Мастер-класс по рисованию «Подводное царство. Морской царь: "Образ властелина морей" из древних былин Рисунок морского царя или подводное царство

М ОРСКОЙ ЦАРЬ - владыка над всеми морями, над всеми обитателями моря и морскими стихиями. Столь же древен, как и само Море. Разъезжает по морям в раковине, запряженной морскими псами или морскими конями. На голове у него венец из морского папоротника, в одной руке он держит весло, которым укрощает при необходимости волны, Морские стихии, в другой - острогу или трезубец, которым он возбуждает стихии, вызывает бури, сражается со своими противниками и карает ему непослушных. Чертоги его находятся в морской пучине, во глубине океана.

В недосягаемой от смертных стороне,

Между высокими кремнистыми горами,

Помост из аспида и чистого лазуря,

Палаты из одной изсечены горы;

Там трон усыпанный жемчугами янтарь,

На нем сидит волнам седым подобный Царь.

В заливы, в океан десницу простирает,

Сапфирным скипетром водам повелевает.

М. В. Ломоносов

Служит ему бесчисленное морское воинство. Когда царь Морской гневается или когда он веселится, - а он любит повеселиться и п: причине однообразия подводной жизни старается затащить к себе человека, способного его развлечь, - на море поднимается страшная буря, гибнут корабли и люди.

Женой Морского царя является Белорыбица. Есть у них и дети, но только все дочери. Выдать бы их замуж, да женихов-то где взять? Вот и старается Морской царь во всех сказках затащить какого-либо юношу к себе в подводное царство.

В русской мифологии, бог моря, властелин подводного царства. Безуспешно сватался к , дочери бога ночного неба Дыя. В образе Трехголового Змея сражался с и был побежден им. Превратил в змею Пленку, которая отказалась выйти за него замуж. После этого женился на Белорыбице, «всем рыбам царице». Жил в большом дворце на дне моря, имел в подчинении огромное морское воинство, разъезжал по морю на золотой колеснице. Восседал на троне, окруженный стражей - «раками-крабами с огромными клешнями». В его ближайшей свите были «рыба-сом со большим усом, и налим-толстогуб - губошлеп-душегуб, и севрюга, и щука зубастая, и осетр-великан, жаба с брюхом - что жбан ». В гневе и радости поднимал волны и топил корабли.

Требовал дани с кораблей Садко. Так восхитился игрой Садко на гуслях, что отдал за него свою дочь Чернаву. В его царстве на дне была пещера, ведущая под землю, откуда в конце времен должен был выйти Великий Черный Змей. Мирно уживался с другим царством на дне морском, владычицей которого была Волыня, супруга бога солнца Ра. Когда Ра обратился в реку, Волыня и ее царство опустились на дно моря. Согласно некоторым гипотезам, этот мотив народных преданий мог быть связан с памятью о материках, ушедших под воду, - Атлантидой в Атлантическом, Арктидой в Северном Ледовитом, Лемурией в Тихом, Паци-фидой в Тихом океанах. Царь Морской почитался мореходами также под именами Черноморца, Царя Поддонного. Царь Морской играет также значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он тоже хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь Царя Морского, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Былинного и сказочного Царя Морского следует отличать от водяного духа, который занимал видное место в демонологических верованиях простонародья. Эти , с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, - совершенно отличны от былинного Царя Морского, который живет в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки.

После долгого плавания в заморские земли возвращался купец Садко со своей верной дружиною в Господин Великий Новгород. Вдруг посреди бескрайнего моря встали корабли Садко как вкопанные! Три дня и три ночи вокруг них бушует буря, ураган ломает мачты и рвёт паруса, но не двигаются корабли с места!

- Что за диво такое? А не прогневался ли на нас морской царь? - спрашивает у Садко команда.

Выходит Садко на палубу и кричит в звенящие молниями небеса

- Чем прогневал тебя, царь морской? Скажи!

Слышит Садко

- Три года и три месяца плаваешь ты по моим морям, а не платил ты мне за всё это время ни дани ни пошлины!

Приказал Садко набрать бочку чистого золота и бросить её в море!
Еще больше усилилась буря!

Приказал Садко набрать бочку чистого серебра и бросить её в море!
Еще ближе по кораблям бьют из неба молнии!

Приказал Садко набрать бочку рассыпного жемчуга и бросить её в море!
Волны качают корабли так, что те не ровен час перевернутся!

Собирает Садко команду и держит такую речь:

- Видно нет у меня другого пути, как к морскому царю на поклон идти! Дайте мне перо с бумагою, напишу я вам завещание — кому сколько из вас, моих верных друзей, богатство моё перейдёт, а сам я сяду на досочку дубовую, возьму с собой гусли яровчатые и прыгну в море буйное, да не поминайте лихом меня!

Только прыгнул Садко в море буйное, сразу оно стало тихое! Видит Садко — поплыли его корабли с верной дружиною и скоро скрылись они с его глаз. Сам же он заснул на досочке дубовой крепким сном.

Как проснулся Садко — видит — во дворце он богатом! А перед ним царь морской.

- Здравствуй, Садко, купец новгородский!
- Здравствуй царь морской! Чем разгневал тебя?
- Три года и три месяца плаваешь ты по моим морям, а не платил ты мне за всё это время ни дани ни пошлины!
- Как услышал я от тебя эти слова — бросил я в море буйное бочку золота, бочку серебра и бочку жемчуга рассыпного. А ли не видел ты?

Смеётся царь морской.

- Посмотри вокруг — сколько у меня злата/серебра! А на свой жемчуг рассыпной мог бы я купить все товары в Великом Новгороде и все товары, что плывут в него.
- Что же надобно тебе?

- Вот слышал я, что большой мастак ты на гуслях играть, да споры чинить! Разбуди ты моё сонное царство — оставлю тебя в живых!

Взял Садко гусли яровчатые, ударил по струнам звонким, полилась музыка волшебная. Видит Садко — в пляс пустились все обитатели царства морского. И сам морской царь на месте не сидит — отплясывает.
Три дня и три ночи без устали играет Садко на гуслях яровчатых, а всё морское царство в пляске ходуном ходит.

Вдруг видит Садко перед собой старика.

- Что же ты Садко делаешь? - спрашивает старик
- А ли не видишь старче, на гуслях играю, морской царь развлечься пожелал!
- А знаешь ли ты, что от этой пляски на море переполох великий вот уже три дня и три ночи! Много кораблей ко дну пошло! Прекращай ты игру свою гусельную!
- А как же мне потом от морского царя выбраться?
- Царь морской решит оставить тебя у себя на потеху, и предложит тебе жениться, а выбор у тебя будет велик! Первые триста невест не выбирай, и вторые триста не выбирай, и третьи триста не выбирай, а выбери себе простую девушку, Чернаву. Она и выведет тебя из морского царства.
- А как звать тебя, старче?
- Никола Можайский
— ответил старик и в воде растворился, будто и не было его!

Порвал на гуслях своих Садко струны звонкие. Не звучит больше музыка волшебная. Прекратили плясать царь морской и всё его царство. Успокоилось море буйное. Спрашивает царь у Садко:

- Что прекратил ты играть, гость новгородский?
- Струны порвал, царь морской! - отвечает Садко
- Да, повеселил ты меня, порадовал — говорит морской царь — Считай победил ты в этом споре — твоя жизнь при тебе останется! Только останешься еще ты у меня в царстве, будешь на гусельках играть, нас тешить. А чтоб не заскучал ты — женить тебя решаю. Вот тебе на выбор триста лучших красавиц моего царства!

- Приглянулся ли кто тебе, гусляр царский? - спрашивает царь морской?
- — отвечает Садко.

Видит Садко — проплывают перед ним в нарядах богатых красавицы неписанные! Глаз от них не отвести, иные прямо в сердце заглядывают.

- Приглянулся ли кто тебе, певец ты мой сказочный? - спрашивает царь морской?
- Не вижу я здесь своей суженой — отвечает Садко.

Приказывает царь другие триста красавиц привести.

Видит Садко — проплывают перед ним в нарядах богатых красавицы неписанные! Глаз от них не отвести, иные прямо в сердце заглядывают.

- Приглянулся ли кто тебе, волшебник ты мой яровчатый - спрашивает царь морской?
- Не вижу я здесь своей суженой — отвечает Садко.
- Задал ты мне задачу! Придётся мне еще триста кораблей потопить, но найти тебе невесту по вкусу!
- А всех ли ты показал мне в морском царстве — спрашивает царя Садко — может служанки какие или другие простые дувушки у тебя имеются?

Приказывает царь простых девушек на поклон Садко вывести. Смотрит Садко на одну из них и чувствует, как от неё родным домом веет!

- Как звать тебя, девица? — подходит к ней купец новгородский — не Чернава ли?
- Чернава — отвечает девица — старик тебе правду сказал — если выберешь меня — завтра дома будешь! Скажи царю, чтобы без промедления нас в покои проводили!

Берёт Садко Чернаву под руку и ведёт к морскому царю.
- Вот моя суженая! Позволь царь морской со своей женой в покои отправиться, утомился я у тебя в гостях!

Отправились Садко с Чернавой в покои.

- Сейчас спать ложись — говорит ему Чернава — ни о чём больше не думай!

Заснул Садко крепким сном, а проснулся он у себя в палатах, в Новгороде. Видит Садко — рядом Чернава, а за столом вся его дружина

- С возвращением, Садко — говорят — весь товар твой в целости в Новгород доставили!

После этого не ездил больше Садко в страны заморские. А в память о путешествии этом поставил в Новгороде церковь в честь Николая Угодника.

Морской царь или царь Поддонный - это знаменитый персонаж былин древней Руси, является отрицательным героем, повелителем морей, водной стихии, владелец огромных сокровищ и несметных богатств. В сказках у него есть жена Водяница и множество прекрасных дочерей. Морского царя можно встретить в таких былинах, как "Садко", "Сказка о Василисе Премудрой" и других произведениях не только русских, но и норвежских, финских, эстонских, греческих, киргисзских и старофранцузских. Морской царь - это самый непредсказуемый и интересный герой сказок, поскольку с одной стороны он считается злодеем, а с другой - ничего агрессивного и зловещего он не делает ни богатырям, ни жителям Руси.

Не стоит путать Морского царя с Водяным. Последний - это хитрый пьяница и задира с большим пузом, зеленой бородой и непривлекательной внешностью, окутанный тиной. Он пугает людей, топит купающихся, разоряет плотины и разгоняет рыб. Царь же - это благородный старец-богач, который повелевает стихией, владеет всем живым и не живым в морском мире.

Характеристика и описание персонажа

(Картина К.А. Васильева "Садко и владыка морской", 1974 )

Морской царь живет в синем море, на дне и является его повелителем. У него огромные богатства, шикарный дворец, сделанный из хрусталя, серебра и золота. Также имеет венец из морского папоротника, а разъезжает по своим владениям на раковине, запряженной морскими псами. В одной руке царь держит весло (что означает укрощение волн морских), а в другой - острогу (знак их возбуждения). Это уже говорит о том, что персонаж является героем непостоянным и противоречивым, что и выражается в его поведении и поступках: то он наделяет богатством Садко и Ивана-царевича, то требует взамен поселиться и служить у него в море.

Поддонный царь любит веселье и танцы. Когда у него праздник, то море бушует и тонут корабли. Нельзя сказать, что он специально топит лодки и губит людей, это и отличает его от других злодеев. Поэтому с полной уверенностью назвать Морского царя отрицательным нельзя: он не грабит, не убивает ради наживы, не разбойничает и не нападает.

Образ Морского царя в былинах и сказках

(Танцы и пляски в подводном царстве, зачиненные Садко, рисунок В. Перцова, 1970 )

Изначально в былинах о Садко и сказке о Василисе Прекрасной Морской царь предстает положительным героем: дарит богатства, предоставляет все желаемое, но потом просит что-то в замен. Сам же купец и царевич воспринимают эти дары, как обыденность и данность, не подозревая никакого подвоха. Так образ Поддонного царя можно сравнить с самой стихией: люди берут от природы все, воспринимая это, как должное, и не понимают, что рано или поздно может прийти час расплаты.

Также действия царя можно расценить следующим образом: за все в этом мире нужно платить, ничего не дается просто так. Так и в былине - за богатство нужно расплатиться жизнью, отплатить службой или женщиной.

Своими действиями и поступками Морской царь напоминает: будьте разумны, чтите силы природы, своих родных и близких, не забываете помогать друг друг, не давайте опрометчивых обещаний, а также учит смекалке, находчивости и смелости.

И. Е. Репин. «Садко в подводном царстве». 1876 год. Холст, масло. 322,5 × 230 сантиметров. Русский музей, Санкт-Петербург

1. Приключения Садко всем более-менее известны. Бедный гусляр из Новгорода пошел к Ильмень -озеру и обратился к царю морскому с просьбой помочь. Быстро обогатившись и став купцом, Садко поплыл за моря, но в этот неподходящий момент царь потребовал вознаграждения за свои услуги. Пришлось гусляру опускаться на дно морское и развлекать там подводных придворных и прочих русалок. А вдобавок еще и выбирать себе жену из их числа. Тут Садко не ошибся. Его перст указал на девушку, представляющую нашу страну. Гусляр не ошибся и пришел в себя уже на твердом берегу.

2. Садко фигурирует в нескольких былинах со сходным сюжетом. В конце XIX века, когда в нашей стране поднялся интерес к народному творчеству, многие люди искусства заинтересовались этой историей. Кроме картины Репина существует популярная опера Римского-Корсакова . Кстати, вдохновленная, в том числе, и картиной живописца.

3. Сам Репин задумал эту картину в 1873 году во время путешествия по Франции . Туда он отправился, получив золотую медаль Петербургской академии художеств. В этой прекрасной стране он познакомился с модным течением в живописи – импрессионизмом. Он не был в восторге от нового направления. Его он считал интересным с точки зрения техники, но по смыслу - совершенно пустой. По мнению многих специалистов, «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов.

4. «Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя», - писал Репин в письме к своему другу критику Стасову.

5. Композиция построена по принципу треугольника. Одна вершина в правом нижнем углу – сам Садко в собольей шубе, который смотрит влево вверх. Там – в левом верхнем углу – вторая вершина треугольника – фигура девушки-крестьянки в русском национальном костюме. Она оборачивается через плечо, глядя вглубь, и непонятно, на поверхности она или тоже под водой. Третья вершина – левый нижний угол – морские красавицы, которые проходят друг за другом перед Садко, демонстрируя свои прелести. Это русалки, украсившие свое тело драгоценностями и бросающие томные взгляды на гусляра.

6. Все художественные критики отмечали, с каким мастерством прорисована морская вода. Чтобы добиться такого уровня реалистичности, Репин неустанно посещал берлинский аквариум. Это чудо нового времени только-только открылось в Берлине . Художник сидел там часам, делая зарисовки. Стремясь к предельной достоверности, он изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии.

7. Кстати, интересно, что прототипом Садко стал другой художник - Виктор Васнецов . Его Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Васнецов, конечно, не стал отказываться. А вот при изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от европейских салонов.

8. Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России . Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. В том же году Илья Репин получил за нее звание академика.

9. При этом, как считал сам мастер, картина «не задалась». Более того, сам он признавался, что по его мнению она получилась пошлой и безвкусной. Пожалуй, Репин был к себе слишком самокритичен. Ведь в «Садко» видны элементы не только импрессионизма, но и символизма. Более того влияние этого образа было столь велико, что в последствии многие сценографы, переносившие на сцену оперу Римского-Корсакова, черпали вдохновение именно в образах Репина, воссоздавая его подводный мир.

10. Сохранилось несколько этюдов и эскизов к картине. Один из них, повторяющий композицию картины, выполнен на картоне и хранится сейчас в Третьяковской галерее. Там же можно найти портрет Виктора Васнецова в образе Садко. Другие этюды, в которых художник набрасывал образы, ставшие потом морскими царевнами, хранятся в Тульском художественном музее и (как ни странно) в музее художника Поленова .



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные