Понятие и классификация культурных памятников. Памятники всемирного наследия в россии

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое этнос? Чем различается формирование рас и этносов?

Этнос – исторически сложившаяся общность людей, имеющая единый язык, культуру, хозяйство, территорию и этническое самосознание. Этносы объединяют все вышеперечисленное, а расу генотип.

2. По каким признакам различают народы?

1) Язык, на котором они говорят; 2) Внешние признаки: цвет кожи, одежда и т. п.; 3) Образ жизни; 4) Культура; 5) Религия (христианство, ислам, буддизм).

3. Назовите примеры крупных и малых этносов. Покажите на карте территории их проживания.

Крупные: греки, испанцы, итальянцы. Малые: телеуты, теленгиты, челканцы

4. В пределах каждого культурно-исторического региона выделите наиболее крупные страны.

Пиренейский КИР: Португалия, Испания. Балканский КИР: Греция, Турция

5. Найдите и систематизируйте информацию о памятниках культурного наследия в каком-либо культурно-историческом регионе.

Афинский Акрополь. Представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).Это было главное место для нахождения царя. Также внутри имелось немало храмов, где возносились молитвы греческим богам и воздавались жертвы. Во времена завоевания турками Акрополь выступал у них в роли мечети. На сегодняшний день – это древний памятник архитектурного искусства.

Практикум

2. Используя текст учебника и карты атласа, составьте таблицу с графами, отражающими мировые религии, основные регионы их распространения, главные религиозные центры.

а) Христианство:

Католицизм (страны Северной и Южной Америки, страны Южной Европы и др.)

Православие (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария и др.)

Протестантизм (страны Северной и Центральной Европы, США.Канада, ЮАР и др.)

б) Ислам (мусульманство):

Шиизм (Иран, Ирак)

Суннизм (страны Азии, северной Африки и др.)

в) Буддизм (Юго-Восточная, Восточная Азия)

Национальные религии:

Синтоизм (Япония);

Конфуцианство (Китай);

Индуизм (Индия);

Иудаизм (Израиль);

Местные религии:

Фетишизм

Шаманизм

Фетишизм

(в основном страны Африки, Океании, племена Азии)

3. Покажите на карте крупнейшие страны мира, однонациональные и многонациональные страны.

Однонациональные (т. е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Греция, Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия), Азия (Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, некоторые небольшие страны), в Латинской Америке (т. к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций), в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар) ;

С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.);

Многонациональные страны со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки).

Самый многонациональный район - Южная Азия, а самая многонациональная страна - Индия.

Правительство Москвы, Комитет по культурному наследию города Москвы совместно с НИиПИ Генплан

представляют

«Атлас объектов культурного наследия (памятников истории культуры) города Москвы».

Тираж : 5 тыс. экз.

Формат издания : 60х90/8

Издательство: «ИД Руденцовых»

Руководитель проекта : В.А. Шевчук

Это первое в новом веке издание, дающее картографическую и справочную информацию об объектах культурного наследия столицы, находящихся на государственном учёте.

Валерий Шевчук, руководитель Москомнаследия:

Впервые в одной книге структурирована и нанесена на современную карту города информация по всем памятникам столицы, включая выявленные в последние годы и малоизученные объекты, расположенные за пределами исторического центра. Этот «Атлас» результат колоссальной работы и ещё один способ по-новому взглянуть на историю градостроительства.

Выходу монументального издания предшествовала масштабная работа комитета по выявлению, изучению и классификации объектов наследия, памятников истории и культуры, расположенных на территории современной Москвы. В результате появилось беспрецедентное издание, не имеющее аналогов в России и за рубежом.

Впервые все достопримечательности столицы, архитектурные и исторические памятники собраны в одном издании и тщательно систематизированы, что позволяет исследовать культурное достояние столицы по округам.

В книге публикуются подробные цветные и черно-белые планы города 19 столетия и первой половины 20 века выполненные в единственном экземпляре. Они с удивительной точностью обозначают улицы и здания, помогая составить единую картину исторического формирования районов и округов Москвы.

Издание состоит из трех томов. В I изложены исторические планы города в границах Центрального административного округа. Карты 1838 года, 1852 , и 1952 годов сопровождают уникальные фотографии, на которых Москва навеки застыла в удивительном очаровании сепии, более известных, как «Найденовские листы ». С помощью карт первого тома можно проследить за ростом Москвы и изменением территориальных границ города и его районов, начиная с XIX века и заканчивая 50-ми годами XX столетия. Подробные цветные и чёрно-белые планы с обозначением улиц и зданий представляют огромный интерес с точки зрения картографии, наглядно демонстрируя различные техники и подходы к созданию планов и карт города в различные периоды истории. Оригинальные экспликации дают возможность максимально точно исследовать увеличение численности населения города, а также изменение соотношения частных строений, казённых зданий и учреждений.

Во II и III томах Атласа представлены современные карты Москвы, с нанесёнными на них памятниками, а также списки объектов культурного наследия. Усадебные комплексы, состоящие из нескольких памятников истории, часто отличающихся по дате создания и автору, выделены на картах с указанием каждого отдельного строения, входящего в комплекс, и аннотированы относительно каждого объекта. Во II томе собраны памятники культурного наследия, расположенные в границах Центрального автономного округа, традиционно более исследованные и известные. Третий том включает в себя достопримечательности, находящиеся за пределами исторического центра. Картографический и информационный блок II и III томов дополняют современные фотографии памятников, выявленных Комитетом по культурному наследию города Москвы в последние годы и внесённых в список исторических достопримечательностей города.

«Атлас объектов культурного наследия (памятников истории культуры) города Москвы» содержит необходимую техническую и имущественную информацию, помогающую обеспечить надлежащий уход и надзор за объектами культурного наследия. Сегодня, когда столица динамично развивается и приобретает совершенно особый колорит, как никогда важно знать и помнить об исторических корнях города, и быть знакомым с его уникальной архитектурой.

Выпуск «Атласа» подвел итог планомерной работы Москомнаследия по инвентаризации культурных объектов, а также составлению подробного реестра столичных памятников. Этот труд нашел живой отклик у людей, которые дорожат нашим прошлым и заботятся о сохранении памятников культуры.

Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин по примеру Москомнаследия, решил составить единый реестр памятников и объектов культурного наследия Тверской области. «Атлас» будет издан в виде систематизированного справочника, позволяющего проследить развитие города и области в историческом контексте. Опыт, начатый столичным комитетом, будет перенят региональными властями и это яркое свидетельство актуальности данного проекта в целом.

Введение

История человечества известна нам по сохранившимся остаткам материальной и духовной культуры различных эпох и народов: археологическим находкам, древним, старинным и старым зданиям и сооружениям, произведениям искусства, устного народного творчества, летописям, документам, книгам, образцам старой техники, предметам быта. Эти следы человеческой деятельности образуют комплекс историко-культурных памятников. Но при этом памятником истории и культуры является не всякий след жизни и деятельности человека, а лишь общественно значимый, несущий большую смысловую нагрузку, в котором воплощены характерные особенности целой эпохи, важного исторического события или периода, отражен определенный уровень развития культуры, науки, техники.

Актуальность темы работы состоит в том, что именно историко-культурные памятники содержат в себе ценные сведения о прошлом опыте человечества и повсеместно транслируют его в настоящее. Это способствует не только обогащению человечества исключительно научными сведениями о прошлом, но и используется им для влияния на мировоззрения современников. Тем самым памятники истории и культуры кроме сохранения информации о прошлом, безусловно, выполняют еще и определенные важные для развития современного общества социальные функции в настоящем. Рассмотрение многообразия этих функций и стало основной целью данной работы.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

1. дать определение понятию «памятник истории и культуры»;

2. рассмотреть классификацию памятников, их свойства и характерные признаки;

3. охарактеризовать социальные функции памятников и их роль в современном обществе.

Понятие и классификация культурных памятников

Памятники истории и культуры являются объектами своеобразного и уникального эксперимента взаимодействия человека и окружающей природы. Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 27. Выделение памятников из предметного мира культуры базируется на способности человека выявлять и давать общественную оценку их свойствам, раскрывать их значение в развитии культуры, превращать предмет в объект ценностного восприятия. Только в этом случае предметы начинают выполнять функцию памятника. По мнению исследователя А.Н. Дьячкова, это дает возможность по-новому подойти к определению феномена памятника: «памятник истории и культуры - одна из функций предметного мира культуры, выделяемая людьми для осуществления передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее». Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. С. 12.

Основные итоги современных представлений о памятниках истории и культуры получили дальнейшую разработку в монографии П.В. Боярского «Введение в памятниковедение». По формулировке, данной этим исследователем: «памятниками истории и культуры называется совокупность материальных объектов и памятных мест, составляющих условно-непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития человеческого общества в системе биосферы». Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 28.

Возникновение самостоятельной науки о памятниках, памятниковедения - это качественно новый уровень понимания места и роли памятников в обществе, более глубокое проникновение в понимание их свойств и функций. Памятники рассматриваются в рамках данной дисциплины как самостоятельный предмет научного познания вне зависимости от времени их функционирования, вида, отношения к какой-либо сфере научной деятельности. Гаврилов Б. «Надлежит вам беречь…» как охраняли памятники в России в XVIII-начале XX века. //История. 2003. № 38. С. 4.

Термин «памятник истории и культуры» появился не одновременно с возникновением памятникоохранительной деятельности в России. Каждой исторической эпохе соответствовал свой уровень отношения к историко-культурному наследию, свое понимание термина, которым обозначались памятники.

Термин «памятники истории и культуры» впервые в законодательном документе был употреблен в 1965 г. в связи с принятием правительственного постановления о создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и окончательно закреплён в Законе РСФСР 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Ведомости Верховного Совета РСФСР.1978. N 51.

Профессор A.M. Кулемзин в работе «Охрана памятников в России как историко-культурное явление» Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление. Кемерово, 2001., предлагает следующее определение: «памятники истории и культуры - это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации, прямых подлинных знаний». Там же. С. 7.

Вообще, памятники истории и культуры подразделяются на движимые и недвижимые. К первым относятся археологические находки, документы, книги, произведения искусства, предметы народного быта и т.д. Они хранятся в музеях, архивах, библиотеках, частных собраниях. Недвижимые памятники (различные постройки, здания, крупные инженерные сооружения, монументы, произведения садово-паркового искусства и т.д.) располагаются под открытым небом.

В зависимости от характерных особенностей и специфики их изучения все памятники подразделяются на группы: археологические, исторические, архитектурные, монументально-изобразительного искусства (памятники искусства), памятные исторические места и исторические ландшафты.

На практике это деление нередко оказывается условным, поскольку многие памятники выступают как комплексные, т.е. сочетают в себе различные типологические черты. Сами произведения монументального искусства становятся историческими памятниками по прошествии долгого времени (например, памятник Минину и Пожарскому в Москве) или если они как-либо связаны с важным историческим событием (первые памятники В.И. Ленину 1920-х гг.).

Памятники истории подразделяются по видам на памятники государственного и общественного устройства, производственной и научной деятельности, военной истории, политической борьбы и революционного движения.

К историческим памятникам относятся также памятные места выдающихся событий, сохранившие исторический облик (площадь в городе, место боев с воронками и котлованами блиндажей и землянок в лесу). Нередко такие памятные места отмечены памятным знаком (обелиском, стелой, мемориальной доской). При этом сам по себе памятный знак историческим памятником не является, ибо он лишь указывает на место события, но не имеет с ним прямой связи. Кроме того, памятный знак, в отличие от исторического памятника, можно в любое время заменить на другой, из любого материала и произвольной конфигурации.

Среди всех памятников истории и культуры в наиболее выгодном положении находятся памятники архитектуры и искусства: красивое здание или монумент привлекательны сами по себе, что в известной мере упрощает вопросы их охраны. В более сложном положении оказываются памятники археологии - они нередко расхищаются самозваными «черными археологами», да и научные раскопки иногда почти полностью уничтожают археологический памятник, т.к. нарушается порядок и расположение предметов и отдельных их фрагментов, к тому же нередко такой памятник просто рассыпается в руках, гибнет от воздействия неблагоприятной среды. И все же необходимость охраны памятников археологии, как и памятников архитектуры и искусства, традиционно у большинства людей сомнений не вызывает.

В середине 1980-х г.г. были обозначены основные признаки, свойства, качества и функции памятников истории и культуры. Было окончательно признано главное достоинство памятника - его подлинности, т.е. факта физического его существования как основного доказательства реальности исторического действия, имевшего место в прошлом.

Важные признаки памятников были выявлены и обоснованы А.Н. Дьячковым. Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. Признавая свойство памятника быть источником историко-культурной информации, он выделяет признание памятником со стороны общества историко-культурного объекта: «не следует ли искать объяснения феномена памятника именно в способности человека превращать тот или иной предмет в памятник, присваивая ему это достоинство в силу познанной и признанной обществом историко-культурной ценности?». Там же. С. 13. Только при том условии, когда историко-культурные объекты становятся признанными обществом, они приобретают статус памятника и «начинают играть роль памятников или выполнять функцию памятников». Качество предмета определяется через его признаки и свойства.

При рассмотрении качеств памятников истории и культуры следует уточнить, что признаками являются отличительные приметы внешнего характера, по которым можно узнать или отличить объект (памятник) в ряду других объектов, близких по внешним признакам.

Признаки памятников:

1. Материальность памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры - это материальные объекты (дома, храмы, древние курганы, боевые машины, скульптуры), которые обладают материальными характеристиками - имеют размеры, вес, твердость, материал, цвет и т.д.

2. Антропогенность памятников. Памятники истории и культуры - это результат деятельности людей, т.е. они антропогенны по своей природе. Человеческое общество преобразует или влияет на изменение естественной среды своего обитания не только в процессе производственной, но и любой другой деятельности: военной, политической, духовной, культурной. В результате этого появляются объекты, которые впоследствии становятся для общества памятниками военной или политической истории, архитектуры или искусства, науки или техники.

3. Недвижимость памятника. Под недвижимостью понимается его единство с окружающей средой. Это главный признак памятников истории и культуры, который отличает их от предметов музейного фонда. Недвижимость памятников истории и культуры - это целесообразное, оправданное практикой их использования условие сохранения памятников, рекомендующее не отрывать их от своей естественной среды, места своего возникновения, где они являлись «участниками» или «свидетелями» событий. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 7-8.

Свойствами предметов являются их качества, проявляющиеся во взаимодействии с другими объектами. В рассматриваемом нами случае таковыми являются общество, люди, которые входят во взаимодействие с памятниками.

Свойства памятников:

1. Свойство сенсорного воздействия. Памятники истории и культуры являются материальными предметами и в силу этого обладают свойством воздействовать на органы чувств и вызывать у человека ощущения. Через чувственное познание памятников человек удостоверяется в факте произошедшего исторического события.

2. Свойство быть источником информации. Памятники истории и культуры обладают свойством хранить и передавать информацию. Являясь результатом деятельности человека, они несут на себе следы его преобразующего воздействия, т.е. хранят информацию о том, результатом чего они являются сами.

Информация, содержащаяся в памятниках, бывает следующих видов: историческая, эстетическая, технологическая.

Под исторической информацией в широком её значение понимается всякая информация, заключённая в памятниках, т.к. все памятники отражают какую-либо из сторон истории человечества. Под эстетической информацией понимаются свидетельства, зафиксированные в произведениях художественной культуры, характеризующие эстетические взгляды и уровень мастерства искусства определенной эпохи, передаваемые в художественном образе. Из числа недвижимых памятников истории и культуры к первым относятся памятники монументально-изобразительного искусства, ко вторым - некоторая часть памятников архитектуры. Под технологической информацией понимается естественнонаучная информация, свидетельствующая о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком её законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде. Древние орудия служат источником информации о трудовой деятельности, развитии мышления, образе жизни древних людей и об их воздействии на изменение окружающей среды.

Таким образом, одним из основных свойств памятников истории и культуры является способность сохранять и передавать аутентичную (подлинную) историко-культурную информацию о прошедших событиях и явлениях, в результате которых и возникли памятники. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 10.

культурный памятник история

Классификация памятников истории и культуры:
К недвижимым памятникам истории и культуры относятся:
памятники градостроительства:
историческая планировочная структура, территории в пределах системы исторических городских укреплений и иные историко-градостроительные образования, относящиеся к зонам особого градостроительного регулирования и определяющие в целом ценность Москвы как памятника истории градостроительного искусства и исторического города;
памятники архитектуры:
отдельные здания, строения и сооружения фортификационного, культового, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, транспортного, научного, учебного назначения вместе с их территориями, пространством и неотделимыми от них произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; исторические сады, парки;
ансамбли: совокупность недвижимых памятников и открытых пространств в их художественно-композиционной связи, включая места археологических раскопок, обладающих универсальной ценностью с архитектурной, исторической, археологической, эстетической или социально-культурной точек зрения: улицы, площади, кварталы, архитектурные комплексы и ансамбли с окружающими их городскими и природными ландшафтами, а также неразрывно связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры;
памятники истории:
здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, связанные с жизнью выдающихся исторических личностей, с жизнью и творчеством деятелей науки, литературы и искусства;
здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны и города;
здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, иные недвижимые объекты, связанные с развитием науки и техники, культуры и быта населения Москвы;

Исторический некрополь: отдельные кладбища, могилы и захоронения, комплексы могил и захоронений выдающихся государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, братские могилы и захоронения воинов и граждан, погибших за свободу и независимость Родины;
памятники археологии:
объекты жилого назначения: культурный слой древних поселений, включающий городища, селища, стоянки;
древние укрепления: земляные валы, рвы, остатки деревоземляных и каменных укреплений;
объекты религиозного назначения: остатки древних храмов, монастырей, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов;
места древних погребений: курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения;
объекты хозяйственного назначения: остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических устройств (прудов, каналов и др.), транспортных артерий и сооружений (дорог, мостов, стоянок и др.), инфраструктура водных и водно-волоковых путей;
памятники искусства:
городские памятники (монументы) и памятные знаки, посвященные важнейшим событиям в истории Москвы и России, выдающимся гражданам; произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, монументально-декоративного искусства, мозаики, витражи; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками как элементы обстановочного комплекса.

К недвижимым памятникам истории и культуры могут относиться объекты как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.
Признаки памятников:
1. Материальность памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры - это материальные объекты (дома, храмы, древние курганы, боевые машины, скульптуры), которые обладают материальными характеристиками - имеют размеры, вес, твердость, материал, цвет и т.д.
2. Антропогенность памятников. Памятники истории и культуры - это результат деятельности людей, т.е. они антропогенны по своей природе. Человеческое общество преобразует или влияет на изменение естественной среды своего обитания не только в процессе производственной, но и любой другой деятельности: военной, политической, духовной, культурной. В результате этого появляются объекты, которые впоследствии становятся для общества памятниками военной или политической истории, архитектуры или искусства, науки или техники.
3. Недвижимость памятника. Под недвижимостью понимается его единство с окружающей средой. Это главный признак памятников истории и культуры, который отличает их от предметов музейного фонда. Недвижимость памятников истории и культуры - это целесообразное, оправданное практикой их использования условие сохранения памятников, рекомендующее не отрывать их от своей естественной среды, места своего возникновения, где они являлись «участниками» или «свидетелями» событий.

Свойства памятников:
1. Свойство сенсорного воздействия. Памятники истории и культуры являются материальными предметами и в силу этого обладают свойством воздействовать на органы чувств и вызывать у человека ощущения. Через чувственное познание памятников человек удостоверяется в факте произошедшего исторического события.
2. Свойство быть источником информации. Памятники истории и культуры обладают свойством хранить и передавать информацию. Являясь результатом деятельности человека, они несут на себе следы его преобразующего воздействия, т.е. хранят информацию о том, результатом чего они являются сами.
Информация, содержащаяся в памятниках, бывает следующих видов: историческая, эстетическая, технологическая.

Функции памятников:
- Функция трансляции или исторической преемственности социального опыта.
Ей еще нередко называют функцией информационной. Памятники по праву являются сосредоточением социальной памятью человечества о разных эпохах, событиях и людях. Она выражена в данном случае в знаковых системах, например, памятниках искусства и т.д. Благодаря памятникам осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. В данном случае памятники выступают в виде механизма трансляции богатейшего опыта, накопленного человечеством.

Идеологическая функция.
Историко-культурное наследие всегда являлось одним из важнейших средств формирования общественного сознания и совершенствования духовной жизни людей, так как в процессе своего существования подвергается социальной интерпретации и оценке, причем не единожды. Первая интерпретация происходит при создании памятника и ориентирована на современников, а иногда и потомков.

Воспитательная функция.
С конца 1960-х г.г., когда памятники стали активно использоваться в СССР в целях воспитания всесторонне развитой личности, они стали привлекать внимание исследователей не только как идеологическое средство, но и как особая категория историко-культурного наследия, всесторонне отражающая прошлое. Памятники истории и культуры поэтому широко используются в целях нравственного, эстетического, культурно-экологического воспитания.

Познавательная (гносеологическая) функция.
Она связана с использованием памятников истории и культуры в целях получения новой информации о прошедших историко-культурных событиях и явлениях. Изучение памятников не является самоцелью, а способствует более глубокому проникновению в сущность исторических и культурных явлений.

Коммуникативная функция.
Так как памятники обладают той внешне выраженной формой, которую общество отождествляет с определенными событиями, явлениями, понятиями, идеями они выполняют еще и коммуникативную функцию. Наибольшей возможностью в этом отношении обладают символические памятники, которые создавались как знаки каких-то событий. Но они зачастую теряют свое первоначальное значение и приобретают значение памятника - подлинника. Например, Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воздвигнутый в знак победы над Казанским ханством, воспринимается современниками как шедевр архитектуры.

Утилитарная функция.
Она связана с использованием памятников в хозяйственных целях, если это не наносит ущерба их сохранности.

Компенсаторная функция памятника.
Данная функция позволяет человеку отвлекаться от производственной деятельности, отдыхать от жизненных проблем, получать эмоциональную разрядку. Другое название этой функции - рекреативная - отражает совпадение этой функции с периодом досуга и отдыха, т. е. временем, формально свободным от производственной деятельности. Человек может получать духовную компенсацию от туризма, общения с природой и т.д.

Образовательная функция.
Она связанная с использованием памятников истории и культуры в целях обучения. Непосредственное, чувственное восприятие памятников в процессе обучения истории дает большой эффект. Общение с памятником в процессе обучения легко снимает извечную проблему дефицита предметности и наглядности при изучении гуманитарных дисциплин.

Регулятивная функция.
Регулятивная функция связана с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культурные памятники так или иначе влияют на поведение людей и регулируют их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные