Зураб Церетели: биография, лучшие работы, скандалы. Скандально известные памятники зураба церетели Скульптор зураб церетели кто его личный секретарь

Любое произведение искусства неизбежно несет на себе отпечаток времени, в которое оно создается.
Ладо Гудиашвили писал: «В одном я твердо убежден – искусство не может существовать вне конкретного времени. Каким бы крупным ни являлось произведение, как бы высоко ни была его башня, прочен фундамент и первые этажи, оно должно пребывать в том времени, в котором создается. Другого не дано, и потому искусство вечно. Его формы, мысли, которые оно несет, – лишь выражение бытия времени, его неотъемлемые черты».
Впоследствии образы произведений каждой эпохи составят культурное наследие общества, но прежде превратятся в символ своего времени, оказывая влияние на сознание современников, сохраняя и пополняя их историческую память.

Монументальное творчество Зураба Церетели – не исключение. Мастер создает памятники и монументы, скульптурные группы и композиции, посвященные жертвам трагических событий современности – войн, терроризма, выдающимся современникам – деятелям искусства, культуры и науки, историческим личностям и фактам, которые вызывают наибольший интерес нашего времени. Ведь историческая память – это не навсегда ушедшая в прошлое история человечества, не растворившиеся в небытии события и люди, а то, что присутствует и действует в нашей жизни постоянно, на подсознательном уровне.
С этой точки зрения, его скульптурное творчество можно разделить на две части – портретную скульптуру и произведения, рожденные вечными для человечества темами. Данное исследование посвящено портретным образам, созданным Церетели, которые тематически можно объединить по следующим позициям: история Российской государственности, образы святых и галерея «Моя современники». В основе их общего фундамента лежат вопросы морали и нравственности. Портретные образы, созданные скульптором, объединяет повышенное внимание общества к судьбам и характерам конкретных личностей.

1. История Российской государственности в портретах

Скульптурной серии работ Зураба Церетели, посвященной истории России в лице ее правителей IX–XX веков, принадлежит особое место. Серия исполнена в форме бронзовых бюстов и портретных статуй. Кульминационная точка пристального внимания художника к истории Грузии и России – его двух родных сторон, о чем говорилось ранее, по времени почти совпала с невероятным всплеском интереса к отечественной истории. «Почти», потому что Церетели, верный только собственному мироощущению, не ждал этой волны. С 1980 годов он постепенно создает сначала пластическую сюиту «Правители России» в форме бюстов-герм , а затем полномасштабные портретные изображения и скульптурные композиции, посвященные представителям династии Романовых, 400-летие которой отмечалось в 2013 году. Сам скульптор отзывается об этой работе так: «У меня была потребность высказаться. Я почти тридцать лет делал скульптурную серию "Правители России" и "История Грузии". И сейчас я закончил. Это не так просто. Это есть тот профессиональный крик, который я пережил…»

Сегодня мы видим, как в этих пластических летописях отразился дух нашей эпохи, как в них прозвучала тема, серьезно волнующая общество все эти годы, – возвращение исторической памяти нации, возвращение к своим истокам.

Композиция состоит из двух бронзовых фигур: юного императора и его матери, - водруженных на круглые высокие подиумы. По брусчатой мостовой азартно бежит маленький Петр со шпагой в руке, вполоборота оглядывающийся на шествующую позади него царицу Наталью, урожденную Нарышкину. Сын словно настойчиво зовет ее за собой, призывая присоединиться к нему. Император изображен еще мальчуганом, но вся его фигура выражает безудержное стремление к движению вперед. Его энергичный бег передан настолько живо, что, кажется, герой может оступиться с подиума, на котором установлена его фигура. Напор и энергия в движении Петра подчеркивается резким контрастом динамики его фигуры и статикой фигуры его матери. Ее образ уподоблен образу России конца XVII столетия – огромной неповоротливой империи, возглавить которую будет суждено Петру.

Фигуру Натальи Нарышкиной Церетели трактует как сказочную боярыню, абсолютно закрытую от посторонних глаз. Он располагает фигуру царицы строго фронтально и одевает ее в длинное, по моде XVII века, «глухое» платье, орнаментированное богатым узором, сверху укрывает ее столь же богато изукрашенной накидкой без рукавов, стянутой пряжкой на груди, и укутывает шалью ее головной убор. Статуя царицы выглядит безмолвным произведением искусства, безучастным к происходящему вокруг. В такой одежде едва можно передвигаться, и она стоит словно застывший кокон диковинной бабочки. Ее надо лишь разбудить, встряхнуть, чтобы она показала себя во всей красе. По сути, скульптор создал аллегорию патриархальной Руси – красивой, богатой, непонятной для соседей, застывшей в дремотной спячке. Пройдет совсем немного времени, и ее разбудит Петр. Глубокое постижение исторических событий помогло автору достичь высокого художественного обобщения образа. Все детали скульптурной композиции «Детство Петра» тщательно проработаны. Смоделирован выразительный облик будущего императора, мимика его лица, жесты, детали костюма, а также удивительный образ его матери, олицетворяющий родину будущего реформатора.

Говоря о скульптурной серии «Правители России», нельзя не сказать о памятнике «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, покровительница Пскова» – один из трех монументов на тему Российской государственности, установленных в России в реальной городской среде. Памятник был сооружен в 2003 году к 1100-летию Пскова. С именем великой княгини Ольги, которая в Пскове почитается как его основательница, связано первое упоминание города в летописи в 903 году. В силу обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства, княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Именно Ольге выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, – она первой из династии Рюриковичей приняла христианство. Впоследствии великая княгиня была причислена Русской Православной Церковью к лику святых как равноапостольная.

Монумент характеризуется лаконичностью и сдержанностью. В пластическом решении образа святой скульптор выразил запечатленный в национальной памяти величественный образ женщины с несгибаемой волей и высоким чувством собственного достоинства, несокрушимым мужеством и подлинно государственным умом. Фигура решена строго и монументально. Сохраняя реальные черты, образ Ольги подчеркнуто условен – она стоит, в одной руке держа меч, а другой – опирается на щит. Фигура установлена на высоком гранитном постаменте с широким многоступенчатым основанием, что обеспечивает, с одной стороны, масштабную соразмерность монумента, а с другой – создает визуальную опору для тех нравственных ценностей, которые олицетворяет образ великой княгини.

Охватывая взглядом портретную галерею правителей России, созданную Зурабом Церетели, в смысловом аспекте напрашивается параллель с памятником «Тысячелетие России» М.О.Микешина в Великом Новгороде. Монумент Микешина был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России» за прошедшее тысячелетие. В нашем случае скульптор ограничился образами правителей страны, продемонстрировав свое желание познакомить современников с теми, чьи деяния и судьбы в разные исторические эпохи не всегда оценивались объективно, порой замалчивались или искажались, но вершили судьбы родины.

2. Образы святых - повествование об утраченных нравственных ценностях

Вопрос сохранения нравственных ценностей – один из тех, которые сегодня волнуют многих. В свое время Михаил Аникушин, размышляя о творчестве скульптора, отмечал: «Есть вечные человеческие ценности, есть благородные традиции – надо напоминать о них людям неустанно. Только так искусство воспитает гражданственность и высокую духовность» . Подобный подход к творчеству характерен и для Зураба Церетели. Словно вторя эстетике классицизма, мастер создает произведения, проникнутые высоким нравственным идеалом, совершенствующим человека, воспитывающим в нем гражданские добродетели, преданность родине. Ведь в конечном счете главная задача художника – увидеть то, чего не смогли увидеть другие, и рассказать об этом так, чтобы и другие на это обратили внимание.

С этой точки зрения, интересны два монумента работы Зураба Церетели, установленные в поселке Борисоглебск Ярославской области. Речь идет о памятниках двум инокам Борисоглебского монастыря – святому Александру Пересвету и святому преподобному Иринарху Затворнику. Первый памятник, установленный в 2005 году, был создан скульптором в честь 625-летия Куликовской битвы. Александр Пересвет – легендарный монах-воин, получивший благословение самого Преподобного Сергия Радонежского на участие в Куликовской битве вместе с воинами Димитрия Донского и павший в единоборстве с татарским богатырём Челубеем. Русская Православная Церковь причислила инока Пересвета к лику святых. Второй памятник, установленный годом позже, в 2006-м, посвящен Иринарху Затворнику – монаху Борисоглебского монастыря, благословившего гражданина К.Минина и князя Д.Пожарского возглавить народное ополчение для освобождения Москвы в 1612 году. В Борисоглебске имя святого Иринарха почитается издавна. В возрасте 30 лет он принял иноческий постриг в Борисоглебской обители, здесь же впоследствии упокоились и мощи святого.

Эти два памятника вполне можно назвать парными. Как это не может показаться странным для творческого метода Зураба Церетели, в данном случае скульптуры объединяет схожесть пластического решения – фигуры святых в монашеском одеянии даны в полный рост, фронтально к зрителю. Александр Пересвет держит в одной руке копье, в другой – крест, словно передает благословение Преподобного Сергия Радонежского ныне живущим, за кого сам он сложил голову на поле брани. Святой Иринарх изображен с покрытой головой – отличительный элемент одеяния монаха-затворника, его правая рука приподнята для благословления. Каждый памятник имеет высоту 3,2 метра, включая гранитный постамент, на который он водружен. В пластической трактовке образов святых проявилось пристрастие автора к игре светотени, создаваемой глубокими складками одежды, что оживляет позы фигур, придавая им динамику. Но главное, что объединяет эти памятники, – это идея. Оба они посвящены двум важнейшим для сохранения Российской государственности событиям в отечественной истории – битве с татаро-монгольским войском Мамая в 1380 году на Куликовом поле и освобождению Москвы от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения в 1612 году. «Очень хочу, чтобы люди полюбили свою историю» , – говорит Церетели. Во всяком случае, благодаря подобным памятникам мы хотя бы вспоминаем историю своей страны.

Сохранение исторической памяти – лишь одна сторона неустанной деятельности «безмолвного проповедника», по выражению митрополита Филарета (Дроздова). Второй, не менее важный, – это разговор со зрителем о вершинах человеческого духа через образы подвижников, чьи отличительные характеристики – высокие нравственные качества, гражданская доблесть, истинный, а не квасной патриотизм.

В современную эпоху отсутствия авторитетов, тех, кого принято называть «совестью нации», образы святых оказались чуть ли не единственными, не подверженными девальвации примерами для подражания. Поэтому в творчество Церетели естественно и логично вошли образы тех, кого издавна называли подвижниками. Два памятника одному из самых почитаемых святых на Руси – Святителю Николаю Чудотворцу работы скульптора установлены в итальянском городе Бари, 2003, и в поселке Хаапсала Выборгского района, 2002. Монумент святому князю Олегу Рязанскому сооружен в Рязани, 2007. Монументальные портреты двух патриархов – Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II и Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в 2009 году украсили внутренний дворик Музея современного искусства РАХ на Гоголевском бульваре.

О памятниках равноапостольной Нине , Георгию Победоносцу и великой княгине Ольге говорилось выше. Летом 2013 года в греческом городе Верия, в котором проповедовал апостол Павел, был открыт монумент святому. Скульптура, представляющая фигуру апостола , истонченного трудами и постами, с босыми ногами, но со взором убежденного праведника, прижимающего обеими руками к груди Священное писание, не оставляет равнодушным. Контраст между вдохновенным лицом человека, уверенного в благодатной силе проповедуемого им учения, и тщедушным босоногим телом, облаченным в свободный хитон, создает эмоциональное напряжение, заставляющее зрителя остановиться. Нарочитая простота в трактовке образа одного из величайших миссионеров христианства лишь приближает к нему зрителя. Внимание приковывает Вечная Книга, прижатая к груди. В образах святых скульптор видит примеры духовного величия и, ощущая запрос времени, повествует о них зрителю. При этом воображение автора, знание, насколько это возможно, историй жизни святых позволили ему создать иллюзию близкого знакомства с изображаемыми героями.

Как пишет М.А.Чегодаева, «особое внимание стоит обратить на то, что собственно религиозные работы Церетели ни стилистически, ни пластически не отличаются от его “светских” произведений, составляют с ними единое художественное целое».

Одна из недавних работ скульптора, в которой он обращается к образу святых, – памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II , открытие которого состоялось в Париже в октябре 2014 года. Наш современник, многократно прославленный своими делами добра и благотворительности, своей невероятной скромностью, миротворческими инициативами, Папа Иоанн Павел II был причислен католической Церковью к лику святых. Как бы это ни показалось странным, но автором первого памятника Папе Иоанну Павлу II во Франции стал не католик, а православный: монумент работы Церетели был открыт в городе Плоэрмель в 2006 году.

«После открытия памятника в Плоэрмеле, – рассказывает скульптор, – представители Польской католической Церкви во Франции обратились ко мне с просьбой создать памятник Иоанну Павлу II для установки в Париже. Статуя Иоанна Павла II установлена во дворике Собора Парижской Богоматери. Фигура возвышается на гранитном основании, общая высота монумента составляет 3,2 метра. В этом священном для французов месте никогда не было установлено ни одного памятника. Это большая честь для меня. Памятник передан в дар от российского народа, о чем сообщает надпись на основании монумента».

Понятия нравственности, долга, достоинства занимают особое, почетное место в системе мировоззрения Зураба Церетели. И эта черта – одна из тех, которые позволяют говорить не только об историзме мышления художника, но о монументальном историзме. Рассматривая жизнь человека с позиции вечности, мастер четко выделяет самое важное и значимое для его благополучного существования на земле – сохранение духовности, приверженность многовековым нравственным ценностям. Поэтому в стремлении сделать собственные размышления более понятными для зрителя скульптор в своем творчестве выходит из портретного образа в символический. В данном случае пластической метафорой обозначенной темы является памятник «Русская Правда» , установленный в 2001 году в городе Когалым Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптурную композицию образует столп из увражей. На корешке каждого четко выгравировано название: «Великие Четьи-Минеи», «Житие Преподобного Сергия Радонежского» и «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хронограф», «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», Никоновская и Троицкая летописи, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Слово о полку Игореве»… В свое время каждая из этих книг олицетворяла веху в русской истории, но сегодня лишь узкий круг специалистов знаком с большинством из них. И хотя эти труды посвящены историческим событиям, по мнению З.К. Церетели, они служат не только источником информации о происходившем столетия назад. С течением времени они трансформировались в рукописный свод нравственных постулатов, которые помогали русскому народу сохранять государственную независимость, строить великую державу.

Создав метафорический образ вечных категорий, мастер призывает современников учиться на примере великих предков, включая в их число мудрых правителей, собиравших Россию по крупицам – удельным княжествам и потом стоявших не на жизнь, а на смерть за ее единство; героев, положивших свои жизни на Куликовом поле против полчищ Мамая; храбрых и мужественных новгородцев, не раз отбивавших атаки суздальцев, стремившихся подчинить себе независимый Великий Новгород. В число образцов высокой нравственности и духовности страны художник включает всех святых, жития которых из века в век передают «Четьи-Минеи», и в первую очередь – наиболее почитаемых в народе Сергия Радонежского и Александра Невского. Повторим: отсутствие идеала высоконравственного современника, способного объединить своих сограждан, – серьезная проблема для России сегодня. Художник это чувствует наиболее остро.


В поисках метафорических образов вечных ценностей и высоконравственных принципов Зураб Церетели продолжает обращаться к прошлому и создает еще одну монументальную композицию, посвященную верности, долгу, любви. Иначе говоря, важнейшим ценностным ориентирам человека во все времена, но представляющим серьезный дефицит сегодня. Речь идет о скульптурном произведении «Жены декабристов . Врата судьбы » (2008, Музей современного искусства РАХ). Дюжина женских фигур, некоторые с детьми, стоят перед наглухо запертой массивной дверью с крошечным зарешеченным оконцем. Героиня в центре композиции, находящаяся ближе остальных к заветной двери, держит в руках икону Богоматери с младенцем. На лицах изящных молодых женщин в красивых платьях – смирение, обрученное с решимостью не оставлять возлюбленных мужей чего бы им это ни стоило, несмотря на условия жизни каторжников, суровый климат и т.п. Это памятник женской жертвенности, решимости круто изменить свою судьбу ради тех, кого любишь. Пока «врата судьбы» не распахнулись, у героинь есть возможность передумать, вернуться из далекой и холодной Сибири в привычный Петербург, но, похоже, малодушных среди них нет.

3. Галерея «Мои современники» - пластическая симфония о высоте и силе человеческого духа

Для Зураба Церетели существуют ориентиры и в сегодняшней жизни, представленные им в виде образов, знаковых для своего времени, представителей искусства – писателей и поэтов, музыкантов, танцовщиков и певцов, актеров и режиссеров, художников... Скульптурный цикл с традиционным названием «Мои современники» был начат в 2000 году и продолжает пополняться сегодня, насчитывая в настоящее время почти полусотни скульптур в бронзе. Часть из них представляет собой крупные горельефы, часть – полномасштабную портретную скульптуру, в том числе композиции с включением монументальных деталей, выполненных в технике эмали. Паоло Трубецкой, создатель одного из сильнейших по эмоциональному воздействию в русском искусстве памятника императору Александру III в Петербурге, говорил: «Без портретности не может быть памятника, а без символа – произведения искусства». Этому утверждению вторит портретная галерея «Мои современники» в трактовке Зураба Церетели.

М.А.Бурганова пишет в своей монографии о монументальной скульптуре России XX века: «В 1970-1980 годы и в станковой, и в монументальной скульптуре одним из ведущих жанров становится портрет творческой личности. Жизнь писателя, поэта, художника, музыканта осмысляется как явление сомасштабное истории и даже как факт самой истории». В 1990-2000 годы эта тенденция не только продолжается, но и усиливается, что обусловлено снятием запретов на имена многих деятелей искусства, не лояльных к советской власти, и привлечением к ним повышенного внимания общества. Зураб Церетели не остался в стороне, начав создавать пластический цикл «Мои современники». Несколько слов о том, кто входит в круг портретируемых. Открывают цикл горельефные портреты поэтов и писателей Серебряного века – А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Блока, О.Мандельштама, И.Бунина...

Уже этот факт говорит о том, что концепция скульптора с самого начала предполагала создание портретной галереи знаменитых деятелей искусства не только из образов личных знакомых и живущих непосредственно в одно время с автором, но гораздо шире – галереи фигур, символизирующих русскую культуру XX столетия. Ту сферу, которой Россия, быть может, внесла наибольший вклад в общемировую кладовую цивилизации. С ее представителями, жившими и творившими на протяжении одного столетия русской истории, скульптор связывает свои глубокие размышления о судьбах современной России, о живой перекличке столь разных времен в пределах одного XX века, о нравственных проблемах, в частности о проблеме долга личности перед своей страной. М.Аникушин не сомневался, повторяя вслед за В.Мухиной: «По современным произведениям в будущем станут судить о нашей эпохе, и мы не имеем права забывать об этом». Церетели, сам – представитель эпохи, не мог допустить, чтобы безжалостное время стерло в памяти стремительно меняющегося мира имена выдающихся личностей, его современников по XX веку. Сам скульптор признается: «Стараюсь как можно больше расширить серию “Мои современники”, сохранив впечатление о тех, кого знал лично. Образ великого человека, его внутреннее состояние для художника очень важен…»

Свойственное творчеству мастера синтезирующее начало ярко проявилось в построении горельефных образов. Здесь скульптор соединяет портретное изображение модели с символом, использует атрибуты, связанные с ее профессиональной деятельностью, активно задействует пластические возможности фона горельефа, вплоть до изменения фактуры его поверхности, что тоже превращает этот фон в символ. Часто этот прием автор сочетает с элементами летризма (что характерно и для его памятников в городской среде) и включает фрагменты конкретных литературных произведений, иногда – высказываний героев в фон горельефа. Эти тексты играют большую роль в восприятии образа, мгновенно напоминая зрителю о творчестве и даже судьбе модели. Категория судьбы в контексте рассмотрения персонажей, выбранных скульптором, чрезвычайно важна. Это относится и к представителям Серебряного века, и к непосредственным современникам автора – А.Вознесенскому, Р.Нуриеву , М.Плисецкой, Е.Светланову… Этим людям с мировой известностью и славой довелось немало претерпеть за право найти, отстоять и сохранить свою индивидуальность как художника и как личности. На наш взгляд, прежде всего об этом – о верности своему таланту вопреки обстоятельствам – и ведет речь Зураб Церетели, о духовной стойкости и нравственном мужестве гениальных людей.

Одновременно каждый портрет цикла воспринимается и как обобщение отличительных особенностей, нравственного и общественного содержания времени, которому принадлежит герой. Скульптор пробуждает историческую память зрителя, заставляя задуматься о причине выбора того или иного персонажа для своего произведения, хотя со многими из них он просто дружил или дружит. Ведь истории жизни и творчества героев Церетели, а значит, и их портреты, содержат реальный урок для современности. Скульптор обращается к таким представителям XX века, чей жизненный опыт может многое сказать человеку сегодня, отвечая на его сокровенные вопросы и духовные поиски. В то же время цикл «Мои современники» вполне можно рассматривать и как исповедь автора – откровенный рассказ о том, как мастер представляет себе судьбу художника, что думает о его способности к самопожертвованию во имя таланта, об умении сохранить преданность своему призванию, не утратив своего творческого «я». Общее ощущение от всех работ цикла можно описать одним словом – вдохновение. Именно вдохновение исходит от задумчиво-грустного С.Есенина, мудрого Е.Светланова, снисходительного Ю.Любимова, артистично-спокойного А.Вознесенского, ироничного О.Табакова, взволнованного А.Блока… Так что цикл «Мои современники» прочитывается зрителем пластической поэмой Церетели о вдохновении, одновременно вызывая гордость за принадлежность к нации, подарившей миру созвездие знаменитостей, обогативших мировую культуру в самых разных областях.

Церетели сам принадлежит к звездному поколению творческих людей, вышедших на отечественную сцену искусства в 1960 годах, поэтому и включает в серию «Мои современники» свой барельефный автопортрет. Благодаря этому работы, вошедшие в серию, слагаются не только из исторического знания скульптора, но и из причастности к эпохе, прежде всего к ее культуре и искусству. Расширяя круг изображенных до представителей русской культуры начала XX столетия, Зураб Церетели провозглашает преемственность русского искусства на протяжении всего прошедшего века вплоть до нынешнего, объявляя, в том числе, и себя преемником этого величайшего культурного наследия. Перед зрителем встает образ эпохи, характеризующийся достоверностью, исторической точностью. Хочется особо отметить, что скульптор обратился к образам представителей всех видов искусства – изобразительного, музыкального, литературы, архитектуры, театра и кино…, что многое говорит об интересах автора, о питательных истоках его творчества.

Стоит подчеркнуть, что скульптурная поэма «Мои современники» – портретная, многие из моделей, по словам автора, ему позировали, например, Вознесенский, Башмет, Дементьев , Спиваков, Айтматов, Волчек… С кого-то, прежде чем приступить к лепке, скульптор делал наброски во время выступлений, как, например, с Ростроповича, Солженицына… и тогда эти сеансы не являлись в привычном смысле слова сеансами. Так, помимо концертных выступлений М.Ростроповича Зураб Церетели делал с музыканта наброски и во время заседаний ЮНЕСКО, на которых присутствовали и модель и художник в ранге послов Доброй воли этой организации. На выручку приходила и прекрасная зрительная память: скульптор до сих пор с благодарностью вспоминает Иосифа Шарлеманя – одного из своих учителей в Академии художеств в Тбилиси, учившего студентов рисовать по памяти. Конечно, приходилось пользоваться и иконографическими материалами.

На вопрос, чьи портреты было создавать труднее всего, художник отвечает: «Трудно было почти все портреты создавать. Я хотел передать внутреннее состояние этих людей – не люблю перерисовывать. Я создаю портреты тех, чье творчество мне созвучно и кого я люблю. Например, мои близкие друзья – Вознесенский, Евтушенко, Айтматов, Дементьев… Свое отношение к ним я могу выразить только через искусство, поэтому создал их образы».

В каждом скульптурном портрете зритель видит, прежде всего, портретное сходство с портретируемым. Помимо этого автор обязательно включает в образ отдельные детали, характерные только для конкретной модели, которые делают портрет ярче и глубже. Одновременно скульптор оставляет пространство для участия зрителя в восприятии образа. Диалог этот всегда различен – в зависимости от степени «подкованности» зрителя, но он обязательно присутствует. М.А.Чегодаева обращает внимание на особенности реализма скульптур Зураба Церетели: «Совсем как живые, они лишены каких-либо следов натурализма – их нет ни в скульптурном образе апостола Павла, ни в памятниках Папе и Патриарху, как нет в скульптурных портретах артистов, писателей, политических деятелей. Их “натуральность” – это своего рода “сверхреализм”, то, что в 1920-е годы Таиров, Волошин, Замятин называли “неореализмом”, “мистическим”, “фантастическим” реализмом. Герои Зураба Церетели, и ныне живущие, и ушедшие – кто совсем недавно, кто столетия назад, пребывают в некоем непреходящем временном пространстве; они бессмертны, воскрешены силой искусства».

Говоря о пластических средствах создания образа в портретном цикле, любопытно отметить следующую деталь. Одним из элементов горельефа порой выступает образ родного города скульптора – Тбилиси. Так, этот прием используется в горельефах, посвященных поэтам конца XX столетия – Б.Ахмадулиной и Б.Окуджаве . В первом случае для поэта, не раз воспевшего красоту Тбилиси, пьедестал образует колонна, почти погруженная в рельеф, составленный из громоздящихся друг на друга типичных грузинских домиков. Во втором – череда домишек словно лавиной спускается по крутому горному хребту, окружая поэта, который родился в Тбилиси. Этот прием, используемый скульптором, отражает давнюю тесную связь литературных кругов Грузии и России. Вспоминая Тбилиси 1920 годов (тогда – Тифлис), Л. Гудиашвили писал: «Тбилиси – город с большими поэтическими традициями. Правда, поэтические кафе утратили во многом свой прежний колорит, но все же жизнь здесь шла интересная, напряженная. Продолжались диспуты, вечера, встречи, в которых принимали участие и грузинские, и русские писатели. Ведь многие русские поэты получили в Тбилиси свое первое крещение и теперь их, словно магнитом, тянуло сюда» .

Имена С.Есенина, В.Маяковского, О.Мандельштама , К.Бальмонта, Б.Пастернака, Н.Заболоцкого, Н.Тихонова и других русских поэтов оказались навечно связанными с Тбилиси, с Грузией, в которой они обретали новые источники вдохновения, а последующее поколение литераторов сохранило эту традицию. И Зураб Церетели, многократно в своем искусстве прославлявший любимый город, не мог не обратиться к его образу даже в портретном цикле, когда это уместно. Подобное пластическое разнообразие, несомненно, расширяет возможности представления портретируемого и активизирует историческую память зрителя.

Некоторые горельефы, о которых говорилось выше, послужили основой для рождения портретных статуй цикла «Мои современники». Так, образы В.Высоцкого, И.Бродского, Р.Нуриева, М.Цветаевой были созданы сначала в горельефе, а потом переработаны в увеличенном масштабе, превратившись в полном смысле слова в монументальные скульптуры, которые зритель имеет возможность обойти и рассмотреть со всех сторон. Некоторые из них установлены в реальной среде: памятник М.Цветаевой ныне украшает эспланаду французского городка Сен-Жиль-Круа-де-Ви (2012), памятник В.Высоцкому сооружен в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа (2012). Другие статуи, входящие в цикл, были созданы как самостоятельные произведения. Это статуи М.Ростроповича, О.Табакова, Н.Михалкова, В.Гергиева, А.Солженицына.

Как уже отмечалось, скульптор широко использует в портретной галерее атрибуты и символы, усиливающие психологическую характеристику портретируемого и отсылающие зрителя то к творчеству модели, то к ее судьбе. По мнению А.Золотова, это связано с особенностями восприятия модели художником: «Присущая работам Зураба Церетели и ему самому как художнику поэзия восприятия реальности и устремляет к символу избранный объект изображения и может “вывести” его из сферы художественного любования в иную сферу – психологически убеждающего “распознания” человеческой сущности героя».

Много писали, например, о памятнике В.Высоцкому: поэт с гитарой, с которой он никогда не расставался в жизни, из-за спины которого «выглядывают» образы златоглавых храмов и коней из наиболее популярных песен артиста. Или о памятнике И.Бродскому, половину фигуры которого скульптор представил в одежде зэка, а вторую – в одежде Нобелевского лауреата. Чего стоит горельеф, посвященный Владимиру Спивакову, который предстает с «бабочкой» на обнаженном торсе с мускулистыми руками и невероятно вдохновленным лицом, и само произведение воспринимается как гимн «каторжному» труду музыканта! Автор отзывается о портрете В.Спивакова следующим образом: «Это уникальный музыкант. Он же занимается спортом! Народ должен об этом знать. Поэтому я сделал его портрет с обнаженным торсом, но с “бабочкой” как знаком принадлежности к артистическому миру». Подобные ёмкие детали-характеристики говорят невообразимо много каждому, кто знаком с историей жизни этих выдающихся личностей.
Памятник А.Солженицыну – особенный, не похожий на других. В нем нет атрибутов, связанных с его деятельностью как писателя, или правозащитника, или историка. В нем отсутствуют метафоры и аллегории, наталкивающие зрителя на некие параллели и ассоциации с жизнью и творчеством этого уникального человека. Этот памятник сам является символом – символом вечной боли за родную страну. Именно так, на наш взгляд, Зураб Церетели понял и средствами пластики передал жизнь Александра Исаевича, подняв образ реальной личности до значения символа.

В конце своей «Автобиографии», изложенной по просьбе Нобелевского Комитета в 1970 году, А.Солженицын написал: «Даже событий, уже происшедших с нами, мы почти никогда не можем оценить и осознать тотчас, по их следу, тем более непредсказуем и удивителен оказывается для нас ход событий грядущих». Эти слова, прежде всего, относятся к самому Александру Солженицыну, к тому, что означает для нашей страны его явление в русской философии, истории, литературе, нравственности, да и просто к его явлению как мужественного и цельного человека. В скульптурном портрете работы Зураба Церетели А.Солженицын изображен в погребальном саване. Его земная жизнь висела на волоске от смерти слишком много раз, он неоднократно становился жертвой разных обстоятельств, в том числе самой Истории. Длинная рубаха с глухим воротом, ниспадающая с плеч, создает образ величайшего смирения, сосредоточенности и тишины при колоссальной внутренней напряженности – жизни духа, будто «материя и тело не напоминали о себе». Большую роль в портрете играют руки. Как говорит скульптор, «я очень старался поймать его характер – как он руками разговаривал. У каждого человека искусства есть какая-то особенная деталь… присущая лишь ему одному».
Почти соединенные, но так и не сомкнувшиеся пальцы рук А.Солженицына усугубляют ощущение напряженной внутренней работы, глубокая морщина на лбу – знак непреходящей боли за родину.

«Это фигура Художника – художника-проповедника, художника-мыслителя, художника духовного склада» . Ощущение, что этот великий человек продолжает болеть за судьбу страны даже за чертой жизни и смерти… Статуя наполнена глубочайшим внутренним содержанием, в ней отчетливо просматривается эмоциональный подход скульптора к судьбе модели.
В стремлении создать наиболее развернутый портрет героя – не только его внутренней сущности, жизни его души, но и характеризующий его творческую деятельность, особенно когда речь идет о собратьях по профессиональному цеху, скульптор свободно экспериментирует в области новейших техник и технологий, насыщая новыми элементами синтезирующий метод своего творчества. Хорошо известен интерес мастера к технике эмали, в которой Церетели работает с конца 1970 годов, и поиски в области которой развивает по следующим направлениям: увеличение числа цветовых тональностей, соединение ювелирного искусства эмали с монументальной формой, переход от плоскостности к объемно-пространственным структурам и выход эмальерного произведения в реальную среду.

Символично, что впервые скульптор включил монументальные картины в технике перегородчатой эмали в состав скульптурных композиций, посвященных авангардистам XX века – Казимиру Малевичу (2013) и Василию Кандинскому (2013). В обоих из них в технике эмали исполнены фрагменты знаковых работ этих легендарных художников. Присутствие эмалевых монументальных частей в составе композиции из бронзы подчеркивает художественную индивидуальность автора, широту его творческих устремлений. По сути, мастер соединил портретное изображение и декоративное начало, которое в монументальной пластике имеет большое значение, одновременно превратив эти произведения в символы вследствие заключенной в них обобщающей силы.

Подводя итог рассмотрению трех обширных пластических циклов Зураба Церетели – истории Российской государственности, образов святых и галереи «Мои современники», можно утверждать, что в истоках их создания лежит отклик скульптора на запросы современного общества. В них отразилась атмосфера нынешнего переломного времени в стране, которое характеризуется огромным интересом людей к своему историческому прошлому, повышенным вниманием к традициям, в силу известных причин прерванным на десятилетия, морально-нравственным кризисом, отсутствием авторитетов среди современников, способных объединить разобщенных и разочарованных людей. В своих «Заметках об искусстве» один из ярчайших скульпторов своего времени Иван Шадр писал, что «самое важное для художника – отразить духовную сущность эпохи».

Годы спустя в продолжение этой мысли скульптор Михаил Аникушин подчеркивал: «Искусство всегда требует переживания, осмысления; поверхностная злободневность не дает подлинного образа сегодняшнего дня. Изобразительное искусство – “фотофиксаж”, оно сродни философии, его область – не беглые поделки, но реалистическая картина, образ Времени» . Зураб Церетели смог четко уловить настроение современности на рубеже двух веков и, согласно своему мировоззрению, предоставил ответы на вопросы, волнующие общество, создав пластический образ своей эпохи.

С транствия по Грузии, Тбилисская академия художеств, годы работы при грузинской Академии наук. От Зураба Цулукидзе из Тбилиси до москвича Зураба Церетели - длинный путь. С уникальным опытом: к примеру, в Париже, где на курсе по развитию художественной фантазии молодому мастеру довелось общаться с Пабло Пикассо и Марком Шагалом. Главный художник МИДа и московской Олимпиады. Посол доброй воли ЮНЕСКО и президент Российской академии художеств . Главный художник храма Христа Спасителя , который во главе артели расписывал купол собора… Зураб Церетели создал более пяти тысяч картин и монументальных работ, которые разошлись по всему миру. Наталья Летникова - про пять памятников скульптора, о которых не велись горячие споры.

Зураб Церетели. Фотография: Артем Геодакян / ТАСС

«Вот мое мнение! Кто был в Италии, тот скажи «прости» другим землям» - слова Гоголя о солнечной стране. «Синьор Николо» писал в вечном городе «Мертвые души». И вот уже десять лет в римском парке Вилла Боргезе находится трехметровый памятник литератору работы Зураба Церетели.

Это дар скульптора итальянской столице к 150-летию со дня кончины русского писателя. Гоголь в бронзе задумчиво сидит на скамье с веселой маской в руках и печально взирает на окружающих. «О России я могу писать только в Риме, только так она предстоит мне вся, во всей своей громаде» - высечено на постаменте.

Памятник из галереи скульптур выдающихся женщин. Монумент Зое Космодемьянской в подмосковной Рузе передан городу Российским военно-историческим обществом и автором. Все работы: эскизы, макеты и отливка бронзы - выполнены самим Зурабом Церетели. Бронзовый образ первой женщины - Героя Советского Союза вышел простым и строгим.

Под елями, у Дома культуры, возвышается четырехметровая фигура девушки со связанными за спиной руками. По словам скульптора, это была работа для души и «вышла в люди» лишь по просьбе министра культуры России. В год 90-летия Зои.

«Добро побеждает зло». Облаченное в бронзу торжество справедливости - одно из самых известных творений Зураба Церетели. Монумент открыт перед зданием ООН в Нью-Йорке к 70-летию международной организации.

Георгий Победоносец попирает копьем дракона. Сюжет классический, но дракон - из фрагментов демонтированных американских и советских ракет «Першинг-2» и СС-20. Фигура святого Георгия была отлита в Москве, а вот ракеты собирали в США: детали предоставили по поручению Министерства обороны СССР и американской стороны. Так и появился символ окончания холодной войны.

Первый в мире памятник д’Артаньяну и трем мушкетерам - подарок Зураба Церетели Гаскони. Появилась литературная четверка по просьбе потомка знаменитого гасконца, сенатора графа Эмери де Монтескью. Прототипом бронзовых героев стали персонажи фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича.

Памятник открывали торжественным парадом нынешних мушкетеров в присутствии актеров Вениамина Смехова и Валентина Смирнитского. Вместе с Зурабом Церетели киномушкетеры стали членами Общества мушкетеров. Их приветствовали 650 «однополчан», приехавших в Гасконь из разных стран.

«С постовым такого роста спорить запросто не просто». Шестиметровый дядя Степа появился в 2015 году в центре Самары. Деньги на памятник литературному коллеге собирали сотрудники и ветераны органов внутренних дел. Автор скульптуры - Зураб Церетели - от гонорара отказался. Бронзовая композиция будто сошла со страниц книги Сергея Михалкова: высотный постовой у светофора в окружении детей.

Все любили дядю Степу,
Уважали дядю Степу:
Был он самым лучшим другом
Всех ребят со всех дворов...

Открытие монумента приурочили к 80-летию любимого всеми детьми милиционера.

Указом Президента СССР от 11 ноября 1990 года

Премии

Почетные звания

Общественные награды

Творчество Зураба Церетели

Художник-монументалист

Парк «Ривьера» в Сочи (1970)

Скульптор

ественный музей, Новосибирск

Январь 2013 - Тверской городской музейно-выставочный центр, Тверь

Февраль 2013 - Краеведческий музей, Екатеринбург

Апрель 2013 - Омский музей изобразительных искусств им. Врубеля, Омск

Февраль 2014 - Московский Музей Современного Искусства, Москва

Сентябрь 2014 - Национальная художественная галерея,Йошкар-Ола

Сентябрь 2014 - Галерея Нади Брыкиной, Цюрих

Сентябрь 2014 - Астраханская картинная галерея им. П. М. Догадина, Астрахань

Октябрь 2014 - МБУК «Выставочный центр», Владимир

Декабрь 2014 - Тверской городской музейно-выставочный центра, Тверь

Май 2015 - Северокавказский филиал Государственного Музея Востока, Майкоп

Июнь 2015 - Центр культуры и искусств Топхане-и Амире, Стамбул

Октябрь 2015 - Государственный музей искусства РК им. А.Кастеева, Алматы

Октябрь 2015 - Дни Москвы в Риге, Рига

Февраль 2016 - Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского, Воронеж

Июнь 2016 - Картинная галерея г. Черкесска, Черкесск

Июль 2016 - Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков

Август 2016 - Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», Истра

Сентябрь 2016 - Музей современного искусства «Дом муз», Ярославль

Декабрь 2016 - Дворец Гран Гвардия, Верона

Апрель 2017 - Липецкий областной художественный музей, Липецк

Июнь 2017 - Государственный музей-заповедник Херсонес Таврический, Севастополь

Сентябрь 2017 - Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств, Новый Уренгой

Ноябрь 2017 - Российский центр науки и культуры в Париже, Париж

Март 2018 - Bahrain International Exhibition & Convention Center (BIECC), Бахрейн

Март 2018 - «Дом Клюева», Московский зоопарк, Москва

Июль 2018 - Галерея Искусств Зураба Церетели, Москва

Июль 2018 - Музей пейзажа, Плес

Август 2018 - Музей-усадьба А. М. Герасимова, А. М. Герасимов И З. К. Церетели. Выставка произведений двух президентов Академии Художеств, Мичуринск

Ноябрь 2018 - Парк «Патриот», Кубинка

Январь 2019 - ESTE ARTE, Пунта-дель-Эсте

Январь 2019 - Галерея Саатчи, Лондон

Февраль 2019 - Галерея «Академия», Красноярск

Март 2019 - Bahrain International Exhibition & Convention Center (BIECC), Бахрейн

Апрель 2019 - Международная выставка современного искусства «Арт Париж», Париж

Апрель 2019 - Томский областной художественный музей, Томск

Апрель 2019 - Муниципальное учреждение культуры «Подольский выставочный зал», Подольск

Май 2019 - Тбилисский Музей современного искусства, Тбилиси

Май 2019 - Центр Гейдара Алиева, Баку

Июнь 2019 - Государственный музей Лихтенштейна, Лихтенштейн

Июнь 2019 - Арт-галерея «Диас», Иркутск

Июль 2019 - Приморское отделение Союза художников России, Владивосток

Июль 2019 - Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров

Сентябрь 2019 - International Сontemporary Art Exposition,Стамбул

Сентябрь 2019 - Музейно-творческий центр «Дом Корбакова», Вологда

Октябрь 2019 - D10 Art Space, Женева

Ноябрь 2019 - Музей современного искусства «Дом Муз»

Семья Зураба Церетели

Жена - Инесса Александровна Андроникашвили (род. 1937), княжна.
Дочь - Елена (Лика) (род. 1959), искусствовед.

Внуки: Василий (род. 1978), Зураб (род. 1987), Виктория (род. 2000).

Правнуки: Александр (род. 2003), Николай (род. 2005), Филипп (род. 2008), Мария Изабелла (род. 2009).

03.01.2020

Зураб Церетели
Церетели Зураб Константинович

Российский Художник

Скульптор

Герой Социалистического Труда

Российский художник-монументалист. Скульптор. Живописец. Педагог. Профессор. Посол доброй воли ЮНЕСКО. Президент Российской академии художеств. Герой Социалистического Труда. Народный художник Российской Федерации. Лауреат Государственных премий.

Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия. Мальчик вырос в семье инженера-строителя. Творческое влияние на ребенка оказал его дядя, художник Георгия Нижарадзе, в чьем доме проводил много времени. Также там часто бывали многие известные грузинские художники, которые и стали его первыми учителями в живописи.

После окончания в 1958 году Тбилисской академии художеств Церетели начал свою творческую карьеру. Сначала работал художником в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии, что сыграло немалую роль в становлении его как художника и монументалиста. Уже тогда Зураб начал участвовать в различных выставках, а в 1964 году прошел курс обучения во Франции, где имел возможность общаться с Пабло Пикассо и Марком Шагалом.

С конца 1960-х годов Церетели большое внимание уделял работе в области монументального и мозаичного искусства, которые на долгие годы стали любимыми техниками мастера и принесли ему известность, как в России, так и за рубежом. Среди первых работ, принесших мастеру известность: оформление курортного комплекса в Пицунде в 1967 году, мозаичных и витражных композиций в Тбилиси в 1972, ансамбль детского курортного городка в Адлере в 1973. Также в 1970-1980 годах работал главным художником Министерства иностранных дел СССР, выступал главным художником Олимпиады-1980 и участвовал в создании гостиничного комплекса «Измайлово».

В последующие годы Зураб Константинович больше работает в металле и скульптуре, активно используя крупные металлические горельефы. География его монументальных работ в этой технике охватывает территорию нескольких стран мира. Помимо России, его скульптурные произведения есть в Великобритании, Испании, США, Франции, Японии, Бразилии, Грузии и Литве. Среди них наиболее значительные монументы: «Счастье детям мира», «Наука, образование - миру» и «Слеза скорби» в США, «Разрушить стену недоверия» в Лондоне, «Человек и солнце» и «История Грузии» в Тбилиси, «Рождение Нового Человека» в Севилье, «Дружба навеки» в Москве, монумент памяти жертв теракта в Беслане. Одновременно, продолжал создание витражей.

Указом Президента СССР от 11 ноября 1990 года за большой личный вклад в развитие советского изобразительного искусства и плодотворную общественную деятельность председателю Союза дизайнеров Грузии Церетели Зурабу Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Еще в начале 1990-х годов Церетели переехал в Москву, где, получив поддержку мэра Юрия Лужкова, фактически стал главным монументалистом столицы. Зураб Константинович участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе и в ряде других проектов: торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд», скульптурное убранство Манежной площади, памятник «В ознаменование 300-летия российского флота», оформление нескольких новых станций метро. Помимо этого, Церетели создал ряд памятников деятелям прошлого и прижизненных скульптурных портретов современников, которые установлены в городах России и мира.

Стоит отметить его живописное и графическое искусство. Всего известно более 5000 полотен, которые находятся в экспозициях многих музеев, галерей и частных собраний и переполняют мастерские самого художника.

Помимо творчества, Церетели активно занимается и общественной деятельностью. С 1997 года является президентом Российской академии художеств, где, прежде всего, ведет работу по развитию академического художественного образования. Крупнейшим делом президента и всей РАХ являлось участие в восстановлении Храма Христа Спасителя в Москве.

С 1999 года Церетели также является директором созданного им Московского музея современного искусства, а в 2001 году открылась Галерея искусств Зураба Церетели. Также, являлся президентом Московского международного фонда содействия и послом Доброй воли ЮНЕСКО, академиком Международной академии творчества, Российской академии художеств, Грузинской академии наук, членом-корреспондентом Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо и Академии изящных искусств Франции, почетным профессором многих академий и университетов, членом Общественной палаты РФ.

Жизнь Зураба Церетели тесно связана с благотворительностью. Часть работ создана мастером безвозмездно, как дар тому или иному городу, учреждению, фонду. Художник участвует в благотворительных выставках и аукционах, направляя средства от проданных произведений на борьбу с детскими заболеваниями.

Дом-музей Зураба Церетели в Переделкине открыт в 2016 году. Музей представляет собой сад скульптур под отрытым небом и творческую мастерскую автора.

Российский институт театрального искусства 17 июля 2019 года получил в дар от художника-монументалиста, президента Российской Академии художеств Зураба Церетели скульптурную композицию «Монумент будущим звездам». Памятник установлен у исторического особняка ГИТИСа во внутреннем дворе института в Малом Кисловском переулке.

Награды и Признание Зураба Церетели

Государственные награды Российской Федерации и СССР

Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (11 ноября 1990 года) - за большой личный вклад в развитие советского изобразительного искусства и плодотворную общественную деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (26 июля 2010 года) - за выдающийся вклад в развитие изобразительного искусства и многолетнюю творческую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (4 января 2006 года) - за выдающийся вклад в развитие изобразительного искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (29 апреля 1996 года) - за большой личный вклад в создание и успешное завершение комплекса работ памятника Победы на Поклонной горе

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (20 февраля 2014 года) - за большой вклад в развитие изобразительного искусства, многолетнюю творческую и общественную деятельность

Орден Дружбы народов (14 ноября 1980 года) - за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады

Нагрудный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в российскую культуру» (2018 год)

Поощрения Президента Российской Федерации

Почетная грамота Президента Российской Федерации (1 декабря 2008 года) - за большие заслуги в развитии изобразительного искусства, многолетнюю творческую и общественную деятельность

Благодарность Президента Российской Федерации (18 ноября 1997 года) - за активное участие в подготовке и проведении празднования 850-летия основания Москвы

Благодарность Президента Российской Федерации (14 августа 1995 года) - за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Награды субъектов Российской Федерации

Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (Москва, 30 декабря 2003 года) - за большой личный вклад в развитие изобразительного искусства, многолетнюю плодотворную деятельность в интересах города и москвичей

Орден имени Ахмата Кадырова (Чечня, 2005) - за личный вклад в увековечение памяти первого президента Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова, деятельность, способствующую укреплению мира, дружбы и сотрудничества между народами

Медаль Во Славу Осетии (Северная Осетия, 2010) - за памятник жертвам теракта 2004 года в Беслане

Орден «Ключ дружбы» (Кемеровская область, 2012 год)

Медаль Тульской Городской Думы «За заслуги в области культуры и искусства» (2019 год)

Ордена и медали иностранных государств

Кавалер ордена Почетного легиона (Франция, 2010)

Офицер ордена Искусств и литературы (Франция, 2005)

Орден «Дружба» (Азербайджан, 20 мая 2019 года) - за плодотворную деятельность в укреплении культурных связей между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой

Медаль «Астана» (Казахстан, 11 декабря 1998 года) - за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами

Орден Габриэлы Мистраль (Чили, 2002) - за особые заслуги в сфере просвещения и культуры

Орден Бернардо О’Хиггинса (Чили, 2007 год)

Медаль Вермей - высшая награда города Парижа (1998)

Большая бронзовая медаль города Парижа - за выдающийся вклад в культуру, искусство и сближение народов России и Грузии с Францией (1998)

Почетный крест Благотворительной межрегиональной ассоциации ветеранов французского Сопротивления «Комбатан волонтер» (2000)

Золотая медаль ЮНЕСКО имени Пикассо (2007 год)

Золотая медаль Почета (Национальное общество искусств США) - за выдающийся вклад в искусство (2010 год)

Почетный знак «Золотой Век» - за исключительный вклад в болгарскую культуру и развитие культурного сотрудничества, (Болгария, 18 ноября 2012 года)

Премии

Государственная премия СССР (1970) - за мозаичные композиции Ленинского мемориала в Ульяновске (1969) и во Дворце профсоюзов Тбилиси (1969-1970)

Ленинская премия 1976 года в области литературы, искусства и архитектуры (20 апреля 1976 года) - за пространственно-декоративное решение детской зоны курортного городка в Адлере (премия за произведения литературы и искусства для детей)

Государственная премия СССР (1982) - за участие в создании гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве (1980)

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (21 июня 1996 года) - за мемориальный комплекс «Памятник Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» на Поклонной горе в г. Москве

Приз современного искусства 2000 «Международное признание» - «Золотая рука» (Франция) (2000)

Государственная премия Грузии (2004)

Национальная премия «Россиянин года» - за формирование и утверждение в мире образа единой российской нации с общими историко-культурными корнями и богатыми духовными традициями (2005 год)

Общественная премия газеты «Известия» - «Известность» (2009)

Общественная премия «Золотой мост» - за внесение наиболее значительного вклада в укрепление и развитие отношений между Итальянской Республикой и Российской Федерацией (2009)

Номинирован на премию Римской академии изящных искусств «За жизнь в искусстве - 2012»

Премия Дружбы народов «Белые журавли России», 2015 год

Почетные звания

Заслуженный художник Грузинской ССР (1967)

Народный художник Грузинской ССР (1978)

Народный художник СССР (28 марта 1980 года) - за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства

Профессор Тбилисской академии художеств (1982)

Действительный член Академии художеств СССР (1988)

Народный художник Российской Федерации (4 января 1994 года) - за большие заслуги в области изобразительного искусства

Посол доброй воли ЮНЕСКО (1996)

Действительный член Грузинской академии наук (1996)

Академик-корреспондент Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид) (1998)

Действительный член Академии художеств Киргизской Республики (1998)

Член-корреспондент Академии изящных искусств (Академии Бессмертных) Франции (Париж) (2002)

Почетный профессор Московского государственного университета (2004)

Действительный член Европейской академии наук и искусств (Австрия) (2009)

Народный художник Республики Северная Осетия - Алания(2019 год)

Награды международных организаций

Юбилейная медаль «МПА СНГ. 25 лет» (Межпарламентская ассамблея СНГ, 29 ноября 2018 года) - за заслуги в деле развития и укрепления парламентаризма, за вклад в развитие и совершенствование правовых основ функционирования Содружества Независимых Государств, укрепление международных связей и межпарламентского сотрудничества

Почетный знак «За заслуги в развитии культуры и искусства» (Межпарламентская ассамблея СНГ, 19 мая 2016 года) - за значительный вклад в формирование и развитие общего культурного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств, в реализацию идей сотрудничества в сфере культуры и искусства

Общественные награды

Орден «Слава России» (2003 год)

Медаль «За труды и Отечество» (2003 год)

«Российский национальный Олимп» - титул «Супер-Звезда» - с вручением ордена «За Честь и Доблесть» награды «Лучезарная звезда» и диплома (2003 год)

Орден «Меценат» благотворительного фонда «Меценаты столетия» (2003 год)

Орден Святой Анны I степени - за плодотворную профессиональную и благотворительную деятельность как в России, так и за ее пределами (Российский императорский дом, 4 марта 2013 года)

Самарский крест (Общественный совет Болгарии, 2013 год)

Почетный крест культуры и искусства (Австрийское Общество Альберта Швейцера, 2014 год)

Орден Дружбы народов «Белые журавли России», 2015 год

Почетный Гражданский орден - Серебряная звезда «70 лет Великой Победы» (2015 год)

Нагрудный знак Национального объединения изыскателей и проектировщиков, 2016 «За выдающийся вклад в отечественную и мировую культуру»

Орден «Честь и Слава Великой России» (Фонд «Сила Отечества», 2016 год)

Творчество Зураба Церетели

Художник-монументалист

Скульптурные композиции «Легенды Крыма» над входом в гостиницу «Ялта-Интурист» (1977)

Курортный комплекс в Пицунде (1967)

Парк «Ривьера» в Сочи (1970)

Дворец профсоюзов в Тбилиси (1970)

Гостиница «Венец» (бассейн-мозаика «Морское дно») (1970, Ульяновск)

Ленинский мемориал в Ульяновске (1970; Государственная премия СССР 1970 года)

Курортный городок ВЦСПС в Адлере (Сочи) (1973; Ленинская премия 1976 года)

Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» в Ялте (1978)

Постоянная миссия СССР при ООН (1980, Нью-Йорк)

Гостиница «Спорт» (1980, Москва)

Торговое представительство Венгрии в СССР (1982, Москва)

Гостиничный комплекс «Измайлово» в Москве (1980; Государственная премия СССР 1982 года)

Здание МНТК «Микрохирургия глаза» (1983, Москва)

Новая сцена Большого театра в Москве (2002)

Станции Московского метрополитена Трубная и Парк Победы

Скульптор

Монумент «Дружба навеки» в честь двухсотлетия (1783-1983) присоединения Грузии к России, сразу после установки получивший ироничное прозвище среди москвичей - «Шашлык» (Тишинская площадь в Москве, автор архитектурной части - известный поэт Андрей Вознесенский)

Монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке;

Монумент «Разрушить стену недоверия» (Лондон, Великобритания);

Шестиметровый Памятник Петру Первому в Петербурге

Бронзовая скульптура «Рождение Нового Человека» (Париж, Франция);

Скульптурная композиция «Рождение Нового Человека» (Севилья, Испания)

«Рождение Нового мира», памятник Колумбу в Пуэрто-Рико, 2016

Памятник Иоанну Павлу Второму. Франция.

Скульптурное оформление мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве (1995; Государственная премия РФ 1996 года)

Монумент «Слеза скорби» (2006, Нью-Йорк) - дар американскому народу в знак памяти жертв терактов 11 сентября.

Памятник Марине Цветаевой (2012, Сен-Жиль-Круа-де-Ви, Франция)

Памятник Зое Космодемьянской (2013, Руза)

Памятник Сталину, Рузвельту и Черчиллю, по мотивам Ялтинской конференции (2015, Ялта)

Скульптурная композиция «Воин-лыжник» в парке «Патриот» (2017)

Аллея правителей России (2017, Москва)

Памятник Пушкину (2017, Апатиты)

Скульптура А. С. Грибоедова в культурно-историческом комплексе «Двор кириллицы» (г. Плиска).

Памятник Петру I (официальное название - Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота») воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном в развилке Москвы-реки и Водоотводного канала. Он ознаменовал 300-летие Российского флота. Общая высота памятника составляет 98 метров, что делает его одним из самых высоких памятников в России и в мире

2009 - «Сто работ из Парижа». Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Сентябрь 2010 - Картинная Галерея, Таруса, Калужская область

Июль 2010 - Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Январь 2011 - выставка «Этот прекрасный мир» в рамках Года русского языка и российской культуры в Италии, Центральный выставочный зал,

Март 2011 - Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей, Звенигород

Март 2011 - Персональная экспозиция в рамках выставки «Российская Академия Художеств. Люди, события, факты истории», Сан Сальваторе ин Лауро,Рим,Италия

Апрель 2011 - персональная выставка Церетели в рамках Года Россия-Италия 2011, Анкона, Италия

Май 2011 - Константиновский дворец, Стрельна, Санкт-Петербург

Май 2011 - персональная выставка Челябинский городской музей искусств, Челябинск

Сентябрь 2011 - Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург

Декабрь 2011 - Тульский музей изобразительных искусств, Тула

Март 2012 - Музей современного искусства, Тбилиси, Грузия

Март 2012 - Новосибирский государственный худож

ественный музей, Новосибирск

Сентябрь 2012 - Кемеровский областной музей изобразительных искусств, Кемерово

Сентябрь 2012 - Ульяновский музей-мемориал В. И. Ленина, Ульяновск

Июль 2012 - Томский областной художественный музей, Томск

Декабрь 2012 - Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского севера», Архангельск

Зураб Церетели – один из наиболее известных советских деятелей искусства, а ныне президент Академии художеств России. Талантливый и творческий Зураб Церетели смог себя проявить практически во всех сферах современного искусства – автору принадлежат картины, фрески, мозаики, барельефы, скульптуры, монументы и другие работы.

Однако с особым вдохновением метр создает памятники монументального искусства, вкладывая в них свой талант, переживания и душу. Несмотря на успешную карьеру и огромную популярность скульптора-монументалиста, до сих пор его работы вызывают неоднозначную реакцию не только у обычных людей, но и у искусствоведов, художественных критиков и коллег по творческому цеху. В чем же заключается гениальность и неоднозначность персоны Зураба Церетели разберемся в этой статье.

Биография Зураба Церетели

Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 г. в столице Грузии. И отец, и мать будущего скульптора принадлежали к известным в Грузии княжеским родам, поэтому семья Церетели принадлежала к грузинской элите. Отец Зураба Церетели Константин Георгиевич был успешным инженером строителем.

Мать будущего деятеля искусства Тамара Семёновна Нижарадзе – посвящала себя семье и детям. На выбор профессионального и творческого пути будущего мэтра ключевое влияние оказал Георгий Нижарадзе – брат Тамары Семеновны и известный грузинский живописец.

В доме Георгия Нижарадзе, где проводил много времени Зураб, собиралась грузинская творческая элита Д. Какабадзе, С. Кобуладзе, У. Джапаридзе и др. Именно они вовлекли юношу в мир живописи и искусства, обучили его основам рисования и создания скульптур, вдохновили на творческое развитие.

Гениальный скульптор окончил Академию художеств в Тбилиси, однако его карьерный путь начался с работы в Институте истории, археологии и этнографии Грузии. В 1964 г. Зураб Церетели проходил повышение квалификации во Франции, где познакомился с творчеством выдающихся живописцев эпохи П. Пикассо и М. Шагалом.

В конце 60-х годов скульптор принял решение развиваться в сфере монументального и скульптурного искусства, после чего были созданы сотни широко известных памятников, скульптур, стел, монументов, статуй, бюстов, установленных по всему миру.

За профессиональные и личностные заслуги скульптор удостоен рядом наград и званий: Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР, Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалер ордена Почётного легиона.

С 1997 года и по сегодняшний день Зураб Церетели возглавляет Российскую академию художеств. В 2003 г. за профессиональные достижения и заслуги перед Россией Зураб Церетели получил российское гражданство.

Успешен гениальный скульптор и в семейной жизни. Зураб Церетели женат на Инессе Александровне Андроникашвили и имеет дочь Елену, которая подарила ему троих внуков. А в начале 2000-х годов чета Церетели пополнилась четырьмя правнуками.


Фото:

Самые известные работы Зураба Церетели

Творческое наследие автора состоит более чем из 5000 работ, каждая из которых оригинальна, самобытна и неповторима. Рукам великого деятеля искусств принадлежат десятки пейзажей, портретов, мозаик, панно, барельефов , бюстов и сотни скульптурных изваяний. Все работы грузинского скульптора посвящены известнейшим во всемирной истории персонам (Ш. Руставели, Георгий Победоносец, М. Цветаева, Б. Пастернак и др.) и живописной природе России и Грузии.

Скульптуры и монументы маэстро установлены не только в родных ему России и Грузии, но и во Франции, Бразилии, Испании, Литве, Великобритании и других странах. Знаковыми в творчестве Церетели и наиболее известными работами стали именно скульптурные изваяния. Так, наиболее удачными работами Зураба Церетели признаны:

  • Парный монумент «Дружба народов» — одна из наиболее ранних работ скульптора. Памятник установлен в Москве в 1983 г. как символ 200-летия воссоединения России и Грузии;
  • Стела Победы — установлена в 1995 г. на Поклонной Горе в честь победы над фашистской Германией. Высота монумента составляет 141,8 м. и имеет символическое значение – каждому дню войны соответствует 1 дециметр;
  • Скульптурная композиция «Рождение нового человека» — установлена в 1995 г. в Севилье. Данная скульптура считается одной из наиболее известных во всем мире работ Зураба Церетели. Миниатюрная копия монумента также установлена во Франции;
  • Монумент «Памятник Петру I» — установлен в 1997 г. на искусственно созданном острове между водоотводным каналом и Москвой-рекой. Памятник был выполнен по заказу Правительства России и посвящен памяти великого царя Петра I. Высота монумента составляет около 100 метров;
  • Монумент «Слеза скорби» — создан скульптором как знак сочувствия и памяти о жертвах теракта 11 сентября 2001 г. Памятник установлен в США, а на его открытии присутствовал президент Б. Клинтон.
  • Монумент «История Грузии» — возведен вблизи Тбилисского моря. Работа над скульптурой еще не закончена. На сегодня монумент представляет собой три ряда колонн, на которых расположены барельефы и объемные изображения самых известных и знаковых персон Грузии;
  • Скульптура «Добро побеждает зло» — установлена в США перед главным зданием ООН в 1990 г. Скульптурное изваяние стало символом окончания Холодной войны;
  • Монумент «Святой Георгий Победоносец» — установлен в Тбилиси (Грузия) в 2006 г. конная статуя Георгия Победоносца расположена на 30 метровой колонне на площади Свободы.

В сфере архитектуры Зураб Церетели также создал гениальные произведения. Под его руководством возведен Храм Христа Спасителя. По задумке скульптора здание было украшено массивными медальонами из полимерных сплавов, облицовка выполнена из мрамора, а кровля — из покрытия, включающего нитрид титан.

Одним из последних творений скульптора стала Алея Правителей, которая расположена в Москве, в Петроверигском переулке. На Аллее расположены бюсты всех правителей Руси, созданные руками Зураба Церетели.


Фото:

Скандальные работы Церетели

Присутствуют в творчестве скульптора и неоднозначные, даже скандальные работы. Ряд известнейших монументов вызвал негодование и критику и заказчиков, и горожан, а монтаж памятников был окутан слухами и протестами. Так, громкими скандалами сопровождалась установка таких монументов:

  • Памятник Петру I – еще до установки некоторые москвичи были против монтажа монумента в их городе. Жители устраивали пикеты и митинги, писали просьбы Президенту. Акции протеста продолжались и после установки монумента. Также ходили слухи, что изначально на месте Петра была статуя Колумба, однако продать монумент так и не удалось ни в Латинскую Америку, ни в Испанию. После этого Колумб был заменен на статую первого российского императора и благополучно установлен в Москве. Скандальности изваянию Церетели добавило и присутствие в Рейтинге самых уродливых строений в 2008 г. Противники монтажа памятника с сарказмом прозвали монумент «Петр в юбке».
  • Монумент «Памятник Жандарму» (или «Луи») — установлен в Москве, рядом с гостиницей «Космос». Памятник создан в честь лидера Французского Сопротивления, однако французские власти отказались от презента, после чего монумент установили в России. Впоследствии и французские, и российские СМИ разнесли в пух и прах внешний вид изваяния. Так, пресса писала, что великий лидер больше похож на мученика или раба, его лицо искажено всеми муками ада, а силуэт вообще выглядит комично. Бытовала мнение, что статуя похожа на Луи де Фюнеса – известного французского актера, который играл главную роль в серии фильмов о жандармах. Журналисты спорили о том, вызовет ли монумент международный скандал или сведется к дипломатическому инциденту.
  • Скульптурная композиция «Слеза скорби» — подарена американскому народу в знак сочувствия трагедии 11 сентября 2001 г. Сам автор в своем творении символически изобразил башни-близнецы, однако американцы увидели в памятнике совсем другой смысл. Так, в одном американском издании было написано, что монумент визуально похож на половые органы женщины, и устанавливать его было бы оскорблением для представительниц прекрасного пола. Изначально монтаж изваяния был задуман на месте трагедии, однако после столь критичных комментариев монумент установили в штате Нью-Джерси на пирсе реки Гудзон.
  • Памятник «Трагедия Народов» — символическое изваяние, посвященное жертвам Беслана. Скульптура представляет собой шествие жертв геноцида, восставших из могил. Эта скульптурная композиция вызвала неоднозначную реакцию у населения и критиков. Так, искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели. А вот москвичи были категорически против его монтажа, организовывали пикеты и протестные акции. Горожане называли шествующих «зомби» и «гробами» и требовали хотя бы перенести подальше этот «ужас». Впоследствии скульптура была демонтирована и перенесена вглубь парка на Поклонной Горе.

Еще один скандал вокруг творчества Церетели произошел в 2009 г., когда планировался монтаж статуи Иисуса Христа на Соловках. Руководство заповедника на Соловках аргументированно возражало против установки статуи. Монумент так и не был установлен.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные