Секретный объект на лубянке. История создания политехнического музея Как выглядит политический музей

Раскопан подвал/первый или нулевой этаж Политехнического музея.

Оригинал взят у gmichailov в Секретный объект на Лубянке

В далеком 1871 году император Александр II выделил 500 тысяч золотых рублей для организации Политехнического музея. А в 1875 году начали возводить здание, которое мы видим каждый день. Но сегодня оно затянуто строительными лесами, я приоткрою для вас завесу тайны, что это будет. Сразу успокою, не филиал лубянского ФСБ.


В 2010 году на базе легендарного Политеха решили создать Музей науки – музей нового формата. Для этого потребовалось реконструировать старое здание. Кстати, автор проекта реконструкции – японский архитектор Джунья Исигами. Он предложил концепцию "музея-парка".
Перед парадным входом построят зеленый амфитеатр, где будут проводить лекции и фестивали на открытом воздухе. Внутренние дворы «укроют» от дождя и снега прозрачной крышей. Разные выставки и прочие масштабные мероприятия будут проходить на цокольном этаже музея.
Политех хотят вывести на новый уровень – и сделать одним из лучших на мировой площадке.

В хранилище Политехнического музея - лучшие изобретения со всего мира. Да и само здание стало достопримечательностью Москвы. Оно строилось в течение 30 лет с 1872 года по проекту лучших русских архитекторов, и давно вошло в число общепризнанных мировых шедевров зодчества.

Одновременно со строительными работами идут и реставрационные. Любопытно было понаблюдать, как мастера, хранители старины восстанавливают былую роскошь

Вот уже и первоначальный результат

Это очень кропотливая работа


Здание полностью укрепляется

Видно, что потолочные перекрытия были деревянные

Очень интересная конструкция свода первого этажа

Центральный вход и парадная лестница

Но самое интересное нас ждало в подвале. Сейчас ведутся работы по пересадке здания на новые фундаменты, устройству подземного технического уровня и реставрации фасадов.

По сути делается новый фундамент на старом здании


Политехнический музей умудрился не только начать собственное внутреннее обновление, но и потянул за собой городскую среду. Он как бы "выплёскивается" за стены, делая улицу продолжением выставки. Около Политехнического музея будет много зелени. Территорию сквера у Соловецкого камня сделают еще более зеленой и уютной, чтобы мы могли сидеть в тени деревьев в жаркий летний день. Зеленая многоярусная стена отделит пешеходную зону около музея от проезжей части

По-моему будет очень круто

Площадь выставочных помещений увеличится на треть. В залах уберут неисторические перегородки, откроют анфилады. Мы сможем побывать в тех частях музея, куда раньше посетителей не пускали. Например, чердак ранее вообще не использовали для выставочных нужд. После реконструкции там разместят крупные экспонаты – потому что там они будут смотреться наиболее выгодно.

А это подвал, который раньше не использовался


Для тех, кто не хочет ждать, чтобы посмотреть богатую коллекцию Политеха, сообщаю адреса площадок, куда перекочевали выставки.
На ВДНХ, в павильоне № 26, разместили экспозицию «Россия делает сама». Она про легендарных российских ученых прошлого и настоящего. Здесь же можно поучаствовать в экспериментах.
В Технополисе «Москва» работают «Открытые фонды» – это гигантская коллекция экспонатов, которая переехала из исторического здания. Многие из них раньше хранились в запасниках и их никто не видел.
И, наконец, третья база Политеха – культурный центр «ЗИЛ». Здесь открыты научные лаборатории и Детский лекторий. Занятия ведут молодые практикующие ученые: учат ребят в игровой форме физике, химии, биологии и математике.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

30 мая 1872 года состоялось торжественное открытие первой политехнической выставки в Москве, экспонаты которой впоследствии послужили основой знаменитого Политехнического музея.

Это мероприятие было приурочено к 200-летию со дня рождения Петра I. Политехническая выставка разместилась в центре Москвы - внутри и вокруг Кремля во временных павильонах и здании Манежа. Специально для выставки было построено более 70 временных сооружений. Большинство из них представляли собой небольшие деревянные постройки в «русском стиле». «Гвоздем» выставки стал павильон Морского отдела, выстроенный целиком из металла и стекла. Металлический каркас здания был выполнен из рельсов на заводе Путилова в Петербурге. Современники приняли павильон с восторгом. И. Репин писал: «Из всех павильонов Морской отдел очень хорош, по крайней мере общеевропейская вещь».
С железом и рожью соседствовали экспонаты парфюмерной фирмы «Буис и Ко», очаровывавшей гостей фонтанами из душистых вод и букетом фарфоровых цветов, в каждом соцветии которого благоухали духи со свойственным данному цветку ароматом.

Наиболее значительным по представленной экспозиции стал Технический отдел. В него входили подотделы: механический, технологический, мануфактурный, ручной промышленности, печатный, железнодорожный, почтовый и телеграфный, прикладной физики и астрономический.
Особый интерес вызывало здание действующих механизмов. Здесь можно было наблюдать в действии десятки промышленных и кустарных производств: от токарных станков до водокачки. В медицинском отделе выставки посетители могли увидеть анатомические препараты профессора Вагнера, приготовленные им по способу замораживания.
Большой интерес у гостей вызывал «туземный» павильон Туркестана. Он представлял собой копию медресе Ширдар в Самарканде, уменьшенную в два с половиной раза. Отдел Кавказа находился в полукруглой деревянной пристройке к Манежу, выполненной с использованием местных строительных приемов. В комнатах летала живая туркестанская пчела, ползали шелковичные черви - больные и здоровые, выставлялись опиум, анаша и маковые головки.
После закрытия выставки большая часть экспонатов была передана в фонд создаваемого в то
время музея. Их перевозят в специально арендованный для этого дом Степанова на Пречистенке, где 12 декабря 1872 года торжественно открывается музей, получивший впоследствии название Политехнический.
Первые же годы деятельности музея показывают, что для полноценной работы существующих площадей не достаточно, поэтому его создатели делают все возможное для строительства собственного большого здания. Проект этот осуществляется под руководством архитектора И.А.Монигетти, уже известного работами по сооружению Морского отдела Политехнической выставки, Аничкого дворца в Петербурге и парковых построек в Царском селе.
Спустя три года в мае открывается экспозиция в новом главном здании Политехнического музея, еще через несколько лет появляется правое, а затем и левое крыло здания. Таким образом, строительство музея ведется на протяжении 30 лет и завершается уже в XX веке в 1907 году.
Однако все эти годы в Политехническом музее не прекращается активная работа. В его
стенах выступают с лекциями такие выдающиеся ученые, как Столетов, Яблочков, Тимирязев, Менделеев, Жуковский и многие другие. Постоянно пополняется его коллекция, здесь можно ознакомиться с последними изобретениями в области инженерной мысли.
Деятельность Политехнического музея отражает все политические и исторические изменения в жизни России. Сразу после Октябрьской революции он становится ареной жарких политических баталий, приобретает еще одно направление деятельности - политическое. И все же главным для его сотрудников остаются традиции, заложенные еще при его создании.
В 1920-е годы отмечается активизация научно-исследовательской работы музея, пополняются фонды, открываются новые лаборатории. Но, к сожалению, не обходится без потерь: укрепленное рабочими - коммунистами руководство проводит реконструкцию музея для усиления его идеологической активности. Изымаются «идеологически чуждые» экспонаты, увольняется часть сотрудников.
В 1930-х годах Политехнический часто принимает у себя известных людей, среди них Н.Бор, Л.Фейхтвангер, знаменитые челюскинцы и летчики: Чкалов, Байдуков и Беляков, совершившие беспосадочный перелет Москва - Нью-Йорк.
Во время Великой Отечественной войны музей закрывают для посещения, но он продолжает вести работу, направленную уже на решение оборонных задач. В 1944 году восстанавливается прежний режим работы.
Бурное развитие новых направлений науки в послевоенные годы приводят к появлению в музее новых разделов и экспозиций: ядерная энергетика, химия полимеров. Космическая эра, открытая Советским Союзом, приносит в Политехнический музей новые экспонаты в раздел Космонавтики.
Вторая половина XX столетия ставит перед сотрудниками музея новые задачи по укреплению музейного собрания, разработке новой концепции существования. В 1970-е годы Политехнический музей входит в состав международной организации музеев - ИКОМ. А с 1991 года Указом Президента России музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны.
13 января 2013 года музей был закрыт на реконструкцию, и дальнейшая его судьба находится под вопросом.

Политехнический музей – национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно-технических музеев мира.
Музей был создан в 1872 г по инициативе Российских ученых-просветителей, членов Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Идея создания Политехнического музея сформировалась в шестидесятые годы XIX века. Страна переживала эпоху реформ Александра II. Формировался фундамент отечественного капитализма, требовались новые технические идеи и знания.
23 сентября 1872 года высочайшим повелением императора Александра II был учрежден Комитет для устройства в Москве Музея прикладных знаний и управления им. Его почетным председателем стал великий князь Константин Николаевич. В состав Комитета вошли также московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков, московский городской голова И. А. Лямин, вице-президент ИОЛЕАиЭ А. Ю. Давидов, профессор А. П. Богданов, директор Императорского технического училища В. К. Делла-Вос.
Основой для будущего музея стала часть экспонатов Всероссийской Политехнической выставки 1872 года, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I. Политехническая выставка разместилась в центре Москвы во временных павильонах. Большинство из них представляли собой небольшие деревянные постройки в «русском стиле». «Гвоздем» выставки стал павильон Морского отдела, выстроенный целиком из металла и стекла. Металлический каркас здания был выполнен из рельсов на заводе Путилова в Петербурге. Современники приняли павильон с восторгом. И. Репин писал: «Из всех павильонов Морской отдел очень хорош, по крайней мере, общеевропейская вещь».
Наиболее значительным по представленной экспозиции стал Технический отдел. Здесь можно было наблюдать в действии десятки промышленных и кустарных производств: от токарных станков до водокачки.
После закрытия Политехнической выставки экспонаты перевезли в помещение на Пречистенке, и 12 декабря 1872 года Политехнический музей впервые открыл свои двери для посетителей. В числе первых поступлений в музей с выставки были коллекции по истории фотографии, мореходных инструментов, метеорологических приборов, коллекции мер, гальванопластики. Особое место занимал подарок музею от изобретателя гальванопластики академика Б. С. Якоби – первая его работа 1838 года, образцы различных гальванопластических произведений из меди, железа, никеля и латуни с железным барельефом самого изобретателя.
Для полноценной работы площадей музея становится не достаточно, поэтому начинается строительство собственного большого здания на Лубянской площади. Проект этот осуществляется под руководством архитектора И.А.Монигетти, который известен сооружением Морского отдела Политехнической выставки, Аничкого дворца в Петербурге и парковых построек в Царском селе.
Строительство музея ведется на протяжении 30 лет. Над его обликом трудились архитекторы Н. А. Шохин, А. Е. Вебер, князь Г. И. Макаев. В 1896 году было возведено правое крыло, в 1907 г. - левое, куда вошла, ставшая вскоре знаменитой Большая аудитория.
Все эти годы в Политехническом музее выступают с лекциями такие выдающиеся ученые, как Столетов, Яблочков, Тимирязев, Менделеев, Жуковский.
Постоянно пополняется его коллекция, здесь можно ознакомиться с последними изобретениями в области инженерной мысли.
Деятельность Политехнического музея отражает все политические и исторические изменения в жизни России. Сразу после Октябрьской революции он становится ареной жарких политических баталий и приобретает еще одно направление деятельности - политическое.
В 1920-е годы отмечается активизация научно-исследовательской работы музея, пополняются фонды, открываются новые лаборатории. Но, к сожалению, не обходится без потерь: изымаются «идеологически чуждые» экспонаты и увольняется часть сотрудников.
В 1930-х годах Политехнический часто принимает у себя известных людей, среди них Н.Бор, Л.Фейхтвангер, знаменитые челюскинцы и летчики: Чкалов, Байдуков и Беляков совершившие беспосадочный перелет Москва-Нью-Йорк.
Во время Великой Отечественной войны музей закрывают для посещения, но он продолжает вести работу, направленную уже на решение оборонных задач. В 1944 году восстанавливается прежний режим работы.
Бурное развитие новых направлений науки в послевоенные годы приводят к появлению в музее новых разделов и экспозиций: ядерная энергетика, химия полимеров. Космическая эра, открытая Советским Союзом, приносит в Политехнический музей новые экспонаты в раздел Космонавтики.
В 1970-е годы Политехнический музей входит в состав международной организации музеев - ИКОМ. А с 1991 года Указом Президента России музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны.
13 января 2013 года музей был закрыт на реконструкцию.

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны

Телевизионная программа (Россия, 2007).
Режиссер Евгений Хмелев.
Художественный руководитель Лев Николаев.


Олеся Семенова
«Прекрасен фасад Политехнического музея…»

(в сокращении, полностью - по заголовку-ссылке)
"Наше Наследие" № 99 2011

Музейное здание — не просто «внешний футляр учреждения», это его лицо, которое отражает индивидуальные особенности, отличает от многих других подобных учреждений; с него начинается контакт посетителя с музеем, оно само по себе является важнейшим экспонатом, особенно в таком музее, как Политехнический.

Центральный фасад Политехнического музея с южным и северным крыльями. Чертеж И.А.Монигетти.
Архив Политехнического музея

Здание Политехнического принадлежит к числу заметных построек в самом центре Москвы, является памятником архитектуры, упоминается во многих архитектурных словарях, справочниках, монографиях, в том числе в связи с именами зодчих, которые принимали участие в его проектировании или строительстве.

Еще до открытия Политехнической выставки Комитет ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии) рассматривал некоторые варианты размещения будущего музея: на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке, на университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади.

Решение вопроса ускорилось, когда он был передан на обсуждение в Московскую Думу. По мнению думской комиссии, «местность, предназначаемая для такого учреждения, как музей, должна соответствовать двум условиям: во-первых, она не должна быть удалена от центра города для удобства посещения его публикой, и во-вторых, она должна быть достаточно обширна для возможности расширения музея в будущем…». В качестве такой местности предлагалась Лубянская площадь, «имеющая значительное протяжение и близкая к центральным частям города».

8 февраля 1872 года было принято решение о безвозмездной уступке на Лубянской площади территории, необходимой для постройки здания. Также решено было ассигновать из государственного казначейства от 400 до 500 тыс. рублей для будущего музея.

Первоначально привлекательной казалась мысль о монументальном, многоэтажном здании, которое могло бы постоянно расти и увеличиваться, а по архитектуре и стилю служило бы украшением столицы, памятником веку. Затем, основываясь на предложении президента ИОЛЕАиЭ профессора А.П.Богданова, решено было разделить музейный фонд на две части, причем для естественно-исторической его части устроить павильоны в первом Александровском саду. Комитету по устройству музею удалось получить территорию в Александровских садах в свое распоряжение, были составлены проекты зданий для зоологического, сельскохозяйственного и других «естественных» отделов музея, но нехватка средств не позволила осуществить эти планы. В 1897 году музей возвратил территорию в Александровском саду Дворцовому ведомству.

10 июня 1874 года Московская городская дума передала Комитету 2504 квадратных сажени земли вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Таким образом решился вопрос относительно места для будущего здания музея.

Из-за проблем, прежде всего, с финансированием, строительство проходило в три очереди. Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет.

Центральный корпус музея. Фотография конца XIX века.
Архив Политехнического музея

В 1877 году был выстроен центральный корпус, через десять лет приступили к строительству южного крыла, а спустя тридцать три года после начала стройки — завершены работы по возведению правого крыла.

Южный фасад музея. Вид с Ильинской площади. Литография начала ХХ века.
Архив Политехнического музея

В результате, при сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте И.А.Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же, казалось бы, традициях «русского стиля», приобретает новые черты — композиционные элементы фасада «растянуты», сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть — яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса, а трехчастный северный фасад с выступающим аттиком выявляет главенствующее по отношению к окружающей застройке положение Политехнического и достойно замыкает Лубянскую площадь с юга.

9 сентября (22 сентября по новому стилю) 1904 года в газете промелькнуло короткое сообщение о том, что «…состоялась закладка левого крыла здания Политехнического музея, воздвигаемого инженером Г.И.Макаевым…» с Большой аудиторией. Кроме помещений Большой на третьем этаже располагались еще две изолированные аудитории на 200 человек, так называемые, «Малые аудитории», а также химическая и физическая лаборатории. На последнем этаже помещалась метеорологическая станция. В стеклянном фонаре на крыше была помещена физиологическая теплица. Все это — «для устройства лекций образовательного порядка». Строительство растянулось до 1908 года. По мнению Г.Е.Медведевой, другие здания, в которых бы сохранилась «подлинная лаборатория с обстановочным комплексом в полном сборе <имеется в виду лаборатория при химической аудитории XIX века, где готовились демонстрационные реактивы и приборы>, — нам не известны»

Двухсветная аудитория, оборудованная системой вентиляции, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, со световым фонарем в центре сооружалась по проекту и под наблюдением инженера А.А.Семенова, и сразу же творение удостоилось похвал. Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись. Прежде здесь вместо нынешних кресел стояли березовые скамейки, на сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. В центре потолка имелось застекленное пространство размером 8Ч4 метра, через которое падал дневной свет. Общая площадь Аудитории равнялась 122,8 квадратным саженям, в ней было 842 нумерованных и 60 ненумерованных места. Стоимость полного оборудования составила 50000 рублей. Первая лекция была проведена 11 октября 1907 г. Обществом Народных университетов.

Слушатели сразу оценили безукоризненную акустику, расчеты которой провел А.А.Семенов. Профессор Д.Н.Анучин отмечал в отчете за 1910 год, что «новая Большая аудитория Политехнического музея является лучшей аудиторией в Москве». Комитет Политехнического музея постановил в честь авторов проекта поместить в аудитории мемориальную доску с надписью: «Аудитория сооружена в 1907-1908 годах по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Александровича Семенова, при ближайшем сотрудничестве архитектора И.П.Машкова, 3.И.Иванова и инженера путей сообщения Н.А.Алексеева». За свои труды по устройству Большой аудитории Политехнического музея он был награжден чином Действительного Статского Советника. Возглавлял Семенов и специально созданную Комиссию Политехнического музея, следившую за строительством левого крыла.

Увы, ни эта мемориальная доска, ни память о Действительном статском советнике Семенове не сохранились. А между тем вклад этого военного инженера в создание Политехнического музея и в целом, как увидим в дальнейшем, музейного дела в Москве — огромен.

Имена архитекторов принято указывать в путеводителях и специальной литературе, а об инженерах, создававших наравне с ними памятники архитектуры, вспоминают не всегда. Алексей Семенов (1841-1917) родился в Вятской губернии, сначала учился в Константиновском военном училище, затем окончил по первому разряду курс в Николаевской инженерной академии, а позже работал в инженерном управлении Московского военного округа. В течение первых семи лет удостоился трех наград: ордена святого Станислава 3-й и 2-й степеней и ордена святой Анны 3-й степени. Летом 1871 года вышел в отставку и принял участие в организации Севастопольского отдела Политехнической выставки. Воспоминания о Крымской войне 1853-1856 годов тогда были свежи, и возникла идея «представить по возможности полную картину славной обороны Севастополя, как в боевом, так и в военно-санитарном отношении, и тем самым распространить в народе верное понимание той памятной эпохи». Павильон Севастопольского отдела не уступал Морскому и располагался в Кремле на площади перед Николаевским дворцом. Еще в декабре 1871 года главный устроитель отдела Н.И.Чепелевский выдвинул идею создать для собранных к Севастопольскому отделу материалов постоянное хранилище — Русский национальный музей: «Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — писал он в докладе, представленном цесаревичу, — должен собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и замечательнейшие события». И уже 9 февраля 1872 года император повелел строить таковой в Москве, ставший Историческим музеем. Архитектор В.О.Шервуд, по проекту которого возводилось здание, взял А.А.Семенова в соавторы «по технической части». Шервуд полагал, что «приходит момент ясного народного сознания, и от этого момента зависит вся наша будущность. Народу нужен ясно воплощенный образ его собственного чувства, нужен идеал, к которому стремиться». Этой исторической потребности должно было отвечать и здание Исторического музея. «Необходимо строить в России по-русски!»

А.А.Семенов активно участвовал в этой стройке. Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П.П.Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки начала 1900-х годов) и многие другие.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, «раздевальни»), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский проезды был устроен двухсветный пассаж, то есть, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. Впрочем, по условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Северный фасад Политехнического музея

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений.

Деталь центрального фасада

Фонари советского времени, вписавшиеся в облик северного фасада

Начальные исследования цветового решения фасадов показали, что они не были монохромными как сегодня, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики. На фасаде северного крыла в трех архивольтах видна пострадавшая от времени, но укрепленная и законсервированная монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Г.И.Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло.

Фресковый триптих в архивольтах северного фасада

Триптих выполнен в технике фрески, которая, вообще говоря, для эпохи модерна характерна, однако в Москве не привилась: здесь чаще в фасадах использовали майолику. Так что фреска на фасаде северного крыла Политехнического — редчайший памятник.

Акварельные эскизы этих фресок без подписи автора хранятся в отделе письменных источников Политехнического музея. Они символизируют поэтику человеческого труда в образах крестьянина, вспахивающего поле, и двух рабочих в кузнице, а также знание, которое олицетворяется книгой в руках ребенка в семейной группе на фоне лучей восходящего солнца. С определенной вероятностью можно утверждать, что в создании фресок принял участие художник Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Павловича Машкова, участвовавшего в проектировании Большой аудитории.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Первоначально она «предполагалась из четырех маршей, ведущих только в 1 эт<аж>, а из 2 эт<ажа> в верхний две особые лестницы, но по непредвиденным обстоятельствам эта лестница была заменена более шикарной, но для ходьбы не совсем удобной». Сегодня сохранился лишь эскиз светильников парадной лестницы с автографом Шохина и разрез лестницы, подписанный им же, но ни одного подписанного чертежа найти не удалось. Парадная лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Гипсовые балясины парадной лестницы

Архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях, в экспозиционных залах стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом, лепными плафонами.

Интерьеры залов музея

Присутствуют система разнообразных сводов; полуциркульные вверху двух - и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками-скобами; лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы; фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц; напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка); кафельные печи; мебель; зеркала. Интерьеры Политехнического музея пострадали больше всего в зонах, не использовавшихся под музейные цели. «При расчистках стен под 20-25 слоями краски обнаружена первоначальная отделка — гипсовая штукатурка, имеющая специфическую пропитку, внешне делающая ее похожей на искусственный мрамор. Поверх нее накладывались очень тонко градированные колера. Подобную систему покраски еще предстоит изучить. Что касается самих лестниц, то первые расчистки поручней показали здесь наличие искусственного мрамора».

Не только уникальные коллекции, которые видят посетители, но и практически все элементы, образующие внутренние пространства музея — стены, полы, лестницы, плафоны, светильники, — являются подлинными экспонатами. И даже если в результате грядущей реконструкции музея их по причинам естественной ветхости не удастся сохранить на своих местах, образцы их могут войти в фонд ныне, увы, не существующего, однако бывшего в начале ХХ века Архитектурного отдела музея.

Архитектурный отдел музея. Фотография конца XX века.
Архив Политехнического музея

Помимо хорошо известных, в Политехническом музее множество внутренних лестниц, недоступных посетителям, причем все они не похожи друг на друга. Например, у лестницы в подвальной части даже самые простые марши монументальны: крашеное литье, доломитовые ступени, колонки с кубическими капителями — это стилистические русско-византийские элементы, проходящие через многие помещения музея.

Перила и балясины крашеного чугунного литья музейной лестницы

Уникальные гипсовые торшеры парадной лестницы

До самого последнего времени торшеры парадной лестницы были окрашены привычной для современных посетителей белой краской. Сегодня они предстают в соответствующем стилю ярком облачении, как, считают реставраторы, они и были замыслены. Исследования показали, что сделаны торшеры из гипса, что является беспрецедентным для предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

В интерьерах сохранились подлинные стеклянные плафоны; керамические полы и паркетные, из колотого дуба. Есть и редкие элементы советского периода, достаточно удачно вписанные в исторические интерьеры.

На здание Политехнического музея долгое время не обращали должного внимания. Лишь в конце 1990-х годов оно было внесено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Политехнический — современник Исторического музея. Но если здание последнего общепризнанно уникальным памятником архитектуры федерального значения, то, что касается Политехнического, федеральный статус памятника имеет только его Большая аудитория».

Большая аудитория Политехнического музея

Политехнический музей — одно из первых в России зданий общественного назначения, внутренняя и наружная отделка которого была выполнена в русском стиле. Он открыл целую серию построек подобного рода в центре Москвы. «Спутник зодчего по Москве» за 1895 год сообщал: «Можно надеяться, что возрождение русского зодчества, начатое Москвою, будет продолжаться и постепенно прогрессировать; первыми из общественных зданий, построенных в русском стиле, являются Политехнический и Исторический музеи, позднее театры Корша и Парадиз, Городская дума, Верхние и Средние городские торговые ряды».

Хочется привести совершенно справедливые слова И.П.Машкова, относящиеся к архитектуре первопрестольной последних десятилетий XIX века: «В рассматриваемый период времени Москва значительно изменила свою физиономию, вследствие множества появившихся новых зданий, как общественных, так и частных. В это сравнительно короткое время некоторые части города стали совершенно неузнаваемы; между прочим, появилось несколько грандиозных зданий, которые по значению и размерам своим, являются одними из выдающихся зданий Европы».

Одно из них — здание Политехнического музея на Лубянской площади — и в наши дни зримо свидетельствует о таланте и высоком профессионализме отечественных зодчих, сумевших в конце XIX — начале ХХ века украсить древний город прекрасным архитектурным памятником, требующим от нас, людей XXI века, заботы и внимания.

PS :
В ближайшие шесть лет здание музея планируют существенно перестроить . За него возьмётся японский архитектор Джунио Ишигами, победивший в конкурсе проектов в октябре минувшего года.
Подробнее - Прикультуренное место
"Аргументы недели" , 05.04.2012

Политехнический музей (Политех) по адресу , дом 3/4 является одним из первых научно-технических музеев планеты. Он был создан на основе экспонатов Политехнической выставки, проводившейся в городе Москве в 1872 году.

Сегодня главное здание Политехнического музея находится на реконструкции. Обновленный музей откроет свои двери в 2018 году.

Фото 1. Здание Политехнического музея на Новой площади, 3/4

История строительства Политеха

Возведение здания музея стало возможным благодаря тому, что в 1871 году Городская дума выделила на эти цели 500 тысяч рублей, а также передала участок земли в , 4. Непосредственно у Политехнический музей оказался в 1966 году, когда со стороны одного из его фасадов был снесен «дом Шипова» (он же - «Шиповская крепость), в котором располагалось до революции Императорское Человеколюбивое Общество.

Впервые экспозиция музея была представлена в 1872 году на , где она проходила во временно устроенном здании.


В 1877 году архитектором Ипполитом Антоновичем Монигетти был завершен проект центральной части нового музейного здания на нынешней Новой площади, 3/4. Строительными работами руководил архитектор Николай Александрович Шохин.

Южная часть Политехнического музея в Москве, в которой располагались также Лубянско-Ильинские торговые ряды, построили по проекту архитектора Николая Александровича Шохина спустя шесть лет - в 1883 году (строительные работы велись под руководством зодчих и его помощника ).


Северный корпус возвели в период с 1903 по 1907 годы. Проект был составлен архитектором Георгием Ивановичем Макаевым, а работами руководили Василий Иванович Ерамишанцев и .

Политехнический музей - это 190 тысяч предметов, порядка 150 коллекций различных тематик, а его библиотека насчитывает около 3,5 миллионов книжных и печатных изданий.


Некоторые исторические факты

  • основа первой экспозиции - экспонаты Всероссийской Политехнической выставки, приуроченной к 200-летию рождения императора Петра I;
  • изначальное предназначение музейного комплекса - музей прикладных знаний. Его первая экспозиция насчитывала 9 отделов, рассказывающих о достижениях России в области прикладных наук, среди которых физика, химия, зодчество и др.;
  • в здании музея в 1907 году была открыта Большая аудитория, ставшая главной публичной площадкой города Москвы. Именно там проводили публичные научные опыты, читали лекции, проводили диспуты, различные литературные вечера. В разные годы здесь выступали ученые Нильс Бор, Константин Тимирязев, Илья Мечников, а также представители творческой интеллигенции Александр Блок, Булат Окуджава, Владимир Маяковский, Евгений Евтушенко и многие другие;
  • в годы Первой Мировой в здании на Новой площади, 3/4 были оборудованы лазареты для раненых солдат и офицерских чинов, функционировал рентгенологический кабинет, в котором проходили обследование больные всех московских больниц;
  • в Центральный институт политехнических знаний музей переименовали в 1919 году. Главным в его деятельности считалось проведение различных научных исследований, а также распространение в Стране Советов научных знаний и открытий в популярном для населения формате;


В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные