Моделирование и макетирование в дизайне. Значение и роль макетирования в профессиональной подготовке художника-дизайнера. Конструирование в промышленном дизайне

Дизайн является, несомненно, инновационной деятельностью, но, в отличие от открытия и изобретения, имеет точно определенную цель, которая формулируется в виде проектной задачи. В нашей науке долгое время под словом «дизайн» понимали только «художественное конструирование».

Художественное конструирование - процесс решения проектной задачи, включающий в себя этапы разработки концепции, выявления конкретных целей, анализа объекта, проектирования, разработки проектной документации и создания образа вещи.

В целом процесс создания новой вещи можно представить в виде следующей схемы: спрос - планирование - программирование (прогнозирование) - проектирование - производство - тиражирование - распределение - потребление. Исходный пункт творчества дизайнера - потребности человека и общества. Их он должен изучать, знать, чувствовать и претворять в предметные формы и образы, возникающие как отклик на потребности. Основа дизайна - всесторонний учет общественных потребностей. Собственно изучение потребностей и является основным содержанием предпроектного анализа при создании новой вещи: изучение потребителей и их потребностей; свойств и качеств изделий; требований, предъявляемых к данному типу изделий. Методика дизайна основана на последовательном применении методов анализа и синтеза.

Предпроектный анализ - проводимое на начальном этапе проектирования исследование и сопоставление данных о желаемых функциях вещи или комплекса вещей либо среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготовления, о наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог - изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения). Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей.

Кроме предпроектного анализа при проектировании нового изделия прибегают к социально-экономическому анализу, функциональному анализу (исследование способов использования изделия), функционально-стоимостному анализу (исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных, с точки зрения затрат, способов их удовлетворения), технологическому анализу (исследование материалов и возможных способов изготовления изделия), анализу формы (исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).

Результаты проведенного анализа должны быть интегрированы в операции синтеза путем овеществления (структурообразование) и гармонизации (композиция) объекта. Структурообразование единичных предметов - формообразование. Композиция - метод гармонизации, система средств и способов создания эстетически целостного объекта. В процессе синтеза результаты проведенных исследований реализуются в конкретных методах формообразования: комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных. Комбинаторные и аналоговые методы формообразования костюма достаточно хорошо изучены*. Синтез в дизайне - мысленное упорядочение проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и соединение их в единое целое - проектный образ. Методы синтеза могут быть либо системного характера (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативные). В процессе синтеза формируется творческая концепция - важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Концепция в дизайне - основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования.

Проектирование - создание описания, изображения или концепции несуществующего объекта с заданными свойствами. «Основной этап дизайнерского проектирования протекает в сознании дизайнера… В дизайнерском проектировании сочетаются знания и фантазия, интуиция и расчет, наука и искусство, талант и мастерство»**. Проектирование связано с психологией творчества, поэтому дизайнеру необходимо для интенсификации проектирования учитывать и применять методы эвристики, способствующие развитию фантазии и воображения и поиску новых нетривиальных путей решения проектной задачи. В процессе проектирования необходимо применять данные науки (социологии, прогнозирования), а также использовать образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокультурным содержанием.

Проектная идея «овеществляется» в процессе проектирования в эскизе - в макете - в модели. Начальный этап проектирования нового изделия - создание его эскиза. Дизайнер создает сначала в своем воображении прообраз будущей вещи с учетом существующих проектных идей, технологии, экономики производства, достижений художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры), а затем ее предварительное графическое изображение (эскиз), которое потом дополняет объемными моделями, описаниями облика и способа практического использования. При этом проект приобретает конкретные очертания в процессе дизайнерского моделирования.

Моделирование - отображение, представление или описание целостного объекта (системы объектов), ситуации или процесса. Выделяют художественно-образное моделирование, математическое моделирование (расчет математической модели), проектно-графическое моделирование (создание эскиза), объемное моделирование (создание макета и модели), словесное моделирование (создание словесной концепции нового объекта, описания принципа его действия и т.п.)

Самый распространенный метод моделирования - ретроспективное моделирование, основанное на анализе прототипов и аналогов и постановке на базе этого анализа проектной задачи. Однако этот метод не позволяет выполнить основную задачу дизайна - создание новых вещей, а дает возможность совершенствовать уже существующие. Другим методом моделирования является конструктивное моделирование, т.е. видоизменение функций и морфологии вещи (морфология вещи - материальная форма вещи, организованная в соответствии с ее функциями). Конструктивное моделирование может быть: коррективным (совершенствуются функции и форма вещи); переходным (функции и морфология подвергаются переосмыслению для придания объекту новых качеств - в качестве примера из дизайна одежды можно привести направление деконст-руктивизма в дизайне); проективным (функции и форма вещи создаются вновь - творчество японского дизайнера одежды И. Мияке). Самым инновационным методом моделирования в дизайне можно считать перспективное моделирование (или проектное прогнозирование), которое занимается изучением желательных перспектив развития общества и разрабатывает проекты, которые могут способствовать достижению этих перспектив.

Одним из методов проектирования является макетирование - создание объемных изображений проектируемых предметов.

Макетирование - изготовление макетов изделий из различных материалов в натуральную величину или в нужном масштабе. В дизайне одежды используются следующие методы макетирования: наколка и муляжный. Макет - материальное пространственное изображение проектируемого изделия.

При проектировании приборов и машин необходима проверка инженером технической состоятельности замысла, после чего дизайнер вносит свои коррективы в конструкцию с учетом реальных технических возможностей. Завершающая стадия - совместная работа дизайнера и инженера по конструктивно-технической и эстетической «доработке» образа.

Дизайнер одежды способен самостоятельно спроектировать и изготовить изделие без участия других специалистов, так как владеет всеми необходимыми навыками. Но если речь идет о промышленном проектировании, то на разных его стадиях в работе принимают участие и другие специалисты, прежде всего, конструктор и технолог.

Проектирование одежды - создание нового образца одежды с заданными свойствами, включающее исследование, создание эскизов, макетов, моделей, расчеты и построение чертежей изделий, изготовление опытных образцов. Проектирование одежды, подобно проектированию вообще, включает в себя те же этапы и использует те же методы. На основе исследований спроса потребителей и анализа аналогов рождается творческая концепция, которая находит воплощение прежде всего в образе. Он рождается либо на бумаге при создании эскиза и затем воплощается в макет, а затем в модель, либо в работе с материалом при макетировании, а макет потом воплощается в модель. Моделирование формы костюма - организация материала в соответствии с композиционной идеей костюма, воплощение идеи модели одежды в материале. Результат моделирования - готовая вещь.

Если речь идет о промышленном проектировании, то дизайнер одежды работает вместе с технологом и конструктором, разрабатывая сначала экспериментальную модель, а затем, после отбора и апробации, - промышленный образец.

Конструирование одежды - разработка конструкции (построения, взаимного расположения и конфигурации частей) модели одежды. Состоит из следующих этапов: выбор методики, разработка чертежей изделия для эскизного проекта, расчет, построение чертежа (с использованием индивидуальных или стандартных мерок), изготовление лекал, составление рабочей документации.

Техническое моделирование - разработка чертежей и образца одежды по базовой модели или ее графическому изображению. Разработанный образец служит эталоном формы и конструкции для массового производства.

Технология - совокупность методов обработки, изготовления или переработки сырья, материалов, полуфабриката или изделий в процессе производства; совокупность приемов и способов изготовления одежды.

Каждому этапу проектирования соответствует свой подход, обусловленный особенностями проекта, совокупностью исходных данных и некоторыми субъективными чертами авторского исполнения.

Макетирование может быть предназначено для самого проектировщика при воплощении идеи в реальную зримую объемную форму.

Процесс проектирования складывается из отдельных взаимосвязанных, выработанных в результате длительного опыта и имеющих свое теоретическое обоснование стадий:

  • 1. Подготовительной (предпроектного исследования);
  • 2. Художественно-конструкторского предложения;
  • 3. Реализации художественно-конструкторской разработки.

Макетирование происходит на стадии художественно-конструкторского проекта. Содержание этой стадии - развитие и углубление утвержденного художественно-конструкторского предложения, конечная цель - исполнение художественно-конструкторского проекта в объеме, предусмотренном в задании.

С давних времен макетирование имело широкое применение, оно, в отличие от графики, незначительно отражало культуру, было мало связано с пластическим искусством и имело лишь практическое значение.

Известны макеты архитектурных сооружений, относящихся к периоду Возрождения, барокко и классицизма. Русские зодчие XVIII - XIX вв. Растрелли, Баженов, Тома де Томон, Монферан практиковали макетирование широко. На макете проверялись основные пропорции, масштаб деталей, возможные зрительные искажения. Нередко макеты делались разъемными и по ним можно было судить не только о внешнем виде сооружения, но и об его интерьере. Архитектура середины прошлого века исключила макетирование не только из проектной практики, но из учебного процесса. Макетирование вновь возродил конструктивизм. С тех пор макетирование в архитектуре применяется широко .

Макетирование как метод, связанный с проектированием предмета, в пору ремесленного производства использовалось редко. Но, тем не менее, прошло с тех пор немало времени, современная технология и широкое применение ее в области проектирования позволяют ставить процесс макетирования на главное место в проектировании.

С появлением художественного конструирования макетирование стало неотъемлемым ее компонентом, а макет часто составной частью законченного проекта.

Методика и техника макетирования - инструмент проектно-исследовательской работы художника-конструктора. Чем лучше освоены методика и техника, тем полнее арсенал проектных средств, тем быстрее и лучше можно решать проектно-исследовательские задачи.

Существуют типовые, наиболее распространенные задачи, определяющие стратегию и тактику проектирования независимо от того, отдельное изделие создается или их совокупность.

Таких задач можно выделить пять:

  • 1. Вариантные преобразования.
  • 2. Агрегатирование и унификация.
  • 3. Функциональное проектирование.
  • 4. Модернизация.
  • 5. Прогнозирование.

Задачи на вариантные преобразования, агрегатирование и унификацию предполагают знание некоторых правил проектирования, соблюдение которых способствует достижению требуемого результата.

Задачи функционального проектирования, модернизации и прогнозирования не обусловлены наличием постоянных правил. Эти правила определяются (если они не были известны ранее) или изменяются в ходе проектирования.

Вариантные преобразования в художественном конструировании представляют особую проблему. Традиционно считается, что поиск вариантов - сугубо творческая деятельность, чуть ли не целиком зависящая от склада ума проектировщика.

Цель задач на вариантные проектирования - выяснить, какие формы и по каким причинам может иметь создаваемое изделие, каковы возможные пределы поиска и что нужно сделать, чтобы решение было оптимальным.

Правила вариантных преобразований основаны на том, что изменениям поддаются не все элементы изделия, поэтому необходимо определить, что в изделии должно измениться и в каких пределах. Макетные работы планируют исходя из того, какие элементы макета будут подвижными, а какие - относительно неизменными.

Задачи агрегатирования и унификации предполагают решение структурных проблем. Макетирование должно быть ответом на вопрос: Каким образом должно быть расчленено некоторое множество изделий, чтобы их можно было собрать из одного и того же набора элементов?

Моделирование планировочной структуры жилого дома осуществляется при помощи аппликации. Из плотной, желательно разноцветной бумаги вырезают прямоугольники или другие фигуры, соответствующие комнатам и другим помещениям дома в масштабе 1:100 или 1:50. Группы помещений, относящихся к одной функциональной зоне, выделяют цветом.

Варианты планировочного решения (в пределах одного этажа) составляют на листе картона, расчерченного модульной сеткой с интервалом, соответствующим строительному модулю (например, 1,2 м). Удачные композиции приклеивают и оставляют для сравнения, а поиск продолжается дальше на новом подмакетнике .

Для того, чтобы перейти к более сложным пространствам, прямоугольники комнат разрезают на квадраты (соответствующие модульной сетке), а вся композиция выкладывается как мозаика, при этом цветовая дифференциация фигур подскажет, какие пространства следует обособить, а какие можно обобщить, используя гибкое функциональное зонирование. Моделирование социального пространства жилого дома производят на основе готового макета планировочной структуры. Из плотной и гладкой бумаги вырезают стены и перегородки (соответствующие по высоте внутренним помещениям) и устанавливают по границам помещений. Высоту комнаты или алькова принимают равной ширине помещения. При изготовлении макета стены выполняют из плоской бумаги, равной по высоте, ширине помещения, а по длине - периметру двух или трех сторон. Из полоски вырезают окна и двери и сгибают в соответствии с углами охватываемого помещения. Благодаря этим изгибам полоска приобретает пространственную устойчивость и самостоятельно держит форму. Моделирование социального пространства жилого дома поможет уточнить конфигурацию плана, размеры, границы, ориентацию внутренних помещений, расположение окон и эркеров, ниш; подскажет соотношения освещенных и затененных пространств, расстановку мебели. Готовые решения приклеивают к подмакетнику клеем вдоль опорного ребра. Макетирование объемно-пространственной композиции может выполняться из глины, пластилина, пенопласта, бумаги. Исходными данными для изготовления макета являются кубики-формы, полученные из модели социальных пространств. Цель макетирования - создание наиболее выразительной и содержательной внешней формы здания. Макетирование ведется в обобщенных формах, элементами композиции служат чистые и прорезанные плоскости, объемные фигуры, опорный каркас. Особенное внимание уделяется тектонике сооружения, связанной с материалом реальных конструкций. Плоские конструкции легче имитировать из бумаги, кладку из естественного камня и колонны - из блоков пенопласта, сводчатые конструкции, выгнутые и вогнутые формы - из пластилина. Моделирование объемно - пространственной композиции жилого дома позволит уточнить размеры, пропорции, конфигурацию здания в целом и отдельных элементов: стен, окон, крыши, крыльца, башенки, мансарды, террасы, веранды. При помощи объемно-пространственной композиции можно проверить цветовое решение постройки и размещение на участке (используя макет подосновы). Рабочее макетирование делает замысел наглядным и доступным для анализа. Рабочее макетирование вызывает активную деятельность, связанную с изучением проблемной ситуации, визуальным, телесным представлением будущей постройки, проверкой и сопоставлением вариантов. Рабочие макеты выполняют из дешевых и пластичных материалов для наглядной проверки композиционного и конструктивного построения здания, его размещения на участке и освещенности при различном положении солнца над горизонтом. Если макет выполнен в масштабе 1:50, то при помощи обычного фотоаппарата можно зафиксировать вид на будущую постройку с наиболее характерных точек зрения. Чистовой макет выполняется в масштабе 1:50 или 1:20 и может заменить чертежи для небольшой постройки. Чистовой макет выполняется из жестких материалов: дерева, пенопласта с элементами крепления из металла и имитацией фактуры поверхности при помощи подручных материалов. Чистовой макет представляет собой разборную объемную модель сооружения во всех деталях, доступных для воспроизведения в принятом масштабе. Исходя из опыта проектирования, составными частями модели являются: блок фундаментов, подвала, цоколя, включая уровень пола первого этажа; коробка стен с лестницей и уровнем пола второго этажа; чердак и крыша. Такое строение макета позволяет показать все особенности конструкций и объемного решения, облегчить строительство дома .

Основные приемы придания бумаге конфигураций. Картон и бумага удобны и легки в ручной обработке. Кроме того, они обладают достаточной жесткостью, обеспечивающей прочность макета, и пластичностью, что практически дает возможность воплотить в той или иной форме все творческие идеи автора. Рулонный «Ватман» не представляет собой ровной, гладкой поверхности, пригодной к использованию из-за скручивания. То же относится и к свернутой в рулон форматированной бумаге. Чтобы поверхность бумаги стала ровной, ее необходимо натянуть на подрамник или доску. Для того чтобы натянуть бумагу на подрамник, лист «Ватмана» мочат в холодной воде с двух сторон в течение 1-2 минут. Затем, слегка встряхнув бумагу, ее кладут на лежащий в горизонтальном положении подрамник или доску и разглаживают, разгоняя воду к углам. После чего, торцы подрамника промазывают клеем и наклеивают на них бумагу, следя за тем, чтобы клей не попал на плоскость доски. Для наклейки бумаги можно использовать клей ПВА, казеиновый клей или клей, приготовленный из муки. Чтобы лист равномерно натянулся, следует без лишних усилий, аккуратно (изнутри к краям) расправить углы и, свернув припуски «конвертом», обжать лист и закрепить кнопками каждую сторону. Сушить доску надо в горизонтальном положении. При высыхании бумага сама натянется, и поверхность будет ровной. Только после того, как бумага высохнет, на ней можно начать работать: чертить развертки и выполнять другие необходимые операции .

Чтобы сделать любую криволинейную поверхность, нужно пропустить бумагу через вал или какой-нибудь цилиндрический предмет, например, карандаш или ручку. Другой часто применяемый способ - способ закругления листа бумаги, используемый при изготовлении цилиндра, конуса или другого тела вращения. Для этого достаточно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3-5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца.

Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке. Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом, можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета, вычерченных на натянутом подрамнике, где существует опасность разрыва листа бумаги от сильного надреза. Этот способ придает макету дополнительную жесткость и позволяет достичь значительной прочности. В макетах часто используются структуры или жесткие пространственные каркасы. Для этого подходят п-образные или г-образные в сечении элементы, т.к. они обладают значительной жесткостью. Ребра, грани сгибов должны быть четкими, без заломов и искривлений. Для этого по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро. После того как проведены все указанные операции, то есть бумага и картон приготовлены к работе, детали и развертки качественно вычерчены и вырезаны, сделаны нужные надсечки и надрезы, можно приступать к сборке и склеиванию макетов.

Самый аккуратный способ склейки - это склейка встык (на ребро), но для этого следует иметь большой опыт работы с макетами. Более простой вариант склейки - приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги. Этот метод приклеивания наиболее эффективен и необходим при изготовлении достаточно крупных цилиндрических объемов, где требуется иметь закрытыми все поверхности. В этом случае надо очень тщательно, по окружности, сделать надсечки отворачиваемых треугольничков, чтобы предельно сохранить кривизну круга и избежать образования щелей между кругом и прямоугольной частью развертки цилиндра. Отвороты надрезаются в сторону загиба.

Для большей выразительности в макетировании очень часто используется цвет. Цветную бумагу к поверхности листа «Ватмана» или картона можно приклеить с помощью резинового клея. Этот клей не оставляет следов на бумаге, легко «скатывается», плотно прикрепляет лист и дает возможность равномерно разгладить поверхность приклеиваемого листа. Для того, чтобы плотно приклеить цветную бумагу, нужно на развертку детали, еще не собранную, намазать клей и промазать клеем поверхность цветной бумаги, дать просохнуть, а затем приложить одну поверхность к другой. Если нужно использовать цвет или тон, которого нет в наборе, то можно сделать выкраски из белой бумаги.

Для тонирования бумаги применяют акварельные краски, а для получения насыщенного, кроющего цвета - гуашевые краски или тушь. Бумага должна быть натянута на подрамник, независимо от того, будет ли она тонирована акварелью или тампована гуашью. Для тамповки обычно используется кусок поролона, намотанный на карандаш или палочку. Краска наносится тампоном на бумагу легкими постукивающими движениями. Только после того как краска высохнет, можно вычерчивать развертку и вырезать ее, а затем приступать к сборке деталей макета .

макет лофт эскиз интерьер

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные : познакомить учащихся с разными видами графики, основными определениями и понятиями графического дизайна
  • Развивающие : развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  • Воспитательные : воспитание познавательного интереса к искусству дизайна

Оснащение урока:

1. Компьютерный класс

2. Мультимедиапроектор

3. Выставка полиграфической продукции

План урока:

1. Дать определение графики, основных видов графики и роли графического дизайна в современном искусстве.

2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением

3. Выполнение самостоятельной работы с использованием ИКТ - технологий.

Организационный момент

Вступление. Мы с Вами знаем как многообразно изобразительное искусство. Давайте назовем виды изобразительного искусства.

Ответы детей: Живопись, графика, скульптура и т.д.

Сегодня мы поговорим с Вами о графике и ее разновидностях..

Темой, которую предстоит изучить сегодня, является тема: "Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции".

1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции

2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие

3. Движение и статика

4. Прямые линии и организация пространства

5. Цвет - элемент композиционного пространства

6. Буква- строка- шрифт. Искусство шрифта

7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), гравюру на картоне и др.

Графика бывает станковая, книжная, прикладная.

Станковая графика. Род искусства графики, произведения которого самостоятельны по назначению и форме, не включены в ансамбли книги, альбома или в контекст улицы, общественного интерьера, как плакат, не имеют прикладного назначения, как промышленная графика. Основные виды станковой графики - станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Основные формы бытования станковой графики - музейные и выставочные коллекции и экспозиции, развеска на стенах общественных и жилых интерьеров. Станковая графика украшает кабинеты, галереи, стены наших квартир

Книжная графика. Книжная графика - один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой - развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком. Художник иллюстрирует текст, дополняет его зрительными образами, помогая читателю понять замысел писателя.

Графический дизайн - художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности

Графический дизайн охватывает историю человечества от пещеры Ласко до ослепительного неона Гинзы. В продолжительной истории использования визуальных коммуникаций существуют смутные различия и пересечения искусства рекламы, графического дизайна и изобразительного искусства. Их объединяет множество общих элементов, теорий, принципов, практик и языков, а также, иногда один покровитель или клиент. В искусстве рекламы абсолютной целью является продажа товаров и услуг.

Графический дизайн: "Сущность - давать информации порядок, идее - форму, предметам - экспрессию и чувства, которые подтверждают переживания человека".

Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач.

Типографика, каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг

Фирменный стиль, фирменные знаки, логотипы, брендбуки

Визуальные коммуникации, системы ориентации

Плакатная продукция

Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой

Задачи веб-дизайна

Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ

Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн. Композиция - одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов

Графический дизайн - деятельность человека по созданию функционально и художественно значимой продукции, выполненной средствами ручной или компьютерной графики. Кисть, карандаш, перо, мышь компьютера, фломастер - равноправные инструменты создания продуктов графического дизайна. Используются различные художественные приемы и эффекты, рассчитанные на положительное восприятие как автором, так и пользователем.

Давайте попробуем сформулировать свойства композиции:

1. Симметрия и асимметрия

2. Динамика и статика

4. Контраст и нюанс

5. Пропорциональность и масштабность

6. Колорит и тональное единство

По типу исполнения можно четко выделить три группы:

Только текст

Только знак

Комбинированное исполнение

Что же можно назвать продуктами графического дизайна?

Корпоративный стиль компании и его основной элемент - логотип

Упаковки, этикетки, обложки

Сувенирная продукция

Интернет-сайты

Книжные макеты и иллюстрации

от греч. logos - слово + typos - отпечаток

Логотип - оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы, работающее на имидж компании.

Логотип - лицо компании. Создание логотипа является началом разработки такой важной визуальной характеристики фирмы, как фирменный стиль.

Как любое графическое изображение, логотип создается

по законам и свойствам композиции Построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обусловлены смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Главное в композиции - создание художественного образа.

Главные критерии при разработке логотипа, знака или торговой марки:

Индивидуальность - это свойство позволяет выделиться на рынке продукции и составить хорошую конкуренцию

Оригинальность - создание образа носителя логотипа, отличающегося от конкурентов, это свойство должно вызывать положительные эмоции и ассоциации у потребителей

Функциональность - критерий, позволяющий размещать логотип как на фирменных бланках и web страничках, так и на факсовых сообщениях, сувенирной продукции или листовках, для чего логотип должен быть легко масштабируемым и относительно простым

Ассоциативность - это свойство обозначает присутствие связей, ассоциаций между логотипом и особенностями товара.

Прежде, чем приступить к практической части нашего урока давайте немного отдохнем. Физкультминутка

Задание 1 Создать логотип

  1. Разработать логотип под эгидой:
  2. Физическое здоровье (спортивное шоу)
  3. Конкурс творческих проектов (ярмарка идей)
  4. Художественная галерея (вернисаж)
  5. Нравственное здоровье (акция "Твори добро")
  6. Фестиваль искусств (праздник - олимпиада)
  7. При разработке логотипа Вы можете использовать и свои темы.

Для выполнения данного задания Вам понадобится программа, основанная на векторном решении. Векторный формат позволяет изменять размер изображения, например, увеличить его до параметров рекламного щита и более, без потери качества. Это очень важно, так как позволит наносить ваш логотип как на футболки и ручки, так и на большие носители, включая различную промо-продукцию. Такими средствами создания логотипов являются такие программы, как Adobe Illustrator, Corel Draw, Freehand, XARA X и др.

Что необходимо учесть при создании логотипа:

Оригинальность

Выразительность

Лаконичность

Удобочитаемость

Запоминаемость

В логотипах желательно избегать многоцветия.

1. чем больше цветов, тем сложнее добиться равновесия и гармонии;

2. слишком пестрый логотип хуже запоминается и может выглядеть раздражающе;

К графическому дизайну относится плакатная продукция.

Плакат (нем. Plakat отфр. placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать) - броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.В другом значении - разновидность графики. В современном дизайне плакат воспринимается как "сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий". Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации.

Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, смысл изображённого должен сразу бросаться в глаза. Как особый вид графического искусства плакат существует со 2-ой половины 19 в. К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов.

Для текста важным является шрифт, расположение, цвет.

В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

Искусство плаката в наши дни многожанровое. Плакат бывает: политический, театральный, киноплакат, рекламный, цирковой и экологический. Изображение и шрифт должны показать идею плаката. Сложно выбрать шрифт, который в каждом отдельном случае наиболее целесообразен. Цвет шрифта привлекает внимание и вызывает особое отношение к изображению, представленному на плакате. Шрифтовой плакат - распространённый вид наглядной агитации.

Специфика образного языка плаката: ясность образа, броскость, декоративность.

Прежде всего необходимо наметить и решить композицию плаката.

При симметричной композиции на плакате доминирует центральная фигура. Ассиметричная, наоборот, представляет собой как бы фрагмент, часть какого-то большого целого. А внимание акцентируется на движении. Существует и линейное, диагональное построение композиции.

В изображении на плакате должны иметь место только те вещи, которые несут ясные смысловые функции.

Плакат - это не живопись, здесь не всегда необходима передача цветовых нюансов и изображение мельчайших деталей. Желательно пользоваться скупым подбором красок (не более трёх - четырёх), что вполне позволит создать выразительную цветовую гамму. Цветовой круг поможет подобрать гармонические сочетания цветов. Красиво сочетаются и ахроматические цвета.

Сообщение ученика

Тематика и назначение плакатов могут быть самыми разнообразными:

Информационные

Учебные

Инструктивные

Сатирические

Задание 2. Изображение - образный элемент композиции

Основываясь на правилах композиции, выполнить упражнения, объединяющие в себе изображения и текст, в которых:

1. Вместо прямоугольников - фотографии, а вместо линий- строки текста

2. Вместо пятен - изображения (фотографии, рисунки, вырезанные по контуру, вырастающие как и строки из фона

3. Фотография служит фоном для текста и других композиционных элементов

В макете плаката решается задача композиционного и смыслового соединения изображения и текста. Изображение может быть в виде рисунка, фотографии или абстрактного пятна. В соединении изображения и текста должен возникнуть образ, раскрывающий тему плаката. В эскизе плаката реализуются все особенности композиции: гармония и баланс масс, ритм, разноплановость, ясно выраженная доминанта и т.д.

Определив тему плаката и подобрав составляющие композиционные элементы, расположите их в определенном формате.

Текст плаката должен быть кратким и легко читаемым, как бы вырастающим из фона.

Композиция может быть глубинная и фронтальная.

Задание 3. Макетирование открытки

Выбрав тему и жанр открытки, определите ее конструкцию.

Текст может находиться на фоне изображения и вне его.

Композиционные задачи здесь те же, что и в плакате.

Прежде чем Вы начнете работать определитесь с выбором задания.Вы можете выполнить макет плаката или макет открытки. Определите тему плаката или открытки и в какой программе Вы будете работать

Подведение итогов урока.

  • С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
  • Ответы учеников. (графика, плакат и т.д..)
  • Просмотр работ и анализ.

Список литературы.

1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. "Титул", 1993г.

2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, "Просвещение", 2008г.

Транскрипт

1 Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (НОУВПО РБИУ) Кафедра дизайна В.С.Банников МАКЕТИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ Справочный материал и методические указания для студентов по направлению «Дизайн» Челябинск, 2015

2 Ландшафтное проектирование среды: Справочный материал и методические указания к выполнению практических заданий. Челябинск: НОУВПО РБИУ, с. Автор-составитель: В.С.Банников, Член СД РФ. Настоящее издание включает теоретический и справочный материал, структурированный по моделям, определяет содержание практических заданий по видам самостоятельной работы; предлагает один из вариантов зачета в виде тестирования. С целью обеспечения качественного выполнения заданий представлена учебная литература с указанием страниц. Рецензент: И.В. Винокур кандидат педагогических наук, директор ВШД НОУВПО РБИУ, заведующий кафедрой рисунка и живописи НОУВПО РБИУ

3 СОДЕРЖАНИЕ Введение... 4 Содержание учебной дисциплины... 4 Методические рекомендации для самостоятельной работы... 5 Задания для самостоятельной работы студентов... 8 Библиографический список...10

4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ " МАКЕТИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ " для самостоятельной работе студентов Основной задачей курса «Макетирование в дизайне среды» является развитие личности студентов, подготовка их к будущей профессиональной деятельности в качестве дизайнера. Методические рекомендации преследуют цель помочь студентам в организации самостоятельной внеаудиторной работы по курсу, а также в углублении и систематизации предметных знаний по основной проблематике курса. Изучение ландшафтного проектирования, ориентировано на овладение студентами системой знаний о эстетических качествах природного и культурного ландшафтов; рассмотрение исторического опыта садовопаркового искусства и актуальных проблем архитектурно-ландшафтной организации территорий города; овладение умениями в области ландшафтного проектирования (архитектурно-ландшафтный анализ территории, создание ландшафтных композиции в виде проект графических эскизов, рабочих и разбивочных чертежей, планов и написания пояснительных записок к ним). Перед началом освоения дисциплины Макетирование в дизайне среды студенту необходимо внимательно ознакомиться с Программой курса, в которой раскрывается его структура, логика и последовательность изучения тем, фиксируется тот перечень знаний, которыми студент должен овладеть по завершению изучения курса. В процессе обучения применяются такие формы, как лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Содержание дисциплины Раздел I. Методика макетирования. Тема 1. Введение. Соединения Общее ознакомление с целью, объемом и задачей курса «Макетирования». Содержание работы. Макет и его роль в проектной деятельности дизайнера. Элементы жесткости. Способы соединения (склеивания): встык (на ребро), приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги. Тема 2. Платоновы тела. Оболочки.

5 Изучение свойств Платоновых тел. Создание формы из повторяющихся элементов. 1. Разметка 2. Раскрой 3. Изготовление разверток, сборка из них многогранников - тетраэдр, кексаэдр (куб), октаэдр, икосаэдр, додекаэдр.. Тема 3. Тела вращения. Создание тел вращения.1. Разметка по образующей. 2. Сборка из повторяющихся элементов. Тема 4. Обратная складка. «Рельеф местности». Изучение свойств бумаги через противоположные сгибы бумаги. Изучение способов изготовления рельефа из одного листа. Разработка эскиза. Вычерчивание по разметке. Надрезы. Прогибы Тема 5. Оригами. Освоение техники оригами. 1. Разметка.2. Сгибание. Тема 6. Трансформации. «Пространство витрины». : Создание сложных форм путем трансформации. 1. Разметка. 2. Надрезы по разметке. 3. Склеивание. 4. Формирование объемов путем сгибов. Тема 7. Элементы оборудования интерьера. Создание отдельных элементов наполнения интерьеров. Изучение способов изготовления сложных объемных форм.1. Разметка эскиза. 2. Выкраивание отдельных элементов. 3.Изготовление отдельных элементов и их компоновка. 4. Сборка. Тема 8. Интерьер комнаты (спальни, кабинета, кухни). Изучение способов изготовления пространства интерьера (глубинно пространственная композиция). 1. Создание эскиза. 2. Выкраивание отдельных элементов. 3. Изготовление отдельных элементов оборудования и их компоновка. 3. Сборка. Методические рекомендации по самостоятельной работе Каждому студенту целесообразно прослушать все лекции по курсу Макетирование в дизайне среды, составляя конспекты и выделяя в них наиболее значимые положения. Самостоятельная работа состоит из участия в семинарских и практических занятиях, позволяющих студенту на

6 теоретическом и практическом уровнях разобраться в сложных для него проблемах, получить ответы на вопросы, которые оказались непонятными. Обмен мнениями и активное обсуждение с другими студентами группы проблематики исторического и дальнейшего развития ландшафтного дизайна, будет способствовать более успешному овладению учебным материалом. При подготовке к семинару и практическим занятиям студенту следует воспользоваться Программой курса по макетированию. в дизайне среды: прочитать перечень вопросов, а также список тем докладов, ознакомиться со списком основной и обязательной литературы. После этого студенту предстоит законспектировать обязательную литературу. Для этого надо внимательно прочесть рекомендуемые тексты, а затем, изучив аналоги, сделать ряд аналитических зарисовок эскизов, наглядно демонстрирующих те идеи, которые важны для дальнейшего их применения в практических работах. Далее студенту целесообразно изучить соответствующие разделы учебных пособий. Если какие-либо вопросы остались непонятными или же вызвали особый интерес, их надо зафиксировать и обратиться к дополнительной литературе. Такие вопросы, далее, следует предложить для общего обсуждения на семинаре и наглядно продемонстрировать в эскизах возможные варианты их воплощения. Вся необходимая для подготовки литература имеется в читальном зале библиотеки НОУВПО РБИУ. Кроме того, студенты получают от преподавателя индивидуальные задания на самостоятельную работу, заключающиеся в подготовке изучения наглядного и теоретического материала для дальнейшего решения проблемных проектных задач. При подготовке доклада студент, изучив список рекомендуемой по данной проблематике литературы и проконсультировавшись с преподавателем, изучает литературу, наглядный материал, составляет план своей работы и подбирает аналоги, позволяющие раскрыть основные вопросы этого плана. Далее студент выполняет ряд эскизов (5 10 вариантов). Чтобы добиться осознанного отношения к учебному процессу студентам необходимо научиться самостоятельно строить свою работу, искать идею, формулировать цели, выявлять скрытые проблемы, совершенствовать техническое мастерство. При выполнении практической самостоятельной работы необходимо четко выполнять задачи и требования, поставленные педагогом. Также следует обратить внимание на тщательность исполнения работы.

7 При подготовке к семинару, который предполагает наряду с прослушиванием докладов ответы на теоретические вопросы, рекомендуется придерживаться следующей последовательности в работе: 1. Сначала повторить, а при необходимости изучить зрительный ряд, относящийся к пройденному материалу: практические работы, схемы и иллюстрации в конспектах лекций и учебной литературе; 2. Повторить специальные слова и выражения; 3. Повторить текстовой материал лекций; 4. Прочитать текст лекций и учебной литературы. Подготовка к самостоятельной работе осуществляется по следующим темам, которые приведены в таблице. Самостоятельная работа студентов Таблица 1. Тема Содержание Форма контроля часы 5семестр Тема 1. Введение. Соединения Тема 2. Платоновы тела. Тема 3. Тела вращения. Приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги. 1. Разметка 2.Раскрой 3.Изготовление разверток, сборка из них многогранников. 1Разметка по образующей. 2.Сборка из повторяющихся элементов. Проверка домашнего задания; обсуждение результатов работы Проверка домашнего задания; обсуждение результатов работы Проверка домашнего задания; презентация Тема 4. Обратная складка. «Рельеф местности» 1.Разработка эскиза. 2.Вычерчивание по разметке. 3.Надрезы. 4.Прогибы Проверка домашнего задания; презентация. 2

8 Тема 5. Оригами 1. Разметка. 2.Сгибание. Презентация, обсуждение вопросов по теме. 6 Тема 6. Трансформации. «Пространство витрины» Тема 7. Элементы оборудования интерьера Тема 8. Интерьер комнаты 1.Разметка. 2.Надрезы по разметке. 3.Склеивание. 4.Формирование объемов путем сгибов. 1. Разметка эскиза. 2.Выкраивание отдельных элементов. 3.Изготовление отдельных элементов и их компоновка. 4.Сборка. 1. Создание эскиза. 2. Выкраивание отдельных элементов. 3.Изготовление отдельных элементов оборудования и их компоновка. 3. Сборка. Проверка домашнего задания; обсуждение результатов работы Проверка домашнего задания; обсуждение результатов работы Проверка домашнего задания; обсуждение результатов работы Задания для самостоятельной работы студентов: Тема 1. Введение. Соединения Задание: Выклеить игральный кубик 30*30мм. Приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги. Материал ватман. Тема 2. Платоновы тела. Задание: Выклеить какое-либо из платоновых тел. Поэтапная работа. 1. Разметка 2.Раскрой 3.Изготовление разверток, сборка из них многогранника. Материал ватман. Тема 3. Тела вращения. Задание: Выклеить цилиндр высотой 10мм, диаметр 40мм. Материал ватман. Тема 4. Обратная складка. «Рельеф местности»

9 Задание: Разработать эскиз рельефа местности. Вычертив по разметке, сделать необходимые надрезы, прогибы, тем самым имитируя рельеф местности. Материал ватман. Тема 5. Оригами Задание: Подобрать аналоги, наглядно демонстрирующие технику оригами. По выбранному образцу, сделав необходимую разметку, осуществить сгибы в обозначенных местах, тем самым достигнув ожидаемого результата. Материал ватман. Тема 6. Трансформации. «Пространство витрины» Задание: Выполнить эскизный проект витрины магазина на определённую тему («одежда», «мебель» и т.д.). Реальные размеры: высота 2100мм, ширина 3400мм, глубина 1300мм. Масштаб 1*25. Цветовая гамма ограничена цвета на 2 тона. Материал ватман, картон. Тема 7. Элементы оборудования интерьера Задание: Выполнить чертёж определённого элемента оборудования интерьера: диван, кровать, Шкаф, письменный стол. Масштаб 1:10. Цветовая гамма ограничена цвета на 2 тона. Материал ватман, картон. Тема 8. Интерьер комнаты Задание: Выполнить эскизный проект комнаты. Можно взять за основу готовую ситуацию из какого-либо проекта. Масштаб 1:10. Цветовая гамма ограничена цвета на 2 тона. Материал ватман, картон. Интернет-ресурсы 1. Оригами из бумаги схемы, инструкции, пошаговая сборка оригами Схемы сборки оригами из бумаги как сделать фигурки, модульное оригами Оригами из бумаги для профессионалов. Схемы.

10 Библиографический список: Основная литература: 1. Золотухина Е.Н. Композиция и макетирование: Учеб.-метод. комплекс. - Челябинск: ЧГИ, с. 2. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование в учебном проектировании: Учеб. пособие для вузов. М.: Архитектура-С, с. 3. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона: Учеб. пособие для вузов. М.: Университет, с. 4. Стасюк Н.Г. Основы архитектурной композиции: Учеб. пособие для вузов. М.: Архитектура-С, с. 5. Объёмно-пространственная композиция: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Ф. Степанова. М.: Стройиздат, с. 6. Рузова Е.И., Курасов С.В. Основы композиции в дизайне среды практический курс: Учеб. пособие для вузов. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, с. Дополнительная литература: 1. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. Ростов н/д: Феникс, с. 2. Устин В.Б. Композиция в дизайне: методические основы композиционнохудожественного формообразования в дизайнерском творчестве: Учеб. пособие для вузов. М.: АСТ, с. 3. Устин В.Б. Композиция в дизайне: методические основы композиционнохудожественного формообразования в дизайнерском творчестве. М.: АСТ, с. 4. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна. Мн.: Харвест, с. 5. Шаповалов В.Г. Асимметричная композиция в изобразительном искусстве: теория-методика-педагогика. Челябинск: Челябинский гуманитарный институт, с. 6. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории: Учеб. пособие для вузов. М.: Архитектура-С, с.

11 Приложение Рис. 1. Приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги Рис. 2. Развёртки платоновых тел

12 Рис.3. Макет рельефа местности выполненный из гафр-картона. Рис. 4. Оригами «тюльпан».

13 Рис. 5. Оригами «птица».

14 Рис. 6. Оригами «слон». Рис. 7. Макет витрины магазина одежды. Рис. 8. Макет витрины магазина «часы».

15 Рис. 9. Макет мебельного оборудования.

16 Рис. 10. Макет жилого интерьера. Рис. 11. Макет жилого интерьера. Прихожая.

17 Рис. 12. Макет жилого интерьера. Гостиная с обеденной зоной.


Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (НОУВПО РБИУ) Кафедра дизайна В.С.Банников ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ Справочный

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (НОУВПО РБИУ) Кафедра дизайна А. А. Дедкова Материаловедение Справочный материал

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (НОУВПО РБИУ) Кафедра дизайна В.С.Банников СВЕТОВЫЕ КОМПОЗИЦИИ В СРЕДЕ Справочный

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (НОУВПО РБИУ) Кафедра дизайна В.С. Банников Типология форм архитектурной среды

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное творчество в дизайне» основывается на принципах

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» УТВЕРЖДАЮ Декан инженерно-строительного факультета Бабкин В.И. РАБОЧАЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 3 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 4 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет им. Г.В.

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Факультет коммуникаций и права Кафедра дизайна Магистратура Семестр 1 УТВЕРЖДАЮ Ректор Минского института управления Н.В. Суша 2013 г. Регистрационный УД- /р. Введение в дизайн-образование

1. Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Архитектоника объёмных форм» является формирование у студентов знаний и умений в области построения объёмных форм и применение их в сфере индустрии

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ УТВЕРЖДАЮ Ректор Минского института управления Н.В. Суша 2008 г. Регистрационный УД- /р. ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Учебная программа для специальности: 1-19 01 01 Дизайн, направление

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ УТВЕРЖДАЮ Ректор Минского института управления Н.В. Суша 2010 г. Регистрационный УД- /баз. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕБЕЛИ Учебная программа для специальности: 1-19 01 01 Дизайн, направление

Элементы и процессы профильного дизайна - 1 2 курс, 4 семестр, 3кредита Ведущий преподаватель: старший преподаватель Устинова И. К. Наименование модуля: Модуль 13.1 - Специальные дисциплины - 6 кредитов,

Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Кафедра «Архитектура и дизайн» Методические рекомендации по изучению дисциплины к лекционным,

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения дисциплины (модуля) интерьера жилых помещений являются - выработать у студентов творческий подход к формированию жилой среды, дать навыки архитектурно-дизайнерского

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени

Кафедра «Дизайн, архитектура и прикладная механика» Автор: ассистент кафедры «ДАиПМ» Дубровина А.Ю. Мультимедийная презентация Тема: «Формирование объемных форм в макетировании» по дисциплине Макетирование,

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Пояснительная записка Малые архитектурные формы как определение относят к терминологии ландшафтного дизайна, а по сути это небольшие сооружения, функциональные и эстетичные, гармонично вписывающиеся в

1. Цели и задачи дисциплины 1.1. Цель дисциплины Дисциплина «Основы теории и методологии проектирования среды» относится к блоку специальных дисциплин и имеет своей целью выработать приемы систематизации

Цель вступительных испытаний - выявить творчески перспективных, художественно одаренных людей, способных за время обучения овладеть знаниями и навыками художественной, проектной, информационнотехнологической,

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (НОУВПО РБИУ) Кафедра дизайна БЕЛЯЕВА Е.И. Методические рекомендации для самостоятельной

Минский институт управления УТВЕРЖДАЮ Ректор Минского института управления 2013 г. Н.В. Суша Регистрационный УД-069Д/р. практика Учебная программа учреждения высшего образования второй ступени (магистратуры)

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы и моделирования Организация-разработчик: ГБПОУ ИО ИРКПО Разработчик: Кравченко А.С., преподаватель ГБПОУ ИО ИРКПО 1.1. Область применения программы

Формы и виды самостоятельной работы студентов 1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам 2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «САМАРСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ К.С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА» РАБОЧАЯ

Содержание: 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ» 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ«ОСНОВЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»

Пояснительная записка Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ФИЛИАЛ В Г. НАХОДКЕ КАФЕДРА ДИЗАЙНА И СЕРВИСА НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» ПРИНЯТО На заседании Ученого

Программа дисциплины "Бумажная пластика"; 5. Педагогическое образование; старший преподаватель, б/с Майорова МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И 1 НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 1.1. Цель дисциплины 1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина Пластическое моделирование относится к циклу общепрофессиональных дисциплин ОПД.Ф.05.1и

УДК 37. ББК 74.0 Беседина И.В. Астраханский инженерно-строительный институт г. Астрахань, Россия РОЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - АРХИТЕКТОРОВ ВЫСШЕГО

На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Данная рабочая программа разработана на основе: Приказ МО и НРФ (от 05.03.2004 1089) «Об утверждении

Предметной формы («функциональная», «технологическая», «декоративная», «утилитарная» и т.д.). Средства композиции в проектировании. Понятие и виды композиции. Пространственная форма и ее свойства (геометрический

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет информационных ресурсов и дизайна

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 99 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Использование возможностей дизайн-деятельности в развитии

С. 2 из 5 1 ВВЕДЕНИЕ В соответствии с п. 40 «Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», утвержденного

Пояснительная записка Предмет «Композиция» объединяет все дисциплины учебного плана в образовательную программу, направленную на формирование и развитие творческой личности. Программа является новой трактовкой

Приложение к ДОП МАОУ СОШ 23 г. Липецка ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 23 ИМЕНИ С.В.ДОБРИНА

УТВЕРЖДЕНО Председатель при мной комиссии Уциверсэд zjra «Синергия».Б. Рубин ^ 2015 г. (с изменениями {Дополнениями от «Ж Л ПРОГРАММА NT Ш!- L*" вступительного испытания по программе подготовки бакалавров

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пригородная средняя общеобразовательная школа» «УТВЕРЖДАЮ»: Директор /Смирнова О.Н./ Приказ от 206 г. Рабочая программа по изобразительному искусству

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7КЛАСС ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА I раздел. Архитектура и дизайн конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник дизайн

Аннотация рабочей программы дисциплины Технический дизайн 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль: Электроника, радиотехника, связь Краткая информационная справка. Дисциплина «Технический

СОГЛАСОВАНО на заседании МО Протокол 1 от 29 августа 2015 года УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «СОШ 24» от 29 августа 2015 года 79 ПРОГРАММА по технологии для 8 класса Черчение и графика 2015-2016 учебный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая Программа предназначена для подготовки абитуриентов к сдаче вступительного экзамена для поступления на направления подготовки бакалавров 54.03.01 «Дизайн» и 54.03.02 «Декоративно-прикладное

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Бизнес школа МФЦ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА по специальности по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) квалификация

Департамент образования мэрии городского округа Тольятти Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Родник» городского округа Тольятти УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «Родник»

1 Содержание стр. 1. Цели и задачи дисциплины (модуля) 3 2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП. 3 3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля) 3 4. Объем дисциплины (модуля) и виды

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, ПЕЧАТИ И ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ «ЙОШКАР-ОЛИНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ»

Приложение 4 Б.5 Учебная и производственная практики В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500 «Дизайн» раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малозиновьевская основная школа» Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса на 06-07 учебный год Составитель: Едукова М. В., первая

1 Пояснительная записка Данная программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 8 класса муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Большеокинская СОШ» разработана

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа определяет методические требования к задачам, выносимым на учебную обмерную практику. Она представляет собой единый нормативно-методический документ, действующий вместе с учебным

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК

1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Целью реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Комплекс приемов и способов получения информации для дизайн-проектирования»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОМПОЗИЦИЯ ОБЪЕМНОПОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР Учебная программа для специальности 1-19 01 01-04 ДИЗАЙН (КОММУНИКАТИВНЫЙ) (код специальности) (наименование специальности)

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Бумагопластика и моделирование» Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы: - широкая мотивационная

Макет на разных стадиях проектирования.

Лекция 12. Макетирование и моделирование и их его роль в дизайне.

1. Понятие «Макет», «Макетирование», «Модель», «Моделирование».

Макет (фр. Maquette – масштабная модель, итал. macchietta, уменьшительное от macchia) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта. Используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта неоправданно дорого или невозможно.

Архитектурный макет – объёмное изображение архитектурных сооружений.

Оригинал-макет – оригинал, полностью совпадающий с будущим печатным изданием.

Электронный макет – обобщенная информация об изделии и его компонентах в электронном виде.

Градостроительный макет – макет целого микрорайона или города. Часто в масштабе 1:1000 – 1:5000

Ландшафтный макет – макет местности. Отображает горы, озера, рельеф, деревья.

Интерьерные макеты – показывают внутреннее обустройство квартиры или коттеджа.

Макет – это модель чего-нибудь: предварительный образец. Например, макет декораций, книги, переплета.

Макетирование с давних времен имело широкое применение, оно в отличие от графики незначительно отражало культуру, было мало связано с пластическим искусством и имело лишь практическое значение.

Известны макеты архитектурных сооружений, относящихся к периоду Возрождения, барокко и классицизма. Русские зодчие XVIII – XIX вв. Растрелли, Баженов, Тома де Томон, Монферан практиковали макетирование широко. На макете проверялись основные пропорции, масштаб деталей, возможные зрительные искажения. Нередко макеты делались разъемными и по ним можно было судить не только о внешнем виде сооружения, но и об его интерьере. Архитектура середины прошлого века исключила макетирование не только из проектной практики, но и из учебного процесса. Макетирование вновь возродил конструктивизм, связанный в России с деятельностью ВХУТЕМАСа. С тех пор макетирование в архитектуре широко применяется.

Макетирование как метод, связанный с проектированием предмета, в пору ремесленного производства использовалось редко.

Только с появлением художественного конструирования как вида проектной деятельности макетирование стало неотъемлемым ее компонентом, а макет часто составной частью законченного проекта.

Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта; воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет); схема, физический или информационный аналог объекта.



Моделирование – это:

Построение модели реально существующих объектов (предмета, явления, процессов);

Замена реального объекта его подходящей копией;

Исследование объектов познания на их моделях.

Моделирование является неотъемлемым элементом любой целенаправленной деятельности, один из основных способов познания.

В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования:

Информационное моделирование

Компьютерное моделирование

Математическое моделирование

Математико-картографическое моделирование

Молекулярное моделирование

Цифровое моделирование

Логическое моделирование

Педагогическое моделирование

Психологическое моделирование

Статистическое моделирование

Структурное моделирование

Физическое моделирование

Экономико-математическое моделирование

Имитационное моделирование

Эволюционное моделирование

Процесс моделирования включает три элемента:

Субъект (исследователь),

Объект исследования,

Модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал – формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

Четвертый этап – практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

Моделирование – циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.

Сейчас трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Разработаны, например, модели производства автомобилей, выращивания пшеницы, функционирования отдельных органов человека, жизнедеятельности Азовского моря, последствий атомной войны. В перспективе для каждой системы могут быть созданы свои модели, перед реализацией каждого технического или организационного проекта должно проводиться моделирование.



В продолжение темы:
Модные советы

Я назвала эту ветчину из курицы - "коньячная", т. к. делаю её с добавлением коньяка. Получается очень вкусная домашняя ветчина, которую можно съесть и на завтрак на бутерброд,...

Новые статьи
/
Популярные