Место и значение русской литературы хх века в истории русской и мировой литературы. Московский государственный университет печати

Русская литература XX века: общая характеристика

Описание литературного процесса XX века, представление основных литературных течений и направлений. Реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный авангард.

Конец XIX - начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные - о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие - с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" - воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором - все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 - выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) - 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921-1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

Представители литературных направлений

    Старшие символисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

    • Мистики-богоискатели : Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

      Декаденты-индивидуалисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

    Младшие символисты : А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

    Акмеизм : Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

    Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

    Эгофутуристы : И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

    Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

    Объединение "Центрифуга" : Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия. Одну из таких форм предложил В.Г. Короленко, чье творчество продолжает развиваться в конце XIX и первые десятилетия нового века. Иным выражением романтического стало творчество А. Грина, произведения которого необычны своей экзотичностью, полетом фантазии, неискоренимой мечтательностью. Третьей формой романтического явилось творчество революционных рабочих поэтов (Н. Нечаева, Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова, Ф. Шкулева). Обращаясь к маршам, басням, призывам, песням, эти авторы поэтизируют героический подвиг, используют романтические образы зарева, пожара, багровой зари, грозы, заката, безгранично расширяют диапазон революционной лексики, прибегают к космическим масштабам.

Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы - сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Тридцатые годы начались с "года великого перелома", когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Эренбург, Вс. Вишневский, Е. Петров, А. Сурков, А. Платонов). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Твардовского, В. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры: публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы.

Следующим крупным этапом в развитии литературы века был период второй половины XX века. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма (1946-1953 гг.); "оттепели" (1953-1965 гг.); застоя (1965-1985 гг.), перестройки (1985-1991 гг.); современных реформ (1991-1998 гг.) Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

Брюсов - родоначальник русского символизма Одним из родоначальников русского символизма и характерным представителем поэзии «серебряного» века был В. Я. Брюсов (1873- 1924). Сложный в общении, по-своему относящийся ко многим явле­ниям в искусстве В. Брюсов - один из основоположников модерни­стской поэзии в России. В 1894-95-м годах Валерий Яковлевич изда­ет три сборника «Русские символисты», основным автором которых стал сам поэт, представивший образцы «новой поэзии». Это была первая коллективная декларация модернизма в России. По мысли Брюсова, символизм должен стать «поэзией оттенков», выражающей «тонкие, едва уловимые настроения». К концу 90-х годов XIX века В. Брюсов становится одним из наиболее ярких поэтов символист­ской ориентации. В 1900 году вышел поэтический сборник «Третья стража», в котором осмысливается современность через углубление в историю и мифологию. В Поэтическом сборнике «Граду и миру» (1903) отразились впечатления и размышления, вызванные от по­ездки по Италии и Франции, где произошло знакомство В. Брюсова с культурой эпохи Возрождения. Сборник был построен по принципу единого композиционного целого (что стало важным для практики поэтов-символистов вообще), отличался жанрово-тематическим раз­нообразием. А. Блок восторженно отозвался о книге, отметив, что в ней «есть преемничество от Пушкина - и по прямой линии». В лирике В. Я. Брюсова выделяются две ведущие темы: истори­ко-мифологическая и тема города. Поэт-символист воспринимает современный мир как «позорно-мелочный, неправый, некрасивый». Объединяя прошлое, настоящее и будущее, Брюсов пытается найти связующую нить истории. Хрестоматийным стихотворением данной тематики является «Ассаргадон», в котором в качестве лирического героя выбрана сильная, незаурядная личность, ассирийский царь- завоеватель 7 века до н.э. Ассаргадон, а точнее Асархаддон. На сте­не в Сирии сохранились надписи о его сокрушительных победах. Пафос стихотворения - утверждение необыкновенной личности, склонной к гордому уединению, так как «исчерпал до дна тебя, земная слава!» Лирический герой, царь Ассаргадон - полководец, способный с помощью своего ума, силы, энергии влиять на ход ис­тории, на движение времени: Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг и камни бросил в море. Египту речь моя звучала, как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре… Герой «упоен величьем» своих побед, не знает поражений, воен­ных неудач, но одинок: И вот стою один, величьем упоен… Характеризуя царя как человека чрезмерно возгордившегося, забывшего о простых людях, мечтающего о подвигах как о детской забаве, поэт раскрывает трагическую сущность сильной личности. Стихотворение написано в форме сонета. В первых двух строфах автор утверждает власть Ассаргадона, описывая его сокрушитель­ные победы над целыми народами, странами, городами. Последние две строфы сонета - неутешительный итог разрушительных похо­дов царя-полководца. Пафос большинства поэтических произведе­ний В.Я. Брюсова на историческую тематику («Ассаргадон», «Анто­ний», «Александр Великий» и др.) - утверждение сильной личности, деяния которой часто приводят не к созиданию и про­грессу, а разрушают саму основу человеческого общежития. Дви­жение истории В. Я. Брюсов представлял как смену культурных эпох, происходящую под воздействием внутреннего разложения старого мира и под натиском нецивилизованных племен, варваров, призванных уничтожить прошлое. В. Я. Брюсова волнуют высокие темпы развития цивилизации, всеобщая механизация, расцвет городов и в связи с этим утрата че­ловеком нравственных ценностей, моральных ориентиров. Совре­менный город с бурно развивающейся промышленностью, с заменой ручного труда машинным производством вызывает опасения поэта: Улица была - как буря. Толпы проходили, Словно их преследовал неотвратимый Рок. Мчались омнибусы, кебы и автомобили, Был неисчерпаем яростный людской поток. «Стальной», «кирпичный», «стеклянный», с «железными жила­ми» город властвует над людьми, являясь средоточением порока: злобы, нищеты, разврата. В поэтическом мире Валерия Брюсова город, совмещая в себе все ужасы цивилизации, сам становится соб­ственным палачом и наносит себе непоправимый вред: Коварный змей с волшебным взглядом! В порыве ярости слепой Ты нож, с своим смертельным ядом, Сам подымаешь над собой. («Городу») Притягивая человека эфемерным величием, масштабностью (Ты - чарователь неустанный, / Ты - не слабеющий магнит…), город является также и центром существующей науки и индустрии: Горят электричеством луны На выгнутых длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках… («Сумерки») Двойственное отношение поэта к городу заставляет В. Брюсова ис­кать пути выхода из создавшегося положения. И здесь художнику на помощь приходит сильная личность, которая вмешается в процесс ме­ханизации жизни, бросит вызов порочности современной цивилиза­ции, все преодолеет, и жизнь вновь наполнится энергией борьбы, уст­ремится к обновлению, станет способной к изменению мира, вызовет прогресс мировой науки, искусства, индустрии. И в итоге произойдет расцвет цивилизации, которая достигнет небывалых вершин: Но чуть заслышал я заветный зов трубы, Едва раскинулись огнистые знамена, Я - отзыв вам кричу, я - песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми, - затем, что я поэт. Затем, что молнии сверкали. («Кинжал») В брюсовской поэзии урбанистическая тема перекликается с по­иском яркой, сильной личности, способной не только к перерожде­нию и собственному возрождению, но и к изменению современной цивилизации, к преодолению мнимых, пустых взаимоотношений мира с искусством. В последние годы жизни Брюсов занимается переводами, пишет статьи, посвященные теории стихосложения, изучению творчества Пушкина, русской литературы. В своем творчестве В. Я. Брюсов со­единил строгие заветы классической литературы с поиском новых поэтических средств. О собственном месте в литературе поэт гово­рил следующее: «Я хочу, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут». "Каждый сам себе судьба!" (Тема нравственного выбора человека в произведениях М.Горького.)

В понимании М.Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле может дать человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответить на который не способна вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей - следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это же понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все равно расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что на самом деле сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии - не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем проследить за его развитием по ходу пьесы. В одном из своих монологов Сатин говорит: "Старик - не шарлатан? Что такое правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы нет?" В этом, наверное, и состоит основной, ключевой момент произведения: соединение "правды" Сатина, оправдывающего Луку, с "ложью во имя спасения" Луки. Направленность этой удивительной пьесы-притчи не только не является какой-то случайной для Горького, а, напротив, чрезвычайно характерна для него, связана с чем-то тайным в его таланте. Для Горького было важным не только "что делать?", но и "как делать?", как воплотить, осуществить мечту. Поэтому у него, писателя активного, революционного гуманиста, так сокровенно и убедительно в той сложной, запутанной жизни прозвучали общефилософские темы: правда - бог свободного человека, ложь - религия рабов и хозяев. Та огромная правда жизни, которую Горький жадно собирал и носил в своем сознании, правда бытовая, психологическая, моральная, социальная всего естественнее воплощалась в широких, емких, свободных формах прозаического повествования, в формах реализма, который на вершинах своей зрелости был у Горького реализмом социалистическим. Как беспощадный писатель-реалист Горький создал целую энциклопедию русской жизни - художественную энциклопедию конца XIX - начала XX века. Среди своих героев-искателей он неизменно отдавал предпочтение растущему человеку. Однажды он писал об этом так: "Моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни - самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что, кроме него, нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, Бог - частица его сердца и разума". Мир горьковских произведений - это мир, постоянно изменяющийся, в нем необратимо осуществляются процессы "разрушения" и "созидания" личностей. Горький и здесь шел в ногу со своим временем: как в его отечестве всё "стронулось" с неподвижной точки навстречу будущему, так и он, сын своего века, был охвачен этим процессом обретения новой истины, новой веры. Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен, как не способен противостоять невзгодам. В пьесе "На дне" мы видим людей сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала бы его, не появись в ночлежке Лука... Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного - не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно и самых твердых убеждений Горького. Для Горького сила - в стремлении идти вперед "к свободе, к свету". Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды - искры сердца Данко - будут освещать дорогу идущим следом.

Русская литература 20-90-х годов XX века: основные закономерности и тенденции

В конце 10-х и в 20-е годы XX века литературоведы новейшую русскую литературу иногда отсчитывали с 1881 г. - года смерти Достоевского и убийства Александра II. В настоящее время общепризнанно, что в литературу «XX век» пришел в начале 90-х годов XIX столетия.,А.П. Чехов - фигура переходная, в отличие отЛ.Н. Толстого он не только биографически, но и творчески принадлежит как XIX, так и XX веку. Именно благодаря Чехову эпические жанры - роман, повесть; и рассказ - стали разграничиваться в современном понимании, как большой, средний и малый жанры. До того они разграничивались фактически независимо от объема по степени «литературности»: повесть считалась менее «литературной», чем роман, рассказ был в этом смысле еще свободнее, а на грани с нехудожественной словесностью был очерк, т.е. «набросок». Чехов стал классиком малого жанра и тем поставил его в один иерархический ряд с романом (отчего основным разграничительным признаком и стал объем). Отнюдь не прошел бесследно его опыт повествователя. Он также явился реформатором драматургии и театра. Однако последняя его пьеса «Вишневый сад» (1903), написанная позже, чем «На дне» Горького (1902), кажется в сравнении с горьковской завершением традиций XIX века, а не вступлением в новый век. Символисты и последующие модернистские направления.Горький,Андреев, даже ностальгический Бунин - это уже бесспорный XX век, хотя некоторые из них начинали в календарном XIX-м.

Тем не менее в советское время «серебряный век» определялся чисто хронологически как литература конца XIX - начала XX века, а принципиально новой на основании идеологического принципа считалась советская литература, якобы возникшая сразу после революции 1917 г. Независимо мыслящие люди понимали, что «старое» кончилось уже с мировой войны, что рубежным был 1914 г. - А. Ахматова в «Поэме без героя», где основное действие происходит в 1913 г., писала: «А по набережной легендарной / Приближался не календарный - / Настоящий Двадцатый Век». Однако официальная советская наука не только историю русской литературы, но и гражданскую историю всего мира делила по одному рубежу - 1917 г.

Идеологические догматы рухнули, и теперь очевидно, что художественную литературу измерять главным образом идеологическими и даже преимущественно политическими мерками нельзя. Но нельзя их и игнорировать. Из-за грандиозного политического катаклизма единая национальная литература была разделена на три ветви (беспрецедентный провой истории случай): литературу, именовавшуюся советской, «задержанную» (внутри страны) и литературу русского зарубежья. У них достаточно различные художественные принципы, темы, состав авторов, периодизация. Революция определила чрезвычайно многое во всех трех ветвях литературы. Но великий раскол произошел не в октябре-ноябре 1917 г. Пользовавшаяся льготами со стороны новых властей «пролетарская» поэзия, возникшая раньше, при всех потугах осталась на периферии литературы, а определяли ее лицо лучшие поэты «серебряного века»:

А. Блок, Н. Гумилев,А. Ахматова,В. Ходасевич,М. Волошин,В. Маяковский,С. Есенин, внешне как бы затаившиеся М. Цветаева и Б. Пастернак. Разруха первых послереволюционных лет почти полностью истребила художественную прозу (В. Короленко,М. Горький,И. Бунин пишут сразу после революции публицистические произведения) и драматургию, а один из первых после лихолетья гражданской войны романов - «Мы» (1920)Е. Замятина - оказался первым крупным, «задержанным» произведением, открывшим целое ответвление русской литературы, как бы не имеющее своего литературного процесса: такие произведения со временем, раньше или позже, включались в литературный процесс зарубежья либо метрополии. Эмигрантская литература окончательно сформировалась в 1922-1923 годах, в 1923 г.Л. Троцкий явно преждевременно злорадствовал, усматривая в ней «круглый нуль», правда, оговаривая, что «и наша не дала еще ничего, что было бы адекватно эпохе».

Вместе с тем этот автор тут же отмечал: «Литература после Октября хотела притвориться, что ничего особенного не произошло и что это вообще ее не касается. Но как-то вышло так, что Октябрь принялся хозяйничать в литературе, сортировать и тасовать ее, - и вовсе не только в административном, а еще в каком-то более глубоком смысле». Действительно, первый поэт России А. Блок не только принял революцию, хоть и понял ее отнюдь не по-большевистски, но и своими «Двенадцатью», «Скифами», статьей «Интеллигенция и Революция», совершенно не «советскими» в точном смысле, тем не менее положил начало будущей советской литературе. Ее основоположник - Блок, а не Горький, которому приписывалась эта заслуга, но который своими «Несвоевременными мыслями» основал как раз антисоветскую литературу, а в советскую вписался и возглавил ее значительно позже, так что из двух формул, определяющих русскую литературу после 1917 г., - «От Блока до Солженицына» и «От Горького до Солженицына»- правильнее первая. У истоков советской литературы оказались еще два крупнейших и очень разных русских поэта -В. Маяковский иС. Есенин. Творчество последнего после революции, при всех его метаниях и переживаниях, и больше и глубже дореволюционного. В конечном счете все три основоположника советской поэзии стали жертвами советской действительности, как иВ. Брюсов, принявший революцию во второй половине 1918 г., и многие другие поэты и прозаики. Но порученное им историей дело они сделали: в советской стране появилась сначала более или менее «своя», а потом и действительно своя высокая литература, с которой не шли ни в какое сравнение потуги «пролетарских поэтов».

Таким образом, литература с конца 1917 г. (первые «ласточки» - «Ешь ананасы, рябчиков жуй, / день твой последний приходит, буржуй» и «Наш марш» Маяковского) до начала 20-х годов представляет собой небольшой, но очень важный переходный период. С точки зрения собственно литературной, как правильно отмечала эмигрантская критика, это было прямое продолжение литературы предреволюционной. Но в ней вызревали качественно новые признаки, и великий раскол на три ветви литературы произошел в начале 20-х.

«Рубежом был, - писал один из лучших советских критиков 20-х годов В. Полонский, - 1921 год, когда появились первые книжки двух толстых журналов, открывших советский период истории русской литературы. До «Красной нови» и «Печати и революции» мы имели много попыток возродить журнал «толстый» и «тонкий», но успеха эти попытки не имели. Век их был краток: старый читатель от литературы отошел, новый еще не народился. Старый писатель, за малым исключением, писать перестал, новые кадры были еще немногочисленны». Преимущественно поэтический период сменился преимущественно прозаическим. Три года назад проза решительно приказала поэзии очистить помещение», - писал в статье 1924 г. «Промежуток», посвященной поэзии,Ю. Тынянов, используя скорее поэтическую метафору. В 20-е годы, до смерти Маяковского, поэзия еще в состоянии тягаться с прозой, которая, в свою очередь, многое берет из поэтического арсенала.Вл. Лидин констатировал, что «новая русская литература, возникшая после трех лет молчания, в 21-м году, силой своей природы, должна была принять и усвоить новый ритм эпохи. Литературным провозвестником (пророчески) этого нового ритма был, конечно,Андрей Белый. Он гениально разорвал фактуру повествования и пересек плоскостями мякину канонической формы. Это был тот литературный максимализм (не от формул и комнатных вычислений), который соответствовал ритму наших революционных лет». В то время первым советским писателям «взорванный мир казался не разрушенным, а лишь приведенным в ускоренное движение»и в немалой мере действительно был таковым: на еще не вполне разрушенной культурной почве «серебряного века» грандиозный общественный катаклизм породил исключительный энтузиазм и творческую энергию не только среди сторонников революции, и литература 20-х, а в значительной степени и 30-х годов действительно оказалась чрезвычайно богатой.

Русская литература XX века с её выдающимися художественными достижениями рассматривается автором как часть великой русской культуры, запечатлевшей неповторимый природный язык и многогранный русский национальный характер. XX век – продолжатель тысячелетних исторических и литературных традиций XIX столетия (в книге помещены литературные портреты Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко), он же – свидетель глубоких перемен в обществе и литературе, о чём одним из первых заявил яркий публицист А. С. Суворин в своей газете «Новое время», а следом за ним – Д. Мережковский. На рубеже веков всё большую роль в России начинает играть финансовый капитал банкиров (Рафалович, Гинцбург, Поляков и др.), возникают издательства и газеты («Речь», «Русские ведомости», «Биржевые ведомости», «День», «Россия»), хозяевами которых были банки и крупные предприятия. Во множестве появляются авторы, «чуждые коренной русской жизни, её духа, её формы, её юмора, совершенно непонятного для них, и видящие в русском человеке ни больше ни меньше, как скучного инородца» (А. П. Чехов), выпускающие чаще всего работы «штемпелёванной культуры», а также «только то, что угодно королям литературной биржи…» (А. Белый). В литературных кругах завязывается обоюдоострая полемика, нашедшая отражение на страницах настоящего издания, свою позицию чётко обозначают А. М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др.

XX век открыл много новых имён. В книге представлены литературные портреты М. Меньшикова, В. Розанова, Н. Гумилёва, В. Брюсова, В. Хлебникова, С. Есенина, А. Блока, А. Белого, В. Маяковского, М. Горького, А. Куприна, Н. Островского, О. Мандельштама, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева, И. Бабеля, М. Булгакова, М. Цветаевой, А. Толстого, И. Шмелёва, И. Бунина, А. Ремизова, других выдающихся писателей, а также обзоры литературы 10, 20, 30, 40-х годов.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год. В авторской редакции" Петелин Виктор Васильевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Проф. Давыдова Т.Т.

План дисциплины «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА». 2 курс, д/о. 34 часа лекций, 34 – практических занятий

1-я неделя.

Л-1. Введение. Общая характеристика символизма. /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305./2/, с.8-50.

Пз-1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм. /5/, с.231-237.

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305.

2-я неделя.

Л-2. Творчество младосимволистов и поэзия А.Блока.

СРС /2 часа/ . Изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с.231-237; работа по тексту /1 час/.

3-я неделя.

Л-3. Общая характеристика акмеизма. /5/, с. 312-337.

Пз-2. «Петербург» А. Белого как роман-миф.

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, 312-337.

4-я неделя.

Л-4. Н. Гумилев и акмеизм

СРС /2 часа/ . Изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с. 323-325; работа по тексту /1 час/.

5-я неделя.

Л-5. Общая характеристика футуризма. /5/, с.338-364.

Пз-3. Творческие принципы акмеизма и поэзия О.Мандельштама. /5/, с.323-325.

СРС /2 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /1 час/; изучение УМ по учебнику /1час/, /5/, с. 338-364.

6-я неделя.

Л-6. Философско-мифологическая направленность ранней поэзии В. Маяковского.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /1 час/; работа над текстом /1 час/, /4/, с.178-190.

7-я неделя.

Л-7. Пути развития реализма (И.Бунин, А.Куприн, М.Горький).

Пз-4. Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах». /4/, с.178-190.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /1 час/; изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с. 26-163.

8-я неделя.

Л-8.Идейно-художественное своеобразие неореалистического течения (Е.Замятин, И.Шмелев, М.Пришвин, С. Сергеев-Ценский). /5/, с.181-195; /6/, с.57-90.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /5/, с.379-398, /1 час/; работа по тексту /1час/.

9-я неделя.

Л-9. Экспрессионистическая тенденция в русском реализме начала ХХ в. (проза Л.Андреева). /5/, с.379-398.

Пз-5. Проблематика и образы героев в повестях «Поединок» А.Куприна и «На куличках» Е.Замятина /5/, с.51-60; /7/, с.90-106.

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, с. 181-195.

10-я неделя.

Л-10. Основные закономерности развития литературы 20-х гг. Борьба литературных группировок в литературе 20-х гг. /1/, с.13-70

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /5/, с.51-60; /6/, с.90-106 /0, 5 часа/; работа над текстом /1, 5 часа/.

11-я неделя.

Л-11. Идейно-художественное своеобразие прозы первой пол. 20-х гг. Модернистские традиции в романе Б. Пильняка «Голый год» и цикле новелл И. Бабеля «Конармия»..

Пз-6. Основные мотивы, образ лирической героини в поэзии М. Цветаевой.

СРС /2, 5 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /2 часа/, /1/, с.13-70; /2/, с.8-26.

12-я неделя.

Л-12. Проблемы счастья и свободы в романе-антиутопии «Мы» Е. Замятина.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /2/, с.238-242. /1 час/; работа по тексту /1 час/.

13-я неделя.

Л-13. Своеобразие прозы второй пол. 20-х гг. Проблематика, образы героев, жанр романа М.А.Булгакова «Белая гвардия».

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /2 часа/. /1/, с.13-70; /2/, с.367-401.

14-я неделя.

Л-14. Сатира в прозе и драматургии 20-х гг. (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, В. Маяковский, М. Булгаков).

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебной литературе /2/, с.209-237 /1 час/, работа по тексту /1 час/.

15-я неделя.

Л-15. Основные закономерности литературы 30-х гг. «Тихий Дон» М.А.Шолохова как роман-эпопея. /1/, с.13-70; /2/, с.367-401.

Пз-8. Творческая история "Мастера и Маргариты" М.А.Булгакова. «Мастер и Маргарита» как философский роман. /2/, с.261-268.

СРС /2 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /3/, кн.1, с.12-60 /1, 5 часа/.

16-я неделя.

Л-16. Особенности литературного процесса 40-50-х гг. /3/, кн.1, с.12-60.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /2/, с.310-314 /1 час/, работа над текстом /1 час/.

17-я неделя.

Л-17. Основные закономерности современного литературного процесса. /2/, с.402-478; /3/, кн.3, с.74-150; /4/, с.340-388; /7/.

Пз-9. Жанрово-стилевое своеобразие и образ главного героя романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». /2/, с.310-314.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /2/, с.402-478 /1, 5 часа/.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЛИТЕРАТУРА

2. Голубков М.М. Утраченные альтернативы. М., 1992.

3. Голубков М.М. История русской лит. критики ХХ века (1920-1990-е годы). Учебн. пособие. М., 2008.

4. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена. Учебн. пособие для филол. факультетов ун-тов. М., 1998.

5. История русской литературы ХХ века (20-50-е годы). Лит. процесс. Учебн. пособие. М., 2006.

6. Давыдова Т. Т., Сушилина И.К. История отечественной литературы: от символизма до постмодернизма. Учебное пособие. М., 2016. Бумажное и электр. изд-я.

7. Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000. Ее же: Философия и литература. М., 2013 (статьи о Горьком, Бунине, Пастернаке).

8. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. М., 2001.

9. Давыдова Т.Т. Русский неореализм: учебное пособие. М: Наука, Флинта. М., 2016.- 4-е изд., электронное.

10. Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века. М., 2000.

11. Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.

12. Давыдова Т.Т., Сушилина И.К. История отечественной литературы 20 века: от символизма до постмодернизма. М., 2016.

13. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX-начала ХХ в. М., 1999. Изд. 4-е.

14. Давыдова Т.Т. Русский неореализм. М., 2005; 2011 эл. издание.

15. Русские писатели. 1800 - 1917. Биографический словарь / Гл. ред. П. А. Николаев. Т. 1–5. М., 1989–2007 (изд. продолжается).

16. Русские писатели 20 века: Биограф. словарь. М., 2000.

17. Русские писатели 20 века. Биографический словарь/ Под ред. И.О. Шайтанова. М., 2009.

История русской литературы 20 века

Тема 1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм

1.С каким периодом русского символизма связана творческая деятельность К.Д.Бальмонта?

2.Что представляет собой картина мира в стихотворениях "Завет бытия", цикле "Мимолетное", стихотворении "Здесь и там"?

3.Как раскрываются образы Дон-Жуана и Лермонтова в одноименной поэме и лирическом цикле? Как трактует Бальмонт тему поэта и поэзии?

4.В чем состоит техническая сторона стиха Бальмонта?

5.Охарактеризуйте зарубежный период творчества поэта.

6.Сделайте вывод о жанровом составе поэзии Бальмонта и его месте в русской литературе ХХ в.

Литература к занятию

Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л., 1969. (Большая серия «Библиотеки поэта»)

Бальмонт К.Д. Стихотворения. М., 1990.

Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

Тема 2. 1)Символистская проза (роман Ф.Сологуба "Мелкий бес")

1.Какие традиции русской литературы XIX в. прочиты­ваются в "Мелком бесе" и в чем своеобразие их трактовки писателем?

2.Какова созданная в произведении картина мира и концеп­ция личности? Что преобладает здесь - детерминизм или индетер­минизм?

3.Какие способы характерообразования использут писатель (пейзаж, портрет, монолог, диалог и т.д.)?

4.Что стоит за драматической развязкой романа?

5.Как Вы понимаете сюжетную линию Людмилочка Рутилова - Саша Пыльников? Выражается ли через нее мировидение Сологуба?

6. Кто из двух критиков, по Вашему мнению, прав в оценке любовных игр Людмилы и Саши: А.Блок, увидевший в этих невинных играх "родник нескудеющей чистоты и прелести... в обыденности" или В.Келдыш, усмотревший в эротической линии романа "языческие зовы тела - и пряный душок эротики в провин­циально-декадентском вкусе"?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

Русская литература ХХ века стала сокровищницей талантов. Противоречивость эпохи, исторические драмы, социальные катаклизмы – все это зеркально отразилось в искусстве и литературе. Основной чертой литературы ХХ века стало ее деление на разрешенную и запрещенную (с периода установления Советской власти). Это привело к тому, что многие произведения стали известными только с началом 90-х годов. С приходом к власти М.С. Горбачева стали публиковать ранее запрещенные в Советском союзе произведения: роман «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Мы» Е.И. Замятина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына. В 90-е годы публикуются произведения Н.Берберовой, Б.Пильняка, дневников И.Бабеля и Г.Иванова, повестей В.Тендрякова, В.Войновича, С.Липкина, писем М.Булгакова, рассказов В.Шаламова.

В это время набирает силы постмодернистская литература, представителями которой являются Леонид Габышев, Зуфар Гареев, Сергей Каледин, Людмила Петрушевская, Александр Кабаков, Евгений Попов, Вячеслав Пьецух. Отдельно следует отметить литературу русского андеграунда, одним из ярких представителей которой был Венедикт Ерофеев со своей повестью «Москва - Петушки». На первом плане оказываются писатели Виктор Ерофеев, Зуфар Гареев, Валерия Нарбикова, Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн, Людмила Петрушевская. Премию Буккера первым в России получает в 1992 году Марк Харитонов за произведение «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича». Выходят произведения Виктора Пелевина.

Тесты по русской литературе:

1. Определите вид конфликта в драме «Гроза» А.Н.Островского.

Внутренний, семейный.

Социальный.

Идеологический.

Философский.

2. С какой целью А.Н. Островский вводит в пьесу «Гроза» экспозицию?

Обозначить место действия и обстановку в городе.

Чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина.

Наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе.

Описать волжский берег.

3. Кому из героев пьесы «Гроза» принадлежат слова «Отчего люди не летают»?

Катерине.

Кулигину.

4. Какие произведения принадлежат перу И.С. Тургенева?

«Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо».

«Преступление и наказание», «Белые ночи».

«Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога».

«Война и мир», «Анна Каренина».

5. Какое из положений может опровергнуть ошибочный тезис «Базаров склонен отрицать все»? («Отцы и дети».Тургенев И.С.) Базаров -

Верит в науку.

Нигилист.

Пессимист.

Лишний человек.

6. С какой целью И.С. Тургенев вводит пейзаж в роман «Отцы и дети»?

Показать внутреннее состояние героев романа.

Для описания красоты природы.



Заострить конфликтность ситуации.

Для характеристики героев через их отношение к природе.

7. Каково отношение Базарова, героя романа «Отцы и дети», к русскому народу?

Презрение.

Любование.

Восхищение.

Уважение и понимание.

8. Каков идейный замысел сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», «Карась- идеалист», »Дикий помещик») ?

Обличение самодурства, произвола, обывательщины.

Быт и нравы русской провинции.

Осуждение максимализма героев.

Изображение народной жизни.

Н.А. Некрасов.

Ф.И. Тютчев

М.Ю. Лермонтов

10. Какие мотивы лирики Н.А. Некрасова явились традиционными?

Тема народа.

Любовная лирика.

Тема поэта и поэзии.

Гришу Добросклонова – борца за народное счастье.

Якима Нагого.

Матрену Тимофеевну.

12. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» по жанру является:

философско-утопический

социальный

семейный

любовный

«проницательным читателем»

литературным критиком

прогрессивной общественностью

реакционным правительством.

14. Фраза «Где праздность – там и гнусность» принадлежит в романе «Что делать?»

француженке Жюли

Лопухову

Кирсанову

Вере Павловне

15. Под «грязью фантастической» имеется в виду в романе «Что делать?»

дворянский мир, где отсутствует труд, где нормальные потребности человеческой…

природы извращены

люди, ведущие трудовой образ жизни

люди искусства

парии общества

буржуазно-мещанские слои общества, ведущие трудовой образ жизни, близкие к…

естественным потребностям человеческой природы

чиновничество

купечество

17. «Новые люди» в романе «Что делать?» видят личную «выгоду» в…

Разумном эгоизме

стяжательстве

накопительстве

семейных отношениях

18. «Особенный человек» в романе «Что делать?»- это

Рахметов

Соловцев

Вера Павловна

картину светлого будущего

с изображением битв

борьбы на баррикадах

20. Роман «Преступление и наказание» написан писателем

Ф.М. Достоевским

Н.Г. Чернышевским

М.Е.Салтыковым-Щедриным

Л.Н. Толстым

21.. Главный герой романа «Преступление и наказание» -

Родион Раскольников

Свидригайлов

Разумихин

22. Раскольников, герой романа «Преступление и наказание», ощущает к затеваемому преступлению чувство

отвращения

удовлетворение от содеянного

растерянности

решимости

23. Какой основной принцип лег в основу теории Раскольникова, героя романа «Преступление и наказание»?

Принцип разделения человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих.»

Гуманность- антигуманность.

Талантливость-бездарность.

Способность совершить преступление.

24. Идея Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» предполагает

«разрешение крови по совести»

борьбу на благо Родины

революционную деятельность

дружбу народов

25. Какова мотивация Раскольниковым, героем романа «Преступление и наказание» своего преступления?

Проверки своей теории.

Приобретение денег.

Освобождение должников старухи от кредиторши.

Возможность продолжения учебы в университете.

26. Почему Раскольников, герой романа «Преступление и наказание», убивает старуху обухом топора?

Действие символично ө Раскольников наносит удар и себе (морально).

Из-за неординарности характера Раскольникова.

27. Каким предстает Петербург в романе «Преступление и наказание»?

Город бедных кварталов, преступности, нищеты, грязных переулков и трактиров.

Величавая столица с прекрасной архитектурой.

Один из героев романа, наделенный мрачной и мистической силой.

Идеальным городом.

28. Глубину душевных мук Раскольникова в романе «Преступление и наказание» суждено разделить

Соне Мармеладовой

Разумихину

Порфирию Петровичу

Л.Н. Толстой

Ф.М. Достоевский

А.П. Чехов

Н.Г. Чернышевский

30. Участвуя в Севастопольской кампании Л.Н. Толстой убедился, что война – это прежде всего

кровь, смерть, грязь и страдания

героизм командования

выражение любви к царю

защита высопоставленных лиц

31. Жанр произведения Л.Н. Толстого «Война и мир»–

роман-эпопея

любовный роман

война 1812 года, когда наполеоновские войска вступили на русскую землю

пугачевский бунт

восстание декабристов

революция

33. Стремление к нравственному усовершенствованию, «быть вполне хорошим»

объединяло героев романа «Война и мир»:

Пьера Безухова и Андрея Болконского

Николая Ростова и Бориса Друбецкого

Долохова и Анатоля Курагина

Берга и князя Курагина

34. Каковы принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых» в романе «Война и мир»?

Простота и естественность, способность к самоусовершенствованию.

Роль в истории.

Стремление к самоутверждению.

Высокое положение в обществе.

35. Какое значение на пути исканий князя Андрея, героя романа «Война и мир», имело его ранение на поле Аустерлица?

Понял, что стремление к славе суетно и ничтожно.

Пережил разочарование в своем кумире.

Пересмотрел свои представления о смысле жизни.

Почувствовал желание воевать.

36. Почему князь Андрей не вызвал А.Курагина на дуэль письменно, а искал

встречи с ним («Война и мир»)?

Не хотел компроментировать Наташу.

Он презирал этого человека.

Не был способен принять окончательное решение.

37. Что помогло Наташе, героине романа «Война и мир», «воскреснуть» после тяжелой болезни, связанной со смертью князя Андрея Болконского?

В ее любви и заботе нуждалась больная мать.

Время притупило силу страданий.

Наташа смогла простить себя.

Наташа смирилась с обстоятельствами.

39. Как складывается судьба Пьера в эпилоге романа «Война и мир»?

Становится членом тайного политического общества.

Занимает важный государственный пост.

Живет интересами хозяйства и семьи.

Уезжает за границу.

40. Что, по мнению Л.Н. Толстого, решило исход Бородинского сражения?

Дух армии.

Численное превосходство войск.

Продуманный план военных действий.

Талант военачальников.

41. Что Л.Н. Толстой считает нормой отношения русских людей к побежденным врагам?

Великодушие Кутузова («…теперь их пожалеть можно»)

Поведение Тихона Щербатого.

Беспощадность Долохова («Брать пленных не будем…»).

Восхищение ими.

42. Каковы «движущие силы истории» с точки зрения Толстого?

Народ – главная движущая сила истории.

Гениальная личность, способная повести за собой массы.

Фатум, высшая сила определяет ход истории.

Случай, стечение обстоятельств.

43. Л.Н. Толстой передает «диалектику души» своих любимых героев. Что подразумевается под этим?

Духовное развитие.

Физическое развитие.

Стремление к материальному благополучию.

Дружеские чувства.

44. Что объединяет цикл рассказов Чехова «Маленькая трилогия»?

«Футлярность» жизни в разных ее проявлениях.

Критика невежества, ограниченности.

Духовная деградация человека.

Осмеяние приспособленчества.

45. Кто виноват в деградации доктора Старцева из рассказа «Ионыч»?

Сам Старцев.

Катерина Ивановна.

46. Старцев, герой рассказа «Ионыч», перед объяснением с Котиком думает о

ее приданом

ее красоте

музыкальных способностях

будущей жизни с любимой женщиной

47. Почему Котик из рассказа «Ионыч» отказывает Старцеву?

Мечтает о высокой, блестящей роли в обществе.

Мечтает о городской жизни.

Не знает жизни реальной, как ее мать.

Не стремится к замужеству.

48. Профессия Беликова, героя рассказа «Человек в футляре», -

Почтовый служащий.

49. Почему учитель Беликов, герой рассказа «Человек в футляре», «держал в руках весь город»?

Его жизненная позиция отражала типичность угнетенного состояния общества.

Пользовался любовью коллег и учащихся гимназии.

Его уважал весь город.

Им гордились люди.

50. В чем заключается своеобразие конфликта в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»?

У каждого героя свой конфликт, связанный с неудавшейся жизнью.

Конфликт между «отцами» и «детьми».

Конфликт между представителями различных социальных групп.

Конфликт между прошлым, настоящим и будущим.

51. Палата № 6 из одноименного рассказа Чехова – это

флигель для умалишенных в провинциальной больнице

помещение в полицейском участке

Правительственная палата

образцовая палата в больнице

52. Герой рассказа «Палата № 6» Громов –

российский интеллигент, страдающий манией преследования

интеллигент, страдающий манией величия

российский интеллигент, принимающий участие в борьбе за русский народ

пассивный философ

воплощенное спокойствие и равнодушие к мирскому треволнению

активист за права человека

революционер-демократ

нигилист

54. Политическая неблагонадежность, как считает автор рассказа «Палата № 6»

отождествлялась в России с

сумасшествием

попустительством

атеизмом

доносительством

55. Как называют начало ХХ века в русской литературе?

Серебряным веком.

Дорогим веком.

Золотым веком.

Революционным.

56. Поэтов и писателей начала ХХ века объединяет

«чувство трагической ответственности за общую судьбу», ощущение

катастрофичности и мечта о возрождении человека

равнодушие к страданиям окружающих

любовь к природе

любовь к детям, ставшими жертвами гражданской войны

57. Особенностью модернизма являлся

путь к новой гармонии

раздумья, мечтания

объективизм

умиротворение

59. Символизм характеризует:

мистическое содержание, символы и художественную впечатлительность

ясный взгляд на жизнь

сатирическая направленность

пропаганда

60. Акмеизм характеризует

ясный взгляд на жизнь, сочные земные краски, яркие моменты жизни

ненависть к существующему языку

желание изменить действительность

желание воспарить

61. «Пощечиной общественному вкусу» назывался манифест

футуристов

акмеистов

символистов

реалистов

62. Поэт К.Д. Бальмонт участвовал в работе кружка

символистов

футуристов

акмеистов

реалистов

63. Анна Ахматова вошла в кружок

«Цех поэтов» (акмеистов)

«Цех пролетарских поэтов»

«Цех футуристов»

«Цех единомышленников»

64. Поэма «Реквием» Анны Ахматовой была посвящена

тысячам страдающих матерей и жен во времена сталинских репрессий

героям Гражданской войны

революционерам

знакомым

65. Осип Мандельштам был поэтом

акмеистом

футуристом

символистом

является

И.А. Бунин

А.И. Куприн

М. Горький

В.В. Маяковский

67. Какова основная идея рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

Разоблачение буржуазного миропорядка.

Описание путешествия богатого туриста через Атлантику в Европу.

Любовная история.

Борьба за счастье народа.

68. Корабль в рассказе «Господин из Сан-Франциско» называется «Атлантида» , так как:

это символ обреченности современного мира

это символ социального устройства общества

название благозвучно

корабль плавал по Атлантическому океану

69. Укажите в рассказе «Господин из Сан-Франциско» образы, имеющие символическое значение.

Океан, кочегары в топке парохода.

Попугай в гостинице, портье.

Ящик из-под содовой.

Тугой накрахмаленный воротничок.

70. Какова основная мысль рассказа «Гранатовый браслет»?

Любовь сильнее смерти.

Изображение «маленького человека».

Представление дворянства быть неспособным к возвышенным чувствам.

Борьба за гражданские права.

71. Почему Желтков в рассказе «Гранатовый браслет» дарит гранатовый браслет?

Мечтает подчеркнуть избранничество Веры.

Хочет, чтобы возлюбленная приобрела дар предвидения.

Стремится напомнить о себе.

Браслет – самое дорогое, что у него есть.

72. Почему Желтков из рассказа «Гранатовый браслет» кончает жизнь самоубийством?

Жизнь без любви потеряла смысл.

Не в состоянии перенести разлуку.

Понимает кощунственность своих мыслей.

73. Кому в рассказе «Гранатовый браслет» принадлежат слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?

Генерал Аносов.

Князь Мышкин.

Вера Николаевна.

Муж Веры Николаевны.

74. Какую музыку использует Куприн для утверждения идеи произведения «Гранатовый браслет»?

Людвиг Ван Бетховен. «Соната № 2».

П.И. Чайковский. «Реквием».

Г.В.Свиридов «Метель».

Шуберт »Серенада».

75. Что в рассказе «Гранатовый браслет» является основным средством характеристики героев?

Отношение героев к чувству Желткова.

Внутренние монологи.

Художественные детали.

76. Какую черту характера Олеси, героини повести «Олеся» можно назвать главной?

Гармоничность.

Скромность.

Одухотворенность.

77. Какой удивительно яркой художественной деталью, символом неугасающей любви

завершается повесть «Олеся» Куприна?

Нитка красных бус.

Письмо к возлюбленному.

Букет полевых цветов.

Косынка Олеси.

78. Как в романтических рассказах М. Горького выражается авторская позиция?

Через позицию рассказчика.

С помощью пейзажа.

79. Какие качества личности противопоставляет автор в характерах Данко и Ларры?

Альтруизм и индивидуализм.

Ум и ограниченность.

Отвага и трусость.

Просвещенность и невежество.

80. В чем смысл слов мудреца в «Легенде о Ларре»:»Наказание ему в нем самом».

Самое страшное для человека – одиночество.

Смертный приговор лишь убедил бы героя в своей исключительности.

Смертный приговор показал бы, что «племя боится сына орла».

Смерть для Ларры – избавление.

81. Что общего между образами Данко и Лары?

Противостояние миру людей.

Противостояние племени.

Крайний индивидуализм.

Красота облика.

82. Почему люди не заметили смерти Данко и только «один осторожный человек… боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…»?

Благодарность не свойственна человеческому племени.

Пожалел Данко.

83. Как характеризует Луку, героя пьесы М.Горького «На дне» стихотворение, которое

вспомнил Актер?

Лука – идеолог «пассивного сознания», призванного усыплять, успокаивать.

Утверждение философии «непротивления злу насилием».

Лука объясняет жизненные неудачи внешними обстоятельствами.

Лука – борец за гражданские права.

84. Почему именно песня «Солнце всходит и заходит / А в тюрьме моей темно…» названа героями пьесы «На дне» любимой?

Песня созвучна душевному состоянию героев.

Все равно, что петь после выпивки.

Песня говорит о «правде».

Красивая.

85. К какой литературной группе принадлежал Сергей Есенин в начале 20-х годов?

Символизм.

Футуризм.

Имажинизм.

86. Определите жанр поэмы «Анна Снегина».

Лиро-эпическая поэма.

Романтическая поэма.

87. Что объединяет судьбы всех героев поэмы «Анна Снегина»?

Политика.

Собственный выбор.

Неидеализированное.

Восторженное.

Презрительное.

Сочувственное.

89. К какой литературной группе относился Владимир Маяковский?

Футуристы.

Акмеисты.

Символисты.

Имажионисты.

90. Какова проблематика стихотворения В.В.Маяковского «Прозаседавшиеся».

Сатира бюрократизма.

Назначение поэтического творчества.

Гимн Советской власти.

Решение проблем с налогой инспекцией.

91. В стихотворном цикле «На поле Куликовом » Александр Блок

обращается к героическому историческому прошлому

мечтает о прекрасном будущем России

воспевает любимую женщину

критикует современное общество.

92. В чем проявляется своеобразие композиции романа

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита » ?

Параллельное развитие двух сюжетных линий.

Кольцевая композиция.

Хронологический порядок развития событий.

Параллельное развитие трех сюжетных линий.

93. Почему Иешуа представлен в романе «Мастер и Маргарита» как бродяга?

иерархическому миру.

Соответствует библейскому сюжету.

94. Почему для Иешуа, героя романа «Мастер и Маргарита» один из самых страшных грехов – трусость?

Трусость – сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла.

Трусость ведет к предательству.

Трусость – малодушие, недостаток душевной силы.

Трусость – грех.

95. Какой из «миров» романа «Мастер и Маргарита» наиболее густо населен?

Московский.

Потусторонний.

Библейский.

Квартирный.

96. Какое произведение не принадлежит А.И.Солженицыну?

«Дом на Набережной».

«Один день Ивана Денисовича».

«Раковый корпус».

«В круге первом».

97. Кто написал роман «Петр Первый»?

А.Н. Толстой.

М.А.Шолохов.

М. Горький.

М.А. Булгаков.

98. Жанр романа «Петр Первый» -

исторический роман

любовный роман

мемуары (воспоминания)

приключенческий

100. Друг, соратник и единомышленник Петра Первого в романе «Петр Первый» –

Александр Менщиков

Князь Долгорукий

Князь Василий Голицын

Князь Шереметьев

М.А. Булгаков

Максим Горький

М.А. Шолохов

А.Т. Твардовский

102. Роман «Мастер и Маргарита» посвящен проблемам:

Что такое истина? Человек и власть. Внутренняя свобода и несвобода человека.

Эмансипация женщин.

Революционная борьба.

Героизм персонажей романа во время Гражданской войны.

103. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» применяет литературный прием:

Параллельно повествованию о современности вводит рассказ о событиях,

происходящих две тысячи лет назад.

Антитеза.

Кольцевая композиция.

Применяет фольклорные мотивы.

104. Почему Мастер в романе «Мастер и Маргарита» отвергает примененное к нему слово «писатель»?

Он слишком хорошо знал, кто такие «писатели», когда отнес роман в редакцию, и

осознает, что достоин называться мастером.

Был поэтом.

Не любил писателей.

Считал, что не достоин этого высокого звания.

105. Что несла Маргарита в руках перед встречей с Мастером?

«Отвратительные, тревожные желтые цветы»

Красную сумку.

Желтые перчатки.

Черную папку.

106. Какова судьба романа Мастера в романе «Мастер и Маргарита»?

Он сжигает его.

Продает другому издательству.

Посылает за границу.

Прячет в шкафу.

107. Какова судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита»?

Попадает в Дом скорби.

Уезжает за границу.

Назначен председателем Союза писателей.

Становится учителем в школе.

108. Кто в романе «Мастер и Маргарита» представляет нечистую силу?

Николай Иванович Босой.

Коровьев.

Степа Лиходеев.

109. Какую роль играла Маргарита на бале Сатаны?

Королева бала.

Фрейлина королевы.

Танцовщица.

110. О чем Маргарита попросила Сатану?

Чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего

ребенка. Вернуть ей возлюбленного.

В мировой литературе, именно русская литература в целом занимает значимое место. Если рассуждать о русской литературе 20 века, то именно начало столетия знаменуется как серебряный век расцвета литературы на Руси. В этом периоде происходили самые сложные для России той эпохи, существенные противоречия. В этот момент стал постепенно оживать интерес к изучению религии, которая в свою очередь и оказывала основное влияние на столь стремительное развитие русской литературы. Начались проявляться всё новые талантливые люди. Практически всех литераторов той эпохи стали тревожить вопросы о сущности добра и зла, жизни и смерти, а также внутренней природы человека.

Научные открытия, которые были сделаны в тот период, сильно пошатнули современные представления о жизни. НОВЫЕ ВЗГЯДЫ НА МИР, СТАЛИ ОПРЕДЕЛТЬ И НОВЫЕ ПОНИМАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ 20 ВЕКА. Он весьма чувствительно отличался по сравнению с видением жизни их предшественников. Это всё стало первым и основным шагом к самому глубокому кризису в сознании. Практически в каждый сложный момент жизни, человек попросту нуждается в сильном всплеске эмоций, а тем боле, если человек творческой натуры. В эти года не каждый мог просто и свободно высказывать свои переживания. Могли это делать лишь писатели да и то на бумаге, ведь она всё может стерпеть. Литература внесла огромный вклад в происходящую переоценку жизненных ценностей.

Влияние литературы 20 века на Руси довольно быстро распространялась за её пределы. Это довольно хорошо почувствовалось сразу же после окончания Октябрьской революции. Она сделала очевидным то, что русская литература 20 века оказывает поступательные влияния на сознание человека. Благодаря написанным произведениям в этом веке, за границей Руси все считали русского человека настоящим и храбрым бойцом с сильными духовными качествами самопознания. Просто гигантскими тиражами стали выходить произведения, которые написали классики русской литературы 20 века. Таким образом каждый день появлялось всё больше новых людей, которые их читали.

В этот знаменательный период расцвета русской литературы, большинство писателей той эпохи были изгнаны из страны, а некоторые добровольно решили эмигрировать, но культурное общество России и её литературная жизни с тех пор не замирала ни на секунду. Стали появляться весьма талантливые молодые писатели, которые принимали участие в Гражданской войне.

Нельзя обойти стороной творчество гениальных писателей как Есенин, Маяковский, Толстой, Платонов, а также десятки многих других писателей, чьи произведения и по сей день остаются мировой классикой и примером для подражания начинающих поэтов и писателей. Во времена Великой Отечественной Войны, в литературе всё больше стало появляться патриотизма, который взывал к народу. В них довольно ярко описывались сцены сражения русского народа с фашистскими захватчиками и оккупантами.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные