Марийцы происхождение народа. Народ марийцы

Своё название народ получил от адаптированного марийского «марий» или «мари», что в русском переводе обозначается как «мужчина» либо «человек». Численность населения, по данным проведённой в 2010 году переписи, составляет примерно 550 000 человек. Мари - древний народ, история которого насчитывает более трех тысячелетий. Ныне проживающий, в большинстве своём, в республике Марий Эл, входящий в состав РФ. Также, представители марийской этнической группы проживают в республиках Удмуртия, Татарстан, Башкирия, в Свердловской, Кировской, Нижегородской и иных областях Российской Федерации. Несмотря на грубый процесс ассимиляции, коренные марийцы, в отдельных отдалённых поселениях, сумели сохранить исконный язык, верования, традиции, обряды, стиль одежды и жизненный уклад.

Марийцы Среднего Урала (Свердловская обл.)

Марийцы, как этническая группа, относятся к финно-угорским племенам, ещё в эпоху раннего железа силившимся вдоль пойм рек Ветлуги и Волги. За тысячу лет до н.э. возводили марийцы свои поселения в Волжском междуречье. Да и сама река получила своё название именно благодаря жившим по берегам её племенам марийцев, поскольку слово «Волгалтеш» означает «блеск», «блестящий». Что касается коренного марийского языка, то разделяют его по трём языковым диалектам, обусловленным топографическим районом проживания. Называются группы наречий, в свою очередь, как и носители каждого варианта говора, следующим образом: Олык марий (Луговые марийцы), Курык марий (Горные марийцы), Башкир марий (Восточные марийцы). Справедливости ради, нужно оговориться, что речь не слишком различается меж собой. Зная один из диалектов другие понять можно.

До IX марийский народ проживал на достаточно обширных землях. Это были не только современная Республика Марий Эл и нынешний Нижний Новгород, но земли Ростова и теперешней Московской Области. Однако, как ничто не вечно, так внезапно прекратилась независимая, самобытная история марийских племён. В XIII веке, с нашествием войск Золой Орды, земли Волго-Вятского междуречья отошли во власть хана. Тогда получили марийские народы и своё второе имя «Черемыш», впоследствии перенятое русскими как «Черемисы» и имеющее обозначение в современном словаре: «мужчина», «муж». Стоит сразу пояснить, что в нынешнем лексиконе данное слово не употребляется. О жизни людей и раной доблести марийских воинов, в бытность правления хана, речь пойдёт чуть далее по тексту. А сейчас несколько слов о самобытности и культурных традициях народа марий.

Обычаи и быт

Ремёсла и хозяйство

Когда живёшь возле полноводных рек, а вокруг леса без края, то естественно, что рыбная ловля и охота будут занимать не последнее место в жизни. Так было у марийских народов: добыча зверя, промысел рыбы, бортничество (добывание дикого мёда), затем окультуренное пчеловодство занимали не последнее место в их жизненном укладе. Но основным родом деятельности оставалось сельское хозяйство. В первую очередь земледелие. Выращивали злаки: овёс, рожь, ячмень, коноплю, гречиху, полбу, лён. На огородах культивировали репу, редьку, лук, иные корнеплоды, также капусту, позже начали сажать картофель. В отдельных областях разводили сады. Орудия возделывания почвы были традиционны для того времени: плуг, мотыга, соха, борона. Содержали домашний скот - лошадей, коров, овец. Изготавливали посуду и прочую утварь, как правило, деревянную. Ткали ткани из льняных волокон. Заготавливали лес, из которого потом возводились жилища.

Жилые и не жилые постройки

Дома древних марий представляли собой традиционных бревенчатый сруб. Изба, разделённая на жилое и хозяйственное помещения, с двухскатной крышей. Внутри клалась печь, служившая не только для обогрева в холода, но и для приготовления пищи. Часто большую печку добавляли удобной для готовки плитой. На стенах располагались полки с различной утварью. Мебель была деревянная, резная. Занавесками для окон и спальных мест служила искусно вышитая ткань. Помимо жилой избы в хозяйстве имелись и иные строения. Летом, когда наступали жаркие дни, вся семья перебиралась жить в кудо, эдакий аналог современной летней дачки. Срубной домик без потолка, с земляным полом, на котором, прямо по центру строения, устраивался очаг. Над открытым огнём подвешивали котёл. Кроме этого в хозяйственный комплекс входили: баня, клеть (что-то наподобие закрытой беседки), сарай, навес под которым располагали сани и телеги, погреб и кладовая, хлев для скота.

Пища и предметы обихода

Хлеб был основным блюдом. Выпекался он из ячменной, овсяной, ржаной муки. Помимо пресного хлеба пекли блины, лепёшки, пироги с разной начинкой. Пресное тесто шло на вареники с мясной или творожной начинкой, а также в виде не больших шариков кидалось в суп. Называли такое кушанье «лашка». Изготовляли самодельные колбасы, солили рыбу. Из напитков были излюбленными пуро (крепкая медовуха), пиво, пахта.

Луговые марийцы

Вещи для обихода, одежду, обувь, украшения делали сами. Мужчины и женщины одевались в рубахи, штаны и кафтаны. В холодное время носили шубы, тулупы. Дополнялась одежда поясами. Женские предметы гардероба отличались богатой вышивкой, более диной рубахой и дополнялись передником, а также балахоном из холщовой ткани, назывался который шовыр. Конечно же женщины марийской национальности любили украшать свой наряд. Носили изделия из раковин, бусин, монет и бисера, замысловатые головные уборы, называвшиеся: сорока (своеобразный колпак) и щарпан (национальный платок). Мужскими головными уборами были шляпы из войлока, шапки из меха. Обувь шили из кожи, бересты, валяли из войлока.

Традиции и религия

В традиционных марийских верованиях, как и в любой европейской языческой культуре, основное место занимали праздники, связанные с сельскохозяйственной деятельностью и сменой времён года. Так ярким примером являются Ага пайрем – начало посевной, праздник сохи и плуга, Кинде пайрем – сбор урожая, праздник новых хлебов и плодов. В пантеоне богов верховным значился Кугу Юмо. Были другие: Кава Юмо - богиня судьбы и неба, Вуд Ава - мать всех озёр и рек, Илыш Шочын Ава - богиня жизни и плодородия, Кудо Водыж - дух охраняющий дом и очаг, Кереметь - злой бог, которому, на особых капищах в рощах, приносили в жертву домашнюю скотину. Религиозным лицом, проводившим моления, был жрец, «карт» на языке марий.

Что касается брачных традиций, то браки были патрилокальнымы, после обряда, обязательным условием которого было внесение выкупа за невесту, а самой девушке родителями давалось приданное, становившееся её личной собственностью, невеста уходила жить в семью супруга. Во время самой свадьбы накрывали столы, приносили во двор праздничное дерево - берёзку. Уклад в семьях устанавливался патриархальный, жили общинами, кланами, называемыми «урмат». Однако, непосредственно сами семьи были не слишком многолюдны.

Марийские жрецы

Если пережитками семейных отношений давно забыты, то многие стародавние традиции погребения сохранились по сей день. Усопших своих марийцы хоронили в зимних одеждах, тело на погост везли исключительно на санях, во всякое время года. В дорогу покойник снабжался колючей веткой шиповника, дабы отгонять собак и змей, сторожащих вход в загробное царство.
Традиционными музыкальными инструментами, при проведении праздников, ритуалов, обрядов были гусли, волынка, различные трубы и дудочки, барабаны.

Немного об истории, Золотой Орде и Иване Грозном

Как уже упоминалось ранее, земли на которых исконно жили марийские племена были, в XIII веке, подчинены золотоордынскому хану. Марийцы стали одной из национальностей, входивших в Казанское ханство и Золотую Орду. Существует отрывок из летописи времён, где упомянуто, как русские проиграли крупное сражение марийцам, черемисам как их тогда называли. Упоминаются цифры в тридцать тысяч убитых русских ратников и говориться о потоплении практически всех их кораблей. Также летописные источники указывают, что в то время черемисы были в союзе с ордынцами, совершая вместе набеги, как единая армия. Сами татары, к слову сказать, умалчивают данный исторический факт, приписывая себе всю славу завоеваний.

Но, как говорят русские летописи, марийские воины были отважны и преданны делу. Так в одной из рукописей приводится случай, произошедший в XVI веке, когда русская армия окружила Казань и татарские войска понесли сокрушительные потери, а остатки их во главе с ханом бежали, оставив город на завоевание русским. Тогда именно марийское войско преградило им путь, несмотря на значительное преимущество русской рати. Марийцы, которые могли спокойно уйти в дикий лес, выставили против 150 тысячной армии своё воинство в 12 тысяч человек. Сумели дать отпор, заставили отступить войско русских. В итоге состоялись переговоры, Казань была спасена. Однако, татарские историки умышленно умалчивают о данных фактах, когда их войска во главе с предводителем позорно бежали, черемисы вступались за татарские города.

После того, как Казань была уже завоёвана Грозным царём Иваном IV, то марийцы подняли освободительное движение. Увы, русский царь решил проблему в своём духе - кровавыми расправами и террором. «Черемисские войны» - вооруженное восстание против московского правления, были названы так, потому что именно марийцы являлись организаторами и основными участниками бунтов. В конце концов, всякое сопротивление было жестоко подавлено, а сам народ марий вырезан едва ли не полностью. Оставшимся в живых ничего не оставалось, как сдаться и принести победителю, то-есть царю московскому, присягу на верность.

День нынешний

Сегодня земля народа мари - это одна из республик, входящая в состав Российской Федерации. Марий Эл граничит с Кировской и Нижегородской областями, с Чувашией и Татарстаном. Проживают на территории республики не только коренные народы, но иные национальности, численностью более пятидесяти. Основную массу населения составляют мари и русские.

В последнее время, с развитием урбанизации и процессами ассимиляции, остро встаёт проблема вымирания национальных традиций, культуры, народного языка. Многие жители республики, являясь коренными мари, отказываются от исконных наречий, предпочитая разговаривать исключительно на русском, даже дома, среди родных. Это проблема не только крупных, индустриальных городов, но и маленьких, сельских населённых пунктов. Дети не учат родную речь, утрачивается национальная самобытность.

Конечно, в республике развивается и поддерживается спорт, проводятся конкурсы, выступления оркестров, награждения писателей, осуществляются природоохранные мероприятия с участием молодёжи и много чего полезного. Но не следует на фоне всего этого забывать об исконных корнях, самобытности народа и его этнической, культурной самоидентификации.

Эту категорию людей можно отнести к финно-угорским народам . По-другому их называют мары, мере и некоторыми иными словами. Республика Марий Эл является местом проживания таких людей. На 2010 год насчитывается около 547 тысяч человек марийцев, половина из которых проживает в этой республике. В областях и республиках Поволжья и Урала также можно встретить представителей данного народа. В междуречье Вятки и Ветлуги в основном скапливается население марийцев. Существует классификация этой категории людей. Их делят на 3 группы:
— горные,
— луговые,
— восточные.


В основном такое подразделение основывается на месте проживания. Но в последнее время произошло некоторое изменение: две группы объединились в одну. Совокупность луговых и восточных марийцев образовала подвид лугово-восточные. Язык, на котором говорят эти люди, получил название марийского или горно-марийского. В качестве веры здесь рассматривается православие. Наличие марийской традиционной религии представляет собой совокупность менотеизма и политеизма.

Историческая справка

В V веке готский историк по имени Иордан говорит в своей летописи, что происходило взаимодействие марийцев с готами. Золотая Орда и Казанское ханство также имело в своем составе данных людей. Присоединиться к Русскому государству было достаточно сложно, эту борьбу можно даже назвать кровопролитной.

Субуральский антропологический тип имеет прямое отношение к марийцам. От классического варианта уральской расы такую категорию людей отличает только большая доля монголоидного компонента. Антропологический облик этого народа относят к древнеуральской общности.

Особенности в одежде

Для таких народов даже существовала традиционная одежда. Тунико-образный покрой можно заметить в рубахе, свойственной именно для данного народа. Называется она тувыр. Штаны, йолаш, также стали неотъемлемой составляющей имиджа данной народности. Также обязательным атрибутом является кафтан, по-другому именуемый шовыр. Поясное полотенце (солы) опоясывало одежду, иногда для этого применялся пояс (ÿштö). Войлочная шляпа, имеющая поля, накомарник или шапка более свойственны для мужчин-марийцев. Деревянная платформа (кетырма) прикреплялась к валенкам, лаптям или кожаным сапогам. Наличие поясных подвесок наиболее характерно для женщин. Украшение, сделанное из бисера, раковины каури, монетки и застежки, — все это использовалось для оригинального декорирования уникального женского костюма, поражало красотой. Головные уборы для женщин можно классифицировать следующим образом:

Конусовидный колпак, имеющий затылочную лопасть;
-сорока,
-шарпан - головное полотенце с очельем.

Религиозная составляющая

Достаточно часто можно услышать что марийцы — язычники, причем последние в Европе. Журналисты Европы и России в связи с этим фактом имеют немалый интерес к этой народности. XIX век ознаменован тем, что верования марийцев подвергались гонениям. Местом моления называли Чумбылат курык. Его взорвали в 1830 году. Но такая мера не дала никаких результатов, потому как главным достоянием для марийцев был не камень, а божество обитавшее в нем.

Имена марийцев

Наличие национальных имен характерно для этой народности. Позже произошла смесь с тюркско-арабскими и христианскими именами. Например, Айвет, Аймурза, Бикбай, Малика. Перечисленные имена смело можно относить к традиционным марийским.

Достаточно ответственно люди относятся к свадебным традициям. Свадебная плетка Сÿан лупш является ключевым атрибутом при торжестве. Дорога жизни, которую будет необходимо пройти молодоженам, защищается данным оберегом. К известным марийцам можно отнести Кислицын Вячеслав Александрович, который был 2-ым Президентом Марий Эл, Колумб Валентин Христофорович, являющийся поэтом, и многие другие личности. Уровень образования достаточно низкий среди марийцев, о чем говорят статистические данные. Режиссером Алексеем Федорченко в 2006 году был снят фильм, в котором герои используют для беседы марийский язык.

Эта нация имеет собственную культуру, религию и историю, немало видных деятелей в разных сферах и собственный язык. Также множество марийских обычаев являются на сегодняшний день уникальными.

И, скажу я вам, приносящий до сих пор кровавые жертвоприношения богу.

По приглашению организаторов международной конференции, посвященной языкам в компьютерах, побывал в столице Марий Эл - Йошкар Оле.

Йошкар - красный, а ола, я уже забыл, что означает, так как город на финно-угорских языках как раз "кар" (в словах Сыктывкар, Кудымкар, например, или Шупашкар - Чебоксары).

А марийцы - финно-угры, т.е. родственны по языку венграм, ненцам, хантам, удмуртам, эстонцам и, естессна, финнам. Сотни лет совместного проживания с тюрками тоже сыграло свою роль - есть множество заимствований, например, в своей приветственной речи высокопоставленный чиновник назвал энтузиастов-учредителей единственного радио, вещающего на марийском языке, радиобатырами.

Марийцы очень гордятся тем, что оказали упорное сопротивление войскам Ивана Грозного. Один из ярких марийцев, оппозиционер Лайд Шемйэр (Владимир Козлов) написал даже книгу про оборону марийцами Казани.

Нам было что терять, в отличие от части татар, которые были родственны Ивану Грозному, и собственно меняли одного хана на другого, - говорит он (по некоторым версиям, Уордаах Уйбаан не знал даже русского языка).

Вот таким из окна поезда предстает Марий Эл. Болота и мари.

Кое-где лежит снег.

Это мы с бурятским коллегой в первые минуты вступления на марийскую землю. Жаргал Бадагаров - участник конференции в Якутске, которая состоялась в 2008 году.

Рассматриваем памятник знаменитому марийцу - Йывану Кырле. Помните Мустафу из первого советского звукового фильма? Он был поэтом и актером. Репрессирован в 1937 году по обвинению в буржуазном национализме. Поводом послужила драка в ресторане с подвыпившими студентами.

Погиб в одном из уральских лагерей от голода в 1943 году.

На монументе он едет на дрезине. И поет марийскую песню про куницу.

А это нас встречают хозяева. Пятый слева - легендарная личность. Тот самый радиобатыр - Чемышев Андрей. Он знаменит тем, что когда-то написал письмо Биллу Гейтсу.

"Как я был тогда наивен, многого не знал, во многом не разбирался... - говорит он, - зато от журналистов отбоя не было, я уже привередничать начал - опять первый канал, а нет ли у вас там БиБиСи..."

После отдыха нас повели в музей. Который специально для нас открыли. Кстати, в письме радиобатыр писал: «Уважаемый Билл Гейтс, покупая лицензионный пакет „Виндоуз“, мы заплатили вам, поэтому просим включить пять марийских букв в стандартные шрифты».

Удивляет, что везде марийские надписи. Хотя особых кнутов-пряников не придумали, и никакой ответственности собственники за то, что не написали вывеску на втором госязыке, не несут. Работники министерства культуры говорят, что просто по душам беседуют с ними. Ну и по секрету сказали, что большую роль в этом деле играет главный архитектор города.

Вот такая вот Айвика. На самом деле как зовут очаровательную экскурсоводку я не знаю, но самое популярное женское имя у марийцев именно Айвика. Ударение на последнем слоге. И еще Салика. Есть даже телефильм на марийском, с русскими и английскими субтитрами с одноименным названием. Я привез такой в подарок одному якутскому марийцу - попросила его родная тетя.

Эксурсия построена любопытно - знакомиться с бытом и культурой марийцев предлагается прослеживая судьбу марийской девочки. Конечно же ее зовут Айвика))). Рождение.

Тут Айвика была кажется в колыбели (не видно).

Это праздник с ряжеными, типа колядок.

У "медведя" еще и маска из бересты.

Видите, Айвика дует в трубу? Это она возвещает округу о том, что стала девушкой и ей пора замуж. Некий обряд инициации. Некоторые горячие финно-угорские парни))) тут же тоже захотели оповестить округу о своей готовности... Но им сказали, что труба в другом месте))).

Традиционные трехслойные блины. Пекут к свадьбе.

Обратите внимание на монисты невесты.

Оказывается, завоевав черемисов, Иван Грозный запретил инородцам кузнечное дело - чтоб оружие не ковали. И приходилось марийцам украшения делать из монет.

Одно из традиционных занятий - рыболовство.

Бортничество - собирание меда диких пчел - тоже древнее занятие марийцев.

Животноводство.

Вот финно-угры: в безрукавке представитель народа манси (фотографирует), в костюме - человек из республики Коми, за ним светлый - эстонец.

Окончание жизни.

Обратите внимание на птицу на жерди - кукушка. Связующее звено между мирами живых и мертвых.

Вот откуда наше "кукушка, кукушка, сколько мне осталось?"

А это жрец в священной березовой роще. Карт или карты. До сих пор, говорят, сохранились около 500 священных рощ - своего рода храмов. Где марийцы приносят жертву своим богам. Кровавую. Обычно курочку, гуся или барашка.

Сотрудник удмуртского института повышения квалификации учителей, администратор удмуртской википедии Денис Сахарных. Как истинный ученый, Денис сторонник научного, не "шапкозакидательского" подхода в деле продвижения языков в сеть.

Как видите марийцы составляют 43% жителей. Вторые по численности после русских, коих 47,5%.

Марийцы в основном делятся по языку на горных и луговых. Горные живут на правом берегу Волги (в сторону Чувашии и Мордовии). Языки настолько отличны, что имеются две википедии - на горномарийском и луговомарийском языках.

Вопросы о черемисских войнах (30-летнем сопротивлении) задает башкирский коллега. Девушка в белом на заднем плане - сотрудник института антропологии и этнологии РАН, сферой своего научного интереса называет - что бы вы думали? - идентичность илимпийских эвенков. Этим летом собирается в Туру Красноярского края и может быть даже заедет в поселок Ессей. Пожелаем удачи хрупкой городской девушке в освоении непростых даже летом заполярных просторов.

Картинка рядом с музеем.

После музея в ожидании начала заседания погуляли по центру города.

Этот лозунг чрезвычайно популярен.

Центр города активно перестраивается нынешним главой республики. Причем в едином стиле. Псевдовизантийском.

Построили даже мини-кремль. Который, говорят, практически всегда закрыт.

На главной площади с одной стороны памятник святителю, с другой - завоевателю. Гости города хмыкают.

Вот еще одна достопримечательность - часы с ослом (или мулом?).

Марийка рассказывает об осле, как он стал неофициальным символом города.

Скоро пробьет три часа - и выйдет осел.

Любуемся на осла. Как вы понимаете - осел не простой - он привез Христа в Иерусалим.

Участница из Калмыкии.

А это тот самый "завоеватель". Первый имперский воевода.

UPD: Обратите внимание на герб Йошкар-Олы - скоро его, говорят, снимут. Кто-то в Городском совете решил сделать лося рогатым. Но, может это досужие разговоры.

UPD2: Герб и флаг Республики уже изменили. Маркелов - а никто не сомневается в том, что это он, хотя голосовал парламент - заменил марийский крест на медведя с мечом. Меч смотрит вниз и в ножнах. Символично, правда? На снимке - старый марийский герб еще не сняли.

Вот тут было пленарное заседание конференции. Нет, табличка в честь другого события)))

Любопытная вещь. На русском и марийском;-) На самом деле, на других табличках все было правильно. Улица по марийски - урем.

Магазин - кевыт.

Как язвительно заметил один коллега, побывавший когда-то у нас - пейзаж напоминает Якутск. Печально, что гостям наш родной город предстает в таком обличье.

Язык жив, если востребован.

Но еще надо обеспечить техническую сторону - возможность печатать.

Наша вики в числе первых в России.

Совершенно верное замечание г-на Леонида Сомса - гендира фирмы "Линукс-Инк" (Питер): государство как бы не замечает проблемы. Кстати Линукс-Инк разрабатывает браузер, спелл-чекер и офис для самостийной Абхазии. Естественно на абхазском языке.

Собственно на это сакраментальный вопрос и пытались ответить участники конференции.

Обратите внимание на суммы. Это для создания с нуля. Для целой республики - сущий пустяк.

Докладывает сотрудник башкирского института гуманитарных исследований. Знаком с нашим Василием Мигалкиным. Лингвисты Башкортостана начали подступаться к т.н. корпусу языка - всесторонней кодификации языка.

А в президиуме сидит основной организатор действа, работник марийского минкульта Эрик Юзыкайн. Свободно говорит на эстонском и финском языках. Свой родной язык освоил уже будучи взрослым, во многом, признается, благодаря супруге. Теперь обучает языку своих детей.

Ди-джей "Радио Марий Эл", админ луговомарийской вики.

Представитель фонда "Слово". Весьма многообещающий российский фонд, который готов поддержать проекты для миноритарных языков.

Викимедисты.

А это те самые новостройки в квази-итальянском стиле.

Это москвичи начали было строить казино, но вовремя подоспел указ об их запрете.

А вообще на вопрос о том, кто финансирует всю "Византию", отвечают, что бюджет.

Если говорить об экономике, в республике были (и есть наверное) военные заводы по производству легендарных ракет С-300. Из-за этого раньше Йошкар-Ола даже была закрытой территорией. Как наш Тикси.

Марийцы, (черемисы — древнерусское название марийцев) угро-финский народ. Самоназванием является имя «мари», «марий», которое переводится как «муж», «мужчина».

МАРИЙЦЫ – это народ, живущий в России, коренное население Республики Марий Эл (312 тысяч человек по переписи 2002 года). Марийцы живут также в соседних областях Поволжья и Урала. Всего в Российской Федерации 604 тысячи марийцев (данные той же переписи). Марийцы делятся на три территориальные группы: горные, луговые (лесные) и восточные. Горные марийцы живут на правом берегу Волги, луговые – на левом, восточные – в Башкирии и Свердловской области.

Марийский язык относится к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков. Около 464 тысяч (или 77 %) марийцев владеют марийским языком, большинство (97 %) владеют русским языком. Широко распространено марийско-русское двуязычие. Письменность у марийцев – на основе кириллицы.

Вера – православная, но есть и своя марийская вера (марла вера) – это сочетание христианства с традиционными верованиями. Первое письменное упоминание о марийцах (черемисах) встречается у готского историка Иордана в VI веке. Упоминаются они и в «Повести временных лет». Большую роль в развитии марийского этноса играли тесные связи с тюркскими народами.

Формирование древнемарийской народности произошло в V–X веках. В 1551–52 годах после разгрома Казанского ханства марийцы вошли в состав Русского государства. В XVI веке началась христианизация марийцев. Однако восточные и часть луговых марийцев христианства не приняли, у них и до нынешних дней сохранялись дохристианские верования, особенно культ предков.

Праздников у марийцев много, как у всякого народа, имеющего многовековую историю. Есть, например, старинный обрядовый праздник, который называется «Овечья нога» (Шорыкйол). Его начинают отмечать в день зимнего солнцестояния (22 декабря) после нарождения новой луны. Во время праздника совершается магическое действие: дергание овец за ноги,чтобы в новом году овец народилось больше. К первому дню этого праздника был приурочен и целый свод примет и поверий. По погоде первого дня судили о том, какими будут весна и лето, делались предсказания об урожае.

Справочная статья из альманаха «Лица России» с сайта rusnations.ru/etnos/mari/

Марийцы — один из древних финно-угорских народов Среднего Поволжья. В настоящее время марийцы дисперсными группами проживают во многих регионах России.

Марийцы подразделяются на три этнографические группы: горные, луговые, восточные.

Как живут марийцы

Горные марийцы (кырыкмары) живут на правобережье Волги в пределах современного Горномарийского района Республики Марий Эл, а также по бассейнам рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат в левобережье р.

Волги. Всю центральную и восточную часть Республики Марий Эл населяет многочисленная этнографическая группа луговые марийцы (олык марий). В XVI в. часть марийцев устремилась в Закамье на башкирские земли, положив начало формированию этнографической группы восточных мари.

Самоназвание — В научной литературе существует мнение, что марийцы под именем «Imniscaris» или «Scremniscans» упомянуты готским историком VI в.

Иорданом в «Гетике» в числе северных народов, подвластных в IV в. готскому вождю Германа-риху. Более достоверны сведения об этом народе под названием «Ц-р-мис» в письме X в. хазарского кагана Иосифа. Самоназвание народа мари (мари, марэ) — первоначально употребляющееся в значении «человек, мужчина», сохранилось и поныне и представлено в традиционных названиях мелких территориальных групп «Вÿтла марэ» (ветлужские марийцы), «Пижа марэ» (пижминские марийцы), «Морко марий» (моркинские марийцы).

Ближайшие соседи по отношению к марийцам употребляли этнонимы «чирмеш» (татары), «еярмыс» (чуваши).

Расселение — По данным переписи 2002 г. в Росиийской Федерации марийцев насчитывается 604298 человек. Марийцы преимущественно расселены на территории Волго-Уральской историко-этнографической области. 60% марийского населения проживает в Ветлужско-Вятском междуречье (Марий Эл и прилегающие районы Кировской и Нижегородской областей), около 20% по рекам Белой в Уфе и в их междуречье (северо-запад Башкирии и юго-запад Свердловской области).

Небольшими группами марийские селения встречаются в Татарии, Удмуртии, Пермской и Челябинской областях. В XX в., особенно после Великой Отечественной войны, увеличилась доля марийцев, проживающих за пределами традиционных ареалов расселения.

Ныне за Уралом, в Казахстане и Средней Азии, на юге Европейской части России, на Украине и других местах проживает более 15% общего количества марийцев.

Одежда — Традиционный женский и мужской костюм состояли из головного убора, туникообразной рубахи, кафтана, пояса с подвесками, штанов, кожа ной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами. Женский костюм наиболее богато орнаментировался вышивкой и дополнялся съемными украшениями. Костюм производился преимущественно домашними способами.

Одежда и обувь изготавливались из конопляного, реже льняного холста, домашнего сукна и полусукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка и т.д. Мужская одежда марийцев подверглась влиянию русского костюма, что было связано с занятиями кустарными промыслами. Традиционная мужская нательная рубаха (тувыр , тыгыр ) имела туникообразный покрой. Перегнутое пополам полотнище составляло перед и спинку рубахи, к нему под прямым углом в ширину холста пришивали рукава, а под рукава к стану пришивали боковины в виде прямоугольных полотнищ.

Вышивка на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, обшлагах рукавов и подоле.

Поселения — У марийцев издавна сложился приречно-овражный тип расселения. Древние места их обитания располагались по берегам крупных рек — Волги, Ветлуги, Суры, Вятки и их притоков. Ранние поселения, по археологическим данным, существовали в виде укрепленных городищ (карман , ор ) и неукрепленных селищ (илем , сурт ), связанных родственными узами.

Вплоть до середины XIX в. в планировке марийских поселений преобладали кучевые, беспорядочные формы, унаследовавшие ранние формы расселения семейно-патронимическими группами. Переход от кучевых форм к рядовой, уличной планировке улиц происходил постепенно в середине — второй половине XIX в.

Заметные изменения в планировке произошли после 1960-х гг. В современных центральных усадьбах сельхозпредприятий сочетаются черты уличной, квартальной и зонированной планировок. Типы поселений марийцев – это села, деревни, околотки, починки, выселки.

Деревня — наиболее распространенный тип поселений, которая составляла около половины всех типов населенных пунктов в середине XIX в.

Национальная Республика Марий Эл

Республика Марий Эл расположена в центре европейской части России, в бассейне великой русской реки Волги. Площадь республики – 23,2 тыс. кв. км, население – около 728 тыс. человек, столица – г.

Йошкар-Ола (основан в 1584 году). С севера, северо-востока и востока Марий Эл граничит с Кировской областью, с юго-востока и юга – с республиками Татарстан и Чувашия, а на западе и северо-западе – с Нижегородской областью.

Гостей республики неизменно поражает и восхищает природа края. Марий Эл – край чистейших родников, полноводных рек и красивых озер. Реки Илеть, Большая Кокшага, Юшут, Кундыш относятся к числу наиболее чистых в Европе.

Жемчужинами марийского края являются лесные озера Яльчик, Кичиер, Карась, Морской глаз. Северо-восточные районы республики издавна называют «марийской Швецарией».

Своеобразна и культура Республики Марий Эл. Не так много в России регионов, где до сих пор в повседневной жизни можно встретить людей в национальной одежде, где сохранилась вера предков – язычество, где традиционная культура является неотъемлимой и органичной частью современной жизни.

Рисунок 1. Древние украшения, 4-6 в.: // Меджитова, Д.Е. Мари Марийское народное искусство = Калик. Статья: альбом / Меджитова Е.Д. — Йошкар-Ола 1985: .

Фото 2. Пивные ложки. Травник и горы Мари. Казанская губерния, 19 век: [Фотографии: Цв. 19,0х27,5 см] // Меджитова, Д.Е. Мари Марийское народное искусство = Калик статья: альбом / Меджитова Е.Д. — Йошкар-Ола, 1985 — С. 147.

    Герасимова Е.Ф. Традиционные музыкальные инструменты Марии в системе начального музыкального образования / Е.

    Ф. Герасимова // Музыкальный инструмент народов Поволжья и Урала: традиции и современность. — Ижевск, 2004 — с. 29-30.

    Искусство Марии // Народная декоративность умений народов РСФСР. — М., 1957. — с. сто третьей

    Крюкова Т.А. Марий вез = Марий Ту: р / Т.А. Крюкова; Maris.

    науч.-иссло. и т. Я, лит. и история, Гос. Музей этнографии народов СССР. — Л., 1951. — Текст par.: Rus., Marius. яз.

    Mariž kalyk Art: Album / Medžitova ED — Йошкар-Ола: Marijs. книга. издательство, 1985. — 269 с.: ил., цвет. ил. + Res. (7 секунд). На трассе. авт. не указано. — Параллельный текст: русский, Мариус. яз. Местожительство на английском языке. и венгерский. яз. — Библиография: с. 269-270.

Модель вышитых женских футболок. Фрагменты. Травник Мари. Казанская область. Первая половина XIX века: [Фотографии: цвет; 19,0 × 27,5 см] // Межитова, Э.Д. Марий Марийское искусство: Марий калык: альбом / Меджитова Е.Д. — Йошкар-Ола, 1985 — с. двести шестому

Свадебные полотенца. Фрагменты. Дополнительное плетение. Восточная Мари. Уфимская губерния, 1920-1930-е годы: [Фотографии: цвет; 19,0х27,5 см] // Меджитова, Д.Е. Мари Марийское народное искусство = Калик статья: альбом / Меджитова Е.Д. — Йошкар-Ола, 1985 — С. 114.

Рисунок 5.

Кинжал замужних женщин шуршит. Травник Мари. Вятская губерния, 18 век: [Фотографии: цв. 19,0 × 27,5 см] // Меджитова, Е. Марийское народное искусство = Марий калык Искусство: Альбом / Межитова Е.Д. — Йошкар-Ола, 1985.

Фото 6. Женские шейно-грудные украшения — кишкивуджан аршаш. Травник Мари. Казанская губерния, 19 век: [Фотографии: Цв. 19,0х27,5 см] // Меджитова, Д.Е. Мари Марийское народное искусство = Калик статья: альбом / Меджитова Е.Д. — Йошкар-Ола, 1985 — С. 40.

Женская грудь и задняя отделка — ший аршаш. Травник Мари. Казанская область. Вторая половина XIX — начало XX века: [Фотографии: цвет; 19,0 × 27,5 см] // Меджитова Е.

D. Mari folk art = Mariy kalyk Art: Album / Medzhitova ED — Йошкар-Ола, 1985. — P. 66.

    Молотова Л.Н. Искусство народов Поволжья и Урала / Молотова Л.Н. // Народное творчество Российской Федерации: из поз. Gos. Музей этнографии народов СССР. — Л., 1981. — с. 22-25.

Фартуки. Дополнительное плетение. Восточная Мари. Удмуртская и Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика, 1940-1950 годы: [Фотографии: цвет; 19,0 × 27,5 см] // Межитова, Э.Д. Марийское искусство человека = Марий калык: альбом / Меджитова Е.

D. — Йошкар-Ола, 1985. — С.

Мари или Черемис

сто восемнадцатый

Фото 9. Женские футболки. Дополнительное плетение. Восточная Мари. Уфимская область. Вторая половина XIX века — первая половина XX века: [Фотографии: цвет; 19,0 × 27,5 см] // Межитова, Э.Д. Марийское искусство человека = Марий калык: альбом / Меджитова Е.

D. — Йошкар-Ола, 1985. — С. 120.

    Никитин В.В. Источники Марийского искусства = Марийский художественный тунгальтистый Дети / В.В. Никитин, Т.Б. Никитина; Maris. науч.-иссло. и т. Я, лит. и их истории. В. М. Васильева, Науч.-Прозв. Центр по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры, печати и национальностей. Марий Эл. — Йошкар-Ола: , 2004. — 150, с. : больной. — Текст параллелен. Русский, Мариус. Местожительство Eng.

В книге представлены археологические материалы о художественной истории населения Ветлуз-Ваткинского медведя с каменного века до XVII века, изучены проблемы и направление создания и развития народного искусства Марии.

    Основы художественного ремесла мара: работа ручной работы для детей: для учителей детей дошкольного возраста.

    учреждений, учителей. классы, руки. Ст. студия / Мари. фил. Федер. состояние. Sci. Учреждения «Институт проблем национальных школ»; авт.-сост. Л. Е. Майкова. — Йошкар-Ола: , 2007. — 165, с.

    Соловьев, Г.

    I. Марийская народная резьба по дереву / Соловьева Г.И. — 2. ред., Перераб. — Йошкар-Ола: Мариус. книга. издательство, 1989. — 134 с. — Библиография: с. сто двадцать восьмой

Эта книга является первым общим изданием, в котором рассказывается о самой распространенной и традиционной форме искусства марийского искусства.

Работа была написана на основе изучения источников литературы и анализа материалов, собранных во время экспедиций Марийского научно-исследовательского института.

    Хмельницкая Л. Традиционная марийская культура и влияние российских культурных традиций на ее территории / Л. Хмельницкая // Этнокультурная история уральского народа 16.-21. Столетия: проблемы национальности.

    идентификации и культуре. взаимодействие. — Екатеринбург, 2005. — ул. 116-125

Марийцы в прошлом были известны под названием «черемисы»; такое название встречается в исторических памятниках с X в.1 Сами марийцы называют себя мари, марий, мар (человек). Это самоназвание утвердилось как этноним со времени образования Марийской автономной области. Живут марийцы в основном в пределах Среднего Поволжья. Общее число их по всему Советскому Союзу 504,2 тыс. Небольшими группами марийцы рассеяны в Башкирской, Татарской и Удмуртской АССР, Кировской, Горьковской, Свердловской, Пермской и Оренбургской областях.

Основная же масса марийцев (55% общего их числа) обитает в Марийской Автономной Советской Социалистической Республике. Кроме марийцев, в Марийской АССР живут русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, мордва.

Марийская АССР расположена в средней части бассейна Волги.

На севере и северо-востоке она граничит с Кировской обл., на юго-востоке с Татарской АССР, на юго-западе с Чувашской АССР, на западе с Горьковской обл. Волга делит территорию республики на большую низменную левобережную равнину - лесное Заволжье и занимающее сравнительно небольшую часть правобережье - гористое, изрезанное глубокими оврагами и долинами небольших рек. По Марийской АССР протекают реки Волжского бассейна: Ветлуга, Рутка, Кокшага, Илеть и др. На территории республики имеются большие лесные массивы и много лесных озер.

Марийцы делятся на три группы: горные (курык марий), луговые (iолык марий) или лесные (кожла марий) и восточные (упо марий).

Основная масса горных марийцев населяет правый, гористый берег Волги, луговые марийцы живут в лесистых местностях левобережья; селения восточных марийцев расположены в пределах Башкирии и отчасти в Свердловской обл. и в Татарской АССР.

Такое деление существовало издавна. Уже русские летописи различали горную и луговую «черемису»; это же деление встречается и в старой картографии XVII в.

Однако территориальный признак, принятый для обозначения отдельных групп марийцев, является в значительной степени условным. Так, горные марийцы, населяющие Горномарийский район Марийской АССР, живут не только на гористом правом, но частично и на левом берегу Волги. Основные различия между названными группами заключаются в языковых особенностях и некотором своеобразии быта.

Марийский язык относится к восточной ветви финно-угорских языков и имеет три основных наречия: луговое, восточное и горное.

В словарном отношении первые два близки, горное же сходно с ними лишь на 60- 70%. Во всех этих наречиях имеется некоторое количество слов общего финно-угорского происхождения, например кид (рука), вур (кровь) и т.

п., и много слов, заимствованных из русского языка в результате длительного культурного общения с русским народом.

У марийцев два литературных языка: лугововосточный и горномарийский, различающиеся главным образом по фонетике: в лугововосточном языке 8 гласных фонем, в горном - 10. Система согласных в основном одинакова; общим является и грамматический строй.

За последние годы лексика марийского языка обогатилась благодаря новым словообразованиям и усвоению через русский язык интернациональных терминов.

В основу марийской письменности положен русский алфавит с добавлением некоторых диакритических значков для более точной передачи звуков марийского языка.

Краткий исторический очерк

Марийские племена складывались в результате взаимодействия носителей пьяноборской культуры левого берега Волги с жившими на правобережье племенами позднеготэоденкой культуюы.

Имеющие ся в нашем распоряжении данные позволяют видеть в марийцах аборигенов местного края. А. П. Смирнов пишет: «Марийские племена сформировались на базе более ранних племенных групп, населявших междуречье Волги и Вятки, и являются автохтонным населением края». Однако отождествлять древних насельников территории Поволжья с современным марийским народом было бы неверно, так как он сложился в результате скрещивания многих племен, из которых в дальнейшем сформировались народы Поволжья.

В письме хазарского царя Иосифа (середина X в.) среди подвластных ему поволжских народов упоминаются «цармис», в которых нетрудно узнать «черемис».

Русская «Повесть временных лет» также упоминает о «черемисах», живущих при впадении Оки в Волгу. Это последнее известие позволяет значительно расширить наше представление о границах расселения марийцев в прошлом. В конце I - начале II тысячелетия н. э. мари испытали влияние булгар. В первой половине XIII в. Булгарское государство было разгромлено монголами и утратило самостоятельность.

На территории Поволжья установилась власть Золотой орды. В начале XV в. образовалось Казанское ханство, под властью которого оказалась основная часть марийцев.

Золотоордынская культура также повлияла на формирование культуры марийцев. В то же время в ней проступают явные следы тесного общения с соседними народами (мордвой, удмуртами), с которыми марийцев роднит общность происхождения.

Археологический материал позволяет проследить древние связи марийских племен со славянами, однако вопрос о взаимоотношениях древнеславянской и марийской культур еще недостаточно разработан.

После падения Казани (1552 г.) занимаемая марийцами территория была присоединена к Русскому государству.

В это время у марийцев господствовали патриархально-родовые отношения. Сохранились предания о существовании в прошлом в марийском обществе князей.

По-видимому, под этим понятием разумелись представители выделившейся родоплеменной верхушки, так как нет никаких сведений о феодальной зависимости марийского населения от этих князей. В преданиях марийские князья

выступают как богатыри - военные вожди. В период Казанского ханства некоторые из этих князей, вероятно, присоединились к господствующему классу татарского общества, так как имеются сведения о существовании марийских мурз и тарханов.

В составе Русского государства марийские мурзы и тарханы вошли в состав служилых людей и постепенно слились с русским дворянством.

Включение марийцев в состав населения Русского государства способствовало их приобщению к более развитой культуре русского народа.

Однако положение их оставалось тяжелым. Насильственное введение христианства, многочисленные поборы, злоупотребления местных властей, захват лучших земель монастырями и помещиками, воинская повинность и различные натуральные повинности легли тяжелым бременем на марийское население, что не раз служило причиной выступления марийцев против социального и национального гнета.

Марийцы вместе с другими народами Поволжья и русскими принимали активное участие в крестьянских войнах под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева (XVII-XVIII вв.).

Восстания марийских крестьян вспыхивали также в середине и в конце XIX в.

Христианизация марийцев началась с конца XVI в. и особенно усилилась в середине XVIII в. Но христианская религия фактически не была воспринята даже крещеным марийским населением.

Переход в прово- славие народов Поволжья не вытеснил язычества, христианские обряды выполнялись зачастую по принуждению. Большинство марийцев, числившихся формально православными, сохраняло множество пережитков дохристианских верований. Кроме того, оставалась, главным образом среди восточных и луговых марийцев, группа так называемых чи марий - «настоящих марийцев», т.

е. некрещеных. С исламом марийцы сталкивались и до христианизации, но влияние его было незначительно, хотя некоторые группы марийцев соблюдали отдельные мусульманские обычаи, например считали пятницу праздничным днем.

Для дохристианских верований марийцев характерно многобожие. Главным среди божеств, олицетворявших стихии природы, был добрый бог Юмо -бог неба. Носителем зла, по представлениям марийцев, был перемет, ему молились и приносили жертвы в специальных кереметных рощах.

Вообще же стройной религиозной системы у марийцев не было. Можно говорить лишь о сложном переплетении верований, возникших на разных ступенях развития общества.

Значительное место в верованиях и обрядах марийцев занимала магия. Магические действия были связаны, например, с циклом земледельческих работ: праздник сохи (ага-пайрем), осенний праздник нового хлеба (у кинде пайрем).

Праздник унавоживания полей был связан по времени с обрядом су рем - изгнания злого духа.

Борьба русского самодержавия и церкви с дохристианскими верованиями марийцев велась на протяжении многих десятилетий и особенно усилилась в XIX в. В своих действиях администрация и церковь опирались на зажиточные слои деревни. Репрессии по отношению к общей массе марийского населения, не поддавшейся христианизации, вызывали религиозно-националистические настроения среди марийцев.

В 70-х годах XIX в. появилась секта кугу сорта (Большая свеча), которая пыталась реформировать старые верования на основе резко выраженного национализма и была крайне реакционной.

Не случайно, что уже при Советской власти во время обострившейся классовой борьбы в деревне в период коллективизации сектанты активно выступали против колхозов, а также против культурных мероприятий.

К началу XX в. относятся организованные совместные выступления русских и марийских трудящихся - против царизма и эксплуататорских классов.

Национальный характер марийцев

Это в значительной мере было обусловлено ростом рабочего класса в связи с развитием промышленности в Марийском крае (здесь в 1913 г., например, в промышленности было занято уже 1480 рабочих).

Как и везде в России, во главе трудящихся масс встала партия большевиков. Первый большевистский социал-демократический кружок на территории нынешней Марийской АССР был создан весной 1905 г.

в поселке Юрино из рабочих кожевенных предприятий. Он имел связь с Нижегородским окружным центром РСДРП. В 1905-1906 гг. под его руководством проходили политические демонстрации.

В период революции 1905-1907 гг.

Казанский областной комитет РСДРП руководил совместными выступлениями русских, чувашских и марийских рабочих и крестьян против помещиков и местной буржуазии.

Такие революционные восстания были в Звенигове, Кокшамарах, Мариинском Посаде и других селах и городах Козьмодемьянского и Чебоксарского уездов. Эти выступления беспощадно подавлялись царскими властями.

После свержения царизма в марте 1917 г. власть в Марийском крае захватила буржуазия, организовавшая в Царевококшайске (ныне Йошкар-Ола) так называемый Комитет общественной безопасности.

Однако росли и революционные силы, и с мая 1917 г. начался захват марийскими трудящимися частновладельческих земель и предприятий.

Полное освобождение марийского народа от политического, экономического и национального гнета было осуществлено в ходе Великой Октябрьской социалистической революции. В начале января 1918 г. на территории Марийского края установилась Советская власть.

30 января приступил к работе уездный съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В конце того же года была создана первая партийная ячейка. Во время наступления Колчака на Поволжье в 1919 г. 50% всего состава членов партии пошло на фронт; по инициативе партийной организации была проведена вербовка добровольцев из среды марийских трудящихся, которые были сформированы в роты особого назначения и посланы на Восточный фронт.

В борьбе против иностранных интервентов и внутренних врагов марийские трудящиеся шли в одном строю с другими народами многонациональной Советской страны.

Знаменательной датой для марийского народа является 4 ноября 1920 г.- дата опубликования декрета об образовании Марийской автономной области за подписями В. И. Ленина и М. И. Калинина. В состав Марийской автономной области вошли Краснококшайский и часть Козьмодемьянского уезда Казанской губ., а также волости с марийским населением Иранского и Уржумского уездов Вятской губ.

и Еманинская волость Васильсурского уезда Нижегородской губ. Областным центром стал г. Краснококшайск, переименованный затем в Йошкар-Олу. В начале 1921 г. организационно оформилась марийская областная партийная организация. 1 июня 1921 г. открылся I съезд Советов Марийской автономной области, наметивший практические мероприятия по восстановлению народного хозяйства.

В 1936 г. Марийская автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Преданность марийского народа Родине и Коммунистической партии проявилась с особой силой в суровые годы Великой Отечественной войны, когда марийские патриоты показали себя мужественными бойцами и на фронте и в тылу.

Клятвой легендарного марийского героя Чорая поклялся колхозник с. Ныргында, рядовой Ерусланов перед уходом на фронт: «Пока глаза мои видят свет, а руки сгибаются в суставах, мое сердце не дрогнет. Если же дрогнет мое сердце, пусть навеки закроются глаза мои». И сердце отважного воина не дрогнуло: в 1943 г. его танк уничтожил целое подразделение фашистов.

Героический подвиг совершила комсомолка-партизанка О. А. Тихомирова, которая после смерти командира повела партизан в атаку. За проявленное мужество и отвагу сорока воинам Марийской республики присвоено звание Героя Советского Союзаг боевыми орденами и медалями награждено более 10 тыс.

бойцов и командиров. Колхозы Марийской АССР в период войны включились во всенародное движение помощи фронту. В фонд армии они сдали 1 751 737 пудов хлеба, 1 247 206 пудов мяса, 3488 полушубков, 28 100 пар валенок и 43 млн. руб. Члены колхоза «Передовик» на свои личные средства построили два самолета.

Послевоенный период в республике, как и во всем Советском Союзеt характеризуется повышением роли общественных организаций, дальнейшим развитием советской демократии.

Активное участие принимают трудящиеся Марийской АССР в работе местных Советов через постоянные комиссии. Большими полномочиями наделены производственные совещания на предйри’ятиях и в колхозах. Повысилась роль комсомола как в городах, так и на селе. Молодежь Марийской республики по комсомольским путевкам выезжает на шахты Донбасса, на Ангарстрой, на строительство железных дорог и целинные земли Казахстана.

Трудовые подвиги бригад коммунистического труда в промышленности и сельском хозяйстве - реальный вклад марийского народа в общее дело построения коммунистического общества.

(самоназвание ≈ мари; прежнее название ≈ черемисы), народ; живут главным образом в Марийской АССР, а также в Башкирской АССР, Удмурдской АССР и Татарской АССР, Кировской, Горьковской, Пермской и Свердловской областях РСФСР. Делятся на 3 территориальные группы: горные, луговые (или лесные) и восточные М. Горные М. живут преимущественно на правом берегу Волги, луговые ≈ на левом, восточные ≈ в Башкирии и Свердловской области. Общая численность 599 тысяч человек (1970, перепись). Язык М.

Размышления о марийском народе

(см. Марийский язык) относится к восточной ветви финно-угорских языков. После вхождения марийских земель в состав Русского государства в 16 веке началась христианизация М., однако восточные и небольшие группы луговых М. христианства не приняли, у них до 20 века сохранялись дохристианские верования, особенно культ предков.

По происхождению М. тесно связаны с древним населением Поволжья. Начало формирования марийских племён относится к рубежу н. э., этот процесс происходил преимущественно на правом берегу Волги, захватывая отчасти и левобережные районы Поволжья.

Первое письменное упоминание о черемисах (марийцах) встречается у готского историка Иордана (6 век). Упоминаются они и в «Повести временных лет» . В процессе исторического развития М.

сближались и взаимовлияли с соседними народами Поволжья. Переселение в Башкирию началось с конца 16 века и особенно усиленно происходило в 17≈18 веках. Культурно-историческое сближение с русским народом началось с конца 12≈ начала 13 веков. После присоединения Среднего Поволжья к России (16 век) связи расширились и упрочились. После Октябрьской революции 1917 М. получили национальную автономию и сложились в социалистическую нацию.

М. заняты как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, созданной главным образом в годы Советской власти. Многие черты самобытной национальной культуры М. в современное время получили дальнейшее развитие ≈ фольклор, декоративное искусство (особенно вышивка), музыкально-песенные традиции.

Возникли и развились национальная марийская художественная литература, театр, изобразительные искусства. Выросла национальная интеллигенция.

Об истории, хозяйстве и культуре М. смотрите также в ст. Марийская АССР.

Лит.: Смирнов И. Н., Черемисы, Каз., 1889: Крюкова Т. А., Материальная культура марийцев XIX в., Йошкар-Ола, 1956; Очерки истории Марийской АССР (С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции), Йошкар-Ола, 1965; Очерки истории Марийской АССР (1917 ≈ 1960 гг.), Йошкар-Ола, 1960; Козлова К.

И., Этнография народов Поволжья; М., 1964; Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964; Происхождение Марийского народа, Йошкар-Ола, 1967.

К. И. Козлова.

Происхождение людей

Вопрос о происхождении людей Мари является спорным и по сей день. Первая теория — это научная основа этногенеза Мари, выраженная в 1845 году известным финским лингвистом М. Кастреном. Мари попыталась определить его как хронику. Эта точка зрения была поддержана и развита T.S.Semenov, I.N.Smirnov, S.K.Kuznetsov, A.A.Spitsyn, D.K.Zelenin, M.N.Yantemir, F.E.Egorov и многие другие исследователи II половины ХIХ — я половина ХХ века.

Новая гипотеза в 1949 году, он сделал важный советский археолог А.П.Смирнов найти Городец (около мордвы) основы, других археологи Bader В.Ф.Генинг, защищая диссертацию dyakovskom (близко к действию) происхождение мари.

Тем не менее, археологи сумели убедительно продемонстрировать, что действия и Мари, хотя взаимосвязаны, не одни и те же люди. В конце 1950-х лет, когда он стал регулярным актом Марийской археологической экспедиции, ее лидеры A.H.Halikov G.A.Arhipov и разработал теорию смешанного azelinskoy Городецкого (volzhskofinsko-пермь), на основе марийского народа.

Позже GAArhipov дальнейшее развитие этой гипотезы, открытие и изучение новых археологических объектов показали, что в смешанной основе мари преобладают компоненты Городецкого Дьяково (Волго-финские) и создание этнической мари, который начался в первой половине I тысячелетия до нашего счета, который закончился в IX в целом. — XI век, этническая группа Мари уже начала разделить на две основных группы — горы и луговой Мари (в прошлом, по сравнению с первым, более сильным влиянием azelinskie (permoyazychnye) племен).

В настоящее время эта теория в целом поддерживается большинством ученых, археологов, которые занимаются этой проблемой. Мари археолог V.S.Patrushev иначе выдвинула гипотезу о том, что формирование этнических основ и мари Мери и Муре, сформированной на основе изображения Ахмыловской населения. Лингвисты (I.S.Galkin, D.E.Kazantsev), на основании данных языка свидетельствуют о том, что создание на территории марийского народа не должны быть найдены в районе между Ветлужский-Вятский, как полагают археологи, и к юго-западу, между Окой и Сури.

Археологи TBNikitina, по данным, а не только археологии, лингвистики, но и они пришли к выводу, что прародина Мари находится в Поволжском части междуречья Оки-Суре и Povetluzhe и востоке до Вятки произошло в VIII — XI века, во время которого был осуществлен контакт и смешение с племенами Азаляна (перми).

Источником этноносов «Марийский» и «Черемис»

Вопрос о происхождении этнонов «Мари» и «Черемис» остается сложным и неясным. Смысл слова «Мари», название самого имени Марии, многие лингвисты происходят от индоевропейского термина «мар», «меры» в различных звуковых версиях (переводится как «человек», «муж»).

Слово «Черемис» (так называемое «русское мари» и несколько иное, но похожее гласное — много других людей) имеет много разных интерпретаций. Первое письменное упоминание об этом названии (в оригинале «c-p-MIS»), которое доступно в письме Казара Кагана Иосифа о саентологии харда Кордовы Хасдай ибн Шапрута (960-е годы).

Мари. История этнической принадлежности

Степень упругости Казанцев последовал за историком XIX. Century. Г.И.Перетяцковичем пришел к выводу, что имя «Черемисиан» дало племя марис Мордовии, и в переводе это слово означает «человек, живущий на солнечной стороне на востоке». По словам И.Г.Иванова «Черемисян» — «человек племени Чера или Хора», иными словами, имя одного из племен марийской соседней нации, а затем распространилось на всю этническую группу.

Широкая популярная версия Mari etnografi 1920 — начало 1930 года и Ф.Е.Егорова М. Н. Янтемира показывает, что она распространяется на этноним турецкого термина «воин человека».

Ф.И.Гордеев и поддерживает его версию И.С.Галкина для защиты гипотез о происхождении слова «Черемисиан» от этнонима «сармат» путем посредничества на турецких языках. Был выпущен ряд других версий. Проблема этимологии слова «Черемисиан» осложняется тем, что в средние века (до 17-18 вв.) В некоторых случаях это были не только мари, но и их соседи — чуваши и удмурты.

ссылки

Подробнее см.: S.K. Свечников.

Методическое пособие »История людей IX-XVI. Век «Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) C» Марийский институт образования », 2005 г.

Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. Сегодня же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века национальную религию, которую до сих пор исповедует значительная его часть. Этот факт удивит еще больше, если знать, что письменность у народа мари появилась лишь в XVIII столетии.

Название

Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.

В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.

Где живут

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона - город Йошкар-Ола.
Основная зона проживание народности - зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:

  1. Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
  2. Горные. В современности малочисленны - порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
  3. Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
  4. Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.

Численность

Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл, что в переводе означает «край, родина марийцев». Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии - 103 тысячи человек.

Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО.
Наиболее крупные диаспоры:

  • Кировская область - 29,5 тыс. чел.
  • Татарстан - 18,8 тыс. чел.
  • Удмуртия - 8 тыс. чел.
  • Свердловская область - 23,8 тыс. чел.
  • Пермский край - 4,1 тыс. чел.
  • Казахстан - 4 тыс. чел.
  • Украина - 4 тыс. чел.
  • Узбекистан - 3 тыс. чел.

Язык

Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу.
Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата.
Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития.
Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.

История

Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.


Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков.
К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена.
Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока - волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.
В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии.
Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 - Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.

Внешность

Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.


Антропологический тип современных марийцев - субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.
Отличительными чертами внешности являются:

  • средний рост;
  • желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
  • миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
  • прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
  • выступающие скулы.

Одежда

Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.


Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры - кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры.
Обязательный элемент костюма - пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами.
Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем - узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты - объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.

Мужчины

У марийцев бытовал патриархальный уклад семьи: мужчина был главным, однако в случае его смерти во главе семьи вставала женщина. В целом отношения были равноправными, хотя все общественные вопросы и ложились на плечи мужчины. Долгое время в марийских поселениях существовали пережитки левирата и сорората, притеснявшие права женщин, однако большая часть народности их не придерживалась.


Женщины

Женщина в марийской семье играла роль хранительницы домашнего очага. В ней ценились трудолюбие, смирение, хозяйственность, добродушие, материнские качества. Поскольку за невесту выставлялось солидное приданое, а ее роль помощницы по хозяйству была значительной, замуж девушки выходили позже, чем юноши. Часто случалось так, что невеста была на 5-7 лет старше. Парней же старались женить как можно раньше, часто в возрасте 15-16 лет.


Семейный уклад

После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.

Жилище

Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с двускатной крышей. Они состояли из сеней и жилой части, в которой отдельно огораживалась кухня с печкой, к стенам прибивались лавки для ночлега. Особую роль играла баня и гигиена: перед любым важным делом, особенно молитвой и проведением ритуалов, нужно было помыться. Это символизировало очищение тела и мыслей.


Жизнь

Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры - полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук.
Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений.
С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент - шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.


Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов - тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Религия

Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием.
Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.


Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:

  • Илыш-Шочын-Ава - аналог Богоматери, богиня рождения
  • Мер Юмо - управляет всеми мирскими делами
  • Мланде Ава - богиня земли
  • Пурышо - бог судьбы
  • Азырен - сама смерть

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.


Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта - аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.


Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:

  • льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых - отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
  • ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
  • скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;

Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.

Известные марийцы

Один из самых известных марийцев - актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.


Живое воплощение настоящей марийской красавицы - «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.


Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.

Видео

Есть что добавить?



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные