Задания по творчеству шолохова. Задания ЕГЭ по литературе по произведениям М.А.Шолохова. Практические и зачетные работы по роману Шолохова «Тихий Дон

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №2 им. Г.В.Кравченко» г.Вуктыла.

Проверочная работа по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс.

Цель: проверить знания биографического и историко-культурного контекста романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», знание и понимание текста, усвоение основ теории литературы и умения правильно пользоваться литературоведческой терминологией.

Составитель: Лацыба Тамара Ивановна, учитель русского языка и литературы.

1 вариант.
1. Как называется первый сборник рассказов М.А.Шолохова, сделавший его имя известным?
2. Произведение какого писателя 19 века послужило для Шолохова образцом для создания романа- эпопеи «Тихий Дон»?
3. Кто из героев романа «Тихий Дон» проходит сложный и извилистый путь поисков правды?
4. Где в основном разворачиваются действия семейных глав романа «Тихий Дон»?

5. Какой женский образ романа является символом отчего дома, домашнего очага?
6.Каким термином называют в литературе развёрнутое высказывание героини, не обращённое к кому-либо, произнесённое только в собственных мыслях: «А он? Он не был её дорог? Не о нём ли все эти годы вспоминала она?»
7.Какое средство художественной выразительности использует М.А.Шолохов в строчках: «Ласковым телком притулилось к оттаявшему бугру рыжее потеплевшее солнце»?
8. Какое средство художественной выразительности позволило М.А.Шолохову образно охарактеризовать героиню: «Аксинья … с лихорадочной быстротой, как девка перед смотринами…»?
9. Назовите литературный термин, обозначающий образные определения, которыми автор пользуется, изображая Аксинью: «порочная красота», «скорбная усталость», «облегчающие слёзы»?
10. Приведите примеры диалектизмов, которые М.А.Шолохов использует в романе «Тихий Дон» для создания особого, народного колорита казачьего сословия.
11. Переведите на литературный язык цитату из романа: « Откинувшись назад, несёт мать в завеске на затоп кизяки …»
12. Попытайтесь описать спектр значения слова «дом» в романе. Как вы объясните смысл финала?

2 вариант.
1. В каком году Шолохов был удостоен Нобелевской премии?
2. На протяжении какого времени происходят события романа «Тихий Дон»?
3. Какое сословие изображает М.А.Шолохов в своих произведениях?
4. Чем заканчивается роман «Тихий Дон»?
5. Кто из героев романа «Тихий Дон» в бою убивает австрийца, а потом, «сам не зная для чего», подходит к нему, смотрит в лицо убитого и проникается к нему чувством сострадания?
6. Для чего М.А.Шолохов использует диалектную лексику?
7. Переведите на литературный язык цитату из романа: «ездил в станицу за ухналями, видал хуторного одного».
8. Какое средство художественной выразительности использует М.А.Шолохов в строчках: «За розовеющим, весёлым, как детская улыбка, облачком маячил в небе тоненький-тоненький краешек неба»?
9. Какое средство художественной выразительности позволило М.А.Шолохову образно охарактеризовать героиню: «Аксинья пробовала уснуть, но мысли размётывали сон, как ветер копну сена»?
10. Как называется описание в художественном произведении: « У крутояра лёд отошёл от берега. Прозрачно-зелёная вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев»?
11. Найдите в предложении эпитеты, подчёркивающие равнодушное величие природы: «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим над холодным солнцем миром».
12. Поразмышляйте, опираясь на страницы романа на тему: «Почему роман «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых?»

ОТВЕТЫ.
1 вариант.
1. «Донские рассказы».2. Л.Н Толстого «Война и мир».3. Григорий Мелехов.4. На хуторе Татарском.5. Ильиничны.6. Внутренний монолог.7. Олицетворение.8. Сравнение.9. Эпитеты.10. Курень (дом), баз (двор), завеска (передник), ухнали (гвозди), суцкой (чиновник, интеллигент), гутарить (говорить), сказ (ответ) и др.11.Откинувшись назад, несёт мать в переднике для растопки кизяки.12. Дом – единственное, что после всех жизненных испытаний и потерь связывает Григория с жизнью. «Дом» приобретает в романе значение философского центра.
2 вариант.
1. В 1965 году.2. На протяжении 10 лет.3. Казачество.4. Григорий « стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…»5. Григорий Мелехов.6. Чтобы создать особый народный национальный колорит.7. Ездил в станицу за гвоздями для подков, видел одного жителя хутора.8. Сравнение.9. Сравнение.10. Пейзаж.11 … огромным, сияющим над холодным12. «Дом» приобретает в романе значение философского центра.


Практическая работа по частям 3-4 «Тихого Дона».
Реальность войны на страницах романа.
Григорий Мелехов и война: в поисках правды.
Задание 1. Война в романе – антитеза норме жизни. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль?
См., как входит война в мир героев романа? (ч. 3, гл. III)
Найдите лирические отступления (ч. 3, конец гл. VI, начало гл. Х, начало гл. XVI). Определите объединяющую их сквозную мысль.
Какую роль играет в повествовании о войне дневник бывшего студента Тимофея (ч. 3, гл. XI)?
Шолохов использует толстовский прием, рассказывая о казаке Крючкове и его подвиге (ч. 3, гл. VIII-IX). В чем суть этого приема и зачем он автору?
Задание 2. Война – испытание на человечность для каждого человека. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль? (ч. 3)
Какой смысл имеет антитеза: Алексей Урюпин, по прозвищу Чубатый, – Григорий Мелехов? И как она воплощается?
Какой смысл имеет антитеза: Евгений Листницкий – Григорий Мелехов? И как она воплощается?
Задание 3. Война – испытание миру – на способность к устойчивости и возрождению, к сохранению в нем заветов и святынь. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль?
На страницах 3 и 4 частей мы встречаем агитаторов-большевиков Гаранжу (ч.3, гл. XXIII) и Бунчука (ч. 4, гл. XIII). Почему они имеют успех у своих слушателей?
Каким создает автор на страницах 4 части образ Лавра Георгиевича Корнилова? Попробуйте определить отношение Шолохова к этому человеку? Почему он часто использует документальные свидетельства – письма и телеграммы Корнилова? (Гл. XV, XVI, XVII, XX)
Можно ли Атарщикова (ч. 4, гл. XI, XIX) и Калмыкова (ч.4, гл. XVII) уже считать жертвами гражданской войны, хотя она еще впереди? Почему?
ВЫВОДЫ: …



Практическая работа по части 6 «Тихого Дона». М.А. Шолохова.
Чужой («Некуда податься!»). Путь героя в гражданской войне.
1. Основные события 6 части, посвященной Вешенскому восстанию, предваряют главы о вялом противостоянии казачьих частей самообороны наступающим с севера красным (гл. 2, 8-10). Выделите наиболее яркие эпизоды, показывающие нам настроение казаков и созвучные ему мысли Григория. Тем не менее, уже здесь видно: чужой… В чем это проявляется?
2. Первая встреча Мелеховых с красноармейцами происходит в родном доме. В чем убедила эта встреча Григория (гл. 16)?
3. Почему же все-таки Григорий Мелехов примыкает к казакам, восставшим против большевиков?
Ср. точки зрения литературоведов: 1) В главном герое «писатель резко обнажает страшные, звериные черты – лик собственника» (Н. Драгомирецкая, 1958); 2) «Общему, казачьему – как оно им понимается, – Григорий предан всей душой… И меньше всего печется о личной корысти…» (В. Литвинов, 1980).
4. См. споры о власти, которые ведет Григорий с большевиками Кошевым и Котляровым (гл. 20). Кто, по-вашему, ближе к истине в своих наблюдениях и выводах?
5. Как в романе говорится о причинах Вешенского восстания (гл. 19, 22-23, 26-28, 39 и др.)?
6. Вот мы видим Григория в пору самых больших внешних успехов: командир Вешенского полка, потом дивизии в войске восставшего Верхне-Донского округа. Ясен ли теперь его путь (гл. 36, 44, 46)?
7. См. антитезы и параллели в системе образов в ч. 6. Какие персонажи сопоставляются автором и в чем?
ВЫВОДЫ: …



Итоговые вопросы и задания к письменному опросу
по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»
1. Проследите сюжетную линию героя (Михаил Кошевой, Аксинья, Наталья, Митька Коршунов – по вариантам) в виде плана. Сделайте обобщение по характеру, воплощенному в этом персонаже.
2. Какую роль в повествовании играют любовные истории второстепенных героев романа? (На двух-трех примерах.)
3. В художественном произведении один из важных приемов – введение сна героя. Какие «сны» мы находим в романе «Тихий Дон». О чем они? В чем их смысл? (На двух-трех примерах.)
4. В какие эпизоды романа автор вводит песню? Какую роль казачьи песни играют в художественной структуре романа? (На двух-трех примерах.)
5. В «Тихом Доне» автор часто использует параллельные сцены. Приведите примеры такого параллелизма. В чем смысл сопоставления выбранных вами сцен?
6. См. финальные сцены частей романа. Определите их идейно-художественный смысл, роль в композиции части, романа.
Приготовьтесь
к сочинению (анализ эпизода):
Самые трагические страницы романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №1 Прочитайте описание донской природы. Какова роль этих описаний.

Часть 1 глава 4, часть 1 глава 9

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №2

Прочитайте описание казачьего хутора. Докажите, что автор рисует хутор с любовью.

Часть 1 глава 1

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №3

Перескажите с цитированием эпизод «Песня казаков»

Часть 1 глава 5

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №4

Перескажите с цитированием эпизод « Скачка наперегонки Мишки Кошевого и Евгения Листницкого»

Часть 1 глава 8

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №5

Расскажите историю жизни Прокофия Мелехова. Какие черты рода Мелеховых проявились в этой истории?

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №6

Расскажите, как начиналось утро в семье Мелеховых.

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №8

Перескажите эпизоды сватовства и свадьбы. За что в казачьей среде ценится

человек? Докажите свой ответ цитатами.

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №9

Расскажите, как в первой части развивались взаимоотношения Аксиньи и Григория. Как к их любви отнеслись хуторяне?

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №1

Когда впервые застала казаков весть о войне и где? Какие слова передают тревожную тональность?

Часть 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №2

Перескажите с цитированием эпизод «Григорий убивает австрийца»

Какие психологические оттенки можно выделить в описании внешности австрийца? Как Шолохов передаёт состояние Григория? В каких словах выражена авторская оценка происходящего? Что открывает эта сцена в герое романа?

Часть 3 глава 5

ШЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №3

Расскажите о встрече Григория с братом. В чём Григорий признаётся Петро? Все ли казаки так переживают, как Григорий? Вспомните, как к убийству относится Чубатый. Что он говорит о себе? Зачитайте.

Часть 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №4

Расскажите о стычке Чубатого и Григория. Из-за чего она произошла?

Часть 3 глава 12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №5

Как внешне изменился на войне Григорий7 Как он изменился внутренне? Зачитайте цитаты.

Часть 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №6

Перескажите эпизод, как Иванов столкнулся нос к носу с немцами.

Часть 3 глава 8

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №7

Зачитайте цитаты из дневника, говорящие о чудовищной нелепице войны.

Часть 3 глава 11

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №8

Перескажите с цитированием эпизод «Смерть Егорки Жаркова»

Часть 3 глава 20

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №9

Зачитайте момент, когда полковник Головачёв делал снимки атаки. О чём это говорит?

Часть 3 глава 22

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №10

Зачитайте описание поля боя с огромным количеством убитых.

Часть 4 глава 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №11

Перескажите с цитированием эпизод «Сумасшествие Лиховидова».

Часть 4 глава 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №1

Расскажите о бесчинствах красноармейцев в хуторах. Эпизод «Красноармейцы у Мелеховых».

Часть 6 глава 16

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №2

Зачитайте, что говорит Бунчук о необходимости жестокости.

Часть 5 глава 7, 20

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №3

Расскажите, как Подтелков убил Чернецова.

Часть 5 глава 12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №4

Расскажите о гибели отряда Подтелкова.

Часть 5 глава 30

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №5

Зачитайте, как о продразвёрстке пишет автор.

Часть 6 глава 22, 49

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №6

Зачитайте, как описывает грабежи казаков Шолохов.

Часть 6 глава 9

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №7

Зачитайте, как в 39 главе 6 части о бесчинствах красных рассказывает Штокману старовер.

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №8

Зачитайте, как погиб Лихачёв.

Часть 6 глава 31

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №9

Прочитайте, как Мишка Кошевой казнил Петра Мелехова.

Часть 6 глава 33

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №10

Расскажите, как Григорий зарубил четырёх матросов и каково его состояние после содеянного.

Часть 6 глава 44

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №11

Расскажите о смерти Штокмана.

Часть 6 глава 49

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №12

Расскажите, как народ встречает красных пленных и как Дарья убивает Ивана Алексеевича.

Часть 6 главы 54-56

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №13

Расскажите, как Мишка Кошевой мстит за смерть Штокмана и Ивана Алексеевича

Часть 6 глава 65

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №14

Расскажите, как Мишка Коршунов мстит за смерть своей семьи.

Часть 7 глава 12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №15

Чем выразителен финал первого тома 2 книги? Проанализируйте.

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №1

Проанализируйте взаимоотношения Григория с Аксиньей и Натальей. Какие его черты проявились в этих взаимоотношениях?

А/ Последняя встреча Григория с Натальей.

Часть 7 глава 7

Б/ Смерть Натальи и связанные с ней переживания

Часть 7 главы 16- 18

В/ Смерть Аксиньи

Часть 8 глава 17

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №2

Проанализируйте эпизод с Франей. Какие черты Григория здесь проявились?

Часть 2 глава 2

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №3

Какие черты Григория проявились в реакции на известие о казни Ивана Алексеевича?

Часть 6

ШОЛОХОВ ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №4

Проанализируйте эпизод «Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи».

Часть 1 глава 12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №5

Проанализируйте эпизод «Уход с Аксиньей в Ягодное»

Часть 2 глава 11-12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №6

Проанализируйте эпизод «Столкновение с вахмистром»

Часть 3 глава 2


Тест по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс 1 вариант

1.Укажите годы жизни М.Шолохова

А) 1905-1984

Б) 1895-1950

В) 1900-1985

Г) 1910-1990

2. Первый сборник рассказов, сделавший имя М.А.Шолохова известным, назывался:

А)Лазоревая степь

Б «Донские рассказы»

В) «Чужая кровь»

Г) «Наука ненависти»

3. Какое сословие изображает М.Шолохов в своих произведениях

А) купечество

Б) крестьянство

В) казачство

Г) дворянство

4. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

5. Какой премии был удостоен Шолохов за роман «Поднятая целина»?

а) Сталинской;

б) Нобелевской;

в) Ленинской.

6.. В каком году начинается действие романа «Тихий Дон»?

а)1912; 6)1913; в)1914.

7. Почему Мелеховых называли «турками», «черкесами»?

А) потому что у них был необузданный характер?

Б) потому что они были отчаянно храбры

В) потому что бабка Григория Мелехова была турчанка

8. Когда состоялась свадьба Григория и Натальи?

а) В Пасху;

б) в мясоед;

в) в Рождество.

9. В какой войне участвовал Прокофий Мелехов?

а) В русско-турецкой 1828-1829 годов;

б) в Крымской;

в) в русско-турецкой 1877-1878 годов.

10. В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

а) Первой мировой войны

б) гражданской войны

в) Вел. Отечественной войны

г) установления советской власти

11. Какова судьба Аксиньи в романе?

А) погибает от случайной пули

Б) соединяет свою судьбу с судьбой Григория

В) расстреляна как пособница белогвардейцев Михаилом Кошевым

Г) покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке

12. С каким американским романом можно сравнить «Тихий Дон» и почему?

13Григорий Мелехов был награжден в Первую мировую войну
а) Георгиевским крестом в) орденом А. Первозванного

б) медалью «За отвагу» г) отпуском на родину

14. Гражданская война изображена Шолоховым, чтобы показать

а) героизм Красной Армии в) трагедию народа

б) героизм белых г) ее неизбежность

15. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет
автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

16. Какой художественный прием использован в названии романа Шолохова?

18. Почему главным героем выбран Григорий Мелехов? В каких эпизодах ярче всего раскрывается личность Григория?

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс 2 вариант

1 . В каком году роман «Тихий Дон» впервые вышел отдельной книгой?

а) 1938;

б) 1941;

в) 1953.

2. В каком году Шолохов получил Нобелевскую премию?

а) 1958;

б) 1965;

3. К какой группе казаков принадлежали Мелеховы?

А) казачья аристократия (кулаки)

Б) крепкие казаки (середняки)

В) худородные казаки бедняки)

4. Чего не принимает в героях романа «Тихий Дон» автор?

А) гордости

Б) трудолюбия

В) сострадания

Г) бессмысленной жестокости

5. Слово «казак» - тюркского происхождения, Что оно обозначает в переводе на русский язык?

а) разбойник

Б) воин

В) земледелец

Г) удалец

А) как к бессмысленной, жестокой войнке

Б) как справедливой войнке, ведущейся ради свободы и равенства сословий

В) как к противному человеческому разуму явлкеию

Г) как к трагическим, но неизбежным событиям

7. С какой целью вводит Шолохов батальные сцены:

а) показать героизм народа

б) показать, что делает с человеком война,

в) показать бессмысленность войны

г) поднять дух народа

8. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» был закончен в

а) 1928 г., в) 1940 г.

б) 1932 г. г) в 1946 г.

9. Сколько времени продолжается действие романа «Тихий Дон»?

А)12 лет б) 10 лет в)20 лет г) 5 лет

10.В образе Григория Мелехова воплотились:

А) черты себялюбца, индивидуалиста

Б) типичные для казачества черты

В)лучшие черты, свойственные казачеству

Г)черты, несвойственные казачеству

11.С каким американским романом можно сравнить «Тихий Дон» и почему?

12. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мясистой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая... лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»;

б) «... кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался»;

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшной человеке отца».

13.Какой жанровой традиции нет в романе «Тихий Дон»:

А) казацкий эпос б) семейная сага в) любовный роман г) авантюрный роман д)военно-историческая хроника е) философско-экзистенциальная притча

14.Что, с точки зрения Д. Быкова, удалось в «Тихом Доне» М. Шолохову лучше всего?

15. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

16. Как относится Шолохов к своему герою Григорию Мелехову? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем? Какие чувства пробуждает писатель к герою?

17. Какому классическому образцу следовал М.Шолохов в романе «Тихий Дон»?

18. Как вы считаете, удается ли Шолохову «передать движение души человека» на примере судьбы Григория Мелехова? В чём трагедия Григория Мелехова?




В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные