Познание. "работа над художественным образом музыкального произведения"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: « Работа над выразительными средствами и художественным образом в музыкальных произведениях»

Муз. инструмент (аккордеон)

преп. Ильина А.В.

Введение

Работа над выразительными средствами в классе аккордеона является необходимым условием восприятия и воспроизведения художественного содержания музыкального произведения. Она характеризуется тем, что основана на образном материале. Музыкальные образы представляют собой интонационно осмысленные звуковые представления, содержанием которых являются чувства, эмоции и переживания человека.

Известно, что художественное содержание музыкального произведения выражается посредством мелодии, ритма, темпа, динамики, штрихов, движения меха, что в общем и представляет собой специфический язык музыки. Подготовка учеников к эмоциональному восприятию музыки осуществляется разными методами и приемами. На уроке я выстраиваю работу с учеником над произведением для проявления эмоционального отклика в музыке и подвожу его к осознанию содержания произведения, с помощью выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Передавая в своём исполнении замысел композитора, учащийся должен научиться выражать своё отношение к исполняемому, выявлять своё понимание произведения.

Бесспорно, это понимание основывается на тексте – его выразительных элементах и авторских указаниях. Помогать “вживаться” в произведение, вчитываться в текст, вслушиваться в сыгранное, конечно, буду я, педагог. Только преподаватель может увидеть, что в каждом конкретном случае требует большего внимания ученика, что надо подчеркнуть, “произнести” более выразительно. Время занимаемое разбором и уровень музыкального произведения будут самыми разными для учащихся различной степени музыкального развития и одарённости.

Методическое сообщение построено на поэтапной работе над музыкальной выразительностью на уроках специальности в классе аккордеона. Музыкальные примеры, использованные в сообщении - из репертуарного плана моих учеников.

Работа над выразительными средствами является необходимым условием восприятия и воспроизведения художественного содержания музыкального произведения. Она характеризуется тем, что основана на образном материале. Музыкальные образы представляют собой интонационно осмысленные звуковые представления, содержанием которых являются чувства, эмоции и переживания человека. Мир музыкальных образов чрезвычайно обширен: каждое художественно – полноценное произведение имеет неповторимое содержание, раскрывает свой круг образов – от простейших до поражающих своей глубиной и значительностью. Что бы ни играл учащийся – народные песни, танцы, пьесы современных композиторов или классическую музыку – ему необходимо понимать это произведение, осознавая выразительное значение каждой детали, и уметь исполнить его, т.е. передать в своей игре художественное содержание.

По мнению выдающегося отечественного пианиста и педагога Г. Нейгауза нужно одновременно с первоначальным обучением игре на инструменте и усвоением нотной грамоты начинать учить ребѐнка понимать музыкальную речь с еѐ закономерностями и составными частями. Работа над музыкальным произведением включает в себя «вживание» в образный мир произведения, постепенное формирование конкретного исполнительского замысла с учѐтом программных названий, образных и эмоциональных ремарок, а также собственных ассоциаций и конкретных образов, возникающих у ученика. Перед всеми педагогами- музыкантами стоит сложная задача: воспитание навыков качественной игры и законченности воплощения художественного замысла у учащихся. Одним из залогов плодотворности преподавательской деятельности является тесный контакт педагога с учеником. Их взаимопонимание основано на творческих интересах к познанию музыки, когда ученик не формально воспроизводит и воспринимает произведение, а вносит что- то своѐ, опираясь на уже имеющийся собственный музыкальный опыт. Художественный образ музыкального произведения- это его неотъемлемая часть. Композитор, сочиняя музыку, всегда видит перед собой тот или иной образ, и всеми допустимыми средствами пытается его изобразить. Путь создания и воплощения художественного образа в музыкальном исполнительстве обычно представляют как цепочку: композитор- исполнитель- слушатель. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь начинающему музыканту увидеть художественный образ произведения, почувствовать характер музыкального произведения, раскрыть его содержание. Для этого уже с первых шагов обучения необходимо прививать учащимся необходимые практические навыки, и учить ребѐнка не только слушать музыку, а также чувствовать и «видеть» еѐ. Репертуар на начальном этапе обучения, как правило, очень прост. Несложные пьесы с названием (например- «Веселые гуси», « Две тетери», « Лошадка» и т.д.) позволяют быстро представить художественный образ произведения. Механическое нажатие нужных клавиш не раскрывает музыкальный образ произведения, а делает игру сухой и бесчувственной. Но естественно, полное овладение всеми средствами музыки, которые необходимы для создания художественного образа произведения, происходит не сразу, а в систематическом процессе обучения.

Подготовка учеников к эмоциональному восприятию музыки осуществляется разными методами и приемами. На уроке выстраивать работу с учеником над произведением для проявления эмоционального отклика в музыке и подводить его к осознанию содержания произведения, с помощью выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Передавая в своём исполнении замысел композитора, учащийся должен научиться выражать своё отношение к исполняемому, выявлять своё понимание произведения.

Бесспорно, это понимание основывается на тексте – его выразительных элементах и авторских указаниях. Помогать “вживаться” в произведение, вчитываться в текст, вслушиваться в сыгранное, конечно, будет педагог. Только преподаватель может увидеть, что в каждом конкретном случае требует большего внимания ученика, что надо подчеркнуть, “произнести” более выразительно. Время занимаемое разбором и уровень музыкального произведения будут самыми разными для учащихся различной степени музыкального развития и одарённости. При разборе музыкального произведения необходимо погрузить сознание ребёнка в ту атмосферу, в которой было написано это произведение, детально разобрать его строение, сделать тональный план, определить кульминацию, определить, при помощи каких средств выразительности и технических приёмов будет показана основная тема. Прежде всего, следует рассказать ученику о создателе произведения (будь то композитор или народ); об эпохе, в которую оно возникло; о стиле и требуемой манере исполнения; о его содержании, характере, сюжете; основных темпах; о форме, структуре, Знакомство с текстом начинается со зрительного охвата нотной партитуры. Сначала я проигрываю мелодию по нотам, привлекаю слуховое внимание ученика к ритмическому рисунку мелодии, характеру. Далее ученик, глядя в ноты, называет длительности нот (если младшие классы) просчитывает наиболее сложные места, а также можно простучать этот ритмический рисунок. Наряду с тщательным разбором текста, важно подобрать хорошую, наиболее подходящую для ученикааппликатуру. Об этом необходимо проявлять заботу именно на раннем этапе работы, так как удачно найденная аппликатура способствует лучшему решению требуемых художественных задач и скорейшей автоматизации игровых движений. Но главное – аппликатура должна способствовать свободному исполнению. Прежде чем окончательно установить аппликатуру для данного ученика, можно предварительно испробовать с ним различные варианты. Ни один музыкант не может достичь высокого уровня исполнительского мастерства без овладения фразировки. Необходимо, чтобы учащийся с самого начала обязательно обращал внимание на фразировку, воспринимал каждую фразу в развитии и мог исполнить её музыкально. Фразировка является средством выражения музыкального образа произведения, она включает в себя средства звукоизвлечения, синтезирует штрихи, динамику, мех и т.д., и всегда индивидуальна. В результате первоначального знакомства с произведением учащийся должен как можно больше узнать о нём, понимать предстоящие технические и художественные задачи, представлять конечное звучание пьесы. Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства. Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель. Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков. Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

Слайд1 Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д. Мелодия – одно из главных средств муз. выразительности. Может быть самое главное.

    В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

    Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Темп очень сильно меняет характер музыки, даже если остальные средства выразительности очень похожи. Когда уч-ся задают по специальности пьесы в быстром темпе, сначала нужно учить их медленно. И часто от этого музыка кажется скучной. И уч-ся хочет сразу попробовать сыграть в темпе. А это вредно. Необходимо играть медленно, но с помощью фантазии представить, как такая пьеса должна звучать в настоящем темпе. Ведь фантазия, которая так необходима музыканту, как ни странно, тоже нуждается в постоянной тренировке. Темп может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте). Слайд 4

    Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Мы знаем,что мажор и минор могут передавать определённые настроения: мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

Динамика –сила звука, динамические оттенки (нюансы)- оттенки силы звука. Выразительность музыкальной динамики сродни динамике речевой. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды и призывы - громко. Как и человеческий голос, музыка может и «кричать», и «шептать». Обычно композиторы обозначают в нотах нюансы, но часто о нужном динамическом оттенке можно догадаться, исходя из характера музыки. Динамические оттенки могут даже создавать впечатление передвижения звука в пространстве. Например, если песня начинается очень тихо, еле слышно, а потом становится всё громче и громче, то кажется, что сначала её поют очень далеко, а потом постепенно приближаются. Этот приём часто используют в операх, когда на маленькой сцене нужно создать впечатление большого пространства. Слайд 6

    Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Мы знаем, что мажор и минор могут передавать определённые настроения: мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

    Регистр – это часть звукоряда, имеющая определённую звуковую краску. Выделяют три регистра: верхний, средний и нижний.

    Жанр – род музыки, муз. произведений, отличающихся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками (песня, танец, марш). Слайд 9

    Особое место в работе над произведением следует уделять штрихам . Штрихи это способ извлечения звуков. От способа звукоизвлечения во многом зависит характер музыки, а значит и те образы которые она создаёт. В определении штрихов необходимо исходить, прежде всего, из их музыкально – выразительного значения и технической сущности. Legato -♫ - связная игра. Пальцы располагаются на клавиатуре, поднимать их высоко нет никакой необходимости. При игре legato не следует с излишней силой давить на клавишу. Non legato - ♫ - не связно Этот штрих приобретает ровность в том случае, если звучащая часть тона будет равна искусственной паузе, возникающей между звуками мелодической линии. Staccato - ♪♪ - острое, отрывистое звучание. Извлекается, как правило, замахом пальца или кисти при ровном ведении меха. В зависимости от музыкального содержания этот штрих может быть более или менее острым, но в любом случае реальная длительность звучания не должна превышать половины ноты, указанной в тексте. Пальцы лёгкие и собранные.

Слайд10 К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести форму –это построение муз. произведения. Простейшие формы муз. пр-ний одночастная, двухчастная, трехчастная. Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Заключение Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание художественного образа музыкального произведения посредством своего инструмента – аккордеона. Концертное исполнение – это итог и кульминационный момент всей проделанной работы ученика над музыкальным произведением в классе. Для того чтобы концерт прошёл успешно нужно, чтобы в результате знакомства с произведением учащийся как можно больше смог узнать о нём, понимать и выполнять предстоящие технические и эмоционально-художественные задачи, представлять конечное звучание пьесы. Эмоционально-образное восприятие музыкального произведения способствует более глубокому проникновению в его содержание и осмыслению его идеи. Каждый ученик по-своему воспринимает музыкальное произведение. При этом восприятие музыкального образа зависит от его музыкальных и творческих индивидуальных способностей.

Приложение П.И.Чайковский «Старнная француская песенка»

Петр Ильич Чайковский(1840-1893) - великий русский композитор. За свою жизнь Чайковский написал большое количество произведений почти во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника. Самым любимым для него жанром была опера: «Воевода», «Ундина», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др., а так же он писал балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и вместе с тем важное место в жизни композитора занимает симфоническая музыка: 6 симфоний, оркестровые сюиты, концерты, кантаты. Чайковский сочинил так же много фортепианных пьес и романсов, разнообразные инструментальные ансамбли (прослушивание отрывков из некоторых произведений).Он писал много разной взрослой, серьезной музыки. Но у него есть один уникальный сборник пьес специально для детей. Детский альбом, был написан П.И. Чайковским 1878г. и посвящен своему любимому племяннику Володе Давыдову. В альбом входят 24 маленькие пьесы, которые рисуют один день из жизни ребенка: его игра, прогулки, переживания, сказки, мечты, а так же картины русской природы. это меланхолическая, задушевная песенка, словно память о далеком былом в Одно из этих произведений «Старинная французская песенка» (мелодия этой пьесы используется композитором также в опере «Орлеанская дева»).
«Старинная французская песенка» ней оживает грустный, иск­ренний, простой народный напев. Она похожа на песню - за­душевную, задумчивую, мечтательную, печальную. Темп – спокойный, неторопливый. Характер – грустный. Очень выразительная мелодия. Аккомпанемент мягкий. В пьесе три части. Основная тональность пьесы-ля минор. Мелодия пьесы поручена правой руке, поэтому партия должна звучать особенно певуче, мягко и глубоко, штрих певучее легато. I и III часть - грустное повествование, плавные, напевные по характеру. Затактовое начало мотива ("тихий вздох”), плавное движение восьмых длительностей к длинной (четвертная с точкой) "стонущей” интонационной вершине. Троекратное окончание мотивов на V ступени – передаёт безысходность, щемящую душевную боль. В первой части, поступенное движение мелодии вверх, передают спокойное течение рассказа.
II часть –драматическое событие. Характер второй части – взволнованный. Герой заново переживает воспоминания прошлого. Во второй части, мелодия приходит к кульминации (такты 21-23) Какими средствами добивается композитор изменения характера музыки? Почему нам здесь слышится воспоминание о "драматическом событии”?
Выводы: Изменился характер аккомпанемента. Длинные лиги сменились короткими ("прерывистое дыхание”). Мелодия утратила плавное движение восьмых длительностей в четвертную с точкой в конце мотива, появились четвертные, пунктирный ритм. Для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить нотный текст, нужно много внимания уделять работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности.

LVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2016 г.)

Выходные данные сборника:

«В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии»: сборник статей по материалам LVI международной научно-практической конференции. (20 января 2016 г.)

РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ

Зелёная Алина Викторовна

зав. отделением сольного пения
Детская школа искусств,
РФ, г. Ханты-Мансийск

WORK ON THE ARTISTIC IMAGE OF VOCAL WORKS

IN THE CLASS OF SOLO SINGING

Alina Zelenaya

manager of department of solo singing
Children’s school of arts,
Russia, Khanty-
Mansiysk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме раскрытия художественного образа вокального произведения. Особое внимание уделено значению творческого воображения как одного из главных составляющих художественного творчества. Данный вопрос недостаточно изучен и требует дальнейших исследований, обобщения и систематизации. Творческое воображение представляет собой одну из специфических форм отражения действительности. Результатом деятельности творческого воображения является создание системы устойчивых ассоциативно-образных связей – основы стабильного и качественного исполнения. В ходе исследования были также затронуты вопросы о единстве музыки и слова, а также о значении перспективного охвата общей композиции вокального произведения. Результаты данного исследования расширяют представления о вокальной педагогике и могут оказать практическую помощь преподавателям детских школ искусств, других учреждений искусств.

ABSTRACT

The article is devoted to the revelation of the vocal artistic image. Particular attention is paid to the value of creative imagination as one of the main components of artistic creativity. This issue is under-investigated and requires further research, generalization and systematization. Creative imagination is one of the specific forms of reality reflection. The result of the creative imagination is system formation of sustainable associative-shaped links – the basis of a stable and high-quality execution. Questions about the unity of music and words as well as about the meaning of prospective scope of the general composition of vocal works are touched upon as part of the study. Results of this research extend the idea of vocal pedagogy and can provide practical assistance to teachers of children"s art schools and other art institutions.

Ключевые слова : художественный образ; творческое воображение; вокальное произведение; сольное пение.

Keywords: artistic image; imagination; vocal work; solo singing.

Проблема раскрытия художественного образа, понимания замысла композитора и умение передать характерное для данного автора, данного жанра, данной эпохи – всегда актуальна в музыкальной педагогической работе. Как известно, суть музыкально-исполнительской деятельности состоит в том, чтобы творчески «прочесть» художественное произведение, раскрыть в своём исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором. Характер музыки, её эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и убедительно: надо создать запоминающийся, эмоционально яркий музыкальный образ. В то же время творческим исполнение становится только в том случае, если в него привнесён собственный, пусть небольшой, но индивидуальный опыт понимания и переживания музыки, что придаёт интерпретации особую неповторимость и убедительность.

Неотъемлемым звеном музыкальной культуры является исполнительское искусство, которое связано, прежде всего, с воспроизведением и созданием художественных ценностей. Вокальное искусство – особый вид искусства. В нём объединяются три составляющие: идея, заложенная в произведение автором музыки, идея автора текста и, наконец, – деятельность исполнителя, который должен выразить то, что заложено поэтом и композитором. Показателем исполнительского мастерства является способность убедительно раскрыть заложенный в произведении художественный образ.

Трудность художественного пения, то есть пения, где главной задачей является создание музыкально-вокально-словесного образа, заключается в том, что певцу нужно решать одновременно множество задач. Певцу необходимо уметь совмещать в себе как бы два лица: одно – действующее, другое – наблюдающее за своими действиями. Он одновременно должен быть и певцом, и режиссером .

Пение – это непрерывное и логическое движение голоса, определяемое смыслом музыкального произведения. Маэстро Умберто Мазетти (учитель пения Антонины Неждановой) постоянно говорил своим ученикам слово “Avanti”, то есть «вперед». Это значило: двигайтесь голосом вперед, чувствуйте, откуда и куда идете. «Ставить красиво» ноты еще не значит петь .

Для правильного вокального исполнения необходимо установить связь музыки и слова. Музыка углубляет и расширяет содержание словесного текста, являясь «подтекстом» к слову. Порой смысловую нагрузку несет музыка, порой слово. Часто смысловая нагрузка их равноценна.

Ознакомившись с произведением в целом, следует более подробно изучить поэтический текст , временно отделив его от музыки, чтобы не пропал смысл стихотворения, чтобы музыка не заслонила его красоту. Ибо совместно с музыкой текст перестает восприниматься как самостоятельная эстетическая ценность и преломляется только через музыку, хотя в конечном итоге именно в этом синтезе он и должен доходить до слушателя. В текст надо вчитаться, разобраться в его строении, выразительно продекламировать вслух. Верное, выразительное чтение текста, правильные акценты, выделение главных слов, четкое произношение ударных и смешанных гласных – все это должно найти свое место в последующем исполнении произведения.

Музыкальный текст следует проанализировать с точки зрения формы, особенностей мелодического и гармонического склада и ритма, найти кульминацию, понять, как развивается мелодическая линия. Надо очень внимательно отнестись ко всем авторским ремаркам, обратив внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки, отдельные указания о характере исполнения.

Как во всяком искусстве, в искусстве пения сливаются и сосуществуют на равных две составляющие: творческая и техническая. Прежде чем приступить к технической проработке вокального произведения, нужно создать «проект», план его построения. Необходимо наметить его общую форму, установить равновесие частей, развить логическое движение чувств, заключенных в музыке, определить различные манеры пения, которые должны быть использованы для воплощения данной формы.

Перспективный охват общей композиции вокального произведения, проникновение в его музыкально-драматическую структуру, драматическое «оправдание» элементов музыки – необходимый творческий процесс при освоении исполнителем вокального произведения. Нужно понять, от чьего лица действует певец-исполнитель, каков характер изображаемого лица, каковы его внутренние задачи.

Построенный таким образом план исполнения вокального произведения может созерцаться исполнителем как бы с высоты его творческого сознания, как некий синтетический образ, обобщающий конкретный материал музыки. Строго следуя созданному плану исполнения, певец никогда не собьется с пути, не израсходует понапрасну своего эмоционального заряда, для него исчезнет необходимость петь, ожидая вдохновения. Певец может спеть хуже или лучше (это часто зависит от состояния его вокального аппарата), но должен спеть и исполнить произведение верно, то есть «согласно внутреннему плану» , последовательно решая внутренние задачи, плодотворно расходуя голос и эмоции.

Как осуществить все это? Очевидно, что одного интеллектуального усилия здесь недостаточно. В этой стадии создания художественного образа вступает в действие творческое воображение – одно из самых главных орудий художественного творчества.

Вопреки типичному заблуждению, воображение человека никогда не отрывается от реальной действительности. Напротив, оно представляет собой одну из специфических форм отражения этой действительности, причем решающую роль играют здесь продуктивно-творческие элементы мышления. В то же время не всякое воображение можно назвать истинно творческим. Чтобы стать таковым, ему необходимы:

  • богатая база исходных представлений (память, которая является как бы резервуаром воображения);
  • четкость целеполагания, организующая работу мысли в строго определенном направлении;
  • инициативность, выражающаяся в способности самостоятельно разрабатывать (К.С. Станиславский) предлагаемые обстоятельства;
  • яркость и конкретность создаваемых образов.

Большое значение имеют также индивидуально-личностные качества человека: высокий уровень интеллектуальной активности, развитость познавательного интереса как ведущего, доминирующего мотива деятельности, наличие ценностного, эмоционально прочувствованного отношения к предмету познания. Помимо этого, следует учитывать роль таких природных задатков в психической организации человека, как впечатлительность, живость эмоциональных реакций, легкая возбудимость нервных процессов.

Способность к воображению может быть развита путем соответствующей тренировки. Следует научить начинающего певца перед пением вводить в действие творческое воображение, не допускать формального пения, без ясных образов, идей, мыслей и ярких представлений о ситуации, которую ему следует выразить.

Материалом для воображения служат знания, личный опыт, впечатления. Потому начинающий певец должен копить впечатления, запоминать свои чувства. Знакомство с жизнью композитора, поэта, на текст которого написано произведение, знакомство с эпохой, в которой они жили или которую описывают – все это обогащает исполнителя образами и ви дениями.

Особое место в развитии воображения у музыканта играют музыкальные впечатления. Важно уметь понять язык музыки, найти связь между музыкальными переживаниями и другим впечатлениями. Музыка – своеобразное отражение жизни в форме звуков, особый язык. Конечно, язык музыки часто бывает лишен той конкретности, которой отличаются словесные описания. Однако музыкой можно выразить то, чего нельзя описать словами. Это специфическое средство общения между людьми, при помощи которого они могут или непосредственного передавать друг другу свои впечатления, переживания, или запечатлевать их в форме нотных знаков .

В вокальной музыке сам словесный текст подсказывает содержание. Однако он создает часто лишь общую картину, настроение, музыка же является ведущим рассказчиком и выразителем идеи, главной, наиболее ценной в художественном отношении стороной произведения.

Критерием правильности работы нашего творческого воображения является практика . В соответствии с той деятельностью, которой занимается человек, у него развивается больше зрительное, слуховое или эмоциональное воображение. Однако во всех случаях сильное воображение возможно только тогда, когда накоплен достаточный материал, который к тому же активно используется. Для педагогического процесса этот момент очень важен, поскольку позволяет связать развивающиеся технические навыки с определенными образами и избежать формального звуковедения («звукодуйства»).

Таким образом, в процессе работы над художественным образом вокального произведения воображение исполнителя способно выполнять следующие функции: участвовать в построении перспективного плана исполнения; расширять и углублять представления исполнителя о произведении, внося все новые и новые данные, почерпнутые из собственного опыта (музыкального и внемузыкального); помогать выбору конкретных исполнительских средств; направлять работу над произведением в определенное концептуальное русло. Результатом деятельности творческого воображения является создание системы устойчивых ассоциативно-образных связей – основы стабильного и качественного исполнения. Это позволяет проникать в самую суть музыкального произведения, раскрывая природу и внутреннее содержание его художественного образа. Каждый звук при этом становится носителем определенного смысла, подчиняясь общей концепции исполнительского замысла.

Список литературы:

  1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000 – 368 с.
  2. Малышева Н.М. О пении. Из опыта работы с певцами. – М.: Музыка, 2001 – 168 с.
  3. Смелкова Т.Д., Савельева Ю.В. Основы обучения вокальному искусству. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. – 160 с.
  4. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: Искусство, 1985 – 479 с.
  5. Юдин С.П. Певец и голос: о методологии и педагогике пения. – М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 136 с.

Открытый урок - аттестация на подтверждение соответствия занимаемой должности преподавателя Штерц Даниила Ивановича по специальности баян с учеником подготовительного класса Коноревым Александром.

Место проведения: МБУДО «ДШИ г. Алейска»

Дата проведения: ___________________

Тип урока: открытый

Форма работы: индивидуальная

Тема урока: «Работа над художественным образом произведения в начальных классах»

Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений

Задачи:

  • Образовательная – дать определение понятию «художественный образ произведения», научиться раскрывать замысел произведения;
  • Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения;
  • Развивающая – развивать умение слушать и понимать исполняемое произведение, развивать воображение, мышление, память, чувство ритма;
  • Здоровьесберегающая – правильная посадка, положение рук, корпуса, установка инструмента.

План урока.

Структура урока состоит из пяти частей:

1 часть – организационная;

2 часть – работа над новым материалом;

3 часть – закрепление изученного материала на уроке;

4 часть – итог урока;

Оборудование: 2 баяна, пюпитр, стол, стулья, нотная литература, дидактический материал.

Урок проводится с учеником подготовительного класса Коноревым Александром.

1 часть – Организационная.

  • Игра гаммы До мажор двумя руками вместе разными штрихами: legato , staccato , арпеджио короткие, аккорды в темпе Moderato ;
  • Анализ домашней работы – устный отчет о проделанной работе, какие задачи были поставлены перед учащимся, что удалось сделать, а что не получилось и почему? Какие сложности встретились при выполнении;
  • проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес двумя руками вместе р.н.п.«Камаринская» , р.н.п.«Пойду ль я, выду ль я », с выполнением поставленных ранее задач:
  • Производить смену меха в указанных местах нотного стана;
  • Точно выполнять аппликатурные требования;
  • Точно выдерживать все длительности;
  • Держать единый темп исполнения;
  • Добиваться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдать нотный текст.

2 часть – работа над раскрытием художественного образа произведения.

Художественный образ музыкального произведения - это сама музыка, живая музыкальная речь с ее закономерностями и составными частями, именуемые мелодией, гармонией, полифонией, формой, эмоциональным и поэтическим содержанием.
Музыка - искусство звука, она говорит звуками.

Постановка цели урока. Для того, чтобы научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, с помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому, цель нашего урока – вывести понятие «художественный образ» и научиться раскрывать его.

Методы работы над пьесой «Камаринская».

Целостное проигрывание пьесы преподавателем;

Анализ исполнения – ответы ученика на вопросы преподавателя.

Учитель: Как ты думаешь, о чем это произведение?

Учитель: Что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента? На сколько частей условно можно поделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение? Попробуй объяснить, что такое «художественный образ»? После обсуждения ответов на вопросы следует приступить к работе над художественным образом пьесы р.н.п.«Камаринская».

Методы работы.

  1. Детальный показ преподавателем на инструменте – проигрывание каждой партии отдельно;
  2. Игра в ансамбле с преподавателем;
  3. Работа над фразировкой, определение кульминации в каждой фразе, метод игры – сравнения (сравнивается игра преподавателя и ученика, анализ).
  4. Работа над ритмом, игра со счетом вслух, прохлопывание ритма каждой партии, работа над трудными ритмическими местами;
  5. Работа над штрихами – необходимо добиваться в партии правой руки связной, плавной игры, а в партии левой руки четкости аккомпанемента (игра каждой рукой отдельно);
  6. Работа над единым темпом исполнения – работа под метроном;
  7. При возникновении трудностей при соединении следует вернуться к работе отдельными руками, уточнить нотный текст, аппликатуру, смену меха.

Проведение физкультминутки, руки поднять вверх, хорошо потянуть, расслабить кисти рук, «бросить» вниз.

Методы работы над р.н.п.«Пойду ль я, выду ль я » аналогичны методам работы над пьесой р.н.п. «Камаринская».

3 часть – закрепление навыков, полученных на уроке.

Целостное проигрывание пьес учащимся двумя руками вместе с точным выполнением поставленной задачи – при игре раскрыть художественный образ произведения. Анализ собственного исполнения с указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес.

4 часть – итог урока.

Ученик справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений, научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать пути их преодоления.

Ученик понял, что для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить текст, нужно много уделять внимания работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем планируется и самостоятельная работа ученика по раскрытию художественного образа произведений.

5 часть – формулировка домашнего задания.

Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес наизусть, с учетом всех замечаний.

Данные методы, использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений исполняемых на уроке можно использовать при работе и в других произведениях. Такие методы работы помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно работать над раскрытием художественного образа в произведениях.

Домашняя работа.

Методическое сообщение педагога высшей квалификационной категории МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ

Самсоновой Татьяны Викторовны на тему:

«Работа над художественным образом в классе фортепиано»

Работа над художественным образом ведется на протяжении всего курса обучения юного пианиста и является ведущим направлением в процессе развития художественно-творческого потенциала ребенка. Главное в работе с учеником – направленность на размышление о характере, настроении исполняемой музыки, поиск образов, адекватных найденному настроению произведения. И роль педагога-пианиста – в создании художественно-творческой, интеллектуальной атмосферы занятия, в приглашении ученика к творческому диалогу, в создании атмосферы понимания языка музыки.

Обращаясь к теме «Работа над художественным образом в классе фортепиано», вновь (вслед за Г.Г.Нейгаузом) скажем об условности данного понятия. Дело в том, что музыка не адекватна слову, образу, идее. В каком-то отношении, она конкретнее и одновременно шире их. «Образ и мысль, - по справедливому замечанию С. Е. Фейнберга, - как бы тонут в глубинах музыкального содержания, не в силах заполнить весь его объём, пояснить всё его значение. Конкретность музыкального языка нужно искать не в том, что он заменяет слово. Музыка может многое выразить и раньше и после слова». Это важно. Вместе с тем, ясно, что в музыке скрыты могущественные силы образной выразительности.

В своей каждодневной практике мы в большинстве своём имеем дело с инструментальными пьесами, направляющими нашу фантазию по определённому руслу. И как ни убедительны для каждого из нас эти образы, мы всегда должны помнить, что в любом случае возникает лишь одно из множества возможных толкований, что всегда может быть предложена другая художественная «идея» произведения – поэтическая, живописная, сюжетная. Эти образы обладают большим постоянством: они усиливают эмоциональную сторону восприятия музыки, помогая организовать план интерпретации.

Итак, что же такое образ? С.Е.Фейнберг даёт следующую дефиницию: «Образ – наиболее яркое выражение музыкального восприятия». По словам Н.И.Голубовской, «Музыка – язык образов, она пробуждает в нас образы чувств, настроений, раскрывает сложный духовный мир человека, воплощает и многогранный окружающий человека мир». И глубоко прав С. Савшинский, отмечая, что «музыка говорит не о музыке, а о жизни человеческого духа».

Работа над художественным образом должна начинаться сразу же, с первых шагов изучения музыки и музыкального инструмента. Если ребёнок может воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, попробуем добиться, чтобы первое исполнение было выразительно, чтобы характер исполнения точно соответствовал настроению («содержанию») данной мелодии.

И здесь очень важно стремиться, чтобы ученик, сыграл грустную мелодию печально, бодрую – радостно, торжественную – торжественно и т.д. Для этого мы должны «зажечь» в ребёнке интерес к музыке, соединить музыку с его жизнью и играми. И, начиная занятия с маленькими детьми, постараемся не отпугнуть ученика чем-то слишком серьёзным, скучным. Для этой цели можно предложить ассоциации со всем, что привычно и понятно растущему человеку.

Попробуем сразу «окунуться» в музыку, давая юному музыканту возможность с первых

же встреч активно действовать, создавая свой музыкальный образ. Каждое, даже самое маленькое произведение, должно запечатлеться в сознании юного пианиста как целостный образ, пробуждающий фантазию, воображение.

Итак, что же способствует развитию образного мышления ребенка? На наш взгляд, это и музыкальный материал – яркий и разнообразный, близкий детям по музыкальным образам и настроениям; и живописная иллюстрация или рисунок, соответствующий характеру исполняемой пьесы; текст песенок-подтекстовок, желательно сочинённый самими детьми. Если, пьеса понравилась, и если это не песня, уже имеющая текст, дети сами сочиняют слова, находя в них собственные сюжетные истории, образы, смыслы. Образности восприятия содержания во многом способствует и программное заглавие, которое «вводит» ребёнка в мир исполняемой им музыки, а также сочиненные учеником стихотворные строки или рассказ-эссе, сопровождающий исполнение музыкальной пьесы.

Всё это помогает созданию собственного музыкального образа и, позднее, нахождению нужного движения рук, нужной звуковой палитры.

Увлекаясь этой творческой работой, педагог «заряжает» ученика своим темпераментом, заинтересованностью, «полетом идей», пробудив в нём ответные струны. Так создаются условия для развития ярких музыкальных впечатлений, для успешной работы над художественным образом.

Педагоги-пианисты обычно делят работу над произведением на несколько стадий, и каждая подразумевает свою ведущую задачу. При этом неизбежно, что-то остаётся на втором плане. Размышление над раскрытием художественного содержания произведения должно присутствовать во всех стадиях – от первого знакомства с сочинением до завершения работы над ним. И если условно разделить эту работу на три этапа, то можно отметить, что:

Первый этап посвящён созданию общего представления о пьесе, об её основных художественных образах;

Второй этап – постепенное углубление в сущность изучаемого произведения. Здесь происходит отбор и овладение средствами художественной выразительности, необходимыми для реализации исполнительского замысла;

Третий этап подводит итог всей предшествующей работы.

Музыкальное произведение получает законченное исполнительское воплощение, требующее от ученика единства чувства и мысли, мастерства и вдохновения.

Отметим, что, предлагая ребенку то или иное музыкальное произведение, необходимо учитывать уровень его исполнительской подготовки, уровень духовной культуры, интеллектуальный кругозор.

Большое значение для всей последующей работы имеет первое знакомство с произведением. Большинство музыкантов говорят о том, что при первой встрече с новой музыкой важны именно эмоциональные впечатления, теоретический анализ лучше отложить на более позднюю стадию. И всё-таки, прежде чем сесть за рояль, ученик должен иметь представление, что же он собирается играть. Несколько слов о композиторе, эпохе, стиле, о названии произведения (почему пьеса названа «Скерцо», «Баркарола», «Колыбельная», «Сказка» и т.д.). Задача такого диалога – дать определённую направленность мышлению и чувствованию, вызвать художественные ассоциации, образные представления.

Несомненно, более полезно сочетание словесного пояснения с живым показом на инструменте, как произведения в целом, так и отдельных его частей, деталей, приёмов исполнения. Сам педагог, безусловно, должен как можно больше знать о произведении, над которым он собирается работать с учеником. Общая концепция, исполнительский план намечаются педагогом с самого начала, но в процессе совместной работы могут открыться новые горизонты, художественные идеи и смыслы.

Профессор Н.Голубовская, обращаясь к своим ученикам, не раз подчёркивала: «Никогда не надо приходить на урок без своего отношения к произведению, и не рассуждайте так: сначала я выучу ноты, а потом ко мне придёт вдохновение или кто-то покажет, как надо играть. Легче переключиться с неверного образа на верный, чем перейти от нуля к чему-то. Никогда нельзя позволить себе быть «пустым» в отношении тех произведений, которые играем».

Говорить о музыке непросто. Музыкальные мысли порой содержат в себе столь широкий смысл, что любое словесное пояснение будет выглядеть слишком узко. Как сказал Р. Шуман, «лучший способ говорить о музыке – это молчать о ней». Многие выдающиеся музыканты высказываются в таком же плане. П. И. Чайковский говорил: «Симфония моя, конечно, программна, но программа такова, что её совершенно невозможно выразить словами».

И, тем не менее, в педагогической практике невозможно обойтись без словесных пояснений музыки. И если в разговоре с более одарёнными учениками можно обойтись обобщёнными категориями, то другие дети часто «откликаются» лишь на конкретные образы. Отметим, что на занятиях очень важно внимательно следить за своей речью, стремясь к тому, чтобы наши суждения как можно точнее отражали смыслы и значения. При этом сказанное будет ясным, конкретным и метким. Так, определив характер и настроение пьесы, попробуем сразу найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы и технические средства, вытекающие из характера пьесы, её образного строя.

Все это является работой над художественным образом в классе фортепиано, над освоением игровых приёмов, непосредственно связанных с исполнительскими задачами.

Г.А.Брохина: «Ещё раз хотелось бы остановиться на приёме подтекстовки. Часто именно текст помогает понять характер музыки, добиться естественности фразировки, найти характер звука. Отметим, что подтекстовка всегда несёт на себе художественно-смысловую нагрузку.

Приведу пример из своей практики. При работе с ученицей 3-го класса над пьесой Р. Шумана «Маленький романс», мы столкнулись с некоторыми трудностями. Проучив отдельно партию каждой руки, ученица всё-таки не могла разобраться в штрихах и разделить тему и сопровождающие аккорды. Выразительность, эмоциональная яркость во многом зависит от исполнения мелодической линии, так как мелодия является главным носителем смысла в музыкальном произведении. Именно название пьесы («Маленький романс») натолкнуло нас на мысль, что её можно спеть, если подставить какие-то слова. Подтекстовку мы взяли очень простую, так как это делалось прямо на уроке, но постарались всё-таки связать слова с характером музыки. Результат был достигнут сразу же. После первого же проигрывания ученица сама, без моей помощи, соединила двумя руками и тему, и аккорды. Причём, изменился и характер звука: видимо, сам текст настроил на нужный лад – девочка стала играть гораздо мягче и задушевнее. О характере звука в этом построении мы потом уже говорили мало».

Н.А.Перетрухина: «В работе со старшими учениками большую роль играют параллели с другими видами искусства - литературой, поэзией, живописью, архитектурой и т.п. Зрительные образы, философские размышления, поэтические аналогии, интеллектуальные экскурсы в область других искусств и даже науки не стоит считать попыткой словесного пересказа содержания музыкального произведения. Цель здесь иная – «включить» образно- ассоциативное мышление и, тем самым, вызвать эмоциональный отклик. Мы фантазируем и рисуем, придумываем «сюжеты» и названия к музыкальным пьесам, читаем стихи и прозу, слушаем музыку великих композиторов в исполнении мастеров, дирижируем, пробуем сами сочинять стихи и музыку.

Я предлагаю ученице 2 класса творческое задание «Галерея образов» (выбор ассоциативно-образного ряда). Слушаем «Утешение» Ф.Листа (играет ученица 6 класса). Аглая (10 лет) словами «рисует» музыку: «Это ночь. Озеро волшебное, глубокое. Плывет прекрасный лебедь. И звезды. Царство звезд! Это небесная музыка».

Иногда мои ученики создают «альбомы – настроения», посвященные любимым музыкальным сочинениям.

Так, в альбоме по пьесе Б. Щуровского «Баркарола», выполненном ученицей 5-го класса Крюковой Полины представлены пейзажные акварели, этюды, наброски, ставшие отражением художественных исканий девочки. Здесь мы видим стихи И.Бунина, М.Волошина. Через рисунок и поэтическое слово девочка выходит на образное, художественное постижение музыкальной пьесы.

Впрочем, сама музыка становится подчас «манком» для художественно одарённого ребёнка. Такой «музыкой души» стал для Полины «Ноктюрн» П.И.Чайковского, побудивший 13-летнюю девочку к написанию собственных стихов.

Тихо серебрясь, звон стремится ввысь.

Звёздный снег, словно смех, блеском искрится.

Бледно-голубым воздухом сплелись духи света;

И звуков протяжность щемящая

в свет огранится.

Ожил в вышине дивный давний сон –

Ясный мир чистоты в море мечтаний…

Возносясь легко, колокольный звон

уплывает

В миры бесконечные радостных воспоминаний.

Под впечатлением поэзии Андрея Белого и «Реквиема» В.А.Моцарта были сочинены следующие строки:

И мгновение каждое – только ошибка

В представлении о справедливости.

Но спокойная все не гаснет улыбка,

Уповая на Божию милость.

И не должно суду предавать безоглядно,

Что веками хранимо суровыми.

Коль в забвенье жестокость унесть

непонятную,

Воцаряться жестокости новые.

Но сквозь горечь страдания, мрак

озлобления,

Верю, звёздная память протянется.

О, дай, Господи, нам лишь

святого терпения!

Все иное же – после вспомянется».

Итак, отметим, что раскрытие художественного смысла музыкального произведения как можно более полно (чтобы оно прозвучало ясно и выразительно, адекватно своему содержанию) - вот то, к чему должны стремиться в совместном поиске педагог и ученик.

Важно пробудить у ребёнка интерес к творчеству, постоянно помня, что все дети талантливы. И во многом путь ребёнка в искусстве, творчестве определяется именно встречей с чутким, знающим Учителем.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные