Война и мир опорный конспект. Конспект урока по русской литературе "нравственные уроки романа "война и мир"". Цитатная характеристика героя

Биография Л. Н. Толстого. 1 часть

По ходу просмотра учащиеся записывают факты биографии, даты. Данный ролик был создан по материалам институтских лекций и даёт представление не только о жизни писателя, но и о его мировоззренческих позициях, творчестве, эстетических взглядах. Возможно, несколько затянут и нудноват.

Биография Л. Н. Толстого 2 часть

Этот ролик был сделан через 2 года после 1 части, когда у меня уже была возможность вставлять в фильмы фрагменты документальных фильмов о писателях. На мой взгляд, это более интересный вариант, чем первый. Но вот вопрос: можно ли с ними работать на уроках литературы? Мне кажется, что они длинны, один голос как-то рассеивает внимание, но что-то, несомненно, отсюда можно взять для себя.

Вообще-то раньше ролика не было, это была моя лекция. Что-то надиктовывала. Пока с роликом на уроке не работала. Думаю, что буду его тормозить и давать возможность что-то записать. Дети заполняют таблицу: дата, произведения, события жизни, мировоззренческие взгляды. Вообще-то, конечно, фильм громоздкий. Тем более что у него есть 2-ая часть. Думаю всё-таки обойтись лекцией. Ролик просто дала для примера.

Презентация содержит анимированную схему (по Фогельсону), которая представляет взлёты и падения князя Андрея: Аустерлицкое сражение, ночь в Отрадном и т.д. Слайды содержат вопросы и задания, к которым учащиеся готовятся дома, на уроке учащиеся выступают со связными ответами. Также слайды содержат иллюстрации, аудио- и видеофайлы.

Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопустимым изучать такие важные и объёмные произведения, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» за 11 уроков, как это рекомендуют по программе под ред. В. Я. Коровиной. Раньше мы всегда изучали это произведение текстуально, погружаясь в текст, глубоко его анализируя. Сейчас же нам предлагается на одном уроке сразу изучить жизненные искания князя Андрея и Пьера, на другом уроке – женские образы, на третьем – образы Кутузова и Наполеона. И это как будто совсем не давая учащимся времени прочесть и осмыслить прочитанное. Ни о каком чтении при таком подходе не может быть и речи. Я абсолютно против этого и буду любыми способами нарушать программу, планирование, но изучу роман так, как раньше: 1 том, 2 том, 3 том, 4 том, а потом уж обобщающие уроки проведу. Вот тогда у учащихся хватит времени хотя бы частично прочитать роман и более или менее понять Л. Н. Толстого.

Большая проблема для школьного изучения объёмных произведений – это то, что учащиеся не читают эти произведения. Многие из нас могут похвастать, что роман Л. Н. Толстого «Война и мир» прочитали в полном объёме в школе? Учителя разными способами пытались проконтролировать нас и заставить всё-таки прочитать. Моя учительница использовала в работе такую форму, как 10-минутный опрос. Каждому выдавалась карточка (индивидуальная), можно было пользоваться книжкой, но если ты не читал, то никакая книжка тебе не могла помочь. Эти работы были опережающего характера: например, на этом уроке мы писали ответы на карточках, а на следующем учитель строил опрос по тем же вопросам.

Я пошла несколько иным путём. Я даю эти карточки на дом. Каждый ученик знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке. Как называет их Калганова Т. А., это карточки-задания, организующие интерактивное обучение. Ученик осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений. Кроме того, не бывает при такой системе, чтобы ученик не подготовился к уроку и получил «2».

Ещё один секрет этих карточек – это то, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.

А вот какие карточки предлагает Курдюмова (я их когда-то давно записала на курсах повышения квалификации)

2 том. Карточка 1

  1. Что привлекло Пьера в масонстве?
  2. Что лежит в основе отношений Пьера и Андрея?

2 том. Карточка 2. Поездка в Отрадное

Особенности художественной манеры Л. Н. Толстого

2 том. Карточка 3. Первый бал Наташи

Что могло вызвать возглас Л. Н. Толстого "прекрасна"?

2 том. Карточка 4. Пляска Наташи

2 том. Карточка 5. Похищение Наташи

  1. Что лежит в основе дружбы Анатоля и Долохова?
  2. Как сам автор относится к поступку Наташи?

3 том. Карточка 6. Начало войны 1812 года

  1. Как оценивает Толстой роль личности в истории?
  2. Какое значение он придаёт частной и "роевой" жизни человека?

3 том. Карточка 7. Переправа польских улан через Неман

Как раскрывает писатель своё отношение к бонапартизму?

3 том. Карточка 8. Пьер в начале войны

Как характеризует Пьера его душевное смятение?

3 том. Карточка 9. Пожар в Смоленске и отступление

  1. Каким общим чувством охвачены жители и солдаты?
  2. Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

3 том. Карточка 10. В Петербургских салонах

Что лежит в основе "взаимосцепления" эпизодов "Пожар Смоленска" и "Жизнь петербургских салонов"?

3 том. Карточка 11. Богучаровский бунт

  1. Почему княжна Марья не может понять богучаровских мужиков?
  2. Как показаны участники бунта и Николай Ростов?

3 том. Карточка 12. Разговор Кутузова с князем Андреем (часть 2 глава 16)

  1. Как вы понимаете слова Кутузова: "Твоя дорога - это дорога чести"?
  2. Какое значение имеют мысли князя Андрея о Кутузове: "Он русский, несмотря на французские поговорки"?

В салоне А. П. Шерер

Мне очень нравится первая часть фильма С. Бондарчука "Война и мир". По-моему, очень трепетно сделано по отношению к книге. Прекрасная работа оператора, всё по тексту. И в этом смысле это незаменимый материал для уроков литературы. Но, на мой взгляд, целиком фильм смотреть не нужно, да и времени это много займёт.

Данный фрагмент можно использовать как иллюстрацию к роману. Многие ребята при просмотре (особенно те, кто не читал роман) задают вопросы: кто есть кто. Чтобы таких вопросов не возникало, я вставила титры в фрагмент с пояснением. Также в клип включены некоторые вопросы анализа, на которые ребята будут отвечать в ходе беседы после просмотра эпизода.

Кутежи у Курагина

В доме Ростовых и Безухова

Замечательный замысел создателей фильма - параллельно показать, что происходи в доме Ростовых и Безухова. Хотя и у Толстого в романе это так же. Но здесь есть несколько кинематографических деталей, на которых стоит остановиться и рассматривать этот эпизод уже не как иллюстрацию к роману, а как пример интерпретации. Одна из деталей - рука: Долохова, графа Ростова, графа Безухова. Здесь есть над чем подумать. Какую же роль выполняет эта деталь?

Также при параллельном рассмотрении прекрасно видны два мира в романе - мир гостеприимных, живущих сердцем Ростовых, и мир стяжателей Курагиных и Друбецких. Но это общее место.

  • #1

    ваша работа очень помогла мне.спасибо!здоровья вам!

  • #2

    Уникальные материалы. спасибо Вам за этот титанический труд!

  • #3

    Премного благодарна Вам за неоценимую помощь. Будьте благословенны

  • #4

    Инесса Николаевна, здравствуйте! Спасибо за материалы к урокам!Здоровья,творческих успехов ВАМ желаю!

  • #5

    Инесса Николаевна! О Вашем сайте узнала на курсах в г.Кургане. Какая же Вы умница! Радует Ваша щедрость! У меня стаж 36 лет, но Ваши материалы- находка для меня. Спасибо!

  • #6

    Огромное спасибо! Дай Вам Бог здоровья!

  • #7

    Безмерно благодарна. Восхищаюсь вашей работой! Всего доброго и творческого вдохновения

  • #8

    Большое спасибо Вам. Материал замечательный, ведущий к методическому росту

  • #9

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна, за неподдельную любовь к профессии филолога и желание делиться своим опытом безвозмездно!!!

  • #10

    Низкий Вам поклон и безмерная благодарность!

  • #11

    Благодарю Вас за профессиональную любовь к своей профессии-это в первую очередь!
    А еще Вы научили меня новому подходу к моей профессии библиотекаря...Ваш материал помог привлечь в нашу библиотеку новых юных читателей. СПАСИБО ВАМ

  • #12

    Признаюсь, каждый раз, начиная изучать роман, боюсь, не зная. с чего начать и чем закончить. Времени мало, дети не читают. Благодарю Вас за настоящий учительский труд, за ответственность, которая отличает учителей, влюбленных в литературу.

  • #13

    Спасибо огромное.Готовлюсь к открытому уроку, ваш материал станет его "изюминкой".

  • #14

    Низкий поклон Вам за такую кропотливую работу! Помощь грандиозная!!

  • #15

    Всегда приятно осознавать, что есть люди увлеченные, любящие русскую литературу, понимающие ее, желающие передать свои знания нашему новому поколению. Спасибо Вам огромное за труд.

  • #16

    Низкий поклон за талантливо разработанный материал. Такая поддержка в решении вопроса нечитающих ребят. Спасибо!

  • #17

    Спасибо вам огромное. Эти материалы прекрасное подспорье в работе каждого педагога с любым стажем работы.

  • #18

    Скачиваю карточки - классная работа! Спасибо. Но они не полностью? Обрываются на 104. Можете дополнить?

  • #19

    Здравствуйте! Огромное спасибо за материалы и за то, что Вы так свободно делитесь своими наработками с коллегами! Здоровья Вам и творческих успехов!

  • #20

    Будьте здоровы и счастливы!

  • #21

    Спасибо огромное за Вашу необычайно творческую и трудоёмкую работу!!!

  • #22

    Инесса Николаевна, благодарю за Вашу щедрость! Творческого долголетия Вам.

  • #23

    Огромное спасибо.

  • #24

    Огромное спасибо за большую и важную работу. Совершенно согласна с комментарием к проблеме изучения романа.

  • #25

    Огромное спасибо за прекрасный материал!

  • #26

    Галина (четверг, 15.11.2018) (Thursday, 15 November 2018 16:10 )

    Инесса Николаевна, огромное спасибо за вашу работу, за ваше великодушие. Счастья вам и вашим близким!

  • #27

    Низкий поклон за ваш труд! За вашу щедрость!

  • #28
  • #29

    С Рождеством!Огромное спасибо за предоставленный материал!Виват Вашему профессионализму, мудрости и щедрости!

  • #30

    Огромное спасибо за глубокий, продуманный материал, который Вы подобрали и подготовили для ребят и систематизировали для нас. Восхищаюсь Вашим трудолюбием, талантом и Добрым Сердцем.

  • #31

    Огромное спасибо за помощь, щедрость,профессионализм!

  • #32

    Шикарно! Низкий поклон

  • #33

    Спасибо большое за кропотливый труд и вдохновение!

  • #34

    Огромное спасибо Вам за Ваш тщательно отобранный и систематизированный материал

  • #35

    Огромное Вам спасибо! Не устаю удивляться Вашей энергии, трудолюбию, таланту!

  • #36

    Огромное спасибо!

  • #37

    Какая Вы молодец! Я абсолютно с Вами согласна, что нужно подробное изучение романа. Спасибо Вам за готовый материал.

  • #38

    Спасибо огромное за ценный материал!

  • #39

    Спасибо большое!

  • #40

    Инесса Николаевна, спасибо Вам за огромный труд и такую помощь нам, учителям. Будьте здоровы, творческих успехов и неиссякаемой энергии.

  • #41

    Присоединяюсь ко всем словам благодарности! Ценнее материала не встречала!

  • #42

    Огромная благодарность Вам, Инесса Николаевна, за ценнейшую работу по изучению романа "Война и мир", здоровья, успехов.

  • #43

    Тема: Нравственные уроки романа «Война и мир»

    Цели : на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа; способствовать совершенствованию навыков филологического чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.

    Задачи :

      проследить по тексту произведения этапы жизненного пути главных героев;

      учить делать выводы и обобщения, иллюстрируя их при помощи цитат из произведения,

    Тип урока: комбинированный

    Используемая технология : проблемное обучение с элементами критического мышления

    Прогнозируемые результаты:

    учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; характеризуют героев, выделяя и анализируя отрывки, раскрывающие их духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к героям; сопоставляют героев; дают собственную оценку их поступкам и поведению, дискутируют.

    Эпиграф: Высшая задача таланта - своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.

    В. О. Ключевский

    ХОД УРОКА

    I. Организационный этап

    II. Актуализация опорных знаний

    1.Слово учителя:

    Притча про свечу

    Наступил вечер. Один человек зажег маленькую свечку и начал подниматься с ней по ступенькам винтовой лестницы.

    Куда мы идем? - спросила свечка.

    Мы поднимаемся на башню, чтобы осветить путь кораблям в гавань.

    Но ни один корабль не сможет увидеть моего света, - возразила свечка.

    Хоть твой огонек и маленький, - ответил мужчина, - все же продолжай гореть так ярко, как только можешь, остальное же оставь на меня. Так переговариваясь, они добрались до самого верха башни и подошли к большой лампе. Мужчина зажег лампу с помощью маленькой свечки, и в скором времени большие отполированные зеркала за лампой отразили ее свет, распространяя его далеко вокруг, освещая путь кораблям. ...

    Сколько их маленьких свечей, которые смогли разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, изменили мировоззрение и даже судьбы людей. Это и А.С.Пушкин, и Н.В.Гоголь, и И.С.Тургенев, и Ф.М.Достоевский…И сегодня мы собрались, чтобы в наших сердцах зажегся свет, имя которому Л.Н.Толстой.

    Когда известный русский писатель Набоков рассказывал своим студентам в Корнеле о классиках литературы XIX века, он прибегал к нехитрому приему.Он начинал свою лекцию в абсолютно темном зале. Затем зажигал одну люстру со словами: «Это Пушкин…,затем - вторую: А это Лермонтов, следом – третью: Это Гоголь. А потом, подойдя к окну, одним махом сдергивал штору – и зал заполнялся солнечным светом: « А вот это Толстой!»

    И действительно, Толстой – это новый реализм, абсолютно новый взгляд на вещи, огромный поток света, внезапно хлынувший в жизнь людей,и люди увидели там то, чего в принципе и не предполагали увидеть.

    Итак, сегодня мы говорим о Толстом, о его жизненной позиции и, конечно, о романе «Война и мир». Попробуйте объяснить смысл слова «нравственность». Проверим себя. В словаре Ожегова «Нравственность – это…» 2. 1.Дамы и господа, я предлагаю вам познакомиться с картиной венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари, написанной в 1902 году.

    С первого взгляда ничего странного или загадочного в этой картине нет. Единственное, что может привлечь внимание - это разное море за спиной старика, слева спокойное, а справа бурное. Видимо, это и побудило посмотреть на картину, поставив посередине зеркало. Если отразить левую сторону картины, то есть по правую руку старика, получится Бог, который сидит в лодке на фоне рая: спокойное море и мирная гора.

    Если же отразить правую сторону слева от старика, то получается Дьявол, сидящий на фоне вулкана
    и беснующегося в шторме моря.

    Это полотно принято трактовать как символ двойственной человеческой природы: в одном человеке уживаются и светлая, и тёмная половины, добро и зло. Иногда её также называют «Бог и Дьявол», что вновь отражает её дуализм.

    ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

    Соотнесите, то, что мы увидели на картине со словами Л.Н.Толстого.

    «Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека- не стараться светить, но стараться очищать себя». Л.Н. Толстой.

    -Как вы её понимаете и согласны ли с этой мыслью или нет? Почему?

    (Высказываются точки зрения о смысле слов писателя, о необходимости самовоспитания и самосовершенствования, духовного очищения каждого человека; подвести детей к таким понятиям как “самосовершенствование” и “самовоспитание”).

    Как вы понимаете значения слов “самосовершенствование” и “самовоспитание” ?

    Вы верно заметили, что смысл жизни Л.Н.Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Это мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни писатель считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим при непрерывном самосовершенствовании и самовоспитании.

    3.Все эти вопросы рассматривает Л.Н. в романе «Война и мир». «Si vis pacem, para bellum» - «Если хочешь мира, готовься к войне», - говорили древние римляне. С незапамятных времен человечество не могло обходиться без войн. Но война не только физическое насилие и гибель миллионов людей. Война – это жестокая, бескомпромиссная борьба между добром и злом в мирное время.

    Беседа

    На доске: Антитеза.

    Составление кластера»Война и мир»

    Заглавие романа образно передаёт его смысл .

    «Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

    Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

    Мир – это весь народ, без различия сословий, одушевлённый единым чувством боли за поруганное Отечество.

    Мир – это и весь свет, Вселенная; о нём говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды».

    Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий.

    Мир – это жизнь.

    «Война» - не только кровопролитные битвы, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.

    Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, разъединение. Война существует не только на войне. В обычной, постоянной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения.

    Где еще в романе есть антитеза?

    Например: Наташа – Соня, Элен, Андрей, Пьер – Анатоль, Кутузов – Наполеон, семьи Ростовых, Болконских – семья Курагиных….

    С какой целью Толстой использует антитезу?

    Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей.

    Перед вами на листе рядом с точками имена героев. Вы должны узнать героя по цитате и последовательно соединять точки.

    ЦИТАТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ

    Кн. Андрей Кутузов

    Пьер Безухов

    Кн. Марья

    Наташа Ростова

    Наполеон

    Кн. Н.А. Болконский

    Кн. Василий

    Элен Курагина

    Анатоль Курагин

    Лиза Болконская

    Ипполит

    1. ««С людьми, окружавшими его, от до­чери до слуг, князь был резок и неизменно требовате­лен, и потому не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добить­ся самый жестокий человек»
    (князь Николай Болконский)

    2. “Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка”. (Наташа Ростова).

    3. “Был он небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. (Андрей Болконский)

    4. “… вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”. (Пьер Безухов)

    5. “Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её – короткость губы и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её красотой”. (Лиза Болконская)

    6. «…ничего от полководца нет в том полном, рыхлом старике, в его ныряющей походке и сутулой фигуре. Но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости» (Кутузов).

    7. «Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное и худое лицо и делали его прекрасным». (Княжна Марья)

    8. “Жёлтый, опухлый, тяжёлый, с мутными глазами, красным носом от непрекращающегося насморка и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз” (Наполеон во время Бородина).

    9. «…его лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот- всё сжималось как будто в одну неопределённую и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение”. (Ипполит Курагин).

    10. «Старший сын по крайней мере спокойный дурак, а этот беспокойный дурак, который стоит отцу сорок тысяч в год». (Анатоль Курагин).

    11. “Она улыбалась, позволяя всем любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины и была так хороша... ”. (Элен Курагина)

    12. «Князь, в придворном шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица». (Князь Василий Курагин).

    * Вы соединили точки и получили абстрактную фигуру. Теперь проведите диагональ из левого нижнего угла в правый верхний. Вы видите, что все герои разделились на две группы. В чем принцип разделения? (слева герои, которых «любит» автор, а слева герои, которых он не «любит»).

    Каков критерий любви автора к своим героям? (Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности во времени". Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала "живой жизни" и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей)

      Путь духовных исканий героев. Работа в группах.

    1 группа «Андрей Болконский»

    2 группа «Пьер Безухов»

    3 группа Наташа Ростова

    4 группа «Семья Курагиных»

    Выводы :Роман похож на человеческую жизнь: меняются поколения, герои в поисках смысла жизни оказываются в разных местах.

    Главной задачей людей он считает нравственное самосовершенствование. Главные герои романа, идя по пути поиска истины, совершают ошибки, падают, вновь поднимаются и начинают все сначала. Толстой не идеализирует даже самых любимых персонажей.

    Таковы Андрей и Пьер

    Чем похожи судьбы А. Болконского и П. Безухова? (Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом, цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности)

    Чем привлекает вас Андрей Болконский? (Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка»)

    Чем интересен вам Пьер Безухов?

    Какой из героев вам ближе?

    В чем смысл жизни Пьера в эпилоге романа? (Участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь).

    В эпилоге мы видим Пьера семейным человеком. Это не случайно.

    Главной мыслью в романе Толстого “Война и мир”, наряду с “мыслью народной”, была “мысль семейная”. Писатель считает, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражения те процессы, которые происходят в обществе.

    Герои показаны на фоне семейных взаимоотношений. Следуя традициям реализма, Толстой хотел сопоставить между собой различные семьи, которые были типичными для его эпохи. И вновь он использует прием антитезы, одни семьи показал в развитии, другие – застывшими.

    Назовите семьи, которые описаны в романе.

    Что такое идеальная семья, по Толстому? (На доске рисуем схему-кластер, заполняем её коллективно: любовь, счастье, взаимопонимание, доброта, воспитание, искренность, уважение….)

    Толстой, как мы уже говорили, отнюдь не идеализирует героев, не рисует идиллических семей. ….Граф Ростов не умеет жить по средствам и в конце концов доводит свою семью до разорения. Семья Болконских – это аскетизм старого князя, скрытность княжны Марьи, суровость, сдержанность князя Андрея. Но члены этой семьи обладают внутренним благородством и незыблемыми высокими принципами.

    Показал ли в романе Толстой «идеальную» семью? (Наташа и Пьер?). (По мнению Толстого, семья Наташи и Пьера идиллическая, это народный идеал семьи, основанный на взаимном доверии и подчинении. Пьер делал только то, на что Наташа давала согласие. Наташа подчинялась малейшему желанию Пьера. Весь мир Наташи в семье, в детях, в муже. Других интересов, по мнению Толстого, у нее не должно быть.)

    А вот Наташа в эпилоге (Текст том 4 эпилог часть 1 глава 10 стр.335 прочитать)

    Ваше отношение к изменившейся Наташе.

    Почему Наташа стала любимым идеалом Толстого?

    Слово учителя: Толстому очень важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…

    Какой должна быть семья в вашем представлении? (мнения детей)

    Составьте семейный кодекс…Ростовых, Болконских, Курагиных. (Могут быть такие пункты: Ростовы – прекрасное гос теприимство, Болконские – строгость, требовательность, Курагины – расчёт, выгода. Знакомство с семейным кодексом.

    2.Определите одним словом главный стержень каждой семьи. Например, Ростовы – любовь, Болконские – порядочность, Курагины – ложь, расчёт.

    Судьба героев романа, этих Болконского, Пьера, Наташи и Николая,- только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих.

    Своей концовкой «Война и мир» - открытая книга: последние слова повествования - это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди♦ Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л. Н. Толстой показывает процесс внутренней жизни не всех героев. чем вы можете это объяснить?

    Чтоб жить честно , надо рваться , путаться , биться , ошибаться , начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться... А спокойствие - душевная подлость.». Л. Н. Толстой.

    Задания для групп

    «Биографы князя Андрея». Выстройте логическую цепочку этапов жизненного пути героя.

    «Биографы Пьера Безухова». Выстройте логическую цепочку этапов жизненного пути героя.

    2. Презентация результатов творческих работ представителями групп

    3. выводы как результаты работы групп

    (Формулируются коллективно с помощью учителя.)

    Словарная работа

    Задание. распределите основные черты, присущие двум группами героинь романа.

    Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позёрство.

    6. аналитическая беседа (с опорой на текст романа)

    краткое содержание других презентаций

    «Герои «Преступления и наказания»» - Пульхерия Александровна Раскольникова. Лизавета. Предложенные позиции. О ком эти фразы? Как вы их понимаете?. Конкурс капитанов. Эпиграф урока. Разумихин. «Домашняя проба пера». Катерина Ивановна. «Дебаты». Софья Мармеладова. Внимательно прочти текст! О ком он?. Лужин Пётр Петрович. Мармеладов. Дуня Раскольникова. Свидригайлов Аркадий Иванович. Преступление и наказание. Алёна Ивановна.

    «Жанр молитвы у Лермонтова» - Не обвиняй меня, всесильный. Варвара Александровна Бахметева. Лирический герой. Я, матерь божия, ныне с молитвою. В минуту жизни трудную. Мир земной. Ландыш серебристый. Стихотворение. Молодость. Жанр стихотворения. Ангел. Прозрачный сумрак. Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. Пальма. Задания к стихотворению "Благодарность". Благодарность. Чудный пламень. Отношение к Богу. Благовещение. Задания к стихотворению "Молитва".

    «Тест по «Войне и миру»» - Чьими глазами мы увидели совет в Филях. Лучшие черты русского национального характера. Кто противопоставлен Наполеону. Первое опубликованное произведение. Какое событие является кульминационным центром. Сколько лет Николеньке Болконскому в конце произведения. Годы жизни Л. Н. Толстого. Действие в «Войне и мире». В ком Л.Н.Толстой видит решающую силу истории. Писатель получил образование. Брак Андрея и Наташи.

    «Текст научного стиля» - A) Разговорный стиль. C) Художественный. Е) Формы слов, придающие речи непринужденный характер. D) Официально-деловой. Жанры, использующие научный стиль. Е) Художественного стиля. Цель - дать представление о науке, заинтересовать читателя. B) Эмоционально окрашенная лексика, междометия. Е) Официально-делового стиля. C) Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

    «Мой любимый поэт» - Мировая слава поэта. Омар Хайям - мой любимый поэт. Рубаи. Учитель Омар Хайям. Сергей Есенин. Чужая страна. Караван мой бренчит и плетется. Поэт Исаакян. Творчество Аветика Сааковича Исаакяна. Свет и тьма. Встречай рассвет и закат. Стиль Блока. Рубайят. Величественный мавзолей. Дай коснуться, любимая, прядей густых. Сборник стихов «Песни и раны». Стихотворный размер. Герман Плисецкий. Цель всего творенья – мы.

    «Краткая биография Н.В.Гоголя» - Москва. Мать. Родительский дом. Родители писателя. Имение Яновщина-Васильевка. Стол. Биография. Учеба. Николай Васильевич Гоголь. Первые произведения. Родители. Камин. Дом Гоголя. Санкт-Петербург.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные