Антонио Вивальди: биография, интересные факты, творчество. Значение вивальди в истории музыки Простые произведения для квинтета вивальди

28 июля 1741 года скончался композитор Антонио Вивальди. В истории музыки он — признанный гений, и, разумеется, вряд ли найдутся те, кто ни разу не слышал его произведений. Однако о самом Вивальди и его жизни известно не так много. Восстанавливаем справедливость — вспоминаем биографию великого композитора.

Антонио родился 4 марта 1678 года в Венецианской республике, в семье цирюльника Джованни Баттиста и Камиллы Каликкью. Ребенок родился раньше срока на два месяца и был очень слабым, в следствие чего был крещен сразу же после появления на свет. Позже врачи диагностировали у него «тесноту в груди», то есть астму. Это закрыло для Вивальди возможность играть в дальнейшем на духовых инструментах.

Вивальди мог написать полноценную оперу за 5 дней


Отец будущего музыканта в юности увлекался музыкой и научился играть на скрипке, позже ему было предложено место главного скрипача в капелле собора Святого Марка. Первые уроки игры на инструменте маленькому Антонио дал сам отец. Мальчик был настолько способным учеником, что уже с 1689 года замещал отца в капелле. Там юный гений находился в окружении духовных лиц, что и определило выбор будущей профессии: Вивальди решил стать священнослужителем. Впрочем, это на мешало ему продолжать занятия музыкой и совмещать два дела.

Дом Вивальди в Венеции

Впрочем, церковная карьера складывалась не гладко из-за слабого здоровья Вивальди. Он провел всего лишь несколько месс как священник, а после этого перестал исполнять свои обязанности, оставшись, впрочем, при этом священнослужителем. Антонио, зарекомендовавший себя превосходным музыкантом, получает предложение стать преподавателем в венецианской консерватории. Он обучал своих воспитанников как духовной, так и светской музыки. В эти годы Вивальди написал множество произведений для учеников — концертов, кантат, сонат, ораторий. В 1704 году помимо должности учителя скрипки, он получил обязанности преподавателя альта. В 1716 году он становится руководителем консерватории, ответственным за всю музыкальную деятельность.

Вивальди был одним из вдохновителей композитора Баха


В 1710-е Вивальди начинает приобретать известность как композитор. Его имя попало в «Путеводитель по Венеции», где он назывался виртуозным скрипачем. Путешественники, пребывающие в знаменитый итальянский город, разносят славу о Вивальди и за пределы Италии. Так, Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV, которому посвятил впоследствии 12 скрипичных сонат. С 1713-го Вивальди пробует себя в качестве оперного композитора. Им были написаны «Оттон на вилле» и «Роланд, притворяющийся безумцем» — эти произведения обеспечили Вивальди славу, а в следующие 5 лет было поставлено еще 8 опер композитора. Несмотря на бешеную нагрузку, Вивальди не уклонялся от своих обязанностей руководителя консерватории, успевая совмещать их с композиторской деятельностью.


Ванесса Мэй исполняет Вивальди

Не все, впрочем, с энтузиазмом воспринимали оперы Вивальди — так, композитор Бендетто Марчелло опубликовал памфлет, где высмеял творчество Вивальди. Это заставило Антонио приостановить работу над операми на несколько лет.

Именем Вивальди назван кратер на планете Меркурий


В 1717 году Вивальди принимает предложение занять место капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора Мантуи. Именно под впечателнием окрестностей этого городка и родился знаменитый цикл скрипичных концертов, известный в России как «Времена года» (правильное название «Четыре времени года»). Кроме того, в Мантуе Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро, которую впоследствии представляет всем как свою ученицу. Сестра Жиро, Паолина, всюду сопровождала композитора, взяв на себя заботу о его здоровье — приступы астмы донимали Вивальди. Обе девушки жили с Вивальди в его доме в Венеции, что вызывало негодование со стороны церковников, так как тот был все же духовным лицом. В 1738 году ему было запрещено служить мессу на основании «грехопадения» композитора. Впрочем, сам Вивальди опровергал всяческие сплетни и домыслы относительно своих отношений с сестрами Жиро, которые были лишь его воспитанницами.

