А г венецианов картины с названиями. Художник венецианов биография

Венецианова называют певцом крестьянской жизни. Крестьянская тема не соответствовала сложившимся эстетическим взглядам зрителей того времени, в котором жил художник. Его пристрастие к «низкому жанру» вызывало непонимание. Лучшие картины нашли своего зрителя лишь спустя десятилетия после смерти живописца.

Знакомство детей с творчеством Венецианова нужно начинать с дошкольного возраста. Предлагаю для детей познавательный материал о биографии и картинах художника.
Алексей Гаврилович Венецианов – создатель новой темы в русской живописи. Его творчество было самобытным, свободным и своеобразным. Он творил, повинуясь своему разуму, слушая свое сердце, и не стремился кому-либо угождать своими картинами.

Родился А. Г. Венецианов в Москве в 1780 году. Его предками были выходцы из Греции. Отец Гаврила Юрьевич был торговцем и видел в сыне своего продолжателя. Алексей с ранних лет срисовывал картины и писал с натуры. Бороться с увлечением сына было бессмысленным, и отец купил ему книгу «Любопытный художник и ремесленник». Из воспоминаний племянника художника Н. Венецианова известно, что у маленького Алексея был учитель Пахомыч, который научил его готовить краски, делать грунтовку холста и натягивать холст на подрамник. Учился Венецианов в частном пансионе, после окончания которого работал в Чертежном управлении.

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

В 1802 году художник переехал в Петербург. В 1807 году он поступает на службу в Канцелярию почт. Там Венецианов познакомился со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским. Так начинающий живописец оказался в центре художественной жизни и в кругу известных русских писателей и художников. В тот же год он начал издавать первый в России юмористический листок «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», запрещенный позже цензурой за сатиру на чиновников.

В 1811 году за представленный в Академию художеств автопортрет художник получил звание «назначенного». Эту ступень могли преодолеть все те, кто не учился в Академии. Через год Венецианов выполнил программу, получив звание «академика». В период Отечественной войны 1812 года Венецианов создал серию карикатур на французов и дворян-галломанов.

В 1815 году художник женился на девушке из дворянской семьи М. А. Азарьевой. Через год родилась дочь Александра, спустя три года – дочь Фелицата. В 1818 году семья Венециановых купила небольшое имение в Тверской области. Из воспоминаний дочери Александры:

«Крестьяне наши папеньку очень любили, и он заботился о них, как отец. У нас самый бедный крестьянин имел двух лошадей, но большей частью по четыре и по шесть…»

В Сафонково Венецианов писал картины крестьянской жизни и портреты. Эти работы, созданные с натуры, вошли в ряд нового художественного направления, основой которого стало правдивое отражение жизни. Вот, что он писал о трудном пути художника:

«кистью современного живописца часто управляют нужда и вежливость, а он вынужден отступать от истины и марать свои достоинства».

В 1820 году художник начал обучать талантливых крестьянских детей ремеслу живописца. Со временем сформировалась группа, известная как «школа Венецианова». Многих своих учеников учитель пристраивал в Академию художеств. Венецианов говорил своим ученикам:

«Таланты тогда развиваются, когда они ведутся по тем путям, к которым им природа назначила».

Он и сам шел путем, назначенным природой.

В 1824 году он выставляет «крестьянские» полотна в Академии художеств. Академический совет забраковал эскизы художника для конкурсной картины, которая открыла бы ему путь к званию «советника живописи».

В 1830 году Венецианов получил звание «художника государя императора». Ему было назначено ежегодное жалование в 3000 рублей и вручен орден св. Владимира 4-й степени.

В 1831 году умирает жена Марфа Афанасьевна, оставив на воспитание отцу двух юных дочерей. В 1833 году не стало отца Гаврилы Юрьевича. Содержание школы требовало непомерных расходов. За 20 лет школу прошли больше 70 учеников. Многие ученики стали известными художниками: Н.С. Крылов, Л. К. Плахов, А. В. Тыранов, А. А. Алексеев, Г. В. Сорока…

В Сафонково находили приют странники, монахи, иконописцы… Венецианов перестал выставлять свои картины. Ему пришлось заложить свое имение, браться за заказные работы: портреты и иконы для церквей. В последние годы он страдал от упадка сил, падал в обморок. 4 декабря 1847 года художник вез эскизы икон из Сафонково в Тверь. На спуске с горы лошадей понесло, и его выбросило из саней. Эта поездка закончилась трагедией.

«Захарка» 1825

Портрет крестьянского мальчика написан с реального человека. Захарка был сыном крестьянина Федулы Степанова. В образе Захарки художник показал маленького мужичка-труженика. Его одежда, шапка, варежки были не по размеру. Не по возрасту давали ему и работу. На плече мальчик держит топор.

Захарка работает с малых лет и знает, что от его труда зависит жизнь всей семьи. Глаза мальчика отведены в сторону, но сосредоточенный взгляд очаровывает простотой, естественностью, добротой. Мягкие черты лица, пухлые губы, огромные задумчивые глаза, поворот головы создают одновременно ощущение наивности и кажущейся взрослости, жестковатости. Вглядываясь в лицо крестьянского мальчишки, зритель понимает, что именно на таких простых тружениках держится мир.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворение Н. А. Некрасова «Мужичок с ноготок»

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
- Здорово, парнище! - «Ступай себе мимо!»
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? - «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
- А что, у отца-то большая семья? -
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
- Так вон оно что! А как звать тебя? -
«Власом».
- А кой тебе годик? - «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» - крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

Во время обсуждения стихотворения задайте ребенку несколько вопросов:

  • О ком рассказывает поэт Некрасов в своем произведении? (О мальчике)
  • Как его зовут? Сколько ему лет?
  • Что он делает в лесу? (Везет хворост)
  • Почему у Власа большие сапоги и рукавицы? (Одежду носили в бедной крестьянской семье все по очереди)
  • Как ведет себя Влас? Какой он? (трудолюбивый, важный, грозный, ответственный…)

Рассмотрите картину Венецианова «Захарка». Попросите сына (дочь) ответить на вопросы:

  • Кто изображен на этой картине? Сколько ему лет? (7-9 лет)
  • Что он сжимает в руке? (Инструмент)
  • Куда он идет? (Он идет на работу)
  • Почему мальчик работает? (Он живет в крестьянской семье. Крестьянские дети помогали родителям с раннего возраста)
  • Какие чувства ты испытываешь к герою картины? Какой он? (Серьезный, задумчивый, сильный, уверенный…)
  • Что общего в этих двух произведениях? (Главным героем стихотворения Некрасова и картины Венецианова является деревенский мальчик).
  • Чем похожи Влас и Захарка? (Влас и Захарка умеют трудиться. Они оба из крестьянской семьи, и, несмотря на малый возраст, много работают и считают себя взрослыми).
  • Как относятся к своим героям поэт Некрасов и художник Венецианов? (Некрасов испытывает к своему маленькому герою жалость и нежность, называя мальчика «мужичком с ноготок». Однако он восхищается его взрослостью и рассудительностью: «Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой, да я…». Чувства Венецианова к Захарке переданы в самом образе героя. Портрет полон эмоций: о чувстве взрослости говорит поворот головы и привычное обращение мальчика с инструментом, детский возраст выдают черты лица и величина одежды).

По окончанию знакомства с картиной можно предложить ребенку выучить стихотворение Некрасова.

« Спящий пастушок» (между 1823-1826)


Летний день. Ярко светит солнце, освещая своими лучами голубое небо, зеркальную речку, зеленые берега, лесистые холма, далекую пашню… Вот стоит ряд крестьянских домишек с огороженными частоколом огородами. Крестьянка несет воду с речки. Деревня живет своей незатейливой жизнью, которая тесно связана с природой.

На переднем плане изображен спящий сладким сном пастушок. На нем теплая домотканая одежда с красным пояском, на ногах лапти с онучами. Его правая нога вытянута вперед, руки расслаблены. В образе бедного пастушка видна гармония человека и природы.

Попросите ребенка описать картину. Задайте ему несколько вопросов:

  • Какое время года изображено на картине?
  • Как изображена природа?
  • Какое настроение передает художник нам, зрителям?
  • Что делает мальчик? (Спит)
  • Чем он занимается в своей жизни? (Пасет коров).
  • Из какой он семьи? Какая у него одежда? (Он одет в рубаху, порты и армяк).
  • Во что он обут? (в лапти с онучами).

Рассматривая одежду и обувь героя картины, родители должны обращать внимание на развитие словарного запаса ребенка. Необходимо объяснить ему значение старинных слов, вышедших сегодня из употребления, таких как армяк, порты, лапти, лыко, луб, онуча…

Слово «порты» означает длинные неширокие штаны, армяк – сшитый из армячины крестьянский кафтан. Кафтан – верхняя мужская одежда, похожая на халат. Армячина – шерстяная ткань.

Лапти – вид обуви, который использовался в каждой крестьянской семье. Их плели из липового лыка, из ивовой и дубовой коры. Лыко – молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева. Луб – внутренняя часть коры молодых деревьев. Онуча – кусок плотной суконной материи, навертываемый на ногу при ношении лаптей или сапог.

После обсуждения картины предложите сыну или дочери составить небольшой рассказ с использованием старинных слов.

Время создания портрета неизвестно.

Молодая девушка смотрит на мир открыто и робко. В живых глазах отражена чистая, невинная душа. Искренний взгляд манит загадочностью. Губы замерли в легкой улыбке. Ее каштановые волосы гладко зачесаны. Синяя косынка бережно обрамляет нежное лицо. Она не знает зла и тяжелой крестьянской доли, верит в добро, доверяет людям…

Это не измотанная трудом крестьянка, а юная красавица. Даже в том, как девушка держит руку, таится благородство манер, чувств. Художник изобразил образ, полный гармонии и юной прелести. Он уверен в том, что юная крестьянка несет в мир свет и заслуживает счастья в жизни.

«Жнецы» 1825

На картине представлена сцена из крестьянской жизни, которую художник наблюдал в поле, на жатвенных работах. Героями картины являются крестьянка Анна Степановна и ее сын Захарка. Жница остановилась отдохнуть, и в этот момент ей на руку сели две бабочки. Бросается в глаза ее печальный, усталый вид. В глазах кроется обреченность, на лице играет полуулыбка. Держа руку на весу, она показывает прилетевших красавиц своему сыну. Мальчик рассматривает их с удивлением и интересом. Он радуется жизни. Главная идея картины заключается в том, что крестьяне близки к природе, любуются ее красотой, проникаются ею.

Для более глубокого изображения тяжелой крестьянской доли художник использует отдельные детали: потемневшая от работы холщовая женская рубаха, сшитый из лоскутов сарафан, выступивший жар на лице жницы, обессиленные нежные руки, держащие серп, обветренные пальцы мальчика… Какой бы жестокой не была судьба, крестьянка стремится к красоте. Об этом напоминают ее скромные бусы.

«На пашне. Весна» 1820


Раннее утро. Молодая крестьянка в красном сарафане и нарядном кокошнике боронит пашню. Первый день пахоты был настоящим праздником. Крестьяне выходили в поле в своих лучших нарядах. Картина полна аллегорий. В образе женщины воплощена богиня весны. Она плавно ступает по пашне босыми ногами. Лошади, тянущие плуг, покорно повинуются своей хозяйке. На окраине поля играет младенец, одетый в одну рубашонку. Молодая мать любуется своим первенцем, доверив его матери-земле. Ребенок олицетворяет начало жизни. На распаханном поле видна пробивающаяся зелень. Вот рядом с высохшим корявым пнем растут молодые деревья. Вдали, словно по кругу, ведет за собой лошадей другая крестьянка. В этом простом сюжете предстает вечный круговорот жизни: обновление природы в связи со сменой времен года, ее рождение и увядание.

«На жатве. Лето» 1820


Картина представляет собой окно в большой мир крестьянских забот. Тянется до самого горизонта местами убранное ржаное поле. Желтая нива блестит от раскаленного солнцем воздуха. Вдали видны женские фигуры жниц. Идет своим чередом жатва — вяжутся стога.

На переднем плане сидит мать, кормящая грудью своего младенца. Его принесли покормить старшие дети. Рядом с женщиной лежит серп. Жница смотрит на спелое поле, прижимая к сердцу ребенка. Ее ждет работа, с которой нужно справиться в короткие сроки. В этой картине художник показал идиллию – красоту крестьянских будней и прелесть русской природы, скрыв все тяготы крестьянского труда.

Главная тема творчества Венецианова – человек на земле, его связь с природой. Художник показал на своих полотнах повседневные занятия крестьян, их быт, характеры, взаимоотношения с окружающим миром. Свою первую скрипку в живописи он сыграл мастерски. В этом и есть истинная ценность художника А. Г. Венецианова.

Уважаемый читатель! Приглашаю вас совершить экскурсию по творчеству русского живописца А. Г. Венецианова. Желаю вам и вашим детям приятных впечатлений и эмоций!

(1780 – 1847)

Отцом русского бытового жанра по праву можно считать именно Алексея Венецианова, который он возвел в ранг полноценного вида живописи. Венецианов не только отдал дань идеальным представлениям о должном, не только демократизировал тематику, обратившись к «презренному» крестьянству, в котором он увидел человеческое достоинство, но определил собой целую эпоху нового реалистического искусства.

Жанр у Венецианова приобретает поэтический характер. Жизнь крестьян преподана в связи с природой, без которой она не мыслится. Пластические свойства венециановской живописи отличались, с одной стороны, большей привязанностью к натуре, утрачивающей условность классицизма или романтизма, с другой – почти эскизным письмом, в чем то предугадывающем будущие достижения импрессионизма.

Своеобразный поэтический реализм, сосуществовавший в творчестве Венецианова с некоторой сентиментальностью, был прорывов в будущее, которые продолжили его многочисленные ученики и последователи.

В обучении художническому мастерству Венецианов пренебрегал академической системой, приучая видеть жизнь через окружающий предметный мир. Работа с натурой стала главным принципом его педагогической системы. Школа Венецианова – удивительнейшее и прекрасное явление в русской живописи.

Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. В юности служил чертежником, занимался рисованием и живописью самостоятельно.

Приехав в 1802 году из Москвы в Петербург, некоторое время учился у Боровиковского, много копировал в Эрмитаже. В начале своей художественной карьеры Венецианов успешно работал в области сатирической графики, издавал журналы карикатур.

В 1811 за «Автопортрет» (ГРМ) признан назначенным в академики, в том же году за программу «Портрет К.И.Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств (ГРМ) удостоен звания академика. Во время Отечественной войны 1812 года исполнил сатирические листы.

В 1815 приобрел имение в Тверской губернии, куда в 1819 году переехал из Петербурга «оставив службу для того, чтобы полнее посвятить себя живописи с оригиналов натуры».

Основав школу в Сафонкове, обучал живописи «по принятой им методе». Учениками были молодые люди, которых художник «по бедности их» брал на свое содержание, и крепостные. Среди учеников и последователей художника, составивших целое направление в русском искусстве, известное как школа Венецианова – Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Сергей Зарянко, Евграф Крендовский, Лавр Плахов, Капитон Зеленцов и многие другие.

3. Венецианов Алексей «Портрет молодого человека в испанском костюме» 1804 Бумага, пастель 55х47 Государственный Русский музей

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847) - русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты - матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге чиновником.

В 1811 году - признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, - в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский.

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

ТВОРЧЕСТВО

С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ - «Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1802, ГРМ).

Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры.

Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.


В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I. Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он - один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения - легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе.

После успеха картины «Гумно», купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги «на обучение молодых бедных людей» по новому методу.

Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Ученики мастера - в ряде случаев крепостные - жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно.

Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов.

Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным. В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание.

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730-1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.

Исполнял портреты и пейзажи, один из первых мастеров бытового жанра. Первым создал целую галерею крестьянских портретов, переданных правдиво, однако, с долей синтементальности. Пейзажи, на фоне которых изображались портреты, предвосхитили искания будущих пейзажистов.

Венецианов родился в небогатой семье греческого рода Венециано. Его отец был купцом 2-й гильдии. О первоначальном художественном образовании художника мало что известно. Любовь к рисованию, талант и увлечение портретом рано проявились у мальчика и не остались незамеченными. В 1790-х годах Алексея Венецианова направляют учиться в Московский честный пансион. Окончив учёбу, Венецианов поступает на службу чертёжником. В начале 1800-х гг. был переведён в Петербург, в почтовое ведомство. Выполняя службу в Канцелярии директора почт Трощинского Д.П., Венецианов продолжал обучаться живописи самостоятельно, копируя картины в Эрмитаже итальянских и немецких мастеров. В это же время он берёт уроки у известного портретиста В.Л. Боровиковского.

В поисках средств на существование русский художник решил издавать «Журнал карикатур в лицах», запрещённый, в последствии, указом Александра I. Тогда художник пробует себя в качестве портретиста, дав объявление в газету о том, что художник, «списывающий предметы с натуры настелем», готов принять заказы. Но и это не дало результата.

В 1811 году Венецианов написал автопортрет, за который совет Академии художеств присвоил ему звание назначенного академика. В этом же году, представив картину «Портрет инспектора Академии художеств Головачевского с тремя учениками», художник получает звание академика.

В 1819 году Венецианов купил в Тверской губернии село Сафонково с 70 душами крепостных, построил дом и оставил службу, чтобы посвятить себя искусству.

Во время Отечественной войны 1812 года русский художник занимался графикой. Он вместе с И.И. Теребеневым и И.А. Ивановым издавал сатирические листки военно-патриотического содержания. Помимо графики Венецианов обращался к такому новому изобретению, как литография. В 1818 году стал одним из первых членов Общества учреждения училищ по методике взаимного обучения – легальной организации декабристского Союза благоденствия. Перед Обществом стаяла задача повысить грамотность простого народа.

В 1824 году, состоялась выставка работ русского художника в Академии художеств, имевшая несомненный успех. После чего Венецианов написал работу, которая должна была дать ему право преподавания в Академии художеств в классе перспективной живописи. Академия художеств не одобрила картину, художник, не прошедший академической выучки оставался «чужим». Но, несмотря на это, у Венецианова к середине 1820-х годов сложилась группа учеников из простого сословия. У Венецианова был прирождённый талант педагога. Однако, обучение молодых художников дорого обходилось Венецианову, в 1829 году ему пришлось заложить имение, чтобы расплатиться с многочисленными долгами.

В 1830 году Николай I назначил Венецианова придворным живописцем, что спасло от безденежного положения. Это звание давало в год 3 000 рублей.

Продолжая обучать молодёжь, Венецианов делал упор на работу с натурой, на изображении реальной окружающей жизни. Однако, он не отвергал академизм. Некоторые из его учеников посещали академические классы, получая признание Академии художеств, награды. Всего у Венецианова прошло обучение около 70 учеников.

С конца 1830-х годов русский художник всё реже бывает в Петербурге. Его новая попытка пробиться в Академию художеств была безуспешной. Он продолжает писать, но его картины стали приобретать некоторую слащавость. Тщетными были и попытки художника писать картины в историческом и мифологическом жанре. Пожилой, но еще достаточно бодрый человек, Венецианов погиб в результате несчастного случая, когда кони понесли его сани с крутого спуска.

Известные произведения Венецианова Алексея Гавриловича

Картина «Спящий пастушок» написана в 1823-1824 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Венецианов был первым художником в русской живописи, который не просто изображал быт крестьян, а создавал поэтических образ русского человека, в гармонии с окружающим миром. «Спящий пастушок» одна из самых поэтичных картин в творчестве Венецианова. Крестьянские дети изображались им с особой теплотой и лирической приподнятостью.

На картине крестьянский мальчик, уснувший в поле, на берегу узкой речки. Спит, прислонившись к стволу старой берёзы. На заднем плане – русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими ёлочками и бескрайними, уходящими до самого горизонта полями. Художник стремился передать умиротворение и покой, лирическую любовь к природе и человеку. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нём национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной и трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив – именно поза спящего мальчика с её своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.

Картина «Захарка» исполнена русским художником в 1825 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Венецианов показывал крестьян в их повседневной жизни. Трудовым людям в его картинах свойственны черты собственного достоинства и благородства. В то же время художник старается передать натуру в соответствии с реальностью.

На картине Венецианов изобразил портрет мальчика, Захарки – сына крестьянина Федула Степанова, взятого Венециановым из отдалённой деревни Сливнево. Крестьянский мальчик, хоть и маленький, но вид у него важный, деловой. Образ Захарки очень близок некрасовским образам крестьянских детей; это их предшественник в русском искусстве. Ну, прямо мужичок с ноготок!

Большие живые глаза смотрят из под огромной шапки, наползающей на лицо. В лице крестьянского мальчика читается энергия, ум. Волевой характер Захарки говорит зрителю о том, что это уже настоящий работник в семье.

Картина «На пашне. Весна» исполнена в первой половине 1820-х годов, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин Венецианова, была написана вскоре после картины «Гумно». Первоначальное название картины – «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей». Картину называли «Деревенская женщина с лошадьми». Своё конечное название картина приобрела, когда была создана серия Венецианова «Времена года», в которую было включено полотно «На пашне. Весна».

Картина выглядит странно, если говорить о её сельской действительности. Это видно из высокого роста женщины по сравнению с лошадьми, её необычайного изящества. Казалось бы весеннее время года и в то же время перед нами ребёнок в тонкой рубашке, и венки из цветов необычайной для этой поры года васильковой синевы. Все эти «странности» необыкновенно звучат на фоне русского пейзажа. Это уже не просто фон. Венецианов первым предвосхитил события истории пейзажа, увидел гармонию русских полей, передал состояние весеннего неба, с редкими облаками, летящими к горизонту. И всё это дополняют лёгкие силуэты деревьев. Несколько пар таких крестьянок с лошадьми изображены на картине, замыкающие круг. На поле совершается великое таинство мирового круговорота.

Шедевр Венецианова А.Г. – картина «Гумно»

Проживая в имении, в Тверской области русский художник часто совершал наезды в Петербург по делам. В одной из таких поездок, посетив Эрмитаж, Венецианов был потрясён картиной Ф. Гране, а именно иллюзионистической передачей пространства церковного интерьера. У него возник замысел, используя ту же технику, написать произведение «Гумно». Цель была достигнута – Венецианов показал окружающую его действительность такой, какая она есть, ничего не выдумывая. В 1820-х годах русский художник исполнил целый ряд картин, следуя этому намерению. Это были годы творческого подъёма Венецианова. В это время он внёс неповторимый вклад в искусство.

Картина «Гумно» исполнена в бытовом жанре. Сюжет картины – крестьяне, трудящиеся и отдыхающие на деревенском гумне. Необычайно точно переданы позы крестьян, их естественная красота лиц. Зрителю интересно всматриваться в различные предметы крестьянского обихода. Это и запряжённые в телеги лошади, и заботливо развешанная на стенах упряжь. Освещение вместе с перспективой создаёт глубину, объединяя пространство гумна с пейзажем.

  • Спящий пастушок

  • Захарка

  • На пашне. Весна

  • Гумно

  • Портрет матери А.П. Васнецовой

  • Портрет К.И. Головочевского с тремя учениками

  • Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка П.А. Чичерина

  • Портрет молодого человека в испанском костюме

  • Портрет чиновника

  • Портрет художника И.В. Бугаевского-Благодарного

А. Г. Венецианов (1780 - 1847) - художник русской школы, учившийся у В.Л. Боровиковского и получивший звание академика, когда в 1811 г выполнил конкурсную программу - «Портрет К.И. Головачевского».

Краткие сведения о картинах

Первоначально, живя в Петербурге, Алексей Венецианов специализировался в портретной живописи. Это были и заказные работы, и «для себя». Эти работы известны нам с 1801 года. В течение двадцати лет им было исполнено 18 портретов.

Но, женившись, оставив Петербург и переехав в Тверскую губернию, художник начал писать жанровые сценки из крестьянской жизни. Именно эти работы принесли живописцу всеобщее признание. Его расцвет относится к 20 - 30 годам 19 века. Наиболее известными стали картины «Жнецы», «Спящий пастушок» и «Захарка». Алексей Венецианов стал работать, не подражая мастерам, чьи работы видел в Эрмитаже, а изображая жизнь такой, какую он видел, причем на открытом воздухе. Это стало переворотом в его творчестве и новаторством того времени.

«На пашне. Весна»

На картине изображены простые сельские будни - крестьянка боронит вспаханное поле. День ясен и тепел. Поля просторны. Ход женщины нетороплив.

Она идет босиком, что имеет сакральный смысл. Земля божественно плодородна, на нее нельзя ступать сапожищами, к ней надо относиться с любовью, только тогда она даст урожай. Сама молодая женщина - живое олицетворение весны и плодородия - с нежностью смотрит на своего малыша, играющего незамысловатыми желтыми и синими цветами. Земное и божественное сливаются в единое целое. А казалось бы, какой простой сюжет - на пашне, весна - взял мастер, и какой сложный смысл заложил в него.

«Пастушок с дудкой»

В находится работа, написанная на дереве, - «Пастушок с рожком». Набегавшийся за день мальчуган в задумчивости лежит и отдыхает.

Босая ножка измазана землей. Нежность его возраста сопоставлена с молоденькой березкой, около которой он расположился. В скромной котомочке под рукой находилась еда. Теперь, похоже, котомка опустела, и мальчик с естественной грацией на нее опирается. Его руки работа еще не огрубила и не изуродовала. Какая будущность ждет ребенка? Об этом задумываешься, глядя на него. Он повторит путь своих дедов и отцов, не более. А кто знает, какие таланты кроются в нем?

«Спящий пастушок»

Это новаторское полотно, наполненное разными тонами и потому живое. Сюжет прост. Заснувший сидя подросток прислонился спиной к березе. За ним течет речка, берега которой поросли мягкой травой. На другой стороне речки идет девушка по воду с коромыслом на плече. Если приглядеться, то можно увидеть слева в углу часть спины, видимо, рыбака. И перед нами раскрыли свои просторы луга и поля. Медленно тянется длинный теплый летний день. Это вековечная Русь встает в холмах и перелесках вдали. Пейзаж слит с людьми. Они, и люди, и природа, естественны, как сама жизнь, потому что художник работал на пленэре, что тогда принято не было.

Еще один детский портрет

Картина Венецианова «Вот-те и батькин обед!» покоряет с первого взгляда. В задумчивости над пустым бочажком сидят двое - мальчик лет пяти-шести и его верный друг - пушистый пес, умильно заглядывающий в лицо.

Босоногий мальчуган в белой рубахе и белый пес - два светлых пятна на картине. Весь фон соответствует грустному настроению ребенка, которой подпер лицо рукой, он темен. Невозможно не посочувствовать горю оставшейся голодной, возможно, не в первый раз паре. Дети крестьян впервые появляются на русских картинах только у Венецианова.

«Гумно»

Нельзя говорить о художнике, не упомянув работу, созданную в 1821 году и ставшую для него новым этапом. Изображено большое длинное помещение, предназначенное для того, чтобы сложить хлеб (он насыпан горкой в центре) и обмолотить его. На холсте изображены сидящие, отдыхающие крестьяне и те, которые продолжают работать. А также телеги, лошади. Все вмещает огромный сарай. Он освещается очень необычно. На переднем плане - не ярко, в центре через окно проникает поток света, и в конце сарая через открытую дверь снова вливается яркий свет с улицы, которую тоже видно. Перспектива строится сложно. При помощи света, о котором уже было сказано, и за счет уменьшения фигур и предметов на заднем плане. Этому немало способствует пол. Очень интересны фигуры крестьян, которые, сидя, привалились к бревнам гумна. Изумляет и колористическое решение - золотисто-коричневатое, праздничное. Эта была выставлена на выставке в 1824 году и очень понравилась Александру I, который ее приобрел. Академия ее приняла холодно, поскольку тема была далеко не возвышенная.

«Утро помещицы»

Эта картина Венецианова является жанровой сценкой, на которой изображается повседневный быт: раннее утро, хозяйка в домашнем платье и чепце сидит на стуле за столом. Мебель соответствует тому времени, она из красного дерева.

Свет падает из окна со спины помещицы, ее лицо четко не видно, но хорошо просматривается ее силуэт. Хорошо освещены пол и ширма. Ширма и стол делят пространство полотна, позволяя обратить внимание на три фигуры и лен, который, обвязанный, лежит на полу. Комната, в которой происходит раздача льна, небольшая, интерьер за спиной хозяйки полностью утопает в тени, углубляя пространство картины. Атмосфера полна спокойствия. Две крестьянки слушают указания своей барыни и держатся с достоинством. Картина Венецианова обобщает бытовую сценку, типизируя ее.

«Жнецы»

Венецианов написал на тему жатвы несколько картин: «Крестьянка с бабочками», «На жатве» и еще несколько. Хорошо разработав этот мотив, он выстроил композицию нового полотна. Картина Венецианова «Жнецы» подсмотрена в жизни, когда художник бродил по полям с этюдником. Мать и сын простодушно любуются красотой доверчиво присевших на кисть руки бабочек.

Сын из-за спины приник к матери и не отводит взгляда от пестрых изящных красавиц. Мать не шевелится, чтобы их не спугнуть. Мальчик - живая копия «Захарки», может быть, это он и есть, слишком сильно портретное сходство. Обе фигуры стоят вплотную к зрителю. Они даны крупным планом. Мать чуть наклонила голову к мальчугану. На ее лице можно заметить небольшую усталость и ласку к ребенку. У нее выписаны и сарафан, и белая рубашка, и платок на голове, и бусы, и тоненькое колечко - все отметил, любуясь этой парой, художник. А два серпа можно замкнуть в круг, который обрамляет героев.

Заключение

У себя в селе художник-новатор создал школу для способных крепостных крестьянских детей. Самого выдающегося ученика по фамилии Сорока он хотел выкупить, но хозяин не согласился и решил сделать из него садовника. В результате молодой художник повесился. Вот в какой тяжелой обстановке работал наш первый певец крестьянской жизни. Тем более, что Академия художеств не одобряла его деятельность - слишком "прост" и "безыскусен" был пейзаж и сюжет картин Венецианова. Умер художник в 67 лет, не справившись с управлением лошадьми, которые понесли его и разбили насмерть. За свою жизнь он написал 85 произведений, которые в основном находятся в и Петербурга.



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные