Большой театр. Театральные здания — памятники архитектуры Аполлон на здании большого театра

Пётр Клодт - выдающийся российсякий скульптор. Своё предпочтение он отдал коням. Его работы можно увидеть и в Кузьминках, и в Неаполе, и в Берлине, и в Петербурге. Одна из самых знаменитых его колесниц расположена на козырьке Большого театра .

Как известно, здание Большого театра выстроено в 1925 году по проекту Осипа Бове. Но, к несчастью, сильно пострадало во время очередного пожара. Так что всю конструкцию пришлось восстанавливать и даже перестраивать. Взялся за это архитектор Альберт Кавос.

В первоначальном варианте здания фонтон украшала алебастровая колесница. И располагалась она в арочной нише. После того, как то произведение погибло, Кавос решил пересмотреть первоначальный замысел.

Упряжку было решено разместить не в нише, а под открытым небом. И не перед глухой стеной, а на фоне окон. И выполнить их не в алебастре, а в металлическом сплаве, покрытом медью.

Для реализации проекта архитектор пригласил Клодта, выдающегося скульптора-анималиста. Ибо кто в России лучше него умел лепить коней? Они из-под рук скульптора выходили столь живыми, что того иногда даже критиковали за излишний реализм.

И вскоре над портиком Большого театра уже неслась квадрига Аполлона, созданная Клодтом

Квадрига Клодта мощнее предшественницы, массивнее, выше на полтора метра (в высоту достигает 6,5 метров). Вся композиция выдвинута вперёд, копыта коней как бы зависают в воздухе. Динамизм чрезвычайный. Меж тем Аполлон полон спокойствия, уверенности. В его руке - лира.

Реконструирован Большой театр был всего за 16 месяцев. И открылся в 1856 году, к коронации Александра II.

В настоящее время, в 2010 году, проходит очередная реконструкция Большого театра, которую планируется завершить к октябрю 2011 года. Помимо всего прочего, внимание было уделено и укреплению основания квадриги Клодта. Так что будет колесница стоять ещё прочнее, чем прежде.

Четверка коней, взметнувшаяся в небо, и покровитель муз, который ими управляет. Совсем скоро знаменитая скульптурная композиция вновь появятся на фасаде Большого театра. Квадрига Аполлона, как ее называют специалисты, готова, как и прежде, украсить главный театр страны. Реставрация скульптуры Клодта полностью закончена. По словам реставраторов, для восстановления символа Большого театра проделана колоссальная кропотливая работа, результаты которой сегодня смогли оценить журналисты. Рассказывают .

В руки реставраторов Аполлон попал очищенным от грязи, подтеков и коррозии. Правда, без фигового листа и лаврового венка. Каркас хоть и сохранился, но время не пощадило небожителя.

«Масса трещин. В частности, по лире, на пальцах, в голове дыра была и не одна», - сетует руководитель группы реставраторов Владимир Никифоров.

Лавровый венок для Аполлона выбирали из пяти эскизов. Каждый листик - а их пятьдесят восемь - чеканили вручную. Почти сто лет Аполлон обходился без фигового листа, но реставраторы на фотографиях XIX века эту деталь туалета обнаружили. Лист сделали заново.

«Изготовлен по аналогам, которые существуют, в частности в Петродворце. Я подсмотрел подходящие листы на фонтане "Адам и Ева"», - замечает Владимир Никифоров.

После пожара 1853 года гипс поменяли на медь. В 1941 году в фасад Большого театра попала бомба. Кони и Аполлон чудом уцелели - толщина фасада ослабила удар, но осколок угодил в голову Аполлону и повредил колесницу. Реставраторы спасли Квадригу... Пробоины и вмятины устранили в 1958 году. В 1992 году была последняя реставрация. Каркас Квадриги пережил двадцатый век и для своих лет неплохо сохранился.

«Не хотелось трогать ту историческую работу, которая была произведена. Поэтому было решено Квадригу оставить на месте, работы производить на месте», - поясняет руководитель Дирекции по реконструкции, строительству и реставрации Алексей Супрунов.

Взявшись за коней, реставраторы были потрясены точностью работы Клодта. На высоте двадцати пяти метров этой филигранности не видно, но вблизи каждая деталь играет.

«До последнего ноготка, до последнего зуба все скрупулезно сделано», - заверяет Владимир Никифоров.

«Такие элементы, как пасть, сделаны анатомично четко. Язык, удила, даже зубы стерты», - подчеркивает реставратор Вадим Марков.

Реставраторы Эрих Кенстлер и Вадим Марков не выходили отсюда четыре месяца. Мастерскую устроили прямо на шатких лесах. Залезли в самую пасть лошадей. Коллеги по цеху назвали их стоматологами.

«Нужно было старую пайку не затронуть, но при этом запаять все утраты, а утраты были большие», - поясняет Марков.

«В этой области очень тонкий слой меди. Это было сделано методом гальванопластики, и нарастили очень тонкий слой. Дотрагиваешься - и получается отверстие», - добавляет Эрих Кенстлер.

Работали в четыре руки. Диагностировали и оперировали на месте. Вадим Марков говорит, что больше всего пострадал первый конь. Испорченную коррозией медь с колесницы заменили на новые пластины. Те, что датируются 1856 годом, уже стали историей.

Ко дню города защитную оболочку снимут с Квадриги Аполлона, и тогда шедевр Клодта предстанет во всем своем великолепии. Это будет окончание второго этапа реставрации Большого. Потом все силы бросят на зрительный зал и театральные технологии.

Создание Иваном Коржевым скульптур античных муз Эрато и Терпсихоры для центрального фасада Большого театра увенчало многолетнюю работу по реставрации основной культурной достопримечательности российской столицы. Авторские скульптуры Ивана Коржева пришли на смену более ранним творениям П. Клодта и М. Рукавишникова, украшавшим две центральные экседры театра.
Сами музы Терпсихора и Эрато символизируют два противоположных театральных начала: дионисийское (ликующее, творческое, чувственное, иррациональное) и аполлонистическое (безмятежно гармоничное, рациональное, критическое). Именно эти два полюса одной сущности запечатлел в скульптуре Иван Коржев, создав свежие, по-новому трактуемые образы.
Работа над скульптурами муз для Большого театра велась более года и сопровождалась множеством экспертиз и согласований. И. Коржев начал свою работу со скрупулезного изучения архивных материалов, пытаясь отыскать композиционный стержень для каждой музы. Скульптор создал десятки эскизов на бумаге и в пластилине, работал над постановкой скульптур, их жестикуляцией, атрибутикой, драпировкой, мимикой. Итогом стали два лаконичных и символичных авторских скульптурных творения, материализованных в гипсе в «одну человеческую натуру» (1,75 метра).
Следующим важным этапом работ стало увеличение И. Коржевым скульптур до натурального размера (3,6 метра) в глине. Точная высота и габариты фигур были определены по результатам фотопримерки плоских макетов скульптур непосредственно в экседрах фасада Большого театра.
Создав модели муз Эрато и Терпсихоры в глине в натуральную величину, Иван Коржев перешел к формовке скульптур и их отливке в гипсе. На специальном металлическом каркасе отлитые гипсовые фрагменты скульптур были собраны, после чего производилась их чистовая доводка.
Кульминацией долгой творческой работы стал монтаж скульптур муз Эрато и Терпсихоры на фасад Большого театра. Монтаж представляет собой сложный процесс, связанный с использованием специальных подъемных механизмов, строительных конструкций и реставрационных технологий.
Созданные Иваном Коржевым скульптуры для Государственного академического Большого театра будут долгие годы радовать ценителей прекрасного из многих уголков России.

Скульптура, созданная истинными профессионалами своего дела, долговечна и восхитительна. Именно поэтому, если Вы желаете, чтобы статуя, барельефы, либо ритуальные памятники отличались не только высоким качеством, но и очень привлекательным видом, закажите их именно у нас. Скульптор памятника Иван Коржев имеет достаточный опыт для того, чтобы удивить Вас своими творениями. Талант в сочетании с высоким мастерством, способны творить чудеса, в чем можно убедиться, глядя на работы скульптора, работающего в разных жанрах.

Почему создание скульптур следует доверить профессионалу?

Ответ на этот вопрос очевиден. Только опытный специалист способен реализовать все пожелания заказчика, и наделить памятник изящными, утонченными линиями. Иван Коржев — это скульптор памятника, который способен своими руками создавать настоящие шедевры, вызывающие неподдельный восторг.

Работа с самыми различными материалами, и в разнообразных направлениях, использование исключительно качественного и долговечного сырья, при создании скульптур и профессиональный подход к работе — благодаря этому, каждое творение обретает душу.

Далеко не каждый современный скульптор памятника в совершенстве владеет техникой создания изделий из камня и других материалов на высоком уровне. Именно поэтому, если Вы хотите быть уверены в том, что получите уникальный памятник, без дефектов и изъянов, доверьте работу первоклассному специалисту.

Скульптура играет значимую роль в жизни каждого из нас, причем особое значение еще с давних времен обрели изделия ритуального типа. Какой бы монумент Вы не решили заказать, Иван Коржев сможет воплотить наиболее светлые замыслы, эмоции и чувства в скульптурном изображении.

Как работает скульптор памятника?

Обратившись к скульптору памятника, Вам потребуется изложить основную идею того, что хотелось бы видеть в конечном результате. После этого специалист создаст эскиз, который должен быть утвержден клиентом. Если заказчика все устраивает, скульптор памятника приступает к выполнению работы.

Период изготовления изваяния определяется строго в индивидуальном порядке, и будет зависеть от множества факторов, в том числе, наличие требуемого материала на складе и сложности выполнения изделия.

Какие типы памятников наиболее востребованы сегодня?

В современном мире огромным спросом пользуются следующие виды скульптуры:

— монументальная;

— садовая, а также парковая;

— художественные изделия, созданные из камня и другого вида сырья;

— предназначенные для банков, храмов, а также офисных помещений и т. д. ;

— интерьерная.

Кроме этого, очень часто заказываются эксклюзивные ритуальные памятники.

Обратившись к квалифицированному специалисту, Вы гарантированно получите безупречный результат, который будет радовать на протяжении длительного периода.

Большой театр расположен в центре Москвы по адресу , д. 1.

Официальное название Большого театра - Государственный академический театр оперы и балета России.

Большой театр называют так же, как "Большой".

Ближайшая станция метро "Театральная".

Большой театр - крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. Большой театр является театром оперы и балета. Здесь можно посмотреть балет, оперу, оперетту. Драматические спектакли здесь не проходят.

Большой театр является символом столицы и России. Большой театр, на протяжении многих лет, считается модным местом. Каждый, кто посетил Москву, стремится хотя бы раз побывать в Большом.

Большой театр один из старейших театров России. Датой основания театра считается (17-го по ст. стилю) 1776 г.

Историческое здание Большого театра

Историческое здание Большого театра ( , д. 1) было открыто 1856 г. в дни коронации императора Александра II.

Здание построено архитектором Альбертом Кавосом, сыном Катерино Кавоса, который написал оперу "Иван Сусанин".

На здании была установлена знаменитая квадрига (четыре коня), управляемая Аполлоном, изготовленная скульптором Петром Клодтом (именно он создал и квадригу на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге).

Новая сцена Большого театра

Новая сцена Большого театра расположена рядом с историческим зданием театра, по адресу: улица Большая Дмитровка, дом 4, стр. 2.ф.

Новая сцена Большого театра была официально открыта 2002 г.

Первое представление на новой сцене прошло 2002 года - опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

В оформлении плафона зрительного зала использованы эскизы Леона Бакста в редакции Зураба Церетели.

Сквер у Большого театра

Возле Большого театра расположен уютный сквер, с фонтаном. Летом, в сквере высаживают сорта тюльпанов "Галина Уланова" и "Большой театр" (оба сорта красного цвета). Эти сорта тюльпанов вывел посетивший в 1950-х годах Москву голландец Лефебр. Он был потрясен балетом Большого театра и вывел два новых сорта в честь нашей уникальной достопримечательности.

Большой и Малый театры

Большой театр является театром оперы и балета. Расположенный рядом - театр драматический.

Долгое время обе труппы артистов входили в состав одного Императорского театра. Малый театр был открыт в 1776 году. Вскоре на базе Малого драматического театра появилась оперная труппа. В сезоне 1824-1825 гг. труппа была разделена на два самостоятельных коллектива - драматический и оперный и каждая их них получила своё отдельное здание. Большое здание стали именовать Большим театром, а здание поменьше - Малым театром. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом.

Слова "большой" и "малый" сначала даже не писали с заглавной буквы. Но вскоре эти слова стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.

Большой театр на банкноте 100 рублей

Большой театр изображен на банкноте номиналом 100 рублей образца 1997 года (банк России).

На лицевой стороне изображена квадрига на портике здания Большого театра.

На обратной стороне банкноты изображено здание Большого театра в Москве.

1) Большой театр изображен на купюре 100 рублей образца 1997 года. На лицевой стороне изображено здание Большого театра, а на оборотной стороне - Аполлон, управляющей колесницей - статуя, расположенная на фронтальной стороне здания.

До реставрации Большого театра в 2000-х годах Аполлон из статуи на фронтальной стороне здания был изображен с неприкрытыми мужскими половыми органами. Именно в таком виде это изображение и попало на 100 рублевую купюру образца 1997 года. В 2014 году ряд депутатов государственной Думы выступило с инициативой заменить изображение на этой купюре на что-либо иное.

2) Посетивший в 1950-х годах Москву голландец Лефебр был так потрясен балетом Большого театра, что он вывел новые сорта тюльпанов "Галина Уланова" и "Большой театр". Именно эти два сорта высаживают каждый год на Театральной площади перед зданием Большого.

3) Считается, что император Александр II издал указ, по которому Большой театр содержался за счет части доходов от Московского ипподрома.

4) Первым драматическим представлением на Руси была русская «комедь» «Баба - Яга, костяная нога», поставленная в 1671 году

Историческая справка

Датой основания Большого театра считается (17-го по ст. стилю) 1776 г. В этот день Екатерина II подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет.

Основное здание Большого театра ( , д. 1) открылось 1856 г. в дни коронации императора Александра II.

Большую роль в создании Большого театра сыграл англичанин (учитель математики и физики Павла I). В 1776 году он был принят в товарищи Московского публичного театра (по приглашению князя Урусова). Медокс и Урусов арендовали этот театр (был расположен на Воздвиженке). Но вскоре театр сгорел. Князь Урусов вышел из дела и оставил дела Медоксу. Англичанин начал строительство нового каменного здания театра, который получил название Петровский, по улице, на которую выходил главный фасад здания. Петровский театр был открыт в 1780 году.

Родился в Англии, преподавал математику в Оксфордском университете. В 1766 году приехал в Россию преподавать математику и физику сыну ЕкатериныII - Павлу (будущему императору ПавлуI). С 1776 года стал антрепренером театра в Москве.

Следует отметить, что Медокс, положив большую часть жизни на российский театр, на этом ничего не заработал. Даже более того, когда в 1796 году окончился срок его аренды театра, его долги были так велики, что было продано все его имущество, включая личный дом. Спасла от банкротства его императрица Мария Федоровна, которая помогла оплатить все долги, выдала ему 10 тыс. рублей единовременно и назначила пенсию в 3000 рублей ежегодно.

Изображения

Большой театр на гравюре середины 19 века

- гостиницы Москвы

Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать... театральные всякого рода представления". Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу.

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х. Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом".

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

В таком виде театр просуществовал до конца ХХ века. В 2005 году началась самая масштабная реставрация и реконструкция Большого театра. Проект реставрации был неоднократно пересмотрен. Обновленный Большой театр открылся 11 октября 2011 года.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные