Первый бал 18 век история. Как проходили балы. Где взять наряд

Что такое бал? Для большинства это сказочное мероприятие, чуждое современному информационному обществу, пережиток прошлого с его удручающими формальностями и излишними требованиями. Однако бал - это не сказка, а неотъемлемая часть русской культуры. Ни один другой не может похвастаться подобным культурно-просветительским значением. Указанный факт свидетельствует о необходимости возрождения бальных традиций в России.

Этимология слова

Значение слова «бал» своими истоками восходит к итальянскому и французскому языку - bal, ballo, что означает «танцевать». Существует и другая версия, согласно которой слово было заимствовано из польского или немецкого языков, в которых bal означает «кружить». Таким образом, бал - это светское мероприятие, центральным развлечением на котором являются танцы.

До XVIII века танцевальные вечера в России назывались ассамблеей. Лишь при Петре I, когда российская культура стала стремительно смешиваться с европейской, в русский язык вошло слово «бал». Спустя 3 века его историческое значение не изменилось и все так же означает одно из самых торжественных мероприятий.

Развитие бальной культуры в России

Первый бал в России был дан в 1606 году в честь свадьбы Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Однако вместе с разрывом отношений с Польским государством бальная культура ушла из России.

Традиция бальных празднеств была вновь введена лишь 2 века спустя: в 1718 году по приказу императора Петра I в Петербурге был дан роскошный бал. Однако и в начале XVIII века указанная традиция не прижилась. Лишь с восхождением на престол Екатерины II, т. е. к концу XVIII века, балы перешли из разряда редкого торжества в обыденное мероприятие, которое с удовольствием устраивала знать, а также почетные граждане города - учителя, врачи и т. д. Первый бал в Москве был дан в стенах зала Благородного собрания в конце XVIII в.

Балы давали практически круглый год, исключение составлял период Великого поста. Сезон начинался в конце сентября (время, когда знать возвращалась в город из заграничных поездок и загородных резиденций) и заканчивался в последние дни Масленицы. После революции 1917 года, когда царская власть была свергнута, имперские традиции канули в Лету вместе с имперским режимом.

Типология бальных мероприятий

Балы различались в зависимости от мест их проведения - основными разновидностями были придворные и общественные.

Несмотря на тот факт, что бал - это увеселительное танцевальное мероприятие, придворные празднества отличались особой чопорностью и строгими требованиями. Гостями на них была городская знать и интеллигенция, их посещали императорская свита и самые знатные семьи города. На придворных балах крайне неприличным считалось отступление от канонов бальных правил, в связи с чем атмосфера празднеств была крайне официальной.

Общественные балы значительно отличались от придворных. Здесь гости могли задорно танцевать, веселиться, общаться и весело проводить время. Однако нормы этикета было важно соблюдать и здесь.

Бальный этикет

Бал - это праздник, пышное торжество, предпосылками к организации которого были как свадьбы и дни рождения, так и памятные даты и национальные праздники. Однако вместе с тем он требовал от приглашённых соблюдения важных формальностей - бального этикета. Это целый свод правил в бальной культуре, от манер поведения до тона платья.

Приглашали на бал официальным приглашением, высланным отцу семейства в форме открытки или письма. В нём указывалось время и место проведение торжества, а также, если бал был тематическим, оговаривались детали одежды или внешний вид, соответствовать которому гости были обязаны.

В течение 2 или 3 дней приглашенное лицо должно было дать ответ. Отказаться от посещения бала было крайне неприлично, и единственным поводом, освобождающим приглашенного от ответственности за столь некультурное поведение перед организаторами, считался траур, срочный отъезд или, на крайний случай, болезнь.

Особо следует рассмотреть такой элемент бального этикета, как внешний вид и в частности одежда.

Бальный гардероб

Как говорил с сарказмом герой повести М. Булгакова: «Вот всё у вас, как на параде». Указанное высказывание не относится к бальному этикету, но полностью отражает его. Гости обязаны выглядеть на балу так же торжественно, как на параде: мужчины в форменных кителях или бальных костюмах (бальная пара с галстуком), а женщины - в платьях строго установленного фасона. Для дам появляться дважды в одном и том же наряде было апогеем неприличия. Каждая уважающая себя женщина готовила отдельный туалет для нового выхода в свет. В связи с этим рассылались заранее, за 10-15 дней, чтобы гости успели реализовать все приготовления.

В зависимости от тематики бала он мог быть костюмированным, монохромным, стилизованным. Помимо одежды было необходимо подготовить атрибуты - маски, декорации, стилизованные элементы и др.

Руки кавалеров и дам украшали белоснежные перчатки. Снимать их было нельзя даже в случае порчи - для подобных случаев гости приобретали запасную пару.

Важным атрибутом женского гардероба являлся веер. С помощью него дамы овеивали лицо и плечи после заводных танцев, использовали данный аксессуар также в общении с мужчинами.

Современная бальная культура

Культурное воспитание нации является одним из приоритетных направлений. Вернуться к своим истокам и по-новому взглянуть на организацию торжеств, повысить уровень своей культуры и приобщиться к истории помогают вновь организуемые бальные мероприятия. Бал - это в первую очередь разновидность интеллигентного отдыха.

На сегодняшний день возрождается бальная культура в России, и это имеет определенный успех.

Современные балы делятся на исторические, т. е. подразумевающие реконструкцию известных мероприятий из истории России, маскарады и стилистические. Стилистические балы обычно посещают люди из одной социальной категории, которая определяется принадлежностью торжества. К примеру, в Москве ежегодно устраивают бал стоматологов, а в Севастополе развивается культура офицерских балов. Важным событием уходящего года стал бал дебютанток TATLER, в котором участвовали юноши и девушки самых знаменитых семей Москвы.

Организация торжества

В последнее время педагоги заинтересованы в развитии эстетического вкуса у школьников, а также привитии норм и правил этикета. Научить детей и подростков правилам поведения в обществе поможет бал. В зависимости от возраста участников, а также мероприятия, к которому он приурочен, необходимо подготовить сценарий. На осенний бал можно разыграть шуточную сценку, которая сплотит учеников после каникул и поможет познакомиться вновь пришедшим в коллектив участникам. Сценарий зимнего бала можно приурочить к новогодним празднествам, а весенний - к предстоящим каникулам или прощанию с учебным заведением.

У студентов и школьников большой популярностью пользуются балы в осенний период, ведь это время, когда до экзаменов еще так далеко, а в мыслях витают воспоминания о беззаботном лете. В зависимости от разновидности бала (исторический, стилистический или маскарад), сценарий на осенний бал требуется подбирать соответствующий. Для школьников до 10 лет можно взять на основу сюжет сказки или мультфильма, от 10 до 15 лет - фильма или книги. Для старшеклассников и студентов можно проводить исторические балы, которые позволят вместе с развлечением приобщиться к истории своей страны.

Московские бальные мероприятия

Традиция организации и участия в балах постепенно возрождается и в России. Ведь бал - это прежде всего культурное мероприятие, место, где люди могут интеллигентно отдохнуть.

Главным событием 2017 года в бальной культуре станет запланированный на 20 мая 2017 года. К сожалению, прием заявок от девушек уже закончен, однако юноши могут попытать счастья и оказаться на указанном мероприятии.

Если у вас есть возможность поехать за границу, примите к сведению, что сегодня множество туристических агентств предлагаю туры на балы по всему миру. В Австрии только в январе 2017 года пройдут около 12 подобных мероприятий, в том числе:

  • 13.01.2017 - Штирийский бал.
  • 13.01.2017 - Бал цветов.
  • 14.01.2017 - Бал венского университета экономики и бизнеса.
  • 16.01.2017 - Бал офицеров.
  • 19.01.2017 - Бал и др.

Для детей до 8 января на стадионе «Лужники» будет проходить новогодний интерактивный спектакль-бал «Битва с Троллем». Стоимость билетов - от 500 до 2500 рублей.

Человек, попавший на бал один раз, уже никогда не сможет организовывать свой досуг по-другому. Ведь что такое бал? Это история и культура без пошлости, это торжественность и пышность без вычурности, это эстетика и наглядный пример того, как должен отдыхать интеллигентный и воспитанный человек. Если вы считаете себя таковым - добро пожаловать на бал!

Что такое бал? Бал – это большой танцевальный вечер под живую музыку классического жанра, как раньше говорили в старину «вечернее собрание обоего пола для пляски». От обычных развлекательных танцевальных вечеров бал отличается особой торжественностью, пышностью, аристократизмом, строгим этикетом, живой классической музыкой и классическим набором танцев, следующих, как правило, в заранее определенном порядке.

Слово «бал» присутствует во всех европейских языках и звучит абсолютно одинаково (фр. bal, итал. ballo, нем. Ball, рус. бал), но его этимология в разных языках отличается. Например, в итальянском языке «il ballo» происходит от глагола ballare, что означает «танцевать». Таким образом, «ballo» - это танец, пляска. А «der Ball» в переводе с немецкого языка означает мяч. Его связь с балом, в классическом понимании этого слова, восходит к древней традиции.

В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.

Когда появился первый бал? Во времена рыцарских турниров? Или ещё раньше? Сложно сказать. Балы давались по случаю свадеб, дней рождений монархов, а также по случаю памятных дат и государственных праздников. Считается, что начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. во французском городе Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской.

В XV и XVI веках большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко. Балы получили широкое распространение только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при короле Генрихе IV. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV - с тех пор они составляют существенную часть большинства придворных празднеств.

Для балов выработался со временем, первоначально во Франции, определённый церемониал. И вместе с тем лица третьего сословия получили возможность, за известную плату, принимать участие в этих посвящённых исключительно танцам увеселениях. С тех пор балы становятся общественным развлечением для всех сословий.

В годы Великой французской революции центр бальной культуры переместился в Вену, где и сейчас сосредоточена вся бальная жизнь.

Балы делились на две категории. Это были придворные и общественные балы. Придворные балы являлись официальными мероприятиями. На них часто присутствовала императорская свита и представители самых знатных семей.

Общественные балы устраивались всеми существующими на тот период сословиями и имели довольно свободную форму проведения и широкий круг участников. Можно сказать, что бал был основной формой общения и развлечения для большинства городских жителей.

Были также детские балы, домашние балы, балы – маскарады. История балов чрезвычайно разнообразна. Менялась мода, традиции, танцы. Но одно оставалось неизменным. Самое главное для бала, да и для танцев в целом – это взаимоотношения мужчины и женщины – именно этот мотив руководил людьми при создании балов во все времена.

Бал – это, прежде всего, место встречи и общения людей, это культурные манеры, танцы для души. Черты, которые характеризуют бал – это аристократизм, утончённость, достоинство, красота.

Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин - дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю.

На сегодняшний день, если говорить о России и в целом о Европе, наибольшее распространение получили спортивные бальные танцы, а место балов заняли соревнование и конкурсы по бальным танцам. Современные конкурсы и соревнования имеют ряд особенностей. На соревновании не так важны эмоции и общение между людьми. Большее значение имеет достижение спортивного результата, что несколько отличается от изначальной идеи, с которой проводятся балы.

Но история бала продолжается… Современный балы чрезвычайно разнообразны по стилю и форме проведения бала. И, конечно, очень популярен традиционный венский бал. Венские балы появились в современной России относительно недавно, но достаточно быстро приобрели широкую известность среди населения столичных городов. Как и прежде, балы делятся условно на «придворные» - балы для высшего света, элиты, политиков и дипломатов – и на «общественные», которые проводятся губернаторами, муниципалитетами, местными организациями и просто любителями. На какой бал хотите попасть Вы? Решать Вам!

… Хотя, это действительно всего лишь кажется. Во времена давно минувшие бывало еще не то разнообразие в светских танцевальных утехах. Балы приурочивались к особым торжествам, разделялись по сословным и профессиональным категориям, бывали частными, общественными, придворными, купеческими, детскими, свадебными, посольскими, балы цветов, монохромные и проч., и проч… Надо признать, что наша клубная действительность «слегка» уступает по масштабам тем увеселениям, в которых знало толк русское дворянство.

Авось эта замечательная мода на балы вернулась к нам не только из желания экзотического антуражу среди модной тусовки, а как реальная потребность современного человека в изяществе и красоте. Будем на это очень надеяться.

Как ни крути даму в вальсе, а все же хочется, чтобы все было по-настоящему. Так, как когда-то во дворцах. Посему самыми заманчивыми, самые популярными, самыми интересными сегодня вновь становятся балы «по всей дворянской форме», так называемые - исторические.

Если сформулировать определение исторического бала, то это - бал, все составляющие которого подчинены правилам той или иной минувшей эпохи: костюмы гостей, убранство зала, этикет, атмосфера, музыка и сами танцы. Причем, если организаторы такого бала ставят своей целью провести не просто светское развлекательное мероприятие, а привлечь внимание к культуре и истории общества, то танцы исполняются не в современной их интерпретации, а именно так, как было принято в тот промежуток времени, когда они были популярны и исполнялись на балах. При серьезном подходе к проведению такого вечера исторические танцы восстанавливаются доподлинно по описаниям и изображениям в старинных танцевальных учебниках. А для воссоздания атмосферы выбранной эпохи изучаются манеры, особенности этикета, быта и даже социальных отношений определенного периода.

Но, все же, чаще историческим балом в России и за Рубежом называют упрощенный костюмированный вариант не очень строгих правил, где исполняются исторические танцы. Лакеи, ливреи, кареты - соблюсти атмосферу выбранной эпохи до мелочей – удовольствие не из дешевых. Доступное разве что мировой элите.

Кстати, к вопросу о доступности балов. В этом смысле нам с вами, несомненно, повезло. Посетить исторический бал и ощутить себя прекрасной дамой или галантным кавалером, может сегодня любой желающий.

Тысячи звёзд взорвались,

Тысячи нот и ног,

И бесконечный вальс

Забарабанил Бог.

Для того, чтобы мысленно вкусить всю красоту и блеск тех далеких дворянских балов, прогуляемся назад во времени и посмотрим, как они проходили, что на них танцевали, что дозволялось дамам и как предписывалось вести себя кавалерам .

Конечно же, балы были присущи не только российскому дворянству. Высшее европейское общество ничуть не отставало. Однако нас интересуют местные нравы, тем более что размахом, непосредственностью и энергетикой русских балов открыто восхищалась вся Европа.

Итак, 19 век - золотая пора дворянских балов. Можно сказать, что они были настолько важной частью жизни высшего общества, что весь остальной досуг был, так или иначе, подчинен балам. Их ожидали, к ним готовились. В течение года брали уроки танцев, выбирали ткани для нарядов, учились музыке, пению, в домах не умолкали клавикорды, а чуть позже клавесины. Танцы и музыка были обязательной частью дворянского образования. Чувствовать ритм и танцевать в музыку было наиважнейшим умением для того времени. Промах в танцах на балу мог нанести большой урон светской репутации, а иногда и стоить карьеры (настолько постыдным было потерять такт).

Детей обучали искусству танца, начиная с 5-6 лет. Умение танцевать закреплялось, как у натренированного спортсмена – тело так хорошо запоминало движения, что в нужный момент, каково бы не было волнение на балу, у танцоров присутствовала ловкость, непринужденность, уверенность и привычность в движениях. Вместе с умением танцевать молодежи прививалась правильная осанка, азы светских приличий и хороших манер, грация, изящество, умение держать себя и общаться.

Балы были излюбленным развлечением не только великосветской публики, но и мещанского сословья. В имения к добропорядочным семействам съезжались соседи, родственники и сослуживцы, но все равно данное мероприятие считалось балом и проводилось как можно более роскошно.

Заинтересованное общество того времени хорошо знало все правила и условности, касающиеся организации бала. Приглашения рассылались загодя, как правило, за две-три недели. Причем все приглашенные обязательно должны были дать ответ, смогут ли они прибыть на мероприятие или нет. Приглашение было весьма лаконичным, в нем указывалось лишь место и время проведения бала, все остальное не требовало объяснений, бальные порядки впитывались всеми с детства.

Как это было?

Для балов высшего света предназначались великолепные огромные залы, с трех сторон окруженные колоннами. Освещались такие залы хрустальными люстрами с сотнями восковых свечей, а по периметру настенными медными подсвечниками.

Обычно, молодежь большую часть бала танцевала и кокетничала, а господа и дамы в солидном возрасте, протанцевав минут 10, принимались за карты и разговоры.

Программа балов в дворянском обществе была традиционная и четко утвержденная. И все в ней подчинялось танцам, так как именно они задавали тон вечеру. В 18 веке было принято открывать бал полонезом, который впоследствии заменили . Вторым танцевали . Кульминацией бала была мазурка, а завершал его котильон. Вечер сопровождался роскошным обедом, происходящим в боковых гостиных помещениях. Кроме того, в течение вечера всегда действовал буфет с напитками и закусками.

Что танцевали?

Итак, бал открывался , который длился 30 минут. Дамы во время этого танца встречали кавалеров. Полонез представлял собой торжественное шествие, в котором должны были принять участие все присутствующие. Даже если гость собирался весь оставшийся вечер провести за игрой в карты и светскими разговорами, полонез он обязан был исполнить, дабы выказать уважение хозяевам дома. Мода на полонез пришла во времена Екатерины II и продержалась достаточно долго. Иностранцы в шутку именовали этот танец «ходячий разговор».

Ни один бал не обходился без вальса. Это второй танец вечерней программы. При всем однообразии постоянно повторяющихся движений, вальс был наиболее любим светским обществом. Видимо потому, что в нем соседствовали романтика и безумство: кавалер в вихре танца кружил даму по залу, галантно обхватив её за талию. Говорят, что такие «воздушные, летучие» вальсы исполнялись только на русских балах.

За вальсом следовали , венгерка, несколько , которые, кстати, как и мазурка были расписаны у каждой дамы заранее и все знали, какой танец, когда и с кем им надлежит танцевать.

– главный танец любого бала. В Россию она «приехала» в 1810 году из Парижа. Даме в этом танце отводилась роль необычайно женственная: она должна идти изящно и плавно, грациозно скользить и бегать по паркету. Кавалер же в мазурке был весьма активен. Чего только стоят «антраша» - прыжки, во время которых он должен был в воздухе три раза ударить нога об ногу. Надо признать, весьма непростой элемент. Именно это умелое постукивание каблуками так подкупает в мазурке, придает ей неповторимость и шик. Во время мазурки, которую танцевали в четыре пары, допускались разговоры между дамой и кавалером.

Завершали бал котильоном. Этот французский танец-игра позволял закончить вечер в шаловливой и непринужденной форме. Кавалеры в нем становились перед дамой на колени, сажали её, заигрывали и обманывали, отскакивали, перепрыгивали через карту или платок. Вечер завершался на мажорной ноте.

Страсть общества к балам была всепоглощающей. Их давали круглый год, но, все же, сезон начинался с поздней осени. В это время представители высшего света возвращались из поместий в город и весь зимний период, за исключением времени постов, балы устраивались так часто, что в день приходилось бывать на 2- 3 вечерах, что на самом деле требовало недюжинной выносливости от гостей.

Современный исторический бал

Исторические балы сегодня проводятся достаточно часто. Организаторами выступают благотворительные культурные фонды, исторические клубы, общества или увлеченные предприниматели. Чтобы максимально соответствовать духу эпохи, гостям таких мероприятий необходимо соблюдать определенные правила.

Внешний вид на балу (готовимся на примере века 19-го)

Если ориентироваться на дам и кавалеров конца XIX века, то костюм на исторический бал следует выбирать так:

Строго регламентированный внешний вид: открытые платья, дополненные небольшим бутоном искусственных или живых цветов. Молодым девушкам рекомендуются светлые тона платьев, простые украшения и незамысловатая прическа. Замужние дамы могут себе позволить более богатый выбор в фасоне платьев, их расцветке, размере и количествах ювелирных изделий. Идеальная бальная обувь – это мягкие туфли, преимущественно без каблука. Использование косметики сведите к минимуму (в оригинале дамы позволяли себе пользоваться лишь пудрой и то в умеренных количествах).

Кавалеры:

Здесь также имеются свои каноны: фрак, белый жилет, черный или белый галстук. Кроме того, мужчинам можно прибыть на исторический бал в мундире (такие носили на балу гражданские служащие в соответствии со своей должностью) или в военном торжественном обмундировании того или иного именитого полка (пошить или взять на прокат сегодня можно все, что угодно, зато какой фурор произведет такой кавалер!).

Обычно организаторами бала оговаривается «дресс-код» для приглашенных гостей. Может быть четко указано, что костюмы должны соответствовать моде конкретных десятилетий такого-то века, оговаривается, какая военная форма допустима и можно ли надеть современный фрак. А вот в смокингах и современных деловых костюмах на исторические балы не ходят.

Важнейший атрибут бального наряда дам и кавалеров – это безукоризненно белые перчатки. У дам они должны быть лайковые или шелковые, часто выше локтя. У кавалеров в штатском - лайковые, у «военных» - замшевые. Перчатки снимаются лишь на время обеда, который происходит в середине бала сразу после мазурки, затем же надеваются снова.

Собираясь на исторический бал, даме необходимо подумать о таком кокетливом атрибуте, как веер. Современная бальная мода советует применять веер не только для создания свежего дуновения, но и изучить хотя бы несколько приемов общения с помощью веера, что сделает ваш вечер еще более интересным.

Конечно, бальный этикет соблюсти до тонкостей достаточно сложно. Но в том и прелесть исторических балов современности, чтобы максимально приблизиться к ушедшей эпохе в самых незначительных деталях. Это и придает особый шарм таким мероприятиям.

Итак, вы приглашены на исторический бал. Что следует знать и уметь, чтобы чувствовать себя на нем «в своей тарелке»?

Прежде всего, нужно разучить танцы, которые входят в программу бала. Исторический бал, так же как и его давний предок, имеет своим стержнем, самым главным своим назначением, именно танцы. Поэтому, если вы будете вести себя неуклюже на паркете, это не просто испортит общий рисунок танца, но и однозначно испортит вам настроение. Кстати, именно этим недостатком чаще всего грешат современные исторические балы. Если на такое мероприятие приходит неподготовленная публика, то бал выглядит весьма плачевно.

Гостям на исторических балах предлагается прелюбопытнейшая программа: исторические танцы той или иной эпохи, рулетка и карточные салоны, старинные бальные игры, исторические лотереи и викторины, литературные и музыкальные салоны и даже профессиональные фотосессии во всем этом великолепии.

Предварительно для гостей, купивших или получивших пригласительные билеты, за несколько недель до бала проводятся мастер-классы по всем танцам, которые включены в программу. А танцы могут быть весьма разнообразные: полонез, вальсы, тампет, разнообразные кадрили, триоле, краковянка, вальс-контрданс, мазурка, петровский марш, алеман, гусарская полька, венецианка, конский бранль, котильон и т.д. Танцевальная программа зависит от того, какой именно исторический отрезок времени взяли организаторы за основу бала и культуру какой страны они собираются представить. Исторические балы часто связывают не только с российским дворянством, но и с эпохой Возрождения и прочими многозначительными вехами европейской истории.

Почему так хочется на бал?

Исторический бал, в отличие от дискотеки, могут посетить мужчина и женщина в любом возрасте, даже если им по 80 лет. И в этой общей кружащейся толпе ни одна пара не будет выглядеть неуместно. Балы посещали все поколения и возраста, они и сейчас этим чрезвычайно привлекательны. Кстати, если задуматься, то исторический бал – это одно из немногих мест, где сегодня может происходить позитивное и культурное общение нескольких поколений.

Второе – видимо мы устали от современных зрелищ. Потанцевать в клубе - уже не кажется таким уж классным способом провести время. Привычно, а иногда, и, прямо скажем, скучно. А вот выпрыгнув из джинсов и надев шикарный костюм (пусть даже взятый напрокат), можно ощутить себя совершенно по-новому.

И да, бал – это весело, необычно и незабываемо. Тем, кто соскучился по романтике, хорошим манерам и новым впечатлениям - дорога на бал!

Австрийская столица знаменита не только дворцами, музеями и кофейнями, но и удивительным событием, которое проходит здесь каждую зиму, - Венским Оперным балом. Красивейшее мероприятие поражает не только своим размахом, но и трепетным отношением к традициям и культуре своей страны. В этом году Оперный бал состоится 12 февраля.

Вена - настоящая бальная столица. Здесь ежегодно проходит около 450 баллов. Пик бального сезона приходится на январь и февраль, когда в городе проводят новогодние праздничные мероприятия. В это время балы следуют один за другим: бал Красного креста сменяется новогодним балом, за ними следует охотничий бал и бал юристов, которые передают эстафету традиционному балу кофеен и карамельному балу. Апофеоз праздника - Венский Оперный бал, который проводят в Венской государственной опере.

Первые балы в Вене стали проводить в первой половине XIX века. Отличительной особенностью венских балов была вовлеченность в мероприятие абсолютно всех горожан. И вельможи, и простолюдины кружились в вальсах и полонезах во время проведения танцевальных вечеров. Придворный бал, который устраивала императорская семья, собирал всю знать государства, поэтому он по праву носил титул «главного события года».

В 1921 году, когда Австро-Венгрия распалась, знаменитый придворный бал сменился оперным. И хотя оперные балы проводились и раньше, центральным событием они до этого не были. Теперь же именно мероприятие в Венской опере стало считаться основным в череде танцевальных вечеров, проводимых в городе.

Только аншлюс Австрии Германией и Вторая Мировая война заставили австрийцев на время позабыть про свое любимое увлечение. В это время балы не проводились, народу просто было не до них. Восстановили традиционный Оперный бал только в 1956 году. С тех пор Вена каждый год устраивает настоящий танцевальный марафон для своих жителей и гостей.

Оперный бал - масштабное событие, к которому тщательно готовятся не только организаторы, но и участники. Количество гостей на этом великолепном вечере насчитывает до 5000 человек. Кстати, вопреки распространенному мнению, Оперный бал - не закрытое мероприятие. Посетить его может любой желающий. Для этого достаточно купить билеты, который распространяются и на сайте Венской оперы, и соответствующий случаю наряд. Правда, о билетах стоит позаботиться заранее: их раскупают задолго до открытия сезона. Цена входных билетов довольно высока и варьируется от 390 до 18000 евро. Для гостей бала существуют строгий дресс-код: мужчины обязательно должны быть во фраках и белой бабочке, а женщины - в классический бальных платьях. Такие костюмы стоят довольно дорого, но в Вене нашли выход из положения: прокаты помогают сэкономить, но выглядеть достойно.

Открывают бал дебютанты. Молодые девушки и парни проходят строгий отбор, чтобы принять участие в выходе дебютантов: обязательно умение красиво танцевать и холостой статус.

Девушки должны быть в белых бальных платьях и коронах. В руках у каждой дебютантки маленький нежный букетик цветов, который подчеркивает красоту юных участниц.

Пары танцуют традиционный полонез и вальс. После выхода дебютантов уже все участники могут принимать участие в танцах.

Музыкальная программа бала - образец вкуса. Великие композиторы Моцарта, Шуберт, Бетховен и, конечно, король вальсов Шуберт помогают воссоздавать классическую атмосферу танцевального вечера.

Поражает Оперный бал и великолепием убранства. Чтобы оформить помещения, в Венскую Оперу свозят больше 60 тысяч роз. Вход в Оперу украшают традиционной красной дорожкой, что только добавляет мероприятию торжественности.

Венский бал - настоящий хранитель духа прошлых столетий, сосредоточие утонченности и аристократизма, изящества и грациозности. Недаром ЮНЕСКО включило это мероприятие в список мирового нематериального культурного наследия.

История балов в России / Танцевальная культура России в XIX веке

Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.

Менцель Адольф. Бал в Новом дворце в 1829 году. Картина написана в 1854
57106489_1269868779_0_20cef_3845ec2c_XL.jpg

Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного "упрощения", ухода от правил и все большего превращения бала в танцевальный вечер, а то и просто в оргию. К XX веку они сходят со сцены и только в 70-е годы XX века вновь возрождаются как спортивные состязания и "исторические" балы.
Логика развития бальной культуры вновь обращает нас к Ассамблеям. И это естественно для современной деловой культуры.

Владимир Первунинский - Светский раут

Дворянские балы

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.

М.Зичи Бал в концертнм зале Зимнего в честь шаха Насир-ад-Дина в мае 1873
57106491_1269868792_0_213ea_cd34d3fd_XL.jpg

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII-XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.

М. Зичи бал в честь Александра II в Гельсингфорсе в здании вокзала

Танцы осваивали с раннего детства - с 5-6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения "делали свое дело". Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, "в крови" и воспитывалось с детства.

James Hayllar 1829-1920
45854510_511aa5e60cb2.jpg

Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине И. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец "ходячий разговор". Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал: Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой.

Адольф Менцель "Бал с ужином"
57106497_1269868829_3fad4deab573t.jpg

Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс - танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах "летучие, почти воздушные вальсы".

Бал при Александре II.
49710097_bal_pri_Aleksandre2.jpg

Мазурка - это середина бала. Она "приехала" в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки "антраша", во время которых в воздухе он должен уда-рить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:

Николя Ланкре Танец возле фонтана 1730-35 г.г.
15643738_Nikolya_Lankre_Tanec_vozle_fontana_173035.jpg

"Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам."

Владимир Первунинский. Под звуки вальса
57106503_1269868869_1012405.jpg

Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы - гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.

Вильгельм Гауз. Императорский бал.
57106505_1269868882_1162586.jpg

Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин - дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Босс, Абрахам. Бал
45854838_1.jpg

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что"большая вежливость - это учтивый обман", "истинное учтивость - это одолжение", "притворное лукавство - это обхождение", "всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении".

Катала Льюис Алварез (1836-1901), Dressing For The Ball 1876
45854586_Dressing20For20The20Ball.jpg

Слово бал пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.

Костюмированный бал в Зимнем дворце при Николае I.Начало 1830-х
45854211_image.jpg

На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль, в XIX в. стали танцевать даже в деревне.

Ватто Антуан "Радости бала", фрагмент
Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль.

Квятковский. Полонез Шопена.
15644185_Kvyatkovskiy_Polonez_SHopena.jpg

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в "Горе от ума" А.С. Грибоедова:
"...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.
И в другом месте:
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста
И летом праздники на даче".

На балу. Берта Моризо
45854652_100009Morisotl.jpg

Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Владимир Первунинский - Бал
25009520_1210842169_Vladimir_Pervuninskiy__Bal2.jpg
Я видел раз ее в веселом вихре бала;
Казалось, мне она понравиться желала;
Очей приветливость, движений быстрота,
Природный блеск ланит и груди полнота -
Всё, всё наполнило б мне ум очарованьем,
Когда б совсем иным, бессмысленным желаньем
Я не был угнетен; когда бы предо мной
Не пролетала тень с насмешкою пустой,
Когда б я только мог забыть черты другие,
Лицо бесцветное и взоры ледяные!..
(М.Ю.Лермонтов)

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи - великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по "Табели о рангах" четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики - разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.

Мартин Пепейн. Придворный бал 1604 г.
pridvornuibal_b.jpg

Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

М. Зичи Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865

На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.

Владимир Первунинский - Незнакомка
25009530_1210843506_Vladimir_Pervuninskiy__Neznakomka.jpg

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру - тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.

501822f08eafb17dac09e4521b32791c_full.jpg

Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался как мог. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

57106509_1269868923_1238151317_artlib_gallery89037o.jpg

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п.

Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило несколько десятков человек.

Дж.Тиссо
47040187_3310.jpg

Выделяли в бальной семье также маскарады, благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Подобный бал описан в повести А.П. Чехова "Анна на шее".

Д. А. Белюкин. Бал
54192_or.jpg
Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки, фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

B8571539172c57889a207441e7a3f215_full.jpg

Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: "Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих". Балами славилась столица – Санкт - Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.

C91c804bb4fb.jpg
"Вот и окончен бал...погасли свечи...
И на полу остатки конфети...
Унёс с собой полжизни этот вечер,
Оставив лишь короткое "Прости..."
Устало собирая шлейфом блёстки,
Последний раз по залу я пройдусь...
Всё получилось мимолётно...просто...
Только я всё ещё боюсь,
Что возвратится ночь та отраженьем
Зеркального синонима судьбы...
И снова ты с тем самым выраженьем
Шептать мне будешь ложно о любви...
И что тогда? Где прятаться от боли?
Как удержать желаемое "да"?
Я за любовь плачу сегодня кровью,
Чтоб успокоить сердце навсегда!"

Бал... бал!!! Фейерверк, танцы, ухаживания, любовь, подозрения, вызовы на дуэль... Романтика?! Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные