулись на деньги и готовы были раздавить друг друга, забыв о человеческом достоинстве. Жоржу Бенгальскому, потребовавшему "разоблачения", публика предложила оторвать голову, что было мгновенно исполнено. И только женский крик о пощаде заставил людей опомниться.

Поэтому Воланд с грустью заключает "Ну что же... они * люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны., ну, что ж... и милосердие и нища стучится в их сердца...

обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..." воланд, увидя, что в людях еще осталось милосердие, готов простить им жестокость. Следующей проверке подверглись женщины, которые проявили себя не лучшим образом, кидаясь на сцену за дармовым добром. Таким образом, публика продемонстрировала свои обывательские нравы. Конечно, деньги, сыпавшиеся с неба дождем, обратились в простые бумажки, а одежда, обувь с дам исчезли, как бы обнажая их духовную нищету.

Итак, Воланда со свитой волновал вопрос, изменилось ли "московское народонаселение", он хотел проверить нравственную природу человека. Что же он увидел? В Москве все также процветают воровство, доносительство, взяточничество, и люди утратили нрав ценности. Против людей без совести и чести и был направлен карающий меч правосудия свиты Воланда.

Чтобы восстановить - справедливость, по мысли Булгакова, со злом следует бороться силами зла.

ТЕМА: « КАЖДОМУ ПО ЕГО ВЕРЕ»

ЦЕЛЬ: выявление роли образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

ЗАДАЧИ: 1) показать пагубное воздействие различных человеческих пороков;

  1. развивать умения характеризовать героя-персонажа, определяя его идейно-

Художественную роль в системе образов; анализировать, обобщать, делать

Выводы;

  1. прививать интерес к художественной литературе.

ХОД УРОКА

  1. БЕСЕДА ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ

Работа с досье Воланда (это задание давалось в качестве домашнего задания).

  1. Имя (прозвище):

Профессор чёрной магии Воланд, он же Консультант, он же Сатана, он же Дьявол, он же Чёрт, он же Князь Тьмы.

2. Дата и место рождения - не установлены.

3. Внешний вид, приметы:

Рост высокий, рот кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый-зелёный. Брови чёрные, одна выше другой. Голос низкий, тяжёлый, порой переходящий в хрип. Смех раскатистый, громоподобный. Одевается преимущественно во всё чёрное. При себе носит трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. Не женат.

4. Характер:

Жёсткий, но справедливый. Вспыльчив. Нетерпим к фальши. Обладает способностью предугадывать события. Остроумен. Правдив до бесцеремонности. С будущими жертвами вежлив, услужлив. Держится с достоинством и хладнокровием. Неуловим.

(можно вспомнить о самом Булгакове, бывшем под надзором НКВД, на которого также собирались всевозможные сведения, подшивавшиеся в папку « Дело Булгакова М.А.»)

2. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Сатана- образ дьявола у Булгакова нетрадиционен. В Новом Завете дьявол-клеветник, провокатор, распорядитель душами грешников, обличитель человеческих пороков .

Какую роль оставил ему Булгаков?

Именно с этой целью он появился в Москве.

Запись ЭПИГРАФА: « Всё будет правильно. На этом построен мир» (Булгаков « Мастер и Маргарита». Можно взять эпиграф к роману.)

3. НОВАЯ ТЕМА.

Работа в группах. Заполнение таблицы.

Кого наказывает Воланд?

За что?

Как?

Берлиоза

За безверие и догматизм

Трамваем ему отрезает голову- он уходит в небытие.

Ивана Бездомного

За сочинение бездарных стихов

Отправлен в психиатрическую больницу

Директора варьете Стёпу Лиходеева

За пьянство, безделие и разврат

Ассистенты Воланда вышвыривают его из Москвы в Ялту

Администратора Варенуху

За ложь и хамство

Превращают на некоторое время в вампира

Никанора Ивановича Босого

За взяточничество

Арестовывают за хранение валюты, затем отправляют в психиатрическую больницу

Барона Майгеля

За доносы и шпионаж

Азазелло его убивает

Буфетчика варьете

За жульничество, воровство и скопидомство

Ему обещана в близком будущем смерть от рака печени

Доктора Кузьмина

Забыл клятву Гиппократа

Доводит до сумасшествия

Поплавского, дядю Берлиоза

Он хапуга

Вышвыривают из квартиры

Финдиректора варьете Римского

За бюрократизм

Устраивают сцену ужасов, что он превращается в седого старика с трясущейся головой

Театрального начальника Семплеярова

За многожёнство

Из высокого кресла он вылетает на должность заведующего грибозаготовительным пунктом

ВЫВОД: никто не наказан случайно, каждый получил по заслугам. Воланд высмеивает, порой и уничтожает при помощи свиты всё, что отступило от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело. Роль Воланда -роль «очистителя».(ЭПИГРАФ)

Почему самое жестокое наказание получил Берлиоз?

В чём его вина, не заслуживающая прощения?

Булгаков верил в то, что на земле существует какое-то новое измерение, дающее смысл и цель земной жизни, высшая реальность. Берлиоз же уверен, что всё совершается на земле, отрицает существование не только Иисуса Христа, но и вообще всё, кроме реальности, доступной органам чувств. Именно поэтому он получает ничто-полное небытие.

Таким образом, даже тяжкий грех Пилата (предательство из-за трусости) более простителен для человека, чем его Безверие, нежелание понять истину человеческой жизни, законы мироздания.

4. ВЫВОД.

Булгаковский Воланд не просто дьявол, он элемент морали мира.Ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена (гл.12 «Чёрная магия и её разоблачение»). Сам человек измениться не может, поэтому должно вмешаться зло, чтобы это произошло.

« Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Олицетворяя вечно существующее зло, всемогущий Князь Тьмы направляет его против зла, существующего в обществе и людях, тем самым совершая добро. То есть зло для Воланда не цель, а средство:

Расправиться с людскими пороками;

Нарушить рутину жизни, застоя и предрассудков;

Унизить прохвостов, грязных людишек, хапуг и плутов.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Воланд в романе Булгакова появился не один. Его сопровождали персонажи, играющие, в основном, роль шутов. Свита Воланда устраивала разнообразные шоу, которые были отвратительными. Они были ненавистны московскому негодующему населению. Ведь все окружение «мессира» выворачивало наизнанку человеческие слабости и пороки. Помимо этого, их задачей было выполнение всей «грязной» работы по велению господина, прислуживание ему. Все, кто входил в свиту Воланда, должны были подготовить Маргариту к балу сатаны и отправке ее с Мастером в мир покоя.

Слугами князя тьмы были три шута - Азазелло, Фагот (он же Коровьев), кот с кличкой Бегемот и Гелла - вампир женского пола. была свита Воланда. Описание каждого персонажа отдельно приведено ниже. у каждого читателя знаменитого романа возникает относительно происхождения представленных образов и их имен.

Кот Бегемот

Описывая образ Воланда и его свиты, первым делом хочется описать кота. По сути, Бегемот - это животное-оборотень. Вероятнее всего, взят персонаж Булгаковым из апокрифической книги - «Ветхого Завета» Еноха. Также автор мог почерпнуть сведения о Бегемоте в книге «История сношения человека с дьяволом», написанной И. Я. Порфирьевым. В упомянутой литературе этот персонаж является морским чудовищем, бесом в виде существа с головой слона, имеющего клыки и хобот. Руки у демона были человеческие. Также имелся у чудища громадный живот, практически незаметный хвост маленького размера и очень толстые задние конечности, подобные таким, какие имеются у бегемотов. Этим сходством объясняется его имя.

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков представил читателям Бегемота в виде громадного кота, прототипом которому стал домашний питомец автора Флюшка. Несмотря на то что пушистый любимец Булгакова имел серый окрас, в романе животное черного цвета, так как его образ является олицетворением нечистой силы.

Превращение Бегемота

В то время, когда Воланд и его свита совершали заключительный полет в романе, Бегемот превратился в щуплого юного пажа. Рядом с ним находился рыцарь фиолетового цвета. Это был преобразившийся Фагот (Коровьев). В данном эпизоде Булгаков, видимо, отразил шуточную легенду из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В ней идет речь о жестоком рыцаре, вместе с которым постоянно фигурирует его паж. Главный персонаж легенды обладал страстью к отрыванию голов животных. Эта жестокость передана Булгаковым Бегемоту, который, в отличие от рыцаря, отрывает голову человеку - Жоржу Бенгальскому.

Дурачества и обжорство Бегемота

Бегемот является демоном плотских желаний, в особенности чревоугодия. Отсюда и появилось у кота в романе невиданное обжорство в Торгсине (валютном магазине). Таким образом, автор проявляет иронию по отношению к посетителям этого всесоюзного заведения, в том числе и к себе. В то время, когда за пределами столиц люди живут впроголодь, людей в больших городах поработил демон Бегемот.

Кот в романе чаще всего проказничает, паясничает, отпускает разные шутки, насмехается. Данная черта характера Бегемота отражает искрометное чувство юмора самого Булгакова. Такое поведение кота и его необычный вид стали способом вызывания у людей в романе страха и замешательства.

Демон Фагот - Коровьев

Чем еще запоминается Воланд и его свита читателям романа? Конечно же, ярким персонажем является представитель демонов, подчиненных дьяволу, Фагот, он же Коровьев. Это первый помощник Воланда, рыцарь и черт в одном лице. Коровьев представляется жителям служащим при иностранном профессоре, и бывшим регентом хора церкви.

Версий происхождения фамилии и прозвища этого персонажа несколько. Он связан и с некоторыми образами творений Ф. М. Достоевского. Так, в эпилоге романа «Мастер и Маргарита» в числе задержанных полицией людей из-за сходства фамилий с Кровьевым, упоминаются четыре Коровкина. Здесь, видимо, автор хотел указать на персонажа из повести Достоевского под названием «Село Степанчиково и его обитатели».

Также прототипами Фагота считается ряд рыцарей, являющихся героями некоторых произведений разных времен. Не исключена и вероятность того, что образ Коровьева возник благодаря одному из знакомых Булгакова. Прототипом демона мог стать реальный человек, слесарь-водопроводчик Агеич, который был редким пьяницей и пакостником. Он неоднократно упоминал в разговорах с автором романа о том, что в юношеские годы был одним из регентов хора в церкви. Это, видимо, и отразил Булгаков в ипостаси Коровьева.

Сходство Фагота с музыкальным инструментом

Музыкальный инструмент фагот был изобретен жителем Италии, монахом Афранио
дельи Альбонези. В романе резко обозначается связь (функциональная) Коровьева с этим каноником из Феррары. В романе четко определены три мира, представители каждого из которых составляют некие триады согласно похожим качествам. Демон Фагот принадлежит к одной из них, в которую также входят: помощник Стравинского Федор Васильевич и Афраний, «правая рука» Понтия Пилата. Коровьева же сделал своим главным сподвижником Воланд, и его свита этому не прекословила.

Фагот даже внешне схож с одноименным, длинным и тонким, сложенным втрое инструментом. Коровьев - высокий и худой. А в своем мнимом подобострастии он готов складываться втрое перед собеседником, но только для того, чтобы позднее беспрепятственно ему напакостить.

Превращение Коровьева

В тот момент, когда Воланд и его свита совершали свой последний полет в романе, автор представляет читателю Фагота в образе темно-фиолетового рыцаря, который имеет мрачное, неспособное улыбаться лицо. Думал он о чем-то своем, упершись в грудь подбородком и не глядя на луну. Когда Маргарита спросила у Воланда о том, почему так изменился Коровьев, мессир ответил, что однажды этот рыцарь пошутил неудачно, и его насмешливый каламбур о свете и тьме был неуместным. Наказанием ему за это стали шутовские манеры, гаерский вид и цирковая драная одежда на долгое время.

Азазелло

Из каких еще представителей сил зла состояла свита Воланда? «Мастер и Маргарита» имеет еще одного яркого персонажа - Азазелло. Имя его Булгаков создал путем преобразования одного из ветхозаветных. В книге Еноха упоминается падший ангел Азазел. Именно он, согласно апокрифу, научил людей создавать, оружие, мечи, щиты, зеркала и разнообразные украшения из драгоценных камней и не только. В общем, Азазелу удалось развратить Также он научил воевать представителей мужского пола и лгать женщин, обратил их в безбожие.

Азаззелло в романе Булгакова отдает Маргарите волшебный крем, магически меняющий ее внешность. Наверное, автора привлекала идея совмещения в одном персонаже способности убить и обольстить. Маргарита видит демона в Александровском саду именно таким. Она воспринимает его за обольстителя и убийцу.

Основные обязанности Азазелло

Главные обязанности Азазелло непременно связаны с насилием. Объясняя Маргарите свои функции, он признает, что его прямой специальностью является надавать администратору по лицу, подстрелить кого-либо или выставить из дома, и прочие «пустяки» такого рода. Азазелло перебрасывает в Ялту из Москвы Лиходеева, выгоняет из квартиры Поплавского (дядю Берлиоза), лишает жизни при помощи револьвера барона Майгеля. Демон-убийца изобретает волшебный крем, который дарит Маргарите, давая ей возможность приобрести ведьмовскую красоту и некоторые демонические возможности. От этого косметического средства героиня романа обретает способность летать и становиться невидимой по ее желанию.

Гелла

Только одну женщину допустили в свое окружение Воланд и его свита. Характеристика Геллы: младший член дьявольского союза в романе, вампир. Имя этой героини Булгаков взял из статьи, имевшей название «Чародейство», опубликованной в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. В ней отмечалось, что такое имя давали погибшим девушкам, ставшим впоследствии вампирами, на острове Лесбос.

Единственный персонаж из свиты Воланда, который отсутствует в описании заключительного полета - Гелла. Одна из жен Булгакова посчитала данный факт результатом того, что работа над романом не была завершена полностью. Но может быть и так, что автор намеренно исключил Геллу из важной сцены, как незначительного члена свиты дьявола, выполняющего лишь вспомогательные функции в квартире, варьете и на балу. К тому же Воланд и его свита не могли на равных воспринимать в такой ситуации рядом с собой представителя низшего разряда Помимо всего прочего, Гелле не в кого было превращаться, ведь она имела свой первоначальный облик с момента трансформации в вампира.

Воланд и его свита: характеристика дьявольских сил

В романе «Мастер и Маргарита» силам зла автором определены необычные для них роли. Ведь жертвы Воланда и его свиты - не праведники, не порядочные и добрые люди, которых дьявол должен сбивать с истинного пути, а уже состоявшиеся
грешники. Именно их мессир и его ассистенты обличают и наказывают, избирая своеобразные меры для этого.

Так, директору варьете, приходится отправиться необычным образом в Ялту. Туда его просто мистически зашвыривают из Москвы. Но, отделавшись страшным испугом, он благополучно возвращается обратно домой. А ведь грехов у Лиходеева достаточно много - он пьянствует, заводит многочисленные связи с женщинами, используя свое положение, ничем не занимается на работе. Как говорит в романе Коровьев о директоре варьете, он в последнее время жутко свинячит.

На самом деле ни сам Воланд, ни дьявольские ассистенты не влияют никоим образом на события, происходящие в Москве во время их визита в нее. Нетрадиционное представление сатаны по-булгаковски проявляется в том, что главарь потусторонних нечистых сил наделен некоторыми явно выраженными атрибутами Бога.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные