Сколько лет было цою когда он разбился. Расследование "НИ": как погиб Виктор Цой

Поразительно, но за минувшие с момента аварии Виктора Цоя четверть века исчерпывающие источники, содержащие подробный анализ произошедшей трагедии, отсутствуют и поныне.

Даже телевизионная документалистика по заявленной тематике не явила предельной картины, хотя уж ей-то с её техническими возможностями - сам Господь велел.

Скупые строки протокола

Всю документальную «базу» по месту аварии Цоя и её обстоятельствам по-прежнему составляют скупые строки милицейского протокола да криминальной сводки, растасканные на цитаты и выученные наизусть поклонниками таланта Виктора Цоя и группы «КИНО»:

«Столкновение автомобиля «Москвич-2141» темно-синего цвета с рейсовым автобусом «Икарус-250» произошло в 11 час. 28 мин. 15 августа 1990 г. на 35 км трассы Слока - Талси.

Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В.Р. Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал.

…В. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления».

Что можно понять из этого текста, кроме того, что Цой ушёл в Вечность?

Вопросы, вопросы…

35-й километр - понятие растяжимое: в нём, как минимум 1 000 метров… В каком конкретно месте на этом километре произошла авария?

В какую сторону следовал автомобиль Виктора Цоя: из Слока в Талси или, наоборот, из Талси в Слока? Какова ширина дорожного полотна? Качество дорожного покрытия: асфальт, бетонка, гравий, грунт?

От этого зависит ответ на вопрос - можно ли в принципе уснуть за рулём на такой трассе? Так, «Москвич-2141» - не «мерс», а, скорее, «консервная банка»: если по его днищу на скорости 130 км/ч долбит вылетающий из-под передних колёс гравий - мёртвый воскреснет!

«Сдвинемся в сталкинг» и попробуем «выследить» (от stalking - выслеживание) ответы на большинство из них. И начнём с места аварии Цоя.

Во-первых, трасса Слока-Талси - это где? Обратимся к карте; Google Map нам в помощь.


Вот! Оказывается, от Слока до Талси можно добраться по «северной» трассе (выделена серым цветом), по «южной» (выделена синим цветом) и даже, комбинируя маршрут, по «перешейку» через Тукумс.

Вопрос - по какой трассе двигался автомобиль Виктора Цоя: северной, южной или Поэт комбинировал маршрут через вертикальную «перемычку»?

Памятник Цою. Его местонахождение

То, что на месте гибели Виктора Цоя его поклонниками-энтузиастами воздвигнут памятник - общеизвестный факт. Попробуем обнаружить его местонахождение.

Согласно Википедии памятник установлен возле дороги, на 35-м километре трассы Талси - Слока, в Энгурском предместье, в Латвии. Высота памятника - 2,30 м, площадь постамента - 1 м², площадь памятника - 9 м².

Самое главное - Википедия содержит любезное указание на географические координаты памятника: 57.115539° СШ, 23.185392° ВД.

Опять обратимся к картам приложения Google Map в поисках этого места (координаты незначительно изменены).


Справа по карте - Рижский залив. Следовательно, автомобиль Виктора Цоя двигался по верхней, «северной» ветке; в сегодняшних реалиях она поименована как Р128.

В каком направлении ехал Цой?

Следующий вопрос - в каком направлении двигался автомобиль Цоя? Из Слока в Талси? Или, наоборот, из Талси в Слока?

Согласно Калгину с момента знакомства с Натальей Разлоговой Цой все свои летние отпуска проводил в Латвии, в Плиеньциемсе (Энгурская волость, Тукумский район) - рыбацком посёлке, известном в старые времена курорте.

«В начале прошлого века здесь строили парусники. От других приморских поселков Плиеньциемс отличается тем, что защищён от морских ветров огромной дюной. В Плиеньциемсе Цой в тот год был уже не впервые».

Осталось найти его на карте. Да вот же он, в правом нижнем углу последнего фрагмента!

Значит, ехал из Талси в Слока, в направлении Плиеньциемса.

Почти четверть века минуло с того страшного дня, когда погиб Виктор Цой. Музыкант, поэт, лидер группы «Кино» и кумир миллионов. Культовый рок-музыкант ушел из жизни, оставив нам кучу тайн и вопросов. Даже сегодня его песни будоражат сердца фанатов, а поклонники оставляют на стенах надписи «Цой жив».

Как погиб Цой

Многие никогда не забудут тот выпуск новостей 15 августа 1990 года, когда на всю страну прогремела новость о том, что в Латвии в автомобильной катастрофе погиб лидер группы «Кино». Стало известно, что в спецслужбы поступил звонок от очевидца с места происшествия на 35-ом километре трассы Слока - Талси. Прибыв на место гибели Виктора Цоя, сотрудники Латвийского МВД увидели «Москвич-2141» с полностью искореженным передом и автобус «Икарус-250», который снесло на обочину в сторону реки. К счастью, в автобусе не было пассажиров, а водитель отделался лишь легкими ссадинами и ушибами. Что же касается музыканта, смерть Виктора Цоя наступила мгновенно в результате сильного удара головой, несовместимого с жизнью. Так как в результате автокатастрофы певец был страшно изуродован, хоронили его в закрытом гробу.

Официальная версия

Согласно официальной версии, летом 1990 года Виктор Цой возвращался на автомобиле с рыбалки. Он отдыхал вместе со своим девятилетним сыном Сашей недалеко от Риги. В одиннадцать часов тридцать минут утра его автомобиль «Москвич» вылетел на встречную полосу и на огромной скорости врезался в выезжающий из-за поворота автобус «Икарус». В результате столкновения автобус вынесло на обочину, а автомобиль отлетел на 15-20 метров в сторону моста. Удар был настолько сильный, что из «Москвича» вырвало двигатель.

В ходе следствия было установлено, что автобус двигался с допустимой скоростью, не более 70 км/ч. Что касается «Москвича», то его скорость варьировалась от 100 до 130 км/ч. После проведения экспертизы была установлена официальная причина смерти Виктора Цоя - музыкант заснул за рулем.

Казалось бы, все очевидно: трагедия, несчастный случай. Но так как следствие было проведено наспех, вскоре поползли самые разнообразные слухи….

Первоначальная версия

Еще до того как была утверждена официальная версия, следствие выдвигало несколько вариантов, как погиб Цой. Самым распространенным и просочившимся в прессу стало предположение о том, что во время поездки певец слушал магнитофон, лежавший на соседнем кресле. Когда кассета закончилась, Виктор решил перевернуть ее и отвлекся от управления автомобилем, что и привело к катастрофе.

Данная версия была также озвучена Леонидом Каневским в эфире телевизионного шоу НТВ «Следствие вели…». Несмотря на то что эта версия была объявлена главной, она все же не подтвердилась, так как на момент прибытия милиции на место аварии магнитофон был выключен. Включили его уже сами следователи.

Нестыковки

Оказалось, что многие несогласны с официальной версией того, как наступила смерть Виктора Цоя. Так, бывший продюсер группы «Кино» высказал свое мнение, что был недоволен и обижен тем, как проводилось следствие. Он считает, что оно попросту было завалено. Сразу после катастрофы убитые горем родственники Цоя не смогли настоять на проведении по-настоящему профессионального расследования, и оно было сделано лишь «для галочки».

Вдова Виктора также не придерживалась официальной версии. По ее словам, Цой был предельно осторожным человеком и не мог «просто заснуть за рулем». Кроме того, он не так давно получил водительское удостоверение, ездил еще недостаточно уверенно, поэтому всегда был очень сосредоточен, когда вел машину.

Многие, кто несогласен с официальной версией, указывают на то, что в ней полно противоречий. Следствие проводилось на скорую руку, повторной экспертизы не было, а главный аргумент - как можно заснуть за десять минут, проведенных в дороге? Ведь расстояние от места рыбалки до поселка, где жил Цой, меньше одного километра!

Самоубийство

Одной из широко распространенных версий о том, как погиб Цой, стала версия о самоубийстве. За два предшествующих трагедии года музыкант добился немыслимой славы. Его уважали, боготворили, называли «последним героем», его песни стали символом и гимном для молодежи. Тогда он был настоящим кумиром. Но кто знает, что бы было с ним сегодня, с группой, с творчеством? Вполне возможно, что в современном мире группе «Кино» и Цою просто не нашлось бы места. Может, Цой предчувствовал все это и решил уйти, чтобы всегда оставаться на пике славы? Чтобы не было разочарований? Кто знает, но смерть Виктора Цоя сделала группу и его творчество еще популярнее. Последний «Черный альбом» разошелся миллионными тиражами. А творчество артиста и сегодня живет в сердцах поколений.

Кто убил Цоя

Все эти нестыковки, предположения и тайны привели к тому, что самой распространенной версией того, как погиб Цой, стало убийство. В прессе и Интернете можно увидеть массу самых невообразимых и фантастичных доводов по этому поводу.

Вот несколько самых красноречивых:

Цоя убили из-за денег. Он стал слишком богат, и кому-то это не понравилось…

Цой был связан с наркомафией. А они решили его убрать…

Кто-то решил разыграть сценарий фильма «Игла» в жизни. А как известно, в финале картины главного героя убивают…

Были и более серьезные предположения, в которых речь велась о смене продюсеров группы «Кино», о вопросах распределения выручки с гастролей, об авторском праве на композиции и т. д. Сегодня, к сожалению, остается только гадать. А тогда, когда все это произошло, всем было просто не до поиска причин. Ведь смерть Цоя потрясла миллионы, заставив скорбеть и сожалеть о погибшем.

Исчезнувшая машина

Если отталкиваться от того, что смерть Цоя была кому-то очень выгодна, то можно взять за основу одну из существующих в настоящее время версий. Причем это предположение достаточно обоснованное и имеет место быть.

Любой опытный водитель сможет ответить, в каком случае выполняется подобный маневр (сначала едешь по обочине, а затем резко выезжаешь на «встречку»). Здесь только один вариант: на протяжении последних 10 секунд перед аварией какая-то незнакомая или знакомая машина прижимала «Москвич» Цоя к обочине, затем резко обогнала и загородила дорогу, заставив музыканта выехать на встречную полосу движения прямо под колеса несущемуся автобусу.

В протоколе следствия был отмечен очень важный факт: расстояние от места рыбалки до дома Цоя. Это всего 10-15 минут езды. Кроме того, изучение следов протекторов шин показало, что последние 7-10 секунд перед аварией «Москвич» двигался по обочине. Со скоростью 130 км/ч! А затем резко был вывернут руль влево в сторону встречного движения. Несмотря на то что все эти факторы явно противоречат официальной версии «заснул за рулем», следствие не обратило на них внимания.

Следствие эту версию начало рассматривать, однако в связи с тем, что зашло в тупик, отбросило. А ведь и правда, найти таинственную машину было практически нереально. А «висяков» в милиции не любят, всем было предельно ясно, что пора закрывать дело и подписывать документы. И в итоге: «Виктор Робертович Цой. Причина смерти - несчастный случай, заснул за рулем. Точка».

Письмо Яниса

И вот буквально несколько лет назад один московский журнал опубликовал статью под названием «Виктор Цой: недоказанное убийство». В статье автор рассказывал о том, что в редакцию журнала пришло письмо от некого Яниса, гражданина Латвии. В письме Янис признавался в том, что его гложет уже на протяжении почти двадцати лет. А именно причастие к смерти Виктора Цоя.

По словам Яниса, летом 1990 года ему с ребятами пришла «просьба» от неназванного лица запугать одного рыбака с нерусской внешностью. На тот момент Янис даже не знал, кто такой Виктор Цой и группа «Кино». Приехав в указанное место, они окружили рыбака и предупредили его о том, «чтобы не рыпался, иначе пострадает ребенок». Завязалась потасовка, в результате которой Цой вырвался, сел в «Москвич» и быстро уехал. Наверное, выручать сына…

После того как Янис с компанией догнали Цоя, их взору предстало место аварии. Поняв, что «рыбак» уже не жилец, они решили тихо убраться подальше…

Всяческие попытки связаться с Янисом не принесли успеха. Он молчал. Однако позже он все-таки вышел на связь и договорился с журналистами о встрече. В условленном месте репортеров ждало разочарование: вместо Яниса к ним подошли крепкие ребята и посоветовали «не вмешиваться не в свои дела». Так что остается лишь гадать, правда эта история или выдумка.

Последний альбом

После смерти Виктора Цоя его последний альбом все-таки вышел. По счастливой случайности он находился в багажнике «Москвича», где и был обнаружен после аварии. Запись абсолютно не пострадала. А случайность ли это? Может, Цой специально оставил свой последний альбом поколениям? А может, как сказал один классик, «рукописи не горят»?

Последний альбом стал настоящим хитом. Хоть и был окутан дыханием смерти и сожалением. «Черный альбом» стал последним, выпущенным группой «Кино», последним словом Виктора Цоя. Он разошелся миллионным тиражом как на территории СССР, так и за рубежом.

В сердцах миллионов

Кто-то умный сказал, что «человек жив, пока о нем помнят». Получается, что человек может умереть только в том случае, если умрет память о нем, или попросту когда он станет неинтересен, его забудут и никакие прошлые заслуги уже не спасут…

Как бы цинично это ни прозвучало, но Виктор Цой ушел вовремя. Он ушел из жизни, когда находился на пике популярности. Песни Цоя любили все: и поклонники рок-н-ролла, и те, кто любит попсу или эстраду. А ведь могло получиться и так, что если бы Цой был жив, то сегодня он стал бы неинтересен. Но его нет. А память о нем живет в сердцах людей, и она огромна. По-прежнему группа «Кино» и Виктор Цой занимают высокие места в рейтингах и хит-парадах, их песни хорошо расходятся и переиздаются, создаются всевозможные ремиксы и т. д. Виктор Цой и сегодня смотрит на нас с плакатов и календарей…

15 августа 1990 года на 35-м километре шоссе Слока-Талси в результате столкновения автобуса «Икарус» и москвича темно-синего цвета погиб Виктор Цой. Он ехал ночью с рыбалки. По официальной версии певец заснул за рулем, что и стало причиной аварии.

Виктор Цой не имел музыкального образования. Более того, у него не было вообще никакого высшего образования. Он родился в обычной питерской семье, ничем не отличавшейся от сотен таких же. Его родители – обычные рабочие люди. Но этот человек написал песни, которые не просто отозвались в душах многих, и продолжают это делать до сих пор, а стали своеобразным учением, которое живо и по сей день. Смерть Цоя наступила 15 августа 1990 года. Что делал певец последние 12 часов своей жизни, и что стало причиной его гибли?

Последний день в Латвии

В рыбацком посёлке Латвии у домов нет номеров, только названия. Один из таких домов под названием «Зелтини» летом 1990 снимал Виктор Цой со своей гражданской женой Натальей Разлоговой и сыном от первого брака Александром. В тот роковой день 15 августа 1990 г. Виктор с Натальей засиделись за разговорами допоздна. Даже ранняя рыбалка, на которую собирался в тот день Цой, не смогла стать поводом лечь пораньше.

С Натальей Разлоговой Виктор познакомился в 1986 г. на сьёмках фильма “Асса”. Там она работала ассистентом. На момент их знакомства Цой уже был рок-кумиром советской молодежи и символом протеста существующего режима. Но и Разлогова не была простушкой. Цой познакомился с 30-летней журналисткой, блестящим лингвистом и эрудитом. Эта была высокообразованная, молодая, привлекательная женщина, в которую невозможно не влюбиться. Так и случилось: Цой был покорен умом и красотой, которые так гармонично соединились в одной женщине.

В 1:15 в латвийском домике Зелтини 15 августа 1990 г наконец-то погас свет. На столе осталась бутылка вина. Спустя несколько часов все будут гадать и высказывать вероятные причины смерти Виктора Цоя – кумира миллионов. И самой первой будет версия о том, что певец накануне употреблял спиртное. Но проведенная тогда экспертиза показала: в течение последних 48 часов Цой алкоголь не употреблял.

С чего все начиналось

Цой вообще никогда не выделялся бурной тусовочной жизнью. В начале своего пути к известности и славе это был обычный молодой человек, в котором абсолютно не угадывался будущий рок-кумир миллионов. Напротив, по воспоминаниям современников, он был скорее замкнутым, закомплексованным в себе юношей. Причинами этих комплексов были и необычная, отличающаяся от всех внешность, и образование пэтэушника.

В начале 80-х Цой был обычным советским парнем, который, как и все, жил студенческой жизнью с весельем и посиделками до утра, но все равно никогда не чувствующий себя в них своим. Еще начиная с раннего детства, Виктор ощущал излишнее внимание окружающих. Он с истериками ходил в детский сад, да и в школе ситуация была не лучшей: его дразнили японцем и желтолицым. Все это не вело к формированию уверенного в себе человека, и впоследствии отозвалось замкнутостью и стеснительностью.

Виктор любил оставаться в тени и наблюдать за окружающими, не привлекая к себе внимание. А потом начал постепенно писать стихи и подбирать к ним аккорды. Первой гитарой, которую он взял в руки, была гитара отца. Он показал ему, как подбирать пару аккордов. А дальше в содействии посторонних Цой не нуждался, потому что чувствовал себя в музыке, как рыба в воде.

Он сменил несколько учебных заведений: сначала это было художественное училище им. Серова, из которого его впоследствии исключили, потом ПТУ, где он учился на резчика по дереву. Из него Цой вышел со справкой об окончании вместо диплома. В этом учебном заведении и ныне хранится недоделанная работа певца. Но единственное, с чем Виктор не расставался уже в те годы, и с чем он чувствовал себя на своем месте – это гитара и песня.

Работа и творчество

15 августа 1990 г в 4:30 утра в латвийском доме без номера Цой собирался на рыбалку. Он старался это делать тихо, чтобы не разбудить родных, но Наталья с сыном Сашей все равно проснулись. Виктор предложил сыну поехать с ним. Обычно мальчик с радостью соглашался, но в этот раз сказал, что не выспался и ехать не хочет. В эти мгновения Наталья и сын видели его в последний раз.

Заядлым рыболовом Цоя назвать было нельзя, он никогда не мог похвастаться богатым уловом, да и особо к этому не стремился. Рыбалка для певца была скорее способом уединиться и побыть одному со своими мыслями.

Он вообще был человеком скромным и немного замкнутым, никогда не стремился выделиться из толпы, и был застенчив. Самовыражался в своих песнях. Но эта скромность и застенчивость не мешала ему отстаивать свои жизненные принципы и взгляды.

В своих интервью Виктор говорил о том, что не сделал выбор в сторону профессиональной работы на сцене, за которую можно было получать официальные государственные деньги, потому что надо было идти на компромисс. Цой отказался от такого официального трудоустройства. Но не работать в то время было нельзя, и ему пришлось официально трудиться. Кем Цой только не работал. Все знают, что он был гениальным музыкантом и певцом своего времени, но не все о том, что Цою пришлось вдобавок поработать:

  • на реставрации Екатеринбургского дворца;
  • уборщиком в бане;
  • кочегаром в котельной «Камчатка».

Последняя профессия больше всего пришлась по душе певцу, потому что освобождала время для занятия любимым делом – музыкой. Этот период был наиболее плодотворным в творчестве группы “Кино”.

Семейная жизнь

В 4:45 утра 15 августа Виктор Цой положил удочки в машину и уехал на ближайшее озеро. Чем дальше он отъезжал от дома, тем больше его окутывала тишина, в которой ему в последнее время удавалось побыть намного реже.

С приходом к власти Горбачева в стране повеяло духом свободы, и на многое из того, что раньше было запрещено, загорелся зелёный свет. В это время Цой участвовал в различных проектах и постоянно работал. Он активно снимался в кино, в том числе и в знаменитом фильме «Асса».

15 августа 1990 года в 11:05 Цой собирался с рыбалки домой. Улов был небогатым – всего пару рыбешек. Солнце уже хорошо припекало. Виктор сел за руль машины, думая о том, что сейчас с сыном Сашей он пойдет на море.

Сына певец боготворил. Начиная с трёх летнего возраста, он постоянно его брал с собой на отдых. И даже, когда первый брак стал трещать по швам, все равно постоянно забирал сына собой, и никогда без него не отдыхал.

Первой женой Виктора, короткая и родила ему сына, стала Марьяна Радованская – гримёр и администратор группы «Кино». Марьяна была старше Виктора на три года, и уже раз побывала замужем. Это не совсем нравилось родителям Цоя, в чем позже признавался отец певца. Проблемы начались сразу же после женитьбы: денег на жизнь катастрофически не хватало. Марьяна надеялась, что и после свадьбы Цой будет вести активную творческую деятельность, но ему хватало семейного очага.

Певец не стремился разрывать отношения до тех пор, пока в его жизни не появилась Наталья Разлогова. С первым браком было покончено, и Цой окончательно переехал из Ленинграда в Москву к новой возлюбленной.

Разлогова оказала большое влияние на Виктора Цоя. Она повлияла на формирование того образа, который помнят поклонники по сей день: образ темного одинокого рыцаря без страха и упрека.

Популярность

15 августа 1990 года в 11:37 утра машина Виктора Цоя стремительно приближалась к тому роковому смертельному повороту, после которого его жизнь оборвется и на свет появится память о певце с неограниченным сроком существования. Этот поворот оказался непреодолимым. Последние несколько лет до этого поворота жизнь преподносила Цою прямую светлую дорогу только вверх к пику славы:

  • в начале 80-х группа Кино записала свой альбом во Франции;
  • Цой с гастролями побывал в США;
  • Фильм “Игла”, в которой снялся Цой, заняла второе место в прокате;
  • на кинофестивале в Одессе певец был признан лучшим актером в СССР.

За два месяца до того как Цой разбился, состоялся его концерт в Лужниках. Это было событие мирового масштаба. Все билеты распроданы: стадион был заполнен до отказа. Впервые после Олимпиады зажгли олимпийский огонь. Это было полное и безоговорочное признание.

Началось испытания медными трубами. С 1989 г продюсером группы «Кино» стал Юрий Айзеншпис. Он вспоминал, что когда начал работать с Цоем, группа «Кино» даже не значилась в официальных списках Министерства Культуры. Айзеншпис, обладавший многочисленными связями, вывел группу на новый уровень. Начались постоянные гастроли, съёмки на телевидении. Слава неумолимо шла по пятам.

Речи о проблемах с финансами теперь не шло. Виктор дал родителям 9 тысяч на покупку нового автомобиля «Жигули». Себе он приобрел тёмно-синий москвич – последний писк тогдашней моды. Именно на нем певец приближался к тому роковому повороту утром 15 августа 1990 года.

В 11:38 на 35 километре трассы Слока-Талси машина Цоя вылетела на повороте на встречную полосу движения и столкнулась с автобусом Икарус 250. От лобового удара Цой умер на месте.

Воспоминания дня смерти

Водитель Икаруса вспоминает, что в тот день как будто кто-то специально направил его именно по этому маршруту. Пытаясь уйти от столкновения, водитель автобуса резко свернул направо, но роковой аварии избежать не удалось. Икарус оказался в речке, а машина певца была откинута на 11 м назад к мосту. Водитель Икаруса отделался ушибами. Он сразу подбежал к машине Цоя: дверь открыть не удалось. Сверху он увидел лежащего человека. По словам водителя автобуса, смертельный удар пришелся на голову певца.

От машины Цоя целым остался лишь задний бампер. Двигатель оказался за мостом. На месте аварии нашли:

  • три удочки;
  • колонки;
  • магнитофон;
  • документы;
  • деньги;
  • две маленькие рыбешки.

Это все, что осталось от машины, в которой разбился Виктор Цой.

О том, что за рулём москвича был кумир миллионов, водитель автобуса узнал лишь в отделении ГАИ. Тогда он проживал в латвийской глубинке и музыкой не интересовался. После трагедии на каждую годовщину он приезжает на то злополучное место и читает отрывок из песни Цоя, написанный на памятнике: “Смерть стоит того, чтобы жить. Любовь стоит того, чтобы ждать”.

Отец Цоя вспоминает, что узнал об автокатастрофе, когда находился на рыбалке. По роковому стечению обстоятельств или по воле судьбы отец и сын занимались одним и тем же делом, только в разных местах. По словам Роберта Цоя, он услышал о том, что сын разбился по радиостанции Маяк. Сначала он не поверил своим ушам и до последнего думал, что произошла какая-то ошибка. Тогда мобильной связи не было, и чтобы что-то узнать, надо было добраться до ближайшего телефонного автомата. Трагическую новость отцу Цоя подтвердила первая жена певца Марьяна.

Выдвигались различные версии о том, что же все-таки произошло:

  • заснул за рулем;
  • убили;
  • в момент гибели певец менял кассету в магнитофоне.

В результате расследования была объявлена официальная версия о том, что певец заснул за рулем от сильного переутомления. Кассеты с демоверсией нового музыкального альбома у него не было. Это подтвердил гитарист группы.

Похороны певца

Цоя похоронили через 4 дня на кладбище Ленинграда. Певец ушел из жизни в возрасте 28 лет. Мать Цоя вспоминал, что до конца не верила в факт смерти сына, и считала всю эту историю придуманной. Только когда он пришел с ней попрощаться во сне, она поняла, что больше никогда его не увидит.

Память о Цое

Память о певце начала жить сразу, буквально с момента похорон. Фанаты создали знаменитую стену, на которой до сих пор вспоминают певца, нанося на стену различные надписи и рисунки. По сей день песни Цоя перепевают современные исполнители.

Цой ушел на переломе эпох и стал его знамением. Ровно через год после смерти певца Советский союз распался. Начали происходить перемены, про которые он пел. Сам Цой в интервью говорил, что в своих песнях он пытается донести до людей понимание и осознание внутренней свободы. Свободы, которая не зависит от обстоятельств. Она должна быть в каждом человеке вне зависимости от времени. Для нас он останется навсегда героем из прошлой жизни.

Сегодня, 21 июня 2017 года, легендарному советскому рок-музыканту, основателю и лидеру группы "Кино" Виктору Цою исполнилось бы 55 лет. К сожалению, вот уже почти 27 лет Цоя нет с нами. А ведь все могло бы сложиться совсем иначе…

Обстоятельства гибели Виктора Цоя известны не только его преданным фанатам, но и тем, кто хоть немного интересовался этими событиями. Летом 1990 года фронтмен группы "Кино" отправился на отдых в Латвию, в небольшой поселок Плиеньцемс. 15 августа после ночной рыбалки Цой выехал в сторону поселка и в 11 часов 28 минут столкнулся с автобусом "Икарус-250", двигавшимся в противоположном направлении. В момент гибели Цой находился в своем автомобиле – "Москвиче-2141", который он приобрел в том же году.

Почему именно этот автомобиль? Как ни странно, в 1990 году на "Москвичи" наблюдался настоящий пик моды. Автомобиль отличался привлекательным внешним видом, просторным салоном и довольно мощным двигателем. Для Виктора Цоя "Москвич-2141" стал первым и, увы, последним личным автомобилем. Как знать, что было бы, купи он весной 1990 года другую машину. Но обо всем по порядку.

Почему же погиб Виктор Цой?

Из оперативной сводки латвийской Государственной автоинспекции: "Столкновение автомобиля "Москвич-2141" тёмно-синего цвета с московскими номерами (цифры неразборчивы из-за повреждения номерных знаков) с рейсовым автобусом "Икарус-280" произошло в 12 часов 15 августа на 35 километре трассы Слока - Талси, у поворота на Тукумсе. Автомобиль "Москвич М-2141" двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, и водитель, гражданин Цой Виктор Робертович, не справился с управлением, в результате чего "Москвич" вылетел на встречную полосу и столкнулся с пассажирским автобусом "Икарус". Смерть Цоя Виктора Робертовича наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал".

Даже сегодня беглый просмотр этой сводки выявляет целый ряд несостыковок. Например, неправильно указаны время ДТП и модель автобуса. Вопрос вызывает и указанная в документе скорость движения автомобиля – зачем Цою было так гнать? Да и о самих причинах ДТП в сводке, по сути, не сказано. В дальнейшем судебно-медицинская экспертиза подтвердила, что Виктор Цой не управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, и якобы уснул за рулем. Неудивительно, что сразу же после появления официальной версии гибели великого музыканта, появилось очень много неофициальных. Часть поклонников решила, что Цой мог совершить самоубийство, другие полагали, что, наоборот, смерть наступила в результате заказного убийства. Однако обе версии выглядят несостоятельными. Дело в том, что Виктор Робертович был сильной личностью, и никогда бы не пошел на самоубийство. А "ликвидировать" Цоя на пике популярности, да еще и столь сложным способом никому бы не пришло в голову.

Место гибели Виктора Цоя, хутор Таутопнике

Поэтому официальная версия о несчастном случае выглядит весьма вероятной. Правда, сомнения вызывает предположение, что Цой заснул за рулем. Причем в неё не верила и супруга музыканта Марианна. Неудивительно, что в течение последующих лет выдвигались самые разные интерпретации причин гибели Виктора. Кто-то считал, что Цой мог отвлечься на что-то, кто-то – что Цой просто устал. Но одно из самых интересных расследований было опубликовано в Интернете уже в 2015 году. В нем автор предполагает, что внимание музыканта было ослаблено из-за усталости после ночной рыбалки, а также привыканию к уже известному маршруту.

Место ДТП

Но самое важное, что свою роль могла сыграть и узкая обочина, покрытая травой. Автор публикации предположил, что из-за высокой скорости "Москвич" музыканта занесло, Цой попытался отреагировать на ситуацию, и до последней секунды боролся за свою жизнь. Но поскольку опыта управления у легенды рок-музыки было недостаточно, справиться с ситуацией он так и не смог.

Автомобиль певца после аварии

Конечно, мы вряд ли когда-нибудь узнаем, что на самом деле стало причиной гибели Виктора Цоя. Однако учитывая имеющиеся данные об обстоятельствах того ДТП, напрашивается один очень интересный вывод: попади Виктор Цой в такую же аварию на другом автомобиле, скорее всего, он бы остался жив. Почему мы так думаем? Судите сами. Большинство современных автомобилей оснащается системой курсовой устойчивости (ESP, ESC) и ABS. Если бы такая же система стояла на машине Цоя, до столь сильного заноса просто бы не дошло – система бы притормозила бы нужные колеса, позволяя автомобилю остаться на трассе. Более того, если допустить, что чисто инстинктивно Цой нажал на тормоза, машина, оснащенная ABS, продолжила бы движение без блокировки колес, сохранив управляемость. Ну, а если бы до столкновения все же дошло, то дополнительный шанс на выживание рокеру бы предоставили подушки безопасности.

13:59 16.08.2010

ВКонтакте Facebook Одноклассники

На огромной скорости по лесной дороге несётся «Москвич», откуда доносится громкая музыка… Совершенно внезапно автомобиль ударяется в ограждение, а затем вылетает на встречку, где неспешно двигается междугородный «Икарус». Удар!

Как гласит милицейский протокол, столкновение автомобиля «Москвич-2141» тёмно-синего цвета (Я 6832 МН) с рейсовым автобусом «Икарус-280» (0518 ВРН) (водитель – Фибикс Янис) произошло 15 августа 1990 года в 11:28 на 35-м километре трассы Слока – Талей. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть товарища Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал...

Что произошло за секунды до столкновения? То, что случилось, удалось восстановить достаточно подробно, благодаря протоколам милицейских экспертов и сообщениям свидетелей, которые побывали на месте происшествия: машина неслась на огромной скорости по лесной дороге (таковой она считается по официальным картам), обочина – утрамбованный песок, впереди – небольшой бетонный мосток, который пересекает то ли речушку, то ли ручеёк, то ли обычную канаву.

Внезапно автомобиль вылетает на обочину (свидетели и протоколы отмечают отчётливые следы протектора на песке), касается бетонного столбика и, оттолкнувшись от препятствия, вылетает на встречную полосу. Нужно тормозить! Но водитель продолжает движение, хотя впереди закрытый поворот… Этот поворот скрывает междугородный «Икарус», с которым через несколько секунд столкнётся «Москвич», причём следов торможения легковушки эксперты не обнаружат…

«Мимо меня по шоссе на огромной скорости пронеслась легковая машина типа «Жигули-Спутник» («Москвич-2141» похож на эту машину – прим. авт.). Скорость ее была никак не ниже 100 километров в час. Утверждаю это с уверенностью, потому что сам автомобилист почти с 35-летним стажем. Тут же послышался ужасный грохот. Когда я подбежал, увидел совершенно разбитую легковую машину и покореженный автобус», – дополняет картину Артур Нейманис, свидетель катастрофы.

Но почему водитель автомобиля – Виктор Цой – сначала таранит бетонный столбик, а потом, выехав на полосу встречного движения, не тормозит? Некоторые считают, что лидер группы «Кино» (сама группа тогда находилась в зените славы) позволил себе выпить спиртного: официально известно, что знаменитый певец возвращался с утренней рыбалки, а для русского человека трудно разделить водку и рыбную ловлю… Но друзья Цоя и судебные медики категорически отрицают подобное.

Вот выдержка из официального заключения: «Виктор Робертович Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления». А приятели музыканта единогласно добавляют: «Он достаточно спокойно относился к выпивке, как и к любого рода стимуляторам, несмотря на распространенное мнение».

«Очень часто водители засыпают именно на крейсерской скорости», – комментирует заключение судебных медиков инспектор ГИБДД Александр Маслов. – «Не нужно переключать передачи и, если дорога достаточно прямая, организм расслабляется… Те, кто выжил после подобных инцидентов, отмечают, что создаётся абсолютная иллюзия управления автомобилем, но человек на самом деле спит! Возможно, с музыкантом произошло нечто подобное…»

Но близкие кумира советской молодёжи сомневаются: неужели можно уснуть на такой скорости? «Я лично считаю это маловероятным, ведь от озера, где он рыбачил, до дачи 15 минут езды», – однажды заявил отец музыканта Роберт Цой. – «Может, он не справился с управлением, не совладав со скоростью… Я знаю, что он сочинял песни везде, прямо на ходу. Кто знает, может, как раз в этот момент его осенило, и он забыл про этот поворот. Но точного ответа нет. Вот и рождаются разные нелепые слухи».

Аналогичного мнения придерживается первая и единственная супруга рок-кумира Марьяна: «Не мог Цой заснуть за рулем! Возможно, Витя в то роковое утро находился не то что во сне, а в состоянии какой-то эйфории, приподнятости, душа его пела, и он на секунду расслабился, отвлёкся...» Заставить отвлечься фронтмена группы «Кино» могла магнитола – по дороге музыкант слушал кассету, на которую буквально накануне записали новые песни группы.

Эту кассету обнаружит гитарист группы Юрий Каспарян: «Мы были на дороге у Тукумса, под Ригой... Единственные сохранившиеся детали – крышка багажника с неразбитым стеклом, задний мост и компакт-кассета с записью нового альбома, который мы писали в Риге. Это была черновая запись...» Позднее черновик обработают, сведут и издадут пластинку «Чёрный альбом», которая мгновенно станет бестселлером и разойдётся миллионными тиражами.

Еще одна версия гибели Виктора Цоя: ему банально не хватило мастерства и опыта. «У него был небольшой водительский стаж», – говорит Роберт Цой, высказывание которого подтверждает продюсер Иосиф Пригожин, друживший с лидером группы «Кино»: «Он не был заядлым автомобилистом. По крайней мере, похоже, до злополучного «Москвича», на котором он разбился, у него не было машины – я возил его на своей «восьмерке». А «Москвич» мы вместе покупали…»

«В то время на «Москвичи» был самый настоящий бум, они считались последним писком моды, и так вот запросто их купить было трудно. Юрий Айзеншпис (продюсер «Кино» - прим. авт.) договорился с заводом, и мы подъехали на АЗЛК за машиной. Отдали 32 с половиной тысячи рублей», – добавляет Пригожин. – «Это было, по-моему, в мае 1990 года. Так что на своей машине Витька проездил только три месяца. Думаю, он всего пару тысяч километров на ней накатал...»

«Счетчик пробега «Москвича» остановился на 3400 километрах», – поправляет коллегу бывший продюсер группы «Кино» Юрий Белишкин, а инспектор ГИБДД Александр Маслов поясняет: «Даже имея врождённый талант, проездив несколько месяцев и накатав несколько тысяч километров, невозможно стать хорошим водителем – нужен гораздо больший опыт. Здесь, возможно, наложились недостаток мастерства, особенности автомобиля и дорожная обстановка…»

Дорожную обстановку, кстати, невозможно назвать благоприятной: лесная дорога, песчаная обочина, крутой поворот, где погиб легендарный музыкант, ни тогда, ни сейчас не обозначен знаками, а на самом повороте – здание, которое сильно ограничивает обзорность… «Если бы у Вити был шофёр или телохранитель, он бы, почувствовав прилив вдохновения, мог бы передать руль ему, и трагедии не случилось бы», – скажет позднее мама рок-кумира Валентина Цой.

Но этого не случилось: ни охранника, ни водителя не было и быть не могло – другое время, другие нравы… А потому остаётся только констатировать факты: 15 августа 1990 года в 11:28 лидер группы «Кино» скончался от полученных травм на месте аварии. Тут же появятся слухи о заговоре чекистов, о колдовстве экстрасенсов, но мнение экспертов и очевидцев единодушно: Виктор Цой либо уснул, либо отвлёкся, а скорость движения оказалась слишком высокой, чтобы музыкант выжил…

Иван Щербаков



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные