Что такое положительные и отрицательные герои. Положительные и отрицательные герои комедии «Недоросль» Фонвизина: описание персонажей. Классические традиции в произведении

В комедии Фонвизина "Недоросль" всех героев, главных и второстепенных, можно разделить на две группы: группа положительных персонажей и отрицательных. Такое деление свойственно всему классицизму.

Сначала лучше рассмотреть отрицательных героев, так как их в пьесе значительно больше.

Митрофан Терентьевич Простаков - главный герой комедии. Его имя стало нарицательным для обозначения тупого, наглого маменькиного сынка и невежды. Малообразованный и ленивый недоросль, полностью зависящий от своей матери. Очень избалованный, прожорливый, излюбленный своей матерью, в свои пятнадцать лет он не отличает существительного от прилагательного, вместо учебы хочет поскорее жениться:

"Не хочу учиться, хочу жениться".

Госпожа Простакова - жестокая, жадная, корыстная помещица. Ее алчность доходит до того, что она полностью обирает своих крестьян. Идеал Простаковой - духовный застой, не мешающий взятками наживать себе богатства. Весь ее характер объясняется патриархальными традициями и порядками. Главное, по ее мнению, в жизни - это деньги, она учит этому и сына:

"Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке".

Господин Простаков - муж Простаковой, отец Митрофана. Во всем потакает своей жене, глупый и бесхарактерный рохля, трусливый и забитый. Своего мнения он не имеет.

Тарас Скотинин - брат Простаковой, помещик, отставной офицер. Хочет взять Софью в жены из-за ее наследства. Очень любит свиней. Как и его сестра, в детстве он не учился, не прочел ни одной книги.

Вральман - бывший кучер, хитрый и подлый лжец. Обманывает Простаковых, выдавая себя за учителя.

Кутейкин - малограмотный учитель Митрофанушки. Трусливый, невежественный, не способный научить хоть чему-нибудь.

Для отрицательных персонажей характерны полное отрицание всякого просвещения, науки, моральных принципов и чести, но, к счастью, в пьесе есть и положительные герои.

Софья - мудрая, красивая и умная девушка, сирота. Добрая и ценит добро в других. Уважает своего дядю Стародума.

Стародум - пожилой отставной офицер. Очень мудрый, великодушный человек. Разбирается в людях, оценивает в первую очередь душу и характер человека. Для него важны нравственные принципы, честь, справедливость и правда. Защищает свою любимую племянницу Софью.

Милон - офицер, возлюбленный в Софью. Добрый, скромный, храбрый, смелый и просвещенный человек. Для него также важны в людях справедливость и честность.

Цыфиркин - плохой учитель с хорошими душевными качествами. Трудолюбивый и честный. Он очень бедный, но добрый и неглупый. Когда-то прослужил в армии двадцать лет.

Тришка - крестьянин семьи Простаковых. Бойкий и смелый парень, не страшится вступать в спор с Простаковой.

Хоть в пьесе и преобладает количество отрицательных персонажей, автор показывает читателям, что они получают по заслугам. Простакова терпит крах, сын ее грубо отталкивает, София с ее наследством никому не досталась.

Положительные и отрицательные герои в детском творчестве - кто они и зачем нужны?

Давным-давно, когда я ещё только поступила работать руководителем изокружка и везде искала литературу по своему профилю, я была поражена тем, что нередкой темой, предлагаемой детям для рисования являются добрые и злые герои. Или их жилища, или их транспорт.

Да, такие вот противопоставления - Василиса Прекрасная - добрая и положительная героиня и, например, Баба Яга – воплощение зла. Ну, детей спрашивают – как они себе представляют этих персонажей.

После таких занятий малыши на вопрос: что изображено на картинке? - отвечают: персонаж. А что такое персонаж? - Персонаж это Баба Яга .

Так вот, по ходу мотивирующей беседы преподаватель выясняет, как дети представляют себе облик Василисы и облик Бабы –Яги, а когда дети говорят НЕ ТО(что ждут взрослые), им просто сообщается: плохие герои носят грязную, рваную одежду, они тёмные, чёрные (гммм… тогда у меня были очень тёмные волосы, я носила чёрные джинсы с чёрной курткой, и я сразу невзлюбила это описание отрицательных героев. Впрочем, неграм пришлось бы ещё хуже – они тотально чёрные ). Жилища у отрицательных героев тоже либо грязные и разрушенные, либо чёрные и зловещие. Корабли под чёрными парусами и с чёрными флагами. О!

А положительные радуют глаз золотыми кудрями, ясными глазами, яркой светлой одеждой и красивыми хоромами.

Вроде бы всё предельно просто и ясно. Во всяком случае до детей быстро доходит.

Недавно случайно попала на мини-выставку – на уроке лепки второклассникам было предложено слепить чётко определимых или злодеев или добрых героев. Фигурки (как водится) были микроскопические, но тема была понятна до до боли. Одинокий ангелочек на этой выставке был окружён драконами и чертями: очевидно народ всё занятие увлечённо умножал количество злодеев.

Когда я спросила ребят, зачем они это всё лепили, дети ответили: учительница сказала. А как вы думаете - для какой цели? Дети растерялись – и впрямь - ЗАЧЕМ?

Ладно, прихожу в четвёртый класс (люди уже взрослые, дяди-тёти на вид )и задаю им тот же вопрос: сможете нарисовать злого и доброго героев? - ДА!- А как это вы узнаете - какой герой перед вами?

Ученики бойко и заученно рассказывают про чёрные одежды и мрачный вид «плохишей», контрастирующие со светлыми одеждами и улыбчивыми лицами хороших героев.

Ладно, это вы знаете. А зачем? Зачем вам это знать?

Ученики аж взвились: так надо же уметь различать!

Что различать? – Плохих и хороших героев!

А зачем различать плохих и хороших героев?

………………………………………………………………………………………….

Неужели вы так часто попадаете прямо в сказку и в том измерении то и дело встречаете героев, которых надо отнести к плохим или хорошим по виду?

Нет, этого не бывает.

Может, в нашей повседневной жизни вам помогает умение распознавать добрых и злых, руководствуясь сказочными описаниями?

Дети смеются: в нашей жизни всё так перепутано. Ни яркие цвета, ни тёмные убогие жилища, ни рваная одежда, ни золотые локоны ни о чём конкретно не говорят в смысле нравственных качеств.

Так зачем же вам так досконально знать как различать сказочных героев, вместо того, чтобы побольше интересоваться жизнью и сложными свойствами тех, кто живёт рядом? Дети пожимают плечами: ТАК НАДО.

Интересно, а почему это так надо нам - взрослым?

Про популярную тему: рисуем добрых и злых героев вам рассказала Марина Новикова.

P.S. Я думаю, что до изобретения методик по обучению детей этому различению, герои сказок жили себе и не заморачивались – Василиса, под настроение, надевала чёрную юбку, а Баба-Яга ремонтировала свою избу, так что жить ей там было уютно. Но после введения новых методик, «персонажам» и героям пришлось привыкать соблюдать дисциплину: Василиса безвылазно носит красный сарафан, а Кощей Бессмертный озабоченно подкрашивает облупившуюся чёрную краску на стенах своего дворца - не дай бог, где-то светлая штукатурка проглянет.

Все дети любят читать книжки и смотреть мультфильмы. Часто они копируют поведение своих любимых персонажей: наряжаются ими на праздниках, заучивают наизусть их коронные фразы, изображают их во время игр. Это абсолютно нормальное детское поведение. Но что делать, если любимцами ребенка становятся не положительные, а отрицательные персонажи? Есть ли в этом какая-то опасность? И стоит ли родителям переживать из-за странного увлечения своего ребенка?

Почему отрицательные герои нравятся?

Кто бы что ни говорил, а во многих фильмах и мультфильмах отрицательные персонажи изображаются либо невероятно обаятельными, либо очень умными. Именно в этом и кроется причина популярности отрицательных героев у детей.

Вспомните, например, Волка из «Ну, погоди!», кота Тома из «Том и Джерри» или очаровательную атаманшу из «Бременских музыкантов».

Если с положительными персонажами все ясно с самого начала мультика, фильма или книги, то отрицательные раскрываются постепенно по мере повествования. Они меняются, предстают перед зрителем или читателем с абсолютно разных ракурсов, и в целом оказываются более многогранными, чем их добрые противоположности.

Во многих детских сказках и мультфильмах основной смысл произведения раскрывается именно за счет наблюдения за жизнью отрицательного героя, который в конце концов становится добрым, избавляется от своих негативных качеств, осознает свои ошибки или же терпит заслуженное поражение, то есть учится становится лучше, и, таким образом, учит становиться лучше других.

Что касается детей, то малыши до трех лет еще не понимают того, что видят на экране, но с удовольствием наблюдают за отрицательными персонажами, которые в большинстве детских мультфильмов отрисованы ярче и выразительнее остальных. Естественно, ни о какой симпатии к определенным личным качествам героев здесь речи не идет, детям просто нравится то, как необычно они выглядят.

Дети постарше (5-8 лет) сочувствуют отрицательным персонажам и порой даже неосознанно находят в их ситуации что-то схожее со своей жизнью (например, проблемы в общении со сверстниками, зависть, жадность и нежелание давать свои игрушки другим детям). При этом они словно вживаются в образ героя и учатся осознавать свои ошибки. Поэтому такое увлечение можно в какой-то мере назвать даже положительным опытом.

Если вашему ребенку отрицательные персонажи нравятся больше положительных, не стоит сразу пугаться и тащить свое чадо к психологу. Для начала лучше просто откровенно поговорить с ним. Спросите у ребенка, почему ему нравится тот или иной герой, как он сам оценивает его характер, действия, поведение, понимает ли, что этот герой плохой и ведет себя неправильно. Вместе с малышом проанализируйте показанные в мультфильмах и фильмах ситуации, и если ваш ребенок понимает, где в произведении , а где зло, видит недостатки злодея, то опасаться, скорей всего, нечего.

Если же вы поймете, что ребенок неправильно оценивает поведение героя – жалеет его, оправдывает или даже считает, что он прав, то укажите на его недостатки сами, проанализируйте негативные последствия, наказание, которое получил отрицательный герой в конце. Может быть, ребенок просто не понимал смысла какого-то поступка героя или неверно толковал его слова, а теперь вместе с вами узнал, что же на самом деле они значили, и пересмотрел свою точку зрения?

Если же ребенок признался, что в поведении отрицательного персонажа он узнал самого себя, не спешите ругать его за неправильные поступки! Спокойно дайте ребенку понять, что осознание своей неправоты – это главный шаг к самосовершенствованию.

Помогите своему чаду, а заодно и его любимому герою, разобраться в себе, собственных эмоциях и действиях, и вместе вы обязательно найдете выход из сложившейся ситуации.

К психологу обращаться стоит лишь в том случае, когда ребенок открыто симпатизирует действительно самым плохим поступкам героя и восхищается теми его действиями, которые по общепринятым моральным нормам никак не могут считаться положительными. Особую опасность представляют ситуации, когда ребенок, насмотревшись взрослых фильмов, начинает симпатизировать убийцам и другим преступникам. Желание подражать таким персонажам может привести к плачевным последствиям. Без помощи психолога в этом случае, скорей всего, не обойтись: только специалист может разобраться, почему ребенка привлекает , какие психологические травмы стали причиной этого и как с ними справиться.

Не забывайте о том, что родителям следует внимательно относиться к выбору мультфильмов для детей. Через сюжеты на экране малыши познают мир, и только от вас зависит, каким будет этот мир - добрым или злым.

Юлия Шершакова

Тема отрицательных героев еще недостаточно изучена, поэтому мы решили восполнить этот пробел, изучив отрицательных персонажей фильмов и книг. Они появляются не только в сказках, но и в классической Ни одно произведение или кинолента не могут обойтись без негативных героев.

Каким должен быть отрицательный герой

Однозначно описать внешность и черты характера негативного персонажа достаточно сложно. Но чаще всего отрицательный герой злой и неуравновешенный, а также он часто наделяется вредными привычками. Например, отрицательный герой Волк из мультфильма "Ну, погоди" редко появляется без сигареты, а в боевиках злодеи всегда употребляют наркотики. Внешность злодеев тоже оставляет желать лучшего, особенно по сравнению со статными, подтянутыми положительными героями.

Отметим, что порой в фильмах для взрослых бывает достаточно сложно определить, какой из героев является отрицательным. На первый взгляд кажется, что как злой, так и хороший персонажи ведут себя примерно одинаково, и понять, кто есть кто, помогают лишь дополнительные атрибуты или признаки.

Но когда мы говорим о детской литературе или мультфильмах, мы всегда видим четкое разделение, ведь они должны не только понимать, где злодей, а где хороший персонаж, но и видеть для себя пример в положительных героях, и стремиться стать такими же. Именно поэтому их всегда наделяют добротой, они послушны и прилежно учатся.

Взаимодействие положительных и отрицательных героев

В большинстве случаев между персонажами происходит противостояние, которое может быть выражено открыто или оставаться просто на уровне слов и напряжения. Частым мотивом является создание препятствий на пути героя к его цели, которая обычно выражается в виде спасения мира или своего товарища.

Также отрицательный герой практически всегда проигрывает в конце. Есть, конечно, пара произведений, где все наоборот, но они очень мало известны, а значит, не заслуживают внимания.

Отрицательные герои в кино

Обычно отрицательных героев в фильмах определить достаточно легко. В основном они жаждут мирового господства или просто хотят уничтожить как можно больше людей. Не обязательно это могут быть люди, в качестве плохих существ могут выступать инопланетяне, зомби и прочие мифические существа. Положительные персонажи обычно убивают либо арестовывают плохих, и все заканчивается хэппи-эндом.

Однако не всегда все так просто, и если фильм по содержанию приближен к жизни, тогда становится практически невозможно четко разделить границы, ведь каждый человек несет в себе черты как хорошие, так и плохие. И тогда становится понятно, что положительные и отрицательные герои существуют лишь в нашем воображении.

Отрицательные герои на примере "Недоросля"

В каждой книге обязательно имеются писателя Д.И. Фонвизина не стал исключением. На примере классики можно хорошо проследить действия персонажей и их характеристики.

В комедии представлена целая семья. Так, помещица Простакова и ее брат Скотинин - главные отрицательные герои. Недоросль, он же сын Простаковой Митрофан, полностью перенял все негативные черты своей матери.

Если говорить о том, какими качествами наделены отрицательные герои, то можно перечислить глупость и нежелание учиться, лень, равнодушие ко всему, кроме денег и отсутствие любых чувств, даже родственных или сыновьих. Единственное исключение составляет Простакова, потому что хоть и своеобразно, но сына своего она любит всей душой.

В комедии по-разному взаимодействуют положительные и отрицательные герои. Недоросль-Митрофан, например, жаждет жениться на добродетельной Софье. Это ничуть не смущает его дядю, который и сам планирует взять ее в жены и наслаждаться богатствами девушки. Складывается ощущение, что Скотинин готов пойти на все, лишь бы осуществить свою заветную мечту - заняться разведением свиней.

Можно сказать, что герои олицетворяют собой все самое худшее, что есть в крепостном крестьянстве. Им ярко противопоставлены положительные персонажи, которые ценят в первую очередь образование, а не деньги. Чего стоит только возмущение Простаковой тому факту, что Софья умеет читать. На взгляд женщины, девушке это абсолютно ни к чему.

Если мы говорим о том, что представляют собой отрицательные герои, то Недоросль-Митрофанушка в этом плане является показательным.

Митрофан

Начнем с того, что Митрофанушка уже далеко не такой маленький - ему уже 16, и он собирается жениться. Персонаж непроходимо глуп, учитель даже сравнивает его с пнем, говоря, что этого человека невозможно обучить. Тем не менее, он не бросает попыток, хотя обучение скорее происходит больше для видимости.

Митрофан совсем не привык ничего делать, потому что рядом всегда была мама или слуги, поэтому он очень ленив. Более того, он, как и его мать, готов пойти на жестокости ради получения выгоды.

В конце произведения главного героя отправляют служить в армию. Остается лишь надеяться, что хоть там он сможет чему-нибудь научиться.

Отрицательные герои сказок

Восприятие отрицательных героев в сказках можно считать показательным, ведь дети должны четко понимать, хороший ли перед нами персонаж. Именно поэтому в сказках и баснях качества особенно преувеличены. Так, например, Баба Яга, главная злодейка народных преданий, часто жаждет съесть главного героя, ребенка.

Если говорить про внешность, то отсюда тоже сразу видно, какой перед нами персонаж. Отрицательные герои сказок живут в лесу, они старые и страшно выглядят, например, Кощей или Леший. Эти существа готовы строить козни людям даже без причин, просто чтобы напакостить.

Положительные и отрицательные герои басен также имеют яркую принадлежность, причем именно последних особенно часто высмеивают авторы. И это неудивительно, ведь самый частый сюжет - это когда злодей пытается сделать пакость, но сам же в нее и попадает. Это лучший способ научить детей, что не стоит умышленно стараться кому-то навредить.

Нежелание что-либо делать проявляет и Стрекоза из басни Крылова. Так, она даже не задумывается о будущем, легкомысленно отдыхая все лето. Муравей же противопоставлен ей, он трудолюбив и запаслив.

Баба Яга

Без сомнения, Баба Яга - это самый злой и частый персонаж детских сказок. Она обитает одна в лесу, однако иногда с ней живут черный кот или птицы.

Обычно злодейка старается затащить к себе ребенка, чтобы заставить его работать, или попросту пытается его съесть. Однако она не прочь отведать и взрослых, потому что в сказках Баба Яга нередко пытается съесть и богатырей.

Этот отрицательный персонаж представляется старым, скрюченным, в морщинах и с костяной ногой, что отражает и душевные качества.

Однако не стоит забывать, что не во всех сказках Баба Яга - это абсолютное зло. Иногда она выступает в качестве помощника, давая героям необходимые предметы или советы, правда, для этого они должны победить Ягу.

В 1782 году закончил работу над лучшим своим произведением - комедией «Недоросль» - Д. И. Фонвизин.

Написанная в соответствии с традициями классицизма, она тем не менее стала новаторской для своего времени. Это проявилось и в проблематике (автор заставляет задуматься над вопросами воспитания, государственного устройства, общественных и семейных отношений), и в изображении героев. Несмотря на то что в комедии «Недоросль» положительные и отрицательные герои четко разграничены, отношение к ним читателя (или зрителя) не всегда однозначно. Попробуем разобраться: почему?

Классические традиции в произведении

Начнем с того, что в комедии Фонвизина отмечается единство времени (сутки) и места (имение Простаковых), любовный треугольник и наличие резонера, говорящие фамилии. Главные персонажи группируются вокруг Стародума и Простаковой, второстепенные примыкают к одним либо другим. Так формируются группы: молодой необразованный дворянин Митрофанушка - он и есть недоросль - положительные и отрицательные герои, отличающиеся нравственными убеждениями, отношением к окружающим, речью и т.п.

«То бранюсь, то дерусь…»

Фраза, произнесенная Простаковой, в полной мере характеризует персонажей, вызывающих негативную оценку. Могущественная (до определенной поры) владелица поместья - это главный отрицательный герой.

«Недоросль» - пародия на то, что творилось во многих дворянских семьях, не отличавшихся умом и грамотностью, но имевших деньги и власть. Госпожа Простакова безраздельно правит всем домом - ее боится даже безвольный муж. «Мошенник», «болван», «харя», «каналья» и под. - это обычное ее обращение к окружающим. Только сына она называет «душенькой» и дает понять, что все делает для его счастья. Простакова - необразованная и злобная особа, которая прекрасно чувствует обстановку. Она знает, кто гроша ломаного не стоит, а кому следует улыбнуться, угодить.

По мере развития действия в комедии «Недоросль» положительные и отрицательные герои характеризуются с разных сторон. Так, историю жизни Простаковой мы узнаем из ее общения со Стародумом. Все свои она унаследовала от таких же невежественных родителей. В свою очередь, она привила их любимому Митрофанушке.

Мало чем отличается от сестры Скотинин. Этого героя Фонвизин практически полностью лишил человеческого облика. И фамилия звучит как не людская, и единственное увлечение, переходящее в страсть, - свиньи, и лексикон соответствующий. А когда речь заходит о женитьбе, родной племянник, также желающий ухватить богатое наследство невесты, превращается для него в соперника.

Митрофанушка - отрицательный герой

Недоросль - так называли в России молодого несовершеннолетнего дворянина, который еще не поступил на службу. Именно в таком возрасте находится Митрофанушка - «похожий на мать». Он такой же безграмотный, грубый, двуличный, хитрый, как и Простакова. К тому же ленивый, презрительно относящийся ко всяким наукам и учителям, но при этом в полной мере усвоивший законы безнравственности, обмана, умения угождать. Он уже в полной мере ощутил вкус власти, которую давало ему положение. Даже к отцу Митрофанушка относится как к лицу незначительному, о чем свидетельствует его «сон». Однако можно отметить, что недоросль пойдет дальше своей матери. В этом плане становится показательным поведение героя в финальной сцене, когда он довольно грубо отталкивает ее со словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Кстати, именно после комедии Фонвизина слово «недоросль» приобрело обобщающее значение с негативной оценкой.

Антиподы Простаковых - положительные герои

«Недоросль» отличается четко обозначенной авторской оценкой исторических событий конца XYIII века. В этом немалую роль играет образ Стародума. Это шестидесятилетний муж, который в свое время собственным трудом нажил небольшое состояние, работая в Сибири. Затем воевал, после отставки служил при дворе. Как человек справедливый и много повидавший, он дает не совсем лицеприятную характеристику чиновникам, общественным отношениям. Особое внимание Стародум уделял необходимости служить на пользу Отечеству, подчеркивал роль просвещения. Не случайно многие его высказывания, например, «Имей сердце, имей душу, и будешь человек…» - сразу стали афоризмами.

Были и другие положительные герои - «Недоросль» в этом отношении строго соответствует традициям. Это московский чиновник Правдин (он приехал, чтобы разоблачить злонравие), племянница и наследница Стародума Софья, долгое время испытывавшая притеснения в доме Простаковой, молодой офицер, мечтавший посвятить жизнь Отечеству, Милон. Их высказывания и поступки еще больше обнажают пороки таких людей, как Простаковы и Скотинин. Они практически не имеют недостатков, поэтому могут называться

Таким образом, в комедии «Недоросль» положительные и играют строго определенную роль. Первые разоблачают зло и жестокость, а их речи утверждают принципы справедливого общественного порядка. Вторые воплощают в себе наиболее распространенные человеческие пороки: невежество, деспотичность, эгоизм, уверенность в собственном превосходстве и т.п.

Новаторство автора

При всем соответствии традициям, комедия имела ряд отличий от своих предшественниц. Приверженность к реализму - это то новое, что внес в пьесу Фонвизин. «Недоросль», герои которого показаны ярко и многопланово, отличается стремлением к типизации. Произошедшее в семье Простаковых рассматривается через призму общественного устройства и заставляет задуматься о таких вопросах, как крепостное правления в государстве, значение воспитания. В результате речь идет уже о нарушении триединства как одного из требований классицизма.

Неожиданным становится и то, что в финале читатель сочувствует жестокой Простаковой, ставшей жертвой собственного злонравия. На этом фоне еще красноречивее звучат слова Стародума: «Имей серд-це, имей душу, и будешь человек во всякое время», - которые не теряют актуальности и сегодня.



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные