Дома презрения. Дом призрения с домовой церковью Преп. Герасима Иорданского. Смотреть что такое "Дом призрения" в других словарях

ДОМ ПРИЗРЕНИЯ

Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; во многих Д. призрения не только принимаются своекоштные пенсионеры, но совместно с престарелыми и увечными призреваются и дети: дома призрения сирот должны быть всецело отнесены к сиротским домам, Д. П. исключительно малолетних бедных? к детским приютам, Д. призрения душевнобольных? к Д. умалишенных. Как и богадельни, Д. П. бывают сословные и всесословные. Значительнейшие из Д. П.: в С.-Петербурге: 1) Д. П. бедных девиц благородного звания, основанный в 1853 г., является как бы отделением вдовьего Д. (см.); принимаются преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части. 2) Николаевский Д. П. престарелых и увечных граждан, основ. в 1831 г. для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При Д. школы для мальчиков и девочек. 3) Д. Л. престарелых и увечных граждан С.-Петербургского мещанского общества, основ. в 1863 г., назначен для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан об. пола. 4) Д. призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова, основ. в 1877 г., содержится на средства, завещанные жертвователем, состоит в ведении спб. купеческого общества и распадается на два отделения: а) на Д. для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к спб. купеческому или мещанскому обществам и б) на школу при Д. призрения, курс которой подходит к курсу 3-классных городских училищ. 5) Александровский Д. для призрения бедных духовного звания? состоящий под покровительством спб. митрополита. В Д. принимаются лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию лишены возможности жить самостоятельно. При Д. трехклассное училище с 6-тилетним курсом для девочек-сирот духовного звания. 6) Д. призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище. 7) Д. Императрицы Александры Феодоровны для призрения бедных, основ. в 1828 г., состоит в ведомстве императрицы Марии. При Д. состоят почетные благотворители, вносящие ежегодно не менее 300 руб. или внесшие единовременно не менее 5000 руб. 8) Д. призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко, основ. в 1861 г., состоит в ведении Императорского Человеколюбивого общества и содержится на пожертвования наследников гр. Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества. 9) Состоящий в ведомстве императрицы Марии Демидовский Д. призрения трудящихся, открытый в 1833 г. на капитал в 500000 руб., пожертвованный Анатолием Николаевичем Демидовым, ныне действующий на основании устава 8 июля 1882 года, всего менее имеет характер богадельни. Совмещая в себе черты Д. трудолюбия и дешевых квартир, он состоит из 4 отделений: а) отделение трудящихся женщин для жительства 50 женщин и девиц, могущих выполнять работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые введены в заведении; из заработка призреваемых удерживается по 25 коп. в сутки на их содержание; б) отделение для воспитания девиц? профессиональная школа, имеющая целью доставить бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходят научный курс в объеме программы жен. прогимназий и затем в специальном классе обучаются разным мастерствам; в) отделение снабжения бедных готовой пищею? дешевая столовая, в которой даром пища отпускается только больным, г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц, предназначено для призрения лиц жен. пола, бывших на службе в Демидовском Д. и по старости и слабости лишенных возможности прокормиться собственным трудом. Управление Демидовским Д. призрения трудящихся вместе с званием потомственнего попечителя его принадлежит наследникам учредителя. При Демидовском Д. призрения трудящихся состоят действительные и почетные члены.

В Москве в ведении город. общ. управления состоят: 1) Д. призрения Горихвостова при 1-й городской больнице и 2) Д. призрения братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных, учрежденный при городской больнице имени Бахрушиных же на пожертвованный ими капитал. В ведении моск. дворянства состоит Д. призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имеющий целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жен и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров. В ведении моск. Купеческого общества состоят: 1) Николаевский Д. призрения вдов и сирот, принадлежавших к моск. купечеству, для бедных женщин, 2) Д. призрения имени Мазуриных и 3) Дом призрения бедных Г. И. Хлудова. Московское попечительство о бедных духовного звания заведует Горихвостовским Домом призрения. Самостоятельным является Георгиевский Дом призрения бедного духовенства. Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имеет Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц учрежден Д. призрения для престарелых учительниц и воспитательниц. Д. призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой есть военная богадельня (см. Инвалидные дома). Ярославский Екатерининский Д. призрения ближнего учрежден в Ярославле в1786 г. с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губ. В 1820 г. открыта при нем странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Живущие в Д. призрения мальчики обучаются в местной мужской гимназии и др. учебных заведениях, а девицы? в состоящей при Д. женской гимназии. Д. призрения бедных в г. Туле имеет целью призрение престарелых и увечных; состоит в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получает, а содержится исключительно на собственные средства. Д. призрения бедных в память имп. Александра II в Ораниенбауме, учрежденный В. А. Ратьковым-Рожновым, имеет целью призрение лишенных крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола. В ведении министра имп. двора состоит Д. призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память имп. Николая I , открытый в 1859 г.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДОМ ПРИЗРЕНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДОМ ПРИЗРЕНИЯ
    Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; …
  • ДОМ в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    Он являлся порождением древней радиоактивной пустыни. Дом разрастался, захватывая все новые и новые участки леса. Казалось, Дом и порожденные им …
  • ДОМ в Словаре воровского жаргона:
    - …
  • ДОМ
    УЧЕТНЫЙ - см. УЧЕТНЫЙ ДОМ …
  • ДОМ в Словаре экономических терминов:
    ТОРГОВЫЙ - см. ТОРГОВЫЙ ДОМ …
  • ДОМ в Словаре экономических терминов:
    КОНФИРМАЦИОННЫЙ - см КОНФИРМАЦИОННЫЙ ДОМ …
  • ДОМ в Словаре экономических терминов:
    БАНКИРСКИЙ - см. БАНКИРСКИЙ ДОМ …
  • ДОМ в Словаре экономических терминов:
    АРЕСТНЫЙ - см. АРЕСТНЫЙ ДОМ …
  • ДОМ в Библейском словаре:
    — устраивался в древности на востоке обычно следующим образом: наружные стены редко имели окна, только одна узкая дверь вела во …
  • ДОМ
    машина для жилья. Ла …
  • ДОМ в Высказываниях известных людей:
  • ДОМ
    - машина для жилья. Ла …
  • ДОМ в Словаре Одно предложение, определения:
    - изобретение, в котором еще ничего не улучшено. Энн …
  • ДОМ в Афоризмах и умных мыслях:
    машина для жилья. Ла …
  • ДОМ в Афоризмах и умных мыслях:
    изобретение, в котором еще ничего не улучшено. Энн …
  • ДОМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Dom), самая высокая вершина массива Мишабель в Пеннинских Альпах на Ю. Швейцарии. Высота 4545 м. Туризм и …
  • ДОМ Г. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Dom) — высочайшая гора Мишабельгернера, сев. отрога Мон-Розы, в Альпах; 4554 м над ур. м.; впервые на нее всходил в …
  • ДОМ в Энциклопедическом словаре:
    , -а (-у), мн. -а, -ов, м. 1. Жилое (или для учреждения) здание. Д.-новостройка. Каменный д. Дойти до дома. Вышел …
  • ДОМ
    УЧЁНЫХ, клубное учреждение, орг-ция науч. общественности, с 1922, Москва, в ведении АН. Д.у. имеются также в С.-Петербурге, Новосибирске, Томске, Краснодаре …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СО́ЮЗОВ, здание в Москве. Существовавшее в 18 в. здание было перестроено для дворянского Благородного собрания в 1780- 1790-х гг. арх. …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕБЁНКА, учреждение здравоохранения для воспитания (и оказания мед. помощи) детей до 3 лет, не имеющих родителей, детей одиноких матерей или …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РАДИОВЕЩ́АНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ Государственный (ГДРЗ), Москва. Осн. в 1938 как Дом звукозаписи - техн. и науч. база по произ-ву грампластинок. …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РАБ́ОТНИКОВ ИСКУССТВ, творч. клуб деятелей иск-ва и культ.-просвет. учреждение. Кроме Центр. Д.р.и. в Москве (осн. в 1930), подобные клубы имеются …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛИТЕР́АТОРОВ, лит. орг-ция в Петрограде (1918-22). Центр. дом литераторов (ЦДЛ) в Москве. Осн. в 1934. Д.л. созданы также в С.-Петербурге …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЖУРНАЛ́ИСТА Центральный (ЦДЖ), творч. клуб журналистов в Москве. Учреждён в 1920 как Дом печати. ЦДЖ при ЦК профсоюза работников печати …
  • ДОМ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а (-у), м. 1) Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. Кирпичный дом. Аптека - в …
  • ДОМ в Словаре синонимов Абрамова:
    здание, дворец, изба, хата, хижина, землянка, лачуга, мазанка, палата, хоромы, терем, чертог, усадьба, дача, вилла, загородный дом. Барак, балаган, беседка, …
  • ДОМ в Словаре русского языка Лопатина:
    дом, -а, предл. в д`оме и (разг.) в дом`у, на д`оме и (д`ома) на дом`у, мн. -`а, -`ов; но: П`ушкинский …
  • ДОМ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    дом, -а, предл. в доме и (разг.) в дому, на доме и (дома) на дому, мн. -а, -ов; но: Пушкинский …
  • ДОМ в Орфографическом словаре:
    дом, -а, предл. в д`оме и (разг.) в дом`у, на д`оме и (д`ома) на дом`у, мн. -`а, -`ов; но: п`ушкинский …
  • ДОМ в Словаре русского языка Ожегова:
    ! свое жилье Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. когон. Мы знакомы домами (наши семьи …
  • ДОМ в Словаре Даля:
    муж. строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. Крестьянский дом, изба; …
  • ДОМ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    дома, из дому и из дома, мн. дома (домы устар.), м. 1. Жилое здание, соение. Деревянный дом. Шестиэтажный каменный дом. …
  • ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    установлены учреждением о губерниях императрицы Екатерины II для дел призрения и народного образования (устройство и заведование народными школами, сиротскими домами, …
  • КОМИТЕТЫ ДЛЯ РАЗБОРА И ПРИЗРЕНИЯ НИЩИХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    в СПб. (с 1835 г.) и Москве (учрежден в 1838 г.). Первоначально учреждены временно и притом не только для разбора …
  • ХАРЬКОВ Г. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    губ. г. Харьковской губ., под 50°0"10" сев. шир. и 36°13"43,5"" вост. д., расположен при слиянии pp. Лопань и Харьков (левый …
  • ТРУДОВАЯ ПОМОЩЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    термин, вошедший в употребление только в последнее время для обозначении некоторых видов помощи нуждающимся. Отдельные меры Т. помощи были известны …
  • СИРОТСКИЕ ДОМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Уже в глубокой древности встречаются указания на то, что государство принимало известные меры для ухода за сиротами павших воинов. При …
  • РОССИЯ. ПРОСВЕЩЕНИЕ: ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    b55_423-0.jpg В древней Руси органами общественного призрения служили монастыри; при них, как и при приходских церквах, устраивались богаделенные избы, куда …
  • РАБОТНЫЙ ДОМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Вопрос о Р. доме заслуживает у нас ныне особого внимания, ввиду подготовляющихся преобразований общественного призрения (см. Призрение общественное) и учреждения …
  • ПРИЗРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    может быть определено как культурная форма благотворительности (см.). Первичная форма последней есть подаяние милостыни нищему, встречающееся в самые отдаленные времена, …
  • ОБЩЕСТВА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Содержание статьи: Общий обзор. — О. Антропологические. — О. Астрономические. — О. Библейские. — О. Геологическое и минералогическое. — …
  • ИНВАЛИДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    лица, сделавшиеся по каким-либо причинам неспособными к труду. При этом различают: полуинвалидов, т. е. таких, которые могут исполнять некоторые работы …

Дом призрения

Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; во многих Д. призрения не только принимаются своекоштные пенсионеры, но совместно с престарелыми и увечными призреваются и дети: дома призрения сирот должны быть всецело отнесены к сиротским домам, Д. П. исключительно малолетних бедных - к детским приютам, Д. призрения душевнобольных - к Д. умалишенных. Как и богадельни, Д. П. бывают сословные и всесословные. Значительнейшие из Д. П.: в С.-Петербурге: 1) Д. П. бедных девиц благородного звания, основанный в 1853 г., является как бы отделением вдовьего Д. (см.); принимаются преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части. 2) Николаевский Д. П. престарелых и увечных граждан, основ. в 1831 г. для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При Д. школы для мальчиков и девочек. 3) Д. Л. престарелых и увечных граждан С.-Петербургского мещанского общества, основ. в 1863 г., назначен для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан об. пола. 4) Д. призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова, основ. в 1877 г., содержится на средства, завещанные жертвователем, состоит в ведении спб. купеческого общества и распадается на два отделения: а) на Д. для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к спб. купеческому или мещанскому обществам и б) на школу при Д. призрения, курс которой подходит к курсу 3-классных городских училищ. 5) Александровский Д. для призрения бедных духовного звания - состоящий под покровительством спб. митрополита. В Д. принимаются лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию лишены возможности жить самостоятельно. При Д. трехклассное училище с 6-тилетним курсом для девочек-сирот духовного звания. 6) Д. призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище. 7) Д. Императрицы Александры Феодоровны для призрения бедных, основ. в 1828 г., состоит в ведомстве императрицы Марии. При Д. состоят почетные благотворители, вносящие ежегодно не менее 300 руб. или внесшие единовременно не менее 5000 руб. 8) Д. призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко, основ. в 1861 г., состоит в ведении Императорского Человеколюбивого общества и содержится на пожертвования наследников гр. Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества. 9) Состоящий в ведомстве императрицы Марии Демидовский Д. призрения трудящихся, открытый в 1833 г. на капитал в 500000 руб., пожертвованный Анатолием Николаевичем Демидовым, ныне действующий на основании устава 8 июля 1882 года, всего менее имеет характер богадельни. Совмещая в себе черты Д. трудолюбия и дешевых квартир, он состоит из 4 отделений: а) отделение трудящихся женщин для жительства 50 женщин и девиц, могущих выполнять работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые введены в заведении; из заработка призреваемых удерживается по 25 коп. в сутки на их содержание; б) отделение для воспитания девиц - профессиональная школа, имеющая целью доставить бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходят научный курс в объеме программы жен. прогимназий и затем в специальном классе обучаются разным мастерствам; в) отделение снабжения бедных готовой пищею - дешевая столовая, в которой даром пища отпускается только больным, г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц, предназначено для призрения лиц жен. пола, бывших на службе в Демидовском Д. и по старости и слабости лишенных возможности прокормиться собственным трудом. Управление Демидовским Д. призрения трудящихся вместе с званием потомственнего попечителя его принадлежит наследникам учредителя. При Демидовском Д. призрения трудящихся состоят действительные и почетные члены.

В Москве в ведении город. общ. управления состоят: 1) Д. призрения Горихвостова при 1-й городской больнице и 2) Д. призрения братьев Петра , Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных, учрежденный при городской больнице имени Бахрушиных же на пожертвованный ими капитал. В ведении моск. дворянства состоит Д. призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имеющий целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жен и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров. В ведении моск. Купеческого общества состоят: 1) Николаевский Д. призрения вдов и сирот, принадлежавших к моск. купечеству, для бедных женщин, 2) Д. призрения имени Мазуриных и 3) Дом призрения бедных Г. И. Хлудова. Московское попечительство о бедных духовного звания заведует Горихвостовским Домом призрения. Самостоятельным является Георгиевский Дом призрения бедного духовенства. Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имеет Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц учрежден Д. призрения для престарелых учительниц и воспитательниц. Д. призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой есть военная богадельня (см. Инвалидные дома). Ярославский Екатерининский Д. призрения ближнего учрежден в Ярославле в1786 г. с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губ. В 1820 г. открыта при нем странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Живущие в Д. призрения мальчики обучаются в местной мужской гимназии и др. учебных заведениях, а девицы - в состоящей при Д. женской гимназии. Д. призрения бедных в г. Туле имеет целью призрение престарелых и увечных; состоит в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получает, а содержится исключительно на собственные средства. Д. призрения бедных в память имп. Александра II в Ораниенбауме, учрежденный В. А. Ратьковым-Рожновым, имеет целью призрение лишенных крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола. В ведении министра имп. двора состоит Д. призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память имп. Николая I , открытый в 1859 г.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Дом призрения" в других словарях:

    Дом призрения в дореволюционной России название благотворительных заведений с характером богадельни, дававших приют престарелым, убогим, а иногда и сиротам; хотя дома призрения сирот относились к сиротским домам, дома призрения… … Википедия

    Дом призрения малолетних и школа А. И. Тименкова и В. А. Фролова это бывшее частное учебное заведение для обучения детей обоего пола и приют. Расположен по адресу: ул. Комсомола, дом 6 и дом 4. В настоящее время, здесь… … Википедия

    В СПб., открытый в 1875 г., состоит в ведении мин. финансов по департаменту торговли и мануфактур. Лица, принимающие участие в деятельности Д., разделяются на членов почетных, действительных и благотворителей. Цель Д., согласно уставу 27 июня… …

    См. Дома призрения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    дом - а (у); предл., в до/ме, на дому/; дома/; м. см. тж. домик, домина, домишко, домище, домок, домашний, д … Словарь многих выражений

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дом инвалидов (значения). Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш. 2.312222° в. д. … Википедия

    Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия

    Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия

    А (у); предл. в доме, на дому; дома; м. 1. Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. Кооперативный д. Дома новостройки. Строительство крупнопанельных домов. Каменный д. Жилой д. Срубить д.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Генерального плана Императорского воспитательного дома исполнительное учреждение вдовьей, ссудной и сохранной казны, в пользу всего общества , Петербургский Воспитательный дом, учреждение для призрения незаконнорожденных детей, сирот и детей бедняков, был открыт в 1770 году по инициативе действительного тайного советника Ивана… Категория: Правовые аспекты экономики Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель:

В 1830-м году Купеческое общество при содействии городского головы Н. И. Кусова и военного генерал-губернатора гр. П. К. Эссена постановило выстроить на окраине, посредством взымания „1% с купеческих капиталов“, богадельню на 200 человек.

Здание было заложено 21 июня 1831 епископом Ревельским Никанором. Проект составил архитектор А. Ф. Щедрин (сын известного скульптора Ф. Ф. Щедрина). Строительство продлилось два года, и 9 июля 1833 митрополит Серафим освятил учреждение вместе с церковью во имя свт. Николая Чудотворца (в честь правящего императора Николая I), которая находилась на втором этаже в центре главного фасада.

На содержание заведения Купеческое общество жертвовало ежегодно по четверть копейки с рубля объявленного купцами капитала; принимались также личные пожертвования. Заведение состояло под личным покровительством императора.

В Дом призрения принимали престарелых и увечных лиц обоего пола, приписанных к петербургскому купеческому и мещанскому сословию. Принимали также, в случае вакансий, ремесленников, и 10 человек - престарелых ямщиков (последние принимались по договору с Обществом Ямской слободы, которая находилась неподалеку). К прошению о приеме в дом призрения, обязательно прикладывались свидетельство на жительство в столице, справка о состоянии и поведении просителя. За счет благотворителей сюда сверх штата принимали пансионеров за плату 200 руб. в год и 50 руб. единовременно «на обзаведение».

Все призреваемые снабжались форменной одеждой, бельем и обувью. В палатах, спланированных анфиладой, стояли по 16-20 кроватей с тумбочками, у окон - столики со стульями. Стол был общий, отдельно для мужского и женского отделений, сытный, со щами, пирогами и квасом. Если призреваемые обществом были в силах, они были обязаны шить и вязать платье и белье, тачать обувь, помогать в приготовлении пищи. В мастерских дома призрения пряли лен, пеньку и шерсть, изготовляли щетки, игрушки, малярные кисти, половики и др. Эти изделия шли на продажу либо самому заведению, либо - «на сторону», на карманные деньги призреваемым.

В 1842-1843 вдоль улицы была устроена ограда (сейчас от нее осталось только каменное основание), а перед входом - часовня со звонницей (ныне использующаяся в качестве трансформаторной будки).


Дом призрения постепенно начинает расширять свою сферу деятельности. При нем основывается госпиталь на 30 коек. В 1839-1841 году А. Ф. Щедрин пристраивает к зданию восточный флигель,

а в в 1842-1844 - западный.

Позднее оба флигеля были соединены переходами с главным зданием.

В них открываются две школы для детей сирот - соответственно Николаевская торговая школа для мальчиков и Александринская (в честь императрицы Александры Федоровны) коммерческая школа для девочек.

В 1855 богадельня получила наименована Николаевской и стала вмещать 500 человек. Впоследствии при ней открылся и детский приют. В 1868 арх. Н. П. Гребенка расширил церковь за счет соседней палаты, так что в ней могли молиться до 1000 богомольцев. В 1881 в память об Александре II были поставлены два больших мраморных киота с неугасимыми лампадами.

Еще одна перестройка здания происходит в 1879-м году. Архитекторы Н. А. Мельников и А. Г. Гронвальд расширяют его и пристраивают банный корпус, а в в 1882-1883 годах для ранних литургий, а также для отпевания умерших Н. А. Мельников выстроил небольшую Покровскую церковь, которая находилась у правого флигеля, позади главного корпуса, и соединялась с ним переходом.

В начале 1900-х отчисления с купеческого капитала на содержание богадельни были повышены до одной копейки с рубля, и в 1905, к 75-летию Дома призрения, его капитал достиг 2 млн. руб. В 1907 известные архитекторы эпохи модерна братья и расширили здание и надстроили его третьим этажом, где устроили новый церковный зал на 2000 человек в стиле русского ампира, освященный 7 декабря 1908 митрополитом Антонием. Число призреваемых взрослых с этого времени превышало 700.

Дом призрения - Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; во многих Д. призрения не только принимаются своекоштные пенсионеры, но совместно с престарелыми и увечными призреваются и дети: дома призрения сирот должны быть всецело отнесены к сиротским домам, Д. П. исключительно малолетних бедных - к детским приютам, Д. призрения душевнобольных - к Д. умалишенных. Как и богадельни, Д. П. бывают сословные и всесословные. Значительнейшие из Д. П.: в С.-Петербурге: 1) Д. П. бедных девиц благородного звания, основанный в 1853 г., является как бы отделением вдовьего Д. (см.); принимаются преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части. 2) Николаевский Д. П. престарелых и увечных граждан, основ. в 1831 г. для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При Д. школы для мальчиков и девочек. 3) Д. Л. престарелых и увечных граждан С.-Петербургского мещанского общества, основ. в 1863 г., назначен для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан об. пола. 4) Д. призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова, основ. в 1877 г., содержится на средства, завещанные жертвователем, состоит в ведении спб. купеческого общества и распадается на два отделения: а) на Д. для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к спб. купеческому или мещанскому обществам и б) на школу при Д. призрения, курс которой подходит к курсу 3-классных городских училищ. 5) Александровский Д. для призрения бедных духовного звания - состоящий под покровительством спб. митрополита. В Д. принимаются лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию лишены возможности жить самостоятельно. При Д. трехклассное училище с 6-тилетним курсом для девочек-сирот духовного звания. 6) Д. призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище. 7) Д. Императрицы Александры Феодоровны для призрения бедных, основ. в 1828 г., состоит в ведомстве императрицы Марии. При Д. состоят почетные благотворители, вносящие ежегодно не менее 300 руб. или внесшие единовременно не менее 5000 руб. 8) Д. призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко, основ. в 1861 г., состоит в ведении Императорского Человеколюбивого общества и содержится на пожертвования наследников гр. Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества. 9) Состоящий в ведомстве императрицы Марии Демидовский Д. призрения трудящихся, открытый в 1833 г. на капитал в 500000 руб., пожертвованный Анатолием Николаевичем Демидовым, ныне действующий на основании устава 8 июля 1882 года, всего менее имеет характер богадельни. Совмещая в себе черты Д. трудолюбия и дешевых квартир, он состоит из 4 отделений: а) отделение трудящихся женщин для жительства 50 женщин и девиц, могущих выполнять работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые введены в заведении; из заработка призреваемых удерживается по 25 коп. в сутки на их содержание; б) отделение для воспитания девиц - профессиональная школа, имеющая целью доставить бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходят научный курс в объеме программы жен. прогимназий и затем в специальном классе обучаются разным мастерствам; в) отделение снабжения бедных готовой пищею - дешевая столовая, в которой даром пища отпускается только больным, г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц, предназначено для призрения лиц жен. пола, бывших на службе в Демидовском Д. и по старости и слабости лишенных возможности прокормиться собственным трудом. Управление Демидовским Д. призрения трудящихся вместе с званием потомственнего попечителя его принадлежит наследникам учредителя. При Демидовском Д. призрения трудящихся состоят действительные и почетные члены.

В Москве в ведении город. общ. управления состоят: 1) Д. призрения Горихвостова при 1-й городской больнице и 2) Д. призрения братьев Петра , Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных, учрежденный при городской больнице имени Бахрушиных же на пожертвованный ими капитал. В ведении моск. дворянства состоит Д. призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имеющий целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жен и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров. В ведении моск. Купеческого общества состоят: 1) Николаевский Д. призрения вдов и сирот, принадлежавших к моск. купечеству, для бедных женщин, 2) Д. призрения имени Мазуриных и 3) Дом призрения бедных Г. И. Хлудова. Московское попечительство о бедных духовного звания заведует Горихвостовским Домом призрения. Самостоятельным является Георгиевский Дом призрения бедного духовенства. Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имеет Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц учрежден Д. призрения для престарелых учительниц и воспитательниц. Д. призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой есть военная богадельня (см. Инвалидные дома). Ярославский Екатерининский Д. призрения ближнего учрежден в Ярославле в1786 г. с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губ. В 1820 г. открыта при нем странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Живущие в Д. призрения мальчики обучаются в местной мужской гимназии и др. учебных заведениях, а девицы - в состоящей при Д. женской гимназии. Д. призрения бедных в г. Туле имеет целью призрение престарелых и увечных; состоит в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получает, а содержится исключительно на собственные средства. Д. призрения бедных в память имп. Александра II в Ораниенбауме, учрежденный В. А. Ратьковым-Рожновым, имеет целью призрение лишенных крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола. В ведении министра имп. двора состоит Д. призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память имп. Николая I , открытый в 1859 г.

Д.
Я.

Статья про слово "Дом призрения " в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона была прочитана 2339 раз

Как и богадельни, дома призрения были сословные и всесословные.

Значительнейшие из домов призрения

В Санкт-Петербурге

  • Основанный в 1828 году Дом Императрицы Александры Фёдоровны для призрения бедных состоял в ведомстве императрицы Марии . При Доме состояли почётные благотворители, вносившие ежегодно не менее 300 руб. или единовременно не менее 5000 руб.
  • Основанный в 1831 году Николаевский дом призрения престарелых и увечных граждан для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При доме существовали школы для мальчиков и девочек.
  • Открытый в 1833 году и состоявший в ведомстве императрицы Марии демидовский Дом призрения трудящихся с капиталом в 500 000 руб., пожертвованным А. Н. Демидовым , действовавший на основании устава 8 июля 1882 года и мало похожий на богадельню. Совмещая в себе черты дома трудолюбия и дешевых квартир, он состоял из 4 отделений:
    • а) отделение трудящихся женщин для проживания 50 женщин и девиц, выполнявших работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые были введены в заведении; из заработка призреваемых удерживалось по 25 копеек в сутки на их содержание;
    • б) отделение для воспитания девиц - профессиональная школа, имевшая целью дать бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходили научный курс в объеме программы женских прогимназий и затем в специальном классе обучались разным мастерствам;
    • в) отделение снабжения бедных готовой пищей - дешёвая столовая, в которой даром пища отпускалась только больным;
    • г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц предназначалось для призрения лиц женского пола, бывших на службе в Демидовском доме и по старости и слабости лишённых возможности прокормиться собственным трудом.
Управление Демидовским домом призрения трудящихся вместе со званием его потомственнего попечителя принадлежало наследникам учредителя.
  • Основанный в 1853 году Дом призрения бедных девиц благородного звания являлся как бы отделением вдовьего дома ; принимались преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части.
  • Основанный в 1861 году Дом призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко , в ведении Императорского Человеколюбивого общества , содержался на пожертвования наследников графа Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества.
  • Основанный в 1863 году Дом призрения престарелых и увечных граждан Санкт-Петербургского мещанского общества предназначался для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан обоего пола.
  • Дом призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге. Основан в 1870 г., как правопреемник Приюта для бедных детей, открытого в 1860 г. сестрой Крестовоздвиженской общины В.И. Щедриной. В состав Дома входили: Ремесленное училище цесаревича Николая (1875) с ремесленными классами императора Александра III (1895) и механико-оптическим и часовым отделением (1900), а также Женская рукодельная школа императрицы Марии Александровны.
  • Основанный в 1877 году Дом призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова содержался на средства, завещанные жертвователем ; состоял в ведении санкт-петербургского купеческого общества и имел два отделения: а) сам дом для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к санкт-петербургскому купеческому или мещанскому обществам и б) школу при доме призрения, курс которой приравнивался к курсу 3-классных городских училищ.
  • Александровский дом для призрения бедных духовного звания под покровительством санкт-петербургского митрополита. В дом принимались лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию были лишены возможности жить самостоятельно. При доме существовало трехклассное училище с 6-летним курсом для девочек-сирот духовного звания.
  • Дом призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище .

В Москве

В ведении городского общественного управления состояли:

  • Дом призрения Горихвостова при 1-й городской больнице ;
  • Дом призрения братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных , учреждённый при городской больнице имени Бахрушиных на пожертвованный ими капитал. В ведении московского дворянства состоял Дом призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имевший целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жён и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров.

В других городах

Ярославский Екатерининский Дом призрения ближнего был учреждён в Ярославле в 1786 году с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губернии. В 1820 г. при нём была открыта странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин . Жившие в Доме призрения мальчики обучались в местной мужской гимназии и других учебных заведениях, а девицы - в состоящей при Доме женской гимназии.

Дом призрения бедных в городе Туле имел целью призрение престарелых и увечных; состоял в ведомстве учреждений императрицы Марии , но никаких пособий из сумм ведомства не получал, а содержался исключительно на собственные средства.

Дом призрения бедных в память императора Александра II в Ораниенбауме , учреждённый В. А. Ратьковым-Рожновым, имел целью призрение лишённых крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола.

Напишите отзыв о статье "Дом призрения"

Литература

  • 140 лет Ремесленному училищу цесаревича Николая. Страницы истории, найденные в архивах / С. И. Алексеева, И. К. Ботт, О. В. Егоренкова и др. / Под ред. И. Ф. Кефели. СПб.: ООО "Аграф+", 2015. 504 с., илл. + CD.
  • Алексеева С. И. Военные заказы Ремесленного училища цесаревича Николая // Первая мировая война и проблемы российского общества: Материалы Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 20–21 ноября 2014 г. СПб.: Изд-во Государственной полярной академии, 2014. С. 219–223.

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Дом призрения

– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
– Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
– Ну узнает он, ну брат твой, жених!
– У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
– Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
– Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!
– Он лучше всех вас, – вскрикнула Наташа, приподнимаясь. – Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!… – И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было опять говорить; но Наташа закричала: – Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете. – И опять бросилась на диван.
Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и внушать ей, что всё это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего, ежели только Наташа возьмет на себя всё забыть и не показывать ни перед кем вида, что что нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше, но с ней сделались озноб и дрожь. Марья Дмитриевна подложила ей подушку, накрыла ее двумя одеялами и сама принесла ей липового цвета, но Наташа не откликнулась ей. – Ну пускай спит, – сказала Марья Дмитриевна, уходя из комнаты, думая, что она спит. Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою. Всю эту ночь Наташа не спала, и не плакала, и не говорила с Соней, несколько раз встававшей и подходившей к ней.
На другой день к завтраку, как и обещал граф Илья Андреич, он приехал из Подмосковной. Он был очень весел: дело с покупщиком ладилось и ничто уже не задерживало его теперь в Москве и в разлуке с графиней, по которой он соскучился. Марья Дмитриевна встретила его и объявила ему, что Наташа сделалась очень нездорова вчера, что посылали за доктором, но что теперь ей лучше. Наташа в это утро не выходила из своей комнаты. С поджатыми растрескавшимися губами, сухими остановившимися глазами, она сидела у окна и беспокойно вглядывалась в проезжающих по улице и торопливо оглядывалась на входивших в комнату. Она очевидно ждала известий об нем, ждала, что он сам приедет или напишет ей.
Когда граф взошел к ней, она беспокойно оборотилась на звук его мужских шагов, и лицо ее приняло прежнее холодное и даже злое выражение. Она даже не поднялась на встречу ему.
– Что с тобой, мой ангел, больна? – спросил граф. Наташа помолчала.
– Да, больна, – отвечала она.
На беспокойные расспросы графа о том, почему она такая убитая и не случилось ли чего нибудь с женихом, она уверяла его, что ничего, и просила его не беспокоиться. Марья Дмитриевна подтвердила графу уверения Наташи, что ничего не случилось. Граф, судя по мнимой болезни, по расстройству дочери, по сконфуженным лицам Сони и Марьи Дмитриевны, ясно видел, что в его отсутствие должно было что нибудь случиться: но ему так страшно было думать, что что нибудь постыдное случилось с его любимою дочерью, он так любил свое веселое спокойствие, что он избегал расспросов и всё старался уверить себя, что ничего особенного не было и только тужил о том, что по случаю ее нездоровья откладывался их отъезд в деревню.

Со дня приезда своей жены в Москву Пьер сбирался уехать куда нибудь, только чтобы не быть с ней. Вскоре после приезда Ростовых в Москву, впечатление, которое производила на него Наташа, заставило его поторопиться исполнить свое намерение. Он поехал в Тверь ко вдове Иосифа Алексеевича, которая обещала давно передать ему бумаги покойного.
Когда Пьер вернулся в Москву, ему подали письмо от Марьи Дмитриевны, которая звала его к себе по весьма важному делу, касающемуся Андрея Болконского и его невесты. Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая то судьба постоянно сводила его с нею.
«Что такое случилось? И какое им до меня дело? думал он, одеваясь, чтобы ехать к Марье Дмитриевне. Поскорее бы приехал князь Андрей и женился бы на ней!» думал Пьер дорогой к Ахросимовой.
На Тверском бульваре кто то окликнул его.
– Пьер! Давно приехал? – прокричал ему знакомый голос. Пьер поднял голову. В парных санях, на двух серых рысаках, закидывающих снегом головашки саней, промелькнул Анатоль с своим всегдашним товарищем Макариным. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы.
«И право, вот настоящий мудрец! подумал Пьер, ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничто не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким как он!» с завистью подумал Пьер.
В передней Ахросимовой лакей, снимая с Пьера его шубу, сказал, что Марья Дмитриевна просят к себе в спальню.
Отворив дверь в залу, Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна с худым, бледным и злым лицом. Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты.
– Что случилось? – спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне.
– Хорошие дела, – отвечала Марья Дмитриевна: – пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. – И взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера, и с которым она хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.
Пьер приподняв плечи и разинув рот слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – Этого Пьер не мог понять и не мог себе представить.
Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему всё таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения, и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость.



В продолжение темы:
Аксессуары

21 июля 2011 года американский космический корабль Atlantis совершил свою последнюю посадку, поставившую точку в длительной и интереснейшей программе Space Transportation...

Новые статьи
/
Популярные