Музей изобразительных искусств им врубеля. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля. Достойной коллекции - достойное помещение

Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля - крупнейшее в Сибири художественное собрание, включающее коллекции зарубежного и русского искусства от античности до наших дней. Полотна выдающихся мастеров кисти, скульптура, оригинальная графика, гравюры, дворцовая мебель, фарфор, стекло, редкие печатные издания и другие уникальные предметы искусства хранят обширные музейные фонды.

Музей размещается в двух зданиях в центре Омска. Одно из них - бывший генерал-губернаторский дворец, построенный на левом берегу р. Оми в 1859-1862 гг. по проекту арх. Ф.Ф. Вагнера. В 1923 г. это лучшее в городе здание, решенное в благородных формах «неоренессанса», было отдано Западно-Сибирскому Краевому музею. Через год омская общественность стала свидетелем знаменательного события в культурной жизни города. Пригласительный билет сообщал: «Государственный Западно-Сибирский Краевой музей просит Вас пожаловать на открытие картинной галереи, имеющее быть в воскресенье 21-го сего декабря в 12 часов дня. Директор музея Мелехин». На втором этаже в самом большом зале, где когда-то проходили важные приемы и решались судьбы Сибири, перед изумленными зрителями предстали около 90 произведений замечательных русских художников. Об этом давно мечтала местная интеллигенция, объединившаяся в 1916 г. в «Общество художников и любителей изящных искусств Степного края». Собранные ими работы составили фонд музея при Художественно-промышленном училище (позднее техникуме) имени М.А. Врубеля, открытом в 1920 г.

История омской картинной галереи, переросшей затем в музей изобразительных искусств, похожа на судьбы других российских музеев, родившихся после октябрьской революции. Созданный в структуре Наркомпроса летом 1918 г. Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины утвердил положение о Государственном музейном фонде. Его составили национализированные художественные коллекции Москвы и Петрограда, произведения, украшавшие дворцы, особняки и имения.

Краевой музей Омска первым из сибирских музеев откликнулся на предложение Наркомпроса принять произведения искусства для организации картинной галереи. Заслуга в этом принадлежала Ф.В. Мелехину, его первому директору (1924-1929). Оказавшийся в Омске, как и многие представители русской интеллигенции в годы гражданской войны, он задался целью создать крупнейший в Сибири художественный музей на основе произведений искусства из Государственного музейного фонда.

Привезенные из Москвы осенью 1924 г. первые экспонаты из расформированного Румянцевского музея позволили в конце декабря открыть в Западно-Сибирском Краевом музее художественный отдел, называемый также картинной галереей.

В последующие годы художественное собрание продолжало пополняться. Ф.В. Мелехин часто выезжал в Москву и Ленинград для отбора произведений, и каждый раз после его командировок из Государственного музейного фонда в Омск поступали произведения всех видов и жанров, хранившиеся ранее в Зимнем и Мраморном дворцах, музее Академии художеств, в собраниях Юсуповых, Боткиных, Шуваловых, Рябушинских. Делились с молодым сибирским музеем Третьяковская галерея, Русский музей и Государственный Эрмитаж.

Известный художник и ученый Н.К. Рерих, оказавшийся в Омске летом 1926 г. во время своей знаменитой транс-гималайской экспедиции и посетивший музей, был удивлен «богатым собранием картин, умело подобранных, характеризующих течения русской школы».

В 1928 г. формирование коллекции за счет поступлений из Государственного музейного фонда было закончено в связи с его ликвидацией. За прошедшие годы музей сформировал значительное собрание: в 1927 г. в его составе насчитывалось 2555 экспонатов. Щедрым на новые поступления оказался 1932 г. В связи с закрытием Художественно-промышленного техникума имени М.А. Врубеля фонды его музея были переданы в художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея. Так появились в нем картины Э. Дюбюфа, А. Явленского, В. Кандинского, Д. Бурлюка, а также разнообразная и богатая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства: китайский фарфор и фаянс, изделия из камня, художественный металл. В том же году Третьяковская галерея передала в музей живописные и графические произведения. Среди них «Парис на балу» А. Экстер, «Жатва» Н. Гончаровой, «Цирковая танцовщица» М. Ларионова. В последующем из московской сокровищницы поступили «Голова монаха» В. Сурикова, пейзажи представителей «Союза русских художников», портреты И. Макарова. В 1930-е гг. собрание художественного отдела являлось самым значительным в Западной Сибири – 4230 экспонатов.

В 1940 г. художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея обрел самостоятельность и стал именоваться Омским государственным музеем изобразительных искусств (с 1954 г. – Омский областной музей изобразительных искусств). Его экспозиция, занимавшая уже весь второй этаж, отличалась разнообразием и обилием экспонатов. В два и даже в три яруса висели, отражаясь в зеркалах, картины в золоченых рамах, теснилась дворцовая мебель, уставленная бронзовыми канделябрами и часами, многочисленные витрины изобиловали мейсенским и китайским фарфором. Благодаря подвижнической деятельности одного из старейших сотрудников музея А.Н. Гонтаренко, знавшей многих художников или их потомков, в коллекции оказались работы Р. Фалька, А. Лентулова, М. Волошина, Л. Бруни, З. Серебряковой, Н. Войтинской, А. Осмеркина, А. Фонвизина. Тесные контакты с московскими и петербургскими коллекционерами отличали деятельность музея особенно в последние два десятилетия. Из коллекции собирателя Ю.В. Невзорова поступили в музей «Портрет поручика лейб-гвардии офицера Измайловского полка Д.С. Квашнина-Самарина» А. Смирнова и «Рожь» А. Мещерского, от Г.П. Белякова рисункиФ. Малявина, из собрания академика Е.М. Лавренко более трех тысяч произведений гравюры, оригинальной графики, живописи, уникальные книги по искусству и т.д. В настоящее время собрание музея насчитывает около 25 тыс. единиц хранения.

В 1996 г. музею было передано еще одно здание, расположенное в центре города - бывший Торговый корпус, возведенный в 1914 г. по проекту арх. А.Д. Крячкова.

С 1995 г. музея, экспонирующий единственное в Сибири живописное произведение Михаила Александровича Врубеля - триптих «Цветы» (1894) - носит имя знаменитого русского художника, родившегося в Омске в 1856 г.

Фото: Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Фото и описание

Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля в городе Омске – это крупнейшее художественное собрание на территории Сибири, включающее обширные коллекции русского и зарубежного искусства от античных времен до современности.

Омский музей был основан в декабре 1924 г.. В это время в бывшем Генерал-губернаторском дворце, благодаря инициативе первого руководителя музея Мелёхина Ф.В., состоялось открытие картинной галереи при Западно-Сибирском краевом музее. Галерея была создана на основе доставленных из Москвы экспонатов из расформированного Румянцевского музея. В последующие годы собрание регулярно пополнялось новыми произведениями. Ф. В. Мелёхин лично выезжал в Ленинград и Москву для отбора лучших произведений всех видов и жанров.

С 1950 г. по 1955 г. коллекции Омского музея изобразительных искусств значительно увеличились, особенно это коснулось работ советских мастеров. В 1955 г. и в 1962 г. из фондов Государственной Третьяковской галереи музею было передано более 100 произведений скульптуры, живописи, графики и прикладного искусства. В 1995 г. музею, экспонирующему единственное на территории Сибири живописное произведение М. Врубеля – триптих «Цветы», присвоили имя этого известного русского художника.

На сегодняшний день в музее имени М. Врубеля представлено самое крупное собрание в Сибири. Всего в фондах музея насчитывается около 26 тысяч единиц хранения. Музей размещается в двух зданиях: Генерал-губернаторском дворце, построенном в 1862 г. по проекту архитектора Ф.Ф. Вагнера, и Городском торговом корпусе, возведенном в 1914 г. согласно проекту, разработанному архитектором А.Д. Крячковым (сегодня Врубелевский корпус музея).

Коллекция произведений западноевропейского искусства представлена полотнами мастеров Англии, Франции, Италии, Испании, Фландрии, Германии, Голландии и Австрии XVI - XIX ст. Собрание иконописи XVII ст.- начала XX ст. характеризуются иконами, выполненными в Сибири, европейской части России и на Урале. Русское искусство XVIII ст. - начала XX ст. включает картины Айвазовского И., Верещагина В., Венецианова А., Воробьева М., Шишкина И., Репина И., Боголюбова А., Коровина К., Васильева Ф., Поленова В., Серова В., Нестерова М., Борисова-Мусатова В. и др. Особым интересом у посетителей музея пользуется удивительная коллекция декоративно-прикладного искусства с памятниками древнего искусства.

Непонятный набор слов без падежей и предлогов «Врубель, музей, Омск» говорит о том, что автор что-то слышал об их возможном сочетании, но что конкретно, не знает сам. То ли Врубель родился в Омске, то ли его полотна находятся в местном музее, то ли он сам его создал... Давайте расставим все точки над и.

Место Омска в Российской истории

Михаил Юрьевич Врубель действительно родился в Омске в 1856 году. Поэтому вполне естественно, что городской музей назван его именем, хотя произошло это спустя 14 лет после смерти художника, в 1910 году.

Каждая из составных частей фразы «Врубель, музей, Омск» заслуживает отдельного достойного рассказа, но статья посвящена музею, который является крупнейшим в Западной Сибири, и полностью соответствует значению города, бывшего одно время столицей Белой России. В царские времена Омск был единственным за Уралом городом, которому разрешалось в особо торжественные дни поднимать флаг и устраивать салют. Такое право на территории всей громадной Российской империи имели только Петербург, Москва, Варшава и Тифлис.

История возникновения музея

Губернаторский дворец полностью соответствовал рангу города, столице Сибирского казачьего войска. В нем стараниями замечательного директора В. Ф. Мелехина и был создан сначала художественный отдел, а позднее музей, поступления произведений живописи в который начались в 1924 году. То есть слова «Врубель», «музей», «Омск» расшифровывается следующим образом: в большом западносибирском областном центре Российской Федерации существует крупный замечательный музей изобразительного искусства, названный в честь уроженца города - великого художника Михаила Юрьевича Врубеля, неповторимого и уникального, авторство произведений которого узнается с первого взгляда.

В Сибири музеев должно быть больше

В европейской части России есть церкви (Владимирский собор), стены которых расписывал этот художник. Есть музеи с мировыми именами, где выставлены его картины. В Сибири этого нет. Стоит оговориться, что есть Интернет, и при желании можно увидеть все работы мастера. Но реальное посещение музея - это нечто иное, это прямая сопричастность к автору. Музеи необходимы, и они будут существовать всегда.

Исследуемую фразу «Врубель, музей, Омск» можно и нужно рассматривать как адрес единственного за Уралом места, в котором находятся произведения гениального художника. Музей обладает триптихом «Цветы», состоящим из монументально-декоративных панно - «Желтые розы», «Хризантемы» (центральная часть) и «Розы и лилии».

Достойной коллекции - достойное помещение

Под охраной государства, как памятник архитектуры, находится здание, в котором изначально располагался музей имени Врубеля. Омск не может похвастаться хотя бы еще одним таким же. Выстроенное по специальному проекту архитектора Ф. Вагнера в 1862 году, оно сохранилось в первоначальном виде до наших дней. Когда художественный отдел Западносибирского Краевого музея, расположившегося в здании бывшего генерал-губернатора, выделился в самостоятельную единицу, ему было передано здание Городского Торгового корпуса, которое тоже является архитектурным памятником, но уже начала XX века. Таким образом, серьезная и обширная коллекция живописи, скульптуры и графики находится в достойном месте. Музейные экземпляры представляют собой все направления и школы мировой живописи. Благодаря стараниям первого директора музея Ф. В. Мелехина, экспозиция пополнялась из частных и лучших коллекций музеев России. Здесь есть подлинные шедевры как отечественных, так и зарубежных художников. Знаменитый портрет писателя в красной рубахе работы Ильи Репина находится по адресу: Музей Врубеля, Омск. Выставки, проводимые здесь регулярно, заслуживают отдельных слов. Только перечень проведенных в последнее время вернисажей говорит сам за себя: «Весеннее пробуждение», «Хрустальный дворец», «Иван Шишкин».

Прекрасная ознакомительная акция

Акция «Ночь музеев» впервые была проведена в Берлине в 1997 году. Смысл ее состоит в том, чтобы познакомить с мировыми шедеврами как можно большее количество людей. Возможность посетить музей бесплатно была первой приманкой; теперь прекрасные шоу, сопровождающие акцию, способны сами приносить прибыль, потому что количество посетителей увеличивается год от года. Радость общения сама по себе может доставить удовольствие. Этого праздника ждут - в 2009 году 2300 музеев по всему миру открыли свои двери для посетителей. В ночь на 17 мая силами музея имени Врубеля в Омске была проведена прекрасная арт-мистерия «Изумрудный город».

, официальный сайт www.vrubel.ru

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14

Организации партнеры:
Государственный Эрмитаж - M106
Государственный Русский музей - M117
Государственный областной художественный музей "Либеров-центр" - M2908

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Музей благодарит за бескорыстную помощь и поддержку наших меценатов, спонсоров и партнеров: ООО "Итал инжениринг Интернешнл", ООО "Холдинговая компания "Акция"", Омское отделение Сбербанка России, Научно-производственное объединение "Мир", ЗАО "Группа компании "Титан", ООО Торговая компания "Альварт", Омское отделение Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Немецкий культурный центр имени Гёте, Гуманитарный проект Ивана Полякова, ОАО "Альфа-банк", ОАО "ОТП Банк", Группу компаний "Современные технологии безопасности", торговую компанию "Дом мебели. Уют", ООО "Кантанелло", ИП Драчук Ю.А., торговую компанию "Вес-Трэйд", торговый дом "Канцелярские товары", торговую галерею "Сибирская Пирамида", магазин "Художественные материалы", ОАО "Детский мир - центр", МОУ "Монтессори-центр", ЗАО "Омскбланкиздат - Золотой тираж"; выражает особую благодарность депутату Государственной Думы РФ, вице-президенту Всероссийского общества слепых О.Н. Смолину и руководителю федерального проекта "ПАРК: промышленно-аграрные региональные кластеры" М.А. Сутягинскому, а также Е.О. Грефу, М.М. Кальченко, А.А. Никитенко, В.В. Титареву

Единиц хранения:
29103, из них 26404 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Графическая серия "Жизнь и обычаи айнов" японского художника Бёдзана Хирасавы (1822-1866) - 12 ед. хр.
Русский авангард - 30 ед. хр., в т.ч. живописные полотна А.Г. Явленского (1864-1941) - 9 ед. хр.
Изделия фирмы Фаберже - 18 предметов и один футляр
Изделия из драгоценных металлов скифо-сибирского мира - 1400 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля".

Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых нужна помощь сторонних организаций и фондов: инвестиционные проекты, фандрайзинг.

Copyright (c) 1996-2019 Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные