Хорошие слухи о большом театре. Большой театр открыт после реконструкции А где, по-вашему, в Большом лучше слушать оперу

Придя в этот понедельник на миланского «Дон Жуана», я оказался в Большом театре впервые после реконструкции. О том, как приятно входить в посвежевший, но всё тот же, знакомый с детства зал, писано много - опустим. Гаснет свет, начинается увертюра, а с ней и изумление. Поначалу я было стал грешить на дирижёра: что ж он там крутит своей палочкой, что оркестр выдаёт такую невнятицу? Но вскоре стало понятно, что не с дирижёром беда. Оркестр просто плохо слышно - будто звук на выходе из ямы пропускают через мясорубку. С певцами дело пошло ещё веселее. Как только дирижёр выпускал оркестр за mezzo piano, половину солистов просто переставало быть слышно, если за mezzo forte - хоть как-то слышны оставались всего двое. Совсем цирковой трюк нам показали в финале первого акта. Волею постановщика Донна Анна, Донна Эльвира и Дон Оттавио на какое-то время оказываются в зале - у первого ряда партера. Поют - слышно, как у певиц накрашенные ресницы шуршат. Потом, получив приглашение на бал, они поднимаются вверх и поют уже с авансцены, стоя на пять метров дальше. Всего на пять метров - и будто сквозь слой мокрой ваты. Почти до последнего противостоял этой чуме, кажется, только великолепный Дон Жуан - Петер Маттеи: отчётливо слышны были даже sotto voce его полётного баритона; но совладали и с ним. К оркестровому forte прибавилось некоторое движение декораций - и предсмертного крика Дон Жуана в зале Большого театра никто не услышал. Не внятно не услышал, а не услышал совсем .

Не верите? Я и сам себе не поверил - и кинулся расспрашивать людей. Из примерно десятка знакомых, побывавших на «Дон Жуане», лишь двое не сказали, что слышно было плохо. Умилил отчёт из ложи, смежной с директорской: сидя человек слышал певцов и не слышал оркестра; стоя - наоборот. Нет, мне не померещилось: звук был действительно плох - и это удивительно. Коридоры, лестницы и гостиные - скользкие, неуютные и неотвязно напоминающие хаммам в пятизвёздном турецком отеле - не удивили: чему тут дивиться? Типичный лужковский новодел. Состояние же акустики поразило по двум причинам. Во-первых, удар был неожиданный: нас никто не предупредил. Вся наличная музыкальная журналистика отписалась и о гала-концерте открытия Большого, и о премьере «Руслана», но обильные речи гендиректора театра Иксанова о волшебном возрождении былой акустики ни в единой заметке оспорены не были. Во-вторых, акустикой занималась фирма Müller-BBM, на счету которой десятки громких проектов. Она недавно делала, например, два из трёх основных залов Зальцбурга, в том числе сложнейший зал Felsenreitschule - и там всё прекрасно слышно. Как эти два бесспорных факта сочетаются с полным залом ваты, данным нам на «Дон Жуане» в ощущении? Я попробовал разобраться: сам поговорил с кем мог, знакомых попросил о том же - и вот что пока выяснилось.

От видного сотрудника БТ донесли мне простое утешение: не в акустике театра проблема. Это миланский «Дон Жуан» акустически невыгодно решён для такой большой сцены: много пустого пространства, звуку не от

Panasonic и музей РЖД

Владимир Дунькович: Системы управления сценической механикой.

Синхронизация. Новый уровень шоу. OSC для шоу

Максим Коротков о реалиях с MAX \ MAX Productions

Константин Герасимов: дизайн — это технологии

Алексей Белов: Главный в нашем клубе - музыкант

Роберт Бойм: Я благодарен Москве и России - мою работу тут слушают и понимают


pdf "Шоумастера" № 3 2018 (94)

Четыре концерта с одной консоли в Мюнхенской филармонии Гаштайг

20 лет Universal Acoustics: история с продолжением

Беспроводные решения Astera на российском рынке

OKNO-AUDIO и семь стадионов

Илья Лукашев о звукорежиссуре

Simple Way Ground Safety — безопасность на сцене

Александр Фадеев: путь начинающего художника по свету

Что такое райдер и как его составлять

Дурацкий способ обработать бочку

pdf "Шоумастера" № 2 2018

Panasonic в Еврейском музее и центре толерантности

Концерты «БИ-2» с оркестром: передвижная готика

Дмитрий Кудинов: счастливый профессионал

Звукорежиссеры Владислав Чередниченко и Лев Ребрин

Свет в туре Ивана Дорна «OTD»

Шоу Ани Лорак «Дива»: Илья Пиотровский, Александр Манзенко, Роман Вакулюк,

Андрей Шилов. Прокат как бизнес

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Всему, что знаю, я научился самостоятельно. Читал, наблюдал, пробовал, экспериментировал, совершал ошибки, переделывал заново. Никто меня не учил. В то время в Литве не было никаких специальных учебных заведений, в которых обучали бы работе со световым оборудованием. Вообще, я считаю, что научиться этому нельзя. Чтобы стать художником по свету, нужно иметь что-то такое «внутри» изначально. Можно научиться работать с пультом, программированию, можно выучить все технические характеристики, но вот научиться творить нельзя.

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Не следует путать новые возможности дизайна активных помещений с «поддерживаемой реверберацией», которая с 1950-х годов использовалась в Королевском фестивальном зале (Royal Festival Hall), а позже в студиях «Лаймхаус» (Limehouse Studios). Это были системы, использующие настраиваемые резонаторы и многоканальные усилители для распределения естественных резонансов до нужной части помещения.

их результаты - ниже. Участники «Клуба прокатчиков шоу-технологий» активно обсуждали эту тему.
Мы предложили ответить на несколько вопросов специалистам, которые уже не один годв нашем бизнесе,
и их мнение, безусловно, будет интересно нашим читателям.

Андрей Шилов: "Выступая на 12 зимней конференции прокатных компаний в Самаре, в своем докладе я поделился с аудиторией проблемой, которая меня сильно беспокоит последние 3-4 года. Мои эмпирические исследования рынка проката привели к неутешительным выводам о катастрофическом падении производительности труда в этой отрасли. И в своем докладе я обратил внимание владельцев компаний на эту проблему как на самую важную угрозу их бизнесу. Мои тезисы вызвали большое количество вопросов и длительную дискуссию на форумах в соцсетях."

28 октября состоится торжественное открытие исторической сцены Большого театра после длительной реконструкции.

Большой театр в Москве открылся 18 (6 по ст. ст.) января 1825 года.

За долгую историю Большого театра в здании много раз проводились строительные, ремонтные, реставрационные, перепланировочные и прочие работы.В 1894 году в связи с ремонтом театр закрывался на год. К северному фасаду здания был пристроен капитальный склад декораций, укреплены фундаменты под наружными стенами, в которых стали появляться трещины (из-за реки Неглинки, упрятанной в трубу, и прочих дренажных работ).

В 1921 году тщательное обследование выявило аварийное состояние театрального здания. Стена, возведенная в 1855 году на слабом песчаном грунте, дала значительную осадку. Появилась опасность полного разрушения зрительного зала. В конце августа 1921 года начались аварийно-ремонтные работы, которые велись в авральном режиме - круглосуточно, не нарушая обычной работы театра. Летом 1923 года были закончены работы по подводке фундаментов под две полуциркульные стены зрительного зала, строительные работы продолжались до 1929 года. В результате здание театра удалось спасти от разрушения, тем не менее, из-за многочисленных переделок и непрофессионального подхода к ряду реставрационных вопросов был нанесен непоправимый ущерб как самому памятнику, так и его уникальной акустике.

В 1938 году за короткий срок (5,5 месяцев) в Большом были проведены масштабные работы в сценической части, включавшие замену инженерных конструкций (стен, перекрытий и т.п.). После проведения реконструкции площадь главной сцены театра значительно увеличилась.

28 октября 1941 года в театр попала 500-килограммовая бомба, которая пробила стену фасада и разорвалась в вестибюле. Значительные повреждения главного фасада, вестибюля, фойе, зрительного зала были устранены в 1942-1943 годах (руководитель - архитектор Александр Великанов). Под руководством художника Павла Корина реставрирована роспись плафона.

В 1958 году была осуществлена первая капитальная реставрация здания. Тогда же театр оснастили системой кондиционирования.

Этапы современной реконструкции

В 1993 году постановлением правительства РФ и постановлением правительства Москвы ГАБТ передан ряд прилегающих зданий и участков, что определило концепцию развития Большого театра. Проект реконструкции этих кварталов (так называемая первая очередь) разработан в мастерской N 14 "Моспроекта-2". Сюда входят: здание филиала, вспомогательный, инженерный. художественно-производственный корпуса.

В 2004 году по поручению Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации ФАКК "Техноинторг" провел тендер на генерального подрядчика второй очереди. Победила югославская фирма "Напред" с контрактом на 250 миллионов долларов. Однако вскоре "Напред" отказалась от проведения работ и дирекция заключила договор на генподряд с ЗАО "СУИпроект" с контрактом на 430 миллионов долларов.

В конкурсе на выбор поставщика технического оборудования победителем стала немецкая Bosch Rexroth AG.

17 февраля 2005 года на выездном заседании Научно-технического совета Главгосэкспертизы России, которое состоялось на Новой сцене Большого театра, практически единогласно был одобрен проект реконструкции основного здания Большого театра.

В апреле 2006 года Геральдический совет при Президенте Российской Федерации поддержал предложение Роскультуры о замене в ходе реконструкции ГАБТ России барельефов Государственного герба СССР на барельефы исторического герба России 1856 года. Принято решение заменить их на фасаде здания, над центральной царской ложей. Гербы СССР отправят на музейное хранение.

К весне 2006 года выяснилось, что объем работ намного больше, чем предполагалось и сроки окончания реконструкции (март 2008 года - запуск труппы в репетиционные помещения, осень 2008 года - начало зрительского сезона) выдержать не удалось. Затем предполагалось, что Большой театр откроется в 2009 году, но летом 2008 года сроки вновь сдвинулись.

27 ноября 2008 года на закрытом брифинге министр культуры РФ Александр Авдеев сообщил , что реконструкция Большого театра будет завершена к концу 2010 - началу 2011 года. По его словам, задержка сроков строительства была вызвана четырьмя причинами. В их числе министр назвал слабого руководителя проекта, неэффективную схему взаимодействия фирм участниц проекта и их слабую координацию, а также отсутствие взаимодействия с правительством Москвы и разноскоростной темп исполнения различных видов работ.

Новым руководителем проекта назначен Яков Саркисов.

В мае 2009 года распоряжением президента РФ была создана Межведомственная рабочая группа по вопросам осуществления второй очереди реконструкции, реставрации и техоснащения комплекса зданий ГАБТ. Функции группы - контроль за осуществлением мероприятий второй очереди, рассмотрение предложений госзаказчика - Минкультуры РФ по изменению объемов, сроков выделения, направлений и порядка расходования выделяемых из бюджета средств.

18 ноября пресс-служба генерального подрядчика проекта - компании "СУИпроект" сообщила о завершении реставрации восьми колонн главного фасада Большого театра . В рамках работ по внешнему благоустройству здания строители также завершили реставрацию южного фасада здания и провели гидроизоляционные работы со стороны Щепкинского проезда и Театральной площади.

В исторической части здания закончен монтаж и окраска медной кровли, а также смонтированы оконные блоки.

1 декабря стало известно, что генподрядчик реконструкции Большого театра ЗАО "СУИпроект" и проектировщик "Курортпроектсервис" создали совместную рабочую группу , которая будет действовать непосредственно на строительной площадке. Рабочая группа призвана ускорить принятие всех решений, связанных с происходящими работами.

2 февраля 2010 года Большой театр впервые с 2005 года, когда началась его реконструкция, открыл двери для публики. В первом из отреставрированных залов, Хоровом, . Программа концерта была составлена из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Верди и Пуччини. Послушать их пришли министр культуры РФ Александр Авдеев, возглавляющий попечительский совет ГАБТа вице-премьер Александр Жуков, члены попечительского совета в полном составе, мэр Москвы Юрий Лужков.

2 февраля пресс-секретарь Минкультуры Наталья Уварова сообщила, что глава ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации", которое является заказчиком-застройщиком реконструкции Большого театра в Москве, Яков Саркисов освобожден от занимаемой должности по собственному желанию.Со своей стороны, министр культуры РФ Александр Авдеев "деятельность Саркисова, его профессиональные и организационные качества на посту руководителя дирекции".

22 августа копии скульптур муз Эрато (муза лирической поэзии) и Терпсихоры (муза танца), уничтоженных взрывом авиационной бомбы в 1941 году, . Высота восстановленных фигур муз достигает 3,5 метра, а вес каждой из них - более двух тонн. Каждая скульптура состоит из 7 гипсовых элементов. Части скульптур были нанизаны на металлический каркас, сохранившийся с XIX века.

Ранее в театре был установлен живописный поднимающийся холст "Въезд Минина и Пожарского в Москву".

2 октября прошел специальный показ обновленного здания для строителей, 24 октября результаты реконструкции были продемонстрированы журналистам.

28 октября Большой театр после шестилетней реконструкции откроет главную сцену праздничным концертом, который будет транслироваться для всех желающих на Театральной площади.Первой постановкой после реконструкции исторической сцены театра .

На разных этапах реконструкции постоянно возникали скандальные ситуации, в том числе в сентябре 2009 года было по факту необоснованно израсходованных денежных средств, выделенных на реставрацию театра.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Всемирно известный Большой театр недавно открылся после реконструкции, стоившей 700 миллионов долларов. Взглянем на него и скажем честно: это того стоило!

(Всего 27 фото)

1. Фасад Большого театра во время (2 апреля 2010 года) и после реконструкции, 24 октября 2011 года. Открытие Большого театра прошло 28 октября. Он открывается после шести лет реконструкции, стоившей 700 млн. долларов и постоянно задерживаемой из-за нехватки средств или обвинений в коррупции. (REUTERS/Denis Sinyakov (top) and Anton Golubev)

2. Бельэтаж Большого театра во время (13 ноября 2008 года) и после завершения реконструкции, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Denis Sinyakov (top) and Anton Golubev)

3. Фойе Большого театра во время (31 января 2008 года) и после завершения реконструкции, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Denis Sinyakov (top) and Anton Golubev)

4. Рабочий с циркулярной пилой работает на реконструкции Большого театра, Москва, 31 января 2008 года. Срочная работа по укреплению стен самого знаменитого зала России спасла его от разрушения, но открытие пришлось отложить еще на год. (REUTERS/Denis Sinyakov)

5. Специалист работает над отделкой потолка в главном зале Большого театра, 1 марта 2011 года. После нескольких лет реконструкции один из известнейших в мире театров готов вновь открыть двери для публики. (REUTERS/Denis Sinyakov)

7. Журналисты осматривают главный зал Большого театра, 22 июля 2011 года. (REUTERS/Denis Sinyakov)

8. Президент РФ Дмитрий Медведев на открытии Большого театра после реконструкции, 20 сентября 2011 года. (REUTERS/Denis Sinyakov)

9. Фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. После шести лет работ общей стоимостью 700 млн. долларов, отсрочек и скандалов, Большой театр готов снова занять почетное место среди культурных жемчужин мира. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

10. Фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

11. Фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

12. Люди смотрят на освещенный фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

13. Люди смотрят на освещенный фасад Большого театра после реконструкции, 27 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

14. Почетный караул перед Большим театром во время церемонии открытия, 28 октября 2011 года. (REUTERS/Sergei Karpukhin)

15. Уборка и чистка перед открытием Большого театра, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

16. Посетитель фотографирует потолок главного зала Большого театра, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

17. Посетительница фотографирует потолок главного зала Большого театра, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

18. Посетители в обновленном фойе Большого театра, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

20. Общий вид фойе Большого театра после реконструкции, 24 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

21. Актеры на последней репетиции перед выступлением в Большом теарте, 31 октября 2011 года. Первой премьерой сезона стала новая постановка оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила". (REUTERS/Anton Golubev)

22. Актеры на последней репетиции перед выступлением в Большом теарте, 31 октября 2011 года. Первой премьерой сезона стала новая постановка оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила". (REUTERS/Anton Golubev)

23. Актеры на последней репетиции перед выступлением в Большом теарте, 31 октября 2011 года. Первой премьерой сезона стала новая постановка оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила". (REUTERS/Anton Golubev)

24. Балерины Большого театра Светлана Захарова (слева) и Мария Володина на репетиции "Золушки" в Королевском оперном театре Лондона, 7 августа 2006 года. (REUTERS/Alessia Pierdomenico)

25. Балерина Большого театра Елена Андриенко во время балета Чайковского "Лебединое озеро" в Средиземноморском конференц-центре в Валлетте, 19 апреля 2007 года. (MALTA OUT REUTERS/Darrin Zammit Lupi (MALTA)

26. Аннет Дельгадо, балерина Кубинского национального балета перед выступлением на гала-концерте в Большом театре, 2 августа 2011 года. Кубинский балет показывал отрывки из "Лебединого озера", "Дон Кихота" и "Коппелии" в честь примы и руководительницы Кубинского национального балета Алисии Алонсо. (REUTERS/Denis Sinyakov)

27. Дирижер Владимир Юровский руководит оркестром на последней репетиции перед выступлением, 31 октября 2011 года. (REUTERS/Anton Golubev)

Музыкальная ясность, время прихода первых и энергия боковых отражений, громкость, уровень звукопоглощения… Только специалисты знают, по каким критериям оценивается акустика концертного или театрального зала, и как сложно добиться превосходного звучания. Продолжаются споры об акустике Большого театра после реставрации. Сегодня там провели эксклюзивную "акустическую" экскурсию для журналистов, чтобы они во всех тонкостях изучили этот непростой вопрос. Рассказывают .

Акустика - дело тонкое. Главный дирижер Большого театра Василий Синайский формулирует еще острее.

"Сама по себе акустика - понятие эфемерное и абстрактное", - говорит он.

Такое же эфемерное и абстрактное, как скрипка Страдивари. В руках мастера она поет, но может издавать анти-музыкальные звуки, если попадает к неумелому скрипачу.

Над акустикой Большого работали специалисты из Германии. Юрген Райнхольд рассказал, что они стремились максимально приблизить ситуацию к первоначальной, созданной еще Альбертом Кавосом. Из-под пола в зрительном зале убрали бетонную подушку и восстановили полое пространство. Увеличили наклон пола в партере, увеличили размер оркестровой ямы. А лепнину сделали из папье-маше, материала несколько неожиданного, но благоприятного для хорошего звука. Для инженеров качество акустики выражается в цифрах. Самый важный параметр - время реверберации - продолжительность отзвука.

"До реставрации в пустом зале с массивными декорациями "Бориса Годунова" время реверберации было 1,35 секунды. В 2012 в тех же декорациях оно увеличилась до полутора секунд. Вчера мы замеряли с легкими декорациями "Лебединого озера", время реверберации составило 1,6. Для исторического театра это очень хорошие показатели. Для сравнения в Ла Скала в подобной ситуации получили бы всего лишь 1,2 секунды", - поясняет Юрген Райнхольд.

Поначалу у музыкантов и слушателей претензии к акустике были, однако в последнее время она стала лучше. Музыканты адаптировались к новой звуковой ситуации.

"Мы с оркестром провели несколько специальных встреч, по-разному сажали оркестр. Сейчас после споров, размышлений, рассуждений… Хотя для каждой оперы - разные стили - требуется своя акустика, своя посадка оркестра", - замечает Василий Синайский.

Именно поэтому оркестровая яма может подниматься целиком и по частям. Легкий моцартовский оркестр лучше поднять, а мощный вагнеровский - разместить поглубже в яме.

И напоследок совет зрителям. Если вы можете позволить себе билет в партер, старайтесь не попасть в первый ряд со стороны тромбонов. Можете не услышать солиста. Зато обладатели билетов на самую галерку в проигрыше не останутся. Но им следует запастись полевыми биноклями.

Новости культуры



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные