Художественная культура. Русская художественная культура начала XX в. Изменения эстетической и художественной культуры

«Чистое» искусство, провозглашающее ценности, не зависящие от общественных и исторических проблем и веяний, - прекрасное, но нереальное явление.

Невозможно творить в отрыве от повседневности, не обращая внимание на господствующие в обществе идеи - формальные и неформальные. Искусство России 20 века подверглось влиянию мощных изменений общественного строя, неведомых никакой другой стране.

Начало века, поиск новых идей

100 лет XX века для всей цивилизации были эпохой невиданных потрясений. Уже к концу XX столетия научно-технический прогресс сжал время и пространство для всей планеты, общественные конфликты в ограниченном регионе перерастали быть потрясениями планетного масштаба. Культура и искусство России 20 века, как и вся общественная деятельность Европы и Америки, имеет временную привязанность к самым важным событиям новейшей истории.

Магия цифр, обозначающих начало отсчета нового века, всегда порождает ожидание перемен, надежду на наступление нового, счастливого времени. Девятнадцатый век, создавший всемирную славу русской культуре, уходил в прошлое, оставляя традиции, которые не могли исчезнуть в одночасье.

«Мир искусства» - так называлось объединение художников, возникшее в 1898 году и просуществовавшее с перерывами до 1924 года, без которого нельзя представить изобразительное искусство в первой четверти 20 века в России. У «мирискусстников» не было одного, общего выработанного стиля - живописцы, графики, скульпторы шли каждый своим путём, имея согласие во взглядах на цели искусства и роли его в обществе. Многие черты этого взгляда выразил гений Михаила Врубеля. Формальным ядром, основой объединения были Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов. В разное время в нем принимали участие Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и другие мастера.

Все они признавали главенство профессионализма в искусстве, огромную роль творческой свободы и независимости художника от общественных догматов, не отрицая при этом ценности искусства в жизни человека, протестуя против косности академизма с одной стороны и излишней политизации живописи у передвижников - с другой. Критикуемый сторонниками традиций «Мир искусства» не мог вписаться и в бурный процесс рождения «пролетарской» живописи, но оказал огромное влияние на всё изобразительное искусство 20-века в России - и на тех, кто работал в СССР, и на тех, кто оказался в эмиграции.

Модерн

Последние десятилетия девятнадцатого века стали периодом зарождения нового стиля, который оставил след в творчестве мастеров изобразительного искусства и архитектуры. Он имел свои особенности в отдельных регионах Европы, где он даже назывался по-разному. В Бельгии и Франции закрепилось наименование «ар нуво», в Германии - «югендстиль», в Австрии - «сецессион». Известны другие названия, связанные с наиболее известными художниками этого стиля или фирмами, производившими подобного направления мебель, ювелирные украшения и другие изделия: стиль муша, стиль Гимар - во Франции, либерти в Италии, в США - стиль тиффани и т. д. Искусство России 20 века, архитектура в особенности, знают его как стиль модерн.

Модерн стал после долгого периода стилевого безвременья одним из самых выразительных и визуально оформившихся художественных течений. Свойственный ему растительный, плавный характер линий насыщенного декора в сочетании с геометрически простыми и выразительными формами больших объемов привлекали свежестью и новизной художников и архитекторов.

Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926) - звезда русского архитектурного модерна. Его талант придал национальные черты космополитическому по сути стилю, шедевры Шехтеля - Ярославский вокзал, особняк Рябушинского - это творения именно русского зодчего, и в общем, и в мелочах.

Дореволюционный авангард

Процесс поиска новых форм искусства, и больше - его новой сути - был актуален для искусства всей Европы и Америки. Искусство России 20 века содержит несколько по-настоящему революционных периодов, когда творчество нескольких реформаторов указывало новые направления развития художественной мысли. Одним из самых ярких и впечатляющих стало межреволюционное время с 1905 по 1917 год. Особенности авангардного искусства в России были вызваны кризисом общественной жизни России после трагедий русско-японской войны и революции 1905 года.

Возникшие в это время многочисленные авангардные течения и творческие объединения имели сходные порождающие причины и похожие цели художественного поиска. Оказавшие мощное влияние на основные виды искусства 20 века в России футуристы и кубофутуристы, «Бубновый валет» и «Голубая роза», Кандинский и супрематизм Малевича разными способами искали новые миры, выражали кризис старого искусства, потерявшего связь с реальностью, предваряли наступление эпохи глобальных потрясений.

Среди новых идей, рожденных авангардистами, была мысль о России 20 века содержит такие страницы, как знаменитый спектакль - манифест нового искусства «Победа над солнцем» (1913). Он был результатом общего творчества поэтов-футуристов М. Матюшина, В. Хлебникова, а художественное оформление выполнил Казимир Малевич.

Обогатившие своими исканиями искусство России 20 века художники П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, И. Машков, Н. Гончарова, Марк Шагал стали авторами полотен, получивших мировое признание. А началось это признание еще в десятые годы XX века, в эпоху рождения авангардной живописи новейшей истории.

После Октябрьской революции Россия получила возможность открыть всему миру новые горизонты в общественной жизни, в том числе и в искусстве. И поначалу были созданы условия, когда неизмеримо выросла ценность каждой одаренной личности, на первый план выдвинулись генераторы новых творческих идей.

Как трактует то время история искусств? 20 век, Россия, бурные двадцатые годы - это невиданно активная художественная жизнь многочисленных творческих объединений, среди которых выделяются:

УНОВИС - «Утвердители нового искусства» (Малевич, Шагал, Лисицкий, Лепорская, Стерлигов). Основанное на базе художественной школы Витебска, это объединение было апологетом художественного авангарда, предлагало искать для искусства новые темы и формы.

- «Четыре искусства» - течение в русле «Мира искусства» Основная цель - показать огромные выразительные возможности архитектуры, скульптуры, графики и живописи. Декларировалась необходимость высокого профессионализма и творческой свободы. Виднейшие представители: архитектор А. В. Щусев, график В. А. Фаворский, скульптор В. И. Мухина, живописцы К. С. Петров-Водкин, А. П. Остроумова-Лебедева и др.

- «ОСТ», «Общество художников-станковистов». Считало главным показать приметы наступления новой мирной жизни, строительство современной молодой страны средствами передовой экспрессивной, но простой и ясной стилистики. Лидеры: Д. Штернберг, А. Дейнека, Ю. Пименов, П. Вильямс.

- «Круг художников» (Ленинград). Следование официальному курсу, выработка «стиля эпохи». Активные члены группы: А. Самохвалов, А. Пахомов, В. Пакулин.

АХРР - «Ассоциация художников революционной России» - объединение, ставшее основой созданного впоследствии Союза Художников СССР, активный проводник направлений идеологического руководства художественным процессом, орудие партийной пропаганды, наследники передвижников. Во главе стояли И. И. Бродский, А. М. Герасимов, М. Б. Греков, Б. В. Иогансон.

Конструктивизм

В программах самых престижных учебных заведений, готовящих архитекторов, неизменно присутствует изучение темы "Русский конструктивизм - архитектурный авангард 20-х годов". Большое значение она имеет для понимания строительного искусства, очень актуальными для любого времени являются идеи, провозглашенные лидерами того направления. Сохранившиеся постройки Константина Мельникова (жилой дом архитектора в Кривоарбатском переулке, клуб Русакова на Стромынке, гараж на Новорязанской улице и др.), братьев Весниных, Моисея Гинзбурга (Дом Наркомфина на Новинском бульваре) и других звезд русского архитектурного дела - золотой фонд отечественного зодчества.

Функционализм, отказ от ненужного украшательства, эстетика конструкции здания, гармония создаваемой среды обитания - эти идеи стали основой решения новых задач, поставленных перед молодыми архитекторами, художниками и специалистами той области, которая стала называться промышленным дизайном. Им предстояло строить массовое жилище для новых городов, рабочие клубы для всестороннего развития личности, создавать объекты для труда и отдыха нового человека. Удивительные достижения авангарда двадцатых годов нельзя обойти, изучая искусство России Европы и Америки всего последующего времени во многом основана на них. Печально, что эти прогрессивные идеи оказались меньше всего востребованы на родине, и наибольшим достижением советской архитектуры многими считается «сталинский ампир».

Искусство эпохи тоталитаризма

В 1932 году вышло Постановление ЦК ВКП (б) о работе творческих объединений. Бурная эпоха разнообразных течений и направлений закончилась под действием набравшей мощь государственной машины, управляемой идеологическим аппаратом, в котором крепла единоличная власть. На долгие годы искусство России 20 века, как и многое в жизни страны, стало зависеть от мнения одного человека - Иосифа Сталина.

Творческие союзы стали средством подчинения художественной мысли единым идеологическим стандартам. Наступила эпоха социалистического Постепенно любые отступления от официального курса стали объявляться преступными, несогласные попадали под реальные репрессии. Обвинения в отходе от линии партии стали методом решения творческих дискуссий. Прогрессивность этого очень сомнительна. Как развивалось бы, например, театральное искусство России 20 века, если бы не пал жертвой репрессий великий реформатор сцены Всеволод Мейерхольд?

Природа художественного таланта сложна и необъяснима. Образы вождей воплощались с великим мастерством и искренним чувством. Никакие самые жестокие репрессии не могли помешать появлению истинно талантливых художников, для которых главным было самовыражение вне зависимости от идеологических рамок.

В архитектуре наступило время «сталинского ампира». Поиски авангардистов сменил возврат к проверенным канонам. Могущество коммунистической идеологии олицетворялось в эффектных образцах переработанного неоклассицизма - сталинских «высотках».

Искусство военного периода

В истории нашей страны есть время, ставшее величайшей трагедией и этапом невиданного духовного подъема. Искусство России 20-21 века получило одну из главных тем, позволявших выразить величие русского народного характера, глубину чувств, которые могут овладеть отдельным человеком и огромными массами во время исторических потрясений.

Великая Отечественная война с первых дней нашла выражение в зрительных образах удивительной силы. Плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» поднимал на защиту страны лучше всяких командиров, а «Оборона Севастополя» Дейнеки потрясает любого человека вне зависимости от идей, которые он разделяет. Так же впечатляет Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, а музыкальное искусство России 20 века не меньше других видов творчества отдало дань теме войны с фашизмом.

Оттепель

После Великой Победы следующим мощнейшим историческим фактором влияния на общественную жизнь в СССР стала смерть Сталина (март 1953) и XX съезд КПСС, поднявший вопрос о разоблачении культа личности. На какое-то время для художников, как и для всего общества, повеяло свободой творчества и новыми идеями. Поколение «шестидесятников» - явление очень специфическое, оно оставило о себе память как о коротком вдохе свежего воздуха, сделанном перед тем как погрузиться опять на десятилетия в болото размеренного, расписанного, регламентированного существования.

Первые опыты художественного авангарда «второй волны» - работы Э. Белютина, Ю. Соостера, В. Янкилевского, Б. Жутовского и др. - на выставке, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза Художников, были жестко осуждены лично новым лидером страны Н. Хрущёвым. Партия опять стала объяснять народу, какое искусство ему нужно, а художникам - как надо писать.

Архитектуре было предписано бороться с излишествами, что справедливо объяснялось экономическими трудностями послевоенного времени, наступало время массового домостроения, время «хрущевок», которые несколько сняли остроту жилищного вопроса, но изуродовали облик многих городов.

Искусство «развитого социализма»

Во многом искусство России второй половины 20 века во многом представляет собой историю противостояния художественной личности и господствующей идеологии. Но даже в атмосфере идейного регламентирования каждого кусочка духовного пространства многие художники находили способы немного видоизменять предписанный метод социалистического реализма.

Так, настоящим примером для молодых были мастера, сформировавшие свои убеждения еще в двадцатые годы: Н. Ромадин, М. Сарьян, А. Пластов и другие. Картина бывшего члена художественного объединения «ОСТ» Ю. Пименова «Свадьба на завтрашней улице», написанная в 1962 году, стала символом надежд общества на обновление.

Еще одним ярким явлением в советской живописи того времени стало формирование «сурового стиля». Таким термином обозначали творчество Г. Коржова, П. Оссовского, братьев Смолиных, П. Никонова и др. На их картинах, написанных в разных жанрах (бытовом, историческом), появился герой, который не нуждался в указаниях, занятый понятным и нужным делом. Он изображался без лишних деталей и колористических изысков, емко и выразительно.

Особое значение имеет творчество такого мастера, как Гражданское звучание его полотен содержит редкий для советского искусства общегуманистический, почти религиозный посыл, а живописная манера имеет корни времен итальянского Возрождения.

Нонконформизм

Официальное господство «соцреализма» заставляло неформальных художников искать свой путь к зрителю или прибегать к эмиграции. Уехали М. Шемякин, И. Кабаков, О. Рабин, Э. Неизвестный и многие другие. Это были деятели искусства 20 века России, которые являлись носителями духовных ценностей, рожденных авангардом начала века, и вернувшихся на родину после краха коммунистической идеологии.

А во времена её господства появилась внутренняя эмиграция, породившая популярный мотив сумасшедшего, вечно пьяного художника, обитателя психушек, гонимого властями и руководством творческих союзов, но высоко ценимого независимыми западными экспертами. Типичным носителем такого образа был А. Зверев - легендарная личность для Москвы эпохи развитого социализма.

Полистилистика и плюрализм

Освободившись от государственного диктата советского времени, изобразительное искусство 20 века в России вошло в общемировой процесс как его неразделимая часть, обладающая общими с ним свойствами и тенденциями. Многие формы творчества, привычные для Запада долгое время, были быстро освоены и отечественными художниками. Слова "перфоманс", "видеоинсталляция" и т. п. стали привычными и в нашей речи, а в ряду самых значительных современных мастеров, имеющих мировую славу, - художники диаметральных по направлениям взглядов: З. Церетели, Т. Назаренко, М. Кишев, А. Бурганов и многие другие.

Бурная, непредсказуемая новейшая история страны, занявшей шестую часть земной суши, смотрит в свое зеркало - искусство России 20 века - и отражается в нем тысячами незабываемых образов…

Общая характеристика художественной культуры ХХ века. Основные исторические события. Этапы развития европейской культуры ХХ века. Развитие интеграционных процессов в сфере экономики и культуры. Мировые войны, революции и их влияние на развитие художественной культуры. НТР, "электронная" революция и их воздействие на художественную культуру. Ускорение темпа развития художественной культуры. Глобальные катаклизмы эпохи и их воплощение в искусстве (П. Пикассо, И. Стравинский, М. Горький, Р. Тагор, Т. Манн, Б. Брехт, А. Берг, А. Скрябин, С. Эйзенштейн, А. Платонов, Ф. Кафка, Д. Оруэлл и др.). Развитие национальных культур и диалога между ними. Национальное и общечеловеческое в художественной культуре ХХ века.

Расширение видовых и жанровых границ искусства, изменение морфологической структуры мира искусств. Артизация пограничных форм творческой деятельности. Новые виды искусства. Доминирующая роль зрелищных форм художественной культуры и многообразие их жанров.

Массовая и элитарная культуры, их художественные модификации. Культура и искусство "третьего направления". Новое в функционировании художественной культуры. Дальнейшее развитие средств массовой коммуникации, технических средств фиксации, хранения и трансляции, тиражирования искусства. Новые способы художественного производства и формы потребления искусства (кинопроизводство, звукозапись, видеозапись, "компьютерное искусство", теле-радиотрансляция и др.). Художественное образование и воспитание в ХХ веке.

Основные художественные направления и их представители.

Реализм, его национальные и социальные модификации (Б. Брехт, Т. Манн, Э. Ремарк, А. Барбюс, Л. Арагон, Р. Роллан, М. Карне, Т Драйзер, Ч. Чаплин, М. Шолохов, А. Фадеев, А. Толстой, С. Эйзенштейн и др.)

Экспрессионизм как явление немецкой и европейской культуры первой трети ХХ века. Особенности мировосприятия и мироощущения, воплотившегося в экспрессионистском искусстве. Культивирование крайних, отрицательных эмоциональных состояний, обращение к негативным сторонам действительности. Своеобразие выразительных средств и форм экспрессионистского искусства. "Новая венская школа" в музыке, группы "Мост" и "Голубой всадник" в живописи, экспрессионизм в кино ("Гомункулус" Р. Райнерта, "Кабинет доктора Калигари" Р. Вине и др.)

Кубизм в живописи (П. Пикассо, Ж. Брак). Русский кубофутуризм (группа «Бубновый валет»). Супрематизм (К. Малевич и объединение «Уновис»). Влияние супрематизма на русское и европейское искусство первой трети XX века). Абстрактный экспрессионизм В. Кандинского. Его трактат «О духовном в искусстве». Роль творчества В. Кандинского и А. Скрябина в возникновении цветомузыки.

Сюрреализм. Предшественники сюрреализма. Манифесты сюрреализма. Обращение к "реальности сна". Темы и образы сюрреалистических произведений. Приемы и средства выразительности. Сюрреализм в поэзии (Л. Арагон, А. Бретон, Р. Витрак, Р. Деснос, М. Мориз и др.), живописи (С. Дали, Р. Магрит, И. Танги и др.), кино (Л. Бунюэль).

Другие школы и направления в искусстве ХХ века.

13. Художественная культура России. Основные этапы становления и развития. Древняя Русь Киевская Русь (X-XII вв.) Удельный период истории Древней Руси (вторая треть XII – сер. XV вв.) Московская Русь (вторая пол. XV – XVI вв.) Принятие христианства. Его влияние на культуру, в том числе художественную. Взаимовлияние язычества и христианства. Рождение письменности. Становление рукописной книжной традиции. Полицентризм русской культуры XII–XV вв. Основные центры церковно-религиозной культуры. Культовое зодчество. Основные памятники. Архитектоника крестово-купольного храма. Семантика внешнего декора. Внутреннее убранство храма (фрески, мозаика, иконы). Влияние византийского канона. Основные иконописные школы. Особенности региональных школ иконописи. Формирование единой русской культуры. Москва как культурный центр Древней Руси второй пол. XV – XVI вв. Московский Кремль. Архитектурные особенности. Шатровый стиль в архитектуре. Иконописное убранство соборов Московского Кремля. Творчество Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия как высшее достижение древнерусской иконописи. Обмирщение русской культуры в XVII в. Ремесло и декоративно-прикладное искусств. «Нарышкинское (московское) барокко» в архитектуре. Изменения образного языка и смысла икон. С. Ушаков. Парсуны. Придворный театр.

В XX столетии эстетическая и художественная культура и все, что с ними связано, изменялись кардинально. В Европе XIX в. художники были явно озабочены тем, что происходило в обществе, хотя к концу века часть их пришла к мистицизму и эстетизму. Общество XIX в. порой относилось к художникам, артистам как к людям второго сорта, порой к некоторым из них как к пророкам. Искусство в целом было уважаемым, так как считалось нужным и полезным или для пробуждения добрых чувств (о чем с гордостью писал А. Пушкин: «И чувства добрые я лирой пробуждал»), или хотя бы для украшения жизни, для порождения в ней красоты.

В XX в. возникла проблема не только «смерти» Бога, но и смерти искусства. О. Шпенглер в 1918 г. в книге «Закат Европы» отмечал, что западноевропейское искусство умирает от старческой слабости.

В 1950-е гг. французский социолог искусства Мишель Дюфренн констатировал, что искусство в его традиционном понимании доиндуст- риального общества уже умерло. В 1972 г. на VII международном эстетическом конгрессе в Румынии действовала секция, обсуждавшая проблемы смерти искусства. Очень много и по-разному писали и говорили о кризисе художественной культуры. И хотя кризисные явления наблюдались в развитии всех художественных эпох, направлений, стилей, то, что происходило в веке XX, было совершенно необычным, хотя начиналось все с вроде бы характерной для любого переходного периода борьбы с академизмом, с окостеневающими традициями. Однако борьба эта пошла столь интенсивно, приобрела такие формы и имела такие последствия, что действительно стало возможным говори i ь о смерти искусства, конце художественности, да и культуры вообще.

Дело в том, что на этот раз бунтовали не просто против традиций и застоя в искусстве, а против всей сложившейся буржуазной цивилизации и культуры в целом. Слово «художники» употребляется в широком смысле, обозначая творцов эстетической и художественной жизни: живописцев, скульпторов, архитекторов, писателей, композиторов и т. д. Они с начала века выражали неприятие торгашеских отношений, ведущих к грязным войнам, тенденций к стандартизации жизни на основе рассудочности, рациональности, пошлой разумности, объективизма и утилитаризма. Они выступали против лицемерия, фальшивой красивости, прикрывающей истинное безобразие действительности, против буржуазного прогресса и культуры, порожденной им и благословляющей этот прогресс, против всякого натурализма и реализма, но в то же время и против эстетического искусства, якобы возвышающегося над жизнью.

Поэтому в своих художественных поисках они ориентировались на безрассудство в противовес рассудочности, на иррациональность в пику рациональности, на субъективизм и непрактичность вместо объективизма и утилитаризма. Они акцентировали свое безразличие к красоте как гармоничности, пропорциональности, соразмерности и т. д. В связи с этим в художественном творчестве активизировались попытки выявления бессознательного, теоретически обоснованные фрейдизмом. Художники искали новые, не столько изобразительные, сколько выразительные, средства для более или менее непосредственного выявления скрытого за пеленой видимости, тайного, более значительного (как им казалось), чем видимое. В поисках необычных выразительных средств они обратились к диссонансам, дисгармонии красок, звуков, слов. Воздействуя таким образом на публику, они пытались «взорвать» обычное в ее восприятии и заставить ее не просто смотреть, слушать и читать, а чувственно мыслить. Их волновали именно новые способы выражения художественной мысли. Пикассо прямо заявлял, что он пишет объекты не такими, как их видит, а такими, как мыслит.

В этом проявлялось стремление сделать ту же живопись «размышляющей», хотя и не стандартно. Но при этом она все-таки рационали- зовывалась едва ли не больше, чем традиционная. Абстракционисты, футуристы, особенно сюрреалисты (а среди них Сальвадор Дали!) по- разному пытались избежать опасности новой рационализации, доходя до идей «чистого психологического автоматизма», когда художник творит спонтанно, «как во сне», «как в бреду». Но именно «как», а не в бреду. Такие попытки приводили к частным интересным художественным решениям, но не снимали проблемы «слишком умного» искусства.

При этом, несмотря на очень разные социальные и художественные установки, творцов нового искусства объединял пафос отрицания традиций, содержавшихся в эпигонско-классической живописи, литературе и т. д. Они были едины в признании необходимости поиска новых художественных форм и приемов. Многих их них объединяли антибуржуазные настроения, антииндустриализм, пафос борьбы с «механизированным злом», очень ярко выраженный Пикассо в его «Войне в Корее», «Гернике», «Девушке на морском берегу». Объединяла всех художников-авангардистов и их озабоченность социальными проблемами, стремление не столько отражать реальность, сколько формировать новый мир или по меньшей мере содействовать его кардинальному преобразованию. Поэтому авангардистов и модернистов XX в. иногда совершенно напрасно критиковали за их якобы уход от действительности, от социальных проблем. Все модернистские направления и течения: фовизм, экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт и т. д., самые разнообразные постмодернистские группы до настоящего времени социально активны, заражены не просто формотворческим бунтарством. Представители крайнего абстракционизма в живописи П. Мондриан и К. Малевич (творец знаменитого «Черного квадрата»), достигшие, казалось бы, предела в отстранении от изображения реальности, пытались таким образом с помощью искусства реализовать каждый свою социальную утопию, помочь разрушить старый мир и создать новый, лучший, в котором, правда, уже не было места искусству в его прежнем, классическом понимании, но который должен был быть весь пронизан новыми художественными началами.

До Второй мировой войны бунтарями были художники-изгои, полунищие, полуголодные, произведений которых не понимала публика. Их не покупали ни она, ни даже знатоки (за исключением самых прозорливых). После Второй мировой войны ситуация резко изменилась. Новое искусство вошло в моду, было разрекламировано искусствоведами. И даже то, что не признавалось художественным с точки зрения самих творцов, попадая в музеи и на выставки, эпатируя публику, вызывая ожесточенные споры критиков, стало считаться явлениями новаторского искусства, новой художественной культуры. Сработало то, что Арватов назвал «рамкой», Беньямин - «аурой». Помещенный в музей предмет может обретать качество как бы художественности, даже несмотря на ее полное отсутствие. Изобретение ready-made, коллажей, создание в поп-арте «произведений» из хлама, в постмодернизме даже «из ничего», сама реализация возможности «художественного творчества» человеком без всякой специальной подготовки, без холстов и кистей в живописи, без музыкальных инструментов в «шумовой музыке» - все это породило самые разнообразные спекуляции, подделки под новое в искусстве. Начал теряться смысл слов «искусство», «художественное творчество», «художественная культура». Зато новизна околокультурных, околохудожественных явлений стала приносить солидные барыши. Искусство в качестве прежде всего предмета любопытства и развлечения, как считал К. Ясперс, приближалось скорее к спорту, нежели к художественной деятельности . Превалировал при этом игровой элемент, а не серьезно-содержательный. Ясперс отмечал общее движение к состоянию, когда «в искусстве исчезнет не только дисциплинирующее, но и содержательное ремесленное образование...» . Реклама сделала, казалось бы, невозможное: придала престижность, ценность многому из того, что не было действительным художественным достижением и даже не задумывалось как произведение искусства, но хорошо продавалось и покупалось в этом качестве. Произошло любопытное: антибуржуазный протест использовался самой буржуазной действительностью.

Возникли большие проблемы с критериями художественности. И это касалось не только изобразительных искусств. В музыке, которая называется серьезной, авангардисты «сломали» традиционный ме- лодизм и гармонию звуков. Шумовая атональная музыка, додекафония стали и протестом против устаревших музыкальных форм, и музыкой «размышляющей», создаваемой вовсе не для наслаждения, не для услаждения слуха.

Наряду с музыкой, считавшейся «классической», серьезной, в жизнь ворвалась иная музыкальная стихия, сначала вроде бы развлекательная. Так называемая «легкая» музыка, в частности, танцевальная, была всегда, и в XIX в., и в начале XX. Но уже в начале XX в. в нее вошли необычные для европейской традиции мелодии и ритмы (африканские, латиноамериканские). Даже джаз все еще колеблется между откровенной легкостью, танцевальностью и тяготением к созданию серьезных, на манер классических, но джазовых музыкальных произведений (например, «Симфония в стиле блюз» Дж. Гершвина).

Принципиально новой музыкой стал рок, определивший место музыки в цивилизации и культуре. Рок стал чуть ли не новой религией прежде всего молодежи, и уж во всяком случае, - новым «языком» для выражения чувств, настроений, пронизанных опять-таки бунтом против всего устоявшегося, консервативного. С появлением рока Бах и Бетховен должны были «посторониться». Рок-стихия заняла ведущее положение в массовом интересе к музыке и стала новым явлением в художественной культуре, да и вообще в культуре. Поначалу рок казался просто еще одним увлечением тинейджеров (подростков). Но постепенно и рок-музыкантов потянуло к серьезности, масштабности, к социально-заряженной проблематике. Они стали перерабатывать шедевры классической музыки, как бы соревнуясь с традиционной оперой, создали рок-оперу (например, «Иисус Христос - суперзвезда»). Знаменитые рок-ансамбли (такие как «Битлз») волновали миллионы слушателей самого разного возраста, пробуждая в них самые разные чувства от безыскусных радости и печали до возмущения и гнева, потому что пели обо всем: о любви, об одиночестве, о том, что творится в обществе.

Для творчества рок-музыкантов характерны динамизм, ритмичность, иногда прекрасный мелодизм, возможность решения самых разных художественных задач и в то же время - дешевая популярность однодневок-шлягеров, легкость тиражирования. Действие рок-музыки было чем-то сродни наркотическому опьянению. Масса людей, прежде всего молодых, боготворила рок-звезд как кумиров, ждала от них все более острых, кричащих, пронизывающих тела и души мелодий, ритмов, воплей, звуковых содроганий.

Бунтарский, особенно поначалу, рок очень быстро стал коммерче- ски-выгодным, повсеместно распространенным, динамично-меняю- щимся стилистически (диско, металлический рок и т. д.). Динамизм вообще стал неотъемлемой чертой всех видов искусства XX в. Это коснулось и нового балета, и новой литературы с ее «пулеметной прозой», и театра, который соревновался с кино и телевидением. Существенными стали и попытки во всех видах художественного творчества активизировать позицию публики, вовлекая ее в музыкальное, театральное действо. В современном театре зритель то становится участником спектакля (хеппенинга), то спектакль разворачивается вокруг него.

На изменение характера художественной культуры XX в. повлияли, конечно, технические новинки, часть из которых изменяла средства художественного творчества и восприятия, часть способствовала возникновению новых видов художественной и близкой к ней деятельности. Речь идет о фотографии, кино, телевидении, звукозаписи, видеозаписи, компьютерной технике, рекламе, видеоклипах и т. д.

Интересно, что все суперсовременные средства и формы, виды «искусства», активно используют то, что, по выражению А. Гениса, располагалось раньше в «подвале» культуры: суеверия, ритуалы, слухи, легенды, всяческую архаику. Все это воплощается в кинобоевиках, комиксах, телесериалах, разнообразных «ужастиках» с вампирами, оборотнями, кумирами-супергероями. Причем всюду в зрелищных и звуковых искусствах на первое место по значимости среди творцов начал выходить режиссер со звуко- и видеооператорами. Именно режиссер, как шаман, «дирижировал» реакциями публики в кино, на телевидении, в театре, в разнообразных шоу. В XX и XXI вв. при этом все время есть стремление вызвать не только реакцию, но и возможное сотворчество толпы: шумящей, притопывающей, подпевающей. «Массовое искусство, как и первобытный синкретический ритуал, строится вокруг зрителя, а не художника»". Искусство действительно преобразуется как бы в некий ритуал, соединяющий разные виды художественного творчества и с помощью технических устройств преобразующий обыденную жизнь в грезу, будни - в праздник. В XX столетии все время рос удельный вес в несловесной художественной культуры. Это касается бурного развития музыки, танцев, шоу, рекламы, дизайна. Доступность внесловесных форм культуры представителям разноязычных культур создала некоторые новые возможности для культурного объединения планеты.

Но вместе с тем происходило и то, что описывал Т. Зэлдин, - усиление неоднородности культурной жизни разных слоев и групп общества, замыкание отдельных социальных групп в культурной изоляции, что предопределило эффект мозаичности культуры . Так, во всяком случае, во Франции ни живопись, ни литература уже не являлись предметом всеобщего интереса. По некоторым подсчетам, на широко понимаемую культуру тратилось в среднем 2,5% доходов французской семьи, в то время как на развлечения - 20%. Зэлдин отметил, что

«классическую культуру по-прежнему ценят только те, кто претендует на респектабельность» . А что же ценили остальные и почему? Все явно оригинальное, ибо культура, по общему мнению, должна была противостоять оболванивающему воздействию средств массовой информации, стимулировать проявления оригинальности, нестандартности личностей. Поэтому даже французское Министерство культуры заметно колебалось между признанием необходимости спасать и сохранять традиционную культуру и стремлением к поощрению (и финансированию) всяческого обновления.

Конечно, старая традиционная художественная культура, традиционное искусство не умерли вовсе, не перестали действовать. Традиции великих романов XIX в. были продолжены, например, русскими прозаиками Шолоховым, Булгаковым, Набоковым, хотя на Западе развился совершенно иной тип романа, воплотившийся в «Уллисе» Джойса, а позже в еще более современных образцах «эпической» прозы. Впрочем, и на Западе, помимо Джойса, был Хемингуэй и другие романисты, не повторявшие, но развивавшие (так же как Булгаков и Набоков) традиции классической прозы.

Классические музыкальные формы по-новому зазвучали в творчестве Прокофьева и Шостаковича, Карла Орффа и многих других композиторов. В изобразительном искусстве и киноискусстве встречались талантливые вариации неореализма и даже неоклассицизма. Ставились классические оперы и балеты, в которых выступали потрясающие исполнители: Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Федор Шаляпин, Марио Ланца, Лучано Паваротти, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Михаил Барышников и т. д. И тем не менее на всем традиционном, особенно к концу XX века, был уже явный отпечаток «музейности»: то, что ценно, необходимо сохранять, как сохраняют полотна старых мастеров или античную скульптуру, «Комеди Франсез» или шекспировский «Глобус». Но ни писать, ни живописать, ни создавать музыкальные и театральные шедевры так, как это делалось в XIX, да и в XX в., уже невозможно. Все, в чем не хватает динамизма и остроты (даже кино 50-70-х гг. XX в.), перестало смотреться, читаться, слушаться с живым интересом. Идеал красоты вроде бы все еще остается там, в прошлом. Но художественность уже не такова; эстетические и художественные вкусы претерпели существенные изменения. Суть, конечно, та же, но формы воплощения иные и восприятие требует этих новых форм. В красоте, по-новому воплощаемой, присутствует обострение некоторых черт реальности, придающее динамику и свежесть образам

(как в скульптурах Джакометти). В красоте совмещаются нечто от той былой гармонии и добавочные штрихи и символы из других культур. Черты архаических, средневековых, азиатских и африканских культур переходят в европейскую, европейских - в азиатские и африканские.

XX век породил совершенно необычную (в чем-то, возможно, напоминающую древнюю) поэтически-песенную культуру. Необычную по массовости ее распространения и силе воздействия, выразившуюся в творчестве целой плеяды французских шансонье (начиная с Э. Пиаф), рок-музыкантов и певцов США и Европы, ансамблей, подобных «Битлз» и «Роллинг Стоунз». В России, помимо этого, активизировались поэты-барды, среди которых наиболее значимыми стали Б. Окуджава и В. Высоцкий. Песни певцов, о которых идет речь, не только слушались на концертах или в записях, но и пелись повсеместно, становясь чуть ли не тем, чем были когда-то лучшие фольклорные творения.

Изменились в XX в. и танцы. В народных танцах до XIX и кое-где даже до XX в. включительно, и в танцах, которые танцевала избранная, аристократическая часть общества, были закреплены правила, фигуры, которые разучивались, так что танцевали по правилам, с некоторыми индивидуальными или местными вариациями.

Латиноамериканские танго и фокстрот, румба, бывшие популярными в Европе и США до середины XX столетия, в общем, таковы же. Чарльстон тоже имел закрепленную форму, блюз и твист еще сохраняли (даже в бытовых вариантах) намеки на нее и оставались парными. Рок-н-ролл уже требовал скорее фантазии, чем подчинения правилам. А дальше произошло полное освобождение танца от всех условностей. Танец современный - это скорее коллективное действо, когда под общую для всех музыку каждый танцует как хочет, один или с партнершей (партнером), выявляя в движении то, что ему хочется. Причем если за танцем как исполнением фигур раньше можно было наблюдать со стороны, то теперь наблюдать не за чем, надо уходить или самому приплясывать. Танцуют все, кто как умеет и может. Главное - свобода движений под музыку, обычно ритмичную и динамичную.

  • См.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. С. 368.
  • Там же. С. 366.
  • ГеиисА. Культурология - РАЗ. С. 227.
  • См.: Зэлдин Т. Все о французах. М., 1989.
  • Зэлдин Т. Все о французах. С. 296.

Художественная культура. Русская художественная культура начала XX в

Русская художественная культура начала XX в. находилась в состоянии духовного кризиса, связанного с настроениями «рубежности», нарастанием индивидуалистических тенденций, отрицанием реализма и социальности в искусстве. По словам М.В. Нестерова, пришла эпоха «всеобщей переоценки ценностей». Одним из явлений того времени стало декадентство – господство упаднических мотивов, безнадежности и неприятия жизни; оно было чаще всего присуще модернистским течениям. Понятие «модернизм» (фр. moderne – современный) подразумевало новые тенденции в литературе и искусстве, шедшие вразрез с реалистическими традициями прежних лет. Последователи модернизма искали пути самовыражения личности в искусстве, уходили от объективной реальности и демонстративно отказывались от ее правдивого отражения. В литературе, живописи и музыке возобладал неоромантизм.

Для русской литературы начало XX в. – особый период. На это время приходятся последние годы жизни и творчества Л.Н. Толстого. В романе «Воскресение» (1899) писатель осуждал социальную несправедливость, выражал сочувствие революционным силам. Разрыв Толстого с церковью (1901) превратил «толстовство» в секту, враждебную православию. Большую популярность приобрело творчество А.П. Чехова, написавшего в те годы свои лучшие повести и рассказы – «Моя жизнь», «Мужики», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Невеста», а также драмы «Чайка» и «Вишневый сад», поставленные на сцене Московского Художественного театра. Произведения Чехова стали летописью жизни русской интеллигенции на рубеже веков. Чуждый «политики», Чехов предвосхищал новую счастливую жизнь соотечественников, которые должны трудиться «во имя великого будущего». Сочинения А.М. Горького «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Девушка и смерть», «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике» и др. воспевают стремление человека к свободе и любви, его готовность к самопожертвованию в борьбе за высокие идеалы. Горький провозгласил новое направление в литературе – «героический реализм», который не только изображает жизнь, но и способен быть «выше ее, лучше, красивее». В 1906 г. Горький написал драму «Враги» и роман «Мать». Выразив солидарность с революционерами, он снискал себе репутацию пролетарского писателя. На рубеже веков русская литература пополнилась именами молодых талантливых писателей – И.А. Бунина и А.И. Куприна, продолживших реалистические традиции XIX в.

Противовесом реализму в литературе стали модернистские направления – символизм, акмеизм, футуризм.

Принципы символизма, возникшего в 1890-е гг., декларировали Д.С. Мережковский и К.Д. Бальмонт. Причиной упадка литературы Мережковский считал преобладание реализма, противопоставляя ему «божественный идеализм». Основой нового искусства, по его мнению, предстояло стать «мистическому содержанию», выражаемому «символами». Символисты – А.А. Блок, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский и др. манили читателя сказочным идеальным миром, живущим по законам «вечной Красоты». Увлеченные «чистым» искусством, доставляющим эстетическое наслаждение его создателям, символисты отдавали предпочтение индивидуализму, самолюбованию и вели поиски сакрального мира, где торжествовал бы их «стихийный гений». Это сближало их с идеей «сверхчеловека» Ф. Ницше. Символисты уходили от социальной реальности. В 1905 г. они восторженно приняли «красные стяги революции» (А. Белый), но эта их «революционность» была лишь «эстетизированным» бунтарством, далеким от подлинной исторической драмы. Только самые талантливые из символистов сумели подняться над «чистым» эстетством. А.А. Блок написал циклы стихов «Родина» и «На поле Куликовом», обращаясь к сюжетам из народной жизни и русской истории. Творчество Блока и А. Белого тех лет находилось под сильным влиянием поэзии Н.А. Некрасова.

Акмеизм (греч. «акме» – высшая точка, цветущая пора) в русской поэзии возник как реакция на символизм с его отрицанием реальности. Родоначальниками акмеизма стали Н.С. Гумилев и С.М. Городецкий. В 1910 г. Гумилев произнес «надгробную речь» символизму, а в 1911 г. создал литературный кружок – «Цех поэтов». Акмеисты Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин, Г.В. Иванов и др. обратились к реальной «земной проблематике» с ее эстетическими и чувственными образами. Они считали поэзию профессией, ремеслом (отсюда название «цех») и пытались заново осмыслить простые житейские истины, намеренно избегая социально-философских исканий. Живой отклик публики встретил первый поэтический сборник Анны Ахматовой «Вечер». Отмечались академизм ее слога, проникновение в мир человеческой души, доверительность. Выдающимся поэтом-акмеистом был Гумилев. Его стихи на исторические и природно-экзотические темы имеют неповторимую чеканность и точность. Идеалом лирического героя для Гумилева была самодостаточная и волевая личность.

В 1910-1912 гг. в русской поэзии появился футуризм. Название данного течения указывало на желание его последователей быть поэтами «будущего». Существовало несколько кружков футуристов. Самый крупный – кубофутуристы – Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А.Е. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский. Лидером эгофутуристов был И.В. Северянин. Б.Л. Пастернак и Н.Н. Асеев начинали творческий путь в футуристическом кружке «Центрифуга». Футуризм провозглашал свободу поэтического слова, космополитизм и отказ от литературных традиций во имя нового слова, нового стиля, нового героя, нового мира. Хлебников объявил себя «председателем Земного шара» и предрекал «перерождение языка» – создание «заумного языка», который объединит народы. В манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912) футуристы призвали сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с «парохода современности», а на своем съезде в 1913 г. создали театр «Будетлянин», символом которого вскоре стал «черный квадрат» Малевича. Особое место занимало творчество Маяковского. Его ранние стихи полны лиризма, остроумия, искреннего протеста против ханжества и социального разложения, а также готовности участвовать в практическом созидании нового.

Настоящим явлением русской литературы начала XX в. стали «поэты из народа» с совершенно новым эстетическим кругозором. С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычков, П.В. Орешин, А.В. Ширяевец, П.А. Радимов и др. проникновенно воспевали природу, дух и традиции крестьянской России, православную веру народа, его стремление к лучшей жизни (сборники «Радуница» и «Сельский часослов» Есенина, «Сосен перезвон» и «Песнослов» Клюева, «Песни» и «Потаенный сад» Клычкова, лирическая и бунтарская поэзия Орешина). Крестьянские поэты входили в различные кружки и общества – в монархическое по духу «Общество возрождения художественной Руси» при Феодоровском государевом соборе в Царском Селе (1915), в группу «Краса» (1915) и общество «Страда» (1915-1917) в Петрограде. До 1917 г. тема революции и «классовой борьбы» была не очень заметна в их творчестве, хотя Клычков участвовал в Московском восстании 1905 г., а Клюев 6 месяцев находился в тюрьме по «политическим» обвинениям. Оба поэта сочувствовали революционерам. Клюев восхищался их жертвенным служением «святому делу», сравнивал их с первыми христианами-мучениками и оплакивал «опаленных, сгибнувших, убитых». Поэтическое мировосприятие Орешина было менее сентиментальным. Его героем был обездоленный мужик-крестьянин. «Поэты из народа» едины в своих представлениях о прошлом, настоящем и будущем великорусского крестьянства с его «берестяным раем» или, как у Клюева, «избяным космосом» и собственным «мужицким Спасом».



В изобразительном искусстве главным творческим союзом оставалось Товарищество передвижников, объединявшее лучших живописцев России. В начале XX в. в него входили В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, А.И. Куинджи и др. Их картины отличаются высокообразным и правдивым изображением народной жизни, сюжетов русской истории, родной природы. К передвижникам были близки художники А.П. Рябушкин, А.М. Васнецов, В.В. Верещагин и др. Традиции этой школы во многом унаследовали живописцы, получившие известность в начале XX в.: М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров и др.

Новым направлением в живописи стал импрессионизм, видными представителями которого были К.А. Коровин, В.А. Серов, И.Э. Грабарь, Ф.А. Малявин и др. В своих работах они непредвзято запечатлели динамичный и быстро меняющийся окружающий мир. Восторженной поэтизацией человека проникнуты работы Серова. Ученик И.Е. Репина, Серов умело изображал глубокий психологизм человеческих образов, а также снискал известность своими пейзажами и историческими картинами. Символизм представлен в творчестве М.А. Врубеля, создавшего свой фантастический сказочный мир и стремившегося к раскрытию сложного внутреннего мира человека, и В.Э. Борисова-Мусатова. Модерн получил развитие в творениях мирискусников: А.Н. Бенуа, А.И. Куинджи, Е.Е. Лансере и др. В отличие от них, художники К.С. Петров-Водкин, М.Ф. Ларионов и др. следовали традициям русского лубка и иконописи. На рубеже веков пристальное внимание художников привлекала тема Древней Руси. Она нашла яркое отражение в работах В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина. Философское осмысление православных первооснов русской жизни, исторического и духовного достояния русского народа находим в ранних работах М.В. Нестерова.

После революции 1905 г. в живописи усилились радикальные модернистские течения. В 1910 г. возник авангард, к которому относят футуризм А.В. Лентулова, абстракционизм В.В. Кандинского и К.С. Малевича, и др. В 1910-1911 гг. авангардисты образовали общество «Бубновый валет». По определению Малевича, авангард – искусство «чистых» форм и беспредметности. В 1915 г. на выставке в Петрограде было представлено концептуальное творение Малевича – «Черный квадрат». Опыты В.В. Кандинского, Р.Р. Фалька, П.Н. Филонова, М.З. Шагала и других авангардистов были посвящены не конкретике реального мира, а воображаемым схемам мирового устройства.

Тема жизни и социальных чаяний крестьянства, его стремления к справедливому общественному переустройству («всеобщему благоденствию») накануне и после революции 1917 г. всесторонне раскрыта в творчестве Е.В. Честнякова и других народных художников.

Индустриализация страны привела к перевороту в архитектуре. Новые стройматериалы (железобетон, металлоконструкции) ускоряли темпы градостроительства, меняли облик городов. В архитектуре господствовали модерн и неорусский стиль. Неорусский стиль, следуя традициям и духу древнерусской архитектуры, гармонично сочетался с модернистскими тенденциями. Представители модерна и неорусского стиля – Ф.О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, В.М. Васнецов, А.В. Щусев и др. занимались постройкой зданий, предназначение которых было обусловлено потребностями эпохи. Наряду с храмами и особняками, это были вокзалы, банки, биржи, телеграфы, фабрики, заводы и магазины, ставшие украшением городов России.

Важной вехой в истории русского театрального искусства стало открытие в 1898 г. Московского Художественного театра (МХТ), созданного К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко – создателями новой школы актерского искусства и режиссуры. Станиславский предлагал сделать новый театр «разумным, нравственным, общедоступным». Первой постановкой МХТ была драма А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», а в конце 1898 г. состоялась премьера «Чайки» Чехова, ставшей затем эмблемой МХТ. Репертуар театра почти полностью состоял из драматургии Чехова и Горького. В 1902 г. на средства мецената С.Т. Морозова было построено здание МХТ (архитектор Ф.О. Шехтель). МХТ стал примером умелого сочетания классических театральных традиций с насущными запросами современности. Опыт МХТ приобрел большое общественное значение, стремление передать на сцене «правду жизни» вызвало горячие споры. Яростными оппонентами МХТ были символисты В.Я. Брюсов и В.Э. Мейерхольд. Брюсов критиковал МХТ за «ненужную правду». Реалистическим и демократическим принципам МХТ Мейерхольд противопоставил эстетические эксперименты условного театра. В 1904 г. Петербурге был открыт Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской, близкий по духу МХТ и демократической интеллигенции.

Всемирную славу русскому балету принесли легендарная балерина А.П. Павлова и прославленный балетмейстер М.М. Фокин. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» композитора К. Сен-Санса был исполнен Анной Павловой и запечатлен художником В.А. Серовым, став символом балетного искусства. В 1911 г. Дягилев создал из лучших артистов балета, собираемых для участия в «Русских сезонах», постоянную труппу – «Русские балеты Сергея Дягилева». Помощником Дягилева являлся неутомимый новатор М.М. Фокин, видевший в балете «содружество танца, музыки и живописи».

Развитие русского музыкального искусства воплотилось в творчестве выдающихся композиторов и в создании системы музыкального образования. В начале XX в. были открыты новые консерватории в Саратове, Одессе и Киеве. Появились формы внешкольного музыкального образования: в 1906 г. в Москве по инициативе С.И. Танеева была открыта народная консерватория.

В музыке возрос интерес к внутреннему миру человека, «знамением времени» стало усиление лирического начала. Великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков – наследник традиций «Могучей кучки», написал лирическую оперу «Царская невеста» (1898). Лирические мотивы отражены в сочинениях С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина – выпускников Московской консерватории. Мастер оригинальных решений, Рахманинов, однако, следовал традициям русской классики и был верным учеником П.И. Чайковского. Творчество Скрябина было более сложным, новаторским и философским. Музыка И.Ф. Стравинского имела успех на балетной сцене (балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»). Композитор проявлял интерес к далекому историческому прошлому русского народа, его фольклору.

Центрами музыкальной жизни оставались Мариинский и Московский Большой театры. Здесь выступали великие оперные певцы – Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова. Но возрастал авторитет и частной оперы С.И. Мамонтова, затем – С.И. Зимина. На сцене оперы Мамонтова впервые раскрылся уникальный талант актера и певца Шаляпина, ставшего, по словам А.М. Горького, такой же «эпохой» в русском искусстве, «как Пушкин».

Новым и очень популярным видом искусства стал кинематограф. Первый русский кинопредприниматель А.А. Ханжонков в 1907-1908 гг. начал производство отечественных игровых фильмов. Он построил в Москве кинофабрику, а также кинотеатры «Художественный», «Москва» (ныне – дом Ханжонкова) и др. Среди первых русских игровых фильмов – «Князь Серебряный» (1907), «Стенька Разин и княжна» (1908), «Петр Великий» (1910), «Оборона Севастополя» (1911).

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные черты политико-административного устройства Российской империи в начале XX в.?

2. Какие факторы обусловили переход от сословного деления российского общества к классовому?

3. Каковы итоги и социально-политические последствия революции 1905-1907 гг.?

4. Опираясь на содержание Основных законов 1906 г., проанализируйте характер изменений в государственном строе России. Стал ли этот строй конституционным?

5. В чем причины незавершенности Столыпинской аграрной реформы?

6. Какими мотивами руководствовалась Россия при выборе внешнеполитических союзников в начале XX в.? В чем заключались трудности выбора союзников?

7. Каковы основные противоречия в развитии русской культуры «Серебряного века»?

Литература:

1. Власть и реформы. От самодержавной к советской России / Отв. ред. Б.В. Ананьич. М., 2006.

2. Дневники императора Николая II и императрицы Александры Федоровны: в 2 т. / Отв. ред., сост. В.М. Хрусталев. М., 2012.

3. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917 гг. М., 2001.

4. Первая революция в России: взгляд через столетие. М., 2005.

5. Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996.

6. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

7. Тюкавкин В.Г . Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. М., 2001.

8. Шацилло К.Ф . От Портсмутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика. М., 2000.

9. Шелохаев В.В . Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии: 1907-1914. М., 1991.

Основные понятия и термины по теме: модерн, модернизм, фовизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, инсталляция, эклектизм, кинематограф, телевидение, массовое и элитарное искусство.

План изучения темы:

1.Новые виды искусства, художественные направления и стили.

Краткое изложение теоретических вопросов:

ХХ век - век торжества науки и человеческого интеллекта, век парадоксов и потрясений. Он подвел определенный итог развития мировой культуры. В это столетие культура разорвала узы региональной или национальной замкнутости и стала интернациональной. Мировая художественная культура интегрирует культурные ценности практически всех наций.

Характерным явлением для ХХ века стало заметное ослабление тех социальных механизмов - механизмов преемственности в культуре. Отдельной индивид стремится стать самостоятельным, не зависимым от культурных традиций, обычаев, установленных правил этикета, поведения, общения. При этом внутренняя свобода все больше заменяется свободой внешней, самостоятельность духа – самостоятельностью тела, что постепенно приводит к снижению духовности, уровня культуры.

Образную характеристику искусству ХХ века дал Ф. Ницше, утверждая, что «искусство нам дано, чтобы не умереть от истины».

Модернизм (новый, новейший, современный ) - совокупность эстетических школ конца XIX и начала XX столетия, которые характеризуются разрывом с традициями реализма.

К этому понятию близок авангард . Он объединяет наиболее радикальные разновидности модернизма. Эти понятия часто воспринимаются как синонимы. В нашей стране модернизм и авангард резко критиковались - в противовес «социалистическому реализму». Обычно эти понятия трактовались как показатель кризиса буржуазной культуры. Однако эта классовая точка зрения не выдерживает никакой критики. Модернистские и авангардистские тенденции – отличительная черта современного искусства.

Выступая против норм и традиций предшествующей эстетики, стремясь к новаторству любой ценой, модернизм в крайних своих проявлениях разрушает осмысленность художественного творчества и зачастую - шокирует. Но в своих лучших образцах модернизм значительно обогатил художественную культура человечества.

Ортега-и-Гассет: «Новые художники наложили табу на любые попытки привить искусству «человеческое». Личность отвергается новым искусством более всего. Со всех сторон мы приходим к одному и тому же – бегству от человека».

Именно Ортега - автор наиболее любопытной гипотезы об общем законе развития мирового искусства. Он считал, что искусство вслед за философией изменялось в зависимости от изменения точки зрения художника на окружающий мир – от вещественно-конкретного видения мира, через его субъективное восприятие – к господству чистых идей и абстракций.



Искусство всегда борется за то, чтобы человечество через все перипетии истории все же пронесло свое главное завоевание – духовность. Ибо с поражением и гибелью духовности поражен и гибнет, не имея более отличия от животных, и сам человек. В этом ракурсе и следует рассматривать то, что произошло с искусством ХХ века.

В ХХ веке произошел отход от традиций, в определенном смысле и слом традиций в искусстве. Но это не означает, что реализм и реалистические принципы изображения были отменены этим веком.

Авангард – пестрое созвездие школ, направлений, течений, которое ошеломляет каскадом красок и пестротой образов. Впечатление хаоса, обусловленного быстрой сменой вкуса. Любое Формула «Если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать».

Фовизм. Одними из первых представители фовизма определили переход от подготовки авангарда к собственно авангарду.

Главное – добиваться максимальной энергии краски.

А. Матисс - французский художник, основатель фовизма, стремился к обновлению декоративного искусства, ясность и радостная уравновешенность которого должны были, по его мнению, передаваться зрителю.

Светлое, жизнерадостное искусство Матисса. Наиболее известные произведения Матисса – «Танец» и «Музыка» (панно, написанные им в 1908 году по заказу С.И. Щукина) для декорации московского особняка известного мецената (ныне перенесены в Эрмитаж).

Экспрессионизм - «искусство кричать. Картина «Крик» Э. Мунка. «Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом. Никогда мир не был так мертвенно нем. Никогда человек не был так мал. Никогда он не был так робок. Никогда радость не была столь мертва. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. Искусство присоединяет свой вопль в темноте, оно вопит о помощи, оно зовет дух. Это и есть экспрессионизм» (В. Турчин).



Экспрессионизм: от живописи до политики, от философии до музыки, от архитектуры до кинематографа, от театра до скульптуры.

Кубизм – творчество форм. Стремление геометризировать предмет, делая его форму архитектурной. Начало кубизма в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо.

Представители кубизма в России: К. Малевич, Л. Попова, Д. Бурлюк (общества «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др.).

П. Пикассо - универсальный художественный гений. Испанский художник, скульптор - величайший творец ХХ столетия. 15 тысяч картин, основатель кубизма.

«Герника» – шедевр живописи Пикассо, трудная для восприятия и анализа картина, где реальность выражена языком сложных субъективных ассоциаций.

Один из самых знаменитых рисунков Пикассо – «Голубь мира»,

Несовместимые крайности (реализм и модернизм) в творчестве Пикассо.

Абстрактное искусство. Первая абстрактная картина: А. Альфонс «Девушки под снегом» – чистая бумага, прикрепленная к картонному планшету. Традиционное абстрактное искусство начинается с 1910 года (с появлением первых изобразительных акварелей В. Кандинского).

В термине абстрактное искусство - глубокая двойственность, когда есть намек и на искусство, и на некую альтернативу. Это беспредметное искусство, основанное на абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов. Произведения абстракционистов представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен, линий. Для абстрактного искусства характерны две тенденции: абстрагирование образов от натуры до такой степени, что они перестают отражать действительность; чистые художественные формы, не имеющие связи с реальностью.

Первым художником-абстракционистом был В. Кандинский. Среди художников и скульпторов, развивавших это направление: П. Мондриан, К. Малевич, К. Брынкуши и др.

Сюрреализм (сверхреализм) как направление в искусстве сформировался во Франции в 20-е годы ХХ века. Это творчество – вне контроля разума. Французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма».

Согласно принципам сюрреализма, художник должен опираться на бессознательное, связанное со сновидениями, галлюцинациями, бредом, воспоминаниями младенческого возраста. А задача художника состоит в том, чтобы с помощью художественных средств достичь бесконечного и вечного. Свои произведения сюрреалисты строят как нечто алогичное, парадоксальное, неожиданное, как особую ирреальность.

Крупнейшим представителем сюрреализма был Сальвадор Дали.

Дали стремился создать фотографию бессознательного, достоверно запечатлеть свои сновидения, так как именно эта, не контролируемая извне спонтанная жизнь человеческого «Я» представлялась художнику подлинной реальностью. Он создает обобщенные художественные образы, выстраивает сложные, строго продуманные композиции «хаоса» болезненных видений.

Для воссоздания такого образа мира, где все разъединено разложением, необходима огромная сила трезвого ума, чтобы хоть как-то организовать этот бессмысленный абсурдный поток бытия. «Единственная разница между мною и сумасшедшим заключается в том, что я – не сумасшедший», – скажет однажды Дали.

Поп-арт - искусство популярное, рассчитанное на массовую аудиторию, легко распространяемое и массово производимое, отдающее большим бизнесом. Поп-арт – это своеобразное «искусство вне искусства». В композициях поп-арта часто используют реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, газеты) и их механические копии (фотографии, муляжи, вырезки из комиксов). Случайное их сочетание возводится в ранг искусства.

Художников поп-арта привлекал окружающий их мир массовой культуры, рассчитанной на потребление миллионов, когда эстетические и социальные ценности приравнивались к потребительским, обыденным, зачастую бездуховным. Они уничтожили иерархию образов и сюжетов. У них могли одинаково цениться и Леонардо да Винчи, и Микки Маус, живопись и технология, халтура и искусство, китч и юмор.

У поп-арта всегда есть дух массовости и вовлекаемости. Поп-арт явился первым большим течением авангарда, который был социализирован, вживлен в общество. Поп-арт вошел в кино, в рекламу, из которой сам первоначально исходил, в моду, в поведенческий тип жизни. Это преднамеренная неряшливость в одежде, ее разностильность, использование рекламных пластиковых пакетов в качестве сумок и т.д.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подготовить сообщение «Разнообразие стилей и направлений в искусстве начала 20 века».

2. Подготовить фотогалерею репродукций с художественными примерами фовизма, кубизма, сюрреализма, абстракционизма, супрематизма.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

Проверка конспекта, сообщения, фотогалереи.

Вопросы для самоконтроля



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные