Урок «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Конспект урока изо город сквозь времена и страны. образы материальной культуры прошлого (7 класс)


▫ Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё - весна. Афанасий Фет
▫ Спасибо, Татьяна Геннадьевна!
▫ Правила жизни Э.Быстрицкой: У меня характер сложный. Но для меня слово `честь` - не пустой звук. Люди меня знают: я не обману, не подведу! *** Нужно быть честным с самим собой, не делать гадости, которые, как известно, возвращаются к тебе минимум троекратно. Другая на моем месте давно бы сломалась! Но я живу. И обидчиков своих прощаю. Я просто живу по правилам, которые были у нас в семье. Стараюсь не мешать окружающим. Но не допускаю, чтобы и мне мешали. Ради того, чтобы соблюсти честь, могу отказаться и отказывалась от многого. Выше достоинства для меня привилегий нет. Ни деньги, ни благополучие меня не остановят, если я считаю, что задет вопрос чести. О любви Не стоит путать любовь с любвеобильностью. Говоря о любви, я имею в виду именно любовь, а не увлечение. Настоящая любовь это то, что без остатка заполняет человека и не даёт ему возможности жить так, как он жил раньше. Я не говорю о сексуальных потребностях, а имею в виду сильное чувство, которое движет человеком, определяет его жизнь. О внешности Мне никогда в детстве не говорили о моей внешности. Впервые я услышала об этом в 13 лет, в госпитале. Двое раненых разговаривают: `Посмотри, какая хорошенькая девушка!` Оглянулась никого... Потом долго смотрела в зеркало ничего интересного не нашла. Мама воспитывала меня очень строго... О здоровье Смолоду ежедневно делаю по утрам гимнастику, соблюдаю диету (ничего жирного, соленого и жареного, минимум алкоголя, максимум ярких овощей). Режим дня следует выполнять беспрекословно. Должны быть определены раз и навсегда подъем и сон в одно и то же время, как и питание. Но есть и кое-что еще... Я никогда никому не пожелала ничего плохого. Не позволила себе ни одного поступка, за который было бы стыдно. Мама говорила: Нельзя лгать. Я очень благодарна своим родителям за эти заветы. Это и есть секрет хорошего самочувствия и спокойного сна. Об одиночестве Мне ближе мудрость Омара Хайяма: `Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало` Думаю, что многие знают, какое это трудное испытание - оставаться наедине с собой среди множества людей. Для актрисы это может обернуться трагедией... В моей жизни был период, когда я однажды просидела десять часов под дождем в лодке, решая, как мне дальше жить... Но актриса, не познавшая любовь и горькое одиночество, никогда не будет искренней на сцене... О том, где брать силы Есть такой диалог: А откуда вы берете деньги? Из тумбочки. Так и я силы беру в тумбочке. У себя беру. Где их еще брать?.. Единственное, что нельзя делать, добиваться своего за чужой счет. Этого Бог не прощает!
▫ Светлая память!
▫ Может, она ему нужна была раньше. Какие-то исследования проводились. Кто-то мог на этой теме доктором наук стать, профессором. Это мои предположения. А теперь это давно ему не надо - и портал висит ненужным грузом. Другое предположение - мы здесь слишком много выбалтываем. Нас и вызывать, допрашивать никуда не надо. Тем, кому надо. Мы сами и добровольно всё расскажем. А некое недрёманое око бдит. А после, может, куда-нибудь и бздит.

Конспект урока изо ГОРОД СКВОЗЬ ВРЕМЕНА И СТРАНЫ. ОБРАЗЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОШЛОГО (7 класс)

Дата публикации: 04.10.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Изобразительное искусство, 7 класс

ТЕМА УРОКА. ГОРОД СКВОЗЬ ВРЕМЕНА И СТРАНЫ. ОБРАЗЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОШЛОГОЦели деятельности учителя

Формировать представление о смене стилей как отражении эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей; учить понимать образно-стилевой язык архитектуры; развивать художественно-аналитическое мышление

Планируемые образовательные результаты

Предметные ууд

Метапредметные ууд

Личностные ууд

 понимать значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города;

Уметь рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох: античном, готическом, романском, ренессансе, барокко, классицизме;

Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности

Познавательные:

Проследить, как в материальной культуре разных эпох и народов отражается мировоззрение человека, его отношение к себе, миру.

Регулятивные:

Работать по плану, сверяясь с целью;

Планировать деятельность в учебной ситуации, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

Коммуникативные:

Учиться задавать вопросы;

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;

Определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность, понимать позицию другого

 осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);

Понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

Проявлять интерес к архитектурно-художественным стилям;

Проявлять познавательную активность;

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве

со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

Методы и формы обучения

Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, выставка работ учащихся. Формы: индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: rll.wikipedia.org/wiki/

Режим доступа: www.artsait.ru

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Материалы: карандаш, бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов, фотоизображения; ватман; журналы, фото-

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации «Канон архитектуры», «Архитектурный стиль». Фотографии и репродукции зданий различных стилей

Основные понятия и термины

Стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе-мая деятельность учащихся

Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме-жуточ-ный конт-роль

I. Органи-зацион-ный момент

- Рассмотрите фотографии различных зданий. Найдите в них несколько отличий.

Очень давно люди научились строить своё жилище. Развивался человек, развивались наука и опыт, традиции, новые технологии меняли облик городов, зданий, пока не возникли те города, в которых живём мы сегодня.

Познакомимся с этапами, которые прошла мысль человека, от пещер до небоскрёбов!

Слушают учителя. Рассматривают здания и отвечают на вопросы, находят отличия архитектурных стилей

Фронталь-ная

Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; проявляют интерес к архитектурно-художественному облику города

II. Изу-чение нового материала

Объяснитель-но-иллюстратив-ный

Организует эвристическую беседу.

С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить».

См. ресурсный материал (1) к уроку на с. 106.

Херсонес - древний античный город. Презентация «Канон архитектуры». (Слайды 2-6.) - Колонны - неотъемлемая часть любого античного города. Сделайте зарисовки колонн. Беломраморный мир античных строений представал в облике яркого солнечного света, воедино слитым с голубизной неба и природой Эллады.

Микены - город-крепость, построенный во 11 веке до н. э. Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Античный город рождал ощущение естественности красоты, творимой человеком, верящим в радость бытия и собственные силы. Соразмерность и художественная цельность - основа античного идеала красоты.

Эфес - древний город.

Каковы основные характеристики античного зодчества?

Во-первых, это непременное наличие колонн. (Колония богатого греческого города Гераклеи Понтийской.)

Во-вторых, пропорции здания таковы, что его высота преобладает над шириной, причем достигается это именно наличием многочисленных колонн, поддерживающих потолочные конструкции. (Архитектура Древнего Рима.)

В-третьих, неотъемлемой частью античного здания являются свод, арка и купол. (Древний Рим.) Презентация «Канон архитектуры». (Слайды 7-9.)

Выполните зарисовки сводов, арок, куполов античных зданий. Соедините прямоугольные формы с колоннами, арками и куполами. Создайте аппликацию образ античного здания.

- Предлагаю на листе ватмана, по прямоугольной сетке улиц, расположить получившиеся здания. Сравним его с городом того времени!

В итоге, словно по волшебству, стали возникать монументальные, четко симметричные здания. Просчитывалось и выверялось все: пропорции высоты и ширины сооружения, количество колонн с боков здания и в соответствии с этим их число на фасаде. Вычислялся в каждом отдельном случае даже диаметр колонн.

Древние Афины. В результате раскопок на землях Анатолии были найдены сотни античных городов. Некоторые из них до сих пор не подняты на поверхность, и на месте их обнаружения ведутся археологические работы.

Одно из старейших поселений в мире, известное ученым, находится на землях Анатолии - это Гёбекли -Тепе. В результате исследований в Гёбекли- Тепе был обнаружен храм, возраст которого превышает 11 000 лет. Хаттушаш - один из старейших городов Анатолии, предположительно был построен 5000 лет назад, отличался старейшими работами в области искусства и архитектуры. (Ворота в городе Хаттушаш.) В западной Анатолии было найдено множество древнейших полисов Эгейской цивилизации. Самый известный из них - Троя - был основан 5000 лет назад. Сегодня мы смотрим на архитектуру античности как на застывшие формы, подчиненные жестким, упорядоченным канонам. (Панорама Каппадокии.) Презентация «Канон архитектуры». (Слайды 10-14.)

Слушают учителя, смотрят презентацию, обмениваются мнениями.

Знакомятся с античным городом как эталоном для подражания. Выполняют зарисовки.

Выполняют зарисовки.

Вырезают из белой бумаги элементы здания

и выполняют аппликативную работу. Соединяют получившиеся здания в единый город

тальная, индивиду-альная

Познавательные: понимают значение архитектурно-простраиственной композиционной доминанты во внешнем облике города; создают образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; учатся задавать вопросы, организовывать самостоятельную деятельность; излагают своё мнение; с помощью учителя планируют деятельность. Личностные: проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность

Практический, Творческий поиск

- Перед вами изображения различных зданий. Сейчас вы будете знакомиться с различными архитектурными стилями. По мере того, как вы будете узнавать о стиле, каждая команда будет выбирать соответствующие здания. 1-я команда - здания в готическом стиле,

2-я команда - здания в романском стиле, 3-я команда ренессанс, 4~я команда - барокко, 5-я команда - классицизм и б-я команда - модерн.

Разделимся на команды и начнём.

См. ресурсный материал (2) к уроку (с. 106) и презентацию «Архитектурный стиль».

А теперь каждая команда выполнит коллаж - город из произведений одного выбранного архитектурного стиля, кроме зданий, можно использовать фотографии и вырезки из журналов различных предметов одного стиля.

Внимательно про читайте задание в учебнике на странице 101

Делятся на 6 команд, смотрят презентацию, подбирают здания определённого стиля.

Из собранного материала и принесённых на урок журналов и фотографий создают коллаж

Групповая работа

Познавательные: осваивают основные этапы работы в группе; понимают особенности художественных стилей разных эпох: учатся создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе.

Регулятивные: планируют деятельность в группе; определяют способы достижения цели. Личностные: осознают свои интересы и цели; развивают художественные способности в процессе работы над коллажем

IV. Итоги урока. Рефлек-сия

Анализ работ учащихся

Организует выставку работ.

Расскажите о вашем городе. Что особенного в стиле ваших зданий и улиц? Что объединяет ваш город в единое целое?

Оформляют выставку своих работ. Рассматривают работы. Каждая команда рассказывает о своём коллаже

Фронталь-ная работа. Групповая работа

Поэнаватеяьные: умеют рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох.

КОо"I1Jнуиllкаmuвnые: используют речевые средства

в соответствии с ситуацией; излагают своё мнение, понимают позицию другого. Регулятивные: оценивают конечный результат, степень

i и способы достижения цели

1. Первое русское поселение. (Слайд 2.) Планировка и строительство городов - это одна из областей архитектуры, она получила название «градостроительство». Античный город Хнерасполис. В античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Акрополь- политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц. Стремление к гармонии позволяло зодчим сочетать в планировке городов жёсткость прямоугольной композиции с разнообразием рельефа, свободой пространства и удобством для жизни.

2. Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон. Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов. Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу.

Романский стиль. Художественный стиль, господствовавший в Западной Европе с середины Х по XII век, - один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Архитектурные сооружения романского периода представляют собой массивные геометрические объёмы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами, орнамент используется редко. Основными постройками в этот период становятся храм-крспосл ь и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров. (Шпайерский собор. Слайды 3-4.)

Готический стиль. Новый архитектурный стиль в ХУ веке получил название готики. Готический стиль, в основном, проявился В архитектуре ~ храмов, соборов, цеР1ШСЙ, монастырей, развивался на основе романской архитектуры. В отличие от романского стиля, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. (Храм Святого Благоверного князя Александра Невского в Петергофе. Слайд 5.)

Возрождение (Ренессанс). Период развития архитектуры в европейских странах с начала ХУ до начала ХУН века. Особенное значение придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Развитие архитектуры Возрождения привело к нововведению в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики и документации. (Венский университет. 6.)

Барокко. Период начался в конце ХУI и завершился в конце ХУIII века. Архитектурные формы барокко подражали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу. (Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. Слайды 7-8.)

Классицизм, ХVШ век возродил архитектурные формы античности. Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Для классицизма свойственна сдержанность декоративного убранства (К. Реп. Королевский госпиталь. Гринвич. Слайд 9.)

Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены ещё в Византии, а затем в древнерусском государстве. Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях. Первой каменной церковью древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Софийский собор в Киеве, построенный в ХI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе. Успенский собор на Городке в Звенигороде- один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольный четырехстолпный храм, увенчанный одним куполом. Самым известным памятником архитектуры XVI века является храм Василия Блаженного. С 1680 по 1700-е годы получает развитие московское барокко. Главным представителем данного стиля являлся Варфоломей Варфоломеевич Растрелли - создатель Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Выдающиеся русские зодчие Василий Иванович Баженов, Матвей Фёдорович Казаков стремились сочетать классические принципы античного искусства с развитием национальных традиций. Царицыно - дворцово-парковый ансамбль, над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи - Василий Баженов и Матвей Казаков. В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир, Шедевром ампира принято считать построенный по проекту А. Д. Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806-1823). В середине XIX века исчезает чистота стиля и можно наблюдать смешение стилей - эклектику. Этот процесс происходит не только в России, но и в европейской архитектуре. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре: Михаил Дормидонтович Быковский, Константин Андреевич Тон, Андрей Иванович Штакеншнейдер и др. (Большой Кремлевский дворец, архитектор К. А. Тон.) Поворот к рационализму поддерживался архитектурной критикой в России середины XIX-XX вв. Появились архитекторы, которые осуждали эклектику и искали новые направления зодчества. Широкое использование металлических и железобетонных конструкций и структур способствовало созданию больших пролетов и пространств, особенно необходимых для торговых, банковских, транспортных, промышленных и других общественных зданий. Для освещения залов и галерей устраивались большие витражи и фонари верхнего света. В жилых домах получили распространение эркеры - иногда в несколько этажей, а окнам придавалась различная конфигурация. Все эти нововведения резко изменили внешний вид зданий, придавая им индивидуальный архитектурный облик. Возник архитектурный стиль модерн. Гостиница «Метрополь» - Вильям Валькот разработал первоначальный проект. Русский модерн вскоре стал разделяться на различные ветви. Архитекторы в своем творчестве опирались на классическое наследие. Даже самые видные модернисты, такие как Ф. И. Лидваль, Ф. О. Шехтель, И. А. Иванов-Шиц и др., работали в ретроспективных формах, стилизуя их в духе новых требований. (Гостиница «Астория», архитектор Ф. И. Лидваль. Слайды 10-20.)

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Тест по теме «Город сквозь времена и страны. Архитектурные стили» 7 класс(программа
Б.М. Неменского)
Определи архитектурные стили. Ответ запиши в виде комбинации буквы и цифры(А­2)
А) Барокко. Б) Классицизм. В) Романский. Г) Ампир. Д) Классицизм.
Е) Готика. Ж) Модерн. З) Конструктивизм. И) Ренессанс
1. Этот стиль возник в Европе в средние века. Его родиной была Франция. Суровая архитектура
того времени – это архитектура толстых стен и узких окон­бойниц в монастырях, замках,
храмах. Все постройки носят оборонительный характер, крепостной характер. Это архитектура
тяжелых сводов, грузных башен и
массивных выступов стен из тесаного камня. Особое распространение этот стиль
получил в Германии.
2.
Как называется стиль в европейском искусстве 17­19 в., одной из важных черт которого явилось
обращение к образцам и формам античности как к идеальному эстетическому эталону. Для
этого стиля характерны безукоризненная симметрия, торжественная строгость, благородная
простота и спокойное величие.
3. Конструктивной основой данного стиля становится каркас. Стена теперь не является несущей
конструкцией. Вместо глухих стен появляются огромные проемы, заполненные витражами.
Архитектура украшенная каменной резьбой, кажется легче, стройнее, изящнее, ажурнее.
Преобладание вертикальных линий создает впечатление устремленности вверх – к небу, к Богу.
Зародился стиль во Франции.
Главной целью искусства в эту эпоху было восхваление империи и императора, его величие и
военные успехи, что и определило характерные черты стиля. Это проявилось в увлечении
строительством триумфальных арок, памятных обелисков и колонн.
4.
6.
5. Этот стиль пришел в Европу, а затем в Россию из Италии. Его называю «причудливый»,
«странный». Здания этого стиля богато украшены лепниной, живописью, скульптурой. В их
оформлении преобладают криволинейные и дугообразные формы.
В переводе - современный, буквально «новое искусство», «молодой стиль» - художественное
направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века. Его
отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более
естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности в архитектуре)
7. Дайте название ордеру
8. Определи соответствие между примерами архитектурных сооружений и стилем. Ответ запиши в
виде комбинации букв и цифр, например А­9
а
б
в
А)Парфенон в Афинах
Б)Пизанская башня
В) Собор Парижской Богоматери
Г) Пашков дом в Москве
Д) Казанский собор в Санкт­Петербурге
Е)Дом Батло в Барселоне
1. античный
2.модерн
3.готика
4.ампир
5.классицизм
6.романский

Конспект урока изо в 7 классе

Тема:Город сквозь времена и страны. Образ - стилевой язык архитектуры прошлого.

Цель урока: Обобщить знания об истории архитектуры и дизайна. Повторить пройденное об архитектуре разных народов и эпох: архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом.

Задачи урока:

    Ознакомить ребят с образно-стилевым языком архитектуры.

    Расширить кругозор учащихся новыми знаниями об архитектуре.

    Развить чувства прекрасного, ибо красота спасет мир.

    Вызвать стремление бережного отношения к памятникам культуры и искусства, созданные многими поколениями.

Оборудования: Ноутбук,презентация, инстр. и принадлежности

Тип урока : комбинированный

Планируемые образовательные результаты

 Предметные ууд

 Метапредметные ууд

Личностные ууд

 понимать значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города;

уметь рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох: античном, готическом, романском, ренессансе, барокко, классицизме;

создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности

 Познавательные:

проследить, как в материальной культуре разных эпох и народов отражается мировоззрение человека, его отношение к себе, миру.

Регулятивные:

работать по плану, сверяясь с целью;

планировать деятельность в учебной ситуации, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

Коммуникативные:

учиться задавать вопросы;

использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;

определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность, понимать позицию другого

 осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);

понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

проявлять интерес к архитектурно-художественным стилям;

проявлять познавательную активность;

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве

со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

Ход урока

1. Организационный момент.

    Распределить детей по группам.

    Сообщение темы и цели урока.

Вводное слово учителя, сопровождающее беседой с учащимися.

С древнейших времен человек стал заботиться о том, чтобы защитить себя от непогоды, хищников. Искать удобное место для сна, приема пищи. Сделать свое жилище удобным и безопасным.

Люди переходили с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, люди из имеющихся материалов вели строительство удобное для проживания.

Шло время, люди стали дольше жить на одном месте, заниматься земледелием. Им потребовались более крепкие, долговечные дома. Постройки для домашних животных, для хранения запасов пищи и разных инструментов для труда.

Давайте совершим путешествие по разным странам и посмотрим, какие дома строили люди и какие материалы использовали.

2. Изложение темы.

Древняя Греция с ее жарким, средиземноморским климатом породила особый тип архитектуры: открытый, с множеством колонн и портиков, укрывающих от палящего солнца и дающих тень.

Египетские пирамиды – дом для возвращения души. Египтяне верили в загробную жизнь. Внутри гробницы сохраняли все бытовые условия, чтобы при возвращении души человека у него было как при жизни. Люди боялись возвращения человека, закрывали все входы и выходы.

Средневековый замок. Мой дом моя крепость. Замок окруженный водой, подъемный мост, смотровые башни.

Стилевые направления архитектуры мира.

История не стоит на месте. «Все течет, все изменяется» – свидетельствует народная мудрость. Так было, так есть, так будет. Человек мудро переплетает прошлое, настоящее и ищет новое. Античное искусство является самым древним искусством эпохи, которое начало развиваться под влиянием древнегреческой культурной традиции и зародилось оно еще до н.э – IV н.э.

Романский стиль длился с X – XIII в. в. этот стиль объединял в единое целое все виды искусств: монументальную живопись и скульптуру, неразрывно связанную с архитектурой, декоративно-прикладное искусство. Главным видом искусства в этот период была архитектура. Романский стиль –

Готический стиль продлился до XVI века и завершил развитие средневекового искусства Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Ведущее место в искусстве занимал собор, вокруг которого сосредотачивалась жизнь горожан.

Началом эпохи Возрождения в архитектуре считается 1436 г., когда архитектор Филиппе Брунеллески закончил строительство купола собора Санта Мария Дель Фьере во Флоренции, которая считается родиной ренессанса. Эпоха Возрождения в Италии в своем развитии прошла три этапа: раннее Возрождение, высокое Возрождение и позднее Возрождение. Характерными чертами барокко явилось стремление к динамичным композициям и пышному архитектурному декору. Наиболее известным произведением итальянского барокко можно назвать площадь перед Собором Св. Петра в Риме, созданную архитектором Лоренцо Бернини. Несколько позднее барокко зарождается во Франции, но не получает здесь широкого распространения.

На смену барокко появляется новый стиль – рококо, который в отличие от предыдущего стиля, обращается наоборот к удобствам повседневного быта, утонченности обстановки. Его легко охарактеризовать по следующим признакам: отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная мягкость, ассиметрия, изысканность и причудливость форм. Начиная с середины ХVII в., во Франции господствующим стилем становится классицизм , который с конца ХУШ в. широко распространяется в России. Многие отечественные постройки этой эпохи стоят в одном ряду с выдающимися памятниками мировой архитектура. Среди них Дворцовая площадь (архитектор К.И. Росси), Казанский собор (архитектор А.Н.Воронихин), Новый стиль - ампир выражался, прежде всего, массивностью монументальных форм, богатых украшениях, строгостей линий. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнительное архитектурное оформление зданий.

В конце XIX в начале XX в. в появляется совершенно новый современный стиль – модерн. Основной признак – декоративность; основной мотив – вьющееся растение; основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот.

Работа с терминами

базилика - прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание, разделенных на несколько продольных проходов – нефов, рядами колонн или столбов.

Арка - полукруглое или криволинейное перекрытие приема, имеющееся выпуклую форму.

Витражи - произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего света материала.

Ордер – в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции)

3.Самостоятельная работа.

Сегодня, основываясь на изложенный материал и опираясь на предлагаемый источник – карточки, вы должны попробовать правильно определить стиль архитектуры.

4. Подведение итогов урока.

5. Задание на дом: в тетрадях дать краткое описание каждого стиля.

6.Рефлексия

Составитель Литвинова Анна Яновна

учитель ИЗО «Лицей №4» г. Пермь

Программа Б.М. Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд»

III четверть

Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»

Тема урока: Городской пейзаж эпохи романского стиля (2 урока)

Цель урока:

Обучающая: Знакомство с понятием «романский стиль», с историческими особенностями архитектуры и костюма средних веков

Развивающая: Развитие творческой активности, творческого восприятия и интерпретации

Воспитывающая: Формирование эстетического вкуса, приобщение к МХК

Здоровьесберегающая: Следить за осанкой учащихся во время работы

При завершении урока учащийся должен:

Знать: временные рамки романского стиля, особенности архитектуры и костюма романского стиля

Уметь: Располагать лист в зависимости от задуманной композиции; передать плановость и историзм

Оборудование для учителя:

Дидактический материал:

Демонстрационные мультимедийные устройства.

Цветные репродукции (в электронном варианте) архитектурных сооружений романского стиля

Цветные репродукции средневековых книжных миниатюр (в электронном варианте), отражающих особенности костюма романского стиля (на примере крестоносцев)

Оборудование для учащихся:

Материалы:

Бумага (А4), акварель, черная гелевая ручка.

Инструменты и принадлежности :

Простой карандаш, резинка

Используемые технологии:

Традиционного обучения

Здоровьесберегающие технологии

Этапы урока

Этап урока

Задачи и цели на этап урока

Используемые методы и приемы

Ожидаемый результат

Время (мин)

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Монолог учителя

Проективная методика 10 минутный рисунок на тему «Я и моя тень»

Выполнить рисунок на тему «Я и моя тень»

Краткий рассказ учителя, индивидуальная работа учащихся

Используя полученные установки, создать рисунок на тему «Я и моя тень»

Актуализация знаний и сообщение темы урока

Вспомнить свои представления о средневековье, иметь представление о романском стиле

Определить тему урока, настроится на предстоящую работу

Формирование новых знаний

Сформировать представление о характерных особенностях романского стиля, запомнить их

Рассказ, показ репродукций, работа с наглядно-дидактическими пособиями

Создать образ средневекового города романского стиля

Осмыслить полученные знания, применить их на практике

Рассказ учителя; Предъявление требований к будущему рисунку

Погружение в тему

Самостоятельная работа

Развить творческое воображение, закрепление теоретических знаний на практике

Практическая работа. Индивидуальная работа с учащимися.

Создание контурного карандашного рисунка к теме «Городской пейзаж романского стиля»

Подведение итогов

Вспомнить, какой теме был посвящен урок;

Систематизация полученных знаний

Организационное завершение урока

1 урок:

Этапы урока

2 урок:

Этап урока

Задачи и цели на этап урока

Используемые методы и приемы

Ожидаемый результат

Время (мин)

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Монолог учителя

Готовность учащихся к уроку, рабочая атмосфера

Проективная методика 10 минутный рисунок на тему «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль»

Выполнить рисунок на тему «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль»

Краткие установки учителя, индивидуальная работа учащихся

Используя полученные установки, создать рисунок на тему «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль»

Формирование новых знаний

Сформировать знания о колористическом решении композиции

Рассказ учителя, работа с наглядно-дидактическим материалом

Систематизировать знания о цвете: особенности колористического решения одежды романского стиля, передача плановости при помощи цвета

Постановка художественной задачи

Сформировать представление о том, каким должен быть законченный рисунок

Рассказ учителя, предъявление требований к будущему рисунку

Погружение в тему

Самостоятельная работа

Развить творческую активность, применить полученные знания на практике

Практическая работа. Индивидуальная работа с учащимися

Выполнение рисунка в цвете с учетом новых знаний

Подведение итогов

Демонстрация законченных работ

Создание ситуации успеха

Организационное завершение урока, оценивание

Ход урока:

1 урок:

1.Оргмомент:

    Приветствие

2. Десятиминутный рисунок на тему «Я и моя тень»:

Краткое объяснение темы

Выполнение десятиминутного рисунка «Я и моя тень»

3. Актуализация знаний и сообщение темы урока:

Ребята, сегодня на уроке нам с вами предстоит немного попутешествовать и переместиться в мир замков и рыцарей, вернуться сквозь пространство и время на десяток столетий. Наш путь лежит в Средневековье.

Давайте представим, мы находимся в Европе примерно 1000го года. В это время формируется так называемый романский стиль. Складываются феодальные княжества, строятся величественные замки. Итак, как же выглядят эти замки? (Демонстрация фотографий памятников архитектуры романского стиля разных стран).

4. Формирование новых знаний:

Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером - имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием обильных украшений.

Я предлагаю вам, судя по этой фотографии (аббатство Мария Лаах, Германия) сделать выводы о том, какие формы преобладают в архитектуре: для здания в целом? (призматическая и цилиндрическая); для окон? (прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные); а какие присутствуют декоративные элементы? (горизонтальные и вертикальные пояски, карнизы, выступы, зубчики).

Я раздала вам памятки с архитектурой и одеждой тех времен, давайте вместе посмотрим на них. Из каких элементов состояла мужская одежда? (котт, сюрко, плащ, венец, туника, нарамник, шоссы), а женская? (туника, блио, плащ, котт, сюрко). А что вы можете сказать о цвете в одежде средневекового жителя?

(Дети отвечают, руководствуясь памятками)

У меня вопрос, особенно он касается молодых людей. Внимание компьютерным играм уделяете? Компьютерную игру ASSASSINS CREED знаете? Играли в такую? Эпоха, в которой обитает главный персонаж этой игры именно раннее средневековье, т.е. там царит романский стиль. А сам персонаж является крестоносцем - ярким представителем эпохи.

5. Постановка художественной задачи:

А сейчас вам предстоит выполнить карандашный рисунок композиции с архитектурной постройкой романского стиля. Творить мы будем в жанре «городской пейзаж». Давайте подумаем, что должен отразить городской пейзаж? (архитектуру, жителей).

Обязательное требование к работе: должна прослеживаться плановость: четкое разделение того, что находится ближе, и того, что находится на втором плане. Персонажи наши (минимум один) находятся в движении, выполняют какое-либо действие.

Руководствуйтесь памятками при изображении архитектуры или костюма. Приступайте!

6. Самостоятельная работа:

Дети выполняют карандашный рисунок. При необходимости завершают его дома. Оценка за работу выставляется в начале следующего урока.

6. Подведение итогов:

Какому стилю искусства был посвящен наш сегодняшний урок?

Что было самым простым в изображении? А самым сложным?

Дома у вас есть возможность завершить карандашный рисунок, на следующем уроке мы продолжим работу в цвете. Помните о том, что любой недостаток вашей работы при желании можно превратить в достоинство.

Спасибо за урок. До свидания!

Ход урока:

2 урок:

1.Оргмомент:

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

2. Десятиминутный рисунок на тему «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль»:

Подписываем лист бумаги (шифр дня (число); свои фамилию/имя/класс)

Краткое объяснение темы

Выполнение десятиминутного рисунка «Бегущий человек с собакой по дороге, уходящей вдаль»

Самооценка работы за вложенный труд

3. Формирование новых знаний:

Частично-поисковая работа с наглядно-дидактическим материалом; анализ особенностей колористического насыщения одежды жителя города романского стиля

Рассказ учителя о способах передачи цветом настроения, композиционного центра и динамики

Беседа о способах передачи плановости при помощи цвета

4. Постановка художественной задачи:

У. предъявляет требования к будущему рисунку:

К композиции:

    Сохранение историзма

    Передача плановости за счет линейной и воздушной перспективы

    Изображение человека в движении

К цветовому решению:

    Цвет - одно из средств передачи плановости

Прошлый урок мы посвятили выполнению карандашного контура, сегодня мы должны проработать рисунок в цвете, а именно выполнить акварельную заливку. (Обсуждаются особенности работы с акварелью). После ее полного высыхания - проработка контуров черной гелевой ручкой.

5. Самостоятельная работа:

Учащиеся выполняют работу, согласно предъявленным требованиям, применяя вновь полученные знания.

За данную работу вы получите две оценки: 1 - за композиционное решение, 2 - за колористическое наполнение.

6. Подведение итогов:

С высоты XXI века сложно окунуться в то время, когда рыцари сражались за прекрасных дам, основное назначение архитектуры было фортификационным, т.е. оборонительного характера. Но мы с вами попытались это сделать. Мы постарались отразить эпоху романского стиля. Проанализировав беглым взглядом ваши работы, делаю вывод, что основные особенности вы уловили. Большое спасибо за урок. Приведите в порядок свои рабочие места. Еще раз спасибо за урок. До свидания!

Приложение 1

Западноевропейский костюм романского стиля

(XI - начало XIII в.)

Приложение 2



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные