Техника терра: редкие виды рукоделия из природных материалов. Принципы работы в стиле терра

Давайте я Вам расскажу о том, как я делаю картины, панно в коллажной технике терра . Увлекло это меня в свое время, все, что находилось на море, в лесу и дома, находило там свое применение.

Поэтому если у вас лежит, как вы думаете разный мусор из веток, листьев, сухой травы, ракушек, кусков фарфора и прочего хлама, и вы хотите выкинуть, не торопитесь, вы просто не знакомы с техникой «Терра». Коллажи из натуральных материалов помогут создать в доме особую атмосферу уюта.

Кстати, Ваши дети с восторгом создадут великолепные картины и это будет своего рода терапией, это успокаивает и вдохновляет!

Композиции в стиле «терра» выполняются в коллажной технике. На высохший раствор накладывается колористический тон. Либо в сырой раствор «вживляем» материалы, и когда высыхает, накладываем фон.

Тон — это основной цвет всей композиции или какой-либо ее части.
Большое значение в коллажах «терра» отводится фактуре: характеру поверхности, способу обработки.
Для работы потребуется емкость для замеса раствора, пульверизатор для смачивания, шпатель, резиновые перчатки для работы, палитра или одноразовая тарелка для разведения красок, кисти для нанесения краски. Малярные и художественные разного размера для прописывания деталей и небольших фрагментов композиций.

Наносить раствор можно разными способами и мастихином, и шпателем, и кистью, и руками. Даже от перчаток будет своеобразный узор.

Пригодится шило, проволока, скрепки, ножницы, плоскогубцы. Разумеется придется использовать различный «мусор», выбор которого будет зависеть от вашего видения картины. Это могут быть и засохшие листочки, обрывки бумаги, кусочек стеклышка, скорлупка, пуговица, тесемка, веревочка. Даже трудно предугадать, что можно использовать в творческом порыве.

Коллажи как часто бывает тяжелые, поэтому основу надо выбирать толстую (фанеру, МДФ, оргалит). Из красок наиболее подходит гуашь. Но я работаю и с акрилом также с большим удовольствием.

В коллаж встраивать можно только сухие растения. Сушить под прессом нельзя, так как растения, листья теряют свою форму, объем. Поэтому растительный материал сушите на воздухе. Причудливые формы вам будут даже на руку.

Легкие материалы крепятся с помощью раствора, тяжелые: орехи, шишки, каштаны, желуди — привязываются тонкой проволокой (желательно приобрести флористическую проволоку).
Богат на свою выразительность такой материал как ткань. С ее помощью можно создать фактуру для будущего фона.

Особенность распределения дополнительного материала в коллажах «терра» заключается в том, что он не наклеивается, не закрепляется специальными приспособлениями, а «вмазывается» в раствор, вводится в фон. После этого излишки раствора аккуратно убираются и коллаж сохнет.

В качестве раствора можно использовать шпатлевку разбавленную с ПВА, текстурные и структурные, рельефные и объемные пасты.

Основные техники работ

Техника лепки предполагает работу с самим раствором, создание форм-предметов руками, без дополнительного материала.

Раствор-основа отличается пластичностью, которая позволяет создавать объемные изображения. На нанесенную основу накладываются дополнительные порции раствора и формируют задуманную форму. На фото моя самая первая терра — на ней я лепила корабль и сундук. В фотогалерее ниже она есть уже в готовом виде. Висит дома и радует меня:-)

При составлении композиций используеются различные растения : листья, цветы, кору, ветки, ягоды и т. д. В коллажах «терра» природный материал не приклеивается к основе, а закрепляется с помощью раствора. Работать с природными элементами нужно очень осторожно, чтобы сохранить фактуру листа или цветка, поскольку раствор скрадывает рельеф материала. Если залить их раствором, работа станет беднее, лишится выразительности, живости. Поэтому пользуются техникой вдавливания, которая требует особой аккуратности, тщательности, опыта.

Интересные узоры, фактуры, рельефы легко создавать, используя технику оттиска .

Подойдут разнообразные твердые материалы, которые можно зафиксировать, вдавив в раствор: и макаронные изделия, и сухие ягоды, к крупы, и косточки, и фасоль. Поскольку этот материал содержит влагу или легко ее впитывает из влажной основы, после высыхания он легко выпадает, оставляя очень интересный рельефный рисунок.

Коллажам «терра» подходят рамы со сложным рельефом. В то же время багет не должен отвлекать от самой работы, скорее обязан подчеркнуть достоинства.

В общем пробуйте, творите и вдохновляйте других своими произведениями! :-) Каждый выбирает для себя свою технику, свои оттенки, краски и стили.

Листья, плоды, ветви, ягоды… и другие природные элементы флористическогоколлажа несут неповторимую энергетику и создают ощущение гармонии.

Дизайн: Татьяна Кудряшова. Фото: Дмитрий Королько

Материалы: - Рама со стеклом, паспарту и задним картоном (2200 руб.)- Свежий лист монстеры, соцветие гортензии- Тилансия (корни бромелиевого растения)- Плоды аниса, корни и ветки кустарников- Камешки, крупный песок и мелкие ракушки- Картон грунтованный, 45 х 60 см (50 руб.)- Клей ПВА универсальный (30 руб./0,25 кг тюбик)- Флористический белый спрей (260 руб./400 мл флакон)- Аэрозольная голубая краска для любых поверхностей (70 руб./флакон)- Шпатлевка строительная мелкозернистая белого цвета Sadolin MAXI (250 руб./ 1,75 кг туба)- Акриловая краска металлик (40 руб./40 мл)- Глицерин, 2 флакона (10 руб./шт.)- Набор гуашевых красок (150 руб.) Общая цена – 3060 руб.

Инструменты: Кисти с жесткой и тонкой щетиной, резиновый шпатель, клеевой пистолет

Описание работы

1. Свежий лист монстеры поместите в глицериновый раствор на 3–5 дней. Для раствора возьмите 1 часть глицерина и 1,5 части кипятка. Раствор должен полностью покрывать лист. По истечении срока пропитки положите лист между двумя листами газеты на 2–3 дня, чтобы убрать с поверхности лишний жир. Лист картона покройте одним слоем клея ПВА и оставьте на 20 мин. В шпатлевку добавьте клей и гуашь коричневого и терракотового цвета, перемешайте. 2. Добавьте камушки, ракушки и крупный песок, перемешайте грунтовку, добавляя коричневую краску. 3. Резиновым шпателем покройте грунтовкой поверхность картона. Пришлепывайте массу в местах, где нужно подчеркнуть фактуру грунта, или разглаживайте его для ровной поверхности.

4. Замешайте еще одну порцию грунтовой смеси из шпатлевки, клея и желтой краски. Нанесите ее на картон поверх первого, более темного, грунта в места, где должны быть более светлые участки. Грунтовой слой приобретет дополнительный цветовой объем. 5. Наложите лист монстеры на грунтованный картон и прижмите к сырому раствору. Добавьте в композицию корни, веточки и соцветия гортензии, вдавливая их в грунт. При необходимости добавляйте под декоративные элементы немного грунта. 6. Нанесите на темные участки композиции тонкий слой голубой аэрозольной краски. При этом направляйте струю краски над работой сбоку вскользь, чтобы выделить фактуру грунта. Таким же способом нанесите поверх слой белой краски на участки коллажа, где намечены более светлые места.

7. На темные участки композиции нанесите мазки коричневой краски. Чтобы коллаж не выглядел монохромным, добавьте в композицию дополнительный цвет, сделав легкие мазки голубой краской в местах перехода от света к тени. 8. Чтобы подчеркнуть фактуру листа монстеры, нанесите на поверхность тонкий слой шпатлевки, размазывая ее пальцами по сегментам. Оставьте композицию на 2–3 дня до высыхания.9. Выделите объем и фактуру веток. Сначала покройте их коричневой краской, после высыхания нанесите мазки шпатлевки. Подчеркните контуры листа монстеры, подкрасив их черной краской. Клеевым пистолетом закрепите плоды аниса и тилансию.

Кстати

коллажа можно приобрести в любом специализированном флористическом магазине, например, в «Бизнес-букете».

  • Обратите внимание на время выдержки листьев в глицериновом растворе. Более длительный срок дает темный окрас. Уменьшая срок пропитки, можно добиться светлых оттенков, но листья будут при этом более хрупкими. Помявшийся после пропитки и удаления лишнего жира лист можно разгладить максимально горячим утюгом с паром или через бумагу.
  • При замешивании грунтовой смеси учтите, что ее цвет после высыхания будет значительно светлее.
  • Сбрызните водой обратную сторону листа картона перед грунтованием – через 15 минут он выпрямится.
  • Грунтовой раствор сильно сушит кожу рук – используйте для работы с ним тонкие медицинские перчатки.

Материалы, необходимые для работы:

(перечислю именно те материалы, с которыми работала я, а в скобках напишу то, чем их можно заменить)

  • Затирка для плитки (цемент, шпатлёвка, плитонит)
  • Песок речной (любой, можно с мелкими камушками)
  • Клей ПВА
  • Кусок ДВП размера вашей рамки (лучше оргалит или фанеру)
  • Грунт – аэрозоль
  • Краска в баллончике (акриловая или гуашь)
  • Рамка
  • Природные материалы: шишечки туи и ольхи, листья пальмы, стебли хвоща, ячневая крупа
  • Посуда для раствора (желательно одноразовая)
  • Пластиковая ложечка
  • Пульверизатор с водой
  • Зубочистка или тоненькая палочка (для вдавливания мелких деталей)

На фото только не хватает крупы.

Можно на листе бумаги или картона выложить основные направления нашего коллажа, так будет легче подобрать по размеру нужный материал и «нарисовать» будущую картину.

Вырезаем нашу основу по размеру рамки. Затем наносим грунтовку для лучшего сцепления раствора с основой. Затем вставим основу в рамку и очертим карандашом по периметру рамки ту часть, которая будет видна.

Основа готова к нанесению раствора.

Готовим раствор:
1. в равных пропорциях смешиваем песок с плитонитом (цементом, шпатлёвкой), у меня было примерно по половине стакана, т.е. получился стакан. Песок нужен для того, чтобы раствор в процессе сушки не потрескался. Я с этим столкнулась в первой своей работе, когда песок не добавила.
2. в равных пропорциях смешиваем клей ПВА и воду (здесь объём должен быть меньше примерно в два раза, чем в пункте 1)
3. разведённый клей постепенно вливаем в сухую смесь до консистенции густой сметаны. Раствор не должен растекаться.
Наносим раствор на подготовленную основу.

Разравниваем при помощи ножа или ложки – как кому удобней. Ту часть, которая за карандашной линией оставляем не тронутой. Здесь слой раствора примерно 5 мм.

Теперь пластиковой ложечкой придаём рельеф, соответствующий нашей композиции.

Начинаем укладывать, вдавливая в раствор, наши элементы.

В процессе работы нужно следить, чтобы раствор не засыхал, для этого под рукой должен быть пульверизатор с водой.

Бывает, что нечаянно заденешь раствор и нарушишь весь рельеф.

В этом случае берём ложечку, смачиваем её в воде (обязательно!), и мокрой ложкой подправляем наши огрехи.

Подравняли.

Элемент за элементом, шишечку за шишечкой. Когда я поняла, что шишки плохо держатся, с нижней стороны я у них немного общипала чешуйки, как бы сделала плоской нижнюю часть (ту, которая в растворе).

Крупу просто насыпаем, и сверху чуть - чуть приглаживаем МОКРОЙ ложкой.

Вот что получилось. Теперь на сутки оставляем сушиться.

Наносим грунт (аэрозоль). После нанесения грунта видим, что шишки не прокрасились, тоненькой кисточкой акриловой краской прокрашиваем их. На фото – два ряда уже покрашены, а один – нет.

Красим краской – спрей в желаемый цвет. Я использовала 3 цвета: сиреневый, золотой, серебристый.
Вставляем в раму. Готово!

Фрагменты крупным планом.

Цвет играет под разным углом зрения... То золотой.

То сиреневый.

Техника «терра» – это создание объемных картин, которые позволяют по- новому передать разнообразие окружающего мира.

Они удивляют и радуют

Техника «терра», благодаря которой можно создавать неповторимые, эксклюзивные композиции, используя природные материалы - сухие растения, плоды, гравий, ракушки, перья, корни, мох, крупы, макароны.

Автору коллажа удается увидеть в осколках стекла, разбитой посуде, засохшей лимонной кожуре фрагменты уникального мира. Вообще говоря, коллаж всеяден: в качестве материала для него подходит практически все.

За основу коллажной композиции можно взять фотографию или картину, но копировать уже существующее изображение не нужно - к нему достаточно обратиться как к подсказке. У художника - коллажиста развивается особое восприятие мира: для него нет неинтересных вещей. Любой обрывок бумаги или лоскуток ткани может превратиться в историю, сюжет, мотив будущей композиции.

Картину в технике «терра» можно делать на любой плотной основе, например, на оргалите, картоне, стекле или фанере.

Флористические материалы закрепляются с помощью клея или проволоки.

Конечно, флористические коллажи потребуют терпения и кропотливой работы. Но в итоге пейзажи, натюрморты, графика, абстрактные картины, выполненные самостоятельно, станут неповторимым украшением квартиры, и вызовут искреннее восхищение ваших гостей.

Мастер класс, как сделать розочки для панно в технике “терра” от мастерицы Рина

Здесь как обычно в моих работах – использовала природные материалы. Сухие коробочки мака, розы из апельсина, цветы пижмы, листья из початковых листьев кукурузы, завитушки винограда, настоящие бутоны роз. И мои секретные цветы, это хвостики от болгарского перца.

Показываю розочку. Протыкаю несколькими зубочистками, не глубоко, чтоб потом легко можно было вынуть.

Срезаю, чтоб донышко было плоское. Потом розочку легко крепить, клеить.

Здесь хорошо видно, как скрепляю.

Вот и готовые розы.

Одна из них приняла участие в панно, в технике Терра. Сушу их летом просто на воздухе, а зимой на картонке, на батарее. Попробуйте!


Как создать панно в технике терра от Efroska_Елена

Сначала подготовленные листики, травинки высушили в духовке.

А это коробочка с уже высушенным “мусором”.

А начиналось все вот так. Сначала разложила:

Ну а потом началось самое интересное. Побоявшись, что не вспомню сложившуюся композицию, сфотографировала ее.
На куске фанеры штукатуркой сделала фон (он потом менялся) и стала кистью приклеивать “мусор”. на фото постоянно посматривала…

Фактуры маловато у фона…

Добавим гречки и сохнуть!

Красила гуашью с добавлением лака.
Перекрашивала…

Добавила зеленого цвета на листья, светлого на семена сирени и красно-коричневого местами. Но гуашь постоянно смешивалась с предыдущим слоем (лака уже не добавляла). Так что “разноцветности” почти не заметно.
Когда все высохло, прошлась белым акрилом “сухой кистью”, чтобы выделить фактуру.

Мастерская "терра" - коллажа.

Создание "терра" - коллажа своими руками.

Седых Нина Павловна,воспитатель коррекционной группы МБДОУ "Детский сад №7" комбинированного типа, Пермский край, город Александровск.
Цель: Познакомить с техникой терра-"коллаж" на примере создания коллажей детьми старшего дошкольного возраста.
Назначение: Данный материал можно использовать в работе с детьми педагогам дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Одним из видов нетрадиционных способов изображения, который можно использовать в работе с детьми, является коллаж.

Коллаж - это изображение на бумаге, не только рисованное (кистью, пером, палочкой, мелом, воском и т.п.), но созданное также с помощью монтажа кусочков различных цветных и черно-белых материалов.Коллаж -(от французского collage, буквально - наклеивание) технический прием в искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; также произведение, выполненное этим приемом. Применяется главным образом в графике ради усиления эмоциональной выразительности фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов.
Один из первых и самых известных мастеров коллажа – Пабло Пикассо. Его «Натюрморт с плетёным стулом» и «Бутылка аперитива» вдохновили многих других художников заниматься, в сущности, детской игрой: вырезать и наклеивать, на первый взгляд, несоединимые вещи. Коллаж Анри Матисса «Улитка» вообще похож на творчество пятилетнего ребёнка: обычные вырезки бумаги, залитой цветной краской. Самое интересное в коллаже то, что в процессе не всегда понятно, какой будет полная картина.
Пик популярности в нашей стране, и за рубежом переживает такое направление в искусстве коллажа, как флористический коллаж. Наиболее известным представителем этого вида творчества является немецкий флорист Фридхельм Раффел.


Великолепным декоративным украшением любого интерьера служат картины, выполненные в технике флористический коллаж. Еще в древнем Китае были распространены композиции из цветной бумаги и сухих листьев и цветов
Разнообразие используемых материалов, как природных, так и неорганических, в сочетании с уникальными техниками позволяют раскрыть индивидуальность и воплотить самые фантастические замыслы в настоящие произведения искусства. Коллажные техники, помимо абстракции, также дают возможность обратиться к жанрам натюрморта, пейзажа, графике или архитектурным мотивам. Процесс создания таких картин можно с уверенностью назвать сеансом арт-терапии, во время которого задействуются механизмы бессознательного и стимулируется раскрытие внутренней гармонии человека-творца.


Ваши чувства и переживания навсегда сохранятся в картине, созданной своими руками, сердцем и душой. Создание коллажа - процесс трудоемкий, но доступный даже начинающему художнику и чрезвычайно увлекательный. В умелых руках разные по цветам, фактуре, объему материалы образуют удивительные панно и картины. Коллаж снискал славу не только среди ценителей современного искусства, но и имеет множество последователей и поклонников дошкольного возраста.
В чем причина? Все очень просто: маленьким художникам эта техника очень близка по духу, ведь дети без конца фонтанируют идеями, не боятся смелых сочетаний и всегда готовы к самым невероятным экспериментам. Не стоит стремиться к совершенству, к созданию шедевров, сосредотачиваться на том, как выполнить работу, а не на том, что вам важно выразить. Приступая к созданию коллажа, часто бывает достаточно трудно предугадать, каким окажется результат: это всегда импровизация, работа фантазии, ассоциаций. Этим объясняется особое обаяние коллажной техники, безусловно, требующей творческих усилий и в то же время доступной всем.
С чего же начать? Какие первые шаги в своем творчестве должен сделать коллажист, чтобы его не постигло разочарование? Начинать надо с поиска темы. Оглянитесь вокруг - идеи для ваших будущих коллажей находятся рядом, нужно только разглядеть их. Поняв, что будет основой вашего сюжета, решите, как вы хотите преподнести его: реалистично или фантазийно?


Так как я работаю с «особенными» детишками, то мы решили в нашей мастерской сделать акцент не на изображение формы предмета, а почувствовать красоту природы, создать красивую композицию. Ведь это не сложно. Дети всегда готовы к экспериментам. Они с удовольствием участвуют в процессе создания коллажа. Ведь надо не много фантазии, воображения, а самое главное желания.
Дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия. Осваивать технику создания коллажей, мы стали при помощи необычных «красок» - цветов, веточек, листьев и других материалов.


На первом этапе делали отпечатки коры, листьев и других предметов. Как просто сделан коллаж «Наступила весна». Сначала сделали отпечатки коры, а затем, покрасив поверхность листика зеленой гуашью, отпечатали его на бумаге. Потом приклеили настоящий листик, и получилась весенняя композиция.


Детям очень понравилась техника «Монотипия». С каким удовольствием они рисовали на стекле разноцветные пятна.


Сами придумывали сюжет, а потом с удивлением рассматривали полученный отпечаток.


Здесь и пригодилась коллекция засушенных цветов, листьев, шишек, косточек. Они сами составляли композиции.


А потом приклеивали листья к фону.


Вместе подбирали кусочки ниток, а потом придумывали названия своим работам.


"Осенний дождь"


"Разноцветные клубочки"
Следующей работой в нашей мастерской было создание коллажа с помощью техники «декупаж». Сначала приклеивается салфетка, которая служит фоном для картины. Мы выбрали зеленые салфетки. С помощью клея ПВА аккуратно наклеиваем салфетки на картон.


Затем продумываем композицию, раскладывая листочки в определенном порядке.


Здесь обычно требуется помощь воспитателя.


Затем листья приклеиваются с помощью клея ПВА и кладется под гнет. Работа готова.


Наиболее популярной среди флористов является техника «терра». Композиции в стиле «терра» выполняются в коллажной технике. Многому, что в обыденной жизни воспринимается как сор, в коллажах находится место. Многое связывает коллаж «терра» с живописью. На высохший раствор накладывается колористический тон. Тон - это основной цвет всей композиции или какой-либо ее части.
В качестве основы для коллажа «терра» используется пластичная отвердевающая масса, например, строительная шпатлёвка или гипс с добавками красителей и различных наполнителей (ракушки, мелкие камушки и т. п.). Особенность распределения материала в коллажах "терра" заключается в том, что он не наклеивается, не закрепляется специальными приспособлениями, а "вмазывается" в раствор, вводится в фон.
Для изготовления нашего коллажа в технике «терра» мы использовали различные материалы и инструменты. Материал для коллажа: ракушки, камешки, веточки от различных деревьев, засушенные травки, орешки.
2. Шпатлевка.
3. Лист картона.
4. Емкость для замеса раствора.
5. Резиновый шпатель для нанесения раствора.
6. Краски, колера различных цветов.
7. Клей ПВА
8. Песок.
9. Бронзовую и серебряную краску, разведенную лаком.
Последовательность изготовления коллажа «Крымская весна».
1. Подобрать материал, соответствующий заданной теме
2. Основу (лист картона или ДВП) покрыть слоем клея ПВА (для лучшего сцепления раствора с основой), оставить на 15 минут для впитывания.


3. Замесить раствор: в строительную шпатлевку добавить клей ПВА, песок с мелкими камешками, колер синего цвета. Все тщательно перемешать. Цвет раствора должен быть нежно-голубым.



4. Создаем примерную композицию нашей картины, располагая элементы в определенных местах.


5.Полученный раствор нанести на основу с помощью шпателя, равномерно распределяя его по всей поверхности. Толщина слоя должна быть приблизительно 0,5см. Можно с помощь шпателя создать волны.
6. Пока раствор не высох, стараемся быстро ввести все элементы коллажа.


7. Сначала декорируем работу ракушками, создавая определенное движение.
8. Затем в произвольном порядке располагаем на картине камешки.
9. Затем украшаем работу веточками, орешками, засушенными растениями.
10. Покрываем полученную композицию смесью шпаклевки и клея ПВА, разбавленного до консистенции густой сметаны.
11. Оставляем нашу картину для просушки на 1-2 дня. Можно использовать фен, тогда работа ускорится.
12. Следующим этапом нашей работы было нанесение акцентов. Это тени под ракушками песочного цвета. Наши веточки мы покрасили темным цветом. Для работы мы использовали гуашь.


13. На завершающем этапе мы покрасили выступающие элементы серебряной и бронзовой краской и вставили работу в рамку. Ее тоже можно украсить ракушками, стеклышками, стразами.


Вторую картину мы назвали «Маяк». Она выполнена в той же технике, но с использованием других природных материалов.

В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные