Квинтовый круг: Говорим о музыке простыми словами. Квинтовый круг мажорных тональностей: чёткая схема для тех, кому приятна чёткость

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта сайт. Мы продолжаем изучать музыкальное искусство, а также интересные моменты связанные с ним. Сегодня мы посмотрим на еще одну закономерность, помогающую быстро вычислить все возможные гаммы с их ключевыми знаками. Начнем же из далека, можно сказать, с истоков этого знания... В одной из статей мы писали про древнегреческого философа , который много времени посвящал изучению музыки и придавал ей одно из самых важных значений в жизни человека. Кроме всего прочего он был, как вы помните, математиком и многие явления объяснить пытался с помощью алгебры. Также известно его учение об интервалах, которое именно он привнес в музыку. Более того - вся вселенная, по мнению ученого несёт в себе что-то вроде музыкальной гармонии. Гармония же немыслима без интервалов, поэтому даже между планетами солнечной системы, Пифагор был уверен, существуют .

Итак, нужно ли постоянно применять формулы построения гамм мажорных или минорных для того чтобы построить необходимую нам гамму? Можно и применять, а можно просто запомнить сколько знаков (диезов или бемолей) у каждой тональности. В определении того сколько знаков при ключе у той или иной тональности нам и поможет квинтовый круг тональностей. В чем же его смысл?

Как мы уже говорили выше Пифагор искал способы применения математического подхода в музыке и квинтовый круг - есть подтверждение того, что музыка действительно чем-то похожа на математику... Возьмите, например тональность до-мажор - самая простая тональность и от тоники постройте вверх.

Получите ноту соль и тональность соль-мажор, с одним ключевым знаком.

Далее от соль чистую квинту (далее ч.5) вверх - получите следующую тональность уже с двумя знаками "диез" при ключе. Кстати, чтобы узнать какой именно будет нота при которой будет стоять знак, нужно построить ч.5 вверх, но уже не от тоники, а от первого ключевого знака (ноты фа-диез, которая была при ключе в соль-мажоре).

Таким образом, у вас уже не будет сомнений следующая тональность с тоникой "ре" и двумя знаками при ключе фа-диез и до-диез - все соответствует тональности ре-мажор.

Так и движемся пока не дойдем до тональности, в которой целых семь диезов при ключе - это тональность До-диез мажор.

С бемолями при ключе всё то же самое, только движемся на ч.5 вниз от нужной ноты. Например опять от "до" в до-мажоре - получим ноту "фа"

и тональность фа с одним знаком бемоль при ключе, значит это фа-мажор.

И если хотим определить второй ключевой знак в следующей , то от ноты рядом, с которой стоит бемоль при ключе строим ч.5 вниз и получим новый ключевой знак.

В нашем случае мы получим ноту ми-бемоль и получается в третьей от до-мажора тональности (если двигаться в бемольную сторону) будут уже знаки си-бемоль и ми-бемоль при ключе, что является верным для гаммы си-бемоль мажор.

Таким образом, можно получить абсолютно все возможные тональности до семи знаков бемоль при ключе. Просто строим последовательно ч.5 от тоник всех тональностей (начиная с до-мажора) и диезов каждый раз будет на один больше. Также и с бемолями, только ч.5 строим вниз.

Что же касается минора, то минорные гаммы идентичны мажорным в плане числа знаков при ключе, это просто параллельные им тональности. Найти же их просто, для того же до-мажора - берём и от тоники (ноты "до") строим вниз интервал малую терцию (1,5 тона) полученная нота и есть тоника параллельной минорной тональности (ля-минор).

Но для гитаристов удобнее, наверное, просто запомнить аппликатуры всех необходимых гамм во всех их позициях и тогда не нужно будет отсчитывать каждый раз формулы мажорных или минорных гамм, а также использовать описанный в данной статье квинтовый круг. С опытом игры вы запомните по всему грифу и даже не будете задумываться сильно на этот счет.

Подписывайтесь на , чтобы не пропускать новые статьи. Удачи вам.

Квинтовый круг довольно известное понятие музыкальной теории, но, к сожалению не все знают для чего он нужен и как его можно использовать в своей музыкальной практике.

Обычно квинтовый круг описывают как — спираль тональностей расположенных по часовой стрелке по квинтам вверх от ноты C, а против часов по квинтам вниз либо по квартам вверх (отсюда еще одно название кварто-квинтовый круг тональностей).

Хоть и квинтовый круг действительно является кругом тональностей, его использование гораздо шире, чем просто нахождение количества знаков в той или иной тональности.

Поскольку моя цель давать вам максимально насыщенную информацию, которой нет в большинстве учебников, то и про квинтовый круг необходимо рассказать все, что я знаю или смог найти в дополнительных источниках.

Итак, первое, что стоит знать – квинтовый круг отражается взаимодействие всех 12 звуков хроматической гаммы.

Как известно, хроматическая гамма – это искусственно созданная ладовая структура, которая практически не встречается в чистом виде, так как не имеет тонального или модального центра.

Отображение нот в квинтовом круге ближе к музыкальной действительности.

Хроматика отображает минимальное возможное деление в нашей музыкальной системе координат (темперированный строй) и является математической структурой, а квинтовый круг отражает математическое соотношение 3:2 и основано на физических законах.

Посмотрите на круг, отображающий взаимодействие хроматики и квинтового круга

Квинта это самый совершенный интервал после октавы, который является 3 в обертоном ряду.

Как известно, квинтовое движение в басу и мелодии звучит наиболее завершено и является основой каденций, а движение от 5 ступени к первой (кварта – обращение квинты) является основой гимнической интонации.

Еще один интересный факт для тех, кто не знал. Фортепиано чаще всего настраивают именно по квинтам.

Можно сказать, что это самый главный интервал в музыке:). Ну еще и гитаристы любят играть квинтами, поскольку они идеально чисто звучат при игре через дисторшн.

И последний факт – в первые квинтовый круг описан нашим соотечественником Николаем Павловичем Дилецким, что не может не радовать. Русские изобрели квинтовый круг:)

Если двигаться от ноты ДО по квинтам, то мы неизбежно столкнемся с явлением энгармонизма тональностей. Когда тональности состоят из одинаковых звуков, но разных нот. Об этом я записал специальный видеоурок.

Немного о самых явных вещах для тех, кто впервые слышит о квинтовом круге.

Двигаясь по кругу, мы попадаем в новую тональность, в которой количество знаков всегда на один больше, чем в предыдущей. На самом круге написаны и названия тональностей и знаки. Но для того чтобы запомнить сами знаки, Вы можете также воспользоваться квинтовой схемой.

Диезы начинаются от F# и идут по квинтам вверх.

А бемоли начинаются от Bb и идут по квинтам вниз.

Например, Вы посчитали, что нота B это 5 шаг по квинтам от ноты С – значит, количество диезов тональности 5 и нужно построить 5 квинт от ноты F# — F#-C#-G#-D#-A# это и будут нужные нам диезы.

Теперь поговорим о более интересных особенностях круга.

Давайте взглянем на сам круг и посмотрим, какие ноты окружают ноту C:

Вправо это G

Влево это F

А это S и D тональности.

То есть круг можно использовать как подсказку для нахождения основных функций в любой тональности!

Это его первое скрытое свойство.

Тональность и модуляции

Другим важным свойством квинтового круга является то, что он наглядно показывает гармоническое тяготение аккордов. Мы можем его увидеть, если будем двигаться по кругу против часовой стрелки. Вы можете заметить, что аккорд IV или F для до мажора расположен после тоники, то есть, направлен за тональность к аккорду Bb мажор.

По этой причине большинство классических оборотов основаны на движении от II ступени к V, а не от IV. IV ступень, как правило, вводится в начале построений, например, так I-IV-viio-III-VI-II-V. Многие теоретики даже предлагают рассматривать IV ступени, как II без тоники.

Поскольку такая интерпретация логичнее с точки зрения физики и музыкального восприятия.

С помощью квинтового круга Вы можете выстраивать модуляции в прогрессиях, так как ближайшие 7 тональностей и есть наиболее употребляемые для модуляций (включая минорные).

Движение по квинтовому кругу с заменой на аккорды соответствующие тональности позволяет получить известные гармонические качели.

Например, Em-Am-D7-G-C-F#7b5-B7

прогрессия из песни Shadows in your smile и сотни других. Движение характерно для джаза. Обратное движение также возможно.

Также более сложные виды кварто-квинтового движения можно использовать для создания последовательностей современной , но об этом я напишу в отдельной статье.

Также если двигаться от любой ноты 5 раз по часовой стрелке, то получим все ноты пентатоники.

Как видите, кварто-квинтовый круг это отличная шпаргалка для , теории, модуляции и запоминания тональностей.

Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о у нас уже была. Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в .
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.

По наличию ключевых знаков тональности можно разделить на три группы: без знаков, с диезами при ключе, с бемолями при ключе. Не бывает в музыке такого, что знаками в одной тональности будут и диезы и бемоли одновременно.

А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.

Таблица тональностей

Итак, внимательно рассмотрев этот список, необходимо отметить несколько важных моментов.
По очереди к тональностям приплюсовывается по одному диезу или бемолю. Их добавление строго оговорено. Для диезов последовательность следующая: фа, до, соль, ре, ля, ми, си . И никак иначе.
Для бемолей цепочка выглядит так: си, ми, ля, ре, соль, до, фа . Заметьте, что она обратна последовательности диезов.

Вы наверняка отметили такой факт, что одинаковое количество знаков имеют по две тональности. Они называются . Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Советую прочитать её.

Определение знаков тональности

Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.

Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте. Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.

  • Например, нужно определить знаки тональности Ля мажор. Перечисляем диезные ноты: фа, до, соль. Соль на ноту ниже, чем тоника ля, следовательно, у тональности ля мажор три диеза (фа, до, соль).

Для мажорных бемольных тональностей правило немного другое. Перечисляем последовательность бемолей до ноты, которая следует за названием тоники.

  • Например, у нас тональность Ля бемоль мажор. Начинаем перечислять бемоли: си, ми, ля, ре. Ре – это следующая нота после название тоники (ля). Поэтому в тональности Ля бемоль мажор четыре бемоля.

Квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей – это графическое изображение связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Можно сказать, что всё то, что я объяснял вам до этого, наглядно присутствует на этой схеме.

В таблице квинтового круга тональностей исходной нотой или точкой отсчета является До мажор. По часовой стрелке от неё отходят диезные мажорные тональности, а против часовой стрелки – бемольные мажорные тональности. Интервалом между ближайшими тональностями является квинта. Также на схеме изображены параллельные минорные тональности и знаки. С каждой последующей квинтой у нас прибавляются знаки.

Дмитрий Низяев

Давайте попробуем сделать какие-нибудь наблюдения, имея под руками такую наглядную систему как кварто-квинтовый круг. Сами по себе проявляющиеся закономерности, может статься, и не будут для Вас новы, но даже Ваши старые знания смогут систематизироваться и стать для Вас проще в применении. А может, Вы обнаружите и что-то неожиданное для себя.

Например, у многих учащихся вызывает ощутимые трудности запоминание того, какие ключевые знаки имеют разные тональности. Большинству людей приходится запоминать это простым зазубриванием. Другие при упоминании имени тональности вспоминают ноты тех пьес, которые им доводилось играть. Вот Вам еще один способ: запомнить положение тональности на круге, как на циферблате часов. Само положение укажет Вам количество знаков.

А кстати, Вы обратили внимание, что при построении круга (на прошлом занятии) новые ключевые знаки появлялись тоже по квинтам? В соль-мажоре - знак "фа", а в следующем ре-мажоре добавляется "до". Между "фа" и "до" - квинта. Но это просто интересное наблюдение, не более.

А вот другое полезное открытие от разглядывания круга: новый, последний знак в правой половине круга всегда оказывается на VII ступени тональности ("фа" в соль-мажоре, "соль" - в ля-мажоре и т.д.) Значит, Вам достаточно запомнить порядок следования знаков, всего-то семь штук, и Вы в две секунды сможете вычислить их количество в любой тональности. Скажем, ми-мажор. Знаки появляются в порядке "фа-до-соль-ре-ля-ми-си". Какой из них будет VII-й ступенью в ми-мажоре? "Ре", четвертый по порядку. Ответ: в ми-мажоре четыре диеза. Чем не способ?

Посмотрите теперь в левую, бемольную половину круга. Там закономерность обнаруживается обратная (снова симметричность вездесущая!). А именно: если в диезах последний знак был предпоследней ступенью тональности, то в бемолях, наоборот, предпоследний знак - последняя ступень, то есть, попросту, тоника. Например, в тональности ми-бемоль-мажор три знака: "си", "ми" и "ля". Предпоследний из них - тоника. Следовательно, и здесь Вам просто нужно запомнить порядок следования знаков - и их количество будет вычисляться моментально и легко.

Еще одна симметрия. Сравните-ка порядок появления для диезов и для бемолей:

Каково? Похоже на стихи-перевертыши, не правда ли? "А роза упала на лапу Азора". Читается в любом направлении одинаково.

Еще понаблюдаем. Например, как в круге соотносятся положения одноименных тональностей. До-мажор стоит на самом верху, а до-минор - на "девяти часах" - и следовательно, имеет три бемоля в ключе. Увидели? (было бы здорово, если бы Вы приучились все эти наблюдения делать в уме, не справляясь по картинке (см.рис.). Но это можно и со временем). Теперь возьмите (или вообразите) бумажный кружок, чтобы его можно было вложить в круг и поворачивать. Нарисуйте на нем двухвостую стрелочку, охватывающую четверть окружности. Вложите в круг - и она, в каком бы положении ни оказалась, всегда покажет на одноименные тональности. Не правда ли, похоже на хитрую игрушку? И вывод для облегчения Вашей жизни готов: одноименные тональности всегда имеют разницу в три ключевых знака, причем мажор располагается в диезной стороне относительно минора. Хм, картинка смахивает на обложку к фантастическому роману о путешествиях во времени…

Еще один фокус. Малополезный, но красивый. Если "поводить пальчиком" по схеме, двигаясь по хроматической гамме, то получается довольно занимательная траектория, правда? (см. рис.)

Еще наблюдение, лежащее на поверхности: знаменитая кварто-квинтовая секвенция, по имени "золотая" - это просто равномерное пошаговое движение по этому кругу. Помните, когда мы знакомились с ней, я говорил, что эта секвенция может продолжаться бесконечно - теперь-то понятно, почему. Ведь она движется не по прямой, а по кругу! И после двенадцати звеньев будет вынуждена замкнуться на свое собственное начало.

А теперь попробуйте придумать множество разных секвенций - или хотя бы проследить по этому кругу те, что мы разбирали в том занятии - и Вы обнаружите, что наиболее красивые и естественные сочетания аккордов в них соответствуют движению по соседним ячейкам круга, как по лестнице. А наиболее резкие и неожиданные сочетания - это скачки по этому же кругу между далеко отстоящими ячейками. О как!

Между тем, движение по- и против часовой стрелки звучит неодинаково. Посмотрите, как соотносятся межу собой трезвучия двух любых соседних позиций круга. Например, соль-мажор и до-мажор. "Соль" является доминантой для "до", а вот "до" для "соль" - субдоминанта, верно? А психологически движение от доминанты к тонике звучит более естественно, чем наоборот, потому что в первом случае означает разрешение напряженности, а во втором - ее нагнетание. Наиграйте теперь ту же "золотую" кварто-квинтовую последовательность трезвучий, идущую по кругу в ту и в другую сторону (примеры 2 ). Согласитесь, что первый пример звучит не столь натянуто и искусственно, как второй - потому что в каждом его звене реализуется движение от доминанты к тонике или против часовой стрелки по нашему кругу. Таким образом Вы можете взять на вооружение, что вот такое "вращение" аккордов в Вашей музыке против часовой стрелки будет психологически вести Вашего слушателя к разрешению, к успокоению, "домой". А обратное движение уместно применять, наоборот, при нагнетании напряженности, подготовке кульминации.

Давайте теперь, как мы собирались в предыдущем занятии, проследим на круге, как расположены тональности первой степени родства (или просто - родственные). Вырезаем бумажный кружок с одной стрелкой от центра. Ставим его в наш круг, указываем на до-мажор. В прошлый раз мы уже отыскали для него все родственные тональности, теперь давайте вертеть стрелку:

Ре-минор : шаг влево от центра
Ми-минор : шаг вправо от центра
Фа-мажор : шаг влево от центра
Соль-мажор : шаг вправо от центра
Ля-минор : возврат в центр

Когда я первый раз это проделал, я был в шоке! Мало того, что стрелка ни разу не ушла от "дома" дальше, чем на один шаг, так она еще танцует вокруг него кадриль! И опять приходит в центр в конце концов. Апофеоз симметрии, да?

Картина ничуть не хуже и для исходной минорной тональности. Берем ля-минор и "танцуем" от него родственные тональности:

До-мажор : стрелка неподвижна
Ре-минор : шаг влево от центра
Ми-минор : шаг вправо от центра
Фа-мажор : шаг влево от центра
Соль-мажор : шаг вправо от центра

Практически то же самое, верно? Это и не удивительно: ведь для обеих исходных тональностей "родня" такая же, поскольку количество знаков и, следовательно, диатонический звукоряд у них общий.

Единственное нарушение этой стройной картины связано с шестой родственной тональностью, которая - помните? - была включена в список позднее и с известной долей условности, а именно, с использованием ступеней гармонического лада. Разжуем это. Как известно, гармонический лад (и мажор, и минор) отличается присутствием увеличенной секунды между VI и VII ступенями. В до-мажоре это ноты "ля" и "си". Как Вы можете расширить этот интервал? Только одним путем: понижением "ля". Поскольку "си" повышать некуда. Теперь попробуйте построить все трезвучия, в которых полученный "ля-бемоль" может участвовать. Это будут трезвучия "ре-фа-ля" (и с понижением "ля" оно становится уменьшенным); "фа-ля-до"(здесь мажор сменяется минором); и "ля-до-ми"(мажорное трезвучие превратится в увеличенное). Как Вы сами понимаете, ни увеличенное, ни уменьшенное трезвучия не могут служить тониками для искомых тональностей. Вот и выходит, что если мы примем в законный состав до-мажора ноту "ля-бемоль", то получаем в распоряжение только одну новую родственную тональность - фа-минор. На круге это будет "120 градусов против часовой стрелки". Следите за мыслью? Это и будет шестая и последняя родственная тональность для мажора.

Вкратце повторим этот путь для ля-минора. В гармоническом ладу нужна увеличенная секунда между ступенями VI и VII, т.е. между "фа" и "соль". "Фа" понижать некуда, так что получаем "соль-диез". Трезвучия с участием "соль-диеза" будут такие: "до-ми-соль" (мажорное станет увеличенным); "ми-соль-си" (минор станет мажором); и "соль-си-ре" (мажорное станет уменьшенным). Снова только одна новая тональность - ми-мажор. Отыщем ее на круге - 120 градусов по часовой стрелке от ля-минора. То есть, картина абсолютно та же, с точностью до наоборот! Зеркальная ситуация. Оказывается, даже принудительное внесение дополнительной родственной тональности симметрии не нарушает. О как!

Квинтовый круг помогает удобно запоминать музыкальную гармонию и изучать Он позволяет эффективно выучивать лады и ключевые знаки, поэтому понимание принципа его работы чрезвычайно важно для всех студентов, осваивающих музыкальную теорию.

Понятие кварто-квинтового круга

Кварто-квинтовый круг - это особая система расположения по степени родства, то есть отличия по количеству знаков одной от другой различных тональностей. В графическом виде он наглядно изображается в виде схемы замкнутой окружности, в которой с одной - правой - стороны находятся по восходящему квинтовому ряду тональности с диезами, а с левой - по нисходящему ряду - с бемолями.

Если осуществлять по часовой стрелке движение по квинтовому кругу, первая ступень (тоника) последующих мажорных тональностей будет отстоять вверх от предыдущих на интервал, равный пяти ступеням, то есть на чистую квинту. При этом в ключе всегда будет прибавляться один знак - диез. В направлении против часовой стрелки нисходящий интервал также будет составлять 3,5 тона. При этом в каждой последующей тональности будет увеличиваться количество бемолей.

Для чего используется эта система?

Кварто-квинтовый круг тональностей применяется для определения количества знаков (диезов, бемолей) при ключе. Также его используют для поиска родственных тональностей и определения степени их близости. К родственным тональностям первой степени относятся мажоры и миноры, отличающиеся от исходной на один знак альтерации. Также к ним относятся находящиеся в круге по соседству, параллельные к ним и к исходной. Чем ближе друг к другу в круге находятся тональности, тем выше степень их родства. В том случае, если между ними имеется больше трех-четырех шагов, значит, близости нет. Многие композиторы использовали принцип движения по кругу при написании своих произведений, например Ф. Шопен ("24 прелюдии") и И. С. Бах ("Хорошо темперированный клавир"). В XIX-XX веках он нашел отражение в джазовых композициях и рок-музыке, но использовался в трансформированной форме, которая называется (для построения аккордов использовалась не только квинта, но и кварта).

Принцип нахождения мажорных тональностей с диезами

Итак, давайте разберемся, как "работает" квинтовый круг и каким образом добавляются знаки альтерации в разных тональностях. Принцип действия системы таков: сначала берется одна исходная тональность. Нам известна ее тоника. Для определения первой ступени следующей тональности отсчитаем пять нот вверх. Тоника родственной тональности будет находиться на пятой ступени исходной, то есть на ее доминанте. Таким образом, интервалом для вычислений служит квинта. Именно из-за использования пяти ступеней для определений тональностей квинтовый круг и получил свое название. Теперь рассмотрим Правило таково: они переносятся из исходной тональности в последующую, плюс к ним (к шестой ступени) добавляется один знак - диез.

Давайте рассмотрим тональность до-мажор, в которой не имеется знаков альтерации (диезов и бемолей). Ее тоникой является нота до, а доминантой - соль. Поэтому, согласно принципу работы квинтового круга, следующей тональностью будет выступать соль-мажор (иначе G-dur). Теперь определимся со знаком альтерации. В полученной родственной тональности ступенью №6 является фа. Именно на ней и будет диез. Для определения следующей тональности от соль отложим вверх интервал, равный пяти ступеням. Ее доминантой является ре. Это означает, что следующая тональность будет ре-мажор (D-dur). В ней уже будет два знака альтерации: из предыдущей тональности (фа-диез) и присоединяющийся на шестой ступени до-диез. По аналогии можно найти и все остальные тональности. При определении той, что имеет при ключе семь знаков, круг энгармонически замкнется.

Мажорный квинтовый круг с бемолями

Бемольные мажорные тональности стоятся, в отличие от диезных, наоборот, по чистым квартам вниз. За исходную точку берется тоника до-мажора, так как C-dur не имеет знаков альтерации. Отсчитывая пять ступеней вниз, получаем тонику второй после нее тональности - фа-мажор. В бемольных тональностях знаки альтерации возникают не на шестой, а на четвертой ступени лада, то есть на субдоминанте. В фа-мажоре это си-бемоль. Пройдя весь квинтовый круг, получим следующие мажорные бемольные тональности: При этом последняя имеет целых семь бемолей. Далее круг энгармонически замыкается. Конечно, после этого по спирали появляются и другие тональности - с дубль-бемолями, но они используются достаточно редко в силу их сложности.

в квинтовом круге. Каков их принцип построения?

Итак, мы рассмотрели 12 мажорных тональностей. У каждой из них имеются родственные минорные. Вы можете увидеть это на квинтовом круге, представленном на рисунке выше. Гамма родственной тональности минорной строится на тех же самых звуках, что и мажорная. Но она начинается с другой ноты. К примеру, родственные тональности без знаков альтерации до-мажор и ля-минор строятся на простых звуках. В C-dur устойчивыми звуками выступают до, ми и соль. Они составляют мажорное тонические трезвучие.

Интервал между тоникой и третьей ступенью является большой терцией. При первой ступени в ноте A звуки ля, до и ми формируют устойчивое трезвучие. Интервал между первой и третьей ступенью получается равным 1,5 тонам (малая терция). Это делает a-moll минорной тональностью. Ля-минор и до-мажор являются параллельными: тоника первого отстоит на малую терцию вниз от тоники второго. Важной их характеристикой является одинаковое число знаков альтерации. К примеру, соль-минор и си-бемоль-мажор содержат при ключе два бемоля, а ми-минор и соль-мажор - один диез. В параллельных тональностях применяется одинаковый звукоряд, поэтому мелодия, звучащая в мажорном ладе, может достаточно легко трансформироваться в минорный, и наоборот. Этот прием часто используется в русских народных песнях (см. "А мы просо сеяли"). Таким образом, если мы опустим тоники всех мажорных тональностей на терцию малую вниз, то получим минорный квинтовый круг. На рисунке показаны знаки альтерации, которые имеются в каждой диезной и бемольной минорной тональности.

Вместо заключения

Итак, в этой статье мы рассмотрели квинтовый круг и узнали, что он представляет собой систему расположения всех тональностей, учитывающую степень их родства. Благодаря энгармонизму в музыке круг замыкается, формируя диезные и бемольные, мажорные и минорные тональности. Зная принцип работы системы, можно легко построить любые аккорды и узнать количество знаков альтерации в ладу.



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные