Русская народная сказка белое перышко. Белые перышки (джен). Русская народная сказка "Белые перышки"

Русская народная сказка «Белые пёрышки».

Давным-давно это было.

Зима в тот год была очень холодная. Такая холодная, что птицы все от холода замёрзли.

Один только глухарь остался жить, не замёрз.

Прошла зима, снова весна наступила. Прилетели с юга лебеди.

Когда глухарь рассказывал им про зимний холод, то весь дрожал.

Но весна тёплая прошла, и лето жаркое кончилось…

Стали лебеди собираться улетать на юг.

А я как же, - спрашивает глухарь, - один тут замерзать останусь? Я тоже с вами полечу!

Дорога дальняя, - говорят лебеди. – Всё равно отстанешь.

Плачет глухарь, оставаться не хочет:

Я не отстану. Только возьмите меня с собой!

Подумали лебеди – как быть? И оставлять глухаря жалко, и дорога впереди трудная.

Вот один лебедь и говорит товарищам:

Возьмём его, может быть, и долетит. Я его к себе тонкой верёвкой привяжу. Ты, глухарь, согласен?

Обрадовался глухарь:

Согласен, конечно, согласен!

Лебеди собрались, взмахнули крыльями и полетели.

Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.

До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!

Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.

Ну что, устал? – кричит ему лебедь.

Ничего, - говорит глухарь, – пока лечу.

Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.

Вот что, глухарь, ты всё-таки оставайся, - говорит ему лебедь, - зима скоро пройдёт, и мы опять вернёмся. А чтобы ты не скучал, я тебе белые пёрышки подарю.

Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.

С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.

Выполни задания. Ставь X в □ рядом с правильным ответом.

1. О чём рассказывается в этом тексте?

□ о холодной зиме

□ о встрече глухаря и лебедей

□ о трудном перелёте птиц

□ о между птицами

2. В какое время года произошла встреча глухаря и лебедей?

□ весной

□ осенью

3. Зачем лебедь вырвал у себя 10 белых перьев?

□ чтобы глухарь не скучал

□ чтобы подарить их глухарю

□ чтобы ему было теплее

□ на память о себе

4. Глухарь остался зимовать, потому что…

□ его не взяли с собой лебеди

□ он не умеет летать

□ он устал

□ он погиб бы в пути

5. Рассмотри внимательно иллюстрацию. Запиши отрывок, к которому сделана иллюстрация.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4.

Лебеди собираются на юг.

1. Холодная зима.

Встреча глухаря и лебедей.

Белые пёрышки.

□ описать внешний вид глухаря

□ описать внешний вид лебедя

□ объяснить, как лебеди собираются на юг

□ рассказать о взаимопонимании птиц

8. Каков жанр этого произведения?

□ рассказ

□ сказка

□ стихотворение

9. Какое из названий наиболее подходит к истории, рассказанной автором?

□ глухарь

□ полёт лебедей

□ белые пёрышки

□ холодная зима

10. Что в этом произведении является правдой?

□ глаза и брови у глухарей красные, а в крыльях белые пёрышки

□ глухари самостоятельно могут перелетать на далёкие расстояния

□ глухари умеют плакать

□ лебеди помогают глухарям при перелёте

Масалова Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов

МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»

Литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка «Белые перышки»

Цели:

    Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые перышки»

    Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках, составлять схематический план к сказкам, пересказ по плану, самостоятельно читать книги о животных, выполнять задания по теме, определять тему и жанр произведения

    Воспитать любовь и доброе отношение к животным

    Сравнить понятия «доброта» и «милосердие»

Оборудование:

учебник, хрестоматия, иллюстрация с изображением глухаря, иллюстрированная книга Гаршина «Лягушка-путешественница», карточки для моделирования, журнал «Муравейник».

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания (о домашнем задании сообщают учащиеся)

Выразительное чтение сказки «Откуда у кита такая глотка» Ф.Киплинга по ролям

(оценивают учащиеся после контроля каждого ученика и группу)

    Сообщение темы урока.

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением «Белые перышки».

    Работа над новым материалом.

    Работа над текстом произведения до чтения.

У: - Что вы можете сказать об этом произведении до того, как вы его услышите?

Приготовьтесь слушать, у вас есть возможность проверить свои предположения, старайтесь как можно лучше запомнить содержание.

2 . Слушание (читает учитель)

3. Работа с произведением после чтения.

1) Проверка предположений

    Моделирование (обратить внимание на то, что сказка народная)

2) - чтение

Деление на части

Озаглавливание

Запись на доске:

План:

    Холодная зима

    Дальняя дорога

    Белые перышки

Беседа после самостоятельного чтения:

Какая беда произошла с глухарем? (было трудно зимовать)

К кому он обратился за помощью?

Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде? (добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые)

Каким был глухарь? (настойчивый, терпеливый, слабый)

Как лебеди облегчили перелет глухарю?

Чем закончилось путешествие глухаря?

5. Устное рисование

Что вы можете рассказать о лебедях и глухаре? (описать внешний вид, повадки)

Какие изменения во внешнем виде глухаря произошли после расставания с лебедями?

Показ иллюстраций с изображением птиц.

Что в этой сказке правда? (описание глухаря)

+Дополнительные сведения о птицах – см .

В мире интересного:

    Лебедь – «царь птиц» - упражнение русский язык стр. 14

    Глухари – родоначальники славного семейства тетеревиных птиц. (3-4 кг, летают шумно, но не далеко, ночуют в снегу).

Глухаря еще называют петухом.

Красота этих птиц мало кого оставляет равнодушным.

Глухарь – хвост веером, как у павлина. Стр. 48

6.Упражнение в выразительном чтении.

Беседа:

Какие чувства вы переживали во время чтения сказки?

Постарайтесь передать это настроение при чтении.

Работа в группах. Чтение по ролям.

7. Чтение по ролям. (Проверка, анализ)

8. Сравнение со сказкой «Лягушка-путешественница» (догадки по иллюстрациям )

V . Обобщение знаний.

1. Сегодня на уроке…

2. Эта сказка научила меня…

VI . Домашнее задание: чтение по ролям +пересказ о плану.

Дополнительное задание: прочитать «Лягушка-путешественница» или посмотреть мультфильм

Показать книги о птицах и книги, где герои – птицы.

Дополнительное задание: 1. Пересказ по плану

2.Работа по иллюстрациям

3. Вспомнить сказки, где главными героями являются

лебеди или другие птицы.

Сказки:

«Дикие лебеди»

«Гуси-лебеди»

«Серая шейка»

«Лиса и журавль»

Основная мысль урока: «Умей преодолевать трудности».

Для создания разработки источники не использовались.






Литературное чтение.

Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"»

2 класс (1-4) Т.Г. Митеханова,

школа с. Верх-Ирмень, НСО

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тотальность произведения.

Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать произведение; развивать коммукативные умения; участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования; воспитывать чувства доброты и сопереживания.

Оборудование: иллюстрации с изображениями лебедей, глухаря, осеннего леса; лепестки цветка с напечатанными видами устного народного творчества; карточки с цитатами из сказки; экран с «бегущей строкой»; индивидуальные доски; разноцветные мелки. Учебник «Литературное чтение». Автор - Л.А. Ефросинина.

Ход урока:

1 этап: Организационный.

Долгожданный дан звонок. Все ли правильно сидят?

Поскорей проверь дружок, Все ль внимательно глядят?

Ты готов начать урок? Начинается урок.

Всё ль на месте, Он пойдёт ребятам впрок.

Всё ль в порядке: Постарайтесь всё понять

Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями мы познакомились за последние две недели?

(Ответы детей: песни, загадки, считалки, скороговорки, сказки)

К какому виду творчества относятся все эти произведения?

(К устному народному творчеству)

Есть у русского народа « живой цветок», который сказки сказывает, потешает, развлекает, веселит и учит.





У этого цветка вместо лепестков - сказки, загадки...

(на доске прикрепляются названные лепестки)

Каких лепестков не хватает в нашем цветке?

(Ответы детей: потешки, были и небылицы, заклички, пословицы)

(по мере того, как дети называют виды устного народного творчества, прикрепляются остальные лепестки)

У нашего цветка не хватает сердцевинки.

Как по-другому можно назвать устное народное творчество?

(Ответы детей: фольклор)




(на доске крепится сердцевина) -Теперь живой цветок собран.

Упражнения для развития голоса:

Учитель:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Давайте вспомним ваши любимые считалки. Дети:

Мы делили апельсин

Много нас, а он - один.

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для чижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра.

А для волка - кожура!

Чтобы дом построить новый Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску, Гвозди, паклю и замазку. А потом, потом, потом, Начинают строить дом. Щёчка, щёчка - два мешочка; Три-четыре корешочка, Пять брусничек, шесть морошек, Семь букашек, восемь мошек... Лапкой в щёчку - стук, стук: ~ На здоровье, бурундук!

Тили-тили, тили-бом, Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку: Носит зайка шишку. Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс!

Чистоговорки, которые вам больше всего понравились:

Оксана: На-на-на - в лесу растёт сосна.

Денис: Ло-ло-ло- на улице тепло.

Ксения: Су-су-су - ты не зли осу.

Никита: Оль-оль-оль - мы купили соль.

Лена: Ор-ор-ор - Маша ушла в бор.

Кристина: Ул-ул-ул - у нас сломался стул.

2 этап: Постановка темы урока, формулирование учебной задачи


  1. Знакомство с темой произведения (Слушание сказки «Белые перышки»)

  2. Беседа на выявление впечатления:

  • Понравилось ли вам произведение?

  • Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение?
3) Моделирование обложки.

Подумайте, к какому жанру относится услышанное вами произведение и


покажите условным значком на листочка тему и жанр произведении.

(дети рисуют варианты моделей)

Кто хочет объяснить свой выбор?

(Ответы детей: Оксана: Я нарисовала круг, потому что это сказка и закрасила его коричневым цветом, потому что произведение о животных.

Никита: Я нарисовал круг и закрасил его синим цветом, так как это сказка о волшебстве.

Алёна: Я нарисовала круг и закрасила его коричневым и синим цветами, так как это сказка о приключениях птиц.)


  • Докажите, что это сказка.

  • Откройте учебники на с.30, прочитайте название сказки и дополните
    модель обложки.
(Дети дополняют модель обложки и получаются следующие варианты):










Так с каким произведением мы познакомились?
(Ответы детей: Русская народная сказка «Белые перышки»).


  • Как вы думаете, чем мы дальше будем заниматься на уроке?
    (Ответы детей: учиться выразительно читать сказку)




  • 4) Воспроизведение последовательности сказки по иллюстрациям.

    • Посмотрите внимательно на
      иллюстрации. Вспомните, как начинается
      сказка.

    • Какая иллюстрация соответствует
      началу сказки?

    • Какими строчками из
    произведения можно подписать эту иллюстрацию?

    (Дети зачитывают строчки из сказки, учитель подписывает указанную детьми иллюстрацию. Таким образом разбирают шесть рисунков, располагая их в последовательности, соответствующей сюжету сказки и подписывая каждую цитатой из сказки).

    3 этап: Аналитическое чтение.


    • Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало
      сказки?

    • Сколько абзацев можно прочитать так?

    (Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...)

    (лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать.)

    Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова


    глухаря?

    (Ответы детей: Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы.)

    Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему?


    (Ответы детей: Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их

    Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать
    нужную интонацию и темп чтения.

    (дети упражняются в чтении диалога)


    • В какой момент, почему глухарь обрадовался?
      (Ответы детей: Когда лебеди решили взять его с собой).

    • Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю?
      (Ответы детей: Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь
    полёт лебедей на юг не зависит от глухаря)

    Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость


    глухаря.

    (дети упражняются в чтении диалога).

    А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям
    ветками?

    (Ответы детей: С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.)


    (Ответы детей: Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями,

    поэтому нужно интонацией постараться передать огромную усталость;

    Лебедь видит, что глухарь летит с большим трудом и начинает волноваться, значит его слова должны звучать с интонацией переживания, волнения за глухаря).

    (упражнения в чтении).

    Прошёл час, прошёл другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же
    глухарь?

    Найдите нужный отрывок в тексте и прочитайте. (Дети находят нужное место в сказке и зачитывают: «Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл»). 4 этап: Физ. минутка.

    Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают, давайте и мы передохнём.

    Мы - листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели И на землю тихо сели. Ветер снова побежал


    И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели.

    5 этап: Аналитическое чтение.

    Вот сидит глухарь, глаза закрыты от усталости. А что же лебедь?


    (Ответы детей: Лебедь предложил глухарю всё-таки не лететь дальше,

    остаться на месте).

    Как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?

    (Ответы детей: Глухарь очень устал, а лететь ещё далеко и он мог просто рухнуть на землю во время полёта).

    А мог бы лебедь дотащить до юга глухаря на верёвочке?

    (Ответы детей: Нет, лететь очень далеко, и птицы без всякого груза очень устают за время перелёта).

    С какой интонацией, как вы думаете нужно прочитать слова-прощания


    лебедя?

    (Ответы детей: С грустью, с жалостью, может быть даже с чувством вины: позвали с собой на юг, а теперь оставляют).

    Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?

    (Ответы детей: Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать).


    лебедей?

    (упражнения детей в чтении).

    Чем же заканчивается сказка? С какой интонацией, в каком темпе вы
    хотели прочитать бы этот абзац?

    (Ответы детей: Спокойная интонация, плавный темп чтения - передача факта действия:

    С тех пор глухари на юг больше не улетают), (упражнения в чтении детей)

    Скажите, что в этой сказке правда, а что вымысел?

    (Ответы детей: Правда то, что каждую осень лебеди улетают на юг. Вымысел то, что лебеди взяли с собой на верёвочке в полёт глухаря).

    Не напоминает ли вам путешествие глухаря с лебедями какую-то другую


    сказку?

    (Ответы детей: Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница»).




    6 этап: Чтение пословиц.
    «бегущей строке» две пословицы, подумать,
    подходят ли они к нашей сказке?

    (дети читают первую пословицу: Ошибся, что ушибся - вперёд наука.)

    Никита: Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, но понимание

    далось ему очень тяжело: он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг,то есть «вперёд наука».


    (дети читают вторую пословицу: Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами заволокёт.)

    Женя: Эта поговорка подходит очень хорошо к сказке, потому что жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого.

    Алёна: Когда тепло и светит солнышко, глухарь радуется жизни, а когда холодно и голодно, ему надо потерпеть, ведь зима кончится и опять будет тепло.

    7 этап: Закрепление учащимися нового материала.

    1) Воспроизведение новых знаний.


    • С каким произведением мы сегодня познакомились?

    • Какие ещё русские народные сказки вы знаете?

    • Какие сказки других народов вы знаете?




    2) Творческая работа на индивидуальных
    досках.

    Сейчас мы будем работать на


    индивидуальных досках. Нарисуйте тот эпизод из
    сказки, который вы запомнили или который вам
    понравился больше всего.

    (дети рисуют, затем показывают свои рисунки друг другу)

    8 этап: Подведение итогов. Информирование учащихся о домашнем
    задании.

    С каким произведением мы сегодня познакомились?

    Как вы думаете, можно назвать эту сказку поучительной?
    (Кристина: да, можно. Эта сказка учит тому,что всегда нужно правильно

    рассчитывать свои силы.

    Денис: Надо жить с верой в лучшую жизнь).

    Как вы считаете, нужно ли нам продолжать работу по изучению устного


    народного творчества или можно остановиться на достигнутом?

    (Дети: нужно продолжать изучать произведения фольклора, так как таких произведений очень много, а мы познакомились лишь с небольшой их частью.)

    (Дети: вытянутая рука лежит на парте-ребёнок считает, что поработал плохо; рука приподнята под некоторым углом над поверхностью парты- ребёнок считает, что поработал хорошо; рука поднята вертикально вверх- ребёнок считает, что поработал очень хорошо)

    Домашнее задание:

    1. Всем: выполнить задание в тетради на стр. 16

    2. По желанию: подготовить пересказ сказки или выразительное чтение.

    В таверне было людно и шумно, и Мариан с раздражением поморщился, сидя за стойкой. Хотелось тишины и покоя, а не возбужденного жужжания посетителей, но, к его великому сожалению, заказчик назначил встречу в наиболее людном месте в городе.

    Он толкнул тяжелую дверь и прошел в магазин Каледы: благо, что женщина, но в оружии разбирается превосходно.

    О, Мариан, какими судьбами! - всплеснула руками хозяйка, отходя от витрины и приближаясь к мужчине.

    Новый заказ - новое оружие, - фыркнул охотник.

    Не торопясь он прошелся по лавке, про себя оценивая выставленный товар. Каледа была женщиной деловой: дружба дружбой, но накрутить цену всегда успевала.

    Мне нужны стрелы. Граненые, чтобы кровь пускали. И нож, острие длинное, ручка короткая. Должен быть пригоден как для метания, так и для ближнего боя.

    Каледа нахмурилась, раздумывая, а потом полезла куда-то под прилавок, извлекая несколько ножей.

    Попробуй, а я пока тебе стрел принесу. Сколько, связку?

    Город остался внизу, и Мариан шел по лесу, прислушиваясь к каждому шороху. Вдалеке мелькнула коричнево-серая шкурка зайца, но охотник не стал преследовать его - в этот раз его дичь была крупнее.

    Он перешел бурную маленькую речушку, оставив левее глубокий омут - обиталище кэлпи. Не стоило злить коварного водяного духа, а то своенравная лошадка могла и утопить глупого путника. Мариан отвел еловую ветку, оглядывая свежие следы когтей на коре: судя по длине и глубине царапин, здесь совсем рядом бродил медведь. Не хотелось охотнику сталкиваться с ним, хоть в свои двадцать шесть он не боялся ничего, даже в полнолуние заночевать в зимнем лесу, когда вокруг рыскали голодные волки, а то и твари пострашнее.

    Охотник шел уже почти три часа и надеялся скоро подойти к Медным предгорьям. Раньше там располагались рудники, где отбывали срок заключенные, однако за десятки лет существования их полностью выработали, и постепенно эти места пришли в запустения. Но до сих пор люди все равно остерегались ходить в той местности: поговаривали, что по ночам там вылезали души замученных рудокопов, не выдержавших жара шахт и тяжкого непрерывного труда.

    Сам Мариан не верил в россказни бродяг и менестрелей, якобы слышавших вой несчастных душ, которые не могли после смерти обрести покой. По его мнению, не стоило верить людям, забредавшим в таверны с лютней за спиной, которые даже охотничьего ножа в руках не держали. Вот если человеку случалось в грозу ночевать в лесу, когда над головой взрывается небо и молнии почти попадают в высоченные корабельные сосны, или против волка выйти с одним ножом - это другое дело.

    Впереди показался просвет, и мужчина вздохнул - скоро покажутся предгорья Медных рудников. Голые скалы, кое-где поросшие сухой травой: может, от проклятия, может быть, после десятков лет непрерывного жара поблизости, Мариан не знал, да ему и неинтересно было. Лук похлопывал его по спине, на бедре висело два ножа, а если и вылезет какая нечисть - получит стрелу в глаз, моргнуть не успеет.

    Судя по словам Тебриса, перевертыша видели совсем рядом. Охотник снял лук со спины и наложил стрелу на тетиву - если ему удастся подстрелить тварь, шансы на победу возрастут.

    Он слышал раньше о тарлаилимах, но видеть ему их еще не приходилось. Ходили разные истории о том, что женщины этого народа прекраснее любых людских дочерей, а мужчины храбрее самого смелого из городских сыновей.

    Наряду с этим немало слышал Мариан и о том, насколько отвратителен их истинный облик. Кто-то описывал тарлаилимов как детей дьявола, существ с головой льва, телом лошади и крыльями орла. Другие спорили до хрипоты, утверждая, что тело у них покрыто плотной жесткой чешуей, а язык раздвоенный, словом, как только их не поносили.

    Перевертыши жили себе в горах, но, вероятно, из-за этих самых камней на них и начали охотиться. В результате они разоряли торговые обозы, проходившие по предгорным тропам, грабили и ранили людей, стараясь защититься, но этим лишь привлекая к себе внимание.

    Мариан осторожно вышел из леса, оглядывая желтовато-серую местность Медных предгорий. Пожухлая трава медленно покачивалась над ветром, в небе хрипло каркал ворон, словно предвкушая близкое кровопролитие. Охотник медленно двинулся вперед, по еле заметной тропке, что раньше вела к входу в шахты.

    Где бы он обосновался, будь перевертышем? Мужчина давно знал: хочешь переиграть своего врага - думай, как он. Будь им. Так где может спрятаться существо, зная, что на него будут охотиться? Мариан прикрыл глаза, прикидывая варианты. В старых шахтах? Нет, там слишком опасно, ходы и штольни могли уже сто раз обвалиться.

    Точно не на открытой местности - слишком здесь пустынно, в случае опасности даже укрыться негде. Значит, нужно искать такое место, откуда бы хорошо просматривались подходы к Медным предгорьям и шахте, а также кромка леса.

    Мариан открыл глаза и огляделся, довольно усмехнувшись. Маленькая тропинка, петлявшая между камней, уводила его наверх - скорее всего, перевертыш именно там.

    Не медля, охотник начал подъем.

    Он не ошибся - тропа делалась все круче, и на очередном повороте Мариан увидел несколько белых перьев. Он поднял, покрутил их в пальцах, осматривая, и решил, что они могут принадлежать только крылатому перевертышу - перья не были похожи ни на какие другие, хотя за свою жизнь охотник видел их немало.

    Лук со стрелой были опущены к земле, мужчина ступал тихо и осторожно: теперь он был абсолютно уверен, что тарлаилим затаился здесь. А значит, главное - не спугнуть его.

    Сапоги из мягкой прочной кожи не скрипели и скрадывали шаги - Мариан внимательно смотрел, куда наступает, чтобы случайно не задеть камешек. Раньше он бывал в этой местности и знал, что тропинка приведет его к небольшой пещерке и обрыву, потому что с другой стороны Медные предгорья примыкают к большой пропасти.

    Тарлаилимов было трое, один взрослый и двое поменьше, явно еще дети. Они забавлялись, меняя облик, и от бесконечных искорок, сопровождавших изменение, у Мариана зарябило в глазах.

    Взрослая особь выглядела как молодой мужчина с правильными чертами лица, и его холодная красота была призвана отпугнуть, заставить восхищаться им на расстоянии, но не пытаться приблизиться. Все трое имели белые-белые волосы. В руках у него был музыкальный инструмент, чем-то напоминающий арфу. Мелодичные звуки сплетались в затейливую мелодию, и это было на руку Мариану - тарлаилимы не могли услышать скрип натягиваемой тетивы.

    С гудением стрела пролетела метры, разделяющие охотника и существ, но в последний момент рука охотника дрогнула, и острие воткнулось не в сердце, как планировал мужчина, а выше, под ключицей.

    Тарлаилимы поменьше закричали, и их облик начал стремительно меняться: дети, девушки, юноши, мужчины, старики, орел, кэлпи, оборотень. Взрослый поднялся с колен, и арфа упала с его ног, ударившись о камень и расколовшись пополам.

    Перевертыш потянулся к стреле и дернул. Лицо его исказилось гримасой боли, и кровь поползла по белому одеянию существа.

    Охотник поднялся во весь рост, не собираясь больше скрываться. Отбросив ненужный лук в сторону, он вытащил из ножен на бедрах два ножа и медленно пошел вперед. Тарлаилим протянул руку в сторону Мариана, и пальцы его засветились: в ладони возник короткий широкий меч.

    Перевертыш повернул голову и приказал маленьким:

    Улетайте. Предупредите остальных.

    Плача, мелкие жались к нему, словно птенцы, и тарлаилим потрепал их по голове, на секунду закрыв глаза. А после оттолкнул и крикнул:

    Летите прочь!

    С горестным криком они обратились детьми с большими белыми крыльями и поднялись в воздух. Некоторое время они еще кружили над площадкой, но потом повернулись и улетели, скрывшись из виду.

    Мариан бросился вперед, взмахивая ножом снизу вверх, надеясь попасть в левый бок. Однако перевертыш легко ушел от удара и взмахнул мечом, скрещивая его с ножами. Охотник не считал себя слабым, но мужчина, в облике которого был сейчас тарлаилим, обладал силой, превосходящей человеческую. Мариан использовал все свои навыки, стараясь обмануть существо, заставить потерять бдительность. Левая рука перевертыша безвольно висела - в ране был яд, оказывающий парализующее действие на тело существа. Про себя охотник повалил себя за предусмотрительность: нанести отраву на стрелы было хорошей идеей.

    Они кружили вокруг друг друга, и оружие звенело, сталкиваясь. Мариан не успел отпрыгнуть, и острие меча прочертило по предплечью глубокую царапину. Зашипев, он лишь крепче стиснул рукоять ножа - и бросился вперед.

    Тарлаилим бился, используя силу, а не навык - все-таки, это был мирный народ, не привыкший держать в руках оружие, а значит, победа все равно останется за Марианом. Он обманным движением наметил в горло, добившись того, что перевертыш вскинул меч, блокируя, а второй нож в это время вошел ему точно в живот по самую рукоять.

    Тарлаилим вздрогнул и выронил из руки меч. Глаза у него стали прозрачно-серыми, как слезы осеннего дождя, а на лице появилась странная улыбка. Он упал на колени и завалился на бок, прижимая руки к груди.

    Масалова Татьяна Сергеевна

    Учитель начальных классов

    МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»

    Литературное чтение.

    Тема: Русская народная сказка «Белые перышки»

    Цели:

      Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые перышки»

      Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках, составлять схематический план к сказкам, пересказ по плану, самостоятельно читать книги о животных, выполнять задания по теме, определять тему и жанр произведения

      Воспитать любовь и доброе отношение к животным

      Сравнить понятия «доброта» и «милосердие»

    Оборудование:

    учебник, хрестоматия, иллюстрация с изображением глухаря, иллюстрированная книга Гаршина «Лягушка-путешественница», карточки для моделирования, журнал «Муравейник».

    Ход урока:

      Организационный момент

      Проверка домашнего задания (о домашнем задании сообщают учащиеся)

    Выразительное чтение сказки «Откуда у кита такая глотка» Ф.Киплинга по ролям

    (оценивают учащиеся после контроля каждого ученика и группу)

      Сообщение темы урока.

    У: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением «Белые перышки».

      Работа над новым материалом.

      Работа над текстом произведения до чтения.

    У: — Что вы можете сказать об этом произведении до того, как вы его услышите?

    Приготовьтесь слушать, у вас есть возможность проверить свои предположения, старайтесь как можно лучше запомнить содержание.

    2 .Слушание (читает учитель)

    3. Работа с произведением после чтения.

    1) Проверка предположений

      Моделирование (обратить внимание на то, что сказка народная)

    2) — чтение

    — деление на части

    — озаглавливание

    Запись на доске:

    План:

      Холодная зима

      Дальняя дорога

      Белые перышки

    Беседа после самостоятельного чтения:

    — Какая беда произошла с глухарем? (было трудно зимовать)

    — К кому он обратился за помощью?

    — Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

    — Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде? (добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые)

    — Каким был глухарь? (настойчивый, терпеливый, слабый)

    Как лебеди облегчили перелет глухарю?

    — Чем закончилось путешествие глухаря?

    5. Устное рисование

    Что вы можете рассказать о лебедях и глухаре? (описать внешний вид, повадки)

    — Какие изменения во внешнем виде глухаря произошли после расставания с лебедями?

    Показ иллюстраций с изображением птиц.

    Что в этой сказке правда? (описание глухаря)

    +Дополнительные сведения о птицах – см .

    В мире интересного:

      Лебедь – «царь птиц» — упражнение русский язык стр. 14

      Глухари – родоначальники славного семейства тетеревиных птиц. (3-4 кг, летают шумно, но не далеко, ночуют в снегу).

    Глухаря еще называют петухом.

    Красота этих птиц мало кого оставляет равнодушным.

    Глухарь – хвост веером, как у павлина. Стр. 48

    6.Упражнение в выразительном чтении.

    Беседа:

    Какие чувства вы переживали во время чтения сказки?

    Постарайтесь передать это настроение при чтении.

    Работа в группах. Чтение по ролям.

    7. Чтение по ролям. (Проверка, анализ)

    8. Сравнение со сказкой «Лягушка-путешественница» (догадки по иллюстрациям )

    V . Обобщение знаний.

    1. Сегодня на уроке…

    2. Эта сказка научила меня…

    VI . Домашнее задание: чтение по ролям +пересказ о плану.

    Дополнительное задание: прочитать «Лягушка-путешественница» или посмотреть мультфильм

    Показать книги о птицах и книги, где герои – птицы.

    Дополнительное задание: 1. Пересказ по плану

    2.Работа по иллюстрациям

    3. Вспомнить сказки, где главными героями являются

    лебеди или другие птицы.

    Сказки:

    «Дикие лебеди»

    «Гуси-лебеди»

    «Серая шейка»

    «Лиса и журавль»

    Основная мысль урока: «Умей преодолевать трудности».

    Для создания разработки источники не использовались.



    В продолжение темы:
    Детская мода

    Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

    Новые статьи
    /
    Популярные