Носов николай николаевич рассказы для детей. Николай носов краткая биография. Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках

Рассказы и сказки, написанные великим литератором Николаем Носовым, не оставили без внимания каждого маленького читателя, даже несмотря на то, что на полках магазинов предлагается большой выбор рассказов современников. Произведения Николая Носова для детей являются эталоном детской литературы, и мы предлагаем краткий обзор некоторых из них.

Это один из любимых рассказов читателей, который состоит из двадцати одной главы. В нем описывается жизнь школьников, их мысли и тревоги, за которыми следуют действия, основанные на личных умозаключениях, пусть даже детских. Забавные истории, которые происходят в жизни Вити, придают юмористический оттенок повести и веселят читателя.

Написанная Носовым история в трех томах про необычного персонажа Незнайку, берет начало с книги «Приключения Незнайки и его друзей». События начинаются в Цветочном городе, где одним из жителей приходит идея путешествия на воздушном шаре. Приключения друзей набирают обороты, а чтобы найти дорогу домой придется приложить много усилий и смекалки.

Вторая часть трилогии о Незнайке, но здесь поведение главного героя меняется и из непослушного коротышки, он перевоплощается в отзывчивого малыша, который делает только добрые дела. Благодаря этому, Незнайка получает в дар волшебную палочку и отправляется в новые путешествия в Солнечный город, где новые друзья и приключения ждут на пути.

Заключительная часть трилогии Носова, которая состоит из тридцати шести глав и в каждую из них писатель вложил глубокий смысл, при этом текст изложен в доступной форме. Основные события происходят на Луне вместе с верными друзьями Незнайки, которые также рассуждают как взрослые. Не зря именно эту часть называют учебником жизни для малышей.

Небольшой рассказ Носова, где описывается спор двух юных мальчиков, которые во дворе увидели автомобиль и разошлись во мнении «Волга» это или «Москвич». Затем у одного из товарищей возникла идея прокатиться на бампере машины, так как до этого у ребят была мечта покататься, но никто из водителей не соглашался на просьбу.

Этот рассказ про то, как Вадик и Вова увидели шляпу на полу и она, к их удивлению, оказалась «живой». Ребята увидели, как она начала ползти по полу внезапно и испугала их. Друзья решили разобраться в ситуации и, в конце концов, нашли ответ. Шляпа упала на кота Ваську, который сидел на полу.

Рассказ повествует о том, что простая замазка может привести к приключениям двух товарищей Кости и Шурика. Они добыли ее, когда стекольщик замазывал окна и после этого начались забавные приключения, которые происходили в кинотеатре. На замазку сел незнакомец, ее перепутали с пряником, а в итоге она вообще была потеряна.

Познавательный рассказ Носова, в котором мальчик Бобка сам учится ставить заплатку на штаны, так как мама отказалась их зашивать. А порвал он их так: перелазил через забор, зацепился и порвал. В результате многих проб и ошибок, юному портному удается сделать отличную заплатку.

Небольшая история, где события развиваются на основании знаменитой сказки «Три поросенка». Ее прочитали ребята и решили затеять игру. Они соорудили небольшой домик и обнаружили, что в нем нет окон и поэтому ничего не видно. И здесь им внезапно показалось, что к ним пришел серый волк…

История о том, как мама сделала подарок ее сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой – карасиком. Вначале ребенок ухаживал за ней, а потом ему надоело, и он решил поменяться с товарищем на свисток. Когда мама не нашла рыбку дома, она решила выяснить, куда же она пропала. Виталик хитрил и не хотел рассказывать маме правду, но в итоге признался.

Николай Носов в рассказе «Фантазеры» показывает, как дети придумывают истории и выкладывают их друг другу. Но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое.

Один из самых смешных рассказов. В нем идет речь о том, как мама с сыном Мишкой жили на даче и к ним приехал маленький друг в гости. Ребята остались вдвоем, так как маме надо было поехать в город. Она рассказала мальчикам, как варить кашу. Друзья весело проводили весь день, но потом проголодались, и началось самое интересное, варка каши.

Поучительный рассказ о хорошем и плохом поведении детей. Главный герой, Федя Рыбкин, забавный малыш, который придумывает веселые истории. Но проблема в том, что веселит он в школе во время уроков тоже. И однажды учительница решила мудро его проучить и это успешно у нее удалось.

История о том, как мама Миши сказала сыну примерно вести себя и в качестве поощрения пообещала дать леденец. Миша старался, но потом залез в буфет, вытащил сахарницу, а в ней оказались леденцы. Он не удержался и съел один, а липкими руками взял сахарницу и здесь она разбилась. Когда пришла мама, разбитую сахарницу и съеденный леденец было обнаружено.

Главный герой рассказа – Саша, он очень хотел себе пистолет, но мама запрещала. Как-то его сестры подарили ему долгожданную игрушку. Саша играл пистолетом и решил напугать бабушку, стрельнув прямо возле лица. Неожиданно в гости пришел милиционер. Здесь началось самое интересное, а ребенок навсегда запомнил, что пугать людей нельзя.

Эта история о школьнике Феде Рыбкине, который делал домашнее задание по математике. Он включил радио и преступил к решению задач. Ему показалось, что так будет веселее. Конечно же, песни по радио были намного интереснее, чем уроки, поэтому все песни были внимательно прослушаны, а вот задача так и не решена правильно Федей.

Шурик у дедушки

Рассказ о двух маленьких братьях, которые летом гостевали в деревне у бабушки с дедушкой. Ребята решили половить рыбу, а для этого на чердаке, вначале, решили отыскать удочку, но она была одна. Зато была найдена еще и калоша, с которой, как оказалось, тоже можно придумать много интересного. На пруду ловить рыбу не получилось так просто…

История о том, как трое деток остались дома одни и решили поиграть в прятки. Несмотря на то, что мест, чтобы спрятаться, было не так и много, один из них спрятался так, что его никак не могли найти. В процессе поисков вся квартира была в сплошном беспорядке, после чего еще целый час понадобился для ее уборки.

Рассказ Носова о маленьком мальчике Павлике, который весной поехал на дачу и решил посадить на огороде что-нибудь, хотя и сверстники не поверили в его силы. Мама подарила лопатку для огорода, а бабушка дала немного зернышек и объяснила, как сажать. И в результате, оказалось, что это была репка, которая, благодаря Павлику, взошла и выросла.

В рассказе Носов повествует о мальчиках, которые любили играть в прятки, но получалось всегда так, что один — постоянно прятался, а второй – всегда искал. Славику, который искал друга в игре, стало обидно. Он решил своего друга Витю закрыть в шкафу. Просидев некоторое время в шкафу, мальчик так и не понял, почему был заперт другом.

Поучительный рассказ, в котором идет речь о трех охотниках, которые пошли в лес за добычей, но никого не поймали и остановились отдохнуть. Они присели и начали рассказывать друг другу забавные сказки. В итоге поняли, что совсем не обязательно убивать животных, а можно и так весело провести время в лесу.

События этого рассказа Носова происходят в детском лагере, в который приехали трое друзей, но на один день раньше других. Днем им было весело, они даже украсили дом, но вот когда настала ночь, и неожиданно раздался стук в дверь, мальчики испугались. На их вопрос, кто это, ответ не поступал и всю ночь ребята не могли понять, кто это. Утром все выяснилось.

Шуточный рассказ о псе Барбоске, который пригласил в гости Бобика, в то время, как дедушки и кота Васьки не было дома. Барбос хвастался вещами, которые находились в доме: то зеркалом, то расческой, то плеткой. За разговором друзья уснули прямо на кровати, а когда пришел дед и обнаружил это, начал их выгонять, да так, что Барбос забился под кровать.

Рассказ о маленькой пятилетней девочке Ниночке, которая большую часть времени проводила с бабушкой, так как мама и папа работали. И однажды у нее возникла идея помогать взрослым в поисках железа для сдачи металлолома. Когда она показывала дорогу двум взрослым мальчикам, то забыла дорогу и заблудилась. Мальчики помогли найти дорогу домой.

Интересная поучительная история про отличника по имени Коля Синицын, который во время летних каникул решил вести дневник. Мама Коли пообещала купить ему ручку, если он будет все аккуратно писать. Мальчик старался записывать все свои мысли и события, да так увлекся, что у него закончилась тетрадь.

Метро

Рассказ о путешествии двух маленьких мальчиков, которые попали в московское метро, когда гостили у своей тети. Насмотревшись на движущиеся лестницы, остановки и покатавшись в поезде, мальчики поняли, что заблудились. И внезапно они встретили их маму с тетей, которые посмеялись над ситуацией. А в итоге и сами заблудились.

С творчеством знаменитого детского писателя Носова Николая Николаевича (1908- 1976) дети нашей страны знакомятся в раннем возрасте. «Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса», «Замазка» - эти и многие другие забавные детские рассказы Носова хочется перечитывать вновь и вновь. Рассказы Н. Носова описывают повседневную жизнь самых обычныкновенных девчонок и мальчишек. Причём сделано это очень просто и ненавязчиво, интересно и забавно. В каких-то поступках, даже самых неожиданных и смешных, многие дети узнают себя.

Когда вы будете читать рассказы Носова, то поймёте на сколько каждый из них проникнут нежностью и любовью к своим героям. Как бы плохо они ни вели себя, что бы ни выдумали, он без всякого укора и злости рассказывает нам об этом. Наоборот, внимание и забота, прекрасный юмор и замечательное понимание детской души наполняют каждое небольшое произведение.

Рассказы Носова представляют собой классику детской литературы. Невозможно читать без улыбки рассказы про проделки Мишки и других ребят. А кто из нас в юности и детстве не зачитывался замечательными рассказами про Незнайку ?
С огромным удовольствием их читают и смотрят современные малыши.

Рассказы Носова для детей издавались во многих самых известных изданиях для ребят разного возраста. Реалистичность и простота повествования и по сей день привлекают внимание маленьких читателей. «Веселая семейка», «Приключения Незнайки и его друзей », «Фантазёры» - эти рассказы Николая Носова запоминаются на всю жизнь. Рассказы Носова для детей отличаются естественным и живым языком, яркостью и необыкновенной эмоциональностью. Учат очень внимательно относиться к своему повседневному поведению, в особенности по отношению к своим друзьям и близким людям. На нашем интернет портале вы можете посмотреть онлайн список рассказов Носова, и наслаждаться их чтением абсолютно бесплатно.

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим - на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда-то ушёл. Мы подбежали. Я говорю: - Это...

Мы с мамой и Вовкой были в гостях у тёти Оли в Москве. В первый же день мама и тётя ушли в магазин, а нас с Вовкой оставили дома. Дали нам старый альбом с фотографиями, чтоб мы рассматривали. Ну, мы рассматривали, рассматривали, пока нам это не надоело. Вовка сказал: – Мы так и Москву не увидим, если будем целый день дома...

Жизненный путь Носова.

Все взрослые и дети знают произведения с детства такого известного и замечательного писателя, как Николая Николаевича Носова. Даже в школе изучаются его многие произведения, а каждый ребенок еще с младенчества знакомится с его Незнайкой. Но вот жизненный, да и творческий путь его складывался довольно сложно.
Родился Николай Носов двадцать третьего 1908 года в Киеве. Его отец был актером эстрады. Еще в раннем детстве мальчик Коля поражал всех не только своей подвижностью, но и совершенно разнообразными увлечениями: шахматы, театр, музыка. Он даже пробовал самостоятельно сочинять стихи. Больше всего маленькому Коле нравилось бывать на эстрадных выступлениях, где его отец преображался и становился совсем другим человеком.
Несмотря на то, что материальное состояние семьи не было благоприятным, скрипку мальчику все-таки купили, но усердия Коли хватило лишь на несколько занятий, и дальше она была уже просто заброшена. А вот в школе он смог учиться лишь только до 7 класса, а дальше нужно было идти работать, чтобы семья не умерла от голода. Поэтому все дальнейшее образование Коли происходило самостоятельно. Работая простым рабочим на одном из заводов своего города, он очень скоро изучил программу десятилетнего образования и был образован не меньше других.
Но в это же время появляется еще оно увлечение у Носова – химия. Вместе с такими же друзьями, увлеченными химией, они создают свой кружок химического направления. Носов думает, что это его призвание на всю жизнь. Но оказывается, что никакого химического образования он получить не может, так как он отучился в школе всего лишь 7 лет.
Но все же у него появляется возможность поступить в художественный институт Киева, где учится несколько лет, начиная с 1927 года, а затем переводится на тот же факультет, но уже в Москве. Ему дается закончить успешно свое высшее образование. Это полученное отличное образование дало Николаю Носову и новую возможность: стать режиссером. Его работа теперь связана с «Союзкино».
Он женится, в семье появляется ребенок, которому он начинает рассказывать придуманные им же рассказы. Это занятие настолько увлекает Николая, что очень скоро его первый рассказ, написанный для сына, печатается в «Мурзилке». Потом еще один и еще.
Но в его творчестве были не только рассказы для детей, но и сатира, и даже автобиографические произведения. Его веселый Незнайка знаком всему миру, а многие его произведения переведены на самые разные языки.
Умер Николай Николаевич Носов в 1976 году, июле двадцать шестого числа. За всю свою жизнь он своим творчеством сделал много добрых дел, был награжден, имел звание и запомнился всем как добрый и отзывчивый человек.

Недели две тому назад у нас в школе был огромный праздник - встреча со знаменитым писателем. Мы давно уже всем классом читали его смешные рассказы и стихи, и они нам очень нравились. За веселье. И когда Раиса Ивановна сказала, что в субботу он придет к нам в класс, мы захлопали в ладоши и закричали «бис». Но Раиса Ивановна сказала:
- Прекратите шум! Здесь не цирк. Здесь школа. Лучше давайте подумаем, как мы встретим нашего гостя.
Мы сейчас же стали поднимать руки и предлагать. Мы галдели все вместе, каждый свое:
- Надо ему цветы подарить!
- Назначить его почетным пионером!
- Лучше подарить ему подушечку для иголок!
- Сняться с ним на карточку!
- Ерунда! Его нужно угостить хорошенько!
- Чай с хлебом, с маслом и сосисками!
- Идея! Как войдет, так сразу громовое ура!
- Верно! И салют из пугачей! Сто один залп!
- Да! Дверь открывается, а мы трах-трабабах!
- Ночь в Крыму - все в дыму!
- Шик-блеск!
- А я говорю, лучше подушечку для иголок!
- Плевать он хотел на твою подушечку! Что он, ненормальный, что ли?
- От дурака слышу!
- Подарить надо моего кота Ваську. Шесть кило чистого весу!
- Нет, дудки. Подари кота кому-нибудь другому.
- Да его никто не берет!
- Подушечку для иголок!
- Пузырькова! Ты забудешь когда-нибудь про свои подушечки?
- Качать его надо!
- А если он тяжелый?
- Позвать восьмой класс на помощь!
Мы так долго еще обсуждали, и в конце концов Раиса Ивановна сказала:
- В общем, ясно. Букет цветов - раз. Аплодисменты - два. Потом мы попросим его почитать. А когда он почитает, мы его выберем почетным пионером нашего отряда. И Маша Кожина наденет ему пионерский галстук. А уже потом мы постараемся сфотографироваться вместе с ним. Вот и все! Скромно и хорошо, не правда ли? Договорились?
- Правильно, - сказали мы, - договорились, все в порядке.
И тут встал маленький Петька Горбушкин. Он поднял руку, но Раиса Ивановна его не замечала, куда там, он маленький и толстенький, как ежик, а в классе столпотворение, его не видно вовсе. Тогда я сказал:
- Раиса Ивановна, Горбушкин хочет что-то сказать.
Она сказала:
- Ну что же, Горбушкин, выкладывай!
И Горбушкин начал. Он сначала немножко запел, вот так: «А-а-а…» А потом начал говорить:
- Ав… Авв… Аввв…
Он не смог с собою справиться. Он, наверное, волновался.
И мы терпеливо ждали, когда у него пройдет.
Дело в том, что наш Горбушкин заикался. С самого первого класса. И он не как-нибудь скромненько так заикался, нет, он был чемпионом заикания. Горбушка был неслыханный трехступенчатый заика. Прежде чем заговорить, он сначала как будто чего-то запевал потихоньку: «А-а-а-а-а-а…»
А потом вдруг сразу он переходил на вторую ступеньку и начинал говорить первый слог нужного слова. Например, если он хотел сказать «Здравствуйте», то после пения «ааааа» он начинал молоть, как попугай, раз десять подряд одно и то же: «Ззздра… Ззздра… Здра…»
И потом ему надоедало, и он соскакивал уже на третью ступеньку, и, быстро, потряхивая головой, как будто желая избавиться от заикания, как от надоедливой мухи, Горбушка выкрикивал волшебное слово: «тех-тех-тех», и после этого гладко и быстро выговаривал:

Здравствуйте, Раиса Ивановна! Забыл дома тетрадь по русскому языку. Больше не буду!
Но это заикание у него получалось только в особо важных случаях, когда он волновался, а так он говорил очень хорошо, громко и бойко, и вообще был очень славный паренек, и лучше всех в классе рисовал лошадей, и всегда делился завтраком, и мы к нему привыкли, и никто никогда не смеялся над Горбушкой, что он заикается. И оттого, что мы над ним не смеялись, заикание у него почти совсем прошло. А вот сейчас он снова начал свою песенку «ааа»… И мы все терпеливо ждали. Нам хотелось узнать, что же скажет наш Горбушка. И он очень скоро сказал:
- Аааа… Ав а ва-тех-тех-тех - автограф надо у него попросить?
Это значит, Горбушка хотел попросить писателя, чтобы он ему надписал свою книжку на память. Я сказал:
- Молодец, Горбушка, правильная мысль!
И после этого мы стали ждать писателя. Некоторые в классе учили его стихи наизусть. Пузырькова все-таки вышивала ему подушечку для иголок, большинство ждало просто так, но с нетерпением, а дни катились один за другим, очень быстро, и вот наконец наступила наша Великая Суббота. В этот день мы все, еще с утра, были вымытые, и причесанные, и прилизанные, в белых глаженых рубашках, с красными галстуками, и я просто удивился, что от этой чистоты получилось, как будто мы все очень красивые. Даже девочки, вот что странно. В общем, у нас был какой-то ненастоящий вид. И класс был нарядный и чистый, и на столе стоял букет цветов. И вдруг дверь распахнулась, и к нам вошел писатель. Он был высоченный. Под потолок. А больше ничего особенного. Ни-че-го. Просто так. И главное, в нем не было никакой важности. Было сразу видно, что он нисколько не задается. Когда он вошел, мы сразу все встали, он подошел к столу, а Раиса Ивановна сказала:
- Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях ваш любимый писатель Иван Владиславович…
И не успела она произнести его фамилию, как мы захлопали изо всех сил, а он улыбнулся и сразу стал такой симпатичный и веселый, что мы еще громче захлопали, и не выдержали и завопили, а некоторые даже стали подпрыгивать на одном месте, а другие их стали успокаивать, и успокаивали обеими руками, а те не захотели успокаиваться и стали отбиваться. Я, например, здорово съездил Левке по затылку, а затем он меня схватил поперек живота. В общем, у нас в классе получилась небольшая кутерьма.
Наконец Раиса Ивановна хлопнула по столу, и мы стали затихать. И когда стало совсем тихо, наш писатель уперся своими длинными руками в стол, наклонился и сказал:
- Ззздра… Зззздра… Здра…
Мы просто остолбенели. Что это такое? Он заикается, что ли? А мы этого не знали. Это было для нас неожиданно. Нас никто не предупредил, и поэтому наша классная дурында Соня Пузырькова на задней парте сразу захихикала своим глупым голосом. Тогда писатель слегка покраснел и сказал в сторону Соньки нормально и спокойно:
- Ребята, я хотел вас предупредить, что когда я чем-нибудь взволнован или тронут, я начинаю немножко заикаться. Кому это смешно - может выйти из класса. Я не обижусь!
Вот как он ее отбрил. Она вся надулась, стала красная и опустила голову. А я встал и сказал:
- Иван Владиславович, не обращайте на Пузырькову внимания. Пожалуйста, не стесняйтесь. Заикайтесь сколько угодно.
И весь класс опять захлопал, а писатель улыбнулся и стал еще симпатичнее в сто раз. И он прочитал нам вслух все любимые наши стихи и рассказы. И он здорово читал, великолепно, лучше любого артиста, и мы чуть животики не надорвали, и так было это все интересно, особенно то, что он это сам все сочинил, сам придумал, и вот он здесь, живой, с нами, вправду, наяву!!!
Вот он сидит улыбается, и можно потрогать его руками, и он не рассердится, потому что добрые не сердятся на детей. И он все еще читал, и ребята даже визжали, а я просто не знал, что мне делать от удовольствия. И это продолжалось долго, наверно, больше часа, и я мог бы так сидеть и слушать до позднего вечера, но некоторые ребята стали поднимать руку и спрашивать: «Можно выйти?»
И тогда писатель остановился и сказал:
- Ну, вот на этом разрешите закончить. Желаю вам всем здоровья и веселья. Я надеюсь, что мы с вами подружились? Да?
Конечно, мы опять заорали, завопили и заголосили на разные манеры, и к нему подошла Маша Кожина, от горшка два вершка, и надела ему на шею пионерский галстук, а мы закричали:
- Спа! Си! Бо! Спа! Си! Бо!
И тут какая-то девчонка подарила ему цветы и совсем осмелела и поцеловала его в ухо. У него покраснели глаза, и он помахал рукой, чтобы привлечь наше внимание. Он сказал:
- Пппа… Ппппа… ппа…
И мы поняли, что он опять тронут и волнуется. Мы сейчас же притихли, чтобы услышать, что он нам скажет. Но в эту самую минуту Горбушка вытащил из парты какую-то книжку, встал, поднял ручку и завел тоже:
- Ппа… Ппа… Ппа…
Горбушка, наверное, тоже волновался. Писатель глянул на него краешком глаза, но не обратил внимания. Он хотел успокоиться и что-то нам сказать. Но ему не удавалось успокоиться, как он ни старался, и поэтому у него получилось только: «Ппа… ппа… ппа…»
А Горбушка что, хуже, что ли? Он тоже тянул свое: «Ппа… ппа… ппа…»
Тогда писатель разозлился и сказал:
- Ты чего, мальчик, дразнишься? Это не красиво.
А Горбушка быстро ответил:
- Я и не думаю дразниться…
Он протянул писателю книжку и жалобно сказал:
- Пппа… ппа… ппа…
У писателя глаза прямо сверкнули. Я подумал, что он сейчас, чего доброго, убьет нашего Горбушку. Он сказал:
- А ты зачем заикаешься? Это я заикаюсь, а не ты. Не путай, пожалуйста!
Тут Горбушка протрещал с каким-то даже отчаянием:
- Я тоже заикаюсь. Еще получше вас! Ппа… ппа… ппа…
Я подумал, что без меня они, того гляди, передерутся сейчас. Я вскочил с места.
- Иван Владиславович, - сказал я, - это наш Горбушка! Он вас не дразнит. Просто он заикается тоже. Но он заикается самостоятельно, Иван Владиславович. Просто тут так сошлось. Что вы оба… Но вы не думайте, он сам по себе, а вы сами по себе. Горбушка! Ты что хотел сказать? Только не волнуйся! Возьми себя в руки! Постарайся!
Горбушка сейчас же постарался и взял себя в руки:
- Пожалуйста, надпишите мне вашу книжку на память, мы ее очень любим!
- Вот и все! - сказал я. - Молодец, Горбушка! Видите, Иван Владиславович, вот он что хотел сказать, он славный, а заикается он совершение независимо.
Тут писатель засмеялся и сказал:
- Давай свою книжку!
Взял и написал на первой странице: «Независимому Горбушке на добрую память». Потом он встал и тихо сказал:
- Ппо… ппо… ппозвольте сказать вам, что я вас очень люблю! - И ушел.

По определению С. Я. Маршака, это писатель «с отчетливой творческой индивидуальностью», в произведениях которого проявилось «соединение юмора, лиризма и памятливой зоркости бытописателя». Николай Носов создавал преимущественно детские произведения.

Произведения Носова для детей: список

  • «Затейники»
  • «Тук-тук-тук!»
  • «Огородники»
  • «Мишкина каша»
  • «Телефон»
  • «Ступенька»
  • «Про репку»
  • «Фантазеры»
  • «Приключения Толи Клюквина»
  • «Под одной крышей»
  • «Веселая семейка»
  • «Дневник Коли Синицына»
  • «Витя Малеев в школе и дома»
  • «Приключения Незнайки и его друзей»
  • «Незнайка в солнечном городе»

И это не весь список детских произведений Носова , любимых многими поколениями.

Как Николай Носов стал детским писателем?

Николай Николаевич Носов родился в Киеве, в семье актера. В 15 лет он поступил на бетонный завод чернорабочим. В 1927 годуначал заниматься в Киевском художественном институте. Через два года перешел в Московский институт кинематографии, а затем работал режиссером кино - снимал учебные и мультипликационные фильмы. В годы войны Носов за создание военно-технических фильмов был награжден орденом Красной Звезды.

Кому из родителей не приходилось сочинять стихи, сказки, рассказы для своих детей ? Пришлось заняться этим и Николаю Николаевичу: у него рос мальчик. Опыты оказались удачными. В 1938 году в журнале «Мурзилка» появился рассказ Носова «Затейники» . Но профессиональным писателем он стал лишь в 1945 году, когда вышла его первая книжка.

«Тук-тук-тук!» - этим заголовком Носов как бы постучался в двери большой литературы для маленьких. Подзаголовком «Веселые рассказы» была сделана заявка на рождение писателя-юмориста. Здесь мы впервые знакомимся с Мишкой, которого потом встречаем в целом цикле маленьких произведений Носова: «Огородники», «Мишкина каша», «Телефон» и других. Этот мальчик всегда пытается делать что-то хорошее, но не соразмеряет это стремление со своими силами, умениями. Отсюда и возникают ситуации, вызывающие смех, но не осуждающий, а доброжелательный. Носов считает, что «юмор - это осмеивание с оттенком сочувствия». Большим успехом у читателей пользуются и другие произведения Носова для детей : «Ступенька», «Про репку», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина», «Под одной крышей» .

Детские произведения Н. Носова

Повесть «Веселая семейка»

В 1949 году вышла в свет первая повесть Носова — «Веселая семейка» . Во многом она еще близка к тем рассказам писателя, где разработаны образы ребят, именовавших себя «Мы с Мишкой». Друзья по-прежнему не знают покоя: «Такой уж у нас с Мишкой характер - нам обязательно нужно какое-нибудь занятие». Вначале ребята быстро переходят от одного увлечения к другому: «Мишка такой человек - ему обязательно надо, чтоб от всего была польза». Но мальчик думает о выгоде не для себя, а для всех. В его размышлениях о том, какую пользу приносят инкубаторы в совхозе, чувствуется общественный подход. Значит, детям нужно помогать находить именно такие занятия, которые воодушевляли бы их большой целью. Только благодаря такой цели Мишка и его приятель смогли почти месяц (большой срок для непоседливых мальчиков!) заниматься выращиванием цыплят в самодельном инкубаторе.

Всем развитием сюжета автор подсказывает, что за большое дело нужно браться сообща, коллективом. Мы видим, как в мальчиках, особенно в Мишке, который совсем недавно был таким безалаберным, зреет чувство долга, чувство ответственности за свои промахи.

Повесть «Дневник Коли Синицына»

В повести «Дневник Коли Синицына» тоже говорится о стремлении ребят заниматься общеполезным делом. В отличие от «Веселой семейки» в этой книге ребята с самого начала действуют сообща и осознанно ищут «такую работу, чтобы была польза». Форма дневника позволила писателю передать размышления своего героя. В них немало наивности, окрашенной авторским юмором, и в то же время сколько моральной чистоты, свойственной пионерам.

По примеру персонажей Носова многие из ребят стали сооружать инкубаторы, разводить пчел. Писатель В. Катаев рассказывает, какой разгром учинил в доме его сынишка, который, прочитав «Веселую семейку», решил последовать примеру Коли и Миши. Читателей привлекают в повестях Носова увлеченность героев, быстрое развитие сюжета, отсутствие длинных описаний, которые, как отмечала Н. К. Крупская, неприемлемы для ребят 8-13 лет. Многие ребята сообщают Носову, что сами, по примеру Коли Синицына, стали писать дневники, а некоторые даже спрашивают, как их издать.

Родители, прочитав эти повести, по-настоящему поймут, как важна для детей поддержка взрослых. Старик-пчеловод из «Дневника Коли Синицына» не обругал мальчиков, нечаянно забежавших к нему на пасеку, а помог им. Коля размышляет об этом: «Вот какой добрый оказался дедушка! Он не только обещал дать нам пчел, но и выполнил свое обещание». Это упрек тем взрослым, которые бездумно нарушают слово, данное ребятам. «И еще у меня сегодня была радость, — пишет через некоторое время Коля в своем дневнике, — мои мама и папа пришли на пасеку и смотрели на наших пчел». Вот пример того, как важно вникать в интересы своих детей, поощрять их своим вниманием!

Повесть «Витя Малеев в школе и дома»

Если в книгах «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицына» Носов показывает развитие интересов и чувства коллективизма в процессе внеклассной работы, то его третья и самая значительная по содержанию повесть - «Витя Малеев в школе и дома» (1951)-в основном посвящена учебному труду. Она была удостоена Государственной премии и оказалась среди лучших на конкурсе художественной книги для детей, проведенном Министерством просвещения РСФСР.

…Неразлучные друзья Витя Малеев и Костя Шишкин любят школу, хотят хорошо учиться, вырасти настоящими людьми. «Мечтаешь о чем-то чудесном, - размышляет Витя,- и хочется поскорей вырасти, стать сильным и смелым, совершать разные подвиги и геройства…» В этих мечтах ничего удивительного нет. Они определены всем нашим строем, открывающим перед детьми с первых же лет школьной жизни ясные перспективы. Витя отчетливо представляет себе, почему он должен учиться, но беда в том, что он не умеет сосредоточиться, - соблазн поиграть в футбол оказывается сильнее его еще неокрепшей воли.

В книгах советских писателей и раньше встречались образы ребят, которые под воздействием учителя и всего класса становились успевающими. Но мы не видели, как проходил этот процесс в сознании самих двоечников. Носову же удалось заглянуть в мир мыслей и чувств своего героя. «Открытие, которое совершает Витя Малеев, впервые самостоятельно решив задачу, - говорил С. Я. Маршак на II съезде писателей,- это не только открытие Вити, но и самого автора. Не так-то легко показать, отчего непонятное становится вдруг понятным, как соображение зависит от воображения».

Гораздо сложнее проходит процесс исправления у Кости. Он меньше, чем Витя, способен анализировать свои поступки, критически относиться к ним. Костя даже перестает ходить в школу и, обманывая мать, притворяется больным. Ему кажется, что легче выступать на арене цирка, чем написать диктант. А Витя хоть и испытывает угрызения совести, все же скрывает правду от учительницы, от всего класса. Иначе поступать, думает он, будет не по-товарищески. Но вскоре Витя осознал, что настоящий пионер должен не скрывать плохие поступки друга, а помочь ему исправиться. Страницы, описывающие, как Малеев занимается с Шишкиным, как они, несмотря на первые неудачи, добиваются успеха, особенно интересны в повести.

Говоря словами Льва Кассиля, «воспитатели найдут в повести Носова немало такого, что пригодится в их труде». Пусть родители задумаются над тем, как мать Кости не сумела верно направить увлечения сына и внушала ему, что у него нет воли. А тетя Зина все грозилась «взяться за него, проверять его учебу, но каждый раз забывала это делать». Поучителен и пример родителей Вити. Мать каждый раз ругала сына за то, что он поздно садится за уроки, но не помогала ему правильно распределить свое время. А отец, взявшись помочь мальчику по арифметике, просто решил за него задачу, а объяснял так нетерпеливо, что Вите не захотелось больше к нему обращаться.

Книга «Витя Малеев в школе и дома» уже в первые три года издавалась 30 раз. Сотни писем о полюбившейся ребятам повести хранятся в Доме детской книги.

Повесть-сказка «Приключения Незнайки»

Н. Носов рассказывает, что при обсуждении его книг ребята часто говорят: без дружбы не может быть полноценного школьного коллектива, причем девочки жалуются на мальчиков, которые нередко ведут себя по отношению к ним высокомерно. Этой теме в основном и посвящена повесть-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» . Но почему же писатель решил прибегнуть к фантазии? Он объясняет, что «сама форма сказки, как произведения, рассказывающего о вымышленных событиях, своей занимательностью близка к игре, что возбуждает интерес ребенка, который всегда охотно играет». Как обычно в произведениях Носова, главный герой новой книги - Незнайка - наделен и недостатками. Он любознателен, активен, но трудиться не умеет, ему для этого не хватает терпения. Стремясь к славе, этот коротыш не пренебрегает даже обманом. Незнайку перевоспитывают.

Увлекательные эпизоды новой сказочной повести Носова «Незнайка в солнечном городе» говорит о том, что добрые дела нужно совершать бескорыстно, что, обладая преимуществами, следует пользоваться ими обдуманно, иначе нанесешь вред окружающим. Картины солнечного города явно устремлены в будущее.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные