Шокирующие традиции и обычаи папуасов, которые поймет далеко не каждый. Какие путешествия планируете

3529

«За 150 лет в Папуа мало что изменилось»

На недавнем Санкт-Петербургском международном культурном форуме была презентована уникальная фотовыставка «Миклухо-Маклай XXI век. Ожившая история». Николай Николаевич Миклухо-Маклай «младший» представил снимки, сделанные в ходе экспедиции в Папуа-Новую Гвинею в сентябре-октябре 2017 года. А «Версии» рассказал о том, чем удивили его папуасы.

Фотовыставка освещает основные события первой российской экспедиции в Папуа - Новую Гвинею, спустя 40 лет со дня советской и около 150 лет с момента самой первой, организованной Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем «старшим» (1846-1888) – знаменитым путешественником, ученым-гуманистом и первым европейцем, утверждавшим равенство папуасов с другими народами мира.

Наш собеседник – Николай Николаевич Миклухо-Маклай «младший» приходится праправнуком брату знаменитого первооткрывателя прошлого и возглавляет фонд сохранения этнокультурного наследия имени своего предка.

Нынешняя экспедиция в составе научного сотрудника Кунсткамеры Арины Лебедевой , научного сотрудника Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии Игоря Чининова и фотографа Дмитрия Шаромова под руководством Миклухо-Маклая стартовала 11 сентября 2017 года в московском аэропорту Домодедово. А завершилась 8 октября. За это время они посетили Берег Рай (экс-Берег Маклая) и столицу Папуа-Новой Гвинеи город Порт-Морсби, а также заехали в соседнюю Австралию. Но обо всем по порядку.

Поменялось ли что-то за 150 лет?

– Главное, то мы сделали – это собрали в Папуа-Новой Гвинее большую коллекцию бытовых предметов. И что удивительно, на 70% эти предметы сходны с коллекцией, которую около 150 лет назад собрал там же мой предок Николай Николаевич Миклухо-Маклай и которая хранится сегодня в петербургской Кунсткамере. То есть за полтора века мало что изменилось! – удивляется Маклай-«младший».

Это горшки, барабаны, луки и другие предметы обихода. Правда, к примеру, лук уже не так часто используется местными жителями. Есть более современные способы добыть себе пищу. Но окончательно из употребления он тоже не вышел.


Презентации новой коллекции будет посвящено отдельное большое мероприятие. Пока предметы распаковывается и описываются.

Если продолжить рассуждать на тему того, что изменилось для папуасов за полтора века, можно сказать, что современные аборигены стали… посещать школы. Причем, в одной из деревень на Берегу Рая школа носит имя Миклухо-Маклая. Сегодня она находится в не очень хорошем состоянии, но руководитель нынешней экспедиции планирует найти спонсоров и полностью ее отремонтировать.

Однако помимо школы влияние цивилизации не очень заметно. Миграция в этих местах очень маленькая. Это означает, что на Берегу Рай до сих пор живут потомки тех же самых людей, которые 150 лет назад встречали предка нашего собеседника. Уникальная ситуация.

Берег Рай включает сегодня несколько деревень численностью жителей от 500 человек до 2 тыс., основные из которых: Бонгу, Гумбу и Горенду. Как и подобает деревням, асфальтированных дорог вы там не увидите. Да и ездить там особенно не на чем. Местные жители передвигаются преимущественно пешком, либо на лодках, причем, порой и на моторках. Лишь на них можно добраться до ближайшего большого города, расположенного километрах в 50-ти.


Электростанции в деревнях нет, но некоторые жители пользуются солнечными батареями. Компьютеров в обиходе нет, но, к примеру, у учителя местной школы имени Миклухо-Маклая соответствующий гаджет присутствует.

Многие, как и прежде ходят в набедренных повязках, но многие надевают шорты и футболки и выглядят вполне по-европейски. Граница между цивилизацией и традиционным укладом очень гибкая.

Экономика провинции Маданг, к которой относится и бывший Берег Маклая, основана на сельском хозяйстве, охоте, рыболовстве и туризме, если говорить о самом «райцентре» Маданге. Плюс, в городе функционирует католическая миссия и есть даже университет.

Опасности

– В самой Папуа-Новой Гвинее нас все любили и оберегали. Ничего из того, что могло бы с нами произойти, так и не случилось, – улыбается Николай Миклухо-Маклай. – Ни диких зверей, ни москитов, ни ураганов, ни наводнений… Две недели мы прожили на бывшем Берегу Маклая в достаточно комфортабельных хижинах. Температура воздуха была довольно комфортной. Днем – 25-26 градусов, ночью – 20. Ночевали в спальниках, умывались и пили воду в ручье, в котором чистейшая вода. Кормили нас вкуснейшей местной едой, приготовленной, в основном, из овощей, но иногда баловали курицей. Плюс, мы привезли в подарок местным жителям очень дорогой по местным меркам деликатес – свинью, и вместе ее съели.

Главная же опасность за время экспедиции пребывания в Папуа не касалась. Основная сложность оказалась связана с тем, как добраться до места назначения. Дорога до Берега Рая заняла едва не заняла на несколько дней больше, чем планировалось из-за накладок с визами и опозданием самолетов на стыковках.

– В какой-то момент мы даже подумали, что будет добираться до места, как Николай Николаевич Миклухо-Маклай «старший» – два месяца. Но в итоге обошлось, – вспоминают современные путешественники.

Личные открытия

– Главное, что я открыл для себя после этой поездки – личность самого Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Честно говоря, я не думал, что мой предок настолько велик, – признается его потомок. – Не думал, что его так хорошо помнят на другом конце света! Что, не имея даже его дневников, папуасы до сих пор наизусть пересказывают истории, описанные в этих дневниках, из уст в уста, из поколения в поколение!

Русский путешественник XIX века действительно очень сильно повлиял на жителей бывшего Берега Маклая, на их культуру. «Шлейф» его первой экспедиции ощущается там до сих пор.


В языке местного населения остались, к примеру, слова «топор» и «бык». Маклай привез им первые железные предметы, кукурузу. Да что говорить – современные папуасы нередко называют своих детей Маклаями!

– А мне они предложили назвать сына Туем… – улыбается наш собеседник. – Так звали ближайшего приятеля Маклая-старшего из местных жителей. Туй Николаевич Миклухо-Маклай… Я обещал подумать .

Добавим, что современные российские путешественники высадились на бывший Берег Маклая 16 сентября, аккурат в день независимости Папуа-Новой Гвинеи. И еще даже не выпрыгнув из лодки, стали свидетелями грандиозной встречи, на которую пришли почти 3 тыс. человек – почти все население окрестных деревень!

Здесь русский дух

Сегодня русских в Папуа-Новой Гвинее и провинции Маданг за исключением очень редких одиночек-экстремалов нет вообще. И если говорить о туризме, в Маданг ездят лишь австралийцы (им относительно недалеко) и немцы (Папуа-Новая Гвинея когда-то была немецкой колонией). В основном, они останавливаются в хороших гостиницах, которые есть в этом городе. А на Берег Рай с ночевками в хижинах выбираются очень редко.

Кстати «Рай кост» или Берег Рая в XIX веке был Берегом Миклухо-Маклая. И, безусловно, одна из задач, которую ставит перед собой его потомок – вернуть этой земле историческое имя.

– Мы уже обсудили этот вопрос с сэром Майклом Сомаре, первым премьер-министром независимой Папуа-Новой Гвинеи, который специально ради нас приезжал на Берег Рай, хотя раньше никогда там не был. Сэр Майкл признался, что не слышал о прежнем названии этого места. И обещал подумать, что с этим можно сделать, – говорит Маклай-«младший».

Важным итогом последней экспедиции он также называет то, что первые в истории Папуа-Новой Гвинеи россияне приехали сюда не просто с экспедицией, а чтобы наладить связи, заняться народной дипломатией. Местные жители любят Маклая, и он неразрывно связан для них с Россией. А значит, они любят Россию, и это серьезный задел для укрепления двусторонних отношений между двумя странами.


Кстати, так совпало, что после недавнего саммита АТЭС министр иностранных дел России Сергей Лавров , встречаясь с коллегой из Папуа-Новой Гвинеи, назвал эту страну важным партнером в области рыболовства, культурного и гуманитарного взаимодействия. При этом до последней экспедиции какого-то активного присутствия России в этом регионе не наблюдалось. Возможно, именно это путешествие сделало свое дело.

Николай Миклухо-Маклай-«младший» не скрывает, что МИД нашей страны был в курсе его планов, а посол России в Индонезии (также выполняет обязанности представителя РФ и в Папуа-Новой Гвинеи) написал путешественнику благодарственное письмо.

Среди ближайших планов нашего собеседника: обмен студентов между двумя странами, ежегодное празднование в Папуа Дня высадки Н.Н.Миклухо-Маклая «старшего» 20 сентября, показ коллекций предметов из экспедиций XIX-XXI веков, причем, не только в России, но и в Австралии, организации дистанционных языковых курсов по обучению папуасов русскому языку, презентация документального фильма о путешествии. Наконец, есть планы уже в марте-апреле вернуться на Берег Рай и уже с расширенной командой из эко- и этнотуристов. Сейчас происходит ее формирование.

Денис Нижегородцев

Марина Тимашева: Продолжая начатую в прошлой программе тему антропологии – настоящей антропологии, как уточнил бы мой собеседник – мы представляем книгу о человеке, который стал основоположником и олицетворением этой науки в России. Институт этнологии и антропологии имени Миклухо- Маклая и издательство ""Восточная литература"" выпустили книгу Даниила Тумаркина ""Белый папуас. Николай Николаевич Миклухо-Маклай на фоне эпохи"". Итак, перед нами фундаментальная – 600 страниц – биография ученого и путешественника, который, впрочем, и раньше не был обделен вниманием. Его именем назван профильный институт, день рождения стал профессиональным праздником , да не только коллеги – дети знали, кто это такой. В предисловии сегодняшней книги я читаю, что образ его ""окутан легендами … Для литературы о нем характерны его идеализация и мифологизация"" (3) – и хотелось бы уточнить у нашего рецензента Ильи Смирнова: что, новое исследование как-то существенно изменило представление о Миклухо-Маклае, сформированное еще черно-белым экраном и детскими книжками?

Илья Смирнов: Если Вы имеете в виду повесть ""Человек с Луны"" , отвечу честно: принципиально не изменило. Обогатило дополнительной информацией, уточнило детали, исправило кое-какие ошибки в анкете. Например. Шотландский предок Маклай, якобы попавший в 17 веке к казакам в плен и подаривший Миклухам вторую половину фамилии, не имеет никакого достоверного подтверждения (79). Впрочем, таких генеалогических фантазий про ""знатна мужа"" откуда-нибудь из-за рубежа довольно в родословных и более именитых персон, вплоть до августейших
Герой книги был сыном железнодорожного инженера, богатства и власти так и не нажил (как и его отец), а славу себе создавал сам. Жизнь его короткая (1846 – 1888) и удивительная.
Как правило, ученые изучают мифы, но не становятся их героями. А на Новой Гвинее записаны предания о белокожем – цвета Луны – пришельце, который научил людей пользоваться железными орудиями (вместо каменных) и еще много чему полезному


Марина Тимашева: Культурный герой.

Илья Смирнов: Да, вроде Прометея. Но ведь и на родине он стал своего рода культурным героем. Несколько поколений воспитывалось на его примере – ""делать жизнь с кого"". Помните, у Высоцкого про детские книги. Дай Бог и следующим поколения читать в детстве нужные книги о настоящих людях. Миклухо-Маклай - ""один из последних в истории мировой науки известных натуралистов широкого профиля, который поставил в центр своих исследований человека и проявления его культуры в рамках географической среды, но и активно работал в отраслях естествознания, непосредственно не связанных с этой проблематикой (океанография, геология и др.)"" (563). Например, ему мы обязаны знакомством с замечательным существом по имени кускус . ""13 июня. Небольшой кускус, которого я приобрел несколько недель тому назад, живет и растет у меня отлично. Ест все: рис, аян, бау, кокосовые орехи, сладкий картофель и очень любит бананы. В продолжение дня он обыкновенно спит, свернувшись, но все-таки ест, если ему дадут; ночью же немилосердно грызет дерево ящика, куда я его сажаю""
Но правильно понять ""белого папуаса"" невозможно без учета того, что в его собственной формулировке звучит так: ""Единственная цель моей жизни – польза и успех науки на благо человечества"" (49). Вот эти составляющие – научная и нравственная – неразделимы. Как писал о нем французский профессор Габриэль Моно, ""он служит науке, как иные служат религии… Самый искренний и последовательный идеалист, которого мне довелось встречать"" (435).

Марина Тимашева: Получается, современным антропологам есть, с кого брать пример.

Илья Смирнов: Безусловно. И Даниил Давыдович Тумаркин -тоже коллега Миклуха-Маклая, проводил этнографические исследования (212) в тех же самых краях – а в книге он продолжает традицию, которая идет к нам от русской демократической интеллигенции Х1Х века через весь ХХ век. Биография, действительно, подробнейшая. Разобраны все спорные вопросы, нюансы взаимоотношений героя с коллегами и родственниками, с начальством разного ранга, от которого зависело финансирование экспедиций. Собственные слова Миклухо-Маклая: ""Глупо зависеть от такой дряни, как от денег!"" (129). И дальше я выделил бы несколько сюжетных линий. Во-первых, общественные взгляды будущего ученого – а ведь он еще гимназистом оказался за решеткой в Петропавловской крепости как участник демонстрации (29) – этот фактор не был случайным и посторонним по отношению к его основной специальности. Вообще прогресс и реакция в книге четко разведены (109, 422, 442 и др.)

Марина Тимашева: Кажется, сейчас эти слова – ""прогресс"", ""реакция"" - совсем не модные. Даже в ученых сочинениях их иногда ставят в кавычки. Так называемый прогресс.

Илья Смирнов: Но автор книги не боится их произносить. Да и как иначе? Ведь взгляды героя книги были основаны на ""убеждении в равной способности всех народов… двигаться по пути прогресса"" (422). В этой формуле важны обе составляющие. ""Научную критику расизма он попытался дополнить практическими действиями на благо угнетенных народов"" (287). Сохранился фрагмент рукописи: молодой Миклухо-Маклай переводил ""Естественную историю миротворения"" своего учителя, крупнейшего биолога Эрнста Геккеля. ""Истинное познание самых общих законов природы, высочайшее торжество человеческого ума должно не оставаться частной собственностью привилегированной ученой касты, но стать общим достоянием всего человечества"" (83). Издание этой работы было запрещено в России за ""колебание основ религии"". А Миклухо-Маклая, уже когда он сам стал знаменит, прицельно травила ""шовинистическая газета ""Новое время"" (496).
Впрочем, реакция бывает не только средневековая, монархическая и на Востоке. Мировоззрение русского ученого формируется в полемике с именитыми западными коллегами, включая его учителя, Геккель считал ""папуасов ""недостающим звеном"" между человеком и их животными предками… Николай Николаевич не мог согласиться с такой постановкой вопроса"" (125). Прекрасно показано, что даже передовая наука, если она независима от морали, может стать обоснованием деграданса. В данном случае это массовые убийства и работорговля.

Марина Тимашева: Подождите. Кажется, к тому времени рабство было уже запрещено во всех главных мировых державах.

Илья Смирнов: На бумаге именно так, а фактически в том регионе, где работал Маклай, оно процветало, прикрытое фиговым листком ""контрактов"", когда человеку давали на подпись непонятно что на неизвестном языке, после чего отнимали его землю, детей, а самого загоняли в лагерный барак (415, 389). ""Г-н Маклай, посетив одну из таких шхун (работорговцев – И.С.) на рейде Нумеи, увидел группу негритят в возрасте от 10 до 15 лет. Он спросил капитана, а потом государственного комиссара, как случилось, что были завербованы мальчики, слишком юные для того, чтобы с пользой трудиться. Оба отвечали: ""Видите ли, о вкусах не спорят"" (389). Происходил, цитирую У. Гладстона, ""торг людьми, неправильно называемый торговлей свободным трудом"" (467). То есть, в ХIХ веке английский премьер понимал, а в ХХI приходится выслушивать разглагольствования о том, что если жители разорённых стран, которым буквально нечего есть, продают себя за гроши в услужение ""торгово-развлекательной биомассе"", то это делается якобы ""свободно"" и ""добровольно"", и современные рабы еще должны быть благодарны за то, что их ""кормят"". И вот один из парадоксов реальной истории. Союзниками неверующего натуралиста Маклая, который ну очень скептически отзывался о миссионерах (423), могли оказаться не его ученые коллеги, а например, Джеймс Чалмерс, ""выходец из бедной семьи (сын каменщика)"", который защищал туземцев от работорговцев и земельных спекулянтов, руководствуясь ""церковными догматами о сотворении всех человеческих рас небесным Творцом"" (395).

Марина Тимашева: Я Вас перебью, чтобы уточнить: что же, эти ученые коллеги совсем не понимали того, что понимал Миклухо-Маклай?

Илья Смирнов: Мода была на т.н. ""научный расизм"". Как сейчас мода – объяснять поведение ""генами"". А самое главное… Лучше я Вам отвечу словами самого героя книги, который в демократичнейшем Квинсленде очень точно сформулировал связь между мнением и интересом. ""…Очень немногие желают видеть настоящее положение дел, которое для них самих или друзей их выгодно… Большинство не хочет знать правду, что не помешает, однако же, этому большинству, когда будет уже слишком поздно, притворяясь, уверять, что никогда и не подозревало… и негодовать против торга человеческим мясом и варварского насилия"" (415).
Например, вышеупомянутый ""Гладстон отмежевался от некоторых колониальных авантюр, начатых Дизраэли. Но его кабинет тоже проводил политику в интересах английской буржуазии, а последняя требовала новых захватов. Миролюбивые предвыборные обещания Гладстона были отброшены уже в 1882 г., когда под нажимом британских финансовых кругов он пошел на оккупацию Египта"" (424)
При этом сам Миклухо-Маклай вовсе не был политкорректненькой амёбой. Да, он заключал с капитаном договор, запрещавший в случае его гибели расправы с туземцами под предлогом ""наказания"" (373). Но, когда нужно, мог сам взяться за оружие (278) и, судя по приведенным в книге эпизодам, он вовсе не считал, что представителям угнетенных народов всё дозволено. Равные права предполагают и равные обязанности, правда? Но отвечать должны конкретные преступники, а не целые племена (419). Во Франции ведь не сжигали всю деревню за то, что ее житель кого-то ограбил или даже убил.
Маклай предстает, с одной стороны, конечно, дон Кихотом (564) и утопистом. Ну, не могли тогдашние папуасские племена, даже под его руководством, создать независимое государство. С другой стороны, чтобы насколько возможно отдалить их колониальное закабаление и свести к минимуму разрушительные последствия – ради этой исторической отсрочки он довольно ловко лавировал между правителями великих держав (501), использовал всю свою популярность, подписывал письма (454), которые можно было бы поставить в вину, если не знать, что просил-то не за себя. За людей, которые ему доверились, и он стал действительно одним из них.
Еще одна сюжетная линия, которая проходит через всю книгу – невероятная сила воле. Ведь путешественник был тяжело больным человеком. Как ему после исключения из Петербургского удалось попасть в Гейдельбергский университет? Оказывается, после освидетельствования ""комиссией из 9 врачей в полицейском управлении"" (39) ему выдали загранпаспорт именно для лечения. Всю жизнь его мучила малярия (211). ""Он был героем, себя преодолевающим"" (188). И при этом … ну, чтобы не произносить грубого слова ""бабник"", имел большой успех у прекрасного пола, будь то полуодетые аборигенки или европейские аристократки.
А вот что касается исследовательской методологии: поскольку островитяне ""на расспросы об их обычаях ""отвечали большею частью только из вежливости"", Миклухо-Маклай ""почти не прибегал к расспросам, … предпочитал все видеть собственными глазами"" (223). Урок современным социологам, которые поступают в точности наоборот.
В общем, 600-страничный труд мне не пересказать. Поблагодарю автора еще за то, что история славного путешественника в его версии становится объемнее и живописнее. Например, лично мне было интересно узнать, что Александр Третий, к которому отношение в серьезной исторической литературе, прямо скажем, не лучшее, имел, по крайней мере, одно достоинство: он симпатизировал Миклухо- Маклаю, защищал его от нападок и, видимо, искренне хотел поддержать его новогвинейские утопические проекты (454). Но, как говорится, не всё могут и короли.

Марина Тимашева: Что же, у Вас получается, с практической точки зрения герой книги – неудачник?

Илья Смирнов: Как об этом судить? На какой странице закрывать учебник истории и подводить итог? Александр Македонский – удачник, если сразу после его смерти империя рухнула? Ленин – удачник? Вроде, построил. Но не совсем то, чего хотел. Судьба избавила Миклухо-Маклая от разочарования второго рода: сбывшимися мечтами. Но сейчас мы можем оценить тот факт, что жители Новой Гвинеи не разделили судьбу австралийских аборигенов или тасманийцев.
В заключение позволю себе не согласиться с автором книги ""Белый папуас"" в том, что касается современных читателей. По-моему, он их несколько недооценивает. Во всяком случае, ту часть, которая читает толстые книги про ученых. ""Читатели, вероятно, ждут не дождутся рассказа о развитии отношений Миклухо-Маклая с дамами из семейства Лаудон…"" (290) Ориентируясь на этот гипотетический запрос, автор ""оживляет"" и без того авантюрную биографию пикантными подробностями, вроде фотографии ""Нагая подружка Николая Миклухи. Йена"" (63) и обрывками записей, в которых путешественник, действительно, позволял себе с естественнонаучной прямотой комментировать сюжеты, для тогдашнего викторианского общества наглухо табуированные. Наше общество, слава Богу, не викторианское, мы вправе обсуждать любые темы, но поскольку все равно не можем с достоверностью реконструировать личную жизнь героя, его отношения с женщинами, то, может быть, не стоит и давать повода для двусмысленных толкований (например, 399). На мой взгляд, лучше было бы подробнее рассказать о происхождении тех народов, с которыми сталкивался Миклухо-Маклай в своих экспедициях. Может быть, приложить к книге специальную справочную таблицу. Тем более, именно в этой области сделано много важных открытий.

Марина Тимашева: Илья Смирнов познакомил нас с новой фундаментальной биографией Миклухо – Маклая – человека, который на Новой Гвинее стал героем мифов, а в мировой науке – одним из создателей учения о единстве человечества и равенстве всех рас и народов.

Зуб за зуб, глаз за глаз. Они практикуют кровную месть. Если твоему родственнику навредили, покалечили или его убили, то ты должен ответить обидчику тем же. Сломали брату руку? Сломай и ты тому, кто это сделал.

Хорошо, что от кровной мести можно откупиться курицами и свиньями. Так однажды я отправился с папуасами на «стрелку». Сели в пикап, взяли целый курятник и поехали на разборки. Все обошлось без кровопролития.

© Bigthink.com

2. Они «сидят» на орехах как наркоманы

Плоды бетелевой пальмы - это самая вредная привычка папуасов! Мякоть плода жуют, смешивая с двумя другими ингредиентами. Это вызывает обильное слюноотделение, а рот, зубы и губы окрашиваются в яркий красный цвет. Поэтому папуасы без конца плюют на землю, и «кровавые» кляксы встречаются повсеместно. В Западном Папуа эти плоды называют пинангом, а на восточной половине острова - бетельнатом (бетельным орехом). Употребление плодов дает легкий расслабляющий эффект, но очень портит зубы.

3. Они верят в черную магию и наказывают за нее

Раньше каннибализм был инструментом правосудия, а не способом утолить свой голод. Так папуасы наказывали за колдовство. Если человека признавали виновным в использовании черной магии и нанесения вреда другим, то его убивали, а куски его тела распределяли между членами клана. Сегодня каннибализм больше не практикуют, но убийства по обвинению в черной магии не прекратились.

4. Они держат покойников дома

Если у нас Ленин «спит» в мавзолее, то мумии своих вождей папуасы из племени дани хранят прямо в своих хижинах. Скрюченные, копченые, с ужасными гримасами. Возраст мумий - 200–300 лет.

5. Они позволяют своим женщинам заниматься тяжелым физическим трудом

Когда я впервые увидел, как женщина на седьмом-восьмом месяце беременности рубит дрова топором, а ее муж отдыхает в тени, я был шокирован. Позже я понял, что у папуасов это норма. Поэтому женщины в их селеньях брутальны и физически выносливы.


6. Они расплачиваются за будущую жену свиньями

Этот обычай сохранился по всей Новой Гвинее. Семья невесты получает свиней перед свадьбой. Это обязательная плата. При этом женщины ухаживают за поросятами, как за детьми и даже вскармливают их своей грудью. Об этом писал еще Николай Николаевич Миклухо-Маклай в своих заметках.

7. Их женщины калечили себя добровольно

В случае смерти близкого родственника женщины племени дани отрубали себе фаланги пальцев. Каменным топором. Сегодня от этого обычая уже отказались, но в долине Балием еще можно встретить беспалых бабушек.

8. Ожерелье из зубов собаки - лучший подарок жене!

У племени короваев это настоящая драгоценность. Поэтому коровайским женщинам не нужно ни золота, ни жемчуга, ни шуб, ни денег. У них совсем другие ценности.

9. Мужчины и женщины живут раздельно

Во многих папуасских племенах практикуют этот обычай. Поэтому существуют мужские хижины и женские. Женщинам вход в мужской дом запрещен.

10. Они могут жить даже на деревьях

«Высоко живу - далеко гляжу. Короваи строят свои дома в кронах высоких деревьев. Иногда это 30 м над землей! Поэтому за детьми и младенцами тут нужен глаза да глаз, ведь ограждений в таком доме нет


© savetheanimalsincludeyou.com

11. Они носят котеки

Это фаллокрипт, которым горцы прикрывают свое мужское достоинство. Котеку используют вместо трусов, банановых листьев или набедренных повязок. Изготавливают ее из местной тыквы.

Николай Несправа может претендовать на звание самого креативного православного священника в мире. Более десяти лет назад он построил на северной окраине Днепропетровска византийский храм. В нем установил иконостас, на который пошло более 200 квадратных метров полудрагоценного камня оникс. Вокруг храма в честь иконы Божьей матери "Иверская" разбил ландшафтный парк, в котором растут сакуры, магнолии, африканские кактусы и другие редкие растения. Десятки тысяч детей со всей страны приезжали в лорри-парк при соборе, чтобы полюбоваться коллекцией экзотических птиц и животных. К сожалению, весной этого года лорри-парк подожгли и все они погибли.

Николай Несправа - инструктор по дайвингу международного уровня. За пятнадцать лет совершил более тысячи погружений. Он - член байк-клуба "Angels". Минувшим летом совершил заезд "Варяжский путь", посвященный 1025-летию Крещения Руси. В течение нескольких лет Несправа реализует миссионерский проект "Пилигрим".

Чем ваши путешествия отличаются от аналогичных экспедиций, о которых потом выходят передачи на каналах "BBC" или "Дискавери"?

Николай Несправа: Я хотел сделать проект "Пилигрим" в формате научно-популярной программы Юрия Сенкевича "Клуб путешественников". Сейчас этот формат утрачен, и его нужно обязательно возродить. Хотелось бы, чтобы у зрителя не просто возникало праздное желание увидеть зарубежную экзотику. Чтобы, созерцая мир вокруг себя, человек задавал себе важные вопросы: "Кто я? В чем цель моей жизни? Как мне ее достичь?" Я неслучайно так назвал проект. Пилигримы - это путники, паломники, ведомые смыслом и целью. Внешне наши программы мало отличаются от зарубежных проектов. Но цели у нас иные, чем у "Дискавери". Наша концепция основана на том, что мир одинаков. Однако в нем можно найти прекрасное, важное, нужное, переработать все это и дать хорошую пищу для души и ума. А можно потратить время, деньги и не получить никакого результата. Современный человек разучился видеть, слышать, думать. Мы хотим помочь нашим современникам оторваться от цивилизационного покоя, лишить себя комфорта, погрузиться в среду адреналина, экстрима, сложностей.

Почему вы решили отправиться к людоедам?

Николай Несправа: Два года назад я почти в шутку объявил: нужно съездить пообщаться с людоедами, чтобы понять все жизненные процессы. Через два часа мне перезвонили из Москвы. На следующий день утром я уже был в прямом эфире радио "Эхо Москвы". Мое первое интервью перепостили шесть тысяч раз. Новость о себе я нашел даже в Монголии. Эта поездка действительно кардинально изменила мой взгляд на все жизненные ценности - человека, дружбу, необходимое или ненужное. Здесь у меня есть определенные титулы и звания. Там я был просто человеком. Нужно было выстраивать взаимоотношения не с помощью докторской степени, а посредством других коммуникативных средств. Мы разговаривали на разных языках, но чувствовали друг друга.

Не боялись, что вас съедят?

Николай Несправа: После поездки я написал книгу, которая называется "Мы все - немного папуасы". То, что там едят людей - жестокая правда. Папуа - единственная в мире страна, где есть департамент полиции, который расследует каннибализм. Любые стычки заканчиваются кровопролитием. У папуасов очень низкая этическая планка, поэтому им ничего не стоит убить человека. Людей едят с голода, по сложившейся традиции, по религиозным причинам, чтобы запугать и показать свое превосходство. Едят на выборах, едят во время восстаний, едят заблудившихся. Но есть одна особенность: как и у нас, едят только своих. Тот, кто приезжает, для них небожитель. В одном из селений не было ни одного старика. Мы пытались найти кладбище, чтобы посмотреть на погребальные маски. Никто не смог нам его показать. Местный проводник потом пояснил, что стариков просто съедают.

Путешествие было очень сложным?

Николай Несправа: Сейчас многие путешествуют в Папуа, но они видят только внешнюю сторону. Там выстроены целые поселки, предназначенные для туристов с фотокамерами. В них народ ходит голышом в национальных раскрасках. Мы были в этнозоне, куда можно попасть только по специальному разрешению. Там люди живут в естественных условиях так, как и много тысячелетий назад. Это малопроходимые джунгли с непрекращающимися ливнями и полным отсутствием дорог. В первые дни передал по спутниковому телефону на родину слова о том, что это врата ада. Мы еле спасли съемочную технику. Постоянно шли дожди. Когда вошли в джунгли, вода была по щиколотку, через час - по колено, а еще через час - по пояс. Иногда поднималась до груди. Тогда приходилось взбираться на поваленные деревья, чтобы спастись от потопа. Земли как таковой там не было. Все переплетено корнями растений. Я все время думал, как бы не сломать ногу. Нужно было или прыгать с ветки на ветку, или перешагивать с бревна на бревно. Один раз я поскользнулся и полетел с пятиметровой высоты. Чтобы не разбить технику, убрал ее в сторону и при падении сломал ребро. Достал аптечку, уколол себе обезболивающее, наложил компресс. Это заметили проводники, стали подходить и совать прямо в лицо свои руки и ноги. Я промывал им раны, заливал йодом, наклеивал пластырь. Потом ежедневно папуасы шли за медицинской помощью, пока не закончилось содержимое аптечки. Даже большую пачку активированного угля съели.

Вы брали с собой какие-нибудь подарки для папуасов?

Николай Несправа: Еще на большой земле мы поинтересовались у проводников, что можно подарить папуасам. Нам посоветовали купить побольше "Мивины" (пищевые полуфабрикаты - ред.). Она и стала нашей валютой. Мы раздавали эти подарки детям и вождям. Там "Мивина" деликатес, хрустят с большим удовольствием. Там любая еда на вес золота, с ее помощью для нас открывались любые коридоры. Алкоголь запрещен. Однако папуасы постоянно жуют орешки. После пяти минут такого жевания, этот орех превращается в кроваво-красное месиво с легким наркотическим действием. Так что они постоянно в веселом состоянии.

В прошлом году вы отправились к племени Майя, чтобы проверить прогнозы о конце света?

Николай Несправа: В первую очередь я решил исследовать колыбель цивилизации. Побывав в Океании, планировал ехать в Африку, но там началась межплеменная война. Пришлось переформатировать поездку и отправиться в Мексику на Юкатан. Это совпало с ажиотажем о конце света. Мне было интересно исследовать религию и мифологию индейцев. Общался с представителями древнейшей культуры Майя.

Там выше уровень цивилизации, чем в Новой Гвинее?

Николай Несправа: Не сказал бы. Люди живут в соломенных селениях, где нет электричества, спят в гамаках. Социальный уровень очень низкий. Все как много сотен лет назад. Очень смеялись, когда я спросил о конце света. Они сразу уточнили: "Вы - русский?" У них только русские спрашивают об этом. В Мексике каждый год в определенный день собираются на праздник Камня Солнца. Календарь Майя для них то же, что для нас календарь садовода и огородника. Там дается периодизация: когда что сеять и когда собирать урожай. Никаких пророчеств в нем нет. Так что ажиотаж и психоз по поводу конца света был создан здесь.

Какие путешествия планируете?

Николай Несправа: Сейчас я заканчиваю научную работу и готовлюсь защитить докторскую диссертацию по экономике. Докторская степень по философии у меня уже есть. Так что следующее путешествие будет после защиты. Думаю поехать в Африку, куда я не попал в прошлом году. Планирую побывать в южной области Эфиопии, где много проявлений древней цивилизации.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные