Проект памятные места города. Центральная городская библиотека г. Мирного. б) Памятники, посвящённые известным русским писателям, общественным и церковным деятелям. Памятник А.С. Пушкину

Эпиграф:

«Мне не надо далей пенистых,
Не ищу иной красы я.
Край родимый,
Край мой пензенский,
Ты и есть моя Россия. (А.А. Сазонов.)

Цель: воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  • расширить знания школьников об истории родного города, его памятниках и музеях;
  • формировать умение работать с книгой, картой, планом;
  • воспитывать уважение к богатейшим культурным традициям Пензенского края.

Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Уникальные памятные места города Пензы», схема маршрута экскурсии, Словарь русского языка С.И. Ожегова.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I этап «Вводный

1. Оргмомент

2. Постановка цели классного часа

Учитель: В городе Пензе насчитывается 236 памятников, из которых 166 – объекты историко-культурного наследия. Они – связующее звено между прошлым и настоящим. Каждый из них имеет свою историю, своих героев.
Цель нашего классного часа – узнать: «Какие уникальные памятные места расположены в нашем городе. Ведь именно они могут стать визитной карточкой города, сделать его популярным не только в нашей стране, но и за её пределами

II этап «Основной»

Учитель: У каждого города есть своя визитная карточка. Мы говорим Москва, а в нашем воображении появляется Кремль или Красная площадь, Храм Христа Спасителя или памятник Юрию Долгорукому. Наше воображение рисует нам образы. Они формирует наше впечатление. А какой памятный знак является символом нашего города?
Как на этот вопрос отвечают жители нашего города. Мы обратились к ним с вопросом.

(Просмотр видеоролика)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какие памятники можно назвать уникальными? (Ответы учащихся: неповторимые, необычные.)

– Архивариус, а как вы считаете?

Архивариус: В словаре С.И. Ожегова читаем: «Уникальные – это единственные в своём роде, неповторимые».

Учитель: Что же можно отнести к ним в нашем городе?

Презентации )

Среди памятников и памятных мест – это:
– Часы с кукушкой, которые расположены на улице Московской. Они были установлены в 1974 году. «Механизм был изготовлен на Сердобском часовом заводе, металлический каркас – на дизельном, хрустальные столбики – на Никольском заводе».
Над уникальным механизмом трудились инженеры Сердобского часового завода – Валентин Мижёв, Владимир Панин и Олег Розанов. Много труда в изготовление часов вложили рабочие экспериментального цеха В. Алакин, Б. Лушников, А. Комаров и другие в оформление – скульпторы И. Середкин (дизельный завод) и В. Алексюк (Пензенское художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР).
А знаете ли вы, что это самые большие часы с кукушкой в мире?
– Памятник "Шкатулка «Русские народные пословицы»". Он появился на карте города в 2010 году и расположен в сквере имени А.С. Пушкина, на улице Московской. Шкатулка отлита из бронзы скульптором, заслуженным художником России Валерием Кузнецовым. Это первый и единственный в России памятник-шкатулка. «Скульптурная композиция подарена городу компанией Мегафон…. Пенза стала восьмым городом России, в котором Мегафон открывает подобные арт-объекты. Каждая скульптурная композиция подчёркивает историческое и культурное своеобразие того или иного города.
– Памятник В. О. Ключевскому. Был открыт 11 октября 2008 года на пересечении улиц Бакунина и Плеханова перед колледжем культуры и искусств – в историческом центре города. Конкурс на создание памятника выиграл Валерий Кузнецов. Бронзовый Ключевский весит больше тонны. Его отливали белорусские мастера. По мнению автора памятника, работа литейщиков безупречна. По словам доктора исторических наук Виктора Кондрашина, памятник Ключевскому – это единственный в мире памятник историку.
– Ещё одно уникальное место – памятник пензенским милиционерам, который был открыт 10 ноября 2007 года на улице Некрасова. Это единственный памятник в России, посвящённый участковому милиционеру. Прототипом увековеченного милиционера стал легендарный пензенский участковый 1950-1960-х годов, капитан милиции Григорий Александрович Шелков, широко известный в Пензе вплоть до настоящего времени. Памятник установлен на улице Некрасова, в районе расположения зданий пензенского ОМОНа, ГИБДД и строящегося здания УВД. Авторы памятника: скульптор - Александр Хачатурян, народный художник Калмыкии; архитектор - Дмитрий Димаков.
– Проезжая мимо монумента Глобус, мы видим оригинальную инженерную конструкцию в виде земного шара, но даже не подозреваем, что она уникальна. Наш монумент был установлен в 1972 году на пересечении улиц Суворова и Бекешской. Подобный макет есть в Нью-Йорке, но он меньшего диаметра и не создаёт подобия движения нашей планеты вокруг своей оси, да и ещё с такой же скоростью. Ребята, а знаете ли вы имя его создателя? Нет? Это – пензенский изобретатель – Владимир Бобиков!

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что такое музей? А какие бывают музеи?
(Ответы учащихся: места, где хранятся предметы старины; музеи бывают краеведческие, художественные и др.)
– Архивариус, а вы не поможете нам?

Архивариус: «Музей (от латинского museum, от греческого «мусеойн» – «храм муз»)
Научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение, показ и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Виды музеев: естественнонаучные, краеведческие, мемориальные, художественные и другие».

Учитель: Каждый музей по-своему неповторим. Каждый хранит и передаёт будущим поколениям запечатлённые мгновения прошлого.

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?..

Вслед за А.С.Пушкиным при изучении каждого предмета мы задаём вопросы: «Что? Где? Когда? Кто?» Именно в музее мы стараемся получить ответы на все эти вопросы.

В Пензенской области действуют 15 музеев, в том числе – государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» федерального значения. В городе Пензе – восемь, среди них три уникальных, не имеющих аналогов в мире.

(Рассказ сопровождается показом Презентации )

Это – музей одной картины имени Георгия Васильевича Мясникова. Он был открыт 12 февраля 1983 года по адресу – улица Кирова, дом 11. В этом году у него юбилей – 30 лет. Единственный в России и мире музей такого рода, который не имеет постоянной экспозиции. А знаете ли вы, что в списке "Форбс" наш музей отмечен в одном ряду с итальянским Музеем Туринской плащаницы, Музеем колокола Свободы из США, французским Музеем штабного вагона маршала Фоша и несколькими другими оригинальными художественными хранилищами.
Музей-театр имени Всеволода Эмилиевича Мейерхольда. Музей был открыт в мемориальном доме на улице Володарского, отреставрированном в 1984 году. В концепции экспозиции три составные части: жизнь семьи Мейерхольда в Пензе (1874-1895 гг.); "Маскарад" М.Ю. Лермонтова в постановке В.Э. Мейерхольда; авторские театры современности, концепции театрального авангарда. Он расположен на территории бывшей городской усадьбы, в деревянном доме (1881 г.). Рядом находится здание бывшего завода Мейерхольдов. Оба здания входят в комплекс "Уголок старой Пензы". Уникальность в том, что это и музей, и театр одновременно.
«Дом истории российской» – так с гордостью можно назвать этот мемориал, расположенный на улице Ключевского. Это единственный в стране музей этого ученого-историка. Согласитесь, не многие знают что, начиная с 1991 года, именно здесь проводятся общероссийские и международные научные конференции.

Картограф: Ребята, сегодня мы с вами совершили виртуальную экскурсию по уникальным памятным местам родного города. Протяжённость нашей экскурсии – 6, 67 км. Перед вами маршрут.

III этап «Итоговый»

Учитель: Ребята, а что нового вы узнали сегодня на классном часе?
– Какие уникальные памятные места расположены в нашем родном городе?
– Какие выводы из увиденного и услышанного вы сделали?

(Ответы учащихся)

Ученик читает:

А над Пензою такая неба синь!
Солнце встало из малиновой зари.
Свое сердце из груди в ладони вынь
И его с добром всем людям подари.
Не жалею я ни красок и ни слов,
Чтоб полнее свои чувства передать.
В мире много есть красивых городов,
Только лучше нашей Пензы не сыскать.
Здесь всегда душа российская живет,
Поселилась с незапамятных времен.
И поэтому наш пензенский народ
Добротою и талантом одарен.
Салтыков-Щедрин и Лобачевский...
Разин здесь бывал и Пугачёв,
Мейерхольд, Белинский и Ключевский,
Лермонтов, Куприн и Огарёв...
Родина российского ты цирка,
Кузница спортивных ты побед,
Ты – талантов щедрая копилка,
Город, что в зелёное одет!
Мировой музей одной картины,
Городских соборов купола...
Пенза, о тебе воспели гимны
Нежным звоном их колокола.
Над Сурой-рекой склонились берега,
Обрамляя воды зеленью садов.
Ты мне, Пенза, словно мама дорога.
Ты жемчужина российских городов.

В.Гвоздев

Учитель: Этим стихотворением мы заканчиваем наш классный час, посвящённый нашему любимому городу в преддверии его славного юбилея – 350-летия, которое торжественно будет отмечаться в сентябре 2013 года.

Использованная литература:

1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка. Москва, 1997 г.
2. Дмитриева Анна «Второе рождение «Кукушки». // «Пензенская правда» – 2012 – 19 июня – № 45, с.82.
3. Сурский В. «Который час, кукушка?» // «Пензенская правда» – 1974 – 18 октября (№245) – с.4
4. Малышев Евгений «Мегафон открыл «Шкатулку»// «Улица московская» – 2010 – 19 ноября (№43) – с.4

Информационные ресурсы:

Свердловская область Артемовский городской округ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

номинанация: методическая разработка

классный час по теме

«Памятники родного города»

разработал учитель 1категории

МБОУ «СОШ №3»

Симоненко О.А.

г. Артемовский, 2018г.

Тематический классный час по теме «Памятники родного города».

Пояснительная записка.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны. Воспитание зрелой гармоничной личности невозможно без знания истории родного края . Поэтому школа должна прививать чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну. Об этом сказано в документе «Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года».

Что такое малая Родина? На этот вопрос пожалуй ответит каждый человек. А знает ли он историю родного края? Скорее всего нет. С этой проблемой классный руководитель встречается часто. Поэтому необходимо знакомить учеников с историей малой родины, посещать экскурсии по памятным местам города. В этом году нашему городу исполняется 80 лет. Данный классный час приурочен к этой дате.

Классный час адресован ученикам 5 класса.

Цель занятия. Привлечь внимание обучающихся к культурному, историческому наследию малой родины, рассказать о ярких страницах жизни нашего города.

Задачи.

1. Расширить кругозор учеников, изучая исторический материал о своей малой родине.

2. Способствовать формированию гражданской позиции учеников, чувству принадлежности к своему краю.

3. Способствовать созданию мини – проекта « Мой прадед – защитник отечества»

Прогнозируемый результат :

При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:

Познавательный интерес к истории своей «Малой родины».

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с памятниками города.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы:

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Умение выражать речь в устной и письменной форме;

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета и живое общение с родственниками.

Результатом данного мероприятия послужит мини – проект «Книга памяти». Выставка работ будет приурочена ко Дню победы или Дню защитника Отечества. На следующем классном часе, посвященному «Дню защитников Отечества» обучающим будет предложено рассказать о своем прадеде, воевавшем в ВОВ 1941-1945г.

Продолжительность мероприятия 40-45 минут.

Оборудование – мультимедийный проектор, компьютер, доска.

План классного часа .

« Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем».

    Вступительное слово .

Родина – страна, в которой человек родился и вырос, гражданином которой является. Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сѐла.

Наша Родина – это Родина Пушкина и Лермонтова, Королева и Циолковского. Известная поговорка гласит: «Человек без Родины – соловей без песни». Соловей лишенный своего хрустального голоса всего лишь маленькая серая пугливая птичка. Но соловей своей соловьиной песней зажигает сердца, пробуждает любовь, будит нежность, заставляет плакать и задыхаться от счастья, он наполняет мир несказанной красотой. Как соловей силен своей песней, так человек силен своей Родиной, своими корнями, своим Отечеством.

У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным. В этом году нашему городу Артемовский исполняется 80 лет. Наш город имеет свои памятные места. И вы ребята должны знать о их истории.

    Ученик читает стихотворение «Мой любимый город» (автор Бархатов Александр).

    Учитель. Сегодня у нас с вами предстоит совершить экскурс по памятным местам нашего города (учитель показывает фото памятников города и предлагает назвать их и указать местоположение). После ответов учеников учитель рассказывает о памятниках нашего города, истории их появления. Приложение 1.

4.Учитель. В нашем городе несколько памятников, посвященных войнам, погибшим в годы ВОВ 1941-1945г. Эта война не обошла стороной ни одну семью. Ваши прадеды воевали на разных фронтах, отдавали свои жизни за наше мирное существование. Многие из них не вернулись с фронта, лишь некоторым удалось выжить. Прошло уже много времени после этих страшных событий. Сейчас практически не осталось живых ветеранов, но память о них живет в наших сердцах. Мы должны помнить о их подвигах. Эти памятники напоминают нам о той страшной войне, унесшей жизни миллионов. В ваших семьях есть человек, который воевали или даже погиб, защищая Родину. Я предлагаю вам ребята вспомнить о ваших предках, и создать мини- проект « Помним о подвиге наших предков».

Учитель дает Д.З. учащимся и предлагает в любой форме рассказать о своем предке, воевавшем с 1941-1945 на разных фронтах ВОВ или тружениках тыла и оформить страницу памяти (к 9 мая в классе оформляется выставка из работ учащихся). Страницы оформляют в едином стиле на уроке информатики и объединяют в альбом «Помним о подвиге наших предков». Материал можно использовать для ежегодной акции «Бессмертный полк» Приложение 3.

    Получив информацию об истории памятников г. Артемовский, учащиеся делятся на 3 группы. Учитель проводит интерактивную игру по данному историческому материалу. Приложение 2.

Правила игры

Группам предложено табло с разделами, на которых представлены названия и стоимость вопросов. Каждая команды выбирает вопрос. Дается 1 мин. на подготовку, команды отвечают. За каждый правильный ответ команда получает выбранное количество баллов. Если команда не отвечает, то право ответа переходит к противникам. Игра заканчивается после ответов на все вопросы. Подводится итог по набранному количеству баллов и объявляется победитель. Все вопросы игры посвящены памятникам г. Артемовский

    Учитель. По окончанию мероприятия учитель подводит итог данного классного часа и напоминает об истории памятников и жителях города, внесших вклад в победу в годы ВОВ 1941-1945г.

Приложения.

    Приложение «Памятники города Артемовский».

    Приложение « Интерактивная игра».

    Приложение « Проекты учащихся».

    Приложение « Описание работы».

    Приложение «Фото - отчет».

Используемые информационно образовательные ресурсы

Тураева Ангелина

Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, там, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для нас это наш город Саранск.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Исследовательская работа

«Памятники нашего города»

Выполнила: Тураева Ангелина,

Ученица 4 А класса

Руководитель: Исаева Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

Саранск 2014

Введение.

Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, там, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для нас это наш город Саранск.

Каждый день мы ходим по знакомым улочкам нашего города , спешим по делам. Часто не замечаем вещи, которые нам кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность. Узнать об историческом прошлом своего народа мы можем из книг по истории, кинофильмов, рассказов старших и учителей. А ещё об историческом прошлом нам многое могут рассказать памятники, которые есть и в нашем городе.

Мы обменялись мнениями с одноклассниками, но оказалось, что многие из нас не знают памятники нашего города. Мы провели опрос среди учеников 2 – 4 классов. (Приложение 1)

В нашем городе много памятников, но люди мало знают об их истории, не все памятники известны жителям нашего города и ещё меньше они знают о событиях, в честь которых установлены эти памятники. Почему?

Но ведь памятники, как и люди, имеют свою судьбу. Народная молва гласит: "Не зная прошлого, нельзя жить в настоящем". Любовь к Родине начинается именно с любви к родному городу. Наш город связан со многими великими событиями и интересными людьми. Вот почему для нас было важно заняться вопросом изучения истории создания памятников, которые хранят память о событиях и людях, важно, чтобы люди помнили историю.

Так возникла идея исследовательского проекта «Памятники города Саранска».

Цель проекта : Расширять представление о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями.

Объект исследования : памятники города Саранска.

Предмет исследования : история создания памятников города Саранска.

Продукт проекта: буклет и презентация "Памятники города Саранска"

Задачи:

1. Посетить архив, краеведческий музей, библиотеку и собрать материал об истории создания памятников нашего города.

2. Провести опрос и анкетирование учащихся.

3. Подготовить буклет и презентацию « Памятники города Саранска».

Гипотеза: история создания памятников связаны с историей нашей страны, с развитием нашего города.

Методы:

1.Сбор и обработка информации по теме (статьи журналов, газет, справочная литература, архивные материалы).

2.Опрос, анкетирование.

3. Интервью.

4. Классификация.

Что же такое памятник? Памятник – это, прежде всего память о человеке, о месте, о каком либо событии. Они дают нам возможность познакомиться с людьми, которые изображены, увидеть их и даже потрогать, узнать героев войны и труда, чьи фамилии вычерчены на мемориальных досках. Памятники помогают приблизиться нам к той эпохе, в которую жили и совершали подвиги эти люди. Ведь мы – граждане России, и наш долг знать и чтить историю нашей страны и малой родины.

Через знакомство с памятниками можно проследить историю развития города и целой страны.

Какие же памятники есть в нашем городе?

В каждом городе есть места и сооружения, посвященные памяти человека или события. В Саранске таких мест много. Это и памятники известным людям, и сооружения, построенные в память о каком-то событии. У каждого такого места или постройки своя интересная история.

Я ездила по городу, фотографировала памятники, прочитала литературные источники.

1. Памятники, построенные в память об исторических событиях.

а) Памятники, связанные с историей основания города.

Основание крепости Саранск

На этом месте в 1641 году была основана крепость САРАНСК как важный ФОРПОСТ в юго-восточной окраине Российского Государства

В 1982 году в центре столицы Мордовии была установлена скульптурная композиция, посвящённая основателям саранской крепости. На месте современного Фонтанного спуска (ранее Московского) в семнадцатом веке возвышалась оборонно-сторожевая башня, в дальнейшем послужившая границей крепостного вала Саранска. Автор памятника, посвящённого строителям города, – скульптор В.П.Козин.

Военная крепость, построенная в 1641 году, являлась юго-восточной сторожевой точкой Российского государства. Один из старейших городов Среднего Поволжья – Саранск, образованный на холме между заболоченных мест ("сара" в финно-угорских языках имеет значение "болотистый"), до восемнадцатого века оставался важным форпостом, сдерживающим набеги кочевников.

Приблизительное расположение оборонительной крепости в современном городе – это территория Советской площади и Пушкинского парка, окружённая в своё время земляными валами и глубокими рвами. С 1651 года Саранск становится уездным городом и в разные времена относится к Казанской, Азовской, Симбирской и Пензенской губерниям. В течении девятнадцатого и двадцатого века город неоднократно менял свой облик (трижды сгорал дотла и отстраивался заново). До наших дней не дожила ни дозорная башня, ни крепость. Историческим напоминанием служит камень-памятник, посвящённый строителям города Саранска. Саранск - один из старейших городов Среднего Поволжья. Он возник в 1641 году как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства, основан на перекрестке больших гужевых трактов, соединявших Астрахань с Москвой, Крым с Казанью.

Мордовский ученый И. К. Инжеватов в своих работах по топонимике Мордовии говорит о происхождении названия Саранск. Если внимательно посмотреть на карту Мордовии, то невольно обратишь внимание на то, что она пестрит названиями с одинаковой основой - сар : Саранск, Инсар, Санаксара, Сарга, Инсаровка, Большая Сарка, Малая Сарка и т. д. Это слово встречается и на картах соседних с Мордовией областей.

В переписях мордовских населенных пунктов, проводившихся в XVII и XVIII веках, встречаются также слова сара, санаксара, сарлей, саргужа, сарпомра.

Слово сара в финском, карельском, эстонском и в других финно-угорских языках употреблялось и ныне употребляется для обозначения болотистых, засоченных мест.

Саранск действительно возник на берегу, окруженном большими сарами. Речка Саранка, называвшаяся в XVII веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заболоченную площадь. Дальше, за линией нынешней железной дороги, начиналась другая сара, очень обширная, отчего она и получила название Инсар (ине - большое). Река Инсар создавала широкую заболоченную пойму.

Первоначально город назывался Саранеск.

Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом с угловыми деревянными башнями и высоким частоколом. С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы. С внутренней - возвышались еще и деревянные стены с приспособлениями для обороны.

Первыми поселенцами Саранской крепости были казаки и стрельцы, которые несли здесь сторожевую службу. До XVIII века город делился на слободы, которые первоначально были укреплены.

С 1651 года Саранск - уездный город. При образовании губерний в 1708 году он причисляется к Азовской, затем к Казанской, Симбирской, а с 1801 года к Пензенской.

За более чем трехвековую историю город был свидетелем многих событий. В 1670 году Саранская крепость была осаждена и взята отрядами Степана Разина, после чего Саранск становится одним из опорных пунктов разинцев. В 1774 году в город вошел со своим войском Е. И. Пугачев, встреченный населением с большими почестями.

Памятник Е. Пугачеву.

На развилке улиц Короленко и Волгоградской, где с 27 июня по 3 июля 1774 г. располагалась ставка проходивших через Саранск пугачевских войск. Увековечено это место монументальным сооружением в виде крепостной стены с чугунными пушками и гранитной глыбой.

Здание по ул. Советской № 49-а (во дворе гостиницы "Центральная"). В нем 28 июля 1774 г. архимандрит Александр принял Е. И. Пугачева с крестом и евангелием. На здании в 1974 г. установлена мемориальная доска.

Памятное место на перекрестке улиц Коммунистической и Рабочей, у дома № 9, что у моста через р. Инсар. Мемориальная доска с надписью: "Здесь 27 июля 1774 года жители города Саранска торжественно встречали предводителя крестьянской войны Е. И. Пугачева".

Пугачевская палатка (ул. Московская, 48). Эта старинная каменная палатка принадлежала вдове саранского воеводы Каменицкого. Она овеяна легендами, повествующими о грозных событиях 1774 г. Здесь, по преданию, Е. И. Пугачев устраивал пиршества, здесь же, с высокого крыльца па латки, читались его "царские манифесты", здесь же по жалобе птичницы и по приказу предводителя восстания была казнена - повешена на воротах - и сама вдовствующая воеводша.

Памятник "Навеки с Россией"

В честь многовековой дружбы мордовского народа с русским и другими народами страны. Авторы: скульптор И. Д. Бродский, архитектор И. А. Покровский. Открыт 6 ноября 1986 г.

Памятник расположен на Аллее Дружбы.

Аллея Дружбы. Заложена в честь 500-летия добровольного вхождения мордского народа в состав Российского государства. 1985 год.

б) Памятники, сооружённые в честь исторических крупных побед Советской Армии и подвига русского народа в Великой Отечественной войне .

Памятник воинам Мордовии, павшим в Великой Отечественной войне .

Открыт 9 мая 1970 г. Композиция монумента проста и торжественно строга. Мать - Мордовия вручает меч сыну-солдату. На стоящем возле памятника 18-метровом гранитном пилоне надпись: «Вечная слава воинам, павшим в боях за свободу и независимость Советской Родины в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Вы ушли из жизни, чтобы спасти жизнь. Подвиг ваш, имена ваши навеки в сердцах благодарного народа». Рядом с памятником горит Вечный огонь. Скульптор Н. В. Томский, архитектор А. Н. Душкин.

В 2004-2005 годах с южной стороны памятника установлена мемориальная стена (архитекторы В. А. Бродовский и И. В. Соловьёв) - дугообразное сооружение длиной 54 метра с двумя рядами колонн, между которыми расположены 10 пилонов, облицованных чёрным полированным камнем, с именами воинов - уроженцев Саранска, погибших в годы Великой Отечественной войны.

6 мая 1995 года был открыт построенный рядом с памятником Музей боевого и трудового подвига 1941 - 1945 гг. (архитекторы Р. Г. Кананин, А. В. Костин). Рядом с музеем устроена экспозиция боевой бронетанковой и артиллерийской техники под открытым небом.



Мемориальное кладбище

На кладбище похоронены видные деятели науки, культуры и искусства: писатель П. С. Кириллов, скульптор С. Д. Эрьзя, художники Ф. В. Сычков, В. Д. Хрымов, композитор Л. П. Кирюков, певец И. М. Яушев, ученый М. Н. Коляденков.


Размещается на западной окраине города. Здесь находятся братские могилы участников Великой Отечественной войны, умерших от тяжелых ран в эвакогоспиталях Саранска. На пьедестале у Вечного огня стоит Скорбящая мать. Авторы монумента - скульптор Н. И. Кондратьев и архитектор П. П. Данеленко.

Каждый год в День Победы, 9 Мая, тысячи горожан приходят на кладбище, возлагают на могилы венки, цветы. Приспущены знамена, молодежь дает клятву быть достойной памяти своих отцов

Памятник "Самолет"

Расположен в центре города на пересечении улиц: Советская-Пролетарская, недалеко от Государственного русского драматического театра Мордовии.

Сооружен в память о боевых подвигах земляков-авиаторов, храбро защищавших нашу Родину от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Установлен в день XXX- летия Победы 9 мая 1975 года.

Памятник «Побег из ада »

Побег из ада… Каждый житель Мордовии знает о легендарном подвиге Героя Советского Союза, нашего земляка Михаила Девятаева, сумевшего вырваться из безнадежного фашистского плена на вражеском самолете. Имя летчика увековечено в книгах и фильмах, в названии одного из боевых кораблей Российского флота… Инициатор установки памятника - автор проекта «Всероссийская аллея славы» Сергей Сердюков – племянник одного из девяти заключенных концлагеря, помогавших Михаилу Девятаеву. Совершенно бескорыстно Сергей и его брат Михаил решили установить десять памятников участникам «Побега из ада» - по одному на малой Родине героев… На гранитном памятнике – изображение бомбардировщика, на котором улетели из концлагеря заключенные, надпись: «Побег из ада» и имена всех участников побега: Михаила Девятаева, Трофима Сердюкова, Ивана Кривоногова, Владимира Соколова, Владимира Немченко, Федора Адамова, Ивана Олейника, Михаила Емеца, Петра Кутергина, Николая Урбановича. Слова под ними – словно низкий поклон героям от всех, ныне живущих: «Потомки благодарны вам, родные, за то, что вы выстояли и победили»…


Памятник "Танк Т-34"

Установлен в год 40-летия Победы в честь труженников Мордовии, собравших в годы Великой Отечественной Войны средства на строительство танковой колонны "Мордовский колхозник". Расположен в северо-западном районе города.

Наименован решением горсовета от 15 ноября 1983 года в честь Героя Советского Союза П. А. Цаплина (1906-1937).

Бульвар Цаплина расположен в северной стороне Светотехники рядом с ул. А. Лусс, соединяет ул. Веселовского и Пушкина. В канун 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов на бульваре установлен танк Т-34. Памятный знак поставлен в честь тружеников тыла республики, собравших более 36 миллионов рублей на строительство танковой колонны "Мордовский колхозник".

Памятник Подольским курсантам

Установлен в год 40-летия Победы в честь курсантов Подольских военных училищ проходивших военную подготовку в 10-м запасном полку в г. Саранске, проявивших массовый героизм, мужество и отвагу в октябре 1941 года при защите Столицы нашей родины - Москвы.

Образован на стыке улиц Гагарина, Комарова и пр. "50 лет Октября". Создавался на пустыре в юго-западной части. В начале 70-х годов определились контуры зеленой зоны и пешеходные дорожки. Посажены деревья, кустарники, поставлена металлическая ограда.

В 1985 году страна широко отмечала 40-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. В честь этого знаменательного события 6 мая 1985 года в сквере был установлен памятный знак в честь воинского подвига курсантов подольских училищ - защитников Москвы в 1941 году.

Легендами овеян подвиг подольских курсантов, принявших неравный бой с отборными моторизованными частями гитлеровцев под Москвой в октябре 1941 года. Две недели они сдерживали противника на Малоярославском направлении, выигрывая время для усиления обороны столицы Советской Родины. В числе курсантов сражались юноши, присланные в училища с призывного пункта Саранска. Этот пункт тогда находился в районе нынешнего Юго-запада .

В память о героическом подвиге воинов-курсантов в сквере, названном их именем, на массивном бетонном постаменте установлена 75-миллиметровая пушка. На прикрепленной к переднему плану постамента плите. обозначен орден Отечественной войны и надпись: "Памятный знак установлен в год 40-летия Победы в честь курсантов подольских военных училищ, проходивших военную подготовку в 10-м запасном полку в гор. Саранске, проявивших массовый героизм, мужество и отвагу в октябре 1941 года при защите столицы нашей Родины Москвы". Перед памятным знаком благодарные горожане возлагают цветы.

Студентам, учившимся в МГУ им Н.П. Огарева и погибшим во время ВОВ 1941-1945 гг.

в) Памятники, которые отражают историю нашей страны.

Памятник погибшим в годы Гражданской войны 1918 года.

Возник в 1951 году на углу ул. Московской и Республиканской на основании постановления Совета Министров МАССР от 28 апреля и решения горсовета от 22 мая 1951 года. Сюда, к стенам Мордовского республиканского краеведческого музея с Советской площади перенесли останки борцов за дело революции и с почестями перезахоронили в братской могиле. На земляном холмике поставили небольшой обелиск, увенчанный пятиконечной звездой. Ниже обелиска лежала металлическая плита с именами продкомиссара П. С. Семенова, сотрудницы "Известий ВЦИК" агитатора А. Я. Лусс, продармейцев П. Н. Лукина, Д. И. Зотова, Н. А. Крупнова, И. В. Сазонова, П. Е. Трушина, И. С. Максимова. Подножие памятника окаймила массивная металлическая цепь, растянутая на столбиках. Строительство памятника и склепа "Борцам революции" закончилось к сентябрю 1951 года. В его сооружении принимали участие старый большевик М. И. Спиридонов, красногвардейцы П. И. Мишин, А. Д. Спиридонов.

К 60-й годовщине Великого Октября сквер полностью перестроен. В центре на большом земляном холме памятник "Борцам за Советскую власть". Авторы памятника - ленинградский скульптор Г. Д. Гликман, архитектор профессор В. С. Васильковский

Памятник "Героям-стратонавтам"

Если вы приехали в Саранск поездом, то на привокзальной площади увидите памятник героям-стратонавтам. На высоком круглом постаменте стоит бронзовая фигура юноши, устремленного ввысь. С какой бы стороны вы ни смотрели на эту фигуру, впечатление одно, его руки сейчас станут крыльями, и он устремится далеко к звездам. Этот памятник - символ мужества, романтики, жажды подвига. Он как бы приветствует наших гостей и зовет всех у подвигу во имя процветания нашей Родины.

Кто они герои стратонавты? На постаменте портреты-барельефы покорителей стратосферы Павла Федосеенко, Андрея Васенко и Ильи Усыскина и надпись - "Героям-стратонавтам". Это они начинали прокладывать дорогу в космос.

В январе 1934 года они поднялись на стратостате на высоту 22 км. Полет осуществлялся на стратостате "Осоавиахим-1", разработанном А. Васенко. При спуске стратостат потерпел аварию и упал на территории Мордовии. Один из стратонавтов - Илья Усыскин - уроженец Мордовии. Герои похоронены на Красной площади в Москве. Горожане чтут память отважных стратонавтов. Их фамилиями названы улицы.

Памятник "Героям огнеборцам"

Установлен в честь погибших при выполнении служебного долга героям огнеборцам:

Тенякшев М.А. - 1967г.
Кемаев Г.А. - 1974г.
Шапкин В.В. - 1982г.
Безруков А.С. 1983г.
Акмайкин О.Б. 1996г.

Памятник воинам-интернационалистам был установлен на площади Победы в 2005 году. Авторы памятника – архитектор В.А. Бродовский и скульптор Н.М. Филатов.

2.Памятники, связанные с именами известных людей (писателей, учёных, общественных деятелей, героев)

а) Памятники известным людям, чьи имена связаны с историей мордовского края.

Памятник C.Д. Эрьзе

Памятник открыт 4 ноября 1996 г. к 120-летию со дня рождения С. Д. Эрьзи. Скульптор Н. М. Филатов, архитектор В. В. Годунов.

Одной из достопримечательностей Республики Мордовия является Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи. История его образования уходит в предвоенное время. 14 марта 1941 года Совет Народных Комиссаров Мордовской АССР принял Постановление об открытии в Саранске художественной картинной галереи, но война надолго задержала образование музея. Он был открыт 10 января 1960 года и назван Мордовской картинной республиканской галереей имени Ф.В. Сычкова.

Памятник М.Е. Евсевьеву.


Памятник А.И. Полежаеву

На перекрестке улиц Пролетарской и Полежаева в 1967 году открыт памятник поэту, революционеру-демократу Александру Ивановичу Полежаеву. Автор памятника - скульптор М. И. Кожина. Поэт изображен в рост в накинутой на плечо шинели. Фигура отлита из цветного металла.

А. И. Полежаев (1804-1838 гг.) в Саранске провел года раннего детства. Родился он в с. Рузаевка Рузаевского района в имении помещиков Струйских. Нелегкая судьба была у поэта. За вольнолюбивые стихи он был сослан Николаем I на Кавказ.

Жители Мордовии высоко чтут память А. И. Полежаева. Одна из центральных улиц названа его именем. Мордовским книжным издательством выпущены в свет сборники стихов Полежаева, его творчеству посвящены исследования, книги.

Полежаев (Александр Иванович, 1805 - 1838) - выдающийся поэт. Отец его - помещик Пензенской губернии, Струйский, мать - крепостная этого помещика, выданная впоследствии замуж за саранского мещанина Полежаева, от которого поэт и получил свое имя.

Памятник Н.П. Огареву

Установлен у входа в главный корпус Мордовского госуниверситета.

Огарев Николай Платонович , русский революционер, публицист, поэт. Родился в Петербурге. Из дворян. С 1830 учился в Московском университете, где вокруг Огарева и его друга А. И. Герцена возник студенческий кружок, ярко выраженной политической направленности. Летом 1834 О. вместе с некоторыми др. участниками кружка был арестован, в апреле 1835 сослан в Пензенскую губернию. С 1839 получил разрешение жить в Москве. С 1840 печатал стихи, сочувственно встреченные В.Г. Белинским. 1841-46 провёл большей частью в Германии, Италии, Франции; слушал курс лекций по философии и естественным наукам в Берлинском университете, посещал медицинскую школу в Париже. С конца 1846 жил в Пензенском имении. В 1850 вновь арестован, но вскоре освобожден. В 1856 эмигрировал в Великобританию.

Н.П. Огарев вошел в русскую литературу как продолжатель традиций поэзии декабристов. В его творчестве отразилась история души лучших людей России 30-40-х годов.

Родился Огарев в Петербурге, в семье богатого пензенского помещика. Еще в детстве (в середине 20-х годов) познакомился с Герценом и стал его другом и саратником навсегда. Друзья мечтали посвятить свою жизнь освобождению народа, продолжить подвиг декабристов, в чем однажды поклялись на Воробьевых горах.

Огарев - выдающийся деятель русского освободительного движения, замечательный мыслитель, публицист и поэт.

Памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову

Всего памятников адмиралу Ф.Ф. Ушакову в Саранске три. Первый - стелла на аллее Славы посвящена уроженцу Мордовии адмиралу флота Ф.Ф. Ушакову. Взгляд горожан и гостей Саранска она привлекает парусником, венчающим ее.

Второй памятник, работы скульптора Н.М. Филатова, располагается на Большевистской улице.
Третий памятник располагается около нашей школы № 3.

Выдающийся русский флотоводец, адмирал. Окончил Морской кадетский корпус (1766). Служил на Балтийском флоте, с 1769 года в Донской (Азовской) флотилии, участвовал в русско - турецкой войне 1768 - 1774 годов.
В 1944 году в СССР учреждены военный орден Ушакова двух степеней и медаль Ушакова. Его именем названа бухта в Беринговом море и мыс в Охотском море.

. С Мордовией тесно связано имя выдающегося русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова. Знаменитый адмирал, выигравший все свои военные сражения и не потерявший ни одного корабля, не сдавший врагу в плен ни одного своего матроса, отдал всю свою жизнь служению флоту. В Мордовии он провел последние годы своей жизни; во время Отечественной войны 1812 года на его средства здесь были построены госпиталь для раненых солдат, больница и церковь. Причисленный Русской Православной церковью к лику святых, Святой Феодор почитается как покровитель Мордовии. Его мощи покоятся в Санаксарском монастыре Темниковского района республики. В центре Саранска, у северной стороны Свято-Федоровского кафедрального собора, воздвигнут памятник легендарному адмиралу. В монументе воплощена идея сохранения памяти о героическом прошлом русского народа. Бронзовая скульптура установлена на высоком пьедестале, облицованном гранитом. Адмирал изображен без головного убора, в правой руке он держит подзорную трубу, левая рука опущена к шпаге.

К Саранску легендарный флотоводец имеет опосредованное отношение - последние годы жизни он провел в своем имении Алексеевка на территории республики. После недавней канонизации Ушаков стал святым покровителем военных моряков и почти таким же героем Саранска, как скульптор Эрьзя.

б) Памятники, посвящённые известным русским писателям, общественным и церковным деятелям.
Памятник А.С. Пушкину

Установлены в парке культуры и отдыха им. А. С. Пушкина, а также на Фонтанном спуске ведущем к парку.

В 1899 г. в ознаменование 100-летия со дня рождения поэта городскому саду было присвоено имя "Пушкинский" и установлен памятник-бюст А. С. Пушкину. Этот памятник хранится в Республиканском краеведческом музее. В 1977 г. вместо него воздвигнут новый памятник Пушкину, скульптор Е. Ф. Белашова и архитектор В. Воскресенский.

Пушкин вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах. А. Блок говорил: "Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин".

Памятник Патриарху Никону

Памятник в честь Никона, шестого Патриарха Московского и всея Руси, был открыт в 2006 году. Алексий II освятил его в день открытия. Авторы памятника – скульптор Н.М. Филатов и архитектор С.П. Ходнев.

С именем Патрираха Никона связаны важнейшие церковные и политические события в жизни Русского государства. На территории России только в Саранске есть памятник, посвящённый Никону. Власти Мордовии решили в этом монументе увековечить память церковного деятеля, сыгравшего важнейшую роль в христианизации мордовского народа.

Установка памятника была приурочена к 400-летию со дня рождения русского святителя. Хотя родился патриарх Никон в селе Вельдеманово соседнего нижегородского края, в Саранске его считают сыном мордовского народа. К его юбилею на месте родительского дома патриарха был установлен поклонный крест из черного мрамора с надписью "Его Святейшеству Патриарху всея Руси Никону от мордовского народа"

Памятник В.Высоцкому.

Установлен в парке им.А.С.Пушкина.

После Октября 1917 года в городах и весях Российской республики, а потом и в СССР появились монументы, посвящённые лидерам правящей коммунистической партии. Особенно много памятников было поставлено в честь В.И. Ленина.

Памятник В.И. Ленину

На Советской площади в 1960 году открыт памятник В. И. Ленину. Авторы его - народный художник СССР, академик, скульптор Н. В. Томский, архитектор А. Н. Душкин.

Главное культовое сооружение - памятник вождю мирового пролетариата. Посаженные тридцать лет назад елочки выросли и сильно повлияли на потерю величия грозной фигуры.

Величественная фигура вождя отлита из бронзы, постамент сделан из темно-красного полированного гранита. У памятника - живописный сквер, цветники. Сюда приходят горожане и гости нашего города.

3. Памятники, связанные с развитием науки и техники, культуры и быта, памятные места, связанные с современным развитием нашего города.

Это новые памятники, ставшие любимыми местами отдыха горожан, символизирующие человеческие ценности: добро, веру, любовь. С сооружением этих памятников связано и возникновение новых традиций у жителей нашего города.

Памятник лисе.

Лиса является неким символом Республики Мордовия. Она присутствует как на гербе республики, так и на гербе Саранска - столицы Мордовии.

Впервые красная лиса появилась на гербе города Саранска в 18 веке, и тогда она символизировала богатство окрестных лесов ценными пушными зверями и охотничий промысел. Для современного же города и его жителей лиса стала символом ума, богатства и предприимчивости.

В июне 2011 года город отмечал 370-летний юбилей.

По такому случаю ОАО "МордовСпирт" (крупнейший производитель высококачественного спирта и алкогольной продукции) подарил городу бронзовую лисичку.

Памятник расположен на набережной реки Саранки, у здания художественной школы имени Рябова.

Есть и особенно душевные памятники, вернее, романтичные. В августе 2009 года был открыт Лисий мостик. Он расположен в зоне отдыха перед Мордовским музеем изобразительных искусств. В центре на постаменте из 3 стрел находится символ Саранска - лиса. Здесь же закреплены шары предсказаний. С их помощью можно заглянуть в будущее. А если погладить хвост лисе - разбогатеешь, нос - встретишь удачу. Автор проекта В. Кузнецов.

Памятник семье.

В 2008 году во многих городах России появились памятники, посвященные семье. Этот год был официально признан годом семьи в нашей стране.

В Саранске памятник счастливой многодетной семье был установлен рядом с Храмом Федора Ушакова, на пересечении улиц Советская и Демократическая.

Памятник гостеприимству "Будьте как дома!", который расположился возле центральной гостиницы "Саранск" столицы Мордовии, вошел в десятку самых необычных в России. Его автором является эрзянский скульптор Григорий Филатов.

В центре Саранска, напротив парка им. А. С. Пушкина, «выросло» символическое «Дерево любви и согласия». Новый арт-объект подарен городу компанией «Мегафон», отметившей таким необычным образом 12-летие с начала своей работы в Мордовии. Скульптура высотой более двух метров, представляет собой кованый дуб с зелеными листьями и желудями. Дерево это непростое: если молодожены повесят на его ветвях замок, а ключ бросят в расположенную поблизости реку, их союз ничто не сможет разрушить.

У здания роддома установлен памятник « Новая жизнь». Бронзовый мальчик в капусте обещает исполнение желаний.

Памятник дворнику.

4 мая 2010 года за зданием городской администрации в Саранске был установлен памятник дворнику.

Создатель бронзового дворника - известный в республике скульптор Григорий Филатов, назвавший свое творение "дядя Федор" и работавший над ним около года.

Уже немолодой мужчина, в шапке ушанке, высоких сапогах, фартуке и с привычным инструментом в руках убирает мусор в улиц города - вот так представлен этот памятник в Саранске.

Для тех, кто никогда не бывал в столице Мордовии, могу сказать, что это самый чистый и благоустроенный город России. Поэтому памятник дворнику - это не только интересный туристический объект, но и дань людям, занимающимся уборкой и благоустройством на улицах города.

Памятник сантехнику.

Памятник обычному сантехнику установлен во многих городах и странах. Два года назад он появился и в Саранске. Находится памятник на Коммунистической площади рядом с фонтаном-ромашкой. Добродушный сантехник с гаечным ключом в руке, поправляя шляпу, весело смотрит на всех прохожих. Местные жители признаются, что памятник вызывает у них улыбку. Кое-кто даже бросает в «люк» монетки. А несколько раз кто-то положил рядом букетик цветов.

Много новых памятников появилось в парке им. А.С. Пушкина. В парке представлены работы скульптора Филатова. В скульптурах воплощены герои пушкинских сказок: «Кот ученый на цепи», «Старик со старухой у самого синего моря»

Памятник ученому коту из Лукоморья. Кот выполнен в мультяшно-сказочном стиле.

«Старуха Шапокляк»

Композиция « Поцелуй»

В 2012 году, в августе для празднования тысячелетия единения русских и мордвы была построена площадь Тысячелетия. На площади у библиотеки установлены памятные камни. Они будут напоминать жителям города о празднике.

Цветы 1000-летия. (Были установлены к празднику единения мордвы с народами России)

Еще одно здание. Это - Мордовский национальный театр.

Перед театром шесть колонн. Между колоннами четыре фигуры. Они аллегоричны.

Старец, опирающийся на посох - связь с прошлым, с корнями своего народа.

Юноша, выпускающий птицу - символ устремленности в будущее.

Мокшанка держит в руках братину (чашу) - символ гостеприимства мордовского народа.

Эрзянка держит в руке ветку цветущей яблони - символ расцвета мордовского искусства.

Всего, по данным министерства культуры, в Саранске оказалось 112 памятников.

Выводы.

Познакомившись с памятниками своего города, я разделила их на группы:

1. Памятники, построенные в память об исторических событиях;

2. Памятники, связанные с именами известных людей (писателей, учёных, общественных деятелей, героев);

3. Памятники, связанные с развитием науки и техники, культуры и быта, памятные места, связанные с современным развитием нашего города.

В ходе проведённой работы было установлено, что все памятники имеют огромную ценность, отражают историю нашей республики и страны. Они являются хранителями памяти о тех событиях, которые были в разные времена, о людях, которые творили историю.

Необходимо знать историю создания памятников, чтобы эти знания передавались из поколения в поколение. В последнее время в городе сооружены новые памятники, ставшие любимыми местами отдыха горожан, символизирующие человеческие ценности: добро, веру, любовь. С сооружением этих памятников связано и возникновение новых традиций у жителей нашего города.

Предложения.

Выступить с презентацией своей работы для учащихся нашей школы с целью популяризации знаний об истории памятников нашего города.

Заключение.

Проходя мимо того или иного памятника, задумываешься, вспоминаешь, удивляешься. Оказывается, многие исторические события не прошли мимо нашего города. Культурное наследие, доставшееся нам, необходимо содержать в порядке, следить за тем, чтобы памятники не подвергались разрушению. Ведь нельзя строить будущее, не зная своего прошлого.

Наша задача не только содержать памятники в порядке, а знать историю своего народа, города, района и эти знания передавать потомкам.

Они являются напоминанием о нашей богатой истории, являются связующим звеном с нашими предками. Ведь человеческая мудрость гласит: "Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего".

" Пока человек не прикоснётся к истории, он пребывает во младенчестве, ибо существует днём сегодняшним. Каждое поколение оставляет плоды своего труда и умственной деятельности, но много ли это наследие значит, если прервётся связь времён, и потомкам нашим мы не сумеем передать исторической памяти? " – это строки из книги С. Бахмустова " Разорванное ожерелье".

Список литературы

1.Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

2. Знакомьтесь: Саранск. Путеводитель - справочник. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.

3. Куклин В.Н. Биографии саранских улиц. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.

4. Косенков А. Я иду по родному городу. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979.

5. Саранск - столица Мордовии. Рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей. - Саранск: издательский центр историко - социологического института МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007.

6. Саранск зажигает огни. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.

Зеленоград - единственный из административных округов Москвы, по земле которого прошла передовая линия фронта - последний рубеж обороны столицы.

С 29 ноября по 8 декабря 1941 года на нашей земле шли ожесточенные бои. Железнодорожный поселок Крюково, деревня Матушкино стали последними населенными пунктами, захваченными фашистами. До последнего не верилось мирным жителям, что придется покидать родные дома, прятаться в землянках, сохраняя жизнь себе и своим детям. Сильные морозы, напористость хорошо вооруженного неприятеля, рвавшегося к Москве, усложняли создавшуюся обстановку. Проявляя стойкость, героизм и мужество, наши войска после тяжелых оборонительных боев 6 декабря перешли в наступление, опасность захвата Москвы была ликвидирована.
Память человеческая жива до сих пор. От слова «память» происходит слово - памятник. Памятников в нашем городе и его окрестностях много. Мы расскажем о тех, что расположены на территории Зеленограда и посвящены Великой Отечественной войне.

ГЕРБ-ЗЕЛЕНОГРАДА
В щите московской формы левая узкая перевязь, скошенная серебром и золотом. В верхнем зеленом поле золотая с серебром стилизованная микросхема в форме прямого равноконечного креста. В нижнем красном поле серебряный памятник-монумент защитникам Москвы.
Щит наложен своей верхней частью на красный, мурованный золотом, фигурный зубец стены Московского Кремля. Над зубцом золотая лента с надписью красными буквами: "МОСКВА".
Щитодержатели - две белки натуральных цветов, сидящие на двух перекрещенных ветвях натуральных цветов - дубовой слева и еловой справа. Ветви перевиты золотой лентой с надписью зелеными буквами - "ЗЕЛЕНОГРАД".

Монумент.
Памятник-монумент защитникам Москвы был открыт 24 июня 1974 года и расположен на 40-м километре Ленинградского шоссе у въезда в Зеленоград.
Под бронзовым венком покоится прах сотен советских воинов. На венке надпись:
«Никогда Родина-мать не забудет своих сыновей».
На зеленом откосе кургана три остроконечных уступа встали как бы символической преградой на пути к Москве, олицетворяя неприступность земли русской. На одном из уступов слова:
«1941. Здесь защитники Москвы, погибшие за Родину, остались навеки бессмертны

Танк.
Памятник расположен на гранитном постаменте, на левой стороне от шоссе из Москвы. Рядом с памятником установлена мемориальная плита с текстом:
«Здесь 30 ноября 1941 г. доблестные воины 16 армии
и московского народного ополчения остановили врага.
С этих рубежей 6 декабря 1941 г. они начали разгром
немецко-фашистских захватчиков».
Памятник был установлен в 1966 году.

Рубеж-1941 год.
При въезде в город, напротив памятника-монумента на 40-м километре Ленинградского шоссе, в начале Панфиловского проспекта, стоит железобетонный литой знак «Рубеж-41».
По первоначальному замыслу архитекторов предполагалось, что таких памятных знаков будет несколько - вдоль всего Панфиловского проспекта, вплоть до Пятницкого шоссе. Таким образом, была бы обозначена символическая передовая линия фронта от Ленинградского шоссе до деревни Баранцево.
Знак установлен в декабре 1981 года.

Памятник «Воинам 354-й ордена Ленина, Краснознаменной,
ордена Суворова Колинковичской стрелковой дивизии
за ратный подвиг 1941-1945 гг. от благодарных
земляков-пензенцев. 1991 г.»

Парк-победы.
Рядом с Ленинградским шоссе, в начале Панфиловского проспекта, возле знака «Рубеж-41» установлен памятный знак из гранитной глыбы, привезенной из города Пензы, где формировалась 354-я стрелковая дивизия. Памятник установлен в 1991 году в дни празднования 50-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой и посвящен первому боевому крещению дивизии в боях за деревню Матушкино в 1941 году.

Спасская церковь
Спасская церковь в Зеленограде появилась в начале XVIII века. Это кирпичный собор в стиле московского барокко с шатровой двухъярусной колокольней. Северный и южный приделы были пристроены позже. Внешне храм приятно отличается своей скромной простотой, а вот поздние пристройки выглядят уже более нарядно. Также вы можете заглянуть в Филаретовскую церковь.
В самом центре Зеленограда расположен "Парк победы".
Основан он в честь 40-летия победы. Рядом находится большой городской пруд, дом культуры и префектура.
Достопримечательностью данного места можно считать большой многоступенчатый каскад ряд фонтанов.
Несколько небольших бассейнов, выложенных мозаикой в сине-фиолетовых тонах, располагаются на разных уровнях и спускаются от центральной площади к большому Городскому пруду, являя собой маленькие водопады.
Завершается каскад тремя фонтанами.
Поскольку в каскаде используется проточная вода, то его небольшие и неглубокие бассейны стали излюбленным местом малышни, готовой в них плескаться жаркими летними днями напролет.

Московского института электронной техники (МИЭТ).

9 декабря 1965 г. считается днем основания Московского института электронной техники (МИЭТ). Ректорат тогда располагался в трех комнатах корпуса 101.
На первый курс дневного факультета МИЭТа к 1 сентября 1966 года было принято 220 человек. Кроме того, из других вузов (МИФИ, МВТУ) были переведены на второй курс 30 студентов.
Первый год занятия шли в школе на Северной зоне. Здание там еще не было достроено, и сначала собирались перенести начало учебных занятий на декабрь 1966 г. Но, чтобы не нарушать традиции, нашли другое решение: как и полагается, учеба началась с 1 сентября… Аудитории располагались на первых двух уже построенных этажах: студенты ходили по одной лестнице, а строители - по другой, достраивая третий и четвертый этажи.
Так же заселяли общежитие в студенческом городке (корпуса 02-05): сначала там жили строители, а по мере готовности поселяли студентов.»

Мы любим наш город и гордимся им всем сердцем!

    С учетом этого были разработаны поисковые задания классам в рамках проекта, составлена программа.

    Пояснительная записка

    Проект выполняется на протяжении всего второго полугодия и включает в себя учебные занятия в рамках внеурочной деятельности «Я- исследователь». Работа над проектом предполагает совместную деятельность учащихся, родителей и учителя.

    Цели: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город , путём исследования памятников истории.

  • Образовательная:
  • Развивающая:
  • Воспитательная:

Задачи:

1.Способствовать формированию интереса к истории Отечества, своего города, расширение представлений об истории малой Родины;

2.Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;

3. Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их творческие способности;

4.Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

5. Способствовать сплочению коллектива для совместной творческой деятельности.

6.Развитие коммуникативно-речевых умений.

7.Познакомиться с историческими событиями, связанными с возникновением памятников города Шарыпово.

8.Научить обобщать и обрабатывать информацию, используя информационно-коммуникационные технологии;

9.Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

Прогнозируемый результат.

2.Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей учеников в учебно-воспитательном процессе.

3.Фотографии, рисунки, выпуск альбома (презентации) «Памятники моего города»

Актуализация проекта.

Материалы исследования можно использовать на уроках литературы, истории, краеведения, а также во внеклассной работе. Материал поможет сделать занятия яркими, запоминающимися. Эмоциональный настрой таких уроков очень высок. Изучение памятников открывает большие возможности для воспитания нравственно-ценностных ориентаций школьников, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений.

Основание проекта.

Данный проект ориентирован на выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие. (Культура, развитие, основа, реализация, успешность).

Участники, партнеры проекта :

учителя, ученики, родители учащихся;

работники Краеведческого музея

Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения .

Вопросы направляющие проект

Основополагающий вопрос

Нужно ли сохранять памятники?

Что такое памятники?

Методы исследования.

  • поиск и обработка информации;
  • экскурсия и изучение исторических материалов;
  • анализ изученных материалов;
  • обобщение полученных данных;
  • синтез как самостоятельная часть исследования.

Цель исследования: Какие достопримечательности города Шарыпово вы знаете?

Провести экскурсию по городу, узнать какие памятники есть в Шарыпово, в память чего они установлены? Собрать фотоматериалы и информацию о достопримечательностях города, сотрудничая с Краеведческим музеем города.

Дидактические цели проекта:

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,

Понимание учеником исторических сведений о городе, памятниках города.

Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Методические задачи:

Найти исторические сведения о городе, памятниках. Создать альбом (презентацию) о памятниках городе.

Выбор тем индивидуальных исследований учащихся: памятники города, мемориальные доски.

Выдвижение гипотез решения проблем:

Мы провели анкетирование и увидели, что ребята мало знают о своем городе, его памятниках, достопримечательностях.

Ведущая деятельность.

Творческая, поисковая, исследовательская.

Ожидаемые результаты:

Для учеников:

Развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

Самореализация.

Для педагогов:

Повышение профессионализма;

Для родителей:

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с расширением знаний о своём родном городе Шарыпово. В частности, младшими школьниками выполняется поиск информации из разных источников (документы историко-краеведческого музея, книги) о памятных достопримечательностях города. В результате своей поисковой деятельности учащиеся представляют подготовленные ими материалы в виде сообщения на листе формата А4 для дальнейшего сшивания в общий альбом.

Принципы реализации проекта:

В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) Принцип развития - отражает четкую ориентацию на развитие личности.

2) Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

3) Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

4) Принцип доступности - предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

Познавательные занятия, экскурсии, встречи;

Продуктивная деятельность;

План проекта.

Реализация проекта осуществлялась в 6 этапов.

I этап - Подготовительный , включает в себя: диагностирование детей с целью выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города. Анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном городе.

II этап - Погружение в проект

Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта. Составление учителем презентации для родителей. Представление стартовой презентации учителя для школьников с целью выявления интересов и уровня знаний по предложенной теме. Формирование групп по интересам, распределение ролей в группах для проведения исследований и определение формы представления результатов. Деление на группы Предварительное совместное планирование продвижение по проекту.

III этап - Основной (реализация проекта) включает в себя:

Выдвижение гипотез решения проблемы. Организовать и провести экскурсию по городу, посетить Краеведческий музей. Сбор информации в Интернете, накопление и обсуждение ее в группе, предварительная самооценка работы группы. Самостоятельная или групповая работа по выполнению исследования (дифференцированно: сильные ученики -составление презентаций, слабые ученик - дополнений к ней.) Рефлексия, проверка учителем активности участников группы, завершение продвижения по проекту.

Оформление результатов проектной деятельности. Самостоятельная работа групп. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде сообщения на листе формата А4 для дальнейшего сшивания в общий альбом. Также свои сообщения ребята дополняли фотографиями, иллюстрациями.

IV этап. Итоговый (Представление результатов работы)

Защита своих работ (урок - выступление). Оценивание результатов проекта школьниками, родителями и учителем. Заполнение оценочного листа по критериям, выбранным детьми. Сшивание всех материалов в один альбом «Памятники нашего города». В конце учитель может предложить викторину. Например: учитель показывает учащимся объекты на экране и просит ответить на вопросы.

V этап. - Подведение итогов, награждение детей.

VI этап. Рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Памятники моего города »

« Памятники моего города »




Аннотация проекта.

Одна из актуальных задач, стоящих перед учителем, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить, оценивать происходящее, строить свою жизнь в соответствии не только с собственными интересами, а с учетом интересов и требований окружающих его людей. Решение данной задачи тесно связано с формированием нравственных качеств личности. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Одной из таких задач является воспитание гражданственности, патриотизма.. Именно из любви к своей малой Родины воспитывается и любовь к России в целом.


Тема проекта «Памятники моего города» актуальна и интересна. Изучение памятников раскрывает учащимся связи родного города с Родиной, формирует познавательный интерес к истории города.

В основе проектной работы лежат поиск, интерес к прошлому.


  • этот проект универсальный, его возможно реализовать в условиях большинства школьных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители. Сведения о городе доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
  • Проект учитывает специфику младшего школьного возраста (1-2 класс), поэтому работа над выбранным детьми модулем строится по упрощенной схеме, т.к. преследуют следующие цели:
  • -заинтересовать ребенка, увлечь историей родного города,
  • -способствовать укреплению семейных связей, общению старшего и младшего поколения.

  • Перед началом работы над проектом мы попытались выяснить, что учащиеся знают об истории города, в котором живут. С этой целью было проведено анкетирование. Оно показало следующее:
  • знают об истории города – ___14_%
  • знают памятники Шарыпово, историю их создания – __23__%
  • хотели бы расширить и углубить свои знания по истории своего города – __87___%

  • Цели: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город, путём исследования памятников истории.
  • Образовательная: сформировать у учащихся основы знаний о проектной деятельности. Актуализировать знания о программе Windows (назначение, возможности). Познакомиться с историей нашего города, через изучения достопримечательностей (памятники). Узнать сколько памятников есть в городе.
  • Развивающая: способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса к предметам, навыков работы в программе Windows, а также развивать умение представлять готовый продукт.
  • Воспитательная: Формирование нравственных основ и воспитание патриотического мировоззрения, уважительного отношения к своему городу и его жителям через изучение достопримечательностей г. Шарыпово. Воспитывать толерантность, умение работать в группе, уважительное отношение к историческому прошлому своего города и памятникам культуры.

  • Задачи:
  • Способствовать формированию интереса к истории Отечества, своего города, расширение представлений об истории малой Родины;
  • Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;
  • Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их творческие способности;
  • Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
  • Способствовать сплочению коллектива для совместной творческой деятельности.
  • Развитие коммуникативно-речевых умений.
  • Познакомиться с историческими событиями, связанными с возникновением памятников города Шарыпово.
  • Научить обобщать и обрабатывать информацию, используя информационно-коммуникационные технологии;
  • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

  • Прогнозируемый результат.
  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города, культурных ценностях.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей учеников в учебно-воспитательном процессе.
  • Фотографии, рисунки, выпуск альбома (презентации) «Памятники моего города»

  • Персональные компьютеры;
  • Мультимедийный проектор;
  • Цифровой фотоаппарат;
  • Стандартная программа Windows
  • Альбом (формат А4)
  • Принтер, сканер
  • проекционная система.
  • Интернет
  • Материалы из Краеведческого музея

Отражается ли прошлое в настоящем?


  • Нужны ли памятники городу и людям?
  • Как памятники города Шарыпово связаны с историей России?
  • Памятник украшение или достопримечательность?
  • В чём проявляется связующая нить поколений?
  • Нужно ли сохранять памятники?
  • Как людям сохранить то, что создано раньше?

  • Что такое памятники?
  • Какие памятники в нашем городе вы знаете?
  • В честь каких событий они были установлены?
  • Сколько памятников в нашем городе?


Ход исследований

Для того, чтобы узнать, каким был город в прошлом, мы:

  • Побывали в городском музее
  • Сходили на экскурсии
  • Побеседовали с жителями города разных возрастов
  • Обобщили и сделали выводы

  • Ожидаемые результаты:
  • Для учеников:
  • - ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
  • - развитие у детей инициативы,

активности, самостоятельности;

  • - самореализация.
  • Для педагога:
  • - повышение профессионализма;
  • - внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
  • - личностный и профессиональный рост;
  • Для родителей.
  • - повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

  • - Познавательные занятия, экскурсии, встречи;
  • - Продуктивная деятельность;
  • - создание альбома «Памятники моего города», выставка фотографий, рисунков.

Деятельность участников проекта на различных этапах

п/п

Этапы

Задачи

Подготовительный

Деятельность учащегося и родителей

выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города.

Деятельность педагога

Проведение диагностики детей (анкетирования родителей)

Проведение анкетирование, анализ анкет


Погружение в проект (Организационно-ознакомительный)

Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта.

Формирование групп по интересам, распределение ролей в группах для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Деление на группы

Представление стартовой презентации учителя для школьников, родителей с целью выявления интересов и уровня знаний по предложенной теме.


Основной

(реализация проекта)

Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта.

Оформление результатов проектной деятельности.

Сбор информации: посещение музея. Изучение беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность. Выполнение работ; оформление,

Самостоятельная работа групп

Конкурс фотографий ,

Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед: о городе. Организация экскурсий по городу, в краеведческий музей.


Итоговый.

(Представление результатов работы) .

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города, культурных ценностях.

Выступление и защита своих работ. Сшивание всех материалов в один альбом «Памятники нашего города».

Учитель наблюдает и консультирует.


Подведение итогов

Итоговое обсуждение проекта с гостями, родителями.

Благодарность за работу в проекте


Рефлексия.

Выявить уровень итоговое диагностирование детей и

анкетирование родителей.

Обсуждение перспективы развития проекта (создание альбома, презентации с целью дальнейшего использования.

Выявление лидеров,





В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные