Сикстинская мадонна рафаэля санти. Девять символов, зашифрованных в «Сикстинской мадонне. Исторические события, которые пришлось пережить известному шедевру

Рафаэль, "Сикстинская Мадонна." Дрезденская галерея.1512-1513гг.

Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках.

Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса.

Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем.

Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу.

Это одно из первых произведений, в котором зритель незримо оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.

В образе Марии гармонично соединены восторг религиозного триумфа (художник возвращается к иератичной композиции византийской Одигитрии) с такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Её одежды подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом.

Фигуры лишены традиционных нимбов, однако оттенок сверхъестественности есть и в той легкости, с какой Мария, прижимая к себе Сына, шествует, едва касаясь босыми ногами поверхности облака... Рафаэль соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках — гордую, недосягаемую, скорбную — спускающуюся навстречу людям.

Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.

«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август Третий после двух лет переговоров получил от Бенедикта разрешение вывезти её в Дрезден. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме.

В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев.

Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».

Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».

Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил».

Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать». Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному.

На этой картине много интересных особенностей.Обратите внимание,кажется,что папа изображён на картине с шестью пальцами,но говорят,что шестой палец-это внутренняя часть ладони.

Два ангелочка внизу -одна из самых моих любимых репродукций.Вы их часто можете встретить на открытках и плакатах.В первого ангела только одно крыло.

Картина эта была вывезена советской армией и 10 лет находилась в Москве,а потом была передана Германии. Если вы внимательно присмотритесь к фону,на котором изображена мадонна,то увидите,что он состоит из лиц и голов ангелов.

Предполагают,что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Фанфарина.

Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине.
Рафаэля, вероятно, ввело в заблуждение ангельское выражение прелестного личика дочери хлебопека. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку! Начиная с 1514 года он писал не только ее портреты, эти шедевры из шедевров, но и создал благодаря ей образы Мадонн и святых, которым будут поклоняться!Но сам Рафаэль говорил,что это собирательный образ.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ КАРТИНЫ

Сикстинской мадонной» давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных слов. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.


В.А. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как, воплощенном чуде, как, поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит...
И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось».


Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».


А. Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние.
Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля:
«Это что-то действительно почти невозможное...


Была ли в действительности Мария такая, какою она здесь изображена, этого никто никогда не знал и, разумеется, не знает, за исключением современников ее, которые, впрочем, ничего нам хорошего о ней не говорят. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества...

Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания... откроют действительно исторические черты обоих этих лиц... и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль.

«Сикстинская Мадонна» - наиболее известная из картин Рафаэля Санти, которая не имеет творческих аналогов. История создания шедевра вызывает споры среди историков и искусствоведов. О гипотезах и теориях создания «Сикстинской Мадонны», истории существования «Сикстинской Мадонны» и современной жизни картины читайте в нашей статье.

Правда о создании шедевра Рафаэля «Сикстинская Мадонна» затерялась в истории. Даже на уровне малочисленных документов есть разные версии, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Это не даёт возможность поставить точку в споре историков о заказчике картины. Оппонентом для церкви Св. Сикста в честь победы над французами, выступил немецкий искусствовед Хуберт Гримме. Он выдвинул теорию, что картина предназначалась для траурной церемонии торжественного прощания с папой Юлием II , который умер от лихорадки 21 февраля 1513 года и стал первым папой, тело которого забальзамировали. Тело папы было выставлено для прощания в правом боковом приделе (часть храма для размещения дополнительного алтаря для богослужения) собора Св. Петра. Картина была помещена над гробом папы Юлия. Гримме настаивает, что именно расположение картины определило её композицию: Рафаэль изобразил, как из глубины ниши, обрамлённой зелёным занавесом, Богоматерь приближается к гробу понтифика. По версии Гримме, ангелы внизу картины опираются на деревянную крышку гроба папы Юлия. А папская тиара с геральдическим символом делла Ровере - жёлудем - указывает на принадлежность умершего к этому древнему роду. Но католический ритуал запрещает использовать в культовых целях на главном алтаре изображения, которые использовались на траурных церемониях. Ватикан обладал беспрецедентной властью. И всё произошло обычным порядком: с молчаливого согласия курии (главного административного органа Святого Престола и Ватикана) «Сикстинская Мадонна» была продана бенедиктинскому монастырю в далёкой Пьяченце. Избежав таким образом нежелательного внимания к этому нарушению, картину поместили на главный алтарь церкви Св. Сикста.

«Сикстинская Мадонна» в интерьере церкви Св.Сикста

Шедевр Рафаэля, затерявшийся в провинции, оставался неизвестным до 1754 года, когда курфюрст Саксонии (князь, наделённый правом выбора короля) Август III вывез картину в Дрезден. В церкви Св. Сикста осталась копия «Сикстинской Мадонны», выполненная художником Джузеппе Ногари.

«Сикстинская Мадонна», одна из самых известных картин в мире, получила признание только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III . Август III унаследовал страсть к коллекционированию картин от своего отца Августа II Сильного, который слыл ценителем искусств и первым стал собирать произведения старых мастеров. Как и отец, Август III никогда не отказывал себе в удовольствии, не жалея средств, приобрести какой-нибудь шедевр в Венеции, Болонье или Праге. Эти дорогостоящие покупки он позволял себе за счёт поступлений из казны огромного Польско-Литовского государства, чей выборный трон Август III занимал. Приобретались только шедевры, в выборе которых Август III полагался на советы Франческо Альгаротти, крупнейшего авторитета в области искусства XVIII века, который подобрал для саксонских курфюрстов исключительное по качеству собрание живописи. Но в Риме попытке агентов Августа III приобрести работы Рафаэля не увенчались успехом. При посредничестве болонского художника Джиованнини Август III два года вёл непростые переговоры о покупке «Сикстинской Мадонны». Ситуация часто ставилась на паузу: камнем преткновения была стоимость картины. Потребовался год переговоров в назначении цены в 25 тысяч римских скуди. Эта сумма была огромной (почти 70 кг золота), и она в 25 раз превышала ту, которую обычно курфюрст Саксонии платил за произведение искусства. Ещё год был потрачен на ожидание разрешения папы Бенедикта IV на продажу монастырём прекрасного алтарного образа. «Сикстинская Мадонна» стала вершиной удачных приобретений Августа III того периода. Картиной настолько дорожили, что отступили от привычной практики (в те времена обычно добирались из Италии в Саксонию через Венецию и Вену) и отправили «Сикстинскую Мадонну» через Тироль и Аутсбург, избежав таможенных придирок в Венеции.

В истории картины началась новая глава. 1 марта 1754 года «Сикстинская Мадонна» была впервые выставлена в зале для аудиенций замка - резиденции курфюрста в Дрездене. Картина, почти забытая в Пьяченце, снова приобрела известность, правда, в рядах немногочисленной избранной публики. Ещё в 1846 году в Дрездене началось строительство здания для музея, которое было завершено в 1855 году. «Сикстинская Мадонна» и другие шедевральные картины были перевезены в Дрезденскую галерею, которая теперь стала общедоступной для посещения. Иностранным посетителям осмотр галереи разрешался за большую плату. Состав галереи отражал вкусы европейской аристократии эпохи Просвещения. Непререкаемым авторитетом в то время считался Рафаэль, а его лучшей станковой работой - «Сикстинская Мадонна». В новой галерее картина Рафаэля получила свой отдельный зал, новую раму и мировое признание, более чем через 300 лет после её создания. В своей статье, вышедшей в 1755 году, историк искусствовед Винкельман назвал «Сикстинскую Мадонну» самой лучшей и драгоценной из всего собрания галереи.

Война - тёмная тень цивилизации, едва не лишила мир шедевра Рафаэля. В конце 1939 года «Сикстинская Мадонна» была направлена нацистами из Дрездена в крепость города Мейсен Альбрехтсбург, что не спасло её от ужаса разрушительных бомбёжек. Поэтому полотно вновь перевезли, а его местонахождение засекретили. В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года американские бомбардировщики совершили неоправданно жестокий налёт на Дрезден, в котором не было военной необходимости, потому что дрезденский гарнизон был малочисленным. В течении 90 минут на город сбрасывались не только фугасные, но и начинённые фосфором и каучуком бомбы, которые выжигали всё дотла. В результате бомбёжки погибли около 30000 мирных жителей, более 85% зданий лежали в руинах, были безжалостно уничтожены бесчисленные памятники истории и культуры, в том числе Альбертинум - известный Музей древнего искусства Германии, один из крупнейших в Европе музей скульптур. А на месте Дрезденской картинной галереи высились только обугленные остовы стен. Но к моменту бомбардировки художественных сокровищ там уже не было. Сразу же после освобождения города советскими войсками, начались поиски экспонатов дрезденских музеев. В штольне заброшенной каменоломни за Эльбой нашли немецкий план размещения сокровищ из дрезденских музеев. Тайников оказалось много - 53 (позже выяснилось, что подавляющее большинство из них были заминированы). «Хранилищами» шедевров Дрезденской галереи оказались туннель в Гросс-Котта и известковый карьер в Покуу - Ленгефельд.

Годы войны стали трагическими для культурной жизни Дрездена. Большинство экспонатов, извлечённых из тайников, нуждались в немедленной помощи, многие из них находились на грани уничтожения, от бомбардировок пострадали более 300 картин. Но разруха послевоенной Германии не позволяла даже создать надлежащие условия для хранения картин, не говоря уже об их реставрации. Полотно Рафаэля и найденные шедевры были отправлены на реставрацию в Киев и Москву. По технологическим причинам процесс реставрации оказался продолжительным. Только через 10 лет «Сикстинская Мадонна» и ещё 1240 картин возвратились в собрание Дрезденской галереи. «Сикстинская Мадонна» реставрировалась несколько раз: в 1826 году, в 1856 году и в 1931 году. Сейчас Дрезденский музей, опасаясь за сохранность шедевра, не торопится с его реставрацией.

В сентябре 2011 года в Дрезденскую галерею на выставку, приуроченную визиту Папы Бенедикта XVI в Германию, привезли прообраз знаменитой «Сикстинской Мадонны» - «Мадонну ди Фолиньо», которая для этой выставки впервые за всю историю покинула Пинакотеку Ватикана. Интересный факт: сейчас никто не усомнился бы в превосходстве «Сикстинской Мадонны», но в XVIII веке «Мадонна ди Фолиньо» ценилась выше. Ведь именно её, а не «Сикстинскую Мадонну» Август III хотел приобрести для своего дрезденского собрания, но по разным причинам не смог это сделать.

«Сикстинская Мадонна» на выставке в Дрезденской галерее

Приглушённая палитра «Сикстинской Мадонны» уступает итенсивностью красок «Мадонне ди Фолиньо», красочный которой очистили итальянские реставраторы. Но поскольку художник использовал одни и те же краски при создании обеих картин, можно только предположить, как прекрасна была некогда «Сикстинская Мадонна».

Золотая монета, выпущенная Ватиканом. Тема выпуска - «Сикстинская Мадонна» Рафаэля

Италия увековечила шедевр Рафаэля. Очередная золотая монета номиналом €100 серии «Станцы Рафаэля» была выпущена в обращение Государством-городом Ватикан в сентябре 2013 года. Темой этого выпуска стала «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

Рафаэль Санцио родился в 1483 году в провинции Умбрия и получил провинциальную подготовку в мастерской Пьетро Перуджино.

В возрасте семнадцати лет он оказался одним из самых перспективных молодых художников , но все еще находился под сильным влиянием работы Перуджино. Это можно увидеть в его ранней картине «Успение и коронация Богородицы» и в «Распятии» сейчас в Национальной галерее в Лондоне.

«Успение и коронация Девы» (w)

«Двигаясь с вдохновенной убежденностью, рука Рафаэля создавала линии, которые формировали его стремление к красноречивым формам» .

Открывая его «Портрет молодости», вероятный автопортрет, сделанный в 1500 году, когда он возможно, получив титул Магистра , мы видим безмятежную уверенность и светящийся потенциал жизни, пронизанной простым черным мелом на бумаге.


Его способность точно передавать обширные фрагменты тонких человеческих эмоций постоянно повторяется в его рисунках, и ничто из этого не содержится ни в одной детали. Часто выражения только слегка предлагаются с простыми знаками, но во всей композиции он способен донести до воображаемых впечатлений от тонких и сложных аспектов человеческой жизни.

« Рафаэль использует рисунок как средство наблюдения, как способ выражения и как способ отражения человеческих эмоций и действий» .

В эскизе «Богоматерь с гранатом» мать с любовью смотрит на ребенка Христа, когда он достигает плода, ее выражение излучает теплую божественную любовь, но с мрачным принятием проблем, с которыми столкнется ребенок.

Существует сложная истина, общая для человеческого опыта в этом образе, материнская любовь, сопровождаемая мукой познания неизбежных трудностей, которые приходят с жизнью, а также необходимость того, чтобы все дети перешли от безопасности своих матерей.

Творчество Рафаэля

Прибыв во Флоренцию, молодой художник вскоре осознал ограничения своего ученичества в Умбрии. Он столкнулся с непростой задачей, представленной работами Леонардо и Микеланджело, и отправился учиться и на своих картинах и скульптурах.

Рафаэлю не хватало глубины знания Леонардо и не могло сравниться с силой Микеланджело , но он был напористым художником, и нашлись добродетели, которые сделали его фаворитом, стали появляться потенциальные покровители.

Его двум великим предшественникам и соперникам порою было трудно справиться и оказались непредсказуемыми при выполнении своих поручений, и поэтому молодой художник смог конкурировать, несмотря на репутацию двух великих мастеров.

«Мадонна луга» (w)

В это время на Рафаэля также оказал влияние художник Фра Бортоломео из Тосканы, и они остались дружелюбными, но влияние Леонардо проявилось в «Мадонне луга» 1506 года.

Рафаэль прибыл в Рим в 1508 году, и Папа Юлий II вскоре нашел работу для молодого художника. Его попросили украсить частную библиотеку Папы в нескольких комнатах, известных как Стэнц. Картины включают «Афинскую школу», «Диспут таинства» и «Парнас», в которых он усовершенствовал свои концепции философии и теологии, пытаясь найти способы изобразить убедительные визуальные рассказы. Они остаются среди самых известных изображений, созданных художником.

«Школа Афин» Подпись, Ватикан, Рим. (ж)

В «Афинской школе» каждому философу придаётся особый характер, что и демонстрирует Рафаэль.

Вероятно, глубоко размышляя над идеями самих философов, а также своим экспертным изображением, он стремится отобразить внутреннее равновесие через внешний жест. Рафаэль был очень знаком с культурой ораторского искусства в Риме и важностью выражения лица и жестом руки.

В одном исследовании фигуры Христа из «La Disputa» вес ткани, покрывающей нижнюю часть Христа, кажется почти статусным и постоянным, как мрамор, в то время как верхняя часть тела растворяется и окутана эфирным божественным светом, достигаемая через пробел пространства, оставленные Рафаэлем и едва прослеживаемые белые чернила, которые вытягивают дальнейшую светимость.

Термин, используемый Рафаэлем и другими в эпоху Возрождения, — это Disegno , что означает и дизайн, и искусство: художник не описывает идеи, а разрабатывает для них самое совершенное выражение.

« Красноречие Рафаэля рисования основано на глубокое отражение и интеллект его рук »

Рафаэль показывает нам что-то о человеческой природе и человеческом потенциале: отражение естественных сложностей жизни, которые уклоняются от выражения в словах.

Папа Лев X преуспевал в своих делах после смерти Юлия II, он был членом семьи Медичи и продолжал выступать в качестве покровителя художнику, который написал портрет Папы в 1518 году.

Папа Лев X. Масло на дереве, 154 x 119 см, Уффици, Флоренция (ов)

Триумф Галатеи 1512 . (ы)

Галатея была написана для торговца и банкира Агосто Чиги, который, возможно, был самым богатым человеком в Риме в то время, когда была заказана картина. Работа была размещена на вилле Чиги на берегах Тибра (теперь называлась Вилла Фарнезина) и предназначалась для того, чтобы подчеркнуть позицию Чиги как главного покровителя искусств.

В 1514 году художник был назван архитектором Святого Петра и некоторое время был самым важным архитектором в Риме. Он проектировал несколько зданий, включая Часовню Чиги в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, но его работа над Санкт-Петерсом окзаластьб не удачной, так как был принят вариант дизайн Микеланджело.

Видение Иезекииля 1518.
Масло на панели, Палаццо Питти, Флоренция.

Сикстинская Мадонна Рафаэля

Сикстинская Мадонна — одна из самых известных работ Рафаэля. Картина берет свое название от церкви Сан-Систо в Пьяченце, и Рафаэль написал ее как алтарь для этой церкви в 1513-1514 годах. Этот полотно было куплено в 1754 году королем Августом III Саксонии для его коллекции в Дрездене. В Германии картина была очень влиятельной, вызвав дебаты по вопросам искусства и религии.

Сикстинская Мадонна.
1513-1514. Масло на холсте. 104 x 77in (265x196cm)
Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден. (ы)

Мадонна держит своего ребенка, когда она плывет по закрученным коврам облаков, она окружена святым Сикстом и святой Варварой. У подножия картины находятся два ангела (херувима), которые взирают в созерцание. Было много спекуляций о печали или даже окаменевших выражениях на лице Девы и младенца Иисуса. Почему они так скорбят и испугались? Почему Святой Сикст указывает на картину у нас, зрителей?

Ответ становится ясным, когда мы рассматриваем первоначальное предполагаемое местоположение работы. Размещенный за экраном хора, который больше не выживает, Сикстинская Мадонна столкнулась бы с распятием, прикрепленным к экрану. Итак, тайна решена, Дева и младенец Иисус смотрят на распятие. Испуганные выражения понятны, Иисус видит свою собственную смерть, и его мать является свидетелем пыток и смерти ее ребенка. Это место распятия, которое Святой Сикст также указывает, а не зрителю.

St Sixtus (подробно) (ы)

Святой Сикст указывает на картину на месте распятия. Обратите внимание как чудесно раскрашены руки.

Св. Барбара (подробно) (ы)

Raffaello Santi или Raffaello Sanzio

Итальянский живописец и архитектор. График, представитель умбрийской школы.

Рафаэль рано потерял родителей. Мать, Марджи Чарла, умерла в 1491, а отец, Джованни Санти, умер в 1494.

Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов

С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи.

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела́нджело Буонарро́ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках.

Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки.

В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.

Рафаэль был еще и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он построил в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.

Учеников у Рафаэля было немало, правда, самый известный из них приобрел славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.

Художник прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. Под одной, версии, из-за лихорадки. По другой, - из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Все его картины, по отдельности – шедевры. Но мы сегодня вам расскажем о картине под названием “Сикстинская мадонна”.

С икстинская мадонна

Madonna Sistina

Картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.

Из всех картин самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512-1513).

Эту картину заказал Юлий II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. «„Сикстинская мадонна“ поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне - это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника - заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии.»

«Одной картины я хотел быть вечный зритель», – говорил Пушкин о «Сикстинской Мадонне».

Этот шедевр Эпохи Возрождения был впервые написан художником без помощи его учеников и показывал Богоматерь, которая буквально сходит ко зрителю, обращая на него свой мягкий взгляд.

Многие говорили, что картина создавалась в то время, когда Рафаэль переживал личное горе, поэтому он вложил свою печаль в образ прекрасной девы с грустными глазами. Во взгляде матери зритель способен прочитать волнение и смирение – чувства, вызванные предвидением неизбежной трагической судьбы собственного сына. Мадонна трепетно прижимает к себе дитя, словно ощущая минуту, когда ей придется оторвать от сердца нежного младенца и представить человечеству Спасителя.

Изначально «Сикстинская Мадонна» задумывалась как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста. В то время для подобной работы мастера «набивали руку» на деревянной доске, но Рафаэль Санти изобразил Богоматерь на холсте, и вскоре ее фигура величественно возвышалась над полукруглым хором церкви.
Свою Мадонну художник изобразил босой, укрытой в простое покрывало и лишенной ореола святости. К тому же, многие зрители отмечали, что женщина держит ребенка на руках так, как это делали простые крестьянки. Несмотря на то, что Дева лишена видимых атрибутов высокого происхождения, другие герои картины встречают ее как царицу.

Юная Варвара взором выражает благоговение перед Мадонной, а Святой Сикст преклоняет перед ней колени и протягивает руку, которая знаменует собой символ явления Богоматери людям. Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». На самом деле, наличие лишнего пальца – всего лишь иллюзия, и зритель видит внутреннюю сторону ладони Сикста.

Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем. Карл Брюллов.

Вокруг этой картины складывают множество легенд.

Одна из них гласит, что прототипом легендарной Мадонны стала Форнарина – любимая женщина и натурщица художника. Но в дружеском письме к Бальдассаре Кастильоне мастер говорил, что создавал образ совершенной красоты не с определенной девушки, а синтезировал свои впечатления от многих красавиц, которых суждено было встречать Рафаэлю.

По словам Стама, «его лоб (младенец христос) не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие. Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев - еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди - в знак преданности Деве Марии.

Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста - покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.

Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине XVIII века ее не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увез ее в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было не принципиально - купить это полотно или другое, главное - кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.

Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.

Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли картины и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращен вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

Источник-интернет

“Сикстинская мадонна” – тайна картины великого итальянского художника Рафаэля Санти обновлено: Декабрь 1, 2017 автором: сайт

1:502 1:512

«Я помню чудное мгновенье:

1:569

Передо мной явилась ты,

1:615

Как мимолётное виденье,

1:662

Как гений чистой красоты…»

1:726 1:736

Все мы со школьных лет помним эти строки. В школе нам говорили, что это стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Но это не так. Как утверждают пушкиноведы, Анна Петровна Керн не была «гением чистой красоты», а слыла женщиной весьма «свободного» поведения. Она похитила у Пушкина известное стихотворение, буквально вырвав у него из рук. О ком же тогда писал Пушкин, кого называл «гением чистой красоты»?

1:1501

1:9

Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому , который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

1:394 1:404

Вот как передал Жуковский свои впечатления: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».

1:1234 1:1244

2:1749

2:9

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

2:391 2:401

На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

2:856 2:866

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям. Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона? Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.

2:1417 2:1427

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью. Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое.

2:2156

2:9

Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи. Знай священники, что Мадонну Рафаэль писал со своей любовницы, то вряд ли она смогла бы стать за алтарным образом в монастыре Святого Сикста, для которого эту работу заказали художнику.

2:642 2:652

3:1157 3:1167

Эта картина не просто плод фантазии или выдумка живописца. Каждая деталь имеет особое значение и историю, о которой исследовали узнали совсем недавно. Не так давно ученые присмотрелись и увидели, что Рафаэль, в главных персонажах картины, Мадонне с маленьким Иисусом, закодировал первую букву своего имени.

3:1736 3:9

4:514 4:524

Так делали многие мастера и во времена живописца и после него. Но кроме того, в деталях спрятаны интересные истории. По мнению исследователей знаменитой картины, главные символы, которых здесь 9, образуют шестиугольник и эти детали достойны особого внимания.

4:1004 4:1014

Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.

4:1323 4:1333

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

4:2032

4:9

5:514


1. МАДОННА

Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Так ли это на самом деле сейчас сказать трудно, но многие художники изображают на полотнах лица своих женщин. Они были своего рода натурщицами, которые были всегда под рукой и к тому же, вдохновляли мастера. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть).

5:1745


2. МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС

Сложно сказать, был ли прототипом сына господнего реальный ребенок, но если присмотреться, то вы увидите, что взгляд у него довольно взрослый, к тому же в глазах младенца Рафаэль изобразил понимание ребенком, даже в таком возрасте, своей участи и роли ее для всего человечества. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

5:1327

6:1834


3. СИКСТ II

О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

6:591


4. РУКИ СИКСТА

Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине.

6:1164


7:1671

Хотя другие исследователи опровергают эту теорию: то, что многие принимают за шестой палец, по их мнению, является внутренней частью ладони. Когда смотришь на репродукцию в низком разрешении, может сложиться такое впечатление. Левая рука первосвященника прижата к груди - в знак преданности Деве Марии.

7:558


5. ПАПСКАЯ ТИАРА

7:606

Тиара нята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь - геральдический символ рода Ровере.

7:967


6. СВЯТАЯ ВАРВАРА

Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7:1301


7. ОБЛАКА

Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

7:1688


8. АНГЕЛЫ

Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие - символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

7:374


9. РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС

Занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

7:693 7:703

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, и до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).

8:1586

8:9

До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.

8:169 8:179

Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты . Так творение Рафаэля попало в СССР.

8:445 8:455

В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

8:774

ХУДОЖНИК Рафаэль Санти 8:838

1483 - Родился в Урбино в семье художника.
1500 - Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт - на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504-1508 - Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн - «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508-1514 - Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512-1514 - Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
1515 - Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 - Умер в Риме.

9:2712

В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные