В ознаменование 300 летия российского флота. Как устроен памятник Петру I Церетели? Что будет с Петром

Памятник Петру I - "В ознаменование 300-летия российского флота" - невероятной высоты скульптура, установленная на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 году. Исполинский монумент стал третьим по высоте памятником в Москве, а по степени своей скандальности оставил далеко позади всех мыслимых конкурентов.

Пётр I Великий (1672 - 1725) - последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, вошедший в историю как прогрессивный реформатор российской государственности и военного дела, а также как создатель регулярного российского флота. Современные историки оценивают его личность и вклад в развитие России достаточно противоречиво, но если значение прочих достижений первого российского императора они могут подвергнуть сомнению, то создание флота однозначно стало его триумфом.

Скульптура изображает гигантского Петра Первого за штурвалом непропорционально малого парусного судна. Лицо императора выполнено с портретным сходством, а фигура облачена в древнеримские доспехи и плащ; левой рукой он удерживает штурвал, правую же поднял, демонстрируя огромный позолоченный свиток. Судно, которым управляет бронзовый Пётр, сделано непропорционально, даже карикатурно маленьким по сравнению с его фигурой; на его палубе, словно грибы, стоят ещё более маленькие городские здания, на крышах которых и стоит император. Мачта, огромная по сравнению с размерами судна, отличается высокой детализацией, а на бушприт водружён двуглавый орёл. В качестве пьедестала для масштабного памятника служит стилизованная ростральная колонна, ростры которой украшены Андреевскими флагами. Монумент установлен на небольшом искусственном острове, который обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Высота памятника - 98 метров. Это третий по высоте памятник Москвы и России после монументов Победы (141,8 метра) и (107 метров).

Технические детали

В инженерном смысле монумент представляет собой уникальное сооружение.

Его несущий каркас построен из нержавеющей стали, поверх которой навешены бронзовые детали. Внутри пьедестала предусмотрена лестница для наблюдения за состоянием памятника. Фигура Петра и корабль собирались по отдельности и монтировались уже в готовом виде. Паруса, со стороны кажущиеся монолитными, также имеют внутри металлический каркас, служащий для облегчения их веса. Любопытно, что ванты корабля представляют собой настоящие плетёные канаты: их сплели из нескольких тросов из нержавеющей стали и закрепили таким образом, чтобы полностью исключить их подвижность. На работах по монтажу задействовали 120 человек.

Для строительства использовали высококачественную бронзу. При монтаже её покрывали специальным защитным лаком, предотвращающим коррозию и изменение цвета.

История памятника

Любопытно, что история установки исполинского Петра фактически началась с совсем другого памятника.

20 октября 1996 года в России отмечали 300-летие российского флота, и за год до этого российские моряки при поддержке первого заместителя Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова обратились к правительству России с просьбой установить на набережной напротив Третьяковской галереи памятник по эскизу скульптора Льва Кербеля. Однако, московские власти взялись разрешить все вопросы с памятником самостоятельно, и решением правительства Москвы были организованы специальные комиссии, которые сочли задумку Церетели более интересной. Вместе с тем, скульптору рекомендовали внести в проект некоторые изменения: одеть Петра в традиционную российскую форму, разместить внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев и убрать двуглавого орла с бушприта. Автор к рекомендациям не прислушался.

Построить памятник к празднику, разумеется, уже не представлялось возможным: на его проектирование и строительство ушло около года, и он был открыт 5 сентября 1997 года - в день празднования 850-летия Москвы.

Любопытно, что ещё при строительстве памятника с ним вышел громкий эксцесс: 6 июля 1997 года члены радикальной подпольной группы "Реввоенсовет" заминировали Петра. Взрывать памятник, однако, не стали: по разным версиям, подрыв был толи отменён, толи предотвращён. Позже участники организации были привлечены к ответственности за терроризм.

К сожалению, горожане в основном не приняли новый памятник: он вызвал отторжение и был резко раскритикован, причём принять Петра не смогли даже спустя годы после установки скульптуры. Активная общественность не раз инициировала дискуссии и кампании за снос памятника, а некоторые другие российские города даже изъявляли готовность его принять, но пока что он остаётся на своём месте. И, видимо, останется навсегда: как бы там ни было, вне зависимости от отношения горожан к памятнику, постепенно москвичи к нему привыкают.

"Вас здесь не стояло": критика монумента

Памятник Петру I стал, вероятно, самым скандальным монументом в истории современной Москвы, став живой городской легендой.

Первое, что смутило горожан - слухи о том, что памятник является слегка переработанной скульптурой Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США и Испании к 500-летию открытия Американского континента, но те отказались. Скульптор опроверг эти слухи, но им по-прежнему верят. В музее-мастерской Зураба Церетели есть макеты обоих памятников, которые специально демонстрируются рядом, чтобы публика могла увидеть различия между ними.

Вопросы возникли и к ростральной колонне в пьедестале памятника - дело в том, что ростральные колонны принято украшать трофейными рострами (или их скульптурными изображениями) вражеских кораблей, но в монументе на них закреплены Андреевские флаги - символика российского флота. Таким образом, Пётр с памятника словно воюет с российским флотом. Кроме того, москвичей огорчили место и размеры памятника: ведь Пётр Первый связан в первую очередь с Петербургом, и горожанам показалось нелогичным строить настолько огромный памятник ему в Москве, да ещё в самом центре, где он сильно вмешивается в городские панорамы. Смутили и странные пропорции гигантского императора к маленькому кораблю.

В разные годы отдельные общественные деятели и организации неоднократно предлагали снести, перенести и даже построить вокруг Петра небоскрёб. Дискуссия была особенно острой после открытия монумента, московские СМИ публиковали большое количество статей против памятника, а общественные деятели собирали подписи и занимались агитацией за его снос, но позже всё поутихло. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова споры разгорелись вновь, но памятник пережил и их.

Любопытно, что обилие критики породило массу ироничных названий, которыми именуют памятник в народе: "Пётр Христофорович", "Кинг-Конг", "Колумб с головой Петра", "Гулливер" и ряд прочих.

Так или иначе, в наши дни памятник Петру I стал одной из самых из самых известных достопримечательностей Москвы. Да и как не стать, если его видно из половины центра города?

Памятник Петру I "В ознаменование 300-летия российского флота" находится на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в районе фабрики "Красный Октябрь". Добраться до него можно пешком от станций метро "Парк Культуры" Сокольнической и Кольцевой линий, "Полянка" Серпуховско-Тимирязевской и "Октябрьская" Калужско-Рижской.

В наши дни Замоскворечье, как и вся Москва, продолжает меняться. Например, на стрелке Москвы-реки в 1997г. появился памятник 300-летию Российского флотаработы Зураба Церетели. Общая высота памятника составляет 98м, что сделало монумент самым высоким в России и одним из самых высоких в мире.
Памятник уникален в техническом плане. Несущий каркас сделан из нержавеющей стали, на него навешены бронзовые детали облицовки. Отдельно друг от друга собирались пьедестал, корабль и фигура Петра. Ванты корабля были отлиты из нержавеющей стали и сплетены из нескольких тросов, чтобы предотвратить их подвижность. Внутри памятника устроена лестница для наблюдения за его состоянием. Железобетонный фундамент, на котором покоится памятник, образует искусственный остров и обрамляется фонтанами. Все это создает эффект рассекающего воду корабля.
Независимая общественная комиссия, оценивая художественные качества памятника в 1997г., за несколько месяцев до его открытия, указывала, что «Петр I», объявленный подарком морякам к 300-летию Российского Флота, таковым фактически не является.

Прежде всего, потому, что праздник прошел аж в октябре прошлого года. Во-вторых, еще в 1995 году моряки за подписью Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили Российское правительство и лично Виктора Черномырдина установить в честь праздника в Москве совершенно другой памятник. Его эскиз сделал народный художник академик Лев Кербель… Памятник планировали открыть в сентябре 1996 года напротив Третьяковки, для чего сделали новый пешеходный мост через Водоотводный канал и украсили там набережную.…

Однако все вопросы с этим памятником Москва взялась решить самостоятельно, без помощи России, о чем правительству Родины было сообщено специальным письмом. И вот приблизительно весной 1996 года в 300-летней истории Российского Флота впервые появилась фамилия Церетели. Решениями столичного правительства и бывшего главного архитектора города Леонида Вавакина вдруг были созданы специальные комиссии, которые осмотрели проекты Кербеля и Церетели и признали, что задумки Зураба Константиновича неповторимо прекрасны.

Памятник Петру работы Кербеля установили в Измайлово. Городской комитет по празднованию 300-летия Флота по рекомендации Правительства Москвы съездил в мастерскую Церетели и ознакомился с проектом памятника. Члены комитета попросили власти рекомендовать 3.Церетели внести в проект следующие изменения: — изобразить статую Петра I в традиционной форме российского военного моряка начала 18 века; - установить (разместить) внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев; - убрать орла с бушприта, но это не было сделано.

16 мая 1997г. общественная комиссия, созданная мэром Москвы из-за большого общественного резонанса в связи с появлением памятника, ознакомилась с результатами социологических опросов, проведенных фондом «Общественное мнение» и ВЦИОМ - половине опрошенных москвичей памятник не нравился. Изучив результаты, комиссия провела свое собственное голосование: 13 ее членов проголосовали «за» то, чтобы оставить памятник на этом месте, 3 проголосовали «против». А 6 июля 1997г. группа «Реввоенсовет» попыталась взорвать памятник. По их словам, взрывчатка была уже заложена, но взрыв отменили из-за возможных жертв среди прохожих. По другой версии, взрыв был предотвращен благодаря звонку анонима. С тех пор доступ публики к памятнику был закрыт.

Монумент вызвал такое количество критических замечаний, что родилась даже легенда, будто изначально это был памятник Христофору Колумбу для Доминиканской республики. Но Доминиканское государство от памятника отказалось, и Колумб превратился в Петра Первого. Но ничего общего с действительностью она не имеет.
Однако несуразность в памятнике все-таки есть: Петр I стоит в небольшом ботике («отце русского флота») на ростральной колонне. При этом корабли украшены Андреевскими флагами, тогда как ростры - это носовые части вражеских судов. Получается, что Император воевал против собственного флота.

28 сентября 2010г., в день снятия Ю.М.Лужкова с должности мэра Москвы, Марат Гельман высказал предложение о сносе памятника. 4 октября 2010г. и. о. мэра Москвы Владимир Ресин на совещании в администрации предложил подумать о переносе памятника в другое место. После этого о намерении принять у себя памятник основателю российского флота заявили отдельные представители власти и группы жителей следующих городов: Азов, Приднестровье, Петрозаводск, Воронеж, Иваново, Орел, Архангельск, Переславль-Залесский, Камышин, Ижевск. А еще ранее подобные письма поступали из Англии и Франции. Наконец, 28 июля 2011г. на пресс-конференции префект Центрального административного округа (ЦАО) Москвы Сергей Байдаков заявил:

Петр I как стоял, так и будет стоять. Я вообще считаю, что все должно быть, как создали наши предки.

А в пост-апокалиптическом романе Олега Дивова «Лучший экипаж Солнечной» памятник Петру I и Храм Христа Спасителя - одни из немногих уцелели в Москве. Причем мутанты считают памятник изображением некого языческого бога и поклоняются ему, совершая паломничества по высохшему руслу реки, которое считают специальной дорогой, а обгоревший Храм Христа Спасителя («Черную церковь») - специальным культовым сооружением, возведенным для свершения обрядов. В романе памятник Петру выглядит так:

Непомерных размеров статуя глядела прямо в экран на собравшихся в рубке астронавтов. Злое некрасивое лицо с маленькими глазками и закрученными усами поражало мастерски переданной скульптором параноидальной жаждой власти. Единственная рука гиганта сжимала архаичного вида штурвал. Ногами чудовище попирало крошечный морской кораблик.

Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» еще известен как памятник Петру I. На огромном пьедестале разместился корабль с фигурой Петра. Расположен он недалеко от Храма Христа Спасителя на искусственном острове в месте разделения Водоотводного канала и самой Москвы реки. Установили его в 1997 году, открытие состоялось 5 сентября 1997 г. в рамках празднования 850-летия Москвы.

Зураб Церетели создал его по заказу Правительства Москвы, хотя до этого планировалось годом раньше к 300-летию Российского Флота поставить памятник по эскизу академика Льва Кербеля, причем напротив Третьяковки. Однако московские власти посчитали проект Церетели более перспективным.

Данный памятник является самым высоким в России, да и в мире скульптурных памятников выше не так уж много. Общая высота достигает 98 метров. Впрочем, общественность столь громадный памятник, да еще расположенный в данном месте, восприняла негативно. Тем не менее, памятник просто не может не привлечь внимания знакомящихся с достопримечательностями столицы.

Инженерное сооружение выполнено из разных материалов и собиралось по частям. Основным материалом является высококачественная бронза, прошедшая пескоструйную обработку, патинирование и вскрытие защитными воском и лаком. Пьедестал представляет собой украшенный бронзовой облицовкой каркас из нержавеющей стали. Корабль и сама фигура Петра также были отдельными элементами, которые затем были вмонтированы на пьедестал. Из нержавеющей стали выполнены и ванты корабля. А вот паруса сделаны методом выколотки из меди, чтобы уменьшить вес конструкции. Некоторые элементы вроде свитка в руках Петра и Андреевских крестов на флагах позолочены. Кстати, Андреевские флаги подвижны и играют роль флюгеров.

Сам искусственный остров, на котором расположен памятник, представляет собой не просто железобетонный фундамент, а композицию с фонтанами, которые должны производить впечатление, что корабль действительно рассекает воду.

В памятнике специалисты указывают ряд неточностей с точки зрения морской истории, не были учтены пожелания видеть внутри еще и бюсты знаменитых флотоводцев, а статую Петра I изобразить в форме военного моряка 18 века. Памятник не раз предлагалось демонтировать, его даже пытались взорвать.

Народные названия, топонимы

  1. Памятник Петру I

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Нет, пожалуй, правителя, который бы более заслуживал многовековую память соотечественников, чем в Москве по проекту знаменитого скульптора З. Церетели считается одним из самых неоднозначных творений автора.

Вокруг этого памятника уже полтора десятка лет не утихают дискуссии, он вызывает множество разных мнений. С точки зрения художественной ценности, к нему относятся по-разному. Не взирая на это, как образец инженерного искусства он уникален.

Описание памятника

Памятник Петру Первому в Москве расположен на железобетонном острове, созданном специально для его установки. Несущая основа конструкции смонтирована из нержавеющей стали в виде каркаса, на котором установлена бронзовая облицовка. Фигура Петра, корабль и нижний сегмент памятника собирались по отдельности и лишь после этого выстраивались на общем, подготовленном заранее пьедестале.

Своеобразно сконструированы ванты корабля. Они сделаны из металлических тросов, соединенных между собой и качающихся при дуновении ветра. Другими словами, ванты сделаны, как настоящие.

Памятник облицован высококачественной бронзой, защищающей его от разрушающих воздействий внешней среды. Фигура императора для дополнительной защиты покрыта специальным лаком, способствующим сохранению цвета.

Паруса корабля сделаны полыми для облегчения верхней части монумента. Их основой служит легкий Все крепления памятника сделаны из нержавеющей стали во избежание коррозии. Внутри монумента имеется лестница, предназначенная для реставраторов, установленная для оценки внутреннего состояния конструкции.

Как уже сказано, бронзовый царь стоит на искусственном острове. Для имитации движения корабля по волнам в основаниях острова обустроены фонтаны. При взгляде на композицию создается впечатление, что корабль рассекает волны.

История создания

В мировой культуре известно немало случаев, когда необычные или странные скульптурные композиции прославляли своих героев и авторов. Например, памятник Вацлава на мертвом коне, расположенный в центре Праги, Хэддингтонский постамент, изображающий акулу, врезающуюся в крышу дома, или всем известный брюссельский писающий мальчик. Своей достопримечательностью в этом же роде могут похвастаться и Памятник Петру I в Москве вошел в мировую десятку самых «несимпатичных» сооружений.

Памятники в других городах

Царь Петр оставил в истории нашего Отечества величайший след как неординарный реформатор, правитель, военачальник и, несомненно, великий деспот. Не только Москва и Петербург славятся петровскими монументами.

Памятники Петру есть в Калининграде, Воронеже, Выборге, Махачкале, Самаре, Сочи, Таганроге, Липецке и даже в европейских городах - Риге, Антверпене, Роттердаме, Лондоне.

Нескольких томов не хватит, чтобы рассказать о том, сколько сделал для России Петр 1. Памятник в Москве и других городах сохранит на многие десятилетия облик величайшего из русских монархов.

Несколько слов об авторе

И художник Зураб Константинович Церетели родился в городе Тбилиси, в 1934 году, за три дня до Рождества. Высшее образование он получил в Академии художеств города Тбилиси. Затем обучался во Франции, где познакомился с выдающимися живописцами - Шагалом и Пикассо.

60-е годы в жизни скульптора ознаменованы началом активной работы в монументальном жанре. Одним из знаменитых детищ Церетели считается «Петр 1» - памятник в Москве. Его работы известны не только в России и странах СНГ.

Скульптуры Церетели имеются в Америке («Слеза скорби», «Добро побеждает зло»), Великобритании («Разрушить стену недоверия»), Испании («Победа»).

Памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" или памятник Петру Великому работы Зураба Церетели был официально открыт ровно 15 лет назад.

98-метровая работа Церетели стала одним из самых высоких памятников в России и в мире. Ей уступает даже Статуя Свободы в Нью-Йорке. Возможно, памятник Петру стал и одним из самых тяжелых. Скульптура, каркас которой сделан из нержавеющей стали, а детали облицовки выполнены из бронзы, весит более 2000 т. Памятник состоит из трех частей: пьедестала (нижняя часть памятника), корабля и фигуры Петра. Все части собирались по отдельности. И чтобы создать памятник, скульптору потребовалось чуть меньше года.

Статуя была установлена на искусственном острове с помощью 120 монтажников . Данные о суммах, затраченных на работу, разнятся. Неофициальные источники утверждают, что стоимость возведения бронзового царя - около 20 млн. долл. Из официальных источников известно, что на установку монумента было потрачено 100 млрд. руб., то есть 16,5 млн. долл.

Если верить СМИ, эта уникальная инженерная конструкция изначально представляла собой памятник Колумбу, которую автор хотел продать Испании, США и странам Латинской Америки к 500-летию открытия Американского континента. Однако никто не принял предложение скульптора.

Судя по словам экспертов в области морской истории, при создании памятника было допущено несколько неточностей. Ростры - трофеи с вражеских кораблей - установлены неправильно. На памятнике ростры увенчаны Андреевским флагом, поэтому получается, что царь Петр воевал против собственного флота. По правилам, Андреевский флаг вывешивается на корме. Интересно, что это правило выполнено только на корабле, на котором стоит Петр.

Было опровергнуто и официальное название памятника - "В ознаменование 300-летия российского флота". Монумент не мог иметь такое название в первую очередь, потому что 300-летие российского флота праздновалось за год до открытия памятника. Кроме того, в 1995 году моряки за подписью врио Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили установить в честь праздника в Москве памятник работы народного художника академика Льва Кербеля.

Сразу же после завершения монтажных работ памятник невзлюбили за внешний вид, за огромные размеры, за неудачное месторасположение и за то, что гигантский монумент не представлял ценности для города. Под лозунгом "Вас здесь не стояло" проводился сбор подписей против установки памятника. Согласно многочисленным соцопросам, проведенным в 1997 году, больше половины москвичей были против памятника. Споры не утихали долгое время. С памятником пытались бороться не только на бюрократическом уровне. Существуют слухи, что сначала памятник даже пытались взорвать. Позднее, в 2007 году, появился проект, авторы которого предлагали накрыть монумент стеклянным кожухом. В этом же году проходил сбор пожертвований на демонтаж памятника. Однако собрать удалось не более 100 тыс руб. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова памятник Петру предложили перенести в Санкт-Петербург, но там отказались от такой щедрости, сказав, что в городе уже есть один монумент царю работы Церетели.

На стороне недовольных граждан выступили и иностранные организации. Так, в 2008 году памятник работы Церетели занял десятую позицию в списке самых уродливых сооружений мира, по версии сайта "Виртуальный турист".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные