Сочинение на тему весна. Мини-сочинение «Весна

Каждый из нижеприведенных текстов может служить самостоятельным мини-сочинением про весну. Первое и третье описание весны состоит из 5 предложений, а второе - из 6. Они соответствуют требованиям начальной школы. Четвёртый текст - более длинный, он подходит для старших классов.

Описание весны

Весна - это такая удивительная пора года. Ещё достаточно холодно, и земля ещё не до конца проснулась от зимнего сна. Ещё дуют промозглые ветра, ещё льют холодные дожди. Но в воздухе уже чувствуется неповторимый аромат, свойственный только весне. Аромат свежести, тепла и зарождающейся жизни. Когда наблюдаешь, как каждый год природа возрождается снова и снова, когда каждый день полон предчувствия расцвета и торжества жизни - именно тогда понимаешь, что это и есть главное чудо, которое существует в мире.

Люблю весну!

Могу часами наблюдать, как пробивается трава сквозь заспанную землю. Могу часами любоваться, как настойчиво и медленно распускаются почки на деревьях. И конечно, можно бесконечно слушать, как прекрасно поют птички, приветствуя возрождение природы. Воздух, когда-то холодный и молчаливый, наполняется жизнью и свежестью. Такое возможно только весной!

Почему я жду прихода весны

Когда на улице холодно и грустно, сразу вспоминается весна. Так хочется, чтобы солнышко светило дольше, а на улице становилось всё теплее. Весна всегда ассоциируется с началом тепла и будто подготовкой к яркому и приветливому лету. Начинают петь птички, появляются почки на деревьях, а весенний дождь уже не такой мрачный, как осенью. Каждый день становится всё длиннее и длиннее. Кажется, что самые заветные мечты вот-вот осуществятся.

Что такое весна?

Весна - это ясное голубое небо и плывущие по нему белые пушистые облака, которых подгоняет весёлый ветерок. Весна - это ранние цветы: подснежники, фиалки, нарциссы, одуванчики, молодая зелёная травка. Это деревья, по стволам которых с новой силой течёт живительная влага, дарящая силу набухшим почкам. Это тепло в воздухе, которое чувствуешь кожей, это яркие солнечные лучи, пробуждающие всё вокруг, это неповторимые нежные ароматы природы.

После зимней тишины весна приносит с собой множество радостных звонких звуков. Стучат о подоконник капли от тающих сосулек. Шумят весенние потоки, трещит, ломаясь, на речке лёд. Наполняет воздух пение птиц, вернувшихся из тёплых краев и строящих себе гнёздышки. Ветер уже не гудит среди голых веток деревьев, а мягко шумит молоденькой листвой. Случается, льют дожди - обильные, щедрые, наполняющие растения силой. Иногда можно услышать громкие раскаты грома, сопровождающие молнию во время грозы.

Весеннее цветение

Самое прекрасное весеннее явление живой природы - цветение деревьев. Они начинают цвести повсюду - в садах, парках, лесах, на улицах города. Нежные цветочки деревьев и кустов очень красивые и имеют сладкий приятный аромат. На это зрелище невозможно смотреть без восхищения. Кажется, будто попал в сказку! А потом цветки начинают высыхать, их лепестки отрываются и падают на землю. И на их месте начинают угадываться будущие фрукты - крошечные пока вишни, груши, яблоки, персики. Будет чем полакомиться летом!

Весна - это пора цветов. Первыми, ещё через снег, пробиваются на чёрной земле подснежники, поднимая свои головки к солнцу. Они кажутся очень хрупкими, слабыми, но, вместе с тем, сумели пробиться сквозь толщу снега. А в середине апреле наступает пора нарциссов и тюльпанов. Особенно мне нравятся красные тюльпаны, хотя все хороши по-своему. В мае пышно расцветают сирень разных цветов и пионы, а за ними - королева всех цветов - роза. В это время деревья и кусты уже стоят наряженные в яркие зелёные листья. И весна дарит нам в полной мере свою яркую и живую красоту.

Я работаю по учебникам УМК “Гармония”. С моей точки зрения, все учебники этого комплекта отвечают задачам развивающего образования, способствуют духовному, эмоциональному, интеллектуальному и, безусловно, речевому развитию ребёнка.

Весь курс русского языка нацелен на обучение школьников устному и письменному общению средствами языка (имеет коммуникативную направленность), на широкое использование детского языкового опыта, его обогащения и развития на основе деятельностного подхода к изучению языка.

На своих уроках я использую различные формы организации учебной деятельности. Хочу предложить читателям – моим уважаемым коллегам – описание урока развития речи во втором классе по теме: Словесная зарисовка “Вот и весна!”

Данному уроку предшествовала неделя подготовки. На уроках чтения и русского языка учащиеся познакомились с описанием наступления весны в художественных произведениях Г. Скребицкого, В. Бианки, А. Чехова, наблюдали над средствами художественной выразительности, которыми пользовались авторы (эпитеты, сравнения, олицетворение), сравнивали разные по стилистике тексты (деловое сообщение, словесная картинка) и учились редактировать тексты. Намечая ход работы, я ориентировалась на общий уровень класса: знание предмета, память учащихся, их эмоциональное состояние и готовность к уроку.

Написание словесной зарисовки рассчитано на два урока: на первом – подготовка учащихся, а на втором – написание зарисовки.

Формировать умение составлять художественное описание, иллюстрировать своё настроение, вызванное картинами природы;

Формировать коммуникативно-речевые умения по сопоставлению выразительных средств, используемых в различных видах искусства (литература, музыка, живопись);

Способствовать развитию творческого воображения детей;

Обогатить словарь учащихся лексикой, помогающей передавать основную мысль произведения и своё настроение с помощью художественных текстов;

Учить воспринимать красоту природы и эмоционально на неё откликаться;

Научить писать словесные зарисовки по составленному плану и опорным словам.

Оборудование урока:

У учителя: произведение Л. Н. Толстого “Пришла весна”, музыкальные произведения П. И. Чайковского “Времена года. Весна” и Ф. Шопена “Ноктюрн № 19 ми минор”, репродукции картин И. Левитана “март” и А. Саврасова “Грачи прилетели”, карточки – опорные слова из текстов произведений, прочитанных детьми.

У учащихся: тексты произведений: А. С. Пушкин “Гонимы вешними лучами…”, А. Толстой “Вот уж снег последний в поле тает…”, И. Бунин “Бушует полая вода…”, В. Жуковский “Жаворонок”, С. Есенин “Черёмуха”, Ф. Тютчев “Ещё земли печален вид…”; акварельные краски, лист акварельной бумаги, стакан с водой, тетрадный лист.

На доске: название словесной зарисовки “Вот и весна!”, репродукции картин.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка рабочего места.

У каждого ученика акварельные краски, кисти, лист акварельной бумаги, стакан с водой, тетрадный лист.

2. Подготовительный этап.

Вступительное слово учителя:

Сегодня утром перед уроками мы обсуждали, какой сегодня удивительный весенний день. Нам так хотелось бы запечатлеть картины пробуждающейся природы, но нет фотоаппарата.

3. Постановка цели урока.

На этом уроке мы попробуем написать словесную зарисовку картин пробуждающейся природы. Какими средствами можно передать картины природы, своё отношение к ней?

Отношение к природе можно передать словами, как делают это поэты и писатели.

4. Подготовительная работа.

Вспомните и назовите приметы весны.

Становится тепло, солнце светит, небо ясное, бегут ручьи, капель…

На доске вывешиваются карточки со словами:

Все эти приметы рождают у человека настроение, которое хочется выразить в стихах, музыке, прозе.

Звучит музыка Шопена “Ноктюрн № 19”. Стихотворение исполняется под музыку.

5. Работа над текстами произведений о весне.

Послушайте в исполнении Риммы Ямниковой стихотворение А. К. Толстого “Вот уж снег последний в поле тает…”, запоминайте признаки весны.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт…

Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы “нарисовать” словами картину весны? (вывешиваются карточки слов “эпитет”, “сравнение”)

Эпитеты, сравнение

Деревья,

Настроение

Снег последний, грязный, серый, тает

Юный лес, зелёный дым

Всё кругом и любит и поёт

На доске появляются новые карточки слов – названий признаков весны:

последний звенит бегут юный лес любит

грязный журчат зелёный дым поёт

Послушаем стихотворение Ф. И. Тютчева “Весенние воды”. Читает Настя Батенина.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Какая главная примета весны?

Как названы ручьи?

Подберите к слову гонцы близкое по смыслу слово.

Почему ручьи “вестники”?

Какими ещё словами описаны действия ручейков?

Ручьи бегут, тает снег

Вестники

Они несут вести о весне

Бегут, будят, блещут, гласят

Как называется этот приём?

Этот приём часто используют в стихотворениях о природе, чтобы они получились волшебно красивыми.(вывешивается карточка “олицетворение”)

Олицетворение

Эти приметы весны мы только видим или их можно услышать?

Слышим: птицы поют, ручьи журчат, капель звенит

Все слова описания весны добавляются на доске под словами

, небо, снег, капель, ручьи, деревья, настроение

Почему весной всё звучит и видится иначе?

Этих звуков не было всю зиму, природа спала, а теперь проснулась.

Эти звуки стали заметнее после зимнего перерыва.

Послушайте, как пробуждается природа в стихотворении Ф. И. Тютчева “Ещё земли печален вид…” в исполнении Саши Лахтиковой.

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебель колышет,

и елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она.

И ей невольно улыбнулась…

Как вы представляете улыбку природы?

А какое оно, весеннее солнце?

Природа проснулась, улыбнулась

Лучик солнышка

Ласковое, тёплое, улыбается

Работа над текстом

Особые весенние звуки напоминают человеку о том, что долгая зима сменяется весной, что скоро будет зелено, тепло, и эти звуки рождают особое настроение. Послушайте отрывок из произведения Л. Н. Толстого “Пришла весна”.

Пришла весна. По мокрым улицам города журчали торопливые ручьи; цвета одежд, и звуки говора движущегося народа были ярки. В садиках за заборами пухнули почки деревьев, и ветви их чуть слышно покачивались от свежего ветра. Везде лились и капали прозрачные капли…, воробьи нескладно попискивали и подпархивали на деревьях, всё двигалось и блестело. Радостно, молодо было на земле и в сердце человека.

Какое настроение вызывает оно у вас?

Настроение очень радостное

Всё двигалось, блестело

Торопливые ручьи

Пухнули почки

Радостно на земле и на сердце

Послушаем несколько стихотворений, где показано настроение:

Аня Полевая читает А. С. Пушкина “Гонимы вешними лучами…”

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют…

Назовите слова, которыми А. С. Пушкин показывает пробуждение природы.

Весенние лучи

Бегут мутные ручьи

Утро года (весна)

Улыбкой ясной сквозь сон

Леса прозрачные

Володя Шмойс прочитает стихотворение И. Бунина “Бушует полая вода”.

Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно.

Грачей пролётные стада

Кричат и весело и важно

Меж круглых рыхлых облаков…

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов…

Назовите слова, которые показывают движение в природе с наступлением весны.

Что сказано о небе?

Ручьи шумят

Грачи кричат

Лужи блещут

Небо голубеет, по нему бегут рыхлые облака

Солнце ласковое греет

Ваня Шевяков прочитает стихотворение В. Жуковского “Жаворонок”

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий…

Назовите звуки весны, которые услышали.

- “В лазури” это где?

В голубом прозрачном небе

Глеб Юдин прочитает стихотворение С. Есенина “Черёмуха”. Постарайтесь почувствовать настроение поэта.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветви золотистые,

Что кудри завила.

А рядом, у проталинки, в траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей…

Назовите слова, которые пробуждают у вас ощущение весны.

Душистая черёмуха, расцвела

Ветви золотистые

Проталинки

Струится серебряный ручей

А если бы вам предложили изобразить это стихотворение в цвете, какие краски вы бы взяли?

Голубые, белые, зелёные, светлые

Слова определения помещаются на доску под словами

солнце, небо, снег, капель, ручьи, деревья, настроение

6. Обобщение

Прозвучали стихотворения и о ранней весне и о весне, набравшей полную силу. Самые разные приметы весны привлекали внимание поэтов, писателей. Весну в их произведениях можно не только увидеть, но и услышать.

7. Эмоциональный настрой учащихся (работа с репродукциями картин и музыкальными произведениями)

Какими ещё средствами можно передать картины природы, своё отношение к ней и настроение?

Красками

Рассматривание репродукций картин художников И. Левитана “Март” и А. Саврасова “Грачи прилетели”.

На этих картинах художники изобразили начало весны, март. Но в чём вы видите различие? Какие краски использовал Левитан, а какие – Саврасов?

Одинаковое ли настроение они передают?

Каждый художник с помощью цвета по-своему изобразил наступление весны и своё настроение.

На одной картине краски яркие, голубое небо, а на другой – серые, а небо тёмное.

На одной весёлое, а на другой грустное.

А ещё картины весенней природы можно “нарисовать” звуками музыки. Это делают композиторы.

Послушайте произведение П. Чайковского “Времена года. Весна”. Попробуйте передать с помощью красок ваше ощущение весны.

Учащиеся на листе акварельной бумаги (слева) закрашивают в виде цветовых полос. Работают под музыку.

Учитель записывает на доске предложение, с которого начнётся словесная зарисовка

Заканчивается первая часть занятия. Учащиеся убирают краски, моют кисти, отдыхают, слушают музыку.

8. Подготовка к составлению словесной зарисовки.

Мы разобрали несколько произведений и выделили главные слова. Почувствовали настроение весны и изобразили его красками. А теперь пора записать то, что мы узнали, запомнили, ощутили. А ещё мы составили с вами план зарисовки в виде опорных слов. Весь урок мы выбирали слова, которые показывают, что происходит в природе весной. Давайте прочитаем, что мы выделили самое главное.

, небо, снег, капель, ручьи, деревья, настроение

ласковое голубое последний звенит бегут юный лес любит

тёплое лазурное серый поёт гонцы зелень золотистая поёт

солнышко светлое рыхлый весёлая будят прозрачный лес радостно

греет облака тёмный шумная вестники тёмный лес улыбнулась

синеет грязный журчат зелёный дым

блещет тает торопливые набухли почки

проталины

9. Творческая работа.

Запишите тему урока “Вот и весна”. Это и будет заголовок вашей зарисовки. Спишите предложение с доски, оно раскрывает главную мысль вашего текста и является началом вашей работы над зарисовкой.

Вот и весна.

С каждым днём мы чувствуем весну всё сильнее и сильнее.

Следующие предложения вы составите сами, используя опорные слова. Эти опорные слова будут служить вам планом работы. План в работе нужен для того, чтобы содержание было полным, раскрывало тему работы. Постарайтесь при написании зарисовки придерживаться этого плана.

Деревья…

Настроение…

10. Проверка.

После написания зарисовки не забудьте прочитать её как редактор и как корректор (проверить ошибки)

11. Итог урока.

Выставка работ.

Учащиеся читают свои зарисовки.

Работы выставляются на стенд.

12. Заключение.

Благодарю всех за отличный урок, за то настроение, которое вы передали мне своими работами.

Урок 43(129). «НАПИСАНИЕ СЛОВЕСНЫХ КАРТИН «ВОТ И ВЕСНА!»

Цель: учить детей выражению собственных мыслей, чувств, появившихся в ходе наблюдения за весенней природой.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

II . Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение задания 493.

    Прочитайте предложение, с которого начнется ваша словесная картинка. Какую тему текста оно подсказывает, т. е. о чем вы б удете писать? (О признаках весны.)

    Ваш текст - это словесная картинка. Что же вы будете рисов ать? (а) солнце, б) небо, в)снег, г) ...)

    Какие приемы вы можете использовать для своей словесной з арисовки? (Сравнения, образные выражения, повторы и т. п.)

    При письме не забывайте о грамотности. Какими способами ы можете избежать ошибок?

3. Самопроверка.

Проверь!

    Прочитай как редактор (памятка «Редактор»).

    Поработай корректором (проверь по памятке 4).

III . Итог урока.

Один из учащихся (по желанию) читает свою словесную кар тинку.

Коллективное обсуждение.

Урок 44 (130). НАПИСАНИЕ ДЕЛОВЫХ ТЕКСТОВ О ПРИЗНАКАХ ВЕСНЫ

Цели: учить детей написанию деловых текстов. Оборудование: картины, фотографии весенней тематики.

Ход урока

I . Подготовительная беседа.

- Чем отличается картинная речь от деловой?

- О каких признаках весны будете писать? (Опорные слова за писать на доске.)

II . Запись сообщения. Самопроверка.

III . Итог урока.

Задание на дом: задание 496.

Урок 45 (131). НАПИСАНИЕ СООБЩЕНИЙ-ТЕЛЕГРАММ О ПРИЗНАКАХ ВЕСНЫ

Цели: учить школьников деловой лаконичности выражения мысли, принятой в телеграммах; тренировать в выделении предло гов.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

II . Работа по теме урока.

1.Сообщение темы урока.

2.Выполнение заданий.

1) Задание 494.

- Вспомните особенности телеграмм. Почему они так пишутся?

- Превратите первое предложение в телеграмму. Что для этого нужно сделать? (Оставить несколько слов так, чтобы смысл был понятен, убрать предлоги.)

На проталинах появились грачи. По небу плывут кучевые обла ка, похожие на сугробы снега.

Телеграмма: проталинах грачи; кучевые облака и т. д. Далее работать по заданиям упражнения.

2) Задание 495.

III. Итог урока.

    Давайте перелистаем учебник и вспомним, чему вы учились в третьей четверти.

    Какие тайны русского языка вы узнали?

    Что вам было интересно?

    О чем вы рассказывали дома?

IV четверть

СОСТАВ СЛОВА («Как устроены слова?»)

Урок 1(132). ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О СТРОЕНИИ СЛОВ.

(«Что я знаю о словах?»)

Цели: повторение и систематизация изученного; обсудить по нятие корень: уточнить опознавательные признаки понятия и спо соб действия для их выявления; ввести термин чередование.

Оборудование: таблицы.

Ход урока

I . Работа по теме урока.

1.Сообщение темы урока.

    Актуализация опорных знаний. Задание 497.

    Применение знаний на практике. 1)3адание 498.

Сравнение выделенных слов:

    Что эти слова называют?

    На какие вопросы отвечают?

    Какая часть хранит общее значение всех этих слов?

    Где родственные слова, а где изменения одного слова? Как доказать?

    Задания 499, 500. Признаки родственных слов.

    Задание 501. Синонимы и антонимы.

III. Итог урока.

    Какие слова считаются родственными? Как их называют по- другому?

    Какой секрет есть у родственных слов?

    Как найти в слове корень?

Задание на дом: задание 502.

Урок 2 (133). ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О СТРОЕНИИ СЛОВ. («Что я знаю о словах?»)

Цели: повторение и систематизация изученного; обсудить понятие окончание: уточнить опознавательные признаки понятия и способ действия для их выявления; ввести термин нулевое окончание.

О б о р у д о в а н и е: таблицы.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

Задание 502.

    Какое слово вписали в первую строчку?

    Назовите однокоренные слова. Докажите.

    Назовите изменения одного слова. Докажите.

    Какие орфограммы отметили?

II . Работа по теме урока.

1.Сообщение темы урока.

2. Выполнение заданий. 1)3адание 503. Термин нулевое окончание.

    Задание 504. Способ действия для выделения окончания.

    Обобщение: задание 505.

    Задания 506,507.

III. Итог урока.

    Какое новое научное слово вы узнали?

    Как надо действовать, чтобы найти окончание в слове?

Задание на дом: задание 508.

Урок 3 (134). ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЯМИ

«ПРИСТАВКА» И «СУФФИКС»

(«Знакомься: другие части слов!»)

Цель: сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих свое значение и выполняющих в слове важную работу.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Задание 508.

- На какие три вопроса вы получили ответы? Прочитайте со ставленные вопросы.

II . Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Знакомство с приставкой и суффиксом.
Задания 509,510.

Примечание авторов учебника. При морфемном анализе слов подснежники, сорняки и многих других возможно вариативное вычленение суффиксов, что связано с различиями в трактовке процесса образования слова. Так, если производить слово подснежник от снежный, то придется выделять суффиксы и- и -ик-. Если же мотивировать его словом снег, как это сделано в задании 509, о и суффикс будет -ник-. В учебнике принято решение: из двух возможных (лингвистически допустимых) мотиваций образования слова выбирать ту, которая дальше понятна ребенку, ближе к его логике объяснения слова. Второклассники

должны учиться морфемному анализу слова на основе размышления о его значении и образовании.

Слова приставка и суффикс пришли в русский язык из латинского языка. В переводе они значат: приставка (ее ученые называют еще по-другому - префикс) - «приставленный впереди», а суффикс - «подставленный».

3.Наблюдение над ролью приставок и суффиксов. Задания 511,512,513.

III. Итог урока.

    Какие части могут быть в словах кроме корня и окончания?

    Какую работу выполняет каждая часть в слове?

Задание на дом: задание 514.

Известного художника Виноградова Сергея Арсеньевича многие считают наследником Левитана. Он связывает свое творчество с традициями пейзажной живописи. Его основной темой творчества есть жизнь в гармонии с природой и полное их слияние. Больше всего его перу удавались солнечные сюжеты. К таким произведениям относится картина «Весна».

На ней изображен замечательный солнечный день ранней весны. Слева выглядывает навстречу солнышку домик. Тени падают на окна и как бы завлекают жителей выйти на улицу. Деревья еще не успели полностью проснуться и зазеленеть, но уже сбросили тяжелый снег и радуются первому теплу. Некоторые участки земли уже совсем освободились от снежного покрова, и теперь глаз радует свежая трава. Но есть еще и заснеженные места, которые придают картине немного прохлады.

Глядя на картину, невозможно не заметить ярко-синее и чистое небо. Именно такое оно в начале весны. Смотришь, и от яркости слезятся глаза. К этому небу начинает тянуться все живое. И травинка, и кусты, и деревья со своими веточками, даже вечно зеленая сосна взрывает свои иголки кверху, наполняя их светом.

Эта картина непросто показывает нам приход весны, а прекрасность жизни. Насколько все легко и просто начинает казаться, как только природа улыбается и радуется.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные