Анализ произведения «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери). Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц": описание, герои, анализ произведения Маленький принц авторская сказка

Антуан де Сент-Экзюпери
Перевод - Нора Галь (1958 г.)

Антуан де Сент-Экзюпери

Маленький принц

Леону Верту Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый - мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И, наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу эту книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Итак, я исправляю посвящение: Леону Верту, когда он был маленьким

I

Когда мне было шесть лет, в книге под названием "Правдивые истории", где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея - удав - глотала хищного зверя. В книге говорилось: "Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу". Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок N 1. Вот что я нарисовал. Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им. - Разве шляпа страшная? - возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Это мой рисунок N 2. Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками N 1 и N 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать. Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути. На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше. Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок N 1 - я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: "Это шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.

Жизнь и творчество Антуана де Сент-Экзюпери стали одним из главных мифов культуры ХХ века. В эпоху, проходившую под знаком провозглашенной Ницше «смерти богов», Сент-Экзюпери создает нового героя, которому не чуждо ни человеческое, ни божественное. Он конструирует героя и в жизненном, и в художественном плане одновременно – не абстрактно, но лично пережив и прочувствовав некий новый, доселе невиданный опыт, для воплощения которого он стремится найти новые средства выражения. Он пытается обрести в этом опыте нечто, превосходящее его самого, – духовную инстанцию, не подсказанную извне никакими существующими религиями. Его «сверхчеловек» смотрит в будущее, охваченный желанием обрести Бога.

Сент-Экзюпери, несомненно, упрощал, когда говорил в интервью газете «Фигаро» 27 мая 1939 года, что для него «летать и писать – одно и то же». Его творчество невозможно рассматривать как сугубо литературное, оно выходит за рамки художественной словесности в бесконечные сферы жизни, философии, своеобразной теологии. Как говорил французский писатель и философ Роже Кайюа: «Сент-Экзюпери делает из литературы инструмент цивилизации. Благодаря литературе подвиги и эмоции, заблуждения и победы человека могут избежать подстерегающей их бездны» . И вместе с тем именно слово, которому Сент-Экзюпери имел все основания не доверять, оказывается средством выхода за пределы литературы, именно слово становится связью, цементирующей ту «цитадель духа», о которой мечтал писатель под конец своего творческого пути.

Литературное наследие Сент-Экзюпери невелико – строго говоря, всего четыре небольших прозаических произведения, сказка и незаконченное эссе «Цитадель», объем которого равен всем законченным, вместе взятым. Но при этом каждое его произведение становилось бестселлером, причем не только во Франции и США, где он подписывал контракты на их издание, но и во всем мире начиная с 1930-х годов. В нашей стране переводы его книг стали выходить со второй половины 1950-х годов. Постоянство его посмертной славы, связанной прежде всего с «Маленьким принцем», вообще не знает аналогов в истории литературы ХХ века. Ее не могли поколебать даже буйные 60-е годы, когда французы выпустили сборник «Суд над Сент-Экзюпери», в котором строго критиковали его и как писателя, и как мыслителя, обвиняя во всем, даже в конформизме . Сент-Экзюпери занял прочное место классика литературы ХХ века.

Успех этого классика начинался с ультрасовременной – авиационной – тематики. Он словно следовал завету поэта Артюра Рембо: «Надо быть абсолютно современным», хотя самыми любимыми поэтами Сент-Экзюпери были более «умеренные» – Леконт де Лиль, Эредиа, Бодлер, Малларме… Современность – это самолеты и знаменитые летчики, как, например, Жорж Мари Гименер, исчезнувший в туманах Фландрии осенью 1917 года и ставший героем романа Анри Бордо (1918). Образы, связанные с воздухоплаванием, зачаровывали самых разных французских писателей – Алена-Фурнье, Эдмона Ростана, Поля Клоделя, Мориса Барреса, Жана Кокто, Блеза Сандрара, Гийома Аполлинера. Аэропланы возбуждали в человеке новые, неведомые прежде ощущения, что видно, к примеру, из знаменитого описания Марселя Пруста, замечтавшегося при виде аэроплана: «Неожиданно моя лошадь взвилась на дыбы: она услышала странный шум; я чуть было не вылетел из седла, затем, с трудом укротив лошадь, поднял мокрые от слез глаза ввысь, откуда доносился шум, и увидел в пятидесяти метрах над собой, в лучах солнца, два громадных блестящих стальных крыла, уносивших живое существо с человеческим, как мне показалось, лицом, хотя разглядеть его было трудно. Я был потрясен не меньше, чем грек, впервые увидевший полубога» .

В своей любви к небу Сент-Экзюпери оказывается, при всем различии в писательской технике, ближе к Прусту, нежели к самым «продвинутым» певцам скорости и аэропланов, какими были в первые десятилетия ХХ века футуристы. «Долой лунный свет!» – призывали технократы-футуристы, бросавшие «вызов звездам». А Сент-Экзюпери стремился прочувствовать природу небес, любуясь «ночным великолепием облачных полей» и слушая музыку полета – «Уже взлетает к небу мелодия органа: самолет» («Ночной полет»).

Его поэзия звезд и луны, его поэзия пустыни, порождающей грезы, оказалась близка сюрреалистам, которые опубликовали его небольшой текст под названием «Мираж» в журнале «Минотавр» в 1935 году (впоследствии этот фрагмент войдет в книгу «Планета людей»). «Мои грезы куда реальнее, чем эти люди, чем эта луна, чем эти достоверности» – под этой фразой Сент-Экзюпери мог бы подписаться любой сюрреалист. Рассказчик Сент-Экзюпери, который видит свои чудесные сны наяву о детстве, пребывает в особом состоянии, при котором его реальные ощущения словно тоже смещаются в сферу грез. А в письмах к матери Сент-Экзюпери вольно или невольно воспроизводит тезис вождя сюрреалистов Андре Бретона о «незаинтересованной игре ума»: «Не надо учиться мыслить, надо научиться не мыслить».

Авиационная экзотика была просто обречена на успех и в конце 1920-х, когда начал печататься Сент-Экзюпери, и в 1930-е годы, чем и объясняется живейший интерес к молодому писателю со стороны одного из крупнейших издателей Франции, Гастона Галлимара, который уже имел успешный опыт с изданием романа Жозефа Кесселя «Экипаж». Напомним и о большой популярности, какой пользовались романы на другую «экзотическую» тематику – морскую: особенно романы Джозефа Конрада, а также Германа Мелвилла.

На авиационную тему обращает в первую очередь внимание и Андре Бекле, в свое время известный писатель и публицист, написавший предисловие к первому изданию первого романа Сент-Экзюпери «Южный почтовый» (1929): «Сент-Экзюпери – не писатель, и самолет никогда не был для него литературным развлечением». Его «чувства и их искренние проявления подчинены жизненной энергии, они – порождение его чудесной профессии» . Таким образом, предисловие Бекле стоит у истоков известного мифа о летчике-писателе.

«Южный почтовый» – своеобразный итог юношеских литературных исканий Сент-Экзюпери. В небольшом, но переполненном событиями тексте романа Сент-Экзюпери словно хотел высказать разом весь свой писательский и жизненный потенциал, причудливо смешивая героику завоевания неба и традиционную любовную историю.

Роман раздроблен на множество эпизодов, строение которых можно объяснить не логикой, но музыкой. Однако при всей своей разрозненности события книги укладываются в 48 часов полета главного героя – удвоенное время классической трагедии. Но развертывание этого почти классического времени происходит не последовательно, оно может возвращаться вспять или вообще прерываться длинными ретроспекциями, уводящими в прошлое двух-или трехлетней давности. Игра с временными планами дополняется сменой пространств и, что самое главное, позицией рассказчика, который постоянно меняет ракурсы своего повествования, то ускоряя, то замедляя его. Романная техника Сент-Экзюпери, впитавшая в себя приемы кинематографа , оказывается в «Южном почтовом» значительно сложнее, чем этого можно было бы ожидать от начинающего автора.

Многие современники Сент-Экзюпери критиковали любовную интригу «Южного почтового», считая ее слишком банальной. Но, может быть, он и стремился к примитивности, создав отдаленную версию трагической легенды о Тристане и Изольде. Несомненно, Бернис – герой, но это герой, черпающий свою энергию из отчаяния, ибо его Женевьева умерла. И не следует искать в его гибели элементов случайности или героики. Она выглядит как исполнение мифа – если его возлюбленная мертва, то и ему не место на этом свете.

Леону Верту.

Прошу детей простить меня за то,

что я посвятил эту книгу взрослому.

Скажу в оправдание, что этот взрослый –

мой самый лучший друг. И еще, он понимает

все на свете, даже детские книжки.

Ведь все взрослые сначала были детьми,

только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Летчик: Шесть лет назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолета. Со мной не было ни механика, ни пассажиров. Воды у меня едва хватило бы на неделю. Я должен был сам исправить мотор или … погибнуть.

Маленький принц: Пожалуйста, нарисуй мне барашка!

Летчик: А?

Маленький принц: Нарисуй мне барашка.

Летчик: Но… Что ты здесь делаешь?

Маленький принц: Пожалуйста… Нарисуй барашка…

Летчик: Попробую… (рисует)

Маленький принц: Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасный, а слон слишком большой. У меня дома все очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй мне барашка.

Летчик: (рисует)

Маленький принц: Нет, этот барашек совсем хилый. Нарисуй другого.

Летчик: (рисует)

Маленький принц: Ты же видишь, это не барашек, это большой баран. У него рога…

Летчик: (рисует)

Маленький принц: А этот – слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.

Летчик: Вот тебе ящик. А в нем сидит твой барашек.

Маленький принц: Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, много он ест травы?

Летчик: А что?

Маленький принц: Ведь у меня дома всего очень мало…

Летчик: Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.

Маленький принц: Не такой уж он и маленький…. Смотри-ка, он уснул! … Что это за штука?

Летчик: Это не штука, Это самолет. Мой самолет. Он летает.

Маленький принц: Как? Ты упал с неба?

Летчик: Да.

Маленький принц: Вот забавно! Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты?

Летчик: Стало быть, ты попал сюда с другой планеты?

Маленький принц: Ну, на этом ты не мог прилететь издалека.

Летчик: Откуда же ты прилетел, малыш? Где твой дом? Куда ты хочешь увести своего барашка?

Маленький принц: Очень хорошо, что ты дал мне ящик. Барашек будет там спать по ночам.

Летчик: Ну конечно. Если ты будешь умницей, я тебе дам веревку, чтобы днем его привязывать. И колышек.

Маленький принц: Привязывать? Для чего это?

Летчик: Но ведь если его не привязывать, он забредет неведомо куда и потеряется.

Маленький принц: Да куда же он пойдет?

Летчик: Мало ли куда. Все прямо, прямо, куда глаза глядят.

Маленький принц: Это ничего, ведь у меня там очень мало места. Если идти все прямо, прямо, далеко не уйдешь. Скажи, ведь правда барашки едят кусты?

Летчик: Да, правда.

Маленький принц: Вот хорошо! Значит, они и баобабы тоже едят?

Летчик: Баобабы не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню.

Маленький принц: Баобабы, сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие,

Летчик: Это верно. Но зачет твоему барашку есть маленькие баобабы?

Маленький принц: А как же! На моей планете есть ужасные, зловредные семена… Это – семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него не избавишься. Он завладеет всей планетой, пронижет её насквозь своими корнями. И если планета маленькая. А баобабов много – они разорвут ее на клочки. … Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же… приведи…. в порядок… свою планету! Это очень скучная работа, но совсем не трудная. … Если барашек ест кусты, он и цветы ест?

Летчик: Он ест все, что попадается.

Маленький принц: Даже такие цветы, у которых шипы?

Летчик: Да, и те, у которых шипы.

Маленький принц: Тогда зачем шипы? … Зачем нужны шипы?

Летчик: Шипы ни зачем не нужны, цветы выпускают их просто от злости.

Маленький принц: Вот как! Не верю я тебе! Цветы слабые и простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают, если у них шипы, их все боятся… А ты думаешь, что цветы…

Летчик: Да нет же! Ничего я не думаю! Я ответил тебе первое, что пришло в голову. Ты видишь, я занят серьезным делом.

Маленький принц: Серьезным делом? Ты говоришь как взрослые! Все ты путаешь, ничего не понимаешь! … Я знаю одну планету. Там живет такой господин… Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду. Он никогда, никого не любил. Он занят одним, он складывает цифры, и с утра до ночи твердит: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!» На самом деле он не человек. Он – гриб.

Летчик: Что?

Маленький принц: Гриб. … Миллионы лет у цветов растут шипы, и миллионы лет барашки все-таки едят цветы. Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом. … А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете. А маленький барашек в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его. И даже не будет знать, что он натворил? И это по-твоему не важно?… Там живет мой цветок… Но если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли! (плачет)

Летчик: Не плачь, малыш. Цветку, который ты любишь, ничего не грозит. Я нарисую твоему барашку намордник, а цветку – броню… Лучше расскажи мне про свою планету, малыш, и про все свои путешествия.

Музыка.

Вторая картина.

Роза: Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я еще совсем растрёпанная…

Маленький принц: Как Вы прекрасны!

Роза: Да, правда? И заметьте, я родилась вместе с солнцем. … Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне…

Смеются, танцуют. Музыка.

Роза: Пусть приходят тигры, я не боюсь их когтей!

Маленький принц: На моей планете тигры не водятся. (танцуют, смеются) И потом, тигры не едят траву.

Роза: Я — не трава. (жестко)

Маленький принц: Простите меня…

Роза: Нет, тигры мне не страшны. Но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы? Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Там, откуда я прибыла… И где же ширма?

Маленький принц: Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не дослушать!

Роза: Прощайте! Колпак мне больше не нужен!

Маленький принц: Но ветер…

Роза: не так уж я простужена. Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я – цветок!

Маленький принц: Но звери, насекомые…

Роза: Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, наверное, прелестны. А то кто же будет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь, у меня тоже есть когти!

Маленький принц: Прощайте!

Роза: Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти – так уходи!

Маленький принц: (резко) Прощайте!

Роза: Я была глупая… Прости меня… Вернись!!

Маленький принц: … Напрасно я ее слушал. Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Эти разговоры о когтях и тиграх, они должа были меня растрогать, а я – разозлился! Я не должен был бежать! Надо судить не по словам, а по делам! Но я был слишком молод, я не умел любить!

Маленький принц: На первой планете жил король.

Третья картина.

Музыка.

Король: А, вот и подданный! Подойди, я хочу тебя рассмотреть. … Этикет не разрешает зевать в присутствии монарха. Я запрещаю тебе зевать.

Маленький принц: Я нечаянно. Я долго был в пути и совсем не спал…

Король: Ну, тогда я повелеваю тебе зевать. Мне это даже любопытно. Итак, зевай! Таков мой приказ!

Маленький принц: Но я… Я больше не могу.

Король: Тогда, хм… Хм… Тогда я повелеваю тебе то зевать, то не зевать.

Маленький принц: Можно мне сесть?

Король: Повелеваю: сядь!

Маленький принц: Ваше Величество, можно Вас спросить?

Король: Повелеваю: спрашивай!

Маленький принц: Ваше Величество… Где же Ваше королевство?

Король: Везде!

Маленький принц: Везде? И все это – Ваше?

Король: Да!

Маленький принц: И звезды Вам повинуются?

Король: Ну конечно, Звезды повинуются мгновенно. Я не терплю непослушания.

Маленький принц: Ваше Величество, мне бы хотелось поглядеть на заход солнца… Пожалуйста, сделайте мне милость, повелит Солнцу закатиться.

Король: Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет виноват в этом? Он или я?

Маленький принц: Вы, ваше величество!

Король: Совершенно верно. С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть, прежде всего, должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Веления мои должны быть разумны.

Маленький принц: А как же заход солнца?

Король: Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло, но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.

Маленький принц: А когда условия будут благоприятные?

Король: Это будет… Хм… Сегодня это будет в семь часов сорок минут вечера. И тогда ты увидишь, как точно исполнится мое повеление.

Маленький принц: Мне пора. Больше мне здесь нечего делать.

Король: Останься! Останься, я назначу тебя министром.

Маленький принц: Министром чего?

Король: Ну… юстиции.

Маленький принц: Но ведь здесь некого судить!

Король: Как знать. Я еще не осмотрел всего моего королевства. Для кареты здесь мало места. А ходить пешком так утомительно…

Маленький принц: Но я уже посмотрел! Там тоже никого нет!

Король: Тогда суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь судить себя, значит ты поистине мудр.

Маленький принц: Сам себя я могу судить где угодно. Для это мне незачем оставаться у Вас.

Король: Мне кажется, где-то на моей планете живет старая крыса. Я слышу, как она скребется по ночам. Ты мог бы судить эту старую крысу. Время от времени приговаривать ее к смертной казни. От тебя будет зависеть ее жизнь. Но потом надо будет ее помиловать. Надо беречь старую крысу, она ведь у нас одна.

Маленький принц: Не люблю я выносить смертные приговоры. И вообще, мне пора.

Король: Нет, не пора!

Маленький принц: Если Вашему Величеству угодно, чтобы ваши повеления беспрекословно исполнялись, отдайте благоразумное приказание. Повелите мне пуститься в путь, не мешкая ни минуты… Мне кажется, условия для этого самые благоприятные.

Король: Назначаю тебя послом!

Маленький принц: Странный народ, эти взрослые.

Честолюбец: А вот и почитатель появился!

Маленький принц: Добрый день!

Честолюбец: Добрый день!

Маленький принц: Какая у вас забавная шляпа!

Честолюбец: Это для того, чтобы раскланиваться, когда меня приветствуют. К несчастью, сюда никто не заглядывает. … Похлопай-ка в ладоши.

Маленький принц: Здесь веселее, чем у старого Короля. (хлопает в ладоши) А что надо сделать, чтобы шляпа упала?

Честолюбец: Ты и вправду мой восторженный почитатель?

Маленький принц: Да ведь на твоей планете больше и нет никого!

Честолюбец: Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною.

Маленький принц: Я восхищаюсь! Но какая тебе от этого радость? Право же, взрослые – очень странные люди.

Маленький принц: Эй, что это ты делаешь?

Пьяница: Пью.

Маленький принц: Зачем?

Пьяница: Чтобы забыть.

Маленький принц: О чем забыть?

Пьяница: Хочу забыть, что мне совестно.

Маленький принц: От чего же тебе совестно?

Пьяница: Пить совестно.

Маленький принц: Почему же ты пьешь?

Пьяница: Чтобы забыть.

Маленький принц: Что забыть?

Пьяница: Что мне совестно пить.

Маленький принц: Да, право же, взрослые – очень, очень странный народ.

Следующая планета принадлежала деловому человеку.

Маленький принц: Добрый день.

Деловой человек: Три да два – пять. Пять до семь – двенадцать. Двенадцать да три – пятнадцать.

Маленький принц: Добрый день.

Деловой человек: Добрый день. 15 да 7 – 22, да 6 – 28. 26 да 5 – 31. Уф! Итого, стало быть, 501 миллион, шестьсот двадцать две тысячи 731.

Маленький принц: 500 миллионов чего?

Деловой человек: А? Ты еще здесь? 500 миллионов… уже не знаю чего… У меня столько работы! Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 – 7…

Маленький принц: 500 миллионов чего?

Деловой человек: Много лет я живу на этой планете за все время мне мешали только три раза. В первый раз сюда залетел майский жук. Он поднял ужасный шум и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз у меня был приступ ревматизма от сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда, я человек серьезный. Третий раз – вот он! Итак, стало быть, 500 миллионов…

Маленький принц: Миллионов чего?

Деловой человек: 500 миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.

Маленький принц: Это что же, мухи?

Деловой человек: Да нет, такие маленькие, блестящие…

Маленький принц: Пчелы?

Деловой человек: Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй, как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный, мне мечтать некогда.

Маленький принц: А?! Звезды!

Деловой человек: Вот-вот. Звезды.

Маленький принц: 500 миллионов звезд? Что же ты с ними со всеми делаешь?

Деловой человек: 501 миллион 622 тысячи 731. Я – человек серьезный. Я люблю точность.

Маленький принц: Что же ты делаешь со всеми этими звездами?

Деловой человек: Что делаю?

Маленький принц: Да.

Деловой человек: Ничего не делаю. Я ими владею.

Маленький принц: Владеешь звездами?

Деловой человек: Да.

Маленький принц: Но я уже встречал Короля, который…

Деловой человек: Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то же.

Маленький принц: А для чего тебе владеть звёздами?

Деловой человек: Чтобы покупать новые звезды, если их кто-нибудь откроет.

Маленький принц: А как можно владеть звездами?

Деловой человек: Звезды чьи?

Маленький принц: Не знаю. Ничьи.

Деловой человек: Значит мои, потому что я первый до этого додумался.

Маленький принц: И этого довольно?

Деловой человек: Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого не хозяина, — значит, он твой. Если ты найдешь остров, у которого нет хозяина, он – твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент; она – твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими завладеть.

Маленький принц: А что же ты с ними делаешь? Со звездами?

Деловой человек: Распоряжаюсь ими. Считаю из и пересчитываю. Это очень трудно. Но я – человек серьезный.

Маленький принц: Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой. Если у меня есть цветок, я могу сорвать его и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды?

Деловой человек: Нет, но я могу положить их в банк.

Маленький принц: Как это?

Деловой человек: А так, пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.

Маленький принц: И всё?

Деловой человек: Этого довольно.

Маленький принц: У меня есть цветок, и я каждый день его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы. … Нет, взрослые и вправду поразительный народ.

Маленький принц: Добрый день. Почему ты сейчас погасил свой фонарь?

Фонарщик: Такой уговор. Добрый день.

Маленький принц: А что это за уговор?

Фонарщик: Гасить фонарь. Добрый вечер.

Маленький принц: Зачем же ты опять его зажег?

Фонарщик: Такой уговор.

Маленький принц: Не понимаю.

Фонарщик: И понимать нечего. Уговор есть уговор. Добрый день. Тяжкое это ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался еще день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться.

Маленький принц: А потом уговор переменился?

Фонарщик: Уговор не менялся, в том-то и беда! Моя планета год от года вращается все быстрее, а уговор остается прежний.

Маленький принц: И как же теперь?

Фонарщик: Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.

Маленький принц: Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!

Фонарщик: Ничего забавного. Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.

Маленький принц: Целый месяц?!

Фонарщик: Ну, да. Тридцать минут, тридцать дней. Добрый вечер.

Маленький принц: Послушай, я знаю средство: ты можешь отдыхать, когда только захочешь…

Фонарщик: Мне все время хочется отдыхать.

Маленький принц: Твоя планета такая крохотная. Ты можешь обойти ее в три шага. Нужно просто идти с такой скоростью, чтобы все время оставаться на солнце. И день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.

Фонарщик: Больше всего на свете я люблю спать.

Маленький принц: Тогда плохо твое дело.

Фонарщик: Плохо мое дело. Добрый день.

Маленький принц: Вот человек, которого стали бы презирать и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем, их них из всех он один не смешон. Может быть потому, что он думает не только о себе. Вот бы с кем подружиться. На этой планете можно любоваться закатами солнца тысячу раз.

Географ: Смотри-ка! Вот прибыл путешественник! Откуда ты?

Маленький принц: Что это за огромная книга? Что вы здесь делаете?

Географ: Я – географ.

Маленький принц: А что такое географ?

Географ: Это – ученый, который знает, где находятся моря, реки, города и пустыни.

Маленький принц: Как интересно! Вот это – настоящее дело! Ваша планета очень красивая. А океаны у вас есть?

Географ: Этого я не знаю.

Маленький принц: А горы есть?

Географ: Не знаю.

Маленький принц: А города, реки, пустыни?

Географ: И этого я тоже не знаю.

Маленький принц: Но ведь Вы – географ?

Географ: Вот именно. Я – географ, а не путешественник. Мне ужасно не хватает путешественников. Ведь не географы ведут счет городам, рекам, горам, морям, океанам и пустыням. Географ – слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы. И если кто-нибудь из них расскажет что-нибудь интересное, географ наводит справки и проверяет – порядочный ли человек этот путешественник.

Маленький принц: А зачем?

Географ: Да ведь если путешественник станет врать, то в учебниках географии все перепутается. И если он выпивает лишнее – тоже беда.

Маленький принц: А почему?

Географ: Потому что у пьяниц двоится в глазах. И там, где на самом деле одна гора, географ отметит две.

Маленький принц: А как проверяют открытие? Идут и смотрят?

Географ: Нет. Просто требуют, чтобы путешественник представил доказательства. Например, если он открыл большую гору, пускай принесет с неё большие камни. Но ты ведь и сам путешественник. Расскажи мне о своей планете. Слушаю тебя.

Маленький принц: Ну, у меня там не так уж интересно. У меня все очень маленькое. Есть три вулкана. Два действуют, один – потух. Потом у меня есть цветок.

Географ: Цветы мы не отмечаем.

Маленький принц: Почему? Это ведь самая красивая!

Географ: Потому что цветы – эфемерны. Книги по географии – самые драгоценные книги на свете. Они никогда не устаревают. Ведь это очень редкий случай, чтобы гора сдвинулась с места. Или чтобы океан пересох. Мы пишем о вещах вечных и неизменных.

Маленький принц: А что такое – эфемерный?

Географ: Это значит то, что должно скоро исчезнуть.

Маленький принц: И мой цветок должен скоро исчезнуть?

Географ: Разумеется.

Маленький принц: Моя Роза «должна исчезнуть»? А я бросил ее, она осталась на моей планете совсем одна. Ей нечем защищаться от мира, у неё только и есть, что четыре шипа. Что же мне делать?

Географ: Посети планету Земля. У нее неплохая репутация.

Маленький принц: Добрый вечер.

Змея: Добрый вечер.

Маленький принц: На какую планету я попал?

Змея: На Землю. В Африку.

Маленький принц: Вот как. А разве на земле нет людей?

Змея: Это пустыня. В пустыне никто не живет. Но Земля большая.

Маленький принц: Хотел бы я знать, зачем звезды светятся? Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою. Смотри! Вот моя планета, прямо над нами… Но как до неё далеко…!

Змея: Красивая планета. А что ты будешь делать здесь, на Земле?

Маленький принц: Я поссорился со своим цветком…

Змея: А, вот оно что…

Маленький принц: А где же люди? В пустыне все-таки одиноко.

Змея: Среди людей тоже одиноко.

Маленький принц: Странное ты существо… Маленькое…

Змея: Но могущества у меня больше, чем у Короля.

Маленький принц: Ну, разве ты такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь.

Змея: Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль. Всякого, кого я коснусь, я возвращаю Земле, из которой он вышел… Но ты чист и явился со звезды. Мне жаль тебя. Ты так слаб на этой Земле, жесткой как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею помочь тебе. Я могу…

Маленький принц: Я прекрасно понял… Но почему ты всё время говоришь загадками?

Змея: Я решаю всё загадки.

Маленький принц: Какой крохотный, невзрачный цветок! Здравствуй!

Цветок: Здравствуй.

Маленький принц: А где люди?

Цветок: Где люди? Неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней. Это очень неудобно.

Маленький принц: Добрый день!

Розы: Добрый день!

Маленький принц: Кто Вы?

Цветок: Мы – розы…

Маленький принц: Вот как… Кто Вы?

Цветок: Мы – розы – розы – розы – розы.

Маленький принц: Нет!!! (плачет)

Из-за дерева — Лис

Лис: Здравствуй!

Маленький принц: Здравствуй.

Лис: Я здесь… Под яблоней.

Маленький принц: Кто ты? Какой ты красивый!

Лис: Я – Лис.

Маленький принц: Поиграй со мной. Мне грустно.

Лис: Не могу я с тобой поиграть. Я не приручен.

Маленький принц: А как это – приручить?

Лис: Ты не здешний. Что ты здесь ищешь?

Маленький принц: Людей ищу. А как это – приручить?

Лис: У людей есть ружья, они ходят на охоту. Это очень неудобно. И еще они разодят кур. Только эти они и хороши. Ты ищешь кур?

Маленький принц: Нет. Я ищу друзей. А как это – приручить?

Лис: Это давно забытое понятие. Оно означает «создать узы»

Маленький принц: Узы?

Лис: Вот именно. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете.

Маленький принц: Я начинаю понимать… Была одна Роза… Наверное, она меня приручила…

Лис: Очень возможно. На Земле чего только не бывает.

Маленький принц: Это было не на Земле.

Лис: На другой планете?

Маленький принц: Да.

Лис: А на этой планете есть охотники?

Маленький принц: Нет.

Лис: Как интересно! А куры есть?

Маленький принц: Нет.

Лис: Нет в мире совершенства! Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мной. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но, если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других шагов. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, словно музыка… Пожалуйста, приручи меня!

Маленький принц: Я бы рад, но у меня так мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.

Лис: Узнавать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупаю вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет тких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтоб у тебя был друг, приручи меня!

Маленький принц: А что для этого надо делать?

Лис: Надо запастись терпением. Сперва сядь вот там, поодаль… Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе… ближе.

Играют, катаются как дети

Лис: Лучше приходи всегда в один и тот же час… Вот, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. Нужно приходить всегда в назначенное время, я буду уже знать, к которому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды.

Маленький принц: Так я приручил Лиса

Скучает Маленький принц, Лис видит

Лис: Я буду плакать о тебе.

Маленький принц: Ты сам виноват… Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…

Лис: Да, конечно!

Маленький принц: Но ты будешь плакать!

Лис: Да, конечно.

Маленький принц: Значит, тебе от этого плохо.

Лис: Нет, мне хорошо!… Вот мой секрет, он очень прост! Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Маленький принц: Самого главного глазами не увидишь.

Лис: Твоя Роза дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

Маленький принц: Я отдавал ей всю душу.

Лис: Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою Розу.

Маленький принц: Я в ответе за мою Розу.

Летчик: Да, все что рассказываешь, малыш, очень интересно… Но я еще не починил свой самолет и у меня не осталось ни капли воды.

Маленький принц: Лис, с которым я подружился…

Летчик: Милый мой, мне сейчас не до Лиса.

Маленький принц: Почему?

Летчик: Да потому, что придется умереть от жажды…

Маленький принц: Хорошо, когда есть друг, пусть даже надо умереть. Вот я очень рад, что дружил с Лисом.

Летчик: Ты не понимаешь, как велика опасность. Ты никогда не испытывал ни голода, ни жажды… Тебе довольно солнечного луча…

Маленький принц: Мне тоже хочется пить… Пойдем поищем колодец….

Летчик: Значит, ты тоже знаешь, что такое жажда?

Маленький принц: Вода бывает нужна и сердцу…

Сели на песок

Маленький принц: Звезды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хоть его и не видно…

Летчик: Да, конечно.

Маленький принц: И пустыня красивая… Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники…

Летчик: Да, будь то звезды или пустыня, самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.

Маленький принц: Смотри! Колодец! Все как будто для нас приготовлено. Э-эй! Э-э-эй! Слышишь? Мы разбудили колодец, и он запел. Вода – это подарок сердцу! На твоей планете люди выращивают пять тысяч роз и не находят того, что ищут.

Летчик: Не находят.

Маленький принц: А ведь то, что ни ищут, можно найти в одной единственной розе, в одном глотке воды.

Летчик: Да, конечно.

Маленький принц: Но глаза слепы. Искать надо сердцем!

Летчик: Ты что-то задумал, и не говоришь мне.

Маленький принц: Знаешь, завтра исполнится год, как я попал к вам на Землю.

Летчик: Значит, ты не случайно здесь оказался один, ты возвращался к тому месту, где тогда упал? … Мне страшно…

Змея: Сегодня ночью я сюда приду. Ты найдешь мои следы на песке. И тогда жди.

Маленький принц: А у тебя хороший яд? Ты не заставишь меня долго мучиться? Теперь уходи… Я хочу побыть один.

Летчик: Что это тебе вздумалось, малыш? Чего ради ты заводишь разговоры со змеями?

Маленький принц: Я рад, что ты нашел, в чем там была беде с твоей машиной. Теперь ты можешь вернуться домой…

Летчик: Откуда ты знаешь?

Маленький принц: И я тоже сегодня вернусь домой. Это гораздо дальше…. и гораздо… труднее.

Летчик: Я хочу еще послушать, как ты смеешься, малыш!

Маленький принц: Сегодня ночью моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад…

Летчик: Послушай, малыш, ведь все это – и змея, и свидание со звездой, просто дурной сон, правда?

Маленький принц: Самое главное, чего не увидишь глазами. Моя звезда очень маленькая, я не могу её тебе показать. Так лучше. Она для тебя будет просто одна из звезд. И полюбишь смотреть на звезды… Все они станут тебе друзьями. И, потом, я тебе кое-что подарю.

Смеется звонко

Летчик: Ах, малыш, малыш, как я люблю, когда ты смеешься!

Маленький принц: Вот это и есть мой подарок. Для всех звезды – немые, для ученых – как задача, которую надо решать, для дельца – они золото, для других – это просто маленькие огоньки. А у тебя будут совсем особенные звезды.

Летчик: Как так?

Маленький принц: Ты посмотришь на небо ночью и услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться! Ты распахнешь ночью окно, и будешь сам смеяться, глядя в небо. Как будто я подарил тебе вместо звезд целую кучу смеющихся бубенцов… Знаешь… Сегодня ночью… Лучше не приходи.

Летчик: Я тебя не оставлю.

Маленький принц: Тебе покажется, что мне больно… Покажется даже, что я умираю. Так уж оно бывает. Не приходи, не надо.

Летчик: Я тебя не оставлю.

Маленький принц: Видишь ли… Это еще из-за змеи. Вдруг она тебя ужалит… Змеи ведь злые. Кого-нибудь ужалить для них – удовольствие.

Летчик: Я тебя не оставлю!

Маленький принц: Правда, на двоих у нее не хватит яда…. Тебе будет больно н меня смотреть. Тебе покажется, будто я умираю, но это неправда… Мое тело слишком тяжелое, мне его самому не унести. Тут ничего печального… Подумай! Как забавно! У тебя будет пятьсот биллионов бубенцов, а у меня – пятьсот миллионов родников… Знаешь… Моя роза…. Я за нее в ответе. Она такая слабая, и такая простодушная. Ну… Вот и все…

Летчик отворачивается

Маленький принц: У тебя хороший яд? Ты не сделаешь мне больно?

Летчик: Вот и все. Если вам придется побывать в Африке, остановитесь под этой звездой. И, если к вам подойдет маленький мальчик…. И не будет отвечать на Ваши вопросы… Вы, конечно, догадаетесь, кто он!

Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Если вам случится попасть в Африку, в пустыню… Остановитесь под этой звездой! И если к вам подойдет маленький мальчик, если он будет звонко смеяться и не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно, догадаетесь, кто он такой.

Философский рассказ о силе любви, ответственности, дружбе и о том как следовать своим мечтам.

Посвящение

Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый - мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу свою книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Итак, я исправляю посвящение:

ЛЕОНУ ВЕРТУ, когда он был маленьким

Глава 1

Когда мне было шесть лет, в книге под названием "Правдивые истории", где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея - удав - глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:

В книге говорилось: "Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу".

Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:

Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

Разве шляпа страшная? - возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2:

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что с шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.

Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути.

На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.

Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок № 1 - я его сохранил и всегда носил с собой. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: "Это шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.

Антуан де Сент-Экзюпери

Маленький принц

Леону Верту

ПРОШУ ДЕТЕЙ ПРОСТИТЬ МЕНЯ ЗА ТО, ЧТО Я ПОСВЯТИЛ ЭТУ КНИЖКУ ВЗРОСЛОМУ.

СКАЖУ В ОПРАВДАНИЕ: ЭТОТ ВЗРОСЛЫЙ – МОЙ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ. И ЕЩЁ: ОН ПОНИМАЕТ ВСЁ НА СВЕТЕ, ДАЖЕ ДЕТСКИЕ КНИЖКИ. И, НАКОНЕЦ, ОН ЖИВЁТ ВО ФРАНЦИИ, А ТАМ СЕЙЧАС ГОЛОДНО И ХОЛОДНО. И ОН ОЧЕНЬ НУЖДАЕТСЯ В УТЕШЕНИИ. ЕСЛИ ЖЕ ВСЁ ЭТО МЕНЯ НЕ ОПРАВДЫВАЕТ, Я ПОСВЯЩУ КНИЖКУ ТОМУ МАЛЬЧИКУ, КАКИМ БЫЛ КОГДА-ТО МОЙ ВЗРОСЛЫЙ ДРУГ. ВЕДЬ ВСЕ ВЗРОСЛЫЕ СНАЧАЛА БЫЛИ ДЕТЬМИ, ТОЛЬКО МАЛО КТО ИЗ НИХ ОБ ЭТОМ ПОМНИТ.

ИТАК, Я ИСПРАВЛЯЮ ПОСВЯЩЕНИЕ:

Леону Верту,

когда он был маленьким.

Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:


В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу».

Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1.

Вот что я нарисовал:


Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

– Разве шляпа страшная? – возразили мне.

А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно всё объяснять. Вот мой рисунок № 2:


Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать.

Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на лётчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьёшься с пути.

На своём веку я много встречал разных серьёзных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.

Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок № 1 – я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звёздах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.

Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолёта. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам всё починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.

Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, и тот был бы не так одинок. Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал:

– Пожалуйста… нарисуй мне барашка!

– Нарисуй мне барашка…

Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протёр глаза. Начал осматриваться. И вижу – стоит необыкновенный какой-то малыш и серьёзно меня разглядывает. Вот самый лучший его портрет, какой мне после удалось нарисовать. Но на моём рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был на самом деле. Это не моя вина. Когда мне было шесть лет, взрослые внушили мне, что художника из меня не выйдет, и я ничего не научился рисовать, кроме удавов – снаружи и изнутри.


Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление. Не забудьте, я находился за тысячи миль от человеческого жилья. А между тем ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, что это ребёнок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья. Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил:

И он опять попросил тихо и очень серьёзно:

– Пожалуйста… нарисуй барашка…

Все это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться.

Хоть и нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я всё-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории, арифметике и правописанию, – и сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что не умею рисовать. Он ответил:

– Всё равно. Нарисуй барашка.

Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я по вторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать, – удава снаружи. И очень изумился, когда малыш воскликнул:

– Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасный, а слон слишком большой. У меня дома всё очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка.

И я нарисовал.

Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:

– Нет, этот барашек совсем хилый. Нарисуй другого.

Я нарисовал.



Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся.

– Ты же сам видишь, – сказал он, – это не барашек. Это большой баран. У него рога…

Я опять нарисовал по-другому.



Но он и от этого рисунка отказался.

– Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.




И сказал малышу:

– Вот тебе ящик. А в нём сидит твой барашек.

Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:

– Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, много он ест травы?

– Ведь у меня дома всего очень мало…

– Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.

– Не такого уж маленького… – сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок. – Смотри-ка! Мой барашек уснул…

Так я познакомился с Маленьким принцем.

Не скоро я понял, откуда он явился. Маленький принц засыпал меня вопросами, но, когда я спрашивал о чём-нибудь, он будто и не слышал. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом обронённых слов мне всё открылось. Так, когда он впервые увидел мой самолёт (самолёт я рисовать не стану, мне всё равно не справиться), он спросил:

– Что это за штука?

– Это не штука. Это самолёт. Мой самолёт. Он летает.

И я с гордостью объяснил, что умею летать. Тогда малыш воскликнул:

– Как! Ты упал с неба?

– Да, – скромно ответил я.

– Вот забавно!.. – И Маленький принц звонко засмеялся, так что меня взяла досада: я люблю, чтобы к моим злоключениям относились серьёзно. Потом он прибавил:

– Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты?

– Стало быть, ты попал сюда с другой планеты?

Но он не ответил. Он тихо покачал головой, разглядывая самолёт:

– Ну, на этом ты не мог прилететь издалека…

И надолго задумался о чём-то. Потом вынул из кармана барашка и погрузился в созерцание этого сокровища. Можете себе представить, как разгорелось моё любопытство от странного полупризнания о «других планетах». И я попытался разузнать побольше:

– Откуда же ты прилетел, малыш? Где твой дом? Куда ты хочешь унести барашка?


Он помолчал в раздумье, потом сказал:

– Очень хорошо, что ты дал мне ящик: барашек будет там спать по ночам.

– Ну конечно. И если ты будешь умницей, я дам тебе верёвку, чтобы днем его привязывать. И колышек.

Маленький принц нахмурился:

– Привязывать? Для чего это?

– Но ведь если его не привязать, он забредёт неведомо куда и потеряется.

– Да куда же он пойдёт?

– Мало ли куда? Всё прямо, прямо, куда глаза глядят.

Тогда Маленький принц сказал серьёзно:

– Это ничего, ведь у меня там очень мало места. – И прибавил не без грусти: – Если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдёшь…

Так я сделал ещё одно важное открытие: его родная планета вся-то величиной с дом!

Впрочем, это меня не слишком удивило. Я знал, что кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют ещё сотни других, которым даже имён не дали, и среди них такие маленькие, что их и в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он дает ей не имя, а просто номер. Например, астероид 3251.

У меня есть серьёзные основания полагать, что Маленький принц прилетел с планетки, которая называется «астероид Б-612». Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким астрономом.

Астроном доложил тогда о своём замечательном открытии на Международном астрономическом конгрессе. Но никто ему не поверил, а всё потому, что он был одет по-турецки. Уж такой народ эти взрослые!

К счастью для репутации астероида Б-612, правитель Турции велел своим подданным под страхом смерти носить европейское платье. В 1920 году тот астроном снова доложил о своём открытии. На этот раз он был одет по последней моде – и все с ним согласились.


Я вам рассказал так подробно об астероиде Б-612 и даже сообщил его номер только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», – они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», – и тогда они восклицают: «Какая красота!»


Точно так же, если им сказать: «Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал: он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, уж конечно, существует», – если сказать так, они только пожмут плечами и посмотрят на тебя, как на несмышлёного младенца. Но если сказать им: «Он прилетел с планеты, которая называется астероид Б-612», – это их убедит, и они не станут докучать вам расспросами. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.

Но мы, те, кто понимает, что такое жизнь, – мы, конечно, смеёмся над номерами и цифрами! Я охотно начал бы эту повесть как волшебную сказку. Я хотел бы начать так:

«Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга…» Те, кто понимает, что такое жизнь, сразу увидели бы, что это гораздо больше похоже на правду.


Ибо я совсем не хочу, чтобы мою книжку читали просто ради забавы. Сердце моё больно сжимается, когда я вспоминаю моего маленького друга, и нелегко мне о нём говорить. Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул. И я пытаюсь рассказать о нём для того, чтобы его не забыть. Это очень печально, когда забывают друзей. Не у всякого был друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр. Ещё и потому я купил ящик с красками и цветные карандаши. Не так это просто – в моём возрасте вновь приниматься за рисование, если за всю свою жизнь только и нарисовал что удава снаружи и изнутри, да и то в шесть лет! Конечно, я стараюсь передать сходство как можно лучше. Но я совсем не уверен, что у меня это получится. Один портрет выходит удачно, а другой ни капли не похож. Вот и с ростом то же: на одном рисунке принц у меня чересчур большой, на другом – чересчур маленький. И я плохо помню, какого цвета была его одежда. Я пробую рисовать и так и эдак, наугад, с грехом пополам. Наконец, я могу ошибиться и в каких-то важных подробностях. Но вы уж не взыщите. Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может быть, он думал, что я такой же, как он. Но я, к сожалению, не умею увидеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверно, я старею.

Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете, о том, как он её покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову. Так, на третий день я узнал о трагедии с баобабами.

– Скажи, ведь правда барашки едят кусты?

– Да, правда.

– Вот хорошо!

Я не понял, почему это так важно, что барашки едят кусты. Но Маленький принц прибавил:

– Значит, они и баобабы тоже едят?

Я возразил, что баобабы – не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню, и если даже он приведёт целое стадо слонов, им не съесть и одного баобаба. Услыхав про слонов, Маленький принц засмеялся:

– Их пришлось бы поставить друг на друга…


А потом сказал рассудительно:

– Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие.

– Это верно. Но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы?

– А как же! – воскликнул он, словно речь шла о самых простых, азбучных истинах.

И пришлось мне поломать голову, пока я додумался, в чём тут дело.

На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… Это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные