Шедевры мировой культуры. Гератские миниатюры. Шедевры мировой культуры Кафедра зарубежной литературы

Пришлось копаться и сканировать, что бы показать некоторые шедевры, хранящиеся, в основном, в Британском музее. Это миниатюры из рукописей мастерских Герата и Тебриза конца 15 - начала 16 века.

Итак, время окончательного раскола между суннитами и шиитами. Время высшего расцвета искусства Персии, Афганистана и Ср.Азии. В центре мира - Герате (Афганистан) постепенно возникает блестящая школа миниатюристов, поначалу строгая и геометричная, суховатая. Вот Бен Гур в Черном Дворце:

Но подлинным гением стал знаменитейший художник мусульманского мира - Бехзад (Bihzad)

Бехзад, Александр (Македонский) встречается с отшельником:

Удивительная яркость и смелость цветовых контрастов сочетается у него с определёнными попытками передать реалии жизни:

Бехзад,сцена в общественной бане:

и экспериментами, которые могли бы привести к перспективе:

Но если он в этом и не преуспел, то колористику продвинул мощно:

В связи с переносом столицы, Бехзад перебирается в Тебриз. Под его влиянием уже существовавшая там школа миниатюры буйно расцветает. Художники узнаются по любимому колориту и приёмам. Султан Мухаммед:

Вот эта миниатюра,приписываемая легендарному Ага Мираку (Aqa Mirak), производит на меня наибольшее впечатление. Вложенные друг в друга прямоугольники, с уменьшающимся орнаментом, и финальное дерево в проёме беседки, пересекающее даже раму картинки, - завораживает

Конечно, процветала миниатюра и в других городах. И сопредельных странах. Оцените сочетание цветов - Казвин, худ. Шейх Мухаммад, "Поэт Лагари и тучный вельможа", "Тухфат-Ал-Ахрар"

На этом художнике и закончим...


Остаётся сказать, что в России находится одно из лучших собраний этих рукописей - Гос. библиотека им. Салтыкова-Щедрина, С-Петербург. Однако большая часть представленных здесь миниатюр - Британский музей, Лондон.

1. Введение.

На протяжении тысячелетий на территории Китая развивалась яркая культура.

На культуру Китая повлияло отношение к природе, как к органичному целому, живущему по своим законам.

Именно природа и закономерности её развития оказались в центре творческих поисков, надолго определивших особенности развития всех без исключения видов искусств. Жизнь человека в Китае соизмерялась с жизнью природы, её циклами, ритмами, состояниями. В Греции человек был “мерой всех вещей”, а в Китае он лишь малая частица природы.

Конфуцианство и буддизм оказали влияние на китайскую культуру. Многие китайские достижения относятся к Средневековью.

Китай все страны мира превзошёл,
Во всех искусствах до вершин дошёл.

2. Шедевры Китайской архитектуры.

Особенностями китайского зодчества является то, что зодчие могли найти наиболее живописное и естественное место для архитектуры. На вершине гор, высятся монастыри, в труднодоступных местах сооружены китайские храмы и пагоды, по краям дорог высятся каменные стелы, в центре шумных городов возведены роскошные дворцы императоров.

Вдоль северо-западной границы на 5 км протянулась Великая Китайская стена. Её возведение относится к 4-3 векам, завершилось в 15 в. Её назначение в том, чтобы оградить Китайское государство от набегов кочевых племён с севера. По её верху проложена дорога шириной 5-8 метров для продвижения войска. Это сооружение призвано было ограждать мощь Китайской державы.

Одно из наиболее распространённых построек стала пагода - мемориальная башня, возведённая в честь деяний великих людей.

Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 метров Внешний облик пагоды прост,в нём почти не используется декоративное убранство. Отличительной чертой пагоды являются заострённые края кровли. Это облегчает здание и подчёркивает устремлённость кверху.

64 метровая пагода Даяньта (Большая пагода диких гусей) - один из лучших образцов китайского стиля в зодчестве. Название пагоды восходит к легенде о знаменитом паломнике, которому во время странствия из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и указали место для возведения пагоды. Даяньта на фоне обширной горной гряды, возвышается над окрестностями города Сиань - бывшей столицы китайского государства. Семь этажей отделённых друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды, подчёркивая её устремлённость к небу. Вот почему издалека она производит впечатление тяжести и массивности.

Благодаря вытянутости пропорций, пагода кажется лёгкой и изящной.

Иллюзию высоты создают создают закруглённые сверху окна. В простых и прямых линиях пагоды зодчий сумел выразить возвышенный духовный порыв и величие своего времени.

Необычайным явлением в зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в горах. Пещерный буддийский

Монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры. Почти на 2 км тянется скала высотой в 60 м., в которой на различной высоте находятся свыше 20 пещер. Некоторые из них достигают высоты 15 м. И углублены вглубь скалы на 9-10 м. Каждая из пещер посвящена определённому буддийскому богу. Внутри множество изображений скульптур и рельефов на темы буддийских сказаний и легенд. Снаружи скала украшена скульптурными памятниками, барельефами, статуями. Пещерный храм поражает своей грандиозностью.

Основной формой культовых и жилых сооружений в Китае является прямоугольный в плане павильон, главная особенность Которого резные кронштейны, поддерживающие крышу. Высокая 2-х, 3-х, 4-х скатная крыша - характерный элемент китайской Архитектуры.Внутри здание разделено на 2 или 3 нефа, а снаружи имеет галлерею со столбами, так же поддерживающими крышу.

Подобная крыша защищала от снега, дождя. Скаты крыши имели строгую изогнутую форму, её концы загибались вверх. На коньках крыши укреплялись керамические фигурки с изображением фантастических животных и драконов, а позднее подвешиапли колокольчики.

Эмблемой Китая стал Храм неба в Пекине. 2-х ярусная коническая крыша, глазурованная синей черепиц конических крыш олицетворяютей, словно ослепительная горная вершина.

Грандиозный комплекс посвящён древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая. В которых почитались небо и земля.Именно это обстоятельство определило своеобразие архитектурного замысла. Обнесённый стенами он включает 3 основные святыни: Круглый в плане деревянный храм Молений об урожае, храм Небесного свода и беломраморный алтарь, где приносили жертвы духам Неба. В этом архитектурном храме много символичного: квадратная в плане территортя дворца символизирует Землю,здания храмов и алтарь. Обрамлённые круглой террасой – знак Солнца, остроконечные вершины конических крыш олицетворяют

Беспрерывный круговорот движений природных стихий.Зритель медленно прходит между арок, поднимаясь по многочисленным ступеням, постепенно вживаясь в ритм ансамбля, постигая его красоту и величие.

Мировую известность приобрело садово-парковое искусство Китая.

Подлинный шедевр садово-паркового искусства – комплекс Бенхай в Пекине.

В симметричную планировку Импераорского сада включены горки, сложенные из массивных каменных глыб, бамбуковые рощицы, посадки из редкостных деревьев и кустарников.Изящны беседки и павильоны с причудливым рисунком золотых крыш по берегам во

доёма с золотыми рыбками.В названиях павильонов отражены самые важные периоды сельскохозяйственного цикла(десять тысяч осеней, Десять тысяч вёсен) - пахота и сбор урожая.Около 700 мозаичных панно, выложенных из разноцветных камешков, украшают садово-парковый комплекс. На них изображены живописные пейзажи,изысканные растения, мифологические герои, сцены из театральных и оперных постановок.

В Императорском саду находится коллекция камней самых причудливых форм, привезённых из разных уголков Китая.

Рядом с этими необычными экспонатами зимой изеленеют сосны и шумит неувядающий бамбук, а весной пышно цветут дикая слива мейхуа и бело-розовые пионы. В начале осени источает аромат коричное дерево, пленяют своей красотой хризантемы.

3. Скульптура Китая.

Скульптура всегда пользовалась популярностью в Китае.она выражала идею могущества и неограниченной власти, ещё в 3 в. до н.э., когда сложилось государство Цинь.

Во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты.Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничные и всадники.в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора, создавшего первую китайскую державу.

Все фигуры полны экспрессии, правдоподобия и разнообразия движений.Военоначальники изображены застывшими в торжественных позах, лучники натягивают тугую тетиву, солдаты, припавшие на 1 колено, готовятся сразить невидимого врага. В раскраске вырвзилась иерархия рангов. Также были обнаружены 130 глиняных колесниц, 500 скульптурных лошадей.построенное в боевом порядке глиняное войско преданно охраняло покой своего правителя.

Погребальная пластика получила дальнейшее развитие в искусстве 7-13 вв. Погребальный ансамбль близ Сианя - столицы Китайской империи украшали скульптурные произведения, в которых воспроизведены сцены придворной жизни.Грациозные танцовшицы в ритмах танца,модницы в ярких одеждах, жонглёры и музыканты, слуги и кочевники.

Характерная особенность - связь скульптуры с буддийской религией Здесь можно увидеть страшных охранителей входа, попирающих драконов, бодтсатв-буддийских святых, монументальное изображение Будды.Одно из самых совершенных скульптур - 25 метровая статуя Будды Вайрочанны. (Владыки космического света), высеченная в горах в пещере Луньмынь.

4. Жанры Китайской живописи.

Стремление постичь через частное всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений составляет характерную черту китайской живописи.В основном она представлена вертикальными и горизонтальными свитками из шёлка и бумаги.вертикальные свитки развешивались по стенам и не превышали 3 м. Горизонтальные свитки предназначались для длительного рассматривания и достигали нескольких метров.Разворачивая подобный свиток зритель как бы отправлялся в путешествие.

Картины обычно писали тушью, или минеральными красками, сопровождая их каллиграфическими надписями.

Художник или цитировал поэзию или сам сочинял стихи.

Китайская живопись представлена различными жанрами: пейзажным, бытовым,портретным, историко-бытовым. Особый интерес представляют изображения типа “горы-воды”, “цветы - птицы”. Китайские художники умели выразить мысль о безграничности мира. В величественном изображении мира гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки путников.Они никуда не торопятся, просто созерцают красоту.

На горной вершине
Ночую в покинутом храме.
К мерцающим звёздам могу прикоснуться рукой.
Боюсь разговаривать громко:
Земными словами
Я жителей неба
Не смею тревожить покой
Ли Бо. “Храм на вершине горы”.

Так выразил гармонию чловека и природы китайский поэт Ли Бо.

Пейзажная живопись Китая не отличается богатством красок. Зачастую она монохромна, но сколько в ней оттенков и сочетаний.Огромное мастерство достигли художники в передаче воздушной перспективы. Тщательно продумывается формат и композиционное решение картины.Для изображения цепи гор выбирался горизонтальный формат свитка, для гористой местности с остроконечными вершинами сосен-вертикальный.

“Нельзя давать деревьев без числа: важнее показать как стройны и милы горы. Среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево.Далёкие горы нужно снижать и раскладывать, близким же рощам надо дать вынырнуть резко”.

В пейзажах китайских художников много символов: пара уточек символизировала семейное счастье, фазан-удачную карьеру, цветок лотоса – символ чистоты,гибкий бамбук - мудрость и противостояние жизненным невзгодам, сосна – аллегория долголетия, цветущая слива мейхуа - символ благородства и стойкости.

Одним из проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си. Именно в изменчивости природы заключается её красота.

Изысканно проста и немногословна монохромная картина Ма Юня “Утки, скалы и мейхуа”.

Жанр портрета - один из древнейших в китайской живописи.Он известен с 5 в. до н. э., связан с культом предков. Образ поэта Ли Бо воплощён в портрете Лян Кая.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ //

__________ _____________ 2011 г.

ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

(очная форма обучения)

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

«_ 8__»_04___2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы Протокол № 10

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

Объем 30 стр.

Завкафедрой ______________________________//

« 11 »г.

Рассмотрено на заседании УМК Института права, экономики и управления

г. Протокол № 1

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы .

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________//

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________//

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра зарубежной литературы

ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.62 «Биология»

(очная форма обучения)

Тюменский государственный университет

2011

Швейбельман мировой культуры. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.62 «Биология» (очная формы обучения) Тюмень, 2011, 30 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зарубежной

литературы, к. филол. н.,

Профессор

© Тюменский государственный университет, 2011.

© , 2011.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс по выбору Шедевры мировой культуры по сути своей является курсом, синтезирующим материал большого круга гуманитарных дисциплин: истории, истории искусств, культурологии, философии, психологии, литературы. Он носит информационно-познавательный, панорамно-обзорный, установочный характер. Этот курс дает представление об общих тенденциях мировой культуры и о конкретных произведениях (памятниках, шедеврах) культуры, которые в разные века и в контексте разных национальных культурных традиций воплотили эти общие тенденции и закономерности. Культура, тесно связанная не только с повседневной практической необходимостью, но и демонстрирующая уровень эмоционального и интеллектуального развития человечества, отражает весь диапазон многообразных жизненных явлений, специфически свидетельствует о коренных преобразованиях в человеческом обществе на определенном этапе его развития. Особое внимание уделяется изучению явлений, сыгравших значительную роль в становлении и развитии основных жанровых форм художественного творчества, а также – ведущих эстетических систем и художественных направлений.

Лекционный курс ориентирует на поэтапное изучение основных периодов развития мировой культуры: от античности до наших дней (преимущественно в ее европейской модели). Принцип организации лекционного материала – хронологический. Характеристика культурных достижений той или иной эпохи связана с анализом творчества наиболее ярких ее представителей. Художественная доминанта каждой эпохи позволяет переносить акцент с истории на историю философской мысли, историю культуры, на психологию, литературу, театр, живопись и т. д. Доминантой лекционного курса, позволяющей более или менее целенаправленно структурировать столь обширный материал, является концепция человека.

Историографический аспект лекционного курса находит дальнейшее развитие на практических занятиях. Получив в лекционном курсе общее представление о метаморфозах концепции человека в предшествующие эпохи, студент имеет возможность более обстоятельно, с исторической точки зрения, говорить о концепции человека в культуре XX века (живопись, литература, театр, кинематограф, виртуальный мир). К явлениям художественной культуры применяется целостный, типологический подход, что позволяет дать картину развития искусства в единстве его ведущих художественных тенденций, проявляющихся в разных направлениях, жанрах и стилях искусства и литературы.

Цель курса «Шедевры мировой культуры» – сформировать у студентов систему ориентирующих знаний об основных тенденциях развития мировой культуры на примере наиболее значительных ее явлений (архитектура, живопись, кинематограф, литература, скульптура, театр). ФГОС ВПО предусматривает знание выпускниками основных этапов истории культуры, основанное на последовательном изучении выдающихся достижений в области художественного творчества различных регионов мира, национальных школ.

Основные задачи – изучение истории культуры разных стран и регионов мира, углубленное познание исторических процессов в этих национальных культурах, их интерпретация отечественными и зарубежными искусствоведами, философами, историками, культурологами; выявление закономерностей взаимодействия общих тенденций в искусстве; формирование представлений о развитии концепции человека в разные эпохи и ее художественном воплощении; освоение основного корпуса мирового художественного наследия; систематизация общегуманитарного знания.

Основные дидактические единицы : автор, норма, традиция, новаторство, преемственность, теория и история культуры, теория и история искусства, художественные течения и направления, система основных понятий искусствоведения, эстетические категории, закономерности взаимодействия общих тенденций в области культуры и, в частности, в художественной сфере, преемственные черты в эволюции стилей, художественные методы, шедевры, язык культуры.

Материалом курса служат художественные произведения, научно-исследовательская литература , монографии и статьи по проблемам развития мировой культуры. Предлагаемый список научно-критической исследовательской литературы должен помочь студенту более глубоко и системно познакомиться с общими тенденциями развития мировой культуры.

Курс «Шедевры мировой культуры» ведется в течение 1-го семестра. Составной частью предмета является история эстетических учений и художественной критики, представляющих методологическую и теоретическую основы дисциплины. Данный курс является немаловажным элементов в системе развивающих гуманитарных дисциплин, позволяющих получить представление об общих закономерностях развития мирового культурного процесса.

Экзамен выставляется по результатам работы на практических занятиях, написания семестровой письменной работы (реферат на ОДО, контрольная работа – на ОЗО), предоставления глоссария и конспектов научных работ по актуальным проблемам развития культуры.

1.2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Шедевры мировой культуры» входит в раздел «Гуманитарный и социальный цикл. Бвариативная часть (дисциплины по выбору студента)». Развивая и углубляя гуманитарный элемент в образовании студента, приобретающего негуманитарную специальность, эта дисциплина является по-своему необходимым элементом профессиональной подготовки, поскольку расширяет общекультурный кругозор. Данный курс формирует систему знаний, способствующих освоению базовых гуманитарных предметов («История» и др.). Освоение данного материала позволяет получить представление об общих закономерностях развития мировой художественной культуры. Выдающиеся явления эстетической сферы, обладающие непреходящей культурно-исторической ценностью, изучаются в тесной связи с историей философии, литературы и языка, проблем общественно-политического устройства. Предложенный курс помогает выработать навыки самостоятельного изучения наиболее значительных явлений в истории художественного мировоззрения, по возможности научиться использовать приобретенные знания для совершенствования своей личности.

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной дисциплины.

В результате освоения дисциплины «Шедевры мировой культуры» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень (ОК-1).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать : основные понятия и термины теории и истории культуры; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества.

Уметь : применять на практике базовые навыки сбора специальных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий .

Владеть : основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.

2. СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1.1

Тематический план для очной формы обучения

Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме, в час

Итого количество баллов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Шедевры мировой культуры

Модуль 1

Культура – мир смыслов

0-11

Культура античного мира (Древняя Греция, Древний Рим)

0-11

Культура Средних веков

0-12

Культура эпохи Возрождения

0-12

Всего

1-8

8

8

52

68

4

0-46

Модуль 2

Художественная культура XVII века

9-10

0-10

Особенности европейской культуры XVIII века

11-12

0-11

Культура XIX века

13-14






Сооружения в Эль-Гизе своей грандиозностью и видимой бесполезностью поражали воображение уже в древности, что лучше всего передает арабская пословица: «Все на свете боится времени, но время боится пирамид». ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ - усыпальницы египетских фараонов. Крупнейшие из них пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Эль-Гизе в древности считались одним из Семи чудес света.


ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ - сады во дворце вавилонского царя Навуходоносора II (в. до н. э.), которые он приказал разбить для своей любимой жены мидийской царевны. Сады размещались на широкой четырехъярусной башне. Платформы террас были сложены из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Далее шли прокладки из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцовых плит, не пропускавших воду в нижние этажи сада. Все это сложное сооружение было покрыто толстым слоем плодородной земли, который позволял высаживать здесь самые крупные деревья. Ярусы поднимались уступами, соединенные широкими лестницами с плитами розового и белого цветов. Ежедневно тысячи рабов качали воду из глубоких колодцев на вершину в многочисленные каналы, откуда она стекала на нижние террасы. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев.



ЗЕВС-ОЛИМПИЕЦ - статуя Зевса работы греческого скульптора Фидия. Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища- храме Зевса, в священной роще Альтисе. Открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала ок. 17 м. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали рисунки Панэна, его ножки изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами. Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества.


МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ - усыпальница царя Карии Мавсола (умер в 353 до н. э.). Мавзолей был знаменит не только величием своей архитектуры, но и собранием скульптуры цоколь пирамиды, на которой покоились греческого типа храм и еще одна пирамида, украшали рельефы со сценами амазономахии самых прославленных скульпторов 4 в. до н. э. Леохара, Скопаса, Бриаксиса и Тимофея. Почти нетронутый мавзолей простоял ок лет посреди опустевшего города до 15 в., когда был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою опорную крепость на Эгейском море замок св. Петра (совр. Бодрум в Турции). Именно в стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857 английским археологом Ч. Т. Ньютоном рельефные плиты с цоколя гробницы (в настоящее время находятся в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле), статуи Мавсола и его жены Артемисии (продолжившей после смерти царя строительство уже общей их гробницы) и колоссальная колесница, венчавшая все сооружение.


ХРАМ АРТЕМИДЫ (Артемисион) в Эфесе - один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира. Храм богини был сооружен в 6 в. до н. э. архитектором Херсифроном из Кноса. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены. 21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен Геростратом. Когда Александр Македонский через 25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание. Храм занимал огромную площадь 110 х 55 м, высота коринфских колонн (их было 127), двойным рядом окружавших сооружение, также была грандиозной около 18 м.; кровля Артемисиона была покрыта мраморной черепицей. Одной из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост.



ФАРОССКИЙ МАЯК (Александрийский маяк) - маяк на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта. Строителем этого чуда техники, первого и единственного во всем греческом мире маяка колоссальных размеров, был Сострат Книдский. Путешественники, видевшие маяк, писали о хитроумно устроенных статуях, украшавших башню маяка: одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра. Удивительное сооружение простояло до 14 в., но даже в уже сильно разрушенном виде высота его составляла ок. 30 м. В настоящее время сохранился только цоколь маяка, целиком встроенный в средневековую крепость (сейчас база египетского флота).



КОЛОСС РОДОССКИЙ - гигантская статуя Гелиоса работы скульптора Хареса на острове Родос. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов, в высоту статуя была ок. 35 м, т. е. почти в три раза превышала «Медного всадника » в Петербурге. В основе статуя была глиняной с металлическим каркасом, сверху отделана бронзовыми листами. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал хитроумный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно ок. 13 и ок. 8 тонн). «Медный всадник»



«Восьмое чудо света» Самое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь ШихуанемСамое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь Шихуанем Самое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь ШихуанемСамое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь Шихуанем Самое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь ШихуанемСамое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь Шихуанем Самое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь ШихуанемСамое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь Шихуанем Восьмое чудо света находится в центре Китая. Экспозиция этого чуда света расположена в северных отрогах горы Лишань к востоку от города Сианя и состоит из погребальных статуй воинов и коней из гробницы Цинь Шихуана. Это отнюдь не обычная музейная экспозиция, ибо ансамбль состоит из трех громадных склепов. Общая площадь экспозиции составляет более 20 тысяч квадратных метров. В трех склепах насчитывается более семи тысяч фигур, более двухсот колесниц и огромное количество бронзового оружия. Музей был создан на раскопках, то есть непосредственно в месте обнаружения захоронения. Самое главное в этом чуде света это, конечно же, масштаб, заложенный первым китайским императором Цинь Шихуанем, которому удалось объединить две с лишним тысячи лет назад разрозненные княжества Китая в единое государство. Прозорливый владыка, стараясь попасть в бессмертие еще при жизни начал строить для себя вблизи города Чаньаня на западе Китая усыпальницу огромных размеров, она и стала впоследствии гробницей, в которой были найдены погребальные статуи воинов и коней. Двадцать лет назад этот памятник старины был включен ЮНЕСКО в Каталог мирового культурного и природного наследия.


Шедевры мировой культуры глазами генерала из стихотворения «Железная дорога». - Был я недавно в стенах Ватикана, По Колизею две ночи бродил, Видел я в Вене Святого Стефана, Что же… всё это народ сотворил? Вы извините мне смех этот дерзкий, Логика ваша немножко дика. Или для вас Аполлон Бельведерский Хуже печного горшка? Вот ваш народ эти термы и бани, Чудо искусства - он всё растаскал!.. -Ваш славянин, англосакс и германец Не создавать – разрушать мастера, Варвары! Дикое скопище пьяниц!.. Впрочем, Ванюшей заняться пора;..


1. Ватикан. Ватикан представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, где храмы, дворцы и крепостные сооружения сочетаются с произведениями садово- паркового искусства. Торжественным входом в Ватикан служит обрамленная колоннадами площадь Святого Петра. Колоннады ведут к собору Святого Петра крупнейшему католическому храму мира. Во дворцах Ватикана находятся всемирно известные музеи античной скульптуры, а в ватиканских садах казино Пия V и здание Ватиканской пинакотеки, где собраны произведения итальянской живописи XIV XVII веков.



4. Аполлон Бельведерский. Статуя Аполлона мраморная римская копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (ок до н. э., Музей Пио- Клементино, Ватикан). Название от ватиканского дворца Бельведер, где выставлена статуя. Долгое время считалась вершиной греческого искусства.




Электронные ресурсы: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. DVD-ROM. – М.: ООО Кирилл и Мефодий, CD Global Deejays / SoundofSanFrancisco (Progress) mp3.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы