Неорусский стиль в архитектуре 20 века. Неорусский стиль • Русская Антикварная Галерея. Как оформить свой дом в неорусском стиле

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ

Псевдорусский стиль , как проявление историзма в России, наиболее явственно проявил себя в русской архитектуре середины XIX - начала ХХ века.
Часто псевдорусский стиль называют также "неорусским" или "русско-византийским" стялями, что объясняется заимствованием им архитектурных форм как древнерусского, так и византийского зодчества.

Дом Игумнова на Большой Якиманке в Москве
(арх. Н. Поздеев, 1888 - 1895 гг.):

В середине XIX века наиболее интересные здания, построенные в псевдорусском стиле, принадлежат авторству архитектора К. А. Тона .


Большой Кремлевский дворец (1838 - 1849 гг.):

Боголюбский собор (1866 г.):

Храм Христа Спасителя (1839 - 1860 гг.; внутренняя отделка продолжалась до 1883 г.):

К сожалению, большинство культовых сооружений К. А. Тона постигла та же судьба, что и взорванный в 1931 году храм Христа Спасителя. Вот только восстановлены они не были. Например, Введенская церковь лейб-гвардии Семеновского полка, Преображенская церковь Гренадерского полка и многие другие.

Наряду с К. А. Тоном первопроходцем псевдорусского стиля был архитектор А. М. Горностаев . Его авторству принадлежит крупнейший православный храм в Северной Европе - Успенский собор в Хельсинки:

В конце XIX века копирование декоративных мотивов русской архитектуры XVI - XVII веков достигает своего апогея. Если вы видите "пузатые" колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные кровли, фрески с растительными элементами, многоцветные изразцы, то перед вами именно псевдорусская архитектура.

Наиболее характерными зданиями, построенными в этом стиле, являются:

Здание Верхних торговых рядов,
построенное А. Н. Померанцевым в 1890 - 1893 гг.:

Исторический музей на Красной площади в Москве
(В. О. Шервуд,1875 - 1881 гг.):

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Петербурге
(А. А. Парланд, 1883 - 1907 гг.):

Однако стиль эклектики в России представлен далеко не одним только псевдорусским стилем. Для примера можно привести построенную в неоготическом стиле в 1837 - 1839 годах архитектором М. Д. Быковским усадьбу в подмосковном селе Марфино:

Необарочный дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте
рядом с Аничковым мостом
(А. И. Штакеншнейдер, 1847 - 1848 гг.):

Построенный в 1898 - 1912 гг. архитектором Р. И. Клейном
в неоклассическом стиле Музей изящных искусств:

Здание универсального магазина "Мюр и Мерилиз" на Петровке,
построенное Р. И. Клейном в неоготическом стиле (английская готика)
в 1900 - 1908 гг.:

Церковное строительство, образцом которого является архитектура Древней или Московской Руси - целая эпоха в формировании внешнего облика Петербурга. Эпоха, во многом забытая или утерянная. Постройки «неорусского стиля» уничтожались в ХХ веке более других. Как появились эти церкви, как повлияли на современный облик города и как исчезли - сегодняшний наш рассказ.

В середине XIX века русское общественное самосознание переживало важный этап, можно даже сказать - перелом. Возник интерес ко всему русскому, традиционному, и прежде всего к русской традиционной культуре. Раньше, за редким исключением, никто не видел особой ценности в традициях, сказках, костюме, обычаях, теремах и избах. Знаменитый спор «западников» и «славянофилов» повернул общественное мнение к народной русской культуре, к традициям, к прошлому.

Кстати, подобные искания властью далеко не всегда одобрялись. Но, однако, еще в царствование Николая I строительство храмов с использованием элементов традиционной русской архитектуры развернулось очень широко. Самыми известными были работы К.А. Тона.

Вообще для середины - второй половины XIX века характерна концепция «умного выбора» стиля здания. Во многом таким «умным выбором» стал и неорусский стиль - он отражал стремление власти повернуть общественное мнение к традиционным ценностям.

Самые крупные работы Константина Тона в Петербурге - Введенский собор лейб-гвардии Семеновского полка - напротив Витебского вокзала, Благовещенский собор лейб-гвардии Конного полка - на Благовещенской площади (ныне площадь Труда; фото 1913 года). Очень быстро выработался канон подобных церквей - это шатрового типа главный купол с небольшой главкой наверху, иногда с подобной же шатровой колокольней. Были выпущены типовые проекты, которые стали широко использоваться при строительстве по всей стране, особенно в случае неких «казенных надобностей» - например, строительства церквей при больницах, в расположении полков.

Да и в простом городке или небольшом селении проще дешевле и верноподданней было построить церковь по типовому проекту, чем пытаться создавать что-то оригинальное. Занимаясь историей северо-запада России, автор неоднократно сталкивался с ситуацией, при которой попытка выяснить, что же за церковь стояла в том или ином населенном пункте приводила к одному и тому же типовому проекту в архиве. Иногда с типовыми проектами происходили забавные казусы: в Красносельских военных лагерях было две пары церквей, построенных по двум типовым армейским проектам.

«Дежурный», «типовой» характер построек сформировал в среде искусствоведов в целом негативное отношение к этому стилю, получившему название «псевдорусский». Это отношение отчасти способствовало тому, что в годы большевистских гонений в первую очередь страдали именно эти храмы, они разрушались «как не имевшие художественной ценности».

Но среди целого ряда действительно малооригинальных построек были и своеобразные шедевры. Самым ярким и известным, конечно, стал Спас на Крови (фото С.М. Прокудина-Горского, 1905 - 1910). Очень характерно для того времени был проведен конкурс на лучший проект - вариант архитектора Парланда был принят, в частности потому, что его соавтор, архимандрит Игнатий, настоятель Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне, якобы увидел его то ли во сн. то ли в момент духовного озарения.

Образ храма был явно навеян московской церковной архитектурой - конечно, образцом послужил храм Покрова на Рву. И, может быть, в другом контексте храм бы смотрелся органично, но в строгом и геометрически выверенном центре Петербурга он до сих пор бросается в глаза. Несимметричность расположения постройки (изначальным требованием было возведение ее строго над местом убийства императора Александра II) общий диссонанс усиливает.

Впрочем, с годами собор стал совершенно неотъемлемой частью петербургского пейзажа. Вторым значимым объектом стал собор Петра и Павла в Петергофе. Построенный по проекту архитектора Султанова, он так же ярко выделяется и так же перекликается с московскими соборами. Для него, как и для Спаса на крови, характерно обилие архитектурных деталей, декора, составляющего, как из мозаики, общий облик постройки.

В начале ХХ века стало формироваться новое течение, как часть стиля модерн - обращение к традициям псковской и новгородской храмовой архитектуры. Одним из ярких представителей этого направления стал Спас на Водах А.М. Перетятковича (фото первой четверти XX века) - храм, построенный недалеко от Адмиралтейских верфей в память о моряках, погибших в Цусимском сражении. Необычным переосмыслением древнерусской и московской архитектуры стала церковь Алексея митрополита московского в Тайцах.

Пересматривая каталоги, все время встречаешь рядом со старой фотографией церкви подпись «разрушена в 30-х», «взорвана в 60-х годах ХХ века». Большевистские власти объявили форменную войну неорусским храмам. Храмы не только объединяли вокруг себя общины верующих. В городе, ограниченном по высоте правилами застройки, они выполняли важную градостроительную функцию высотных доминант. И, уничтожая их, правители города разрушали сложную, тонкую ткань, объединявшую исторический центр в единое целое. Своеобразными «выбитыми зубами» бросаются до сих пор в глаза места храмов у Витебского вокзала, на площади Труда и во множестве других мест. Ансамбль выстроен так, чтобы храм тут был, а его нет. Война с храмами обернулась и культурной и градостроительной катастрофой.

Когда в начале XXI века общество стало активно разворачиваться в сторону православия, началось и церковное строительство. Начали воссоздаваться уничтоженные храмы - и это, несомненно, своеобразный долг общества - вернуть городу его потери. Стали строиться и новые храмы: на Юго-Западе, в Шушарах, на Московском шоссе и во множестве других мест. И, за редчайшим исключением, строители и архитекторы ориентируются именно на образцы неорусского стиля.

С одной стороны - такое строительство отрадно. В плане архитектуры новые районы новостроек (и особенно - новостроек 60-х - 80-х годов) мертвы и бездушны. И появление храмов безусловно оживляет унылый пейзаж. Но с другой - единственным возможным решением остается тот же самый неорусский стиль, с минимумом отступлений от канона.

Хочется заметить, что Петербург дает множество примеров строительства православных храмов с совершенно различным обликом. Готические храмы Александрии, классические Казанский и Исаакиевский соборы, нестандартные «Кулич и Пасха». Но сейчас никакое разнообразие не приветствуется. Вот и вырастают в новых районах здания, очень сильно похожие и друг на друга и на официальную храмовую архитектуру второй половины XIX века.

Есть и еще одна проблема - несоразмерность масштабов строительства. Петербург знаменит своей ансамблевой застройкой. Грандиозные жилые здания подавляют обычно небольшие храмовые постройки, загораживают, заслоняют от света. Искусство сочетать храмы и окружающую застройку утеряно. Храмы перестают быть архитектурными доминантами, их заменяют небоскребы.

Искусству постройки храмов архитекторам приходиться учиться заново: традиция была прервана в 20-е годы ХХ века. Надеемся, что ближайшее будущее даст нам новые примеры формирования гармоничных архитектурных ансамблей, важное место в которых займут и храмы.

Псевдорусский стиль зародился в первой половине XIX в. Данное понятие включает в себя ряд направлений, которые зародились в Европе и России в XIX-XX вв. Он базировался на основных элементах зодчества, которые были распространены в Древней Руси, и византийских, очень грамотно вписанных в общую картину зданиях.

Понятие

Русский стиль начал свое существование в период усиленного внимания общества к архитектуре своего государства. Приблизительно тогда же начинают формироваться его основные отличительные черты, характерные исключительно для него. Они определяют не только внешний облик сооружений, сделанных в этом стиле, но и многие технические архитектурные аспекты.

В рамках псевдорусского стиля существует несколько течений, различия между которыми несведущему человеку могут быть не видны, но профессионал заметит их невооруженным глазом. В основу каждого из них положен определенный элемент или несколько, которые определяют общие, единые правила для всего архитектурного течения.

Псевдорусский стиль. Черты

Основной чертой этого стиля является грамотное сочетание русской архитектуры с иными стилями, например, романтизмом, или даже модерном.

Красный, белый и бежевый - вот три цвета, которые часто встречаются в архитектуре.

В русском стиле сочетаются вертикальные и горизонтальные строгие линии с изящными изгибами бочковидной формы.

В зданиях часто встречаются множество объемных элементов разных размеров.

В русском стиле встречаются три вида крыш - это шатровые, двускатные и бочечные. Все они обязательно будут украшены различными объемными элементами, например, петушками, колоннами и другими.

История возникновения и развития

Возникновение этого стиля в искусстве, а, прежде всего, в архитектуре совпало по времени с возрастающим интересом всех европейских народов к своей национальной культуре и направлениям в искусстве.

В числе первых подстилей, возникших в рамках псевдорусского стиля, можно назвать русско-византийский, который стал выделяться приблизительно во второй четверти XIX века. Он применялся в первую очередь при сооружении православных церквей.

Этому стилю присущи элементы как исконно русского зодчества, так и классического византийского архитектурного стиля.

Несмотря на свою относительную популярность среди архитекторов того времени, псевдорусский стиль не был единственным, существовавшим и применявшимся тогда. Он параллельно сосуществовал и с другими течениями, такими как романтизм, классицизм, сентиментализм и т.д.

Помимо русско-византийского, в рамках псевдорусского стиля развивались и некоторые другие течения, которые имели несколько меньшее значение для отечественной архитектуры. Лишь спустя несколько десятилетий это направление стало проникать практически во все слои общества.

Псевдорусский стиль в архитектуре конца XIX века

К концу XIX века этот стиль стал уже настолько востребованным, что его стали применять не только при строительстве важных государственных, религиозных и других крупных, дорогостоящих зданий.

Во многом благодаря движению народников и других сходных идей, многие простые сельские жители, причем не только зажиточные, стали строить дома в псевдорусском стиле или с применением его элементов.

Развитие и его массовая популяризация привели к тому, что люди начали практически полностью копировать русские дома XVII века. Особенный интерес в 70-е гг. XIX века уделялся крестьянским домам.

Дальнейшее развитие

На рубеже XIX-XX веков псевдорусский стиль стал претерпевать некоторые изменения, благодаря чему появилось новое направление в архитектуре, основанное на народном русском зодчестве. Этот новоявленный стиль стали именовать "неорусским".

В основу его были положены характерные черты старой новгородской и псковской архитектуры, а также зодчества других северных городов Руси. На многие сооружения, созданные в этом стиле, было оказано большое влияние со стороны северного модерна.

Наиболее часто применялся он при сооружении храмов и церквей. Среди самых известных архитекторов, работавших в этом направлении, можно выделить В. Покровского, А. Аплаксина, Г. Гримма.

Эксперты отмечают, что неорусский стиль, в отличие от псевдорусского, ближе к модерну, чем к эклектике, что значительно их разнит.

Храмовые постройки

Как уже говорилось выше, псевдорусский стиль характерен для религиозных сооружений. Поэтому и сегодня он наиболее ярко представлен именно храмовыми и церковными постройками. Именно в православном зодчестве лучше всего продемонстрирован псевдорусский стиль. Храмы, созданные по его правилам, отличаются какой-то особенной притягательностью, аутентичностью и духовностью.

Наиболее яркими примерами сооружений можно назвать: храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и другие. Также можно выделить здание Исторического музея, церковь Спаса Нерукотворного Образа и многие другие.

Многие архитектурные сооружения, относящиеся к этому направлению в искусстве и архитектуре, сегодня считаются достоянием отечественной архитектуры. Они создают "лицо" городам и населенным пунктам, в которых находятся. Многие приезжие целенаправленно идут, чтобы полюбоваться достопримечательностями, построенными в русском и псевдорусском стиле.

Это неудивительно, потому что здания, вобравшие в себя черты этого стиля, выглядят очень презентабельно и красиво, чем и привлекают всеобщий интерес и приковывают к себе внимание. К тому же большинство из них выполнены опытными архитекторами, настоящими виртуозами своего дела.

Заключение

Русский народ знает, любит и чтит своих предков, поэтому интерес к искусству, культуре и фольклору предков довольно высок. В современной России наиболее ярко это выражено именно в архитектуре.

Благодаря старинным постройкам и зданиям, созданным в более современных стилях, можно проследить практически весь исторический путь народа и всего государства. Поэтому и правительство страны, и общественные организации, да и большинство простых людей стремятся любыми способами сохранить архитектурное достояние.

Несмотря на большое влияние западной культуры на российскую, российским архитекторам, деятелям искусства удалось гармонично и весьма удачно сочетать не только исконно русские культурные элементы, но и новые веяния, идущие в основном из Европы.

Благодаря этому возникло множество различных направлений, но наиболее развитыми в России оказались направления, вбирающие в себя черты как русского зодчества, так и европейской архитектуры. Эклектика, псевдорусский и неорусский стили приобрели небывалый размах на рубеже XIX-XX веков, а многие здания, построенные когда-то в этих направлениях, сегодня считаются достопримечательными местами.

Опубликовано: Апрель 9, 2018

Псевдорусский стиль - примеры зданий в России

Неовизантийская архитектура в России, точнее неорусская, или русско-византийская, византийско-русская - это все общие термины, используемые для определения комплекса различных движений, появившихся в русской архитектуре второй четверти XIX в. и представляющих в разной степени сочетание русской допетровской и элементов византийской архитектуры.

Неорусский стиль расцвел в том климате вернувшегося интереса к национальной архитектуре, который распространился по всей Европе в течение XIX в., представляя собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Иногда русское возрождение ошибочно понимается как процесс изучения и преобразования элементов предыдущей русской архитектурной культуры, хотя большинство архитекторов-приверженцев этого возрождения не обращались напрямую или исключительно к традиции. Наоборот, они искусно стилизовали, многочисленные элементы неорусского стиля в последствии комбинировались с деталями других национальных и международных направлений.

Культурное резюме

Как и романтическое возрождение Западной Европы, неорусский стиль сложился вокруг интереса интеллектуалов к монументам нации. Историзм разносился эхом вместе популярными национализмами и панславизмом того времени. Первым иллюстрированным примером, относящимся к русской архитектуре, был проект графа Анатолия Демидова совместно с французским художником Андре Дюраном: записи об их туре по России 1839 г. были опубликованы в Париже в 1845 г. под названием "Альбом живописного и архитектурного путешествия по России". Литографии Дюрана обманывают иностранную восприимчивость к, казалось бы, такой иной русской архитектуре, показывая некоторые элементы искаженными любопытным образом. Кроме того, тщательное изображение самой архитектуры относится скорее к литературе путешествия, чем к историческому исследованию.

Попытка узнать хронологию и развитие русской архитектуры началась с исследования И.М.Снегирева и А.А.Мартынова "Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества" (Москва, 1851). Государство проявляло интерес к этому, финансируя серию брошюр, изданных как "Древности российского государства" (Москва, 1849-53, 6 выпусков) и изображающих древность и произведения искусства. Затем Московское Археологическое Общество начала исследования по теме, формализуя ее в списке предметов к изучению. В 1869-1915 гг проходит серия конференций (раз в 3 года), выступления на которых касались в основном исследований об архитектуре Киевской Руси и начального периода Московской.

Возможно, главным успехом Общества стало издание "Комиссии по сохранению древних памятников" в 6 томах, в 1907-1915 гг. Императорская Академия Художеств также заказала В.В.Суслову исследование, развернутое в 2 произведениях в нескольких томах: "Памятники древнего русского зодчества" (1895-1901, 7 томов) и "Памятники древне-русского искусства" (1908-12, 4 тома).

Используя исторические принципы позитивистов, хронология русской архитектуры четко устанавливается, начиная с публикации окончательного исследования (в 6 томах), касающейся русского искусства: "История русского искусства" (1909-17), изданной Игорем Грабарем. Издание последнего тома была прервана революцией.

Этапы развития

1825-1850

Первым примером Византийского Возрождения в русской архитектуре (существующий и поныне) является сооружение, которое находится в немецком Постдаме, это 5-купольная церковь, посвященная Александру Невскому, спроектированная неоклассическим архитектором Василием Петровичем Стасовым (автор Троице-Измайловского собора в Санкт-Петербурге), отцом критика Владимира Стасова. Год спустя, в 1927, Стасов завершил строительство еще одной, более крупной, 5-купольной церкви - Десятинной, в Киеве.

Русско-Византийский стиль был развит Константином Тоном с решительного одобрения царя Николая I. Манера Тона воплощала идею преемственности между Византией и Россией, абсолютно соответствующую царской теории. Русско-византийская архитектура характеризуется смешением составных методов и типичных византийских сводов с с античным русским внешним декором: это было тщательно реализовано Тоном в его произведениях. В 1838 г. Николай I назвал книгу проектов Тона примером для всех архитекторов, новые аналогичные напоминания последовали в 1841 и 1844 гг.

Среди зданий, спроектированных Тоном или основанных на его рисунках, можно вспомнить Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Московского Кремля, помимо соборов Свеаборга, Ельца, Томска, Ростова-на-Дону и Красноярска.

Использование византийских элементов фактически было очень ограничено в части учреждений: данная терминология, в основном, применялась для церквей новой постройки и, в меньшей степени, для царских резиденций. Сооружение государственных или частных зданий проходило на совершенно других уровнях. Государственные учреждения, спроектированные Тоном - как Николаевский вокзал - были абсолютно лишены византийских элементов. Во время правления Николая I было возведено множество неоклассических церковных зданий высочайшего качества, как Богоявленский собор в Елохове (1837-1845), в Москве, спроектированный Евграфом Дмитриевичем Тюриным. Церкви же византийского стиля в советский период были снесены первыми, как не представляющие ценности.

50-е гг XIX в.

Другим направлением неорусского стиля стала реакция на официальное искусство Тона, реакция под влиянием романтизма, славянофильства и подробного изучения народной архитектуры. Предвестником этой тенденции в проектировании церквей был Алексей Горностаев (в позднем периоде творчества, 1848-1862 гг), известный изобретением новой формы двускатной крыши северной России, расширенной романской сводчатой структурой. Один из первых примеров гражданской архитектуры, сохранившийся по сей день - это Погодинская изба на Девичьем поле в Москве, спроектированная Николаем Никитиным (1856).

После 1861 г.

Крестьянская реформа 1861 года и последующие реформы Александра II подтолкнули либеральную элиту к исследованию корней национальной культуры. В архитектуре его первым результатом стало появление "фольклорного", или "псевдорусского" стиля, ярко представленного в произведениях 70-хх гг XIX в. Ивана Ропета (Терем в Абрамцево, 1873) и Виктора Гартмана (типография Мамонтова, 1872). Эти художники вместе с Народническим движением идеализировали жизнь крестьянина и создали собственную версию народной архитектуры. Дополнительным фактором стал отказ от западной эклектики, которая преобладала в гражданском строительстве 50-60-хх гг, реакция против "Запада в упадке", которую первым стал отстаивать влиятельный критик Владимир Стасов.

Иван Забелин, один из теоретиков движения, заявил, что "русские хоромы, выросшие органически из крестьянских клетей, естественно, сохраняли в своем составе облик красивого беспорядка... По понятиям древности первая красота здания заключалась не в соответствии частей, а напротив в их своеобразии, их разновидности и самостоятельности". В результате "ропетовщина" - как нарекли стиль Ропета сплетники - сфокусировалась на совмещении ярких, но редко объединяемых элементов народной архитектуры, особенно покатые 2-скатные крыши, бочарные своды и резьбу по дереву. Дерево стало любимым материалом с того момента, как многочисленные фантазии не могли быть реализованы в каменной кладке. Это представляло позитивные и негативные аспекты для "ропетовщины". Негативные, поскольку деревянные структуры, особенно нестандартные, не были воспроизводимы в большом масштабе и поэтому получили распространение на очень короткое время; кроме того, сохранилось действительно мало зданий. Позитивные - т.к. скорость возведения и внешний вид, настолько далекий от православия, хорошо подходили для строительства выставочных павильонов, подиумов и других краткосрочных проектов. Эта тенденция продолжилась и в начале XX в. (с Федором Шехтелем, проект 1901 г.) и 20-хх гг (произведения Ильи Голосова, проект 1923 г.)

Кирпичная архитектура

В течение короткого периода, в 80-хх гг XIX в., менее радикальная версия псевдорусского стиля, базирующаяся на изучении кирпичной архитектуры XVII в., получила распространение в качестве нового официального искусства. Эти здания обычно строились из кирпича или белого камня, но обильно украшались, в соответствии с традицией русской народной архитектуры. Характерные элементы этого периода - колонны с энтазисом, потолки с опущенным сводом, остроконечные крыши, фрески с цветочными мотивами, использование цветных плиток и изобильная фантазийность - были узнаваемы как внутри, так и снаружи подобных конструкций. Типичным примером данной архитектуры является Государственный исторический музей (1875-1881, проект Владимира Осиповича Шервуда), который довершает образ Красной площади в Москве.

Разрушенные и находящиеся под защитой

1898-1917

На рубеже XIX и XX вв Православная русская церковь начала финансировать строительство величественных соборов и в рабочих пригородах. Некоторые из них, такие как возведение Вознесенского собора в Дорогомилово (1898-1910), вмещающего до 10 тыс. верующих, были начаты в тихих сельских пригородах, которые увеличивали численность своего населения во время построения. Христианские теоретики объясняют выбор таких удаленных мест желанием церкви приблизить класс рабочих как раз в тот момент, когда состоятельные классы отдалялись от нее. Византийская архитектура стала для этих проектов почти естественным выбором: она ясно представляла истоки нации в противоположность современным европейским заблуждениям и была гораздо экономичнее в использовании, по сравнению со столичной неоклассической, и в отношении стоимости строительства, и относительно последующего ухода. Главные примеры этого типа были построены после революции 1905 г.:

  • Богоявленский собор в Дорогомилове, Москва, 1898-1910
  • Иверский собор в Николо-Перервинском монастыре, Перерва (ныне Москва), 1904-1908
  • Кронштадтский собор, 1908-1913

1905-1917

  • Колокольня Рогожского кладбища, Федора Горностаева, 1908-1913
  • Церковь в Балаково, Федора Шехтеля, 1909-1912
  • Церковь Св. Николая в Белорусской заставе, Москва, 1914-1921




Церковь в центре Ярославля. фото: январь 2017 г.1



Кирпичный дом с центре Ярославля. фото: январь 2017 г.2



Собственный доходный дом арх. Н. П. Басина.
Архитектор: Н.П.Басин.
1878-1879 годы.

Является одним из первых доходных домов в Российской империи. Здание является одним из самых роскошных среди зданий русского стиля. В то же время здание уникально: оно практически полностью оформлено с использованием мотивов деревянного народного зодчества, интерес к которому был тогда огромен. Тем самым получилась замечательная в своём роде каменная резьба.

Здание стоит на площади Александрийского театра в Петербурге, которая является классической по оформлению. Дом Басина построен с тем, чтобы выделяться благодаря контрасту, что усиливает эффект и повышает интерес к этому зданию.

Https://vk.com/club45959126?z=photo-45959126_311211905%2Falbum-45959126_165589542%2Frev3



Народный дом. 1897 год. Эскиз Ф.О.Шехтеля.4



Театр "Скоморох". Проект фасада, 1886 г. Эскиз Ф. О. Шехтеля.5



А.Л.Гун. Проект церкви. 1902 г.6



Музей Суворова.
Архитекторы: А.И. фон Гоген и Г.Д.Гримм.
1900-1904 годы.

Artikka,net (урл на модерации)/voennjyy-muzey-suvorova-v-spb.html7



Шедевром русского стиля в архитектуре является необычное здание музей Суворова в Санкт-Петербурге. Здание, выстроеное в стиле старых русских крепостей, имеет и сильное влияние модерна, которое отражается в кирпичной кладке, мягковатым декором и двумя прекрасными мозаиками, которые рассказывают о Суворове. Музей был возведён в 1900 - 1904 годы, и открыт к 175летию великого русского полководца.

Https://vk.com/club459591268


- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

Особое направление в архитектуре начала XX в. образует так называемый неорусский стиль. В отличие от «псевдорусской» архитектуры середины XIX столетия, натуралистически копировавшей декоративные детали древнерусского зодчества, архитекторы неорусского стиля стремились, в первую очередь, передать характер древних памятников, воссоздать самый дух древнерусского архитектурного творчества, воплощать в своих постройках не внешние декоративные формы и детали, а исходить из основных композиционных и пластических принципов древнерусского зодчества.

Характерно, что важную роль в становлении этого стиля сыграли живописцы В. Васнецов и С. Малютин, прошедшие хорошую школу освоения традиций русского народного искусства, основательно изучавшие русский орнамент и народное декоративно-прикладное искусство.

Инициатором нового обращения к древнерусской архитектуре следует считать В. М. Васнецова, глубоко проникшегося красотой древнерусской архитектуры, понявшего ее национальное своеобразие и впервые творчески интерпретировавшего формы новгородской, псковской и раннемосковской архитектуры. По проекту Васнецова был осуществлен живописно решенный фасад Третьяковской галереи в Москве (1901 -1906). Композиция его самостоятельна, оригинальные детали возникли в результате переработки элементов убранства древнерусского зодчества. Праздничный красочный фасад маскирует ординарный облик здания. Несколько маленьких окон, прорезающих гладь стен, вызывают представление о скупо освещенных «горницах», а не о залитых верхним светом залах, спрятанных за сплошным фасадом. Вместе с тем, с чисто декоративной точки зрения, мастер достигает большой выразительности, в особенности в композиции белокаменного портала и центрального окна. Их причудливые формы контрастируют со спокойной гладью кирпичных стен, увенчанных широким фризом с орнаментальной надписью и узорным карнизом.

Крупнейшим архитектором, опирающимся на традиции древнерусского зодчества, был А. В. Щусев. Сильное воздействие на его творчество оказала древняя архитектура Новгорода и Пскова. Будучи глубоким знатоком форм древнерусского зодчества, Щусев, однако, никогда не прибегал к их копированию, а всегда творчески перерабатывал, добиваясь своеобразия композиции и художественной выразительности архитектурного облика здания.

Среди ранних работ Щусева особое место занимает храм-памятник на Куликовом поле, сооруженный в 1906-1908 годах в память о победе над монголо-татарами. Проект этой церкви определил творческое лицо Щусева как зрелого мастера русской архитектуры. Небольшая кубическая церковь, к которой примыкает трапезная с расположенными на переднем фасаде двумя круглыми башнями крепостного типа, очень проста по решению. В то же время она отличается большой пластичностью и живописной сочностью форм.

В 1908-1912 годах Щусев построил Марфо-Мариинскую обитель на Большой Ордынке в Москве, принадлежащую к числу наиболее типичных его произведений этого времени. Церковь обители близка по композиции древней псковской и ранней московской архитектуре. Она характерна лаконичностью общего решения, смелыми пропорциями и живописностью форм. Детали внешнего и внутреннего оформления свидетельствуют о большом мастерстве и творческой изобретательности Щусева. Казанский вокзал в Москве (1913-1926) - самое значительное произведение Щусева дореволюционного времени. Ансамбль вокзальных корпусов представляет сложную по формам, силуэтности и полихромности обьемно-постранственную композицию, отличающуюся острой выразительностью и перекликающуюся с московской архитектурой XVII столетия.

Щусеву удалось преодолеть трудности в отношении плана (железнодорожные пути расположены параллельно главному фасаду) и создать свободную, живописную и вместе с тем оригинальную композицию, в основе которой лежит архитектура древнерусских дворцовых комплексов, хотя прямых аналогий с древнерусским зодчеством нет. Каждый из объемов завершен особым покрытием, что отвечает традициям древнерусской архитектуры. Объем главного вестибюля подчеркнут высокой уступчатой башней, идея которой возникла у автора под влиянием башен Московского Кремля.

В том же направлении, что и Щусев, работали В. А. Покровский. В Москве им было построено здание Ссудной кассы (1913-1916). Композиция здания навеяна московской архитектурой XVII века, она живописна и разнообразна по форме. Обличье боярских палат должно было маскировать здесь деловую структуру сооружения, а «теремные окна» - освещать большие пространства операционных залов.

Ряд своеобразных архитектурных композиций был создан живописцем С. В. Малютиным, работавшим также в области прикладного искусства и архитектуре. Ему принадлежат и многочисленные рисунки мебели и ряд архитектурных памятников в русском стиле, порой доходящих до явной стилизации. Архитектурные работы Малютина по существу были лишь увеличенными образцами тех предметов прикладного искусства которые выполнялись по его замыслам в Талашкино. И его декоративным работам, и архитектурным постройкам (теремок в Талашкине, 1900: Доходный дом Перцова в Москве. 1905-1907) в равной мере были присущи подчеркнутая сказочность, причудливость форм и колористическое богатство.

В его творчестве особенно ярко проявилось стремление к сближению живописи, прикладного искусства и архитектуры, к стиранию четких границ между ними, к их взаимному обогащению. В доме Перцова композиция фасадов строится так, чтобы замаскировать многоэтажную структуру доходного дома, создать впечатление сказочного терема. Горизонтальные поэтажные членения перебиваются высокими фронтонами с майоликовыми вставками, нарочито ассиметрично расположены балконы, разнообразны очертания окон и порталов входов. Расположение за этими сказочными стенами обычных, прозаических, иногда небольших квартир как бы игнорируется.

Разрыв между внешним обликом и внутренней структурой современного здания был достаточно типичен для «неорусского» стиля. «Фасадность», декоративность зданий этого стиля требовала иногда почти живописно-декоративных решений, чтобы маскарадная одежда облекала здание, успешно скрывая его прозаическую суть.

Из Вики:

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль ». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках Владимира Покровского, Степана Кричинского, Андрея Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример - дом Купермана, построенный архитектором А.Л. Лишневским на Плуталовой улице).

Любопытным образцом неорусского стиля (с оттенком модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879-1914), ученика Васнецова, в 1913-1916-е годы.

Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.


Похожая информация.




В продолжение темы:
Детская мода

3 мая 2016 года в Светлый Вторник в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию архимандрита Арсения...

Новые статьи
/
Популярные