Картина под названием апофеоз войны. «Апофеоз войны» - центральное полотно Туркестанской серии художника Верещагина


"Одни распространяют идею мира своим увлекательным словом, другие выставляют в ее защиту разные аргументы - религиозные, политические, экономические, а я проповедую то же посредством красок", - говорил этот суровый, мужественный и бесстрашный человек. Ему, Георгиевскому кавалеру, участнику нескольких войн второй половины XX века претило "красивое" описание сражений с батальонами солдат в новеньких мундирах и с блестящими штыками наперевес, с гарцующими на породистых конях молодцеватыми генералами-победителями.

Благородная заслуга Василия Васильевича Верещагина перед человечеством как раз и заключается в том, что он развенчал эту красивую бравурность действительным показом кровавой сущности войны. Сила его картина была такова, что один прусский генерал советовал императору Александру II "приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние".

В середине XIX века Средняя Азия была предметом хищнических вожделений англичан, готовящихся захватить Туркестан. Присоединение его к России избавило эти народы от печальной Участи колониальных рабов Англии, но в то же время русский паризм тоже вел здесь войну. В.В. Верещагин поехал в Туркестан без какого-либо предвзятого отношения к войне. Его интересовали новые страны, новые народы, но вскоре ему пришлось и самому участвовать в войне.

В. В. Верещагин был прапорщиком, "состоявшим при туркестанском генерал-губернаторе, носил штатскую одежду и пользовался свободой действий и передвижений, необходимых для того чтобы зарисовывать и писать увиденное. До весны 1862 года без устали зарисовывал природу, народные типы, сцены быта Средней Азии". Впоследствии все свои туркестанские картины (вместе с этюдами) художник объединил в серию, чтобы усилить идейное воздействие на зрителя. Следуя одна за другой, эти картины разворачивали перед зрителем весь сюжет ("Нищие в Самарканде", "Опиумоеды", "Продажа ребенка-невольника" и др.). В полотне "Самаркандский зиндан" В.В. Верещагин изобразил подземную тюрьму-клоповник, в которой были погребены съедаемые заживо узники. Жестокой пыткой был для них каждый час пребывания в этой тюрьме. И только падающий сверху свет, который растворяется в вечернем мраке подземелья, связывал заключенных с жизнью. Центральное место среди туркестанских картин В.В. Верещагина занимают батальные полотна, которые он объединил в серию "Варвары". Заключительным полотном этой серии является всемирно известная картина "Апофеоз войны".

Среди раскаленной степи, под жгучими лучами солнца, изображена пирамида из человеческих черепов, вокруг которой вьются вороны. Картина воспроизводит одну из пирамид, которые не раз складывались по приказу Тамерлана из голов завоеванных и истребленных им народов. Сооружались такие пирамиды и в новое время - уже по приказу среднеазиатских ханов.

Однако картина В.В. Верещагина носит не столько конкретно-исторический, сколько символический характер. Полотно "Апофеоз войны" - это изображение смерти, уничтожения, разрушения. Детали ее: мертвые деревья, полуразрушенный безлюдный город, высохшая трава - все это части одного сюжета. Даже желтый колорит картины символизирует умирание, а ясное южное небо еще больше подчеркивает мертвенность всего окружающего. Даже такие детали, как шрамы от сабельных ударов Я дыры от пуль на черепах "пирамиды", еще явственнее выражают идею произведения. Чтобы полнее выразить ее, художник пояснил это надписью на раме: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим".

Продолжая эту мысль художника, замечательный русский критик В.В. Стасов писал: "Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожженную степь и среди нее пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества...

В Туркестане Верещагин насмотрелся на смерть и трупы: но он не огрубел и не притупел, чувство не потухло в нем, как у большинства имеющих дело с войною и убийствами. У него сострадание и человеколюбие только выросли и пошли в глубину и 11 ширину. Он не об отдельных людях стал жалеть, а посмотрел на человечество и идущую в глубь веков историю - и сердце наполнилось у него желчью и негодованием. Что Тамерлан, которого все считают извергом и позором человечества, что новая Европа - это все то же!"
См. также: http://veresh.ru -биография, жизнь и творчество В.Верещагина. Галерея картин, воспоминания современников и статьи.

Никогда не был в фаворе у правителей. Оно и понятно: вместо того, чтобы изображать батальные сцены в дворцовом стиле, где полные энтузиазма солдаты в новеньких мундирах рвутся в бой, а щегольские генералы гарцуют на упитанных конях, он рисовал страдания, опустошение, раны и смерть. Будучи профеессиональным военным, художник оказался в 1867 году в Туркестане. Имперская Россия как раз вела там захват территорий и «умиротворяла» местные народы, так что Верещагин вдоволь насмотрелся на трупы. Его ответом на вооруженный конфликт как таковой стало полотно «Апофеоз войны».

Считается, что картина была инспирирована безжалостным подавлением восстания уйгуров на западе Китая. По другой версии, она была навеяна рассказами о том, как правитель Кашгара казнил людей тысячами и складывал их черепа в пирамиды. Среди них был и европейский путешественник, голова которого венчала вершину этого ужасного кургана. Поначалу картина «Апофеоз войны» называлась «Торжество Тамерлана», но круглые следы от пуль в черепах неминуемо отсылали наблюдательного зрителя в более поздние времена. Кроме того, иллюзию Средневековья развеивала надпись, которую сделал художник на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

«Апофеоз войны» произвел гнетущее впечатление на великосветскую публику в России и за рубежом. Императорский двор счел эту и другие батальные полотна художника порочащими русское воинство, а один генерал из Пруссии даже уговаривал Александра II сжечь все картины Верещагина о войне, потому что они оказывают «самое пагубное влияние». Из-за этого произведения мастера не продавались, лишь частный меценат Третьяков купил несколько полотен из Туркестанской серии.

На картине «Апофеоз войны» изображен курган из на фоне выжженной дотла степи. Руины города на заднем плане и остовы сгоревших деревьев дополняют вид разрушения, запустения, гибели. Безоблачное, сверкающее голубизной небо только усугубляет гнетущее впечатление от полотна. Желтая колористика, в которой выполнено произведение, и черное вороньё, кружащее над грудой черепов, как будто заставляют нас почувствовать исходящий под палящим солнцем трупный запах. Картина потому и воспринимается как аллегория войны, всякой войны, вне времени и пространства.

Это не единственное полотно об ужасах военного времени, которое написал Верещагин. «Апофеоз войны» так можно назвать и его вторую картину, которая появилась несколько позже, когда художник совершил поездку в Индию. В то колонизаторы жестоко подавили восстание сипаев. Чтобы насмеяться над индуистскими верованиями о развеивании праха над священной они привязывали несколько восставших к пушкам и расстреливали их пороховыми зарядами. Полотно «Английская казнь в Индии» была продана в Нью-Йорке частному лицу на аукционе и с тех пор след ее пропал.

К сожалению, современный человек так привык к насилию и смерти, происходящих ежедневно по всему миру, что массовыми убийствами сейчас никого не удивишь. Чтобы создать «Апофеоз войны», Верещагин имел всего несколько черепов, которые он и изобразил в различных ракурсах. Однако в Камбодже на практике воссоздали нарисованное художником. Верещагин не знал, что для того, чтобы пирамида из человеческих голов была устойчивой, черепа должны быть без нижней челюсти. Однако ужасающие реалии ХХ века делают нас всех печальными «экспертами» в этом деле.

«Апофеоз войны» - не просто картина, это приговор милитаристам всех времен и народов. Войны бывают освободительные, святые. Но полотно Василия Васильевича Верещагина обличает войны захватнические: на раме есть надпись о посвящении этой работы завоевателям как бывшим, так нынешним и будущим.

История создания картины: две версии

«Апофеоз войны» - картина, приобретшая такое мощное вневременное звучание, что обе версии, якобы натолкнувшие художника на создание шедевра, кажутся смехотворными.

По первой, женщины двух городов - Дамаска и Багдада - обратились с жалобой к Тамерлану на своих мужей, грешников и развратников. И вот этот исключительной порядочности человек, склонный к моногамии, принял глубоко к сердцу бабью дурь и уничтожил 200 тысяч человек, из черепов которых сложили 7 пирамид. Уничтожали сластолюбцев зверски: черепа носят следы пуль и сабельных ударов. Надо полагать, что обманутые жены остались очень довольны увиденным и бесконечно благодарили Тимура. Может быть, легенда была своего рода пиар-ходом, оправдывающим в веках зверства одного из десяти самых жестоких завоевателей.

Второй вариант тоже свидетельствует о жестокости Тамерлана, приказавшего отрубленную голову путешественника положить на самый верх пирамиды из черепов казненных ранее людей. Очевидно, оба случая имели место, что свидетельствует о жестокости как мужчин, так и женщин, но они были частными.

«Ужасы войны»

Картина «Апофеоз войны» действительно имела первоначальное название «Торжество Тамерлана», но планетарный трагизм полотна поднял его над границами и временем. Величайший русский художник не является баталистом в полном смысле слова, у него нет ни стройных рядов наступающих, ни блеска оружия. Он, как Гойя, показывает «ужасы войны» (так называлась серия великого испанца), трагизм, грязь и запредельную жестокость. Не многим гениям удается передать все это в одном произведении.

И название «Апофеоз войны» подобрано удивительно точно. Смерть-победительница смотрит с полотна: выжженная земля, деревья, которые никогда не зазеленеют, мертвый город вдали, обезображенные останки жителей и защитников крепости на переднем плане и ее символы и спутники - воронье, которое все еще надеется чем-то поживиться в этом мертвом месте.

Полотно-откровение

Картину невозможно описать словами: она потрясает. Сила ее воздействия на нормальных людей так высока, что прусский генерал советовал Александру II сжечь ее, дабы все видевшие картину не превратились в пацифистов. Да и русский император был очень недоволен произведением, очевидно, он считал, что подобные полотна убивают патриотизм, желание воевать вообще, в том числе и защищать Родину. Вот какого апокалиптического звучания достиг в этой своей работе В.В. Верещагин. «Апофеоз войны», картина, написанная в 1871 году, входит в Туркестанскую серию (1871-1874), появившуюся в результате поездок художника в 1867-1870 годах. В. Верещагин принимал участие в военных действиях и был награжден орденом св. Георгия за бой под Самаркандом.

Все картины этой серии очень хороши («Ворота Тамерлана», «Портрет бачи», «Смертельно раненный»). Но, разумеется, центральным произведением была картина-откровение «Апофеоз войны». Василий Верещагин, показавший уже серию в Лондоне (выставка была в Хрустальном дворце), поставил условием приобретение всей серии целиком. В 1874 году П.М. Третьяков купил ее за 92 тысячи серебром.

Оценка современников

Все лучшие люди того времени, посмотрев картину, оценили ее очень высоко. В.В. Стасов, восторженно отзываясь о полотне, назвал Верещагина историком и судьей человечества. Крамской был высокого мнения и о картине, и о самом художнике, первым показавшем изнанку войны. Некоторые произведения серии вызывали возмущение, их называли клеветой (картина «Забытый»). Многие даже прогрессивные художники, например Перов и Репин, нашли Туркестанскую серию чужеродной в русском искусстве.

Однако со временем мнение Крамского победило. Он говорил, что один из лучших представителей русского реализма - Верещагин. «Апофеоз войны», как и вся серия, является одним из высочайших достижений русской школы живописи, ее блестящим успехом. По мнению Крамского, выставка, в которой принимала участие Туркестанская серия, принесла России больше завоеваний, чем ее территориальные успехи.

Значимость полотна

Надо отметить, что Василий Верещагин предъявлял претензии не к каким-то абстрактным завоевателям, он корил и себя конкретно за участие в боевых действиях. Об этом он писал в письме к Стасову. И поэтому не удивляют слова о том, что полотна Туркестанской серии заставляют сердце наполняться гордостью, потому что «Верещагин русский». Так высоко оценил Крамской «Апофеоз войны».

Описание можно закончить тем, что, по словам того же Крамского, художнику удалось в картине достичь единой цветовой гаммы, что холст размером 127 х 197 см является украшением зала Верещагина в Третьяковской галерее. Смерть и война отомстили художнику-обличителю: броненосец, в котором Василий Верещагин отправлялся на русско-японскую войну, подорвался на мине в 1904 году.

Апофеоз войны - Верещагин Василий Васильевич. 1871. Холст, масло. 127 х 197 см


Это полотно можно считать самым ярким и выразительным обличителем ужасов войны. Хотя она была создана под впечатлением от примитивной жестокости восточных завоевателей, у нее нет узкой направленности - она адресована всем, кто затевал и затевает войны. Недаром сам автор оставил на раме полотна надпись о том, что картина посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.

По легендам, за войсками Тимура оставались груды трупов и черепа, сложенные в пирамиду. Даже в те дни, когда жил художник, варварская традиция сохранилась - восточные правители рассматривали отрубленные части тела врагов как военные трофеи. Художник воспринял эту привычку как символ. В результате получилась уникальная по своей выразительной силе картина, которая не утратила своей актуальности и в наше время.

По силе воздействия на сознание смотрящего, заключенной в этом полотне, ее вполне можно сравнивать с лучшими произведениями , настолько она пропитана самим духом символизма. Но, в отличие от Дали, ее символизм не безобиден и лишен абстрактности. Все, что изображено на полотне - это символы одного конкретного, безжалостного и неотвратимого бедствия - войны.

Лишив картину характерных временных, исторических зацепок, художник сделал ее отражением результата любых военных действий, вне зависимости от того, когда и где они могли происходить. Такой эффект война производила тысячу лет назад, в наши дни, такой она может остаться и в будущем. Полотно просто кричит об этом: «Люди, посмотрите, что вы делаете!?».

Огромная выразительная сила полотна достигнута минимальными художественными средствами. Перед нами обширная панорама, представляющая собой пустынную, выжженную местность с отдельными уцелевшими остовами сгоревших, обугленных деревьев. В ней нет жизни, нет ни капли зеленого цвета - только мертвый желтый песок и черные сухие деревья. Единственный признак жизни здесь - это стая черных воронов, символов смерти. Они на полотне везде - летают в небе, сидят на деревьях, справляют тризну по павшим.

Вдалеке виднеется разрушенный город, также изображенный желтыми «сухими» красками. Он пуст и заброшен, в нем не осталось жителей, вообще нет ничего живого. Всю эту картину массового опустошения освещает яркое безжалостное солнце под холодным, безжизненным и равнодушным небом.

На переднем плане полотна изображена огромная гора человеческих черепов, сложенных в пирамиду. На ней сидят вороны, а множество следов от ударов сабель и пуль свидетельствуют о том, что перед нами защитники и мирные жители города. Вот что принесла с собой война - смерть, разрушения и полное опустошение. Край, который когда-то был ярким и цветущим, полным жизни и радости, превратился в страшное место, где остались только падальщики.

На картине нет указания ни на конкретное место действия, ни на временной период, ни на того, кто совершил все эти злодеяния. Хотя изначально картина задумывалась как историческая, отражающая итоги походов Тамерлана, который славился своей жестокостью и особым пристрастием к отрубанию голов, замысел перерос сам себя. Полотно стало гениальным обличителем всех войн. Где бы они не велись, за что бы ни боролись люди, итог войн всегда один - массовые бессмысленные жертвы, разрушенные до основания города, плодородные земли, превращенные в бесплодные пустыни, населенные лишь воронами и ползучими гадами.

Художник, всю жизнь участвовавший в военных действиях и отдавший свою жизнь за царя и Отечество, как никто другой хорошо знал суть войны, видел ее итоги собственными глазами. Ему удалось создать уникальную по выразительности и символичности картину - яркое обличение безжалостности войны.

(1842 - 1902) был одним из самых характерных русских художников - живописцев, который в своих картинах придерживался в большинстве своем военной тематики. Он всячески избегал изображать на своих полотнах показную браваду, идеально-красивую военную патетику, блестящие штыки, новенькую форму. Будучи участником нескольких войн второй половины XIX века (Василий Верещагин был удостоен Ордена Святого Георгия за военные заслуги), насмотревших всех ужасов военного времени, он сознательно отказался от художественного пафоса взамен жестокой и суровой действительности.
Во второй половине XIX века Россия завоевывала Среднюю Азию, и в 1867 году Верещагин уехал служить прапорщиком в Туркестан. И именно там он и создал свои наиболее яркие и запоминающиеся произведения. Поначалу он изображал на своих картинах пейзажи, природу и быт населения Средней Азии. Постепенно его картины начинали приобретать все более жесткий характер.

Одной из таких картин, известной на весь мир, стал «Апофеоз войны», написанный в 1871 году. Эта картина завершает целую серию батальных картин под названием «Варвары», которую Верещагин создавал, будучи на службе в Туркестанском генерал-губернаторстве. Но именно «Апофеоз войны» благодаря своей смелой и откровенной содержательности, стал известен всему миру.
Первоначально назвал свою картину «Торжество Тамерлана», но позже изменил название на «Апофеоз Войны». По одной из версий картина намекала на известную легенду, по которой к Тамерлану обратились за помощью две женщины, которые жаловались на своих мужей, обвиняя их в содомии. Тогда Тамерлан, решив помочь бедным женщинам, отдал приказ своим солдатам принести головы всех, кто, так или иначе, был погружен в разврат и греховную жизнь. В результате чего солдатами было выложено 7 таких пирамид по 100 тысяч голов в каждой.
Однако по другой версии, идею для картины Верещагину дала история, о том, как тиран Валихан, в 50-х годах XIX века, захватив городок Кашгара, казнил большую часть населения, и соорудил, таким образом, пирамиду из их голов. В их числе оказался немецкий путешественник, голову которого поместили на самый верх пирамиды. Это произвело на него неизгладимое впечатление, будучи и сам иностранцем, оказавшимся по воле случая на чужой земле, художник впитал в себя всю сущность несправедливой и ужасной смерти подстерегающей на каждом шагу.
Как бы то ни было, но «Апофеоз войны» в целом несет в себе не исторический смысл, а скорее символический. Первое что сразу бросается в глаза, глядя на картину, это человеческие черепа, сложенные в пирамиду, посреди желтой раскаленной степи. Вокруг пирамиды кружат черные вороны. Вокруг высохшие деревья и сухая трава. На заднем плане - разрушенный город. Все детали картины символизируют собой смерть и уничтожение. Желтый оттенок полотна указывает на мертвенность всего окружения. А ярко синее небо только подчеркивает опустошение и умиротворенный покой.
Картина Верещагина «Апофеоз войны» это больше чем просто картина. И прежде всего она несет в себе глубокое понимание истории, и ценности человеческой жизни.



В продолжение темы:
Аксессуары

21 июля 2011 года американский космический корабль Atlantis совершил свою последнюю посадку, поставившую точку в длительной и интереснейшей программе Space Transportation...

Новые статьи
/
Популярные