Третьяковская галерея: залы и их описание. История государственная третьяковской галереи

Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.

Кто был основателем Третьяковки?

Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.

Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.

Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.


История Третьяковской галереи

Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.


Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. "Мальчик в бане" (1858)

На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.

Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.

Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.


Картина Луи Каравака "Портрет императрицы Анны Иоанновны". 1730 год
"Крестьянин в беде" скульптора Чижова М.А.

Здания Третьяковской галереи

Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.


Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.

В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.



Что посмотреть в Третьяковской галерее

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.

Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII - первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.

"Утро в сосновом лесу" Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год "Богатыри" Виктор Васнецов. 1898 год

Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.


Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».

Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.

В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.

К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).

Время работы


Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.

Как добраться

Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.

  • Знакомство детей с историей создания Третьяковской галереи, проведение краткой обзорной экскурсии по галерее.
  • Развитие кругозора учащихся.
  • Формирование их нравственной культуры.
  • Структура классного часа.

    1. Вступление.
    2. История семьи Третьяковых.
    3. Собирательская деятельность П.М. Третьякова.
    4. Обзорная Экскурсия по галерее.
    5. Заключение.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, выставка репродукций известных художников.

    1. Вступление (Презентация 1 , слайд 1)

    Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Собрание галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней.

    2. История семьи Третьяковых. (Слайд 2)

    Купеческий род Третьяковых ведет свою историю из уездного города Малоярославца Калужской губернии, откуда в 1774 году в Москву прибыл прадед П.М.Третьякова Елисей Мартынович (1704–1783) с женой и сыновьями. Следующие поколения Третьяковых успешно расширяли торговлю и приумножали капиталы. Особенно хорошо шли дела у Михаила Захаровича Третьякова (1801–1850), чему способствовала его удачная женитьба на дочери крупного коммерсанта по экспорту сала в Англию Александре Даниловне Борисовой (1812–1899). 29 декабря 1832 года у них родился первенец, будущий основатель знаменитой художественной галереи Павел Михайлович Третьяков. В 1848 году семью постигло горе: от скарлатины умерло четверо детей, а в 1850 году скончался и сам Михаил Захарович Третьяков. После его смерти все движимое и недвижимое имущество досталось двум сыновьям, Павлу и Сергею, которые успешно продолжили торговое дело отца. В 1852 году был куплен дом в Москве, в районе современных Толмачевских переулков, куда въехала семья Третьяковых.

    Старший из братьев Павел долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой (1844–1899), двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова (1841–1918). Было положено начало долгой счастливой семейной жизни. В семье все любили друг друга. Третьяковы любили путешествовать, с детьми и без детей, по родной стране и за границу. И Павел Михайлович, и Вера Николаевна были людьми, тонко чувствующими природу, искусство, музыку. Их дети выросли такими же. Павел Михайлович много трудился. Большую часть времени отнимало управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазинами, а все оставшееся время посвящалось любимому детищу – галерее. Была еще и благотворительная деятельность. Много сил отдал П.М.Третьяков Арнольдовскому училищу для глухонемых, попечителем которого являлся. Он также принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества, занимался попечительством о бедных, состоял членом Коммерческого суда, и конечно был членом разных обществ – художественных, благотворительных, коммерческих. Много хорошего сделал Павел Михайлович за свою жизнь. По его завещанию большие суммы денег были выделены на содержание галереи, на Арнольдовское училище, на различные стипендии. П.М.Третьяков скончался 4 декабря 1898 года, через 3 месяца умерла его жена Вера Николаевна.

    3. Собирательская деятельность П.М. Третьякова. (Слайд 3)

    Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович приобрел две первые картины русских художников “Искушение” Николая Густовича Шильдера и “Стычка с финляндскими контрабандистами” Василия Григорьевича Худякова.

    Тема бесправного положения женщины в русском обществе была очень актуальна во второй половине XIX века. Это явление легло в основу картины "Искушение".

    … Мрачная подвальная комната. Здесь в бедности, живёт красивая девушка и её старушка мать. Дни матери сочтены. Тяжелобольная, она уже не встаёт с кровати за тёмной занавеской. Девушка зарабатывает вышиванием, но на заработанные честным трудом гроши невозможно прокормить себя и больную мать.

    И вот пяльцы заброшены, перед бедняжкой встает проблема выбора дальнейшего пути. Старуха – сводня уже тут как тут. Она протягивает юной героине дорогой браслет. В глубине картины в дверном окошке маячит бородатое лицо искусителя. Если девушка согласится, то он подарит ей этот браслет. Можно будет поесть досыта, позвать к матери врача. На лице девушки, в её движениях испуг и отчаянье… Конфликт усиливается аллегорией: на переднем плане полотна изображена кошка, которая готовится схватить мышь, беспечно прогуливающуюся под комодом. Эта сценка словно указывает на предрешенность выбора девушки.

    Следующая картина Василия Григорьевича Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами". На картине изображен реальный сюжет столкновения отряда таможенной стражи с группой контрабандистов.

    С этого времени П.М.Третьяков твёрдо решил собирать работы своих современников.

    4. Обзорная Экскурсия по галерее. (Слайд 4)

    Уже в начале своей деятельности коллекционера, Третьяков чётко сформулировал цель - создать в Москве национальный общедоступный художественный музей. Эту мысль Третьяков высказывал тогда, когда в петербургский Эрмитаж допускались только избранные, а названия картин, висевших в залах, были написаны по-французски. Третьяков замыслил создать музей, где будет представлена национальная русская школа живописи. Свою галерею Павлу Михайловичу пришлось собирать с нуля, зато он мог целиком положиться на свой вкус. В конце 1850-х годов в его собрании появляются полотна И.И. Соколова, А. Саврасова, М.П. Клодта.

    1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – “Княжна Тараканова” К. Д. Флавицкого. (Слайд 5)

    П.М.Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно. (Слайд 6)

    Особое место в собрании Третьякова занимала портретная галерея. К концу 1860-х годов П.М.Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников, артистов, учёных. Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. (Слайд 7)

    Приобретаемые картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. Места не хватало. В 1872 году было начато строительство двух первых собственно музейных залов, в 1874 году они были готовы. (Слайд 8)

    В 1882 году были пристроены 6 новых залов. В 1880-е годы собрание Третьякова значительно пополнилось. (Слайд 9)

    В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов. 1892 год стал для галереи знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Первоначально в состав коллекции входило 1287 живописных произведений, 518 рисунков и 9 скульптур. Сегодня Вы можете ознакомиться с уникальным собранием Третьяковской галереи, насчитывающим более 100 тысяч произведений, которое разделено на несколько разделов. (Слайд 10, 11, 12)

    5. Разделы Третьяковской галереи.

    Первый раздел включает в себя древнерусское искусство XII-XVIII веков. Здесь во время экскурсии Вы увидите уникальные иконы, скульптуры, мелкую пластику, прикладное искусство (около 5 тыс. экспонатов). (Слайд 13)

    Второй раздел включает в себя живопись XVIII - первой половины XIX века. (Слайд 14)

    Третий раздел включает в себя живопись второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (около 7 тысяч произведений). (Cлайд 15)

    В ходе экскурсии Вы сможете оценить уникальность русской графики XVIII - начала XX века (свыше 30 тысяч произведений), русскую скульптуру XVIII - начала XX века (около 1000 экспонатов). (Слайд 16)

    Интересна коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу. (Слайд 17)

    6. Знакомство с творчеством отдельных художников.

    6.1 Картина Виктора Васильевича Васнецова “Алёнушка”. (Слайд 18)

    Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось много этюдов этого времени. Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку.

    6.2 Картина Александра Иванова “Явление Христа народу”. (Слайд 19)

    В 1834 году художник написал “Явление воскресшего Христа Марии Магдалине”. Через три года художник приступил к созданию “Явления Христа народу”. На написание этой картины ушло 20 лет (1837-1857), после чего она была представлена публике в отдельном зале Академии Художеств.

    6.3 Творчество Павла Андреевича Федотова. (Слайд 20)

    “Свежий кавалер" первая картина, в которой художник добился полной реальности в изображении всех предметов обстановки. Вся картина исполнена как миниатюра: она написана чрезвычайно детально с неослабевающим вниманием и к каждому куску пространства и к каждому предмету. Действие происходит в тесной и темноватой комнатушке. Среди безобразного хаоса возвышается фигура "Свежего кавалера", нацепившего орденский крестик на халат. Здесь все построено на комических противоречиях. Сатира Федотова, как и Гоголя, бьет много дальше молодого хвастуна и его смазливой кухарки. "Свежий кавалер" – это апогей чванства и пошлости”.

    В "Завтраке аристократа" цветовое единство строится на основе доминирующего зеленого цвета интерьера. Контрастом этому зеленому звучат синий цвет халата и малиново-красный – шелковых шальвар "аристократа". Каждый цвет необычайно интенсивен, полнозвучен, что, не мешает цельности общего цветового решения.

    В 1848 году Федотов создает свою самую значительную картину – “Сватовство майора”. За нее художнику присвоили звание академика живописи. На академической выставке 1848 года около картины теснились толпы зрителей. Это было новое слово в искусстве, свежее и смелое своею искренностью, правдивостью, глубиною мысли, серьезным критическим направлением. Имя Федотова гремело по Петербургу. Каждая мелочь в “Сватовстве майора” имеет свой смысл, оправдана и обладает определенным назначением для характеристики персонажей, или для пояснения ситуации. В ней нет ничего случайного. Суть картины не исчерпывается живостью изображения сцены. И психологически, и социально она глубока и содержательна. Это не просто сценка, вырванная из гущи жизни. Тема картины – брак по расчету. Брак, превращенный в коммерческое предприятие, брак, поруганный корыстолюбием, циничная проза, не прикрытая никаким поэтическим флером, одна обнаруживающая низменность, бессердечие людей. В картине нет ни одного положительного персонажа. Это настоящее “темное царство”. Это уже не упрек. Это суровое обвинение, жестокая критика.

    6.4 Картина Василия Владимировича Пукирева “Неравный брак”. (Слайд 21)

    В основу работы над картиной художником было положено действительное событие. В 1861 году, то есть за год до создания картины, состоялось обручение одного богатого фабриканта, уже достаточно пожилого, и молоденькой девушки из бедной семьи, некой С. Н. Рыбниковой. Пукирев знал об этом обручении от своего друга и ученика С. М. Варенцова. По рассказу последнего, он и С. Н. Рыбникова любили друг друга, но по неизвестным нам сейчас причинам девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе.

    6.5 Творчество Василия Григорьевича Перова. (Слайд 22)

    Про картины Василия Григорьевича Перова говорили, что они “больно кусаются”. Перов видел, как страдает народ, сочувствовал ему, страдал вместе с ним.

    Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продувает насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек помогает им вытащить сани на пригорок. Перов назвал картину “Тройка”. Сколько горечи и боли в этом названии! Мы привыкли к песням о лихой тройке, о резвой тройке, а тут – тройка измученных детей.

    К названию картины – “Тройка” – Перов приписал: “Ученики мастеровые везут воду”, потому что в ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Их называли учениками.

    6.6 Картина Ильи Ефимовича Репина “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года”. (Слайд 23)

    Сюжетом для картины послужил подлинный исторический факт - убийство царем Иваном IV своего старшего сына Ивана. Об этом говорит и точная дата в названии картины. Причина убийства Грозным царем своего сына долгое время оставалась невыясненной. Некоторые современники считали причиной царского гнева чисто семейную сцену; другие полагали, что между царем и царевичем возник спор по вопросу о помощи осажденному поляками Пскову. Возможно, что большую роль сыграла и провокация бояр, желавших поссорить Ивана Грозного с сыном.

    6.7 Творчество Василия Ивановича Сурикова. (Слайд 24)

    Картина “Утро стрелецкой казни” написана в 1881 году. Мы видим Красную площадь, заполненную многолюдной толпой. Справа верхом на коне – государь Петр Алексеевич с небольшой группой сподвижников Петр и его соратники показаны на фоне кремлевской стены со строгими, четко очерченными башнями. Личность человека, вставшего на пути перемен, неизбежно перемалывает колесо истории, и Суриков с его даром монументалиста и исторического живописца это осознавал.

    После картины “Утро стрелецкой казни” Суриков погрузился в трагедию петровского любимца А.Д. Меншикова. После смерти Петра I в результате придворных интриг “полудержавный властелин” оказался низвергнутым с вершин власти. В окружении детей, в тесной избе, занесённой сибирскими снегами, коротает Меншиков свои дни. Власть, богатство и слава остались в прошлом. Но сила воли, несломленный характер, готовность активно жить и действовать Меншикову не изменили. Художник воссоздаёт не просто обстоятельства одного мгновенья, но трагедию человеческой жизни в картине “Меншиков в Берёзове”, написанной в 1883 году.

    Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской православной церкви в середине XVII столетия. Против церковных реформ патриарха Никона, начатых в 1655 году, выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году.

    6.8 Картина Архипа Ивановича Куинджи “Берёзовая роща”. (Слайд 25)

    Картина "Березовая роща" была написана в 1879 году и показана на седьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Реакция художников и зрителей была единодушной, Куинджи удивил всех необычайностью картины. Ничего похожего не помнили. Природа у А.И. Куинджи одновременно реальна и условна. Художник любуется русской природой.

    7. Передача Галереи г. Москве. (Слайд 26)

    Летом 1892 года умер Сергей Михайлович Третьяков, младший брат Павла Михайловича. Согласно завещанию, его собрание произведений иностранных и русских художников вошло в состав коллекции П.М. Третьякова. В августе 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание вместе с коллекцией брата в дар городу Москве. Галерея перешла в собственность города, а П.М. Третьяков был утвержден ее пожизненным попечителем. Дар П.М. Третьякова имел широкий общественный резонанс. Третьяков в декабре 1896 года был признан почетным гражданином Москвы.

    В 2006 году Государственная Третьяковская галерея встретила свое 150-летие. Юбилей был отмечен целым рядом крупных выставочных проектов. Одна из главных выставок юбилейного года – “Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность” – разносторонне представила образ жизни братьев Третьяковых, их характеры, историю создания их коллекций.

    8. Заключение. (Слайд 27)

    Сегодня мы познакомились с видным деятелем русской культуры, московским коллекционером – Павлом Михайловичем Третьяковым. Третьяков-коллекционер был в известном роде феномен. Современники немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого потомственного купца. Нигде специально не учившийся (братья Третьяковы получили домашнее воспитание, по преимуществу практического характера), он обладал, широкими познаниями в области литературы, живописи, театра и музыки. Размах собирательской деятельности и широта кругозора П.М.Третьякова были поистине удивительными. Он создавал первый в России музей, отражающий весь поступательный ход русского искусства.

    Используемая литература:

    1. В.М. Володарский “Государственная Третьяковская галерея”, Издательство “Аврора”, Ленинград, 1989.
    2. В. Порудоминский “Первая Третьяковка”, М., “Детская литература”, 1979.
    3. Н.Н. Ватолина “Прогулка по Третьяковской галерее”, М., “Советский художник”, 1983.

    Третьяковская галерея – это еще одна достопримечательность Москвы , которую обязан посетить каждый турист . Здесь расположена самая большая в России коллекция картин . Сейчас особняк в Лаврушинском переулке , фасад которого украшен лепниной , является знаменитой галереей , а в 19 веке – это был купеческий дом . В 1851 году этот особняк купил меценат , владелец бумагопрядильных фабрик и коллекционер живописи Павел Михайлович Третьяков . Изначально дом покупался для проживания и лишь намного позже он превращается в галерею .

    В 1854 году Третьяков приобретает 9 полотен и 11 листов графики старинных голландских мастеров и располагает их в своем особняке . По мнению историков , это и послужило созданием знаменитой галереи . Однако официальным годом ее основания является 1856 . В этом году для своей коллекции П . М . Третьяков приобретает два полотна – В . Г . Худяков «Стычку с финляндскими контрабандистами » и Н . Г . Шильдер «Искушение ».

    Вместе с Павлом приобретением полотен знаменитых живописцев занимается и его брат Сергей . Некоторое время любоваться коллекцией братьев Третьяковых может лишь узкий круг лиц . Но в 1867 году она впервые стала доступной для широкой публики . К этому году коллекция братьев Третьяковых состояла уже из 471 рисунка , 10 скульптур и 1276 картин . Подавляющее большинство работ было отечественных мастеров .

    Шло время . Коллекция все увеличивалась . К дому приходилось делать дополнительные пристройки . Появлялись новые залы . В 1892 году Петр Михайлович Третьяков передал галерею в дар Москвы . В 1904 году здание картинной галереи обрело знаменитый Васнецовский фасад . Эскиз фасада создал знаменитый русский живописец В . М . Васнецов (в честь него и назвали фасад ), а спроектировал В . Н . Башкиров .

    С каждым годом коллекция Третьяковской галереи увеличивалась , требовалось ее упорядочить . Игорь Эммануилович Грабарь , став в 1913 году сначала попечителем , а затем и директором галереи , впервые ввел в России расположение картин в хронологическом порядке .

    После революции было принято решение передать в распоряжение Третьяковской галереи соседние строения . Сначала к ней отнесли дом в Малом Толмачевском переулке (бывшее владение купца Соколикова ), а затем и церковь Св . Николая в Толмачах . С целью продлить время работы галереи , в 1929 году была проведена ее электрификация .

    В 1941 году коллекцию эвакуировали , а само здание серьезно пострадало . Однако уже к 1945 году большинство залов Третьяковской галереи восстановили , экспонаты вернули в Москву , и туристы смогли снова любоваться произведениями русских мастеров .

    В 1986 году здание галереи было закрыто на капитальный ремонт , который длился практически 10 лет . Часть экспозиции была расположена в одном из зданий на Крымском валу . Этот же год является и моментом образования Всероссийское музейное объединение , получившего название «Государственная Третьяковская галерея ». Сегодня в состав Государственной Третьяковской галереи , кроме этих двух зданий , входит еще и дом -музей П . Корина , музей -храм Св . Николая в Толмачах , дом -музей В . Васнецова и музей -квартира А . Васнецова , а также музей -мастерская А . Голубкиной . С 1995 года в здании купца Третьякова располагается коллекция экспонатов датированных до начала прошлого века . Произведения же 20 века находятся исключительно в здании на Крымском валу .

    Сейчас в коллекцию Третьяковской галереи входит свыше 55 тысяч экспонатов . Здесь есть не только картины , но и иконы , скульптуры , произведения декоративно -прикладного искусства . Экскурсия в Третьяковскую галерея будет очень интересной и принесет массу впечатлений .

    С обрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней.

    Д атой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", - писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: "...я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников".

    П ройдут годы, и благие намерения молодого коллекционера окажутся блистательно выполненными. В 1892 году Москва, а с нею и вся Россия, получили в дар от Третьякова большую (ок. 2 тысяч картин, рисунков и скульптур) и уже знаменитую галерею подлинных шедевров национального искусства. И благодарная Россия в лице ее ведущих художников заявит дарителю: "...Весть о вашем пожертвовании давно облетела Россию и во всяком, кому дороги интересы русского просвещения, вызвала живейшую радость и удивление к значительности принесенных Вами в его пользу усилий и жертв".

    В месте с собранием Павла Михайловича в дар Москве была принесена и коллекция его брата Сергея Михайловича, незадолго перед тем скончавшегося, бывшего в 1880-е годы московским городским головой, тоже собирателем, но уже преимущественно работ западноевропейских художников середины и второй половины XIX века. Ныне эти произведения находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа.

    ем же был Павел Михайлович Третьяков и чем руководствовался он в своих действиях и начинаниях? Всю свою жизнь Третьяков оставался крупным деловым человеком, и в славе и в безвестности он был достойным продолжателем торгового дела своего деда - московского купца 3-й гильдии, низшей в купеческой "табели о рангах". Третьяков умер именитым, почетным гражданином города Москвы, немало приумножив капитал своих предков.

    Н о "...моя идея, - скажет он в конце пути, - была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня во всю мою жизнь..." Как видим, идея общественного служения, типичная для его эпохи, по-своему им понятая и истолкованная, вдохновляла его.

    ретьяков - коллекционер был в известном роде феномен. Современники немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого потомственного купца. "Я должен сознаться, - писал в 1873 году художник И.Н.Крамской, - что это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем". Нигде специально не учившийся (братья Третьяковы получили домашнее воспитание, по преимуществу практического характера), он обладал тем не менее широкими познаниями, особенно в области литературы, живописи, театра и музыки. "Третьяков по натуре и знаниям был ученый", - скажет в 1902 году в своей "Истории русского искусства" художник и критик А.Н.Бенуа.

    Т ретьяков никогда не работал с "суфлерами". Будучи близко знаком с огромным числом художников, писателей, музыкантов и со многими очень дружен, Третьяков охотно выслушивал их советы и замечания, но поступал всегда по-своему и решения свои, как правило, не менял. Вмешательства в свои дела он не терпел. Крамской, пользовавшийся неоспоримо самым большим расположением и уважением Третьякова, вынужден был заметить: "Я давно его знаю и давно убедился, что на Третьякова никто не имеет влияния как в выборе картин, так и в его личных мнениях... Если и были художники, полагавшие, что на него можно было влиять, они должны были потом отказаться от своего заблуждения". Со временем высокий вкус, строгость отбора и, конечно же, благородство намерений принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему "привилегии", которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков получил право первым смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на выставках, но, как правило, до их публичного открытия.

    Визит Павла Михайловича к художникам всегда был волнующим событием, и не без душевного трепета все они, маститые и начинающие, ждали от Третьякова его тихого: "Прошу Вас картину считать за мной". Что было для всех равнозначно общественному признанию. "Признаюсь Вам откровенно, - писал в 1877 году И.Е.Репин П.М.Третьякову, - что если уж его продавать (речь шла о картине Репина "Протодьякон". - Л.И.), то только в Ваши руки, в Вашу галерею не жалко, ибо говорю без лести, я считаю за большую для себя честь видеть там свои вещи". Нередко художники шли Третьякову на уступки, а Третьяков никогда не покупал не торгуясь, и снижали для него свои цены, оказывая тем самым посильную поддержку его начинанию. Но поддержка здесь была обоюдной.

    удожники и историки искусства давно уже заметили, что, "не появись в свое время П.М.Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные: быть может, мы не знали бы ни "Боярыни Морозовой", ни "Крестного хода...", ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Государственную Третьяковскую галерею. (М.Нестеров). Или: "...Без его помощи русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь, так как Третьяков был единственный (или почти единственный), кто поддержал все, что было нового, свежего и дельного в русском художестве" (А.Бенуа).

    Р азмах собирательской деятельности и широта кругозора П.М.Третьякова были поистине удивительны. Каждый год, начиная с 1856 года, в его галерею поступали десятки, а то и сотни работ. Третьяков, несмотря на свою расчетливость, не останавливался даже перед очень крупными тратами, если этого требовали интересы его дела.


    Он покупал заинтересовавшие его картины, невзирая на шум критики и недовольство цензуры, как это было, например, с "Сельским крестным ходом на Пасхе" В.Г.Перова или с "Иваном Грозным..." И.Е.Репина. Покупал, если даже не все в картине отвечало его собственным взглядам, но соответствовало духу времени, как то было с полотном того же Репина "Крестный ход в Курской губернии", социальная острота которого не вполне импонировала собирателю. Покупал, если против выступали очень сильные и уважаемые авторитеты вроде Л.Н.Толстого, не признававшего религиозной живописи В.М.Васнецова. Третьяков отчетливо понимал, что создаваемый им музей должен не столько соответствовать его личным (или чьим-либо) вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства. Может быть, именно поэтому Третьяков-собиратель более других частных коллекционеров был лишен вкусовой узости и ограниченности. Каждое новое десятилетие вносило в его коллекцию новые имена и новые веяния. Вкусы создателя музея развивались и эволюционировали вместе с самим искусством.


    Отдавая, вольно или невольно, предпочтение современному искусству, Третьяков тем не менее с первых до последних шагов своей собирательской деятельности упорно отслеживал и щедро приобретал все то лучшее, что было на тогдашнем художественном рынке из работ русских художников прошедших эпох XVIII - первой половины XIX века и даже древнерусского искусства. Ведь он создавал, по существу, первый в России музей, отражающий весь поступательный ход развития русского искусства. Что не означает, что у Третьякова совсем не было просчетов и ошибок. Так, связывая свои надежды на великое будущее русской школы с творчеством передвижников, Третьяков почти не приобретал работы художников академического направления XIX века, и их искусство до сих пор слабо представлено в музее. Недостаточно внимания проявлял Третьяков и знаменитому Айвазовскому. В конце жизни собиратель явно с опаской присматривался к новым художественным тенденциям русского искусства 1890-х годов. Страстно любя живопись, Третьяков создавал в первую очередь картинную галерею, реже приобретая скульптуру и графику. Значительное пополнение этих разделов в Третьяковской галерее произошло уже после смерти ее создателя. И до сих пор почти все, что было приобретено П.М.Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.

    оначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых в начале 1850-х годов. Но уже к конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.

    С приобретением большой Туркестанской серии картин и этюдов В.В.Верещагина, вопрос о постройке специального здания картинной галереи был решен сам собой. В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов (ныне залы № 8, 46, 47, 48) первое помещение Третьяковской галереи. Оно было воздвигнуто по проекту зятя Третьякова (мужа сестры) архитектора А.С.Каминского в саду замоскворецкой усадьбы Третьяковых и соединено с их жилым домом, но имело отдельный вход для посетителей. Однако быстрый рост собрания скоро привел к тому, что уже к концу 1880-х годов количество залов галереи возросло до 14. Двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом со стороны сада вплоть до Малого Толмачевского переулка. С постройкой специального здания галереи собранию Третьякова был придан статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для любого посетителя без различия рода и звания. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве.

    о решению Московской городской думы, юридически теперь владевшей галереей, П.М.Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем. Как и прежде, Третьяков пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на капитал, выделяемый думой, так и на свои собственные средства, передавая такие приобретения уже в качестве дара в "Московскую городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых" (таково было тогда полное название Третьяковской галереи). Продолжал Третьяков заботиться и о расширении помещений, пристроив в 1890-е годы к существующим 14 еще 8 просторных залов. Умер Павел Михайлович Третьяков 16 декабря 1898 года.

    П осле смерти П.М.Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый думой.

    В его состав входили в разные годы видные московские художники и коллекционеры - В.А.Серов, И.С.Остроухов, И.Е.Цветков, И.Н.Грабарь. На протяжении почти 15 лет (1899 - нач. 1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина (1867-1959).

    В 1899-1900 годах опустевший жилой дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд галереи (ныне залы № 1, 3-7 и вестибюли 1 этажа). В 1902-1904 годах весь комплекс построек был объединен по Лаврушинскому переулку общим фасадом, построенным по проекту В.М.Васнецова и придавшим зданию Третьяковской галереи большое архитектурное своеобразие, до сих пор выделяющее его среди прочих московских достопримечательностей.

    Начале XX века Третьяковская галерея становится одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Она активно пополняется произведениями как нового, так и старого русского искусства. В 1913-1918 годах по инициативе художника и историка искусства И.Н.Грабаря, бывшего в те годы попечителем Третьяковской галереи, реформируется ее экспозиция. Если раньше новые поступления выставлялись отдельно и не смешивались с основным собранием П.М.Третьякова, то теперь развеска всех произведений подчиняется общему историко-хронологическому и монографическому принципу, соблюдаемому и поныне.


    Вид залов

    Н овый период в истории Третьяковской галереи начался после национализации галереи в 1918 году, превратившей ее из муниципальной собственности в государственную, закрепив за ней ее общенациональную значимость.


    В связи с национализацией частных коллекций и процессом централизации музейных собраний количество экспонатов в Третьяковской галереи к началу 1930-х годов увеличилось более чем в пять раз. В состав галереи влился ряд малых московских музеев, таких, как Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи И.С.Остроухова, частично Румянцевский музей. Одновременно с этим из состава галереи была выведена и передана в другие музеи коллекция произведений западноевропейского искусства, образованная из собраний С.М.Третьякова, М.А.Морозова и других дарителей.

    З а последние полвека Третьяковская галерея превратилась не только в огромный музей с мировой известностью, но и в крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей. Научные сотрудники галереи активно участвуют в разработке вопросов истории и теории русского искусства, устраивают многочисленные выставки как в нашей стране, так и за рубежом, читают лекции, проводят экскурсии, ведут большую реставрационную и экспертную работу, внедряют новые формы музейной компьютерной информатики. Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 200 тысяч томов книг по искусству; единственной в своем роде фото- и слайдотекой; оснащенными современной техникой реставрационными мастерскими.

    ыстрый рост коллекции Третьяковской галереи уже в 1930-е годы остро ставил вопрос о расширении ее помещений. Пристраивались, где это было возможно, новые залы, перестраивались и включались в комплекс галереи примыкавшие к ее территории жилые дома и иные постройки. К концу 1930-х годов экспозиционные и служебные площади были увеличены почти вдвое, но и этого было мало для быстро растущего и развивающегося музея. Начали разрабатываться проекты реконструкции Третьяковской галереи, включавшие в себя то проект сноса всех соседствующих с галереей зданий и расширение ее вплоть до набережной Обводного канала (проект архитекторов А.В.Щусева и Л.В.Руднева, 1930-е), то постройки нового здания на новом месте и переноса в него всей коллекции Третьяковской галереи (здание на Крымском валу, архитектор Н.П.Сукоян и др., 1950-1960-е). В результате многих дискуссий было принято решение о сохранении за Третьяковской галереей исторического помещения в Лаврушинском переулке. В начале 1980-х годов началась его реконструкция и расширение при активной поддержке директора Третьяковской галереи О.К.Королева (1929-1992). В 1985 году вступил в строй первый корпус - депозитарий, где разместились просторные хранилища для произведений различных видов искусства и реставрационные мастерские; в 1989 году - второй, так называемый Инженерный корпус, с помещениями для временных выставок, лекционным и конференц-залами, детской студией, информационно-компьютерной и различного рода инженерными службами. Реконструкция основного здания, начавшаяся в 1986 году, была завершена в 1994 году и окончательно галерея открылась для посетителей 5 апреля 1995 года.

    З а годы реконструкции сложилась новая концепция Третьяковской галереи как единого музея на двух территориях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточиваются экспозиции и хранилища старого искусства, начиная с древнейших времен до начала 1910-х годов, и в здании на Крымском валу, экспозиционные площади которого отданы искусству XX века. Выставки, как старого, так и нового искусства, устраиваются на обеих территориях. В процессе перестройки здания галереи в Лаврушинском переулке новую жизнь обрели многие находящиеся в непосредственной близости к галерее историко-архитектурные памятники, включенные теперь в ее состав. Так, восстановленной после разорения 1930-х годов и отреставрированной церкви Святителя Николая в Толмачах (XVI-XIX вв.) придан статус "домовой церкви" при музее, то есть церкви и музея одновременно; в старинных городских постройках XVIII и XIX веков по Лаврушинскому переулку (дома № 4 и 6) будут располагаться дополнительные музейные экспозиции русской графики и древнерусского искусства. Разрабатываются проекты постройки нового выставочного зала на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной.

    ынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов: древнерусское искусство XII-XVIII веков - иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов); живопись XVIII - первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений); русская графика XVIII - начала XX века (свыше 30 тысяч произведений); русская скульптура XVIII - начала XX века (ок. 1000 экспонатов); коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

    Всемирно известная Третьяковская галерея открыта для посещения туристами круглый год. Однако далеко не всем посетителям знакома история ее создания, а также имена людей, благодаря стараниям которых она появилась.

    Детство коллекционера

    Биография Павла Третьякова началась 27 декабря 1832 года. Будущий собиратель появился на свет в Москве в семье купца. Очень большое влияние на его жизнь имело основательное образование, которое Павел со своим братом получали на дому. Братья с раннего детства помогали своему отцу по работе.

    Желание помочь, а также расширить семейное дело, было настолько сильным, что молодые Третьяковы занялись производством бумаги - они стали владельцами бумагопрядильных фабрик с общей численностью рабочих - пять тысяч человек.

    Любовь к прекрасному

    Павел Михайлович Третьяков с самого раннего детства по характеру был очень добр, внимателен, отзывчив. Но при этом простота и доброта его сердца тесно переплетались с настоящей деловой хваткой, умением выделять главное, настойчивостью. Помимо своей основной деятельности (управителя фабрикой), Павел Третьяков страстно увлекался искусством. Молодой человек решил во что бы то ни стало собрать коллекцию лучших произведений той эпохи и горел этой идеей до конца жизни.

    Начав свою собирательную работу, Третьяков Павел Михайлович точно понимал стоящие перед ним цели и оценивал всю сложность работы. Сбор коллекции отнимал у него достаточно много времени. Поскольку, помимо своего увлечения искусством, Павел Третьяков вместе с братом занимался предпринимательской деятельностью, а именно управлением льнопрядильной фабрикой в Костроме и продажей бумаги и тканей, на искусство оставалось не так уж много времени. Но Павел Третьяков занимался этим благородным делом не из-за желания личной наживы, успеха, авторитета, славы. Ему претили эти чувства, и он всячески избегал любой мало-мальской огласки по поводу своего коллекционирования. Знаменит случай, когда после хвалебной статьи Стасова, где автор рассыпался в восхвалениях Павлу Михайловичу за его самоотверженный труд, Третьяков чуть не слег по болезни, расстроившись из-за этого. После инцидента Павел Михайлович вынужден был временно покинуть Москву. После этого собиратель отказался присутствовать на торжественной церемонии по поводу передачи Третьяковской галереи в собственность Москвы. Такое отношение к славе только подтверждает, насколько простой и скромный человек был Павел Михайлович Третьяков. Биография коллекционера, конечно же, не может не вызывать восхищения.

    Начало коллекции

    Сложно сказать, кто именно привил Павлу Третьякову интерес к искусству, однако он довольно рано начал увлекаться живописью. Маленький Павел еще в детстве загорелся благородной идеей собрать свою собственную коллекцию и таким образом открыть для соотечественников возможность стать ближе к искусству, в том числе и к национальному. Его мечте суждено было сбыться. Уже в 1856 году он положил начало своей коллекции. Наибольший интерес для него представляли произведения русского национального искусства. Долгое время Третьяков хранил свою коллекцию в кабинетах, а в 1874 году построил для нее целое шикарное здание. В 1881 галерея была открыта для свободного посещения.

    Формирование галереи

    Даже приобретая и заказывая картины для своей галереи, Павел Михайлович Третьяков придерживался все такой же умеренности, как и во всем остальном. Даже в наполнении музея сказывался его уравновешенный и рассудительный характер. Покупая картины, Павел Третьяков никогда не стремился пополнить свою коллекцию исключительно дорогими экспонатами. Собиратель держался золотой середины.

    Коллекционер не гнушался и поторговаться с художниками. Большинство приобретенных Третьяковым картин имело среднюю цену. Основной задачей Павла Михайловича на тот момент было собрать как можно большую коллекцию произведений, которые отражали бы настоящее национальное русское искусство.

    Ценность Третьяковки

    Основную часть галереи составляли произведения русской живописи. Многие картины были написаны художниками-передвижниками. Однако, помимо картин, Павел Михайлович увлекался скульптурой и иконами. Для того чтобы наполнить свою коллекцию, собиратель зачастую приобретал целые серии произведений. С этой целью Третьяков посещал множество отечественных и зарубежных выставок, где скупал картины. Помимо этого, коллекционер просил российских художников писать картины для его галереи на заказ. Среди таких картин множество портретов, в том числе знаменитых российских деятелей и правителей, ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников, например, Толстого, Достоевского, Тургенева, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других выдающихся людей.

    Помимо картин, купленных Павлом Михайловичем Третьяковым на выставках или заказанных у лучших на то время отечественных художников, а также скульптур и икон, в коллекцию входили те произведения, которые были собраны и сохранены братом Павла Михайловича Сергеем. Это собрание состояло из работ До средины двадцатого века целых 84 произведения хранились в Третьяковской галерее, а потом были переданы в Эрмитаж и Музей Пушкина.

    Значение деятельности

    В 1892 г. Павел Третьяков пошел на великодушный шаг и передал свою галерею вместе со всей коллекцией в собственность Москвы. На этот момент коллекция состояла уже более чем из тысячи картин. С этого момента галерея обрела свое официальное название Городской художественной галереи Третьяковых.

    Особенно огромное значение для русской культурной истории имеет тот факт, что на момент создания галереи национальная живопись в Российской империи имела разрозненный характер. Проще говоря, она находилась на стадии формирования. В то время искусство отечественных деятелей постоянно подвергалось сравнению, жесткой критике и по сути лишь находилось в начале развития. Именно труд Павла Михайловича Третьякова позволил систематизировать произведения национальной школы живописи и оставить в галере только избранные работы, тем самым задав тон дальнейшему развитию русского изобразительного искусства.

    Вклад в искусство

    Нужно сказать, что в преклонном возрасте коллекционер не переставал пополнять галерею и даже завещал личные средства на ее содержание и расширение. По разным сведениям, в год Павел Михайлович приобретал для галереи десятки новых произведений, среди которых были рисунки и этюды. Своей активной благотворительной деятельностью Павел Третьяков укрепил мировое значение Третьяковской галереи. Но и на этом художественная деятельность Павла Михайловича не заканчивается. В 1893 году собиратель стал членом

    Галерея Павла Михайловича Третьякова и в наши дни пользуется необычайной популярностью среди туристов. Это только подчеркивает важность ее создания.

    Культурное наследие

    Таким образом, задумка Павла Михайловича Третьякова о создании национального музея полностью сбылась. Третьяковка стала первой свободной для посещения галереей. В этом музее были собраны самые ценные для России произведения. Именно на такой результат и рассчитывал Павел Третьяков. Кратко говоря, галерея не только соединила в себе творения лучших авторов той эпохи, но и стала своеобразным символом и путеводителем для формирования будущего культурной России.

    За всю историю своего существования Третьяковская галерея стала вместилищем для таких выдающихся произведений искусства, как работы Шильдера, Худякова, Трутнева, Саврасова, Трутовского, Бруни, Лагорио и Брюллова.

    Особым почтением у великого ценителя пользовались работы передвижников. Павлу Михайловичу Третьякову импонировало их живое, духовное творчество, пропитанное любовью к родной земле, к Родине, к России. Коллекционер безошибочно определил со свойственным ему врожденным чувством прекрасного необычайную наполненность в работах этих мастеров. В их картинах были затронуты глубоко тревожившие Павла Михайловича темы справедливости, стремления к правде и процветанию. Недаром же творчество художников-передвижников занимает значительное место в коллекции Третьякова.

    Авторитет Третьякова

    Благодаря благородной позиции, великой цели, а также особенному характеру Третьяков имел очень много хороших знакомых и друзей среди художников. Многие деятели по своей собственной инициативе предлагали помощь и поддержку в создании Третьяковской галереи. Павла Михайловича очень любили и уважали в этой среде. Даже среди других собирателей Третьякову отдавали пальму первенства и в том числе разрешали первому выбирать среди написанных полотен творения для своего музея. У всех художников был на слуху Павел Третьяков. Краткая биография коллекционера лишь подчеркивает, что он, помимо своей благородной деятельности, и сам пользовался авторитетом среди художников. Так, Волнухин написал для коллекционера его портрет.

    Общественная деятельность

    Павел Третьяков дружил со многими художниками и многих из них спонсировал. Среди таких деятелей - Крамской, Перов, Васильев и многие другие творцы. Но и на этом благотворительность коллекционера не заканчивается. Павел Михайлович активно поддерживал специальные учебные заведения для слабослышащих людей, материально поддерживал вдов бедных художников, а также их детей. Он даже принимал участие в организации приюта для них. Такая деятельность подчеркивает, насколько широкой душой обладал Павел Третьяков. Биография собирателя производит неизгладимое впечатление как жизненный путь невероятно великодушного человека.

    Достижения коллекционера

    Третьяков Павел Михайлович вошел в российскую историю как настоящий герой, который немало сделал для своей Родины и ее процветания. Более того, многие искусствоведы характеризуют его как истинного патриота своей страны. Конечно, с этим трудно не согласиться. Ведь целью Павла Михайловича было собрать как можно большую коллекцию именно российских произведений, приумножить и показать во всей красе российский фонд изобразительного искусства. Более того, Третьяков не имел абсолютно никакого художественного образования, тем не менее безошибочно выбирал лучшие экспонаты для своей галереи. Биография Третьякова Павла Михайловича служит прекрасным примером того, сколько полезного можно сделать для своей страны.



    В продолжение темы:
    Стрижки и прически

    Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

    Новые статьи
    /
    Популярные