Федор достоевский и его женщины. Три жены Ф.М.Достоевского

«Без тебя я была бы счастливее»

Объектом желаний стала жена его знакомого Мария Исаева. Эта женщина всю свою жизнь ощущала себя обделенной как любовью, так и успехом. Родившаяся в довольно состоятельной семье полковника, она неудачно вышла замуж за чиновника, оказавшегося алкоголиком. Муж терял должность за должностью – и вот семья очутилась в Семипалатинске, который и городом назвать сложно. Безденежье, разбитые девичьи мечты о балах и прекрасных принцах – все вызывало у нее недовольство браком. Как приятно было ощутить на себе взгляд горящих глаз Достоевского, почувствовать себя желанной.

В августе 1855 года муж Марии умер. И Достоевский сделал предложение любимой женщине. Любила ли его Мария? Скорее нет, чем да. Жалость – да, но никак не те любовь и понимание, которых так жаждал получить исстрадавшийся от одиночества писатель. Но жизненный прагматизм взял свое. Исаевой, у которой на руках был подрастающий сын и долги за похороны мужа, ничего не оставалось, как принять предложение своего поклонника. 6 февраля 1857 года Федор Достоевский и Мария Исаева поженились. В 1860 году Достоевский благодаря помощи друзей получил разрешение вернуться в Петербург.

Как все изменилось с 40-х годов! Большинство творческих людей издают газеты и журналы. Не стал исключением и Достоевский. В январе 1861 года вместе с братом он начинает издавать ежемесячное обозрение «Время». Несмотря на радость, которую дает литературное детище, организм с трудом переносит такой изматывающий режим жизни. Учащаются припадки эпилепсии. Семейная жизнь совершенно не приносит умиротворения. Постоянные ссоры с женой, ее упреки: «Зря я вышла за тебя. Без тебя я была бы счастливее».

«Люблю, но я уже не хотел бы любить её»

Встреча с молодой Апполинарией Сусловой всколыхнула, казалось, навеки угасшие чувства Достоевского. Знакомство произошло достаточно банально. Суслова принесла рассказ в журнал. Достоевскому понравилось, и он захотел побольше пообщаться с автором. Эти встречи постепенно переросли для главного редактора в насущную потребность, без них он уже не мог обходиться.

Сложно представить более неподходящих друг другу людей, чем Достоевский и Суслова. Она – феминистка, он же придерживался мнения о главенстве мужчин. Она интересовалась революционными идеями, он – консерватор и приверженец монархии. На первых порах Полина увлеклась Достоевским как известным редактором и писателем. Он же бывший ссыльный, а значит, жертва ненавистного ей режима! Однако вскоре пришло разочарование. Вместо сильной личности, которую надеялась найти, молодая девушка увидела застенчивого, больного человека, одинокая душа которого мечтала о понимании.

Писатель предложил Аполлинарии поехать в Европу, где их ничто не отвлечёт от чувств. Но возникшие проблемы с журналом «Время» и ухудшение самочувствия жены Марии Дмитриевны, которую врачи настоятельно рекомендовали увезти из Петербурга, не позволяли мечтам сбыться. Достоевский уговорил Суслову поехать одной, без него. От нетерпения поскорее переменить обстановку она уехала в Париж и настойчиво стала звать его в письмах.

Однако он со встречей не торопился. Лишь взволнованный тем, что любовница вдруг замолчала – последние три недели ни строчки не получил от неё – писатель отправился в путь. Правда, внезапное молчание Аполлинарии не помешало Федору Михайловичу задержаться на три дня в Висбадене и попытать рулеточного счастья. Три дня прошли, страсть утолена, выигрыш, чуть ли единственный случай в жизни Достоевского, когда рулетка благосклонно к нему отнеслась, был разделен между умирающей женой и ждущей на берегу Сены любовницей. За эти три дня весточки от неё так и не было, зато письмо ждало его в Париже, которое Аполлинария оставила за неделю до приезда друга. «Ещё очень недавно я мечтала ехать с тобой в Италию, но всё изменилось в несколько дней. Ты как-то говорил, что я не скоро могу отдать своё сердце. Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверенности, почти без надежды, что меня любят… Прощай, милый!» – прочитал признание Достоевский.

Новый роман у его подруги не складывался: её возлюбленный, студент-испанец Сальвадор, уже через пару недель избегал встреч. Свидетелем этих любовных переживаний Аполлинарии невольно оказался Достоевский. Она то убегала от него, то вновь возвращалась. В семь утра поднимала с постели после бессонной ночи и делилась своими сомнениями, надеждами, тащила его по парижским улицам, рассчитывая на случайную встречу с Сальвадором.

«Аполлинария – больная эгоистка, – жаловался писатель сестре Сусловой после их окончательного разрыва. – Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны… Я люблю её ещё до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить её. Она не стоит такой любви. Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна».

Последняя любовь

1864 год стал одним из тяжелейших в жизни Достоевского. Весной от чахотки умирает жена Мария, а летом – брат Михаил. Пытаясь забыться, Достоевский углубляется в решение насущных проблем. После смерти Михаила оставалось долгов на 25 тысяч рублей. Спасая семью брата от полного разорения, Федор Михайлович выдает векселя под требуемые долги на свое имя, берет родственников на обеспечение.

И тут появляется известный питерский издатель-перекупщик Стелловский, предложивший Достоевскому три тысячи рублей за издание его трехтомного сборника. Дополнительным пунктом к договору являлось обязательство писателя в счет уже заплаченных денег написать новый роман, рукопись которого необходимо было предоставить не позднее 1 ноября 1866 года. Достоевский соглашается на эти кабальные условия. К началу октября писатель не написал еще ни строчки будущего романа. Ситуация была просто катастрофической. Понимая, что сам не успеет написать роман, Достоевский решает прибегнуть к помощи стенографистки, которая записывала бы надиктованное писателем. Так в доме Достоевского появилась молодая помощница – Анна Григорьевна Сниткина. Поначалу не понравившиеся друг другу, в процессе работы над книгой они сближаются, проникаются теплыми чувствами.

Достоевский понимает, что полюбил Анну, но боится признаться в своих чувствах, опасаясь отказа. Тогда он рассказал ей выдуманную историю о старом художнике, полюбившем молодую девушку. Как бы она поступила на месте этой девушки? Конечно, проницательная Анна по нервной дрожи, по лицу писателя сразу понимает, кто истинные персонажи этой истории. Ответ девушки прост: «Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь». Влюбленные венчались в феврале 1867 года.

Для Анны семейная жизнь начинается с неприятностей. Молодую жену сразу невзлюбили родственники писателя, особенно усердствовал пасынок – Петр Исаев. Нигде не работавший, живший за счет отчима, Исаев видел в Анне соперницу, опасался за свое будущее. Он решил выжить молодую мачеху из дому разными мелкими подлостями, оскорблениями и клеветой. Понимая, что так больше продолжаться не может и еще немного, и она просто сбежит из этого дома, Анна уговаривает Достоевского уехать за границу.

Начинается четырехлетнее скитание по чужбине. В Германии у Достоевского снова просыпается тяга к рулетке. Проигрывает все привезенные семейные сбережения. Достоевский возвращается с повинной к жене. Она же его не ругает, понимая, что ее Федор просто не может противостоять этой страсти.

После возвращения в Петербург в жизни Достоевского наконец-то наступает светлая полоса. Он работает над «Дневником писателя», пишет наиболее известный роман «Братья Карамазовы», рождаются дети. И все время рядом с ним находится его жизненная опора – жена Анна, понимающая и любящая.

Читайте свежие новости «Друг для друга» в социальных сетях:
ВКонтакте , Одноклассники , Facebook , Twitter , Instagram .

passion.ru, Киевский телеграф

Вверх — Отзывы читателей (4) — Написать отзыв — Версия для печати

ЭТО КРУТО СПАСИБО

чудесная статья. спасибо!



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

Фёдору Достоевскому не везло в любви. Это потомки восклицают: «Он же гений!». А для современных ему женщин писатель был совершенно непривлекательным. Игрок, некрасивый, бедный, больной эпилепсией и уже немолодой – ему перевалило за сорок. Когда его жена умерла от чахотки, он даже не думал о новом браке. Но судьба распорядилась иначе – он познакомился с Анной Сниткиной.

Крайняя нужда вынудила Достоевского заключить заведомо проигрышный договор с издателем. Фёдор Михайлович должен был написать роман за 26 дней, в противном случае он терял все доходы от издания своих книг. Нам это может показаться невероятным, но эксцентричный Достоевский согласился. Единственное, что ему было нужно для успешного исполнения замысла – умелая стенографистка.

20-летняя Аня Сниткина на курсах стенографии училась лучше всех. К тому же она восторгалась творчеством Достоевского, и знакомые посоветовали писателю взять именно её. Он сомневался, стоит ли брать эту худенькую и бледную девушку для такой сложной работы, однако энергичность Ани переубедила его. И начался долгий совместный труд…

Сначала Аня, которая ожидала увидеть гения, мудрого, всё понимающего мужчину, немного разочаровалась в Достоевском. Писатель был рассеянным, вечно всё забывал, не отличался хорошими манерами и, казалось, не особенно уважал женщин. Но когда он начинал диктовать свой роман, то менялся на глазах. Перед юной стенографисткой представал проницательный мужчина, точно подмечающий и запоминающий черты характера малознакомых ему людей. Он на ходу исправлял неудачные моменты в тексте, а его энергия казалась неистощимой. Своим любимым делом Фёдор Михайлович мог заниматься круглые сутки без остановки на еду, и Аня трудилась вместе с ним. Они проводили вместе столько времени, что потихоньку сроднились.

Достоевский сразу заметил необычную самоотверженность стенографистки, которая совсем не жалела себя. Она забывала и поесть, и даже причесаться – лишь бы вовремя завершить работу. И ровно за день до окончания срока, который установил издатель, уставшая Аня принесла Достоевскому аккуратно перевязанную кипу листов. Это был переписанный ею роман «Игрок». Бережно принимая результат их совместной месячной работы, Достоевский понял, что не в состоянии отпустить Аню. Невероятно, но за эти дни он влюбился в девушку, которая была младше него на 25 лет!

Следующая неделя стала для писателя настоящим мучением. Ему пришлось вместе с полицией гоняться за нечестным издателем, который сбежал из города и запретил своим служащим принимать рукопись романа. И все же больше всего Достоевского беспокоило другое – как удержать рядом с собой Аню и выяснить, что она чувствует по отношению к нему. Сделать это для Фёдора Михайловича было непросто. Он не верил, что кто-то может в него искренне влюбиться. В конце концов, Достоевский решился на хитрый ход. Он сделал вид, как будто спрашивает мнение Ани о сюжете нового произведения – преждевременно состарившийся от неудач нищий художник влюбляется в юную красавицу – возможно ли это? Умная девушка сразу же раскусила уловку. Когда писатель попросил её представить себя на месте героини, она прямо сказала: «…Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь».

Через несколько месяцев они сыграли свадьбу. Аня стала прекрасной парой для Достоевского. Она помогала ему переписывать романы, взяла на себя заботу об их издании. Благодаря тому, что она умело вела дела мужа, удалось выплатить все его долги. Фёдор Михайлович не мог нарадоваться на жену – она ему всё прощала, старалась не спорить, всегда следовала за ним, куда бы он ни шёл. В жизни Достоевского мало-помалу наступили перемены к лучшему. Под влиянием жены он перестал играть на деньги, его здоровье начало поправляться, приступы болезни почти не случались.

Достоевский прекрасно понимал, что всё это стало возможным лишь благодаря жене. Она могла тысячу раз сломаться и бросить его – особенно когда он проиграл в рулетку все её вещи, даже платья. Тихая, верная Аня выдержала эти испытания, потому что знала: всё можно исправить, если человек действительно тебя любит. И она не ошиблась.

Её жертвы не остались напрасными. Она была награждена крепкой любовью, которой Фёдор Михайлович раньше не испытывал. В часы разлуки муж писал ей: «Милый ангел мой, Аня: становлюсь на колени, молюсь тебе и целую твои ноги. Ты мое будущее всё – и надежда, и вера, и счастие, и блаженство». Она, на самом деле, была самым дорогим для него человеком. В последние минуты жизни Достоевский держал её за руку и шептал: «Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно!».

Когда Анна лишилась мужа, ей было всего 35 лет. Замуж она больше никогда не вышла. Современники удивлялись, зачем молодая вдова ставит на себе крест, отвергая поклонников. Они не понимали, что настоящая любовь может быть всего одна и на всю жизнь.

Какой должна быть жена великого человека? Этим вопросом задавались биографы многих известных людей.

Часто ли рядом с великими мужчинами оказываются великие женщины, которые становятся единомышленниками, помощниками, друзьями? Как бы то ни было, Федору Михайловичу Достоевскому повезло: его вторая жена, Анна Григорьевна Сниткина, была именно таким человеком.

Анна Григорьевна Достоевская прожила долгую и насыщенную жизнь, пережив писателя почти на 40 лет.

Для того, чтобы понять роль Анны Григорьевны в судьбе классика, достаточно посмотреть на жизнь Достоевского «до» и «после» встречи с этой удивительной женщиной. Итак, ко времени знакомства с ней в 1866 году Достоевский был автором нескольких повестей, некоторые из которых были оценены очень высоко. Например, «Бедные люди» - они были восторженно встречены Белинским и Некрасовым. А некоторые, например, «Двойник» - потерпели полное фиаско, получив разгромные отзывы от этих же литераторов.

Если успех в литературе, хотя бы и переменный, но все-таки был, то остальные сферы жизни и карьеры Достоевского выглядели куда плачевней: участие в деле «Петрашевцев» привело его к четырехлетней каторге и ссылке; созданные вместе с братом журналы закрывались и оставляли после себя огромные долги; здоровье было настолько подорвано, что практически большую часть жизни писатель жил с ощущением «на последних днях»; неудачный брак с Марией Дмитриевной Исаевой и ее смерть - все это не способствовало ни творчеству, ни душевному равновесию.

Накануне знакомства с Анной Григорьевной к этим катастрофам добавилась еще одна: по кабальному договору с издателем Ф.Т. Стелловским Достоевский должен был предоставить новый роман к 1 ноября 1866 года. Оставалось около месяца, в противном случае все права на последующие произведения Ф.М. Достоевского переходили к издателю. Кстати, Достоевский был не единственным писателем, оказавшемся в такой ситуации: чуть раньше на невыгодных для автора условиях Стелловским были изданы произведения А.Ф. Писемского; в «кабалу» попал В.В. Крестовский, автор «Петербургских трущоб». Всего за 25 рублей были выкуплены сочинения М.И. Глинки у его сестры Л.И. Шестаковой.

По этому поводу Достоевский писал Майкову:

«Денег у него столько, что он купит все русскую литературу, если захочет. У того ли человека не быть денег, который всего Глинку купил за 25 целковых».

Ситуация была критическая. Друзья предлагали писателю создать основную линию романа, этакий синопсис, как сказали бы сейчас, и разделить между ними. Каждый из друзей-литераторов мог бы написать отдельную главу, и роман был бы готов. Но на это Достоевский пойти не мог. Тогда друзья предложили найти стенографистку: в таком случае шанс написать роман вовремя все-таки появлялся.

Этой стенографисткой и стала Анна Григорьевна Сниткина. Вряд ли другая женщина могла настолько осознать и прочувствовать сложившуюся ситуацию. Днем роман надиктовывался писателем, ночами главы были расшифрованы и написаны. К назначенному сроку роман «Игрок» был готов. Он был написан всего за 25 дней, с 4 по 29 октября 1866 года.


Иллюстрация к роману «Игрок»

Стелловский не собирался так быстро отказываться от возможности переиграть Достоевского. В день сдачи рукописи он просто уехал из города. Приказчик отказался принять рукопись. Обескураженного и разочарованного Достоевского выручила опять же Анна Григорьевна. Посоветовавшись со знакомыми, она уговорила писателя сдать рукопись под расписку приставу части, в которой проживал Стелловский. Победа осталась за Достоевским, но во многом заслуга принадлежала Анне Григорьевной Сниткиной, довольно скоро ставшей не только его женой, но и верным другом, помощником и компаньоном.

«Неточка Незванова»

Чтобы понять отношения между ними, необходимо обратиться к событиям куда более ранним. Родилась Анна Григорьевна в семье мелкого петербургского чиновника Григория Ивановича Сниткина, который был почитателем Достоевского. В семье её даже прозвали Неточкой, по имени героини повести «Неточка Незванова». Ее мать - Анна Николаевна Мильтопеус, шведка финского происхождения, - была полной противоположностью увлекающемуся и непрактичному мужу. Энергичная, властная, она выказывала себя полной хозяйкой дома.

Анна Григорьевна унаследовала и понимающий характер отца, и решительность матери. А отношения между своими родителями она проецировала на будущего мужа: «…Всегда оставались собою, нимало не вторя и не подделываясь друг к другу. И не впутывались своею душою - я - в его психологию, он - в мою, и таким образом мой добрый муж и я - мы оба чувствовали себя свободными душой».

О своем отношении к Достоевскому Анна писала так:

«Моя любовь была чисто головная, идейная. Это было скорее обожание, преклонение пред человеком, столь талантливым и обладающим такими высокими душевными качествами. Это была хватавшая за душу жалость к человеку, так много пострадавшему, никогда не видевшему радости и счастья и так заброшенному теми близкими, которые обязаны были бы отплачивать ему любовью и заботами о нем за все, что (он) для них делал всю жизнь. Мечта сделаться спутницей его жизни, разделять его труды, облегчить его жизнь, дать ему счастье - овладела моим воображением, и

  • Федор Михайлович стал моим богом, моим кумиром, и я, кажется, готова была всю жизнь стоять пред ним на коленях».

Совместная жизнь с Достоевским

Семейная жизнь Анны Григорьевны и Федора Михайловича также не избежала несчастий и неуверенности в будущем. Им довелось пережить годы почти нищенского существования за границей, смерть двух детей, маниакальную страсть к игре у Достоевского. И тем не менее, именно Анна Григорьевна сумела привести в порядок их быт, организовать работу писателя, освободить его, в конце концов, от тех финансовых долгов, что накопились со времен неудачного издания журналов.

Несмотря на разницу в возрасте и тяжёлый характер мужа, Анна смогла наладить их совместную жизнь.

Жена боролась и с пагубной привычкой игры в рулетку, и помогала в работе: стенографировала его романы, переписывала рукописи, читала корректуры и организовывала торговлю книгами.

Постепенно все финансовые дела она взяла на себя, и Федор Михайлович в них уже не вмешивался, что, кстати, крайне положительно отразилось на семейном бюджете. (Еще бы он вмешивался — взгляд у Анны Григорьевны какой)

Именно Анна Григорьевна решилась на такой отчаянный поступок, как собственное издание романа «Бесы». Прецедентов, когда писателю удавалось самостоятельно издать свои произведения и получить от этого реальную прибыль, на тот момент не было. Даже попытки Пушкина получать доходы с издания своих литературных трудов, потерпели полное фиаско.

Существовало несколько книжных фирм: Базунова, Вольфа, Исакова и других, которые покупали права на издание книг, а затем издавали и распространяли их по всей России. Сколько проигрывали на этом авторы, можно подсчитать довольно легко: за право издавать роман «Бесы» Базунов предлагал 500 рублей (и это уже «культовому», а не начинающему писателю), тогда как доходы после самостоятельного издания книги составили порядка 4 000 рублей.

Анна Григорьевна проявила себя как истинная бизнес-леди. Она вникла в дело до мелочей, многие из которых узнавала буквально «шпионским» образом: заказывая визитные карточки; расспрашивая в типографиях, на каких условиях печатаются книги; делая вид, что торгуется в книжном магазине, узнавала, какие наценки он делает. Из подобных расспросов она выяснила, какой процент и при каком количестве экземпляров следует уступать книгопродавцам.

И вот результат - «Бесы» были распроданы моментально и крайне выгодно. С этого момента основной деятельностью Анны Григорьевны становится издание книг ее мужа…

В год смерти Достоевского (1881) Анне Григорьевне исполнилось 35 лет. Вторично замуж она не выходила и полностью посвятила себя увековечиванию памяти Федора Михайловича. Она семь раз издавала собрание сочинений писателя, организовала квартиру-музей, писала мемуары, давала бесконечные интервью, выступала на многочисленных литературных вечерах.

Летом 1917 года события, будоражащие всю страну, забросили ее в Крым, где она заболела малярией тяжелой формы и через год скончалась в Ялте. Похоронили её вдали от мужа, хотя она и просила об обратном. Она мечтала обрести покой рядом с Федором Михайловичем, в Александро-Невской лавре, и чтобы при этом ей не ставили отдельного памятника, а только вырезали бы на надгробии несколько строк. Последняя воля Анны Григорьевны была исполнена лишь в 1968 году.

Этим вопросом задавались биографы многих известных людей. Часто ли рядом с великими мужчинами оказываются великие женщины, которые становятся единомышленниками, помощниками, друзьями? Как бы то ни было, Федору Михайловичу Достоевскому повезло: его вторая жена, Анна Григорьевна Сниткина, была именно таким человеком.

Для того, чтобы понять роль Анны Григорьевны в судьбе классика, достаточно посмотреть на жизнь Достоевского «до» и «после» встречи с этой удивительной женщиной. Итак, ко времени знакомства с ней в 1866 году Достоевский был автором нескольких повестей, некоторые из которых были оценены очень высоко. Например, «Бедные люди» — они были восторженно встречены Белинским и Некрасовым. А некоторые, например, «Двойник» — потерпели полное фиаско, получив разгромные отзывы от этих же литераторов. Если успех в литературе, хотя бы и переменный, но все-таки был, то остальные сферы жизни и карьеры Достоевского выглядели куда плачевней: участие в деле «Петрашевцев» привело его к четырехлетней каторге и ссылке; созданные вместе с братом журналы закрывались и оставляли после себя огромные долги; здоровье было настолько подорвано, что практически большую часть жизни писатель жил с ощущением «на последних днях»; неудачный брак с Марией Дмитриевной Исаевой и ее смерть — все это не способствовало ни творчеству, ни душевному равновесию.

Накануне знакомства с Анной Григорьевной к этим катастрофам добавилась еще одна: по кабальному договору с издателем Ф.Т. Стелловским Достоевский должен был предоставить новый роман к 1 ноября 1866 года. Оставалось около месяца, в противном случае все права на последующие произведения Ф.М. Достоевского переходили к издателю. Кстати, Достоевский был не единственным писателем, оказавшемся в такой ситуации: чуть раньше на невыгодных для автора условиях Стелловским были изданы произведения А.Ф. Писемского; в «кабалу» попал В.В. Крестовский, автор «Петербургских трущоб». Всего за 25 рублей были выкуплены сочинения М.И. Глинки у его сестры Л.И. Шестаковой. По этому поводу Достоевский писал Майкову: «Денег у него столько, что он купит все русскую литературу, если захочет. У того ли человека не быть денег, который всего Глинку купил за 25 целковых ».

Ситуация была критическая. Друзья предлагали писателю создать основную линию романа, этакий синопсис, как сказали бы сейчас, и разделить между ними. Каждый из друзей-литераторов мог бы написать отдельную главу, и роман был бы готов. Но на это Достоевский пойти не мог. Тогда друзья предложили найти стенографистку: в таком случае шанс написать роман вовремя все-таки появлялся.

Этой стенографисткой и стала Анна Григорьевна Сниткина. Вряд ли другая женщина могла настолько осознать и прочувствовать сложившуюся ситуацию. Днем роман надиктовывался писателем, ночами главы были расшифрованы и написаны. К назначенному сроку роман «Игрок» был готов. Он был написан всего за 25 дней, с 4 по 29 октября 1866 года.

Стелловский не собирался так быстро отказываться от возможности переиграть Достоевского. В день сдачи рукописи он просто уехал из города. Приказчик отказался принять рукопись. Обескураженного и разочарованного Достоевского выручила опять же Анна Григорьевна. Посоветовавшись со знакомыми, она уговорила писателя сдать рукопись под расписку приставу части, в которой проживал Стелловский. Победа осталась за Достоевским, но во многом заслуга принадлежала Анне Григорьевной Сниткиной, довольно скоро ставшей не только его женой, но и верным другом, помощником и компаньоном.

Чтобы понять отношения между ними, необходимо обратиться к событиям куда более ранним. Родилась Анна Григорьевна в семье мелкого петербургского чиновника Григория Ивановича Сниткина, который был почитателем Достоевского. В семье её даже прозвали Неточкой, по имени героини повести «Неточка Незванова». Ее мать - Анна Николаевна Мильтопеус, шведка финского происхождения, - была полной противоположностью увлекающемуся и непрактичному мужу. Энергичная, властная, она выказывала себя полной хозяйкой дома.

Анна Григорьевна унаследовала и понимающий характер отца, и решительность матери. А отношения между своими родителями она проецировала на будущего мужа: «…Всегда оставались собою, нимало не вторя и не подделываясь друг к другу. И не впутывались своею душою - я - в его психологию, он - в мою, и таким образом мой добрый муж и я - мы оба чувствовали себя свободными душой».

О своем отношении к Достоевскому Анна писала так: «Моя любовь была чисто головная, идейная. Это было скорее обожание, преклонение пред человеком, столь талантливым и обладающим такими высокими душевными качествами. Это была хватавшая за душу жалость к человеку, так много пострадавшему, никогда не видевшему радости и счастья и так заброшенному теми близкими, которые обязаны были бы отплачивать ему любовью и заботами о нем за все, что (он) для них делал всю жизнь. Мечта сделаться спутницей его жизни, разделять его труды, облегчить его жизнь, дать ему счастье — овладела моим воображением, и Федор Михайлович стал моим богом, моим кумиром, и я, кажется, готова была всю жизнь стоять пред ним на коленя х».

Семейная жизнь Анны Григорьевны и Федора Михайловича также не избежала несчастий и неуверенности в будущем. Им довелось пережить годы почти нищенского существования за границей, смерть двух детей, маниакальную страсть к игре у Достоевского. И тем не менее, именно Анна Григорьевна сумела привести в порядок их быт, организовать работу писателя, освободить его, в конце концов, от тех финансовых долгов, что накопились со времен неудачного издания журналов.Несмотря на разницу в возрасте и тяжёлый характер мужа, Анна смогла наладить их совместную жизнь. Жена боролась и с пагубной привычкой игры в рулетку, и помогала в работе: стенографировала его романы, переписывала рукописи, читала корректуры и организовывала торговлю книгами. Постепенно все финансовые дела она взяла на себя, и Федор Михайлович в них уже не вмешивался, что, кстати, крайне положительно отразилось на семейном бюджете.

Именно Анна Григорьевна решилась на такой отчаянный поступок, как собственное издание романа «Бесы». Прецедентов, когда писателю удавалось самостоятельно издать свои произведения и получить от этого реальную прибыль, на тот момент не было. Даже попытки Пушкина получать доходы с издания своих литературных трудов, потерпели полное фиаско. Существовало несколько книжных фирм: Базунова, Вольфа, Исакова и других, которые покупали права на издание книг, а затем издавали и распространяли их по всей России. Сколько проигрывали на этом авторы, можно подсчитать довольно легко: за право издавать роман «Бесы» Базунов предлагал 500 рублей (и это уже «культовому», а не начинающему писателю), тогда как доходы после самостоятельного издания книги составили порядка 4 000 рублей.

Анна Григорьевна проявила себя как истинная бизнес-леди. Она вникла в дело до мелочей, многие из которых узнавала буквально «шпионским» образом: заказывая визитные карточки; расспрашивая в типографиях, на каких условиях печатаются книги; делая вид, что торгуется в книжном магазине, узнавала, какие наценки он делает. Из подобных расспросов она выяснила, какой процент и при каком количестве экземпляров следует уступать книгопродавцам.

И вот результат — «Бесы» были распроданы моментально и крайне выгодно. С этого момента основной деятельностью Анны Григорьевны становится издание книг ее мужа…

В год смерти Достоевского (1881) Анне Григорьевне исполнилось 35 лет. Вторично замуж она не выходила и полностью посвятила себя увековечиванию памяти Федора Михайловича. Она семь раз издавала собрание сочинений писателя, организовала квартиру-музей, писала мемуары, давала бесконечные интервью, выступала на многочисленных литературных вечерах.

Летом 1917 года события, будоражащие всю страну, забросили ее в Крым, где она заболела малярией тяжелой формы и через год скончалась в Ялте. Похоронили её вдали от мужа, хотя она и просила об обратном. Она мечтала обрести покой рядом с Федором Михайловичем, в Александро-Невской лавре, и чтобы при этом ей не ставили отдельного памятника, а только вырезали бы на надгробии несколько строк. Последняя воля Анны Григорьевны была исполнена лишь в 1968 году.

Виктория Журавлева

Ни для кого не секрет, что многих великих мужчин прошлого и современности сопровождали и сопровождают по жизни не менее великие женщины. Одной из таких женщин, которые положили всю свою жизнь на служение идеалам мужа, можно назвать Анну Григорьевну Достоевскую, вторую супругу Федора Михайловича.

Детство и юность будущей жены великого писателя

Урожденная Анна Сниткина происходила из петербургской семьи мелкого чиновника. С детства девушка мечтала хоть как-то изменить мир, сделать его лучше и добрее. Первое знакомство с творчеством тогда уже знаменитого писателя у Анны состоялось примерно в шестнадцатилетнем возрасте, когда она совершенно случайно нашла в библиотеке отца «Записки из Мёртвого дома» Достоевского. Именно это произведение стало для Анны той отправной точкой, которой она так ждала. С этого момента девушка решает стать педагогом и в 1864 году поступает на отделение физико-математических наук Педагогических курсов. Однако учиться у Анны получилось всего год, умер отец и юной мечтательной особе пришлось немного отодвинуть в сторону высокие идеалы и начать зарабатывать на пропитание семьи.

Для того, чтобы хоть как-то помочь родным после гибели отца, Анна Сниткина поступает на курсы стенографисток, где ее природное рвение приводит к тому, что к концу обучения девушка становится лучше ученицей профессора Ольхина, к которому после и обратится Достоевский. Знакомство с будущим мужем состоялось 4 октября1866 г., когда Анну пригласили работать вместе с Достоевским над романом «Игрок». Этот загадочный писатель поразил девушку с первого взгляда. Да и Анна Сниткина, обычная стенографистка, не оставила Федора Михайловича равнодушным. Уже через несколько дней совместной работы он смог по-настоящему откровенно выговориться и излить душу перед этой юной особой. Может быть уже тогда писатель почувствовал настоящее родство душ, которое многие так и не встречают на своем жизненном пути.

Верная жена и настоящий соратник

Уже через несколько месяцев после знакомства Достоевский делает предложение руки и сердца Анне Сниткиной. По словами самой девушки он очень сильно переживал по поводу того, что она может отказать. Но чувство было взаимным и 15 февраля1867 г. состоялось венчание супругов Достоевских. Однако первые месяцы супружеской жизни оказались вовсе не «медовыми», семья Федора Михайловича всячески унижала молодую жену и старалась при случае ужалить как можно больнее. Но Анна Григорьевна не сломалась, она решила, что семейное счастье только в ее руках. Продав все свои ценности, она увозит мужа в Германию, где дает ему полную свободу и обеспечивает покой для нормальной работы. Именно здесь началась их по-настоящему счастливая жизнь. Анне Достоевской принадлежит и еще одна немаловажная победа — именно она поспособствовала тому, чтобы романист бросил свое пагубное пристрастие к рулетке, за что в последствии он ее очень сильно благодарил.

В 1868 году в семье Достоевских появился первенец — дочка Соня, которая, к сожалению, умерла в раннем детстве. В следующем году в Дрездене Бог посылает им еще одну дочь Любовь. А в 1871 году, когда семья уже вернулась в Петербург, у Достоевского появляется сын Федор, а затем, в 1875 сын Алексей, который умирает через три года от эпилепсии.

Личные достижения Анны Достоевской

Помимо того, что именно Анна Григорьевна вела все экономические дела семьи и смогла вытащить ее из долговой ямы, она также занималась всеми делами с типографиями и издательствами, обеспечивая тем самым мужу простор для творчества, не обремененный обыденными проблемами. Достоевская сама издавала все произведения писателя и даже занималась распространением его книг. Тем самым Анна Григорьевна Достоевская стала одной из первых российских женщин-предпринимателей того времени. Даже после смерти писателя она не оставила дела его жизни. Именно жена Достоевского собрала все его сочинения, документы, фотографии, письма и организовала целую комнату в Историческом музее города Москвы, посвященную Достоевскому. Важным биографическим источником жизнеописания Достоевского являются и ее дневники и воспоминания о муже, опубликованные соответственно в 1923 и 1925 годах.

Анна Григорьевна Достоевская известна также как одна из первых русских женщин, которые увлекались филателией. Собирать свою собственную коллекцию почтовых марок жена писателя начала еще в 1867 году, отчасти чтобы доказать супругу, что и женщина способна длительное время идти к своей цели и не останавливаться. Что интересно, за всю жизнь Анна Достоевская не заплатила ни за одну марку, все они были получены ею в подарок или сняты с конвертов. Куда делся альбом с марками жены Достоевского, неизвестно.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные