Музей щусева лекции. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. а.в. щусева. Адрес, часы работы и стоимость посещения
Должна ли архитектура музея быть заметной или она является лишь декорацией для экспонатов? Здания центров современного искусства, построенные в последнее десятилетие, дают очевидный ответ на этот вопрос. Вдохновленная так называемым «эффектом Бильбао» архитектура музеев становится все более притягательной для любителей искусства и для туристов. Таким образом, музей, как культурная институция и как памятник архитектуры, становится ключевым компонентом городских, региональных или даже национальных преобразований и важным фактором экономического развития.
Музеи XXI века максимально соответствуют идее непрерывного развития и роста, включая в себя не только выставочные пространства и административный блок, но и библиотеку, аудитории для проведения лекций и показа фильмов, оснащенные по последнему слову техники хранилища и мастерские, специальные грузовые лифты, не говоря уже о ресторане и сувенирном магазине.
Примером успешной интеграции здания в городское пространство является здание MAXXI - Музея искусств XXI века (Рим, Италия), который стал новым центром квартала Фламиньо. Автор проекта - английский архитектор иранского происхождения Заха Хадид, которая позиционировала «музей не как объект-контейнер, но как городской кампус искусств».
Идея, лежащая в основе архитектуры MAXXI, смелая и оригинальная: галереи рождаются из пересечений потоков линий и узловых точек. Непрерывность пространства, без лишних стен и разделений, делает его подходящим местом для любых выставок. Ключевые элементы здания «читаются» уже в атриуме: бетонные кривые стены, подвесные черные лестницы, прозрачные потолки, через которые проникает естественный свет. По словам Захи Хадид, эти элементы создают «новый вид текучей пространственности, имеющей множество точек обозрения, призванной олицетворять хаотичное течение жизни современного человека».
Архитектура MAXXI бросает вызов нашему представлению о традиционном выставочном пространстве, являясь тем местом, где искусство воспринимается по-новому.
Одним из наиболее значительных решений современной архитектуры является новый «Музей Акрополя», созданный с целью разместить находки из раскопок на холме Акрополя и у его подножия.
Здание, спроектированное архитектором Бернаром Чуми в сотрудничестве с Михалисом Фотиадисом, является памятником современной архитектуры, при этом в нем сохраняются и экспонируются произведения древнегреческого искусства. Современные материалы - стекло и бетон, использованные при строительстве, обеспечивают зрительный контакт с памятниками Акрополя, открывая панорамный вид на исторические холмы и современные Афины. Одним из смысловых центров здания является «Зал Парфенона», своей конструкцией повторяющий целлу Парфенона и вмещающий фриз храма.
Совсем недавно открывшееся новое здание центра современного искусства «Гараж» в Москве - первый пример новой музейной архитектуры в России. Архитектор Рэм Колхас и бюро «ОМА» провели реконструкцию построенного в 1960-е годы ресторана «Времена года», сохранив элементы советского модерна.
При этом здание соответствует всем запросам центра современного искусства: прямоугольные трансформируемые пространства, которые могут быть использованы для разных видов деятельности. По словам Колхаса, «музей входит в пространство парка Горького и является его продолжением: территория парка и пол музея находятся на одном уровне. Нам было интересно работать с парком как с частью Москвы. Он очень популярен, в нем много посетителей, и это хорошо для музея».
Еще один крупный проект, который, несомненно, изменит культурное пространство российской столицы, был анонсирован в октябре 2015 года известным итальянским архитектором Ренцо Пьяно. Его архитектурное бюро работает над созданием выставочного пространства для Фонда V-A-C, которое появится на территории бывшей электростанции ГЭС-2.
Проект находится в стадии согласования, но некоторые цифры уже заявлены: новое пространство должно быть достроено к 2018 году, его общая площадь составит 31 000 кв. м, экспозиционные площади - 9 000 кв. м, а количество посетителей - 750 тысяч человек в год.
Путеводитель по архитектурным стилямВ 1845 году дом Талызина купило Министерство финансов, и в здании разместились Московское уездное казначейство и Московская казенная палата. А в конце XIX века надстроили третьим этажом боковые части главного дома.
В 1920 году в особняк на Воздвиженке въехал Секретариат ЦК РКП(б). Здесь устроили кабинеты Сталина, Молотова и Куйбышева. Потом в здании были Госплан СССР и Министерство юстиции. А в 1930 году в бывшей усадьбе Талызина устроили общежитие.
В доме Талызина сейчас размещается музей архитектуры имени А.В. Щусева (назван в честь его первого директора). Он открылся в 1934 году и стал первым подобным музеем в Европе.
Сначала архитектурный музей располагался в Донском монастыре. Туда свозили фрагменты разрушенных зданий, а основная экспозиция разместилась прямо в Большом Соборе. Коллекция музея иллюстрировала историю архитектуры с древнейших времен до современности. Были и настоящие шедевры, например, новозеландские хижины и модель Василия Баженова.
В 1946 году музей под руководством Щусева переехал в здание на Воздвиженке, а сама усадьба стала экспонатом. Тогда же музейный фонд пополнился произведениями советской архитектуры и предметами из личных коллекций Щусева.
Но сейчас из 1 млн экспонатов для посетителей доступна лишь малая часть: в 1991 году Донской монастырь вернули Церкви, и коллекции музея архитектуры пришлось спешно вывозить. Экспозиционные площади новые власти не предоставили, а здание музея сильно деформировалось из-за строительства под усадьбой Филевской линии метро.
Сейчас ансамбль усадьбы Талызина реставрируется. Уже восстановлен пострадавший от пожара 1990-х годов флигель «Руина». Сначала в нем были каретный сарай и конюшня, затем - казенная палата. Флигель чудом не снесли при строительстве метро, так как фактически поезда идут под его полом. А сейчас в «Руине» новое выставочное пространство музея архитектуры.
Говорят, что...
...в день дворцового переворота Екатерина II предстала перед гвардейцами в мундире с чужого плеча. Появиться в дамском платье было нельзя, а своего мундира у императрицы не было. Вот и пришлось одолжить его у подпоручика Семеновского полка Александра Талызина. Потом этот мундир, украшенный Андреевской звездой, вернулся хозяину.
...именно в здании усадьбы Талызина Лев Толстой поселил Пьера Безухова из романа «Война и мир» .
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева - музей и научный центр по изучению и популяризации архитектурного наследия. Варианты сокращённого наименования - ГНИМА, МУАР, МА .
Основными направлениями деятельности музея являются научные исследования, коллекционная работа, содействие реставрации памятников архитектуры , организация выставок. В структуру музея входят научные отделы хранения фондов, научная библиотека, архив, реставрационные мастерские, фототека, отдел популяризации архитектуры, отдел развития.
Коллекции музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и включают более одного миллиона единиц хранения.
Музей имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 24 января 1995 года).
В разное время директорами музея были такие известные деятели, как А. В. Щусев , В. И. Балдин , В. И. Резвин , Д. А. Саркисян , И. М. Коробьина . В марте 2017 года по результатам конкурса концепций развития Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева Министерство культуры Российской Федерации назначило на должность директора старшего научного сотрудника музея Елизавету Лихачеву .
Энциклопедичный YouTube
1 / 4
✪ Государственный музей архитектуры имени Алексея Щусева
✪ Каменная штукатурка в музее им Щусева, съёмка 2 (Познавательное ТВ)
✪ Высотки Москвы
✪ Каменная штукатурка в музее им Щусева, съёмка 4 (Познавательное ТВ)
Субтитры
История музея
- 1934 год
Идея создания музея архитектуры родилась в России ещё в конце XIX в. под влиянием возросшего интереса к национальному наследию. Материал, накопленный различными учреждениями и музеями в XIX в. в процессе исследования и реставрации памятников архитектуры, нуждался в обобщении. Возникла потребность в научно-просветительском центре более высокого уровня и нового типа - в музее архитектуры. Музей был учрежден 1 января 1934 г. , одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР, подразделением которой он являлся. В нём работали крупнейшие отечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В 1935 г. ему были переданы территория и постройки Донского монастыря . Основная экспозиция разместилась в Большом соборе. Внутри монастырских стен под открытым небом установили художественные фрагменты разрушенных памятников, спасенные сотрудниками музея, и ставшие частью коллекции. Объектом музейного собирания и показа была заявлена мировая архитектура от древних времен до XIX в. включительно. Фонды музея объединяли материалы по русской архитектуре, составлявшие большую часть собрания, с материалами по европейскому, византийскому , ближневосточному зодчеству. Имелись даже такие экзотические экспонаты, как образцы-макеты новозеландских хижин и индокитайских свайных жилищ. Ключевым предметом показа были сами сооружения монастыря и сохранившийся некрополь XVIII-XIX вв.
- 1946 год .
Лекторий
Лекторий Музея архитектуры был создан одновременно с Музеем Академии архитектуры СССР в 1934 году . В первые годы своего существования лекторий был выездным: ведущие специалисты в области архитектуры вели просветительскую деятельность, выступая на заводах и фабриках. Во время Великой Отечественной войны лекторий не прекращал свою работу. 1 января 1964 г . был создан Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, объединивший Музей Академии архитектуры СССР, располагавшийся на территории Донского монастыря, и Республиканский музей русской архитектуры, находившейся в усадьбе Талызиных на ул. Воздвиженка . В это время лекторий обретает свой постоянный зал в стенах главного здания усадьбы. Основной направленностью работы лектория становится освещение исторического процесса развития русской архитектуры. В это время лекции читают такие именитые архитекторы как Михаил Васильевич Посохин , Константин Степанович Мельников и другие.
В середине 1990-х, в связи с передачей Донского монастыря РПЦ , фонды музея в срочном порядке перевозятся в главное здание усадьбы Талызиных. Лекционный зал также был отдан под размещение фондов. В связи с отсутствием помещения, лекции проводятся раз в неделю, среди экспозиции в Анфиладе главного здания.
Архитектурные экскурсии
Музей проводит регулярные экскурсии как по экспозициям и музейному комплексу, так и по улицам Москвы. В числе экскурсий, пользующихся неизменным успехом: «Архитектурный авангард в арбатских переулках»; «Архитектурные стили Москвы»; «Улица Тверская и сталинский генплан»; «Новая архитектура Москвы. Остоженка»; «Московский архитектор Федор Шехтель»; «Первая очередь метрополитена. От Сокольников до Парка…» и др. Тематика экскурсионной программы постоянно расширяется. Ознакомиться с программой и расписанием экскурсий можно на сайте музея.
Критика
Исследователь архитектуры Д. С. Хмельницкий
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева обновилсвою виртуальную экспозицию. Проект реализован Министерством культуры Российской Федерации и порталом «Культура.РФ». Познакомиться с богатейшим наследием первого в мире специализированного музея архитектурыможно на сайтеи с помощью одноименного мобильного приложения.
Контент обновленного приложения переведен на шесть языков: к русской и английской версии добавлены китайская, французская, немецкая и испанская. Прошлая версия приложения стала популярна не только в России, но и за рубежом, именно поэтому проект совершил следующий шаг к расширению своей аудитории.
Обновленный виртуальный музей Щусева призван сделать знания о русской архитектуре доступнее для миллионов пользователей по всему миру. Только здесь впервые представлены в 3D нереализованные идеи великих архитекторов. Виртуальный музей архитектуры позволяет увидеть объекты, которых уже нет или существовавших лишь в замыслах творцов.
- Как выглядел шедевр древнерусского зодчества - Чудов монастырь?
- Почему великому зодчему Баженову не удалось реализовать проект по строительству Большого Кремлевского дворца и зачем снесли часть Кремлевской стены?
- Какие иностранные архитекторы учувствовали в конкурсе на здание Дворца Советов, возведение которого, обещало стать стройкой века?
Здесь можно найти ответы на эти и многие другие вопросы, а также рассмотреть детали архитектурных шедевров своими глазами, находясь в любой точке мира.
Новая версия мобильного приложения совместима с несколькими распространенными шлемами виртуальной реальности - Googlecardboard и cardboard-совместимые, SamsunggearVR.
Вадим Ваньков, Советник Министра культуры Российской Федерации :
Обновленный виртуальный музей архитектуры - пример того, как современные технологии делают знания доступнее. Этот проект намного шире, чем просто сайт музея - его можно расценивать и как онлайн-площадку, расширяющую наши знания об архитектуре. Особенно я хочу выделить раздел «Спецпроекты» и мобильное приложение. Пользователи могут оказаться внутри величественных шедевров архитектуры, которые или не были воплощены в жизнь, или бесследно исчезли. Наш проект позволяет восполнить эти знания, выбрав любую удобную форму - краткую видеоэкскурсию или самостоятельный 3D-тур, в том числе доступный пользователям, набирающих популярность приложений виртуальной реальности
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева - далеко не единственная площадка, которая обрела свою онлайн-версию.На данный момент» более 200 виртуальных музеев собраны на портале Культура.РФ
Справка:
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева - музей и научный центр по изучению и популяризации архитектурного наследия. Музей основан в 1934 году и носит имя своего основателя и первого директора, выдающегося русского и советского архитектора А.В. Щусева.
Основными направлениями деятельности музея являются научные исследования, коллекционная работа, содействие реставрации памятников архитектуры, организация выставок. В структуру музея входят научные отделы хранения фондов, научная библиотека, архив, реставрационные мастерские, фототека, отдел популяризации архитектуры, отдел развития. Коллекции музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и включают более одного миллиона единиц хранения. Музей имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 24 января 1995 года).
Музей архитектуры им.А.В. Щусева - выставочное пространство, сочетающее в себе традиции и современные технологии. Так, например, проект онлайн-музея http://vma.muar.ru/ , представлен и на самой площадке, в качестве виртуальной экспозиции “Коридор времени", где каждый посетитель может ознакомиться с историей русской архитектуры, стать участником экскурсий по разным эпохам или самостоятельно поработать с уникальными музейными материалами, представленными в Виртуальном музее архитектуры.