Мантуя

Одним из ценителей музыки Вивальди был философ и писатель Жан-Жак Руссо, некоторые произведения композитора он исполнял на флейте. Среди почитателей его таланта был и император Карл VI, и в 1730-х Вивальди задумал переехать в Вену и занять место композитора при императорском дворе. Для того, чтобы собрать денег на путешествие, ему пришлось распродать свои рукописи по грошовой цене. Слава Вивальди померкла, он уже не был столь популярен в Венеции. Неудачи стали преследовать музыканта: вскоре после прибытия в Вену, умирает Карл VI, начинается война за австрийское наследство. Вивальди отбывает в Дрезден в поисках новой работы, но заболевает. В Вену он вернулся уже глубоко больным, нищим и всеми забытый. Умер Вивальди 28 июля 1741 года, его похоронили на кладбище для бедняков в простой могиле.

Почти на 200 лет творчество Вивальди было забыто

Музыкальное наследие Вивальди было забыто почти на 200 лет: только в 20-х гг. 20 века итальянский музыковед Джентили обнаружил уникальные манускрипты композитора: девятнадцать опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокальных сочинений. Считается, что за всю жизнь Вивальди написал более 90 опер, однако только 40 имеют полостью доказанное авторство.

Отец Джованни Батиста Вивальди, скрипач собора св. Марка, обучал сына игре на скрипке с самого детства. Предположительно, учителем композиции был Джованни Легренци, а также Арканджело Корели из Рима.

Вивальди был пострижен в монахи 18 сентября 1693 года, а этого же числа, но уже 1700 года получил сан диакона. В сан священника Вивальди возведен 23 марта 1703 года.В церкви Сан-Джованни ин Олео он провел свою первую мессу. Был прозван рыжим священником, потому что оттенок его волос был необычным для венецианцев. В 1703 году 1 сентября его взяли в приют Пьетта на должность маэстро по классу скрипки. От графини Лукреции Тревизан он получил заказ на службу в церкви Сан-Джованни ин Олео 90 обетных заутренних. Вивальди была получена награда за преподавание игры на viola d’amore в 1704 году 17 августа. Имея проблемы со здоровьем, он был вынужден отказаться от предложения Лукреции Тревизан и прекратил службу на половине обетных заутренних. 1706 год запомнился поступлением в печать «Путеводителя по Венеции», оформленного картографом Коронелли, в издании которого говорилось о скрипачах-виртуозах отце и сыне Вивальди, а также переезд из старого, в более новое просторное жилье с площади Брагора в соседний приход Сан-Проволо.

Впервые он попал в Рим в 1723 году, а в 1724 - во второй раз, во время которого посетил премьеру оперы «Джустино», а также побывал у папы Бенедикта XIII на аудиенции.Опус VIII "Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione издается в Амстердаме в 1725 году. Четыре известнейших концерта «Времена года» были включены в данный цикл «Искус гармонии и инвенции», производящий уже на тот момент непередаваемое впечатление на слушателя своею страстью и новаторством. Жан Жак Руссо, который работал тогда в посольстве Франции, очень дорожил музыкой Вивальди и даже сам играл некоторые произведения из данного цикла на своей флейте. Очень популярны были концерты «Ночь» (La notte), «Щегленок» (Il cardellino), для флейты и оркестра, концерт для двух мандолин RV532, которые выделялись своей изобразительностью и гармонией, что было очень характерно для его произведений. «Gloria», «Magnificat», «Stabat Mater», «Dixit Dominus» - духовные произведения, принадлежащие руке Вивальди.

В период 1703-1725 годов он был преподавателем, а после - дирижером оркестра, руководил концертами, начиная с 1713 года, руководил хором и оркестром в «делла Пьета» (Венеция), сиротском доме, который носил звание наилучшего музыкального учебного заведения для девочек. Вивальди в 1735 году снова побыл капельмейстером, но на этот раз недолго.

Так называемая драматизированная «ломбардская» манера исполнения, была утверждена Вивальди как наиболее авторитетным представителем скрипичного искусства XVIII века в Италии. Ему принадлежит сотворение жанра инструментального соло-концерта, а на развитие виртуозной техники игры на скрипке он оказал значительное воздействие. Будучи мастером кончерто гроссо (ансамблево-оркестрового концерта), Вивальди определил для него форму в виде цикла в 3х частях, определив при этом для солиста виртуозную партию.

Славу композитора, которому по силам за 5 дней сотворить оперу в 3 актах и сделать массу вариаций для одной темы, получил еще при жизни. В Европе прославился званием скрипача-виртуоза. Гольдони, которого Вивальди просто лелеял, после кончины второго в своих мемуарах говорил о нем, как о композиторе «посредственном». Память о Вивальди длительное время хранилась за счет сделанного Й. С. Бахом ряда транскрипций из произведений предшественника, и лишь XX век отметился выпуском всех инструментальных опусов в одном собрании. Классическая симфония формировалась, проходя этап инструментальных концертов Вивальди. Ф.Малипьеро в Сиене возглавил Итальянский институт, названный именем Вивальди.

Венецию Вивальди окончательно покинул в мае 1740 года. Прибыв в Вену в неудачный для себя период, период кончины императора Карла VI и начала войны за наследство Австрии, Вивальди оказался вне интереса. 28 июля 1741 года он умер в Вене, будучи забытым, нищим и больным. Квартальным врачом была зафиксирована смерть от внутреннего воспаления. Похоронили Вивальди за небольшую плату в 19 флоринов 45 крейцеров на кладбище для бедных. Сестры Маргарита и Дзанетта только через месяц узнали о смерти Антонио. Судебный пристав 26 августа сделал опись его имущества для того, чтоб погасить долги.

За то, что чересчур был увлечен оперной сценой, проявляя спешку и неразборчивость, часто поддавался критике современников, Вивальди был прозван друзьями, как Дирус (Неистовый), после того, как поставил оперу «Неистовый Роланд». На сегодняшний день все оперное богатство композитора, оцениваемое в 90 опер, пока что не смогло стать достоянием оперной сцены мира, и только в 1990-е годы был поставлен «Неистовый Роланд» в Сан-Франциско.

Вивальди и его творчество очень повлияли на музыкантов различных наций, особенно на немцев, а не только на композиторов - соотечественников. Высокий интерес вызывает влияние творчества Вивальди на Й. С. Баха, являющегося одним из величайших немецких композиторов XVIII века. В 1802 году была опубликована первая биография Баха, в которой ее создатель, Иоганн Николаус Форкель, акцентировал внимание на имени Вивальди среди всех мастеров, оказывающих влияние на молодого Баха. С изучением творчества Вивальди связано усиление тематики, характеризующейся инструментальной виртуозностью в период 1717-1723 гг., так называемый кётенский творческий период. Влияние отслеживалось не только в овладении и переделке некоторых приемов, все было гораздо серьезней. Стиль Вивальди был настолько горячо воспринят Бахом, что стал его личным языком музыки. Близость Баха изнутри с музыкой Антонио заметна в разных произведениях, даже в «Высокой» мессе си минор. Неоспоримо, что воздействие на немецкого композитора музыки Вивальди было очень велико. Стоит вспомнить слова А.Казеллы, что говорил о Бахе, как о величайшем почитателе, которому чуть ли не единственному удалось в то время по достоинству оценить всю гениальность Вивальди.

Создал больше 40 опер, включая «Роланд — мнимый безумный» (1714г.), «Нерон, ставший Цезарем» (1715г.), «Коронация Дария» (1716г.), «Обман, торжествующий в любви» (1725г.), «Фарначе» (1727г.), «Кунегонда» (1727г.), «Олимпиада» (1734г.), Оракул в Мессении» (1738г.), «Ферасп» (1739г.) - театр «Сант-Анджело» в Венеции. «Гризельда» (1735г.), «Аристид» (1735г.) - театр «Сан-Самуэле» в Венеции. Оратории — «Моисей, бог фараона» (1714г.), «Торжествующая Юдифь» (1716г.), «Поклонение волхвов» (1722г.) и др.

Создатель 500 концертов, в числе которых: 44 для бассо континуо и струнного оркестра, 352 для инструмента в сопровождении струнного оркестра или бассо континуо(для виолончели - 26, для скрипки - 253, для поперечной - 13, для фагота - 38, для гобоя - 12, для продольных флейт - 3, для мандолины - 1, для виоль д’амур - 6),49 кончерти гросси, 32 для 3х и больше инструментов в сопровождении струнного оркестра или бассо континуо, 38 для 2х инструментов в сопровождении струнного оркестра или бассо континуо (для скрипки - 25, для виолончели - 2, для валторн - 2, для скрипки и виолончели - 3, для мандолин - 1).

4 скрипичных концерта «Времена года» - это одно из известнейших его творений, являющееся образцом симфонической музыки. Вивальди один из первых использовал валторны, гобои, фаготы и другие инструменты в роли самостоятельных, а не дублирующих, поэтому его вклад в развитие инструментовки более чем значительный.

Итальянский композитор Antonio Vivaldi (Антонио Вивальди) известен нам как автор скрипичных концертов «Времена года» и один из главных представителей скрипичного искусства Италии 18-го века. Вивальди экспериментировал с музыкальными тембрами и придал скрипке новое звучание, сделав ее более удобным и по-настоящему концертным инструментом. Его гармоничную музыку слушают и сегодня для того, чтобы поднять настроение, улучшить работоспособность или расслабиться.

Антонио Вивальди родился в Венеции в 1678 году. Он появился на свет 7-месячным, с родовой травмой – сдавленной грудью, из-за этого музыкант всю жизнь страдал астмой. Припадки удушья практически не позволяли ходить по лестницам и совершать пешие прогулки. Из-за слабого здоровья родители решили определить мальчика в священники: они предполагали, что наличие сана, независимо от его здоровья и успехов, всегда обеспечит положение в обществе.

Служить в церкви Вивальди начал в 15 лет, однако музыка интересовала его куда больше, чем богослужения. Он мог прямо в ходе мессы сослаться на приступ астмы и уйти от алтаря в ризницу, чтобы сделать наброски новой фуги. В итоге начинающий композитор добился своего: молодому Вивальди запретили проводить службы.

Главным учителем музыки в жизни Антонио Вивальди стал его отец Джованни Батиста, который был известным скрипачом-виртуозом. Была у композитора также спутница и муза – певица Анна Жиро. Она жила в доме Вивальди, заботилась о его здоровье и сопровождала в путешествиях.

В 1713 году Антонио Вивальди и его отец упоминаются в путеводителе по Венеции как лучшие скрипачи этого города. К тому времени Вивальди стал оперным композитором. Всего он закончил более 400 крупных инструментальных произведений. Одновременно с этим Вивальди был совладельцем театра «Сант-Анджело», вел его бухгалтерию. Не бросил он и работу в венецианской консерватории «Пиета», для которой писал музыку. В свободное время композитор ставил свои оперы в других городах. Удивительно, что все это делал человек, который без посторонней помощи не мог дойти от двери до поданной кареты. Кстати, театр «Сант-Анджело» был выбран Вивальди именно потому, что он находился ближе всего к его дому.

В 1718 году Антонио Вивальди уехал работать в другой итальянский город – Мантую. Здесь он занял должность капельмейстера при дворе князя и губернатора. Через несколько лет Вивальди вернулся в Венецию, и уже оттуда впервые привез свою оперу «Геркулес на Термодонте» в Рим. Римлянам постановки понравились настолько сильно, что композитор удостоился аудиенции у самого папы.

Многие композиторы того времени испытывали финансовые трудности, коснулось это и Вивальди. Переменчивые музыкальные вкусы аудитории сделали его музыку устаревшей, а у публики появились новые кумиры. Одним из них был немецкий композитор Иоганн Адольф Хассе, работавший в то время в Венеции.

В 1740 году Вивальди отправился в Вену с надеждой поправить свое материальное положение при дворе императора Карла VI. Однако вскоре после приезда композитора его могущественный почитатель умер. В Вене началась война за австрийское наследство, и о Вивальди все забыли. Он умер в нищете в 1741 году и был похоронен на кладбище для бедняков. Место его погребения в Вене не сохранилось.

(кое-кто называл его виртуозом), помогал ему попробовать музыкальную карьеру и записал его в оркестр Капеллы Святого Марка, где он был поциновуваним виолончелистом .

  • 44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;
  • 49 кончерти Гросс;
  • 352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и / или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виолы д"амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины)
  • 38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и / или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин)
  • 32 концерта для 3-х и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и / или бассо континуо.
  • Автор более 100-я соната для различных инструментов с сопровождением бассо континуо; светских кантат, серенад, симфоний, Stabat Mater и других церковных произведений.

Один из самых известных произведений - первые 4 концерта с 8-го опуса, цикла из 12 скрипичных концертов - "Четыре времени года" - ранний образец программной симфонической музыки. Вивальди внес существенный вклад в развитие инструментовки, он первым применил гобое , валторны , фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие.


3.1. Список произведений

  • 27 опер, в частности
    • Роланд - мнимый безумный (Orlando fiato pozzo, 1714, театр "Сант-Анджело", Венеция),
    • Нерон, ставший Цезарем (Nerone fatto Cesare, 1715, там же),
    • Коронация Дария (L"incoronazione dи Daria, 1716, там же),
    • Обман, торжествующий в любви (L"inganno trionfante in amore, 1725, там же),
    • Фарначе (1727, там же, позднее также под названием Фарначе, правитель Понта),
    • Кунегонда (1727, там же),
    • Олимпиада (1734, там же),
    • Гризельда (1735, театр "Сан-Самуэль", Венеция),
    • Аристид (1735, там же),
    • Оракул в Мессении (1738, театр "Сант-Анджело", Венеция),
    • Ферасп (1739, там же)
  • оратории -
    • Моисей, бог фараона (Moyses Deus Pharaonis, 1714),
    • Торжествующая Юдифь (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716),
    • Поклонение волхвов (L"Adorazione delli tre Re Magi, 1722);
  • 56 светских кантат, в том числе
    • 37 для голоса с бассо континуо,
    • 14 кантат для голоса со струнным оркестром
    • большая кантата Глориа и Гименей (1725);
  • серенады для 1-4 голосов-
    • в том числе Сена, который празднует (La Senna festeg-giante, 1729);
  • духовная музыка (около 55 произведений) в том числе Stabat Mater, мотеты, псалмы и другие;

4. Мультимедиа

Фрагменты из цикла "Времена года" в формате Ogg vorbis
  • Весна. Часть 1 Allegro описание файла
  • Весна. Часть 2 Largo описание файла
  • Весна. Часть 3 Allegro описание файла
  • Лето. Часть 1 Allegro non molto описание файла
  • Лето. Часть 2 Adagio описание файла
  • Лето. Часть 3 Presto описание файла
  • Осень. Часть 1 Allegro

Дата рождения: 4 марта 1678
Место рождения: Венеция
Страна: Италия
Дата смерти: 28 июля 1741

Антонио Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi) — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр.

Он учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди, скрипача собора св. Марка; возможно, композиции — у Джованни Легренци, возможно, также обучался у Арканджело Корелли в Риме.

18 сентября 1693 г. Вивальди был пострижен в монахи. 18 сентября 1700 г. возведен в сан дьякона. 23 марта 1703 г. Вивальди рукоположен в сан священника. 1 сентября 1703 г. принят в приют Пьета как маэстро по классу скрипки. В 1704 г. получает дополнительное вознаграждение за преподавание игры на viola d’amore. В 1706 г. состоялось его первое публичное выступление во дворце французского посольства.

В 1725 г. в Амстердаме цикл "Искус гармонии и инвенции", который уже тогда произвел неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством, включает в себя четыре всемирно известных концерта "Времена года". Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. Также широко известны концерты Вивальди - "La notte" (Ночь), "Il cardellino" (Щегленок), для флейты с оркестром, концерт для двух мандолин RV532, отличающиеся художественной изобразительностью и гармонической щедростью, свойственной его произведениям, а также духовные сочинения: "Gloria", "Magnificat", "Stabat Mater", "Dixit Dominus".

В 1703—1725 гг. — педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также с 1713 г. — руководитель оркестра и хора в "Делла Пьета" в Венеции, доме призрения сирот, который славился как одна из лучших музыкальных школ для девочек.

Вивальди — крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо (concerto grosso).

Еще при жизни Антонио Вивальди стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных концертов Вивальди, которые являлись этапом на пути формирования классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди.

В середине мая 1740 г. музыкант окончательно оставляет Венецию. Он прибыл в Вену в неудачное время, только что скончался император Карл VI и началась война за австрийское наследство. Всеми забытый, больной и без средств к существованию скончался в Вене 28 июля 1741 г. Врач зафиксировал смерть "преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления". Похоронен на кладбище для бедняков за скромную плату.

Оперное наследие композитора (примерно 90 опер) в настоящее время еще не стало достоянием мировой оперной сцены. Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен "Неистовый Роланд". Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха, величайшего немецкого композитора 1-й половины XVIII века. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717-1723 гг.) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой "Высокой" мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, "Бах - его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять все величие гения этого музыканта".

Сочинения Антонио Вивальди

Более 40 опер, в том числе "Роланд — мнимый безумный", "Нерон, ставший Цезарем", "Коронация Дария", "Обман, торжествующий в любви", "Фарначе" , "Кунегонда", "Олимпиада", "Гризельда", "Аристид", "Оракул в Мессении", "Ферасп"; оратории — "Моисей, бог фараона", "Торжествующая Юдифь", "Поклонение волхвов" и др.
Более 500 концертов, в том числе:
44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо,
49 кончерти гросси,
352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины)
38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин),
32 концерта для 3 и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо.
Более 100 сонат для различных инструментов с сопровождением бассо континуо.
Светские кантаты, серенады, симфонии.
Stabat Mater и другие церковные произведения.
Одно из самых известных произведений — цикл из 4 скрипичных концертов "Времена года" — ранний образец программной симфонической музыки.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные