Акустическое тестирование большого театра. Акустическое тестирование большого театра Лепнина Большого театра после золочения

Интерьер одного из символов России - Большого театра - "одет" в сусальное золото ТМ "Раритетъ". В 2012 году завершилась реставрация внутреннего убранства Большого театра, которая стала колоссальным проектом мирового уровня.

История реконструкций и реставраций здания Большого театра началась практически с первых лет его существования. К моменту начала нынешней реконструкции износ здания составлял по разным оценкам от 50 до 70 процентов. Были предложены различные варианты его восстановления: от тривиального капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате был выбран проект, одобренный труппой театра, архитекторами, деятелями культуры и т.д. Проект предусматривал проведение научной реставрации зрительской части театра и кардинальную реконструкцию части сценической с углублением подземного пространства. При этом должен был сохраниться исторический облик здания как памятника архитектуры.

Реставрация

Историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию со 2 июля 2005 года.
В первые годы реализации проекта происходило тщательное изучение самого здания, сканирование его положения в пространстве, состояния его стен и фундаментов. И только осенью 2009 г. после многочисленных подготовительных работ огромное и сильно изношенное здание Большого театра было перенесено с временных опор на постоянный фундамент, и в театре началась масштабная реставрация. За последовавшие затем два года были выполнены рекордные объемы работы по восстановлению и реконструкции театра. Каждый день в здании работали свыше трех с половиной тысяч профессионалов, из них около тысячи — реставраторов. И еще тысяча специалистов трудилась на благо Большого в реставрационных мастерских за пределами театра.
Другой не менее важной задачей стала необходимость сочетать строго научную реставрацию в исторической зоне и установку самого современного технологического оборудования в сценической части и новых пространствах театра.
Благодаря реставрации Большой театр во многом восстановил исторический облик, утраченный за годы советской власти. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 г., когда их интерьеры были изменены во время подготовки к торжествам, сопровождавшим коронацию императора Николая II. Под каждый воссоздаваемый или реставрируемый элемент интерьера создавался свой специальный проект, разрабатывалась отдельная документация по итогам многочисленных архивных и натурных исследований.
В 2010 г. были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. Москвичи увидели отреставрированные фасады и обновленный символ Большого театра — знаменитую квадригу Аполлона, созданную скульптором Петром Клодтом.
Зрительный зал вновь обрел свою первоначальную красоту. И теперь каждый зритель Большого театра может ощутить себя театралом XIX века и поразиться его пышному и одновременно «легкому» убранству. Усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренних помещений лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески, живописный плафон «Аполлон и музы» — все это придает зрительному залу вид сказочного дворца.

Золочение Большого театра

Восстановление декора зрительного зала Большого театра оказалось крайне сложной работой. После расчистки архитектурных украшений от позднейших слоев и неумелых реконструкций мастера реставрационного бюро воссоздали недостающие детали по технологиями 17-19 веков, а затем применили технологию золочения на полимент.
Специалисты реставрационного бюро Веры Бабич начали работы по восстановлению декора зрительного зала Государственного академического Большого театра России в конце 2009 года. Реставраторы восстановили в зрительном зале лепной декор из папье-маше.
В реставрации золотых интерьеров Большого театра было применено сусальное золото ТМ "Раритетъ" - одного из авторитетных производителей сусального золота и серебра на территории СНГ. Реставрация позолоты завершена, и театр принимает посетителей в сияющей золотом атмосфере.

Лепнина Большого театра после золочения

От того, в каком виде восстановить декор, напрямую зависит воссоздание легендарной акустики Большого театра. Папье-маше подобно дереву имеет целлюлозную основу и не лопается от небольших деформаций, которые неизбежны на ограждении ярусов в театре, например, при вибрации от звуков музыкальных инструментов и входящих с ними в резонанс овациями. Реставрация архитектурного декора из папье-маше в большом театре- очень сложная процедура, подразумевающая расчистку и восстановление утраченных частей декора, по технологиями 18-19 веков. Мастерам, работающим над проектом, пришлось снять шесть слоев краски, чтобы добраться до самого первого авторского слоя! После расчистки удалялись реставрационные доделки, искажавшие первоначальный облик лепных украшений. Некоторые утраченные элементы во время предыдущих реставраций были заменены на вставки из гипса, ухудшавшие качество звука. Их аккуратно удалили, чтобы вновь поставить детали из папье-маше.
Каждый ярус Большого театра имеет свой индивидуальный рисунок. Чем ниже ярус, тем гуще его рельефна декорация, скомпонованная из элементов, присущих архитектуре эпохи Возрождения, стилям Барокко и Рококо.
В оформлении зрительного зала применены античные мотивы акантового листа, рокайли, кртуши, причудливые переплетения византийского орнамента. Кроме того, и каждый раппорт - повторяющийся рисунок декора - отличается своеобразием. И к восстановлению каждого утраченного фрагмента надо было подходить индивидуально, «вспоминая» и применяя секреты ручной техники.
Для восстановления утраченных элементов были изготовлены специальные модели, по которым делали отливки из папье-маше. Для этого с куска авторского лепного декора «снимали» нужную форму и по этому слепку делали гипсовую модель, а затем - плотную «чистовую» форму для отливки элемента декора. В гипсовые формы реставраторы набивали готовый состав из папье-маше и жали, когда детали высохнут, после чего подгоняли восстановленные элементы под исторический декор и дополнительно шлифовали орнаментированную поверхность.

Придя в этот понедельник на миланского «Дон Жуана», я оказался в Большом театре впервые после реконструкции. О том, как приятно входить в посвежевший, но всё тот же, знакомый с детства зал, писано много - опустим. Гаснет свет, начинается увертюра, а с ней и изумление. Поначалу я было стал грешить на дирижёра: что ж он там крутит своей палочкой, что оркестр выдаёт такую невнятицу? Но вскоре стало понятно, что не с дирижёром беда. Оркестр просто плохо слышно - будто звук на выходе из ямы пропускают через мясорубку. С певцами дело пошло ещё веселее. Как только дирижёр выпускал оркестр за mezzo piano, половину солистов просто переставало быть слышно, если за mezzo forte - хоть как-то слышны оставались всего двое. Совсем цирковой трюк нам показали в финале первого акта. Волею постановщика Донна Анна, Донна Эльвира и Дон Оттавио на какое-то время оказываются в зале - у первого ряда партера. Поют - слышно, как у певиц накрашенные ресницы шуршат. Потом, получив приглашение на бал, они поднимаются вверх и поют уже с авансцены, стоя на пять метров дальше. Всего на пять метров - и будто сквозь слой мокрой ваты. Почти до последнего противостоял этой чуме, кажется, только великолепный Дон Жуан - Петер Маттеи: отчётливо слышны были даже sotto voce его полётного баритона; но совладали и с ним. К оркестровому forte прибавилось некоторое движение декораций - и предсмертного крика Дон Жуана в зале Большого театра никто не услышал. Не внятно не услышал, а не услышал совсем .

Не верите? Я и сам себе не поверил - и кинулся расспрашивать людей. Из примерно десятка знакомых, побывавших на «Дон Жуане», лишь двое не сказали, что слышно было плохо. Умилил отчёт из ложи, смежной с директорской: сидя человек слышал певцов и не слышал оркестра; стоя - наоборот. Нет, мне не померещилось: звук был действительно плох - и это удивительно. Коридоры, лестницы и гостиные - скользкие, неуютные и неотвязно напоминающие хаммам в пятизвёздном турецком отеле - не удивили: чему тут дивиться? Типичный лужковский новодел. Состояние же акустики поразило по двум причинам. Во-первых, удар был неожиданный: нас никто не предупредил. Вся наличная музыкальная журналистика отписалась и о гала-концерте открытия Большого, и о премьере «Руслана», но обильные речи гендиректора театра Иксанова о волшебном возрождении былой акустики ни в единой заметке оспорены не были. Во-вторых, акустикой занималась фирма Müller-BBM, на счету которой десятки громких проектов. Она недавно делала, например, два из трёх основных залов Зальцбурга, в том числе сложнейший зал Felsenreitschule - и там всё прекрасно слышно. Как эти два бесспорных факта сочетаются с полным залом ваты, данным нам на «Дон Жуане» в ощущении? Я попробовал разобраться: сам поговорил с кем мог, знакомых попросил о том же - и вот что пока выяснилось.

От видного сотрудника БТ донесли мне простое утешение: не в акустике театра проблема. Это миланский «Дон Жуан» акустически невыгодно решён для такой большой сцены: много пустого пространства, звуку не от

Приобрести билетик, сопоставимый по стоимости с однокомнатной квартирой в Москве, запросто можно было в интернет-магазинах. В Минкульте пообещали разобраться с ситуацией, однако можно предположить, что некоторые билеты действительно ушли из администрации президента перекупщикам и попали в руки поклонников искусства с тугим кошельком. Таким образом, на открытии Большого стоит ожидать представителей госорганов, а также состоятельных бизнесменов.

Лужкова забыли

В эфире РСН представитель генподрядчика реконструкции и реставрации Большого театра Михаил Сидоров рассказал о политиках, которые помогали в сложных строительных работах. По словам М.Сидорова, в первую очередь это Д.Медведев, который в 2009г. принял решение взять стройку под свой контроль. Также театру помог и первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин, который, в отличие от Ю.Лужкова, не "устраивал политическое шоу на тех совещаниях, которые он проводил в районе Большого театра", отметил М.Сидоров.

Таким образом, бывший мэр Москвы , ставший свидетелем по уголовному делу о хищении средств из Банка Москвы и на этой почве рассорившийся с администрацией президента, вряд ли окажется среди приглашенных на открытие гостей. Отметим, что Ю.Лужков долгое время лично контролировал ход работ и участвовал в совещаниях попечительского совета Большого.

Уголовная песня

Стоимость реконструкции Большого театра обошлась более чем в 20 млрд руб. Такие данные приводил ранее министр культуры Александр Авдеев. Накануне стало известно, что государство вложило в проект 24,2 млрд руб., причем 11 млрд было потрачено за все годы строек, а еще 11 млрд – на механизацию. Таким образом, стоимость проекта превысила смету более чем в два раза (в 2005г. называли "скромную" цифру в 11,94 млрд руб.).

Как известно, где большие деньги, там и большие склоки, и Большому театру по статусу было положено попасть и в уголовные и новостные сводки. Первый скандал разразился в феврале 2006г., когда Ю.Лужков покинул пост сопредседателя попечительского совета Большого театра, возмущенный концепцией реконструкции и бюджетом проекта. Весной 2006г. стало очевидно, что сроки реконструкции будут отложены с осени 2008г. на более позднее время (назывался 2009г.)

В ноябре 2008г. министр культуры А.Авдеев на закрытом совещании сообщил, что реконструкция будет завершена к концу 2010 - началу 2011гг., и назвал четыре причины: слабый руководитель проекта, неэффективная схема взаимодействия фирм – участниц проекта, отсутствие взаимодействия с правительством Москвы и разноскоростной темп исполнения различных видов работ. Новым руководителем проекта был назначен Яков Саркисов.

В мае 2009г. президент Д.Медведев распорядился создать межведомственную рабочую группу по вопросам осуществления второй очереди реконструкции, реставрации и техоснащения комплекса зданий ГАБТ, в обязанности которой входили вопросы контроля за осуществлением деятельности подрядчика. В июле 2009г. экс-мэр обрушился с критикой на подрядчика, выразив тревогу сроками окончания работ. В свою очередь Счетная палата пожаловалась на дороговизну строительных работ. Вскоре Ю.Лужков объявил, что столичные власти намерены завершить работы к октябрю 2011г. Затем подрядчик сменился, и одновременно со сменой строителей в сентябре 2009г. было возбуждено уголовное дело по факту необоснованного расходования денежных средств, выделенных на реставрацию театра.

Следователями было установлено, что с момента заключения контракта в 2003г. по 2009г. дирекция театра трижды оплачивала "Курортпроекту" одни и те же работы, касавшиеся основного здания Большого театра. В частности, первоначально было выплачено 98,048 миллиона рублей (из них 58,362 - за подготовку рабочей документации), затем на основании дополнительных соглашений - около 362,170 миллиона (в том числе около 26,250 миллиона - за подготовку документации), и затем более 497,870 миллиона рублей - за подготовку рабочей документации. Чем закончилась уголовная эпопея, неизвестно.

Профанация или реконструкция?

Незадолго до открытия стены Большого театра продолжали сотрясать скандалы. За месяц до открытия, когда Большой уже был якобы отремонтирован и реконструирован, Д.Медведев побывал на репетиции "Спящей красавицы", и заявил, что "строители сделали все здорово".

Однако сразу после визита главы государства премьер Большого театра Николай Цискаридзе заявил в эфире одного из телеканалов, что реконструкция театра еще не закончена, а артистов готовили к встрече с президентом, заявив, что "если кто-то откроет рот и что-то скажет, это будет иметь страшные последствия". Руководитель Большого Сергей Филин вынужден был оправдываться перед журналистами. Он опроверг заявления Н.Цискаридзе о незаконченности реконструкции и добавил, что никакой специальной подготовки артистов перед визитом президента не проводилось.

Однако артист не остановился и продолжил критическую тираду в адрес театра. Накануне Н.Цискаридзе сообщил, что любой зритель теперь запросто может увидеть, что вместо старинной лепнины в Большом – пластмасса или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской, которые запросто можно отодрать и унести с собой. Кроме того, в здании не осталось ни одного бронзового канделябра, ни бронзовых ручек на дверях, а вместо бронзы якобы железяка, подкрашенная золотой краской. Наконец, артист заявил, что репетиционные залы теперь настолько низкие, что балерину нельзя будет поднять: она сразу ударится о потолок. Отметим, что представители движения "Архнадзор" также критически отозвались о проведенных работах.

Отметим, что ранее и в самом театре рассказывали о том, как ведется реконструкция. Так, в апреле 2006г. Геральдический совет при президенте Российской Федерации поддержал предложение Роскультуры о замене в ходе реконструкции ГАБТ России барельефов Государственного герба СССР на барельефы исторического герба России 1856г. В итоге барельефы были заменены на фасаде здания и над центральной царской ложей. Гербы СССР отправили на музейное хранение. О реакции коммунистов на этот шаг ничего не известно.

Шум и ярость: подземное эхо к искусству глухо

В ноябре 2011г. москворецкую линию московского метро закроют на несколько дней на участке между станциями "Новокузнецкая" и "Белорусская". Поезда временно перестанут ходить на этом отрезке, поскольку специалисты собираются улучшить звукоизоляцию подземного зала Большого театра.

На путях предполагается установить резиновые маты и амортизирующие подкладки. Это поможет обеспечить дополнительную защиту театрального зала от шума и вибрации. Расстояние между станцией "Театральная" и залом – всего 40 метров.

Ожидается, что в подземном зале будут проходить все камерные концерты, а также репетиции хора Большого театра. По его словам, в зале уже сейчас стоит идеальная тишина, в частности, он изолирован от основной сцены, однако строители решили выполнить все рекомендации немецких акустиков.

Предполагается, что участок от "Новокузнецкой" до "Белорусской" будут закрывать в выходные - 19-20 ноября и 26-27 ноября. Пассажиры смогут добраться до нужной станции на автобусах, которые метрополитен введет на время работ.

Большому театру этой весной не позавидуешь. Посмотришь телевизор, послушаешь, почитаешь — там сплошные скандалы и преступления. Будто в театре и спектаклей нет никаких, и репетиции не идут весь день, а премьера за премьерой опускаются на сцену прямо с нежного облака! После реконструкции старой, исторической сцены Большого театра было много нареканий. Они продолжаются и до сих пор — в частности, одно из самых существенных: акустика стала не та!

Большому театру этой весной не позавидуешь. Посмотришь телевизор, послушаешь, почитаешь - там сплошные скандалы и преступления. Будто в театре и спектаклей нет никаких, и репетиции не идут весь день, а премьера за премьерой опускаются на сцену прямо с нежного облака!

После реконструкции старой, исторической сцены Большого театра было много нареканий. Они продолжаются и до сих пор - в частности, одно из самых существенных: акустика стала не та! Фраза эта, особенно из уст «знатоков», не отличающих трубу от скрипки, вызывает такое раздражение, что Большой, проигрывающий одну информационную битву за другой, решил наконец подробно рассказать хотя бы об акустике - какая она была и как ее восстановили. Благо, сейчас в Москве находится главный инженер фирмы «Мюллер-ББМ» Юрген Райнхольд, занимавшейся возрождением звукового облика великого зала.

Главный дирижер театра Василий Синайский даже ворчал: «Немцы работали очень много, педантично до занудства, утрами, вечерами, в выходные - по понедельникам. Часто для тестирования приглашали меня, артистов. Юрген слушал и говорил: «Мне не нравится», - и мы снова встречались через неделю. Он делал записи, увозил с собой, их изучали, и он снова возвращался в Москву».

Акустикой Большого театра занималась немецкая компания, созданная после войны с целью восстановить разрушенные театры и концертные залы Германии. Юрген Райнхольд рассказывает, что 80 процентов зала не нуждалось в какой-либо переделке: прекрасная акустика заложена уже в самой конфигурации зала. Архитектор Альберт Кавос в свое время соорудил - если смотреть сверху - огромную деревянную скрипку, в которую вложен зал. Даже потолок, который предписывалось изготовить из железа, рискнул построить деревянный, чтобы избежать особого резонанса, свойственного металлу.

Большой театр звучит по-особому благодаря панелям из резонансной ели - акустически отзывчивого дерева. Сейчас все панели, с годами частично утраченные, восстановлены.

Нужную ель найти было не просто: ей должно быть 100-120 лет, она должна быть строго вертикальна, симметрична, иметь островершинную крону, 5-6 метровый цилиндрический фрагмент должен быть без сучков и повреждений.

Юрген Райнхольд восстанавливал акустику оперных театров Ля Фениче в Венеции, Сан-Карло в Неаполе (старейшего в Европе); налаживал ее в новой Мариинке-2.

Что было сделано в Большом?

«В первую очередь мы увеличили оркестровую яму. Отодвинули вглубь назад с пяти до семи метров - рампа теперь там, где обозначил Кавос, - рассказывает Райнхорд. - Во-вторых, изменили наклон пола в партере. Он был невелик для такого громадного зала - всего 56 см. Из-за этого уже в третьем-четвертом рядах зрителям приходилось выглядывать из-за голов. А есть неписаное правило: если плохо видно, значит, и звука поступает меньше. Высоту сцены мы подняли на метр, опустив переднюю часть партера, потому что надо было сохранить уровень при входе в зал. Удалили бетон, залитый под полом партера. Пол здесь классический деревянный - как во всех оперных театрах и концертных залах. Если подпрыгнуть - все ощущают сильную вибрацию. Вот так же зритель чувствует вибрацию ногами на фортиссимо или при звуке литавр в оркестровой яме. На балконах сохранены все декоративные элементы Они из папье-маше. Акустически папье-маше превосходно, так как не имеет пор. А после покрытия золотом становится отличной поверхностью для отражения звука. Под стульями находятся круглые зарешеченные отверстия. Здесь была очень несовременная вентиляция. Теперь в районе 9-10 рядов под залом расположено полое пространство высотой 1,5 м, а в конце зала - 2,5 м; в нем накапливается подаваемый воздух. Сейчас я приезжаю в Москву раз в два-три месяца - убедиться, что оркестр правильно использует мобильные элементы. Ведь оркестровая яма может раздвигаться, подниматься и опускаться; там есть небольшие панели, которые в зависимости от угла поворота отражают или поглощают звук. А под ней мы восстановили полость - большую деревянную полубочку глубиной 2,5 метра. Это был утраченный элемент. Но он известен нам по старинным театрам Италии».

Василий Синайский настаивает, что само понятие «акустика зала» - понятие эфемерное. Рассказывает, что когда готовились к первому концерту-открытию исторической сцены, была одна акустика, а сейчас уже все звучит по-другому. «Это зависит и от характера и положения декораций, и от рассадки оркестра. В Моцарте важны легкие духовые, аккомпанемент; в Рихарде Штраусе - плотное звучание медных».

Журналистам дали послушать выступления солистов с разных рядов из партера и с четвертого яруса. Нет, не придерешься, слышно отлично. Но вопросы начались сразу.

- Говорят, что на сцене есть подзвучка.

Ю.Райнхольд: Такая делается во всем мире. На сцене же очень много кулис, декораций, исполнители часто стоят в глубине сцены. Но звук идет не в зал - а на сцену. Чтобы артисты слышали оркестр, могли петь в ансамбле.

- Много говорят о «звуковых ямах» в партере. Это какие места?

В.Синайский: Еще до переделки многие солисты жаловались, что где-то их не слышно. Говорят, Нэлепп, Масленникова отмечали на сцене крестиком место, откуда лучше петь. Вроде бы лучше всего слышно в четвертом ярусе. В партере первые ряды всегда заметно уступают по звучанию средним, ложам, бельэтажу. Но совсем провальных по звучанию мест в зале нет.

- Можно ли сравнить акустику Мариинки-2 и Большого?

Ю.Райнхольд: «Нет. В Большом были иные задачи. Во всех исторических театрах короткая реверберация, так как в них много драпировок. Уберите портьеры - и здесь будет гулко, как в храме. А в Мариинке с самого начала все строилось по современным понятиям, там более длительная реверберация.

- До реконструкции Большой по акустике был на 55 месте в мире. А сейчас?

Ю.Райнхольд: «В двадцатку точно входит. Что я знаю точно - акустические условия здесь лучше, чем в Ла Скала. Главный дирижер Даниэль Баренбойм и его директор Стефан Лисснер, привезя театр сюда на гастроли, проверяли акустику в зале и оба сказали: «Великолепно!» Мне очень жаль, что об акустике Большого судят чаще всего непрофессионалы.

- А где, по-вашему, в Большом лучше слушать оперу?

Ю.Райнхольд: Наверху. К тому же вместо одного билета купите пять и еще прихватите с собой друзей!

Фойе административного корпуса. Теперь весь комплекс Большого театра связан подземными и надземными переходами.

Из галереи связывающей главный и административный корпуса открывается вид на театральную площадь.

Новая гримерка. Одна из 50ти. По современным театральным стандартам на 1 объем пространства для зрителя должно приходиться 4 объема пространства для труппы включая подсобные помещения, механику, склады и гримерки. Перед закрытием это соотношение составляло 1:1. Теперь Большой полностью соответствует этим требованиям.

На панели управления лифтом 14 кнопок - от 10 до -4. Однако -4 этажом театр не заканчивается, а уходит вниз еще на 2 уровня - на этих вспомогательных этажах размещена механика. После реконструкции в театре появилось 17 лифтов, из них 6 расположены в исторической части.

Венецианская мозаика, кропотливо восстановленная по двум фрагментам найденным в ходе работ в директорской зоне. Изначально часть мозаики была выполнена из песчаника, и женщины, которые ходили здесь в туфлях на каблуках, выбили эти фрагменты. В результате весь пол покрылся дырами. В середине XX века его просто сняли и выбросили и настелили дубовый паркет.

Зрительный зал основной сцены вмещает 1768 человек. До реставрации 2100 человек.

В первые годы после открытия восстановленного Альбертом Кавосом здания Большого театра помещения освещались свечами и масляными светильниками. Для того, чтобы зажечь масляные светильники люстры зрительного зала, ее поднимали наверх в специальное помещение.
В 1863 году эта люстра была заменена на новую с 408 газовыми рожками. По свидетельствам современников стекла ламп газовых светильников раскалялись до такой степени, что порою лопались и их осколки падали на головы зрителей.
Спустя 30 лет в Большом театре появляется электричество. Интересно, что для электрического освещения Большого и Малого театров в начале 1890-х годов была построена отдельная электростанция в одном из помещений здания Малого театра. В связи с этим нововведением газовую люстру зрительного зала переделывают под электрические светильники. В таком виде она сохраняется до наших дней.

По замыслу Альберта Кавоса, который руководил в 1853-1856 годах восстановлением сгоревшего Большого театра, для улучшения акустики зала потолок был выполнен из деревянных щитов, на них натянули холст, и по этому холсту сделали роспись. Эту работу выполнил академик Алексей Титов со своими учениками. В середине XIX века трепетного отношения к античности не было, и академик Титов смог позволить себе некоторую вольность. Он понимал, что в Греции никогда не было музы живописи. Но он выбросил из пантеона муз музу Полигимнию и нарисовал музу с кисточкой и палитрой. Она по-прежнему присутствует в Большом театре.

В XIX веке в центральной части потолка зрительного зала было сделано отверстие, служившее для вытяжки дыма и копоти от свечей и масляных ламп. Через него зимой в помещение проникал холодный воздух, а летом на живописном холсте скапливалась влага. Неудивительно, что первую реставрацию «Аполлона и муз» пришлось сделать всего через несколько лет после открытия театра. Всего история плафона знает 6 крупных реставраций.

Когда в 2005 году реставраторы поднялись на леса, то они нашли росписи в ужасном состоянии. Холсты в некоторых местах так сильно отстали, что свисали с потолка кусками длиной в 1,5 метра. В некоторых местах полотна были заклеены папиросной бумагой, чтобы дальше не было разрывов. В ходе предыдущих реставраций фигуры муз вырезались, и фон, который был вокруг них, выполняли на новом холсте. Но технологии тех лет не позволили обеспечить сходство цветов. Также были сильно искривлены и деревянные конструкции.

В ходе реставрации деревянные щиты были максимально выпрямлены, холсты на всех фонах заменили на новые, не отличающиеся по цветам, росписи узоров восстановили, полностью отреставрировали муз, сохранившихся на старых полотнах.

Театральный буфет. Это обязательный атрибут ГАБТа. Он переехал на 4 этаж и занимает теперь огромные площади. Буфет Большого театра сегодня уникален - это единственное место в здании, где можно видеть окна по обоим сторонам.

При архитекторе Осипе Бове здесь был проход. Кавос, восстанавливавший театр после пожара 1853 года, не ставил перед собой задачу максимально точно восстановить театр, поэтому некоторые проходы закладывал кирпичом, некоторые помещения заколачивал досками. Часть кирпичей в этой кладке XVIII века. Оказалось, что ответ на эту загадку прост: когда Бове восстанавливал театр в 1825 году, то при строительстве использовал кирпичи, оставшиеся от сгоревших во время нашествия Наполеона домов.

Бетховенский зал. Раньше Бетховенским был главный зал императорского фойе. Это концертно-репетиционный зал. За стеной 70 метров до станции метро «Театральная», но здесь практически идеальная тишина. Помимо своей основной функции, этот зал станет студией звукозаписи Большого Театра.

Сцена является трансформером. 5 независимых площадок позволяют сделать зал любой конфигурации. Обычное состояние пола - вровень с фойе. За 5 минут этот пол может опуститься на уровень минус 20,5 метров. Сейчас он опущен на середину амфитеатра. За полчаса из ровного фойе превращается в зал на 300 человек, точно также превращается в зал для оркестра или оркестра и хора.

Центральное фойе. Плитка сделана на том же заводе что и оригинальная в 19 веке.

Мебель ожидает когда все будет вымыто и вычищено. Вообще весь театр сейчас - место грандиозной уборки.

Тканевые вставки на театральной мебели тоже восстанавливались по сохранившимся образцам.

Вазы на перилах сделаны из алебастра - природного кварцита. Он толстый и полупрозрачный.

Двери и фурнитура отреставрированы. На них можно найти клейма 19го века.

Главный зал императорского фойе. В 19ом веке здесь нельзя было находиться никому кроме императора и его свиты.

Акустика помещения потрясает, шепот из одного угла отчетливо слышен в другом.

Сидеть на мебели нельзя, она здесь исключительно для интерьера, но пока никто не видит….)

Михаил Сидоров, советник президента Группы «Сумма» - генподрядчика реконструкции и реставрации Большого театра.

Гобелены столь ветхие, что сначала стоял вопрос о целесообразности восстановления, на их реставрацию ушло 5 лет, каждый сантиметр ткани чистили вручную при помощи хлопковых кисточек.

Люстра весит 2 тонны, в диаметре достигает 6,5 метров, а вес хрустальных подвесков 200 килограмм. На её золочение ушло 300 граммов сусального золота.

Воссоздавая театр Кавос, будучи гениальным акустиком, применил много необычных решений: каждый элемент работает на звук, зал повторяет форму скрипичной деки, все панели сделаны из резонансной ели, в зале много акустических полостей, плафон и сама сцена являются резонаторами. Благодаря этому ГАБТ по качеству звука в 19м веке вышел на первое место среди театров мира. Однако в течение 20го века зал утрачивает свою неповторимую акустику: сколы на папье-маше заделывают гипсом, а то и цементом, резонансные пустоты утепляют пенопластом, деку под сценой заливают бетоном и т.д. К 2005 года зал утрачивает до 50% акустических свойств.

Восстановление акустики взяла на себя компания «Мюллер ББМ», в процессе реставрации полностью воссоздана первоначальная звуковая модель театра, каждый элемент зала рассчитывается, каждая панель проходит проверку, все материалы вплоть до обивки стульев согласуются со специалистами «Мюллер ББМ». Это позволяет надеяться, что Большой вернет себе славу одного из лучших акустических залов мира.

Над золочением панелей работали 150 человек, на весь театр ушло четыре килограмма золота толщиной 5 микрон.

На сцене идет монтаж декораций к опере «Руслан и Людмила», однако снимать их категорически запретили.

Атланты, держащие Царскую ложу, тоже сделаны из папье-маше.

Шесть верхних уровней театра связаны так называемыми циркульными коридорами. Сейчас они восстановлены в том виде, какими их задумывал Альберт Кавос в XIX веке.

Новый занавес расшит двуглавыми орлами и словом «Россия».

Один из гардеробов. Тут я соригинальничаю и вместо того чтобы начать вешалкой, я ей закончу.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные