VI. Тайны индийских факиров. Факиры. Божественные существа или мистически-ловкие шарлатаны

Фред С. Эллмор, молодой уроженец Чикаго, наглядно продемонстрировал правоту своей теории, находясь в индийском городе Гая: манговые деревья, дети, а также другие объекты, якобы создаваемые факиром на глазах у зрителей, как показано в результате осуществленного хитроумного плана, являются всего лишь плодом воображения!

«Почти каждый путешественник, возвращающийся из Индии, привозит с собой более или менее удивительные истории о представлениях индийских факиров или фокусников. Всякому, кто когда-либо слышал одну из таких историй, было бы любопытно узнать объяснение тайны. Предлагались различные виды теорий, и все они были более или менее неудовлетворительными. Юному жителю Чикаго не оставалось ничего другого, как самому найти объяснение, которое действительно ставит точки над „и“, и предоставить то, что явилось бы решающим доказательством правильности его идеи. Открытие его имеет шанс привлечь внимание людей во всех частях света, и он может стать столь же широко известным, как открыватель электричества».

Да, он мог бы, вне всякого сомнения, достичь этого, если не обращать внимания на два пустяковых факта: (а ) если бы то, что он открыл, не было известно восточным оккультистам в течение много веков как ГУПТА МАЙЯ, или «тайная иллюзия»; и (б ) если бы не существовало около сорока лет Теософского общества, которое рассказывало историю «Эллмора» каждому гоби-мучи , склонному верить в таинственный и сверхъестественный характер так называемых индийских «фокусников». Уже свыше десяти лет назад все подобные явления – и даже более удивительные и феноменальные, поскольку они являются вполне научными и объяснимыми при помощи естественных причин – были многократно охарактеризованы автором данной статьи в Симле как «психологический трюк», к глубокому разочарованию ее чересчур восторженных друзей. Что собой представляют в действительности такие психологические трюки , и в чем состоит разница между ними и «простыми фокусами», это будет объяснено ниже. А теперь вернемся к сообщению в «Tribune ». После сообщения некоторых частных подробностей относительно м-ра Фредерика С. Эллмора, описывающих его детство, учебу в колледже и цвет его волос, и дающих адрес местожительства его семьи, интервьюер показывает его, вместе с его другом и одноклассником, м-ром Георгом Лессингом – один из них «фотограф-энтузиаст», другой искусный художник – в стране Священной Коровы и ушлых факиров .

«Рассказывая корреспонденту «Tribune » о своем замечательном опыте, приобретенном в Индии, м-р Эллмор сказал: «Мы нашли Западную Индию совершенно очаровательной, и провели некоторое время в Калькутте. Оттуда мы отправились на север, остановившись на короткое время в Раджмахале и Динапуре. Из последнего города мы поехали южнее, к Гая, которую и достигли к концу июля. Лессинг и я часто говорили об индийских факирах и их удивительных представлениях, и мы решили провести тщательное изучение их сил. Мы были постоянно наготове в ожидании первоклассных фокусников. Однажды после полудня, когда я собирался вздремнуть, Лессинг ворвался в комнату и сказал мне, что перед домом находится факир, готовый начать свое представление. Я был так же обрадован, как и он. Никто из нас до этого времени не имел возможности увидеть кого-нибудь из этих людей, но мы разработали небольшой план, который и привели в действие, когда представилась возможность. Я теоретически предполагал, что объяснение всех приписываемых им сверхъестественных трюков могло бы быть найдено в гипнотизме, но я все же не знал, как они это делают, пока Лессинг не предложил такой план для проверки моей теории. В то время как факир проделывал свои фокусы, Лессинг должен был бы сделать быстрый карандашный набросок того, что он видел, а я в тот же самый момент сделал бы моментальный снимок моим „Кодаком“.

Приготовившись привести наш план в исполнение, мы вышли из нашего жилища и обнаружили факира, толпу его соотечественников и одного или двух европейцев. Факир оказался чудаковато выглядящим стариком. Его волосы были длинными и спутанными, и его борода низко свисала на его грудь. Его единственным украшением было медное кольцо или браслет, одетый на его правую руку между запястьем и локтем. Его глаза были замечательны своим блеском и своей напряженной глубиной, если можно это так выразить. Они были совершенно черными и казались сидящими необычайно глубоко на его лице. Когда мы вступили в небольшой кружок вокруг него, его глаза охватили нас от головы до пят. Он расстелил на земле грубый ковер из необычной ткани, около четырех футов в ширину и шести в длину. Справа от него находилась небольшая глиняная чаша, и на коленях лежал музыкальный инструмент странного вида.

Получив сигнал, что все готово, он взял чашу в свои руки и высыпал содержимое – красноватую, похожую на песок, смесь – на ковер. Он перемешал ее своими пальцами, очевидно, чтобы показать, что она не содержит никаких скрытых предметов. Вновь насыпав песок в чашу, он поместил ее в центр ковра, на расстоянии нескольких футов от своих коленей, и покрыл ее небольшим платком, предварительно положив в смесь несколько зерен манговых плодов. Затем он сыграл таинственную мелодию на своей дудочке, раскачиваясь взад и вперед, и, делая это, неторопливо всматривался в каждого из толпы наблюдателей своими удивительными глазами. Раскачивание и игра на дудочке продолжалась две или три минуты. Затем он внезапно остановился и приподнял один из краев платка. Мы увидели несколько зеленых ростков в два или три дюйма высотой. Он опустил платок, поиграл еще немного на своей дудочке, и я мог бы поклясться, что я увидел платок, поднятый на три фута в воздух. Он снова остановился и убрал платок. В это время там было настоящее дерево, двух или более футов в высоту, с длинными тонкими плоскими листьями. Лессинг легко подтолкнул меня, и я сделал свой фотоснимок, он же нарисовал набросок. В то время как мы наблюдали создание странного старика, оно, как показалось, исчезло из наших глаз. Когда это произошло, он перенес чашу и разостлал ковер перед собой. За этим последовало еще больше музыки и раскачивания, еще больше смотрения в землю, и так как мы следили за грязным прямоугольником из ткани, который он постелил на землю, мы увидели под ним очертания двигающегося предмета. Когда мы наблюдали за этим, он схватил платок за два угла и рывком приподнял его с земли. На том месте, где он был за мгновение до того, сидел самый странный рябой индийский ребенок из всех, которых я видел во время моего путешествия. Нервы Лессинга были в лучшем состоянии, чем у меня. Я бы забыл, что я должен делать, если бы он не напомнил мне об этом. Я сделал фотографию, а он – свой рисунок. Ребенок оставался лишь одно мгновение, после чего факир вновь покрыл его платком, и, вытащив нож, нанес удары по тому месту, где сидел ребенок. В следующее мгновение он сорвал платок, под которым ничего не было.

Едва мы успели оправиться от изумления, как факир вытащил из-под своих колен клубок серой веревки. Зажав свободный конец между своими зубами, он резким движением вверх бросил клубок в воздух. Вместо того чтобы возвратиться к нему обратно, клубок все поднимался и поднимался до тех пор, пока не скрылся от нашего взора, и остался лишь длинный качающийся конец веревки. Когда мы опустили глаза после попыток увидеть клубок, мы все были изумлены, увидев стоящего около факира мальчика примерно шести лет. Его не было там, когда клубок был брошен в воздух, но он был там теперь, и по команде факира обошел вокруг веревки и начал карабкаться по ней, некоторым образом подражая обезьяне, поднимающейся по виноградной лозе. Когда он начал подниматься, я навел на него фотоаппарат и сделал снимок, и в то же самое время Лессинг делал зарисовку. Мальчик исчез, когда он достиг высоты тридцати или сорока футов над землей, по крайней мере, мы не могли его увидеть. Моментом позже веревка исчезла. Затем факир встал, свернул свой ковер, взял чашу и, обходя толпу, стал просить вознаграждения.

У меня не было возможностей для проявления фотографических пленок, и Лессинг взял их с собой для проявки, вместе с тысячей или еще большим количеством других негативов. Изображения факира вместе с некоторыми другими я получил сразу после обеда. После ухода факира Лессинг дополнил свои наброски и оставил их у меня. Вы увидите, сравнивая рисунки Лессинга с фотографиями, что ни в одном случае камера не зарегистрировала удивительных особенностей представления. Например, набросок Лессинга показывает дерево, выросшее из куста, в то время как камера не обнаруживает там никакого куста. Лессинг, а также и я, видели мальчика, и он попал в его набросок, хотя камера демонстрирует отсутствие мальчика. Рисунок Лессинга, на котором изображен карабкающийся по веревке мальчик, это доказательство, что он видел это, но камера утверждает, что не было никакого мальчика и никакой веревки. Поэтому я был вынужден поверить, что моя теория абсолютно верна, – что факир просто загипнотизировал всю толпу, но не смог загипнотизировать камеру. Я собираюсь написать историю об этом, сделать копии с рисунков и послать их в Лондонское Общество психических исследований. Я не сомневаюсь, что они найдут им хорошее применение».

У нас также нет каких-либо сомнений по этому поводу. «О. П. И.», конечно, найдет «хорошее применение» наброскам м-ра Лессинга и фотографиям м-ра Эллмора, как оно это сделало с сотнями своих сеансов со спиритическими медиумами, и с доказательствами, представленными теософами: неспособное связать эти вещи со своим излюбленным «телепатическим воздействием», оно заклеймит в целом все вышеприведенные многочисленные и хорошо известные феномены как фокусничество, ловкость рук и трюки à la «Маскелин и Кук». Ибо это обычно бывает единственным объяснением, даваемым «ученым» Обществом всему, что его члены не понимают и неспособны понять.

Мы с радостью поздравляем м-ра Эллмора и м-ра Лессинга и должны сказать несколько слов по данной теме для их пользы в и благополучия в будущем.

Прежде всего, мы спрашиваем их, почему они называют «фокусника» – «факиром»? Если он является одним из них, то он не может быть другим; ибо факир – это просто мусульманский фанатик , который все свое время проводит в благочестивых делах, таких, как стояние днями на одной ноге или на макушке своей головы, и не уделяет внимания каким-либо другим феноменам. Он не может быть также и йогом, ибо имя последнего несовместимо с «собиранием толп» для показа своих психических сил. Человек, которого они видели в Гая, был просто – как бы его назвать покорректней – публичным фокусником, или, как его обычно называют в Индии, ядувалла (колдун) и «создатель иллюзий , будь он индусом или мусульманином. Как подлинный фокусник, то есть тот, кто заявляет нам о том, что он покажет нам сверхъестественные феномены, или сиддхи йогов, он в такой же мере имеет право на использование колдовских трюков, как, например, Гофман, или Маскелин и Кук. Ну что ж, мы приглашаем последних джентльменов и всех «волшебников Севера», повторить, если они могут, даже такие фокуснические феномены , как вышеприведенные, одетыми, а точнее раздетыми, как и фокусники, и под куполом неба, а не под крышей или потолком зала или театра. Они никогда не смогут сделать этого . А почему? Да потому что такие «фокусники» – это не те, кто использует «ловкость рук». Они являются квалифицированными и подлинными психологами, месмеризаторами, наделенными наиболее феноменальными силами, которые до сих пор неизвестны и почти не практикуются в Европе, кроме некоторых исключительных случаев. И что касается данного пункта, мы спрашиваем, основывая наши вопросы на логике аналогий: если существование таких феноменальных сил «очаровывания», как распространение чар на аудиторию часто в несколько сотен или даже тысяч человек, доказано хотя бы однажды в простых профессиональных фокусниках, то кто же может отрицать те же самые силы, только в двадцать раз более могущественные, в обученных адептах оккультизма? Это будет крепким орешком для Общества психических исследований – если оно когда-либо примет свидетельство м-ра Эллмора, в чем мы сомневаемся. Но если оно и будет принято, то, какое же право будут иметь члены этого Общества или публика сомневаться в заявлениях, сделанных от имени великих йогов и ученых адептов и «махатм», которые создают во много раз более удивительные феномены? Единственный факт, поистине, состоит в том, что все собравшиеся видят веревку в воздухе, конец которой кажется закрепленным в облаках, мальчика, поднимающегося по ней, ребенка под корзиной, и растущее манговое дерево, когда на самом деле нет ни веревки, ни мальчика, ни мангового дерева, – все это может дать нам право назвать это величайшим из возможных ментальных чудес; некий «психологический трюк » – это почти верно, но с ним никогда не сможет конкурировать, и даже приблизиться к нему, никакое физическое явление, сколь бы удивительным одно ни было. «Всего-навсего – гипнотизм», – говорите вы. Но те, кто говорит так, не знают разницы между гипнотизмом, который в лучшем случае является лишь чисто физиологическим проявлением даже в руках наиболее сильного и обученного экспериментатора, и истинным месмеризмом, не говоря уж о махамайе или даже гупта майе в древней и современной Индии. Мы бросаем вызов всем и каждому, от Шарко и Рише до всех второсортных гипнотизеров, включая и величайших физических медиумов, чтобы они создали то, что м-р Эллмор и м-р Лессинг приписывают их «фокуснику».

Для тех, кто неспособен понять всю важность такой психо-спиритуальной силы в человеке, которую «Tribune » столь невежественно и глупо называет «гипнотизмом», все, что мы можем сказать, будет бесполезно. Мы попросту отказываемся отвечать им. Но другим, кто поймет нас, мы скажем: да ; это волшебство , очаровывание, психология, назовите как захотите, но это не «гипнотизм». Последний является неким помрачением ума, создаваемым некоторыми людьми, действующими на других людей посредством прикосновения, или путем пристального вглядывания человека в сильно освещенное пятно, или неких других манипуляций; но что это по сравнению с коллективным и одновременным очаровыванием сотен людей одним мимолетным взглядом «фокусника» (Vide supra [см. выше]), даже если этот взгляд «охватывает каждого человека» «от головы до пят». Никакой теософ, который что-либо знает об оккультизме, никогда не объяснял такие феномены никаким другим образом, кроме как магическими чарами и очаровыванием ; и приписывать им что-либо еще равнозначно тому, как если бы учить сверхъестественному и чудесному, – то есть тому, что невозможно в природе. В одной только Англии есть множество теософов, которые в любой день могли бы засвидетельствовать, что их за многие годы до сегодняшнего дня учили тому, что такие физические феномены в Индии являются результатом очаровывания и психологических сил тех, кто их совершает. И все же никто в Теософском обществе никогда не заявлял об открытии им и об объяснении тайны мангового дерева, так как это учение известно уже в течение многих веков, и ныне ему обучают всех, кто хочет знать .

Тем не менее, как было сказано в начале, мы отдаем долг благодарности м-ру Эллмору и его другу за их удачную идею использовать фотографический тест для исследования такого трюка, так как никакие чары (или, как говорит, по утверждению репортера, Эллмор, «гипнотизм») не могут воздействовать на фотокамеру. Кроме того, кажется, что и оба молодых путешественника, и репортер «Tribune » поработали именно для Теософского общества. Поистине, можно с уверенностью предсказать, что никто, включая и Общество психических исследований, не уделит больше внимания «открытию» м-ра Эллмора, – поскольку последнее, невзирая на ошибочное именование гипнотизмом, является только фактом и истиной. Таким образом, лишь одно Теософское общество будет благодарно за еще одно подтверждение его учений при помощи независимого и неопровержимого доказательства.

– Я хочу, молодой человек, чтобы это кольцо всегда напоминало вам об Индии. Если вы откажетесь его принять, я решу, что дружеское расположение рани Алвара вам неприятно, – сказала княгиня.

Томек покраснел, надевая кольцо на мизинец левой руки. Не мог же он в самом деле обидеть княгиню отказом.

В тот момент, когда княгиня вручала Томеку кольцо, Вильмовский заметил на лице Бартона тень неудовольствия и многозначительный взгляд, брошенный полковником в сторону задумавшегося магараджи. Вильмовский стал опасаться, что Томек, который всегда и везде легко находил себе друзей, на этот раз может причинить им лишние трудности при исполнении загадочных планов Смуги. Как раз в это время боцман прервал свой рассказ и потянулся за чашкой ароматного чая. Андрей Вильмовский воспользовался случаем, чтобы начать общую беседу.

– Еще в Европе мне приходилось слышать о тех необыкновенных чудесах, которые совершают индийские йоги и факиры. И все же, несмотря на то, что я уже несколько дней нахожусь на родине тайн и чудес, мне лишь раз в жизни довелось видеть факира... да и то в Англии, где он демонстрировал в цирке различные фокусы, – громко сказал Вильмовский, глядя прямо на сына, который весьма интересовался этой темой.

Вильмовский не ошибся в своих расчетах. Боцман первый забыл о своей чашке чая и громко воскликнул:

– Ваша правда! Мы тогда были в цирке вместе! Этот бородатый фокусник совершенно спокойно ложился голой спиной на доску, усеянную острыми гвоздями, питался ножами, глотал огонь и заклинал змей. Это были весьма ловкие трюки!

– Папа, ты, пожалуй, забыл об уличном заклинателе змей, которого мы встретили в Бомбее. Мы даже поспорили, есть ли у его змеи ядовитые зубы, – заметил Томек, прерывая беседу, которую вел с княгиней вполголоса.

– По-моему, заклинатели змей – не фокусники, – сказал Вильмовский. – Поэтому я смело утверждаю, что мы до сих пор не видели в Индии факиров.

– Да, мне очень хотелось бы увидеть настоящего факира, – взволнованно сказал Томек.

Магараджа Манибхадра улыбнулся и, принимая из рук служителя короткую, набитую табаком трубку сказал:

– Я постараюсь удовлетворить ваше любопытство. Однако пусть прежде полковник Бартон объяснит вам подлинный смысл слов: факир и йога. Во время длительного пребывания в Индии полковник интересовался не только политическими делами нашей страны, но и таинственным учением наших святых мужей, любопытными приемами индийских фокусников. Полагаю даже, что он уже стал отменным знатоком этих вопросов.

Англичанин насупился, так как почувствовал в словах магараджи тень насмешки, но, несмотря на это, свободно ответил:

– Я охотно сделаю это, так как многие европейцы превратно толкуют значение этих слов. «Факир» – арабское слово, которое обозначает нищенствующего мусульманского монаха, давшего обет бедности. Что же касается йоги, то в Индии так зовут людей, изучающих таинственные силы природы и применяющих с этой целью, в соответствии с индийской философией, специальную систему упражнений йога, для того, чтобы полностью распоряжаться собственным духом и телом.

– Пожалуйста, объясните мне, в чем заключается система йога? – с любопытством спросил Томек.

– Чтобы стать йогой, надо отказаться от всякого имущества, бросить семью и поселиться в пустыне подальше от человеческих поселений. Избранный йогой гуру, или учитель, дает указания о том, какие следует принимать положения тела, делать движения и какие священные изречения изучать наизусть. После того, как будущий йога усвоит основы этих знаний, он проходит науку правильного дыхания и мышления. Если он успешно пройдет весь цикл трудных упражнений, ему назначают покаяние. Пройти покаяние не так-то легко. Кающийся йога дает обет долголетнего молчания, либо обязуется сидеть на солнцепеке у горящих костров, или длительное время находиться в воде, высунув из нее только голову. Иногда йога должен целыми часами держать одну или обе руки вытянутыми вверх. Кроме того, он обязан совершить несколько паломничеств ко святым местам.

После того, как йога успешно закончит это послушничество, он становится «шанниаси», т.е. кандидатом в святые. Теперь остается совершить символический обряд собственного погребения, означающий умерщвление плоти и рождение йоги для духовной жизни. Эта церемония превращает шанниаси в святого человека; совершенствуясь далее, он может дойти до высшей степени посвящения и стать парамахамсом.

Между мусульманским нищенствующим монахом, дервишем и индийским йогой, принимающим после послушничества наименование шанниаси, есть одно общее, а именно – обет бедности.

Но они не имеют ничего общего с теми факирами-фокусниками, которые для заработка показывают ловкие фокусы, кажущиеся нам иногда совершенно чудесными.

– Действительно, вы очень ясно нам это объяснили, – сказал боцман. – Но раз мы ничего не смыслим ни в арабской, ни в индийской религиях, то нас больше интересуют именно факиры-фокусники. Любопытно, есть ли еще такие в Индии?

– А как же, конечно есть и, подобно заклинателям змей, они объединены в самостоятельную общину. Я думаю, что его высочество магараджа Алвара подготовил нам какой-то сюрприз. Возможно, мы увидим настоящего индийского факира.

Не успел полковник Бартон закончить последнюю фразу, как магараджа Манибхадра четыре раза ударил в ладоши. Перед гостями немедленно появился старый, сгорбленный индиец с плоской, закрытой корзиной в руках. Бедно одетый старец носил на голове чалму, украшенную тремя павлиньими перьямиотличительным знаком заклинателей змей. Старик остановился перед магараджей, поставил свою корзину на землю, и, сложив руки на груди в ритуальном приветствии, низко поклонился владыке Алвара.

Манибхадра слегка кивнул головой. Мановением руки позволил заклинателю начать представление.

Старик установил плоскую корзину в центре зала и открыл крышку. На дне корзины лежала, свернувшаяся в клубок, желтовато-серая с голубоватым отливом змея. Заклинатель сел рядом с корзиной, по-восточному поджал под себя ноги, добыл из-за пазухи халата инструмент, по виду напоминающий кларнет, и заиграл медленную, тоскливую, монотонную мелодию.

Через несколько мгновений змея приподняла голову и стала выпрямлять свое блестящее тело. Создавалось впечатление, что змея сидит на хвосте, свернутом в кольцо.

– Нала-памба, очковая змея , длиной, пожалуй, более полутора метров, – шепнул Бартон польским охотникам, которые с интересом смотрели на необыкновенное зрелище.

– Великолепный экземпляр кобры, – тоже шепотом произнес Вильмовский.

Сначала змея не желала покинуть корзинку. Потом стала проявлять беспокойство. Движения ее становились быстрее. Она развернула головной щит, на котором виднелся узор, поразительно похожий на очки. Спереди на брюхе змеи виднелись три поперечные черные полосы. Раздраженное пресмыкающееся громко шипело и быстро двигало высунутым из пасти языком. Заклинатель ни на секунду не прерывал игры на своем инструменте. Кобра несколько раз бросалась к нему, словно пыталась его укусить, но заклинатель упорно смотрел на нее, не отступая ни на шаг.

Монотонная мелодия безостановочно лилась. Змея медленно стала впадать в какой-то транс. Глаза кобры, еще минуту тому назад горевшие бешенством и ненавистью, теперь были неподвижны, словно она находилась в столбняке.

Заклинатель змей, не переставая играть, медленно придвинулся к кобре. На миг он коснулся носом, а потом языком головы змеи. Словно проснувшись от летаргического сна, кобра с бешенством бросилась на своего укротителя, но тот успел отскочить от нее. Кобра успокоилась, и заклинатель закрыл корзину.

– Ах, будь ты неладен! Если у змеи не вырвали ядовитых зубов, то этот человек рисковал жизнью, – недоверчиво воскликнул Вильмовский.

– Если бы заклинатель не рисковал жизнью, его искусство не стоило бы и одной рупии, – сказал магараджа, обводя своих белых гостей насмешливым взглядом. – Впрочем, легко проверить, есть ли у этой кобры ядовитые зубы. Может быть, кто-нибудь из вас желает проверить лично?

Происхождение термина "факир"

Арабское значение слова "факир" говорит о принадлежности человека к индийским нищим монахам, приверженцам аскетизма. Искусство факиров базируется на управлении психической энергией, посредством ее высвобождения из неиссякаемых запасов человеческого подсознания. Факиры - люди, придерживающиеся "фундаментального" учения йогов, проповедующие самоуглубление и самопознание с целью проникновения в таинство мироздания.

В йоге имеется несколько базовых упражнений, благодаря которым человек, он же факир (йог, дервиш), способен душевно/телесно достичь полного отрешения от всего мирского. Вот, собственно, и они (упражнения): многочасовая стойка на одной ноге; взгляд в одну точку; значительное сокращение дыхательных циклов (пранаяма); выполнение комплекса асан (специальные силовые упражнения).

Основные "трюки" факиров

Кобра в выступлениях факиров играет очень таки интересную и объемную роль. "Фокусники" устраивают демонстрированные бои между данным видом змей и их смертельно-опасным оппонентом - мангустом. Также, факиры любят показывать завораживающие номера с элементами управления коброй посредством игры на специальной дудке.

Димитриус Лонго (после представлена одна из первых его афиш) - один из первых российских факиров, обладающий незаурядными способностями и имеющий в своем ассортименте несколько необъяснимых "фокусов".


Одним из таких является вынимание ложкой глаза из орбиты и демонстрация оного первому ряду "офигевших" зрителей. Лонго не брезговал и стандартным набором индийского "мистического" ремесла: глотание шпаги, хождение по стеклу, откусывание куска раскаленной стальной пластины, фиксирование тела на утыканной заточенными гвоздями доске.

Говоря об удивительных номерах факиров, следует также очертить и несколько смертельных исходов на сцене. Известный в конце XIX столетия трюкач по имени Август умер в результате выполнения номера с тремя шпагами и закрепленной на кончике одной из них горевшей лампочке, которые он заглатывал себе в желудок. Выключался свет и лучики лампочки прорывались сквозь брюшное кожное покрытие факира. Все получалось до того момента, пока лампочка не разорвалась у него в середине - летальный исход.
Еще один случай произошел с Бен-Байя (1916 год), который лежа на полу должен был отбивать руками летящие в него кинжалы, но вовремя не сориентировавшись, …


Отношение ученых к данному виду "фокусов"

В свое время английские физики позвали в Лондон знаменитого йога - Хусаина, с которым было проведено ряд наблюдений-опытов. В кругу ученых йог продемонстрировал хождение по накаленному железу, температура поверхности которого составляла около 800 градусов. Молодежь, находившаяся в помещении, попыталась повторить проделанное и получила серьезные ожоги. Впоследствии, у англичан появилось предположение о специально практиковавшейся ходьбе (особая, кратковременно - касающаяся углей походка), позволяющей тем самым избегать ожога кожи.

Демонстрация факирами номеров - "коронок"!

Здесь хотелось бы описать несколько трюков, выполняющихся факирами из разряда "необъяснимое":

Ассистент - мальчик, садясь на землю, накрывается корзиной. После, происходит небольшой диалог между факиром и подростком, в котором фокусник говорит юнцу закопаться под землю. Мальчик утверждает, что ему мешают камни. Взбешенный факир начинает протыкать корзину заостренным кинжалом. Появляется кровь и раздаются вопли мальчика - зрители в шоке. Они не выдерживают, оттаскивают факира и судорожно скидывают корзину, наблюдая при этом, что там никого нет. Публика, озираясь, видит совершено невредимого мальчика, стоявшего в другом конце арены.

- "Индийский канат". Конец каната забрасывается факиром высоко вверх (по воздуху). Ассистент взбирается на него и исчезает - после неповиновения слезть, за ним следует фокусник. После словесных возмущений, на землю падает разрезанное тело мальчика. Спокойный факир спускается вниз - складывает из разрубленных частей тело и ассистент моментально оживает, обходит зрителей и собирает деньги за номер. Некоторые зрители пытались запечатлеть это на фотоаппарат, но проявленные снимки показывали лишь факира, смиренно сидевшего и наблюдавшего за публикой.

- "Живой мертвец", "Заживо погребенный", "Погребение факира".

Около ста лет назад в городе Лахоре был осуществлен номер, условия исполнения которого будоражат мозг даже сегодня. Йог Харида, закрытый в специальный деревянный саркофаг, провел без воды и пищи сорок! дней. Охранники менялись каждые 2 часа. Пробуждение йога проходило публично - зашитый наглухо мешок распечатали и подтвердили (медик) наличие холодного, не подающего жизненных признаков (не ощущалось биение сердца, не прощупывался пульс) тела. Ученик факира начал поливание Харида теплой водой, удалил тампоны из ноздрей и ушей, разжал челюсти и вытянул язык йогина. Харид вздохнул и сразу сумел приподняться.


Впечатляющие способности факиров не дают возможности говорить об их божественности и уровне высочайшего просветления . Так - как настоящие мастера никогда не раскрывают - не демонстрируют своих сверхчеловеческих способностей!


Тематический материал на сайте:

Видео:

Книги:

Луи Жаколио "Факиры-очарователи" (фрагмент)

С. М. Макаров "Искусство факиров в Европе XIX-начала XX века"

Цитаты:

Некто спросил у мудреца: Почему некоторые женщины такие сварливые?
Мудрец ответил: Пока факир двигает флейтой кобра его не кусает.

Если вы удивили женщину, это путь к её завоеванию, но если вы дальше не предпримите никаких шагов, то вы так и останетесь факиром на час.

Вопрос к зашедшим йогину(е):

Приходилось ли вам наблюдать за выступлением факиров? Какие трюки они выполняли?

Индийские факиры, особенно их высшая группа, или секта, так называемые йоги, уже давно пользуются во всем мире великой славой как волшебники.

Они могут совершать много чудесных вещей, знакомы с некоторыми психологическими процессами, которые западной науке стали известны совсем недавно. Факиры умеют приводить себя в состояние искусственного сна, подобного тому, который представляет собой естественное явление у многих животных. Факиры могут жить без пищи и почти без дыхания целые недели или даже месяцы.

Фантастическое мастерство индийских факиров тесно связано с учением йогов. Неотъемлемой частью учения является представление о всемогущей скрытой психической силе - «пране», которая позволяет йогам, натренировавшим свою волю, творить чудеса. Естественно, что здесь не обходится без иллюзионных трюков. Факиры - бродячие индийские фокусники - мастерски делают вид, что их иллюзионные трюки не что иное, как результат таинственной психической силы. Набор традиционных факирских трюков велик. По требованию публики пульс одной руки факира замедляется, а потом совсем прекращается и восстанавливается в другой руке. Факир прячет под мышками два твердых шарика. Достаточно нажать на них, чтобы пульс замедлился, а затем восстановился.

Две горсти сухого песка разного цвета высыпают в сосуд с водой, и все старательно перемешивается. После этого факир вынимает из сосуда сухим песок каждого цвета в отдельности. Безусловно, что песок предварительно подвергается особой обработке.

Факир на глазах у зрителей сажает в землю зернышко мангового дерева, засыпает его песком и накрывает платком. Приподнимая время от времени платок, он показывает, что из песка со сказочной быстротой прорастает молодой побег. Через полчаса факир снимает платок. Под ним оказывается настоящее деревцо с почками и листьями высотой около метра. Пока деревце «прорастает», факир произносит заклинания, делает вид, что разрезает себе руку и опрыскивает песок своей кровью. Все это не имеет никакого отношения к существу дела. «Чудо» совершается благодаря использованию так называемого «индийского резинового дерева». Свернутое спиралью до размеров детского кулачка, оно затем постепенно распрямляется как пружина.

Факир дает зрителям осмотреть маленькую утку, сделанную из жести, потом пускает ее плавать в тазу с водой, а сам садится, поджав под себя ноги, в двух метрах от таза. По команде факира утка ныряет и всплывает направо и налево. Зрители не замечают, что фокусник, беря утку из их рук, прикрепляет к ней нитку. Дергая ногой за нитку, факир кажется неподвижным. Нитка, которая проходит сквозь дно таза, управляет игрушкой, а вода, просачивающаяся в крошечное отверстие для нитки, скапливается внутри двойного дна.

Интересен тот факт, что факиры представляли значительную силу в политических интригах правителей. Об этом повествует древнеиндийский трактат «Артхашастра» («Наука политики»), составленный еще в V в. до н. э.

«Желающий победить государь, намереваясь овладеть заселенной местностью, принадлежащей врагу, должен объявить о том, что он всезнающий и имеет общение с богами. Этим самым он может побуждать к действию своих сторонников и запугивать противников.

Всеведение надлежит показывать следующим образом: после того как шпионы выведают все тайные (беззаконные) действия, происходящие в отдельных домах, о связи с божеством следует давать знать таким образом: данный государь должен вести разговоры с тайными агентами, имеющими вид божества огня или данного святилища - эти агенты проникают через посредство подземного хода вовнутрь изображений данных божеств, - должен воздавать им почести. Также он может вести разговоры и почитать иных агентов, являющихся из воды в виде драконов или водяных божеств; ночью можно опускать в воду светильник с морским песком и, зажегши его, показывать огненный венец; можно стоять на лодке, погруженной в воду и закрепленной (удерживаемой) с двух сторон каменным грузом, создавая впечатление, что стоишь на воде; можно непромокаемой тканью или кожей от зародыша закрыть голову так, что останется открытым только один нос, последним следует втягивать кунжутное масло, сваренное сто раз вместе с внутренностями пятнистых антилоп и с жиром раков, крокодилов, дельфинов, выдр и прочих, и двигаться таким образом по воде. Тогда распространится слух, что водяные божества, ночные духи совершают свой путь. При помощи таких колдовских действий на воде можно якобы заставить говорить дочерей драконов и Варуны и вступать с ними в разговор. В момент гнева такой имеющий общение с божествами государь может устроить, чтобы у него изо рта шел дым и огонь».

Факир, помогавший правителю, получал жалованье такое же, как и профессиональный шпион (сатри). Его годовое жалованье составляло 1000 пана (пана - медная монета массой 9,0 г).

И в последующие времена различные формы факирского фокусничества применялись для обмана.

Рис. 51. Факирский трюк

Английский майор Банкрофт, который служил в Индии, так рассказал об иллюзионе в исполнении факира Палавара: «Он лег на ковер между четырьмя вбитыми в землю бамбуковыми палками. Помощник навесил на палки куски ткани так, что получился род палатки. Двенадцать минут индиец оставался скрытым. Затем помощник снял покрывало, и мы увидели факира Суббайяха Палавара парящим в воздухе примерно в трех футах над землей. Некоторые скептически настроенные английские офицеры, присутствовавшие на представлении, длинными палками ощупывали пространство вокруг тела факира. Но он действительно парил в воздухе. Правая рука подпирала голову, как и прежде. Левая рука была немного отведена в сторону и легко опиралась на острие одной из воткнутых в землю палок.

Эта палка никак не могла выдержать вес факира… Четыре минуты парил он таким образом. Затем ткань снова опустилась, но на этот раз так, что внутренность палатки стала видна. И здесь произошло самое удивительное: индиец, не шевелясь, продолжал летать в воздухе, и его тело медленно опускалось. Тридцать две минуты потребовалось, чтобы опустить тело до земли с высоты в три фута».

Многие трюки факиров сейчас известны, но загадкой остается так называемый «Индийский канат». Популярнейший маг и кудесник иллюзионного искусства Дэвид Копперфилд говорит, что начало его артистической деятельности прошло под знаком «Индийского каната».

Индийская легенда рассказывает, что Будда решил продемонстрировать свои сверхъестественные способности народу, чтобы убедить его в своей силе и подготовить к обращению в истинную веру. Для этого чуда Будда поднялся в воздух, разрезал свое тело на куски, а потом соединил их под удивленными взглядами зрителей. Это чудо, интерпретированное впоследствии, стало коронным номером факиров и заклинателей под названием «Индийский канат».

В одном старинном трактате сохранилось описание представления, данного сыну царя Суручи. Факир волшебством создал дерево манго и подбросил высоко в воздух клубок нитей так, что конец нити зацепился за ветку. Взбираясь по нити, фокусник исчез на верхушке дерева. Через некоторое время части его тела упали на землю, но его помощник сложил их вместе, окропил водой, и факир вернулся к жизни.

Запад не узнал бы о чудо-канате, если бы не записки великого марокканского естествоиспытателя и писателя эпохи средневековья Ибн-Батутты. В 1360 г. в числе других знатных гостей он получил от Акбах-хана приглашение на обед в царском дворце в Хань-Чу в Китае. После обильной трапезы Акбах-хан предложил гостям последовать за ним в дворцовый сад, где было подготовлено удивительное представление.

В своем дневнике Ибн-Батутта записал: «После пира один из артистов взял деревянный шар, в котором было несколько отверстий. Через них продел веревку. Затем так швырнул шар вверх, что тот исчез из вида и там остался, хотя никакой видимой опоры не было. Когда в руке остался лишь небольшой конец веревки, артист приказал одному из мальчиков-ассистентов уцепиться за веревку и взобраться по ней наверх, что тот и сделал. Он лез выше и выше, пока тоже не исчез из виду. Артист трижды звал его - ответа не было. Разозлившись, он взял нож, ухватился за веревку и тоже исчез в вышине.

Затем артист спустился на землю, принеся с собой руку своего помощника, который первым поднялся по веревке; потом принес ногу, вторую руку, вторую ногу, туловище и, наконец, голову. Помощник, как было очевидно, умер. Одежды артиста и мальчика были в крови. Окровавленные части тела факир приложил на земле одну к другой в их изначальном порядке. Затем поднялся и слегка пнул сложенное из кусков тело, которое вновь оказалось ребенком - совершенно нормальным, целым и невредимым».

На протяжении столетий история «Индийского каната» вызывала множество слухов и толков, поскольку не удавалось отыскать человека, своими глазами видевшего удивительный трюк. Индийский чудо-канат вызывал горячие дискуссии, некоторые считали его мифом.

…В конце XIX в. из индийского путешествия вернулся бельгийский писатель Морис Метерлинк. Его рассказ поразил просвещенную Европу.

«Индийский фокусник, размахнувшись, подбрасывал вверх, к слепящему солнцу, свернутый круг пенькового каната, и тот разворачивался, устремляясь в высоту, а потом замирал, вытянувшись в перегретом воздухе, и оставался стоять вертикально. Худенький загорелый мальчик, ассистент фокусника, с акробатической ловкостью взбирался по нему вверх, словно обезьяна, и исчезал из виду. Фокусник некоторое время глядел ему вслед, а затем начинал звать обратно, приказывая вернуться. Ни звука не раздавалось в ответ - тишина, гробовое безмолвие. В гневе фокусник зажимал остро отточенный нож, поднимался вслед за мальчиком - и тоже пропадал в вышине. До замерших зрителей доносился шум отдаленной борьбы, раздавались чьи-то крики. На землю падали, подскакивая, окровавленные куски тела, руки, ноги, и знойная пыль взвивалась редкими облачками-фонтанчиками. Фокусник спускался вниз - с его ножа стекали красные капли. Вытерев лезвие, фокусник складывал останки в стоящую рядом плетеную корзину, после чего выполнял несколько магических пассов, и из корзины выскакивал улыбающийся мальчик, живой и невредимый. Слышались удары позванивающего бубна, и фокусник собирал коврик, а потом уходил с мальчиком по дороге, оставляя за собой неизгладимый след магии». Так живописал Метерлинк. «Это было необыкновенно, - повторял он. - Я видел чудо».

Люди верили его рассказу и не верили. Могли ли они знать, что возраст трюка «Индийский канат» составляет больше тысячи лет? Это стало известно потом, когда доктор философии Санкарашария натолкнулся в Сутрахведе - древних священных санскритских текстах - на следующие слова: «…Иллюзорный образ юноши, взбирающегося по веревке, создается факиром, сидящим на земле…». Исследователи начали искать разгадку этого феномена каждый на свой манер…

Американская газета «Чикаго дейли трибюн», освещавшая различные психологические штучки и таинственные чудеса, возвестила об отправке своих корреспондентов - писателя С. Элмора и художника Лессинга - в загадочную Индию со смелой миссией. Они должны были сфотографировать, сделать эскизы, наброски и доказать, что трюк «Индийский канат» - всего лишь фокус.

Многим было известно, что данный номер демонстрируется редко, но американцы вернулись в Чикаго с несколькими эскизами и фотографиями, которые доказывали, что знаменитый трюк, как и предполагалось, оказался «массовой галлюцинацией». Когда пленки проявили, на снимке было изображение индуса в мешковатых штанах, окруженного загипнотизированной толпой. Не оказалось и отвердевшей веревки, по которой мальчик мог бы подняться наверх. Напрашивался вывод, что «увиденное» являлось плодом коллективного внушения. Газета напечатала статью, из которой было ясно, что усилия проницательных корреспондентов «Чикаго дейли трибюн» закончились триумфальным разоблачением фокуса «Индийский канат».

Прошло несколько месяцев, и работы Лессинга и Элмора были разоблачены как фальшивки. Лессинг никогда не ступал на индийскую землю и не мог видеть оклеветанный им трюк «Индийский канат». Журналиста по имени С. Элмор вообще не существовало. Издатель выступил с опровержением, объявив происшедшее шуткой, разыгранной для увеличения спроса на газету.

Прошло тридцать лет, и газеты снова запестрели статьями о чудо-канате. Президент оккультного комитета Лондонского магического общества полковник Р. Эллиот категорически и недвусмысленно заявил: «Индийский канат» не более чем миф; никто и никогда не показывал его и не покажет». Эллиот созвал представительное совещание, на которое были приглашены профессиональные иллюзионисты, гипнотизеры, известные английские чиновники. В результате победа оказалась на стороне скептиков. И все же участники совещания не пожелали остаться в анналах истории недальновидными людьми и согласились оставить «допуск на чудо». В марте 1919 г. полковник Эллиот назначил премию в пятьсот фунтов стерлингов каждому, кто сможет продемонстрировать трюк в условиях тщательного контроля. В связи с полным отсутствием факиров в Лондоне в «Таймс оф Индия» было опубликовано объявление, сулившее большое вознаграждение любому индусу, способному воспроизвести фокус «Индийский канат». Однако заманчивое предложение осталось без ответа.

Эллиот и его коллеги сделали вывод, что трюк необходимо признать слухом, то есть мифом. Магам-джентльменам и в голову не приходило, что факиры не принадлежат к числу праздных снобов, проводящих день в клубе для джентльменов за чтением газет, издаваемых на английском языке. Большинство факиров тех времен не были обучены даже грамоте родного языка и не могли ни говорить, ни читать по-английски.

Вскоре выводы чопорных джентльменов из оккультного комитета были опровергнуты. В лондонской газете «Морнинг пост» был опубликован рассказ лейтенанта Ральфа Пэрсона о загадочном явлении, виденном им лично на небольшой железнодорожной станции Дондаши. Внимание Пэрсона привлекли крики бродячего фокусника, который развлекал пассажиров традиционным заклинанием змей. «После обязательных восклицаний и битья себя в грудь, он подбросил в воздух веревку длиной около трех метров, и по ней вскарабкался мальчик почти до самого конца», - писал Пирсон. Он оказался внимательным человеком и заметил, что веревка была растрепана на конце, а во время совершения эффекта казалась натянутой весьма туго.

Свидетельство Пэрсона явилось неожиданностью. Королева Виктория предложила тысячу фунтов стерлингов тому, кто сумеет продемонстрировать этот трюк. Английский иллюзионист Джон Маскелайн увеличил награду до пяти тысяч. Вице-король Индии лорд Ленсдаун обещал премию в десять тысяч фунтов стерлингов. Шло время, но на заманчивое предложение никто не откликался.

По техническим соображениям не спешили иллюзионисты. Они не считали газетные и журнальные публикации исчерпывающими. Им были чрезвычайно важны детали. Будучи профессионалами высокого класса, изучившими принципы иллюзионной техники, они прекрасно понимали, что «смотреть» еще не означает «видеть».

В случае с «Индийским канатом» из сообщений в прессе можно было извлечь лишь общую схему эффекта. Американский иллюзионист Гораций Голдин (1873–1939), человек, обладающий незаурядной настойчивостью, решил обратиться к первоисточникам и поехал в Индию.

Он поднимался высоко в горы, шагал по пыльным горячим тропинкам, посещал священные места, бродил с паломниками. Голдин бывал там, куда еще не заходил белый человек. Его путешествие длилось восемь лет. За это время он так и не встретил ни одного факира или дервиша, который бы подбросил вверх веревку и та окаменела.

«Когда я посетил в 1919 г. Рангун, - вспоминал Голдин, - я повстречал там йога, на закате солнца стоящего на голове около дерева. До меня дошли слухи, что этот йог знает секрет «Индийского каната». Именно Рангун стал тем местом, где к Голдину пришла разгадка этого трюка. «Ни один из йогов так и не стал говорить со мной о таинстве, но одна реплика навела меня на правильный путь к разгадке секрета. С того памятного дня я начал экспериментировать».

Голдин подготовил трюк. По сообщению газеты «Дейли скетч» от 21 октября 1936 г., он имел «ошеломляющий успех». Секрет впервые показанного трюка перестал существовать. Через некоторое время трюк «Индийский канат» (иногда называемый «Веревка факира») оказался в репертуаре многих иллюзионистов. В современном исполнении трюк таков.

Фокусник показывает зрителям веревку длиной около полутора метров, навернув ее на руку, выходит на середину сцены и приглашает одного из зрителей. Предлагает ему держать веревку за один конец и поставить вертикально на руке. Зритель очень старается, но веревка не желает держаться прямо, а свисает вниз. Сделав несколько неудачных попыток, зритель сдается. Тогда исполнитель берет веревку в правую руку и завязывает на одном из концов узел, который свешивается вниз. Потом берется за второй конец веревки правой рукой и, поддерживая узел левой, поднимает его вверх. Веревка держится прямо и вертикально на правой руке. Зрители убеждаются, что веревка без посторонней помощи держится узлом вверх. Тогда фокусник слегка наклоняет правую руку, в которой держит веревку. Веревка наклоняется в ту же сторону, держась все время прямо, в напряженном состоянии. Потом иллюзионист делает левой рукой едва уловимый пасс. Веревка снова, как в начале трюка, беспомощно повисает на руке обоими концами вниз.

Секрет фокуса заключается в препарированной веревке. Она только внешне кажется обыкновенной. На самом же деле веревка сделана из оплетки шторного шнурка и немного «подгримирована» (подкрашена под витую веревку). Внутри оплетки находятся небольшого размера деревянные точечные муфточки с закругленными краями. Сквозь муфточки продернут прочный пластмассовый шнурок (леска для рыбной ловли сечением в 1 мм). Одним концом шнур прикреплен при помощи небольшого металлического кружка к верхнему краю муфточки. На этот шнурок надето около 50 таких же муфточек, выточенных из дерева. На рыболовный шнурок нанизывают столько муфточек, сколько необходимо по длине веревки. К концу шнурка привязывают небольшой медный кружок с припаянным прочным ушком.



Рис. 52. «Веревка факира»

Все муфточки, нанизанные на шнурок, помещают внутрь оплетки (рис. 52). Предварительно из оплетки вытянуты все внутренние долевые нитки: Б - муфточка с просверленным отверстием, изображенным пунктиром; В - верхние две муфточки, надетые на шнурок, который прочно привязан к металлическому кружку; Г - муфточки с продетым сквозь них шнурком; справа - две муфточки со слегка вытянутым шнурком, к которому также привязан прочный металлический кружок.

Все муфточки, пропущенные внутрь оплетки, свободно сгибаются. Таким образом, создается полное впечатление обыкновенной веревки. Но стоит только на конце шнура завязать узел и крепко натянуть леску за нижнюю пуговку, как вся веревка становится жесткой и свободно держится в вертикальном положении. Отпускается нижний кружок - и вся веревка сразу же делается мягкой. В этом и заключается секрет фокуса. Конец, на котором завязывают узел, весь заполнен нитками, вытянутыми из шторного шнурка. Они прочно прикреплены к оплетке, чтобы не возбудить подозрений у публики.

Чтобы веревка выглядела более натурально, лучше применить не готовую оплетку от шторного шнурка, а оплести толстыми кордовыми нитками муфточки, нанизанные на рыболовный шнурок и скрепленные кружочками. Муфточки делают длиной от 25 до 35 мм, толщиной 10–20 мм.

Иллюзионный «канат» не был тем легендарным и мифическим, который в течение нескольких веков будоражил воображение людей. Прежде всего потому, что его нельзя было дать зрителям потрогать: внутри каната находилось много металлических цилиндриков, сквозь которые проходил крепкий шнур. Стоило его натянуть мощным усилием (для этой цели под сценой укрывался электрический мотор), как цилиндрики прижимались друг к другу и «канат» твердел, становясь похожим на шест. Индийские факиры показывали трюк на открытом воздухе, тогда как Голдин и его коллеги работали в закрытых помещениях и им для показа необходимо заранее подготавливать залы.

Не обходилось и без казусов.

Мальбурн Кристофер, бывший президент Общества американских иллюзионистов, писал: «Несколько лет назад иллюзионист из Канады объявил, что покажет в своем выступлении «Индийский канат» в его классической форме. Ассистент полез вверх по веревке, а за ним устремился исполнитель. Через несколько мгновений на сцену начали падать куски анатомированного тела. Фокусник спустился вниз по веревке, вытер кровь со своего меча и собрал куски тела в большую корзину. Магический пасс - и невредимый юноша выскочил из корзины. Но вместо того чтобы застыть от удивления, зрители разразились громким смехом. Иллюзионист ничего не мог понять до тех пор, пока не увидел в углу сцены забытую отрезанную руку…».

Наконец-то наступила очередь трюка на открытом воздухе. Англичанин Бэнкер, владелец небольшого цирка, обратил внимание на обстановку, в которой часто проходила реальная демонстрация трюка «Индийский канат». Он обратил особенное внимание на информацию о сильнейшем дыме, который сопровождал действия фокусника, а также на обязательное присутствие густых крон деревьев. На основе этого Бэнкер создал свою версию «Индийского каната».

Иллюзионная версия Бэнкера требовала наступления сумерек. Для демонстрации непременно выбиралась улица (желательно узкая). Между двумя глядящими фасадами друг на друга зданиями параллельно земле натягивалась прочная проволока на высоте 10–15 м. Пускались осветительные ракеты. Зрители думали, что дается праздничный фейерверк. На самом деле пиротехнические эффекты создавали необходимый дым, скрывающий горизонтальную проволоку - своеобразную технику безопасности иллюзиона. Вышедший фокусник несколько раз подбрасывал канат вверх. После одного из забросов конец каната все-таки цеплялся за проволоку: на конце каната имелись три металлических крюка. Мальчик-акробат быстро взбирался наверх, а потом, невидимый в густых клубах синеватого дыма, пробирался по проволоке в окно одного из зданий. Элегантность решения ошеломляла видавших виды профессионалов.

Вроде бы загадка перестала существовать. Но это не так… А трехметровая веревка, которую внимательно рассмотрел лейтенант Ральф Пэрсон? Разве она демонстрировалась в густом дыму?

А еще один важный свидетель - великий русский писатель А. М. Горький?

«Мы разговаривали о йогах и различных явлениях, - вспоминал знаменитый художник Николай Рерих. - Некоторые из гостей украдкой поглядывали на Горького, который хранил молчание. Ожидали его суровой критики. Но его отношение к этому удивило многих. Он произнес со своей приятной улыбкой: «Индийцы - великий народ. Я расскажу вам о собственном впечатлении. Однажды на Кавказе я встретил индуса, о котором ходило множество удивительных слухов. Я в то время относился к ним недоверчиво. Наконец мы встретились, и все, что я вам расскажу, я видел собственными глазами. Он взял длинную веревку и подбросил ее в воздух. К моему удивлению, она осталась стоять вертикально».

Необходимо заметить, что трюк «Индийский канат» по представлениям народов Востока - своеобразная небесная лестница.

Легенды о существовании небесной лестницы, которой пользуются боги и духи умерших людей, встречаются во всех частях света. Дж. Фрэзер в своем труде «Фольклор в Ветхом Завете» сообщает: «Во всех преданиях аборигенов имеются рассказы о таком времени, когда существовали прямые сношения между людьми и богами или духами на небе. Согласно всем таким преданиям, эти сношения прекратились по вине людей. Например, на острове Фернандо-По сложилась легенда, что некогда на земле не было никаких смут и раздоров, потому что существовала лестница, совершенно такая же, какую приставляют к пальмам, чтобы сорвать орехи, «только длинная-предлинная», которая вела от земли к небу, и по ней боги спускались и поднимались, чтобы принимать личное участие в людских делах. Но как-то раз увечный мальчик поднялся по лестнице и уже успел пройти большую часть пути, когда мать увидела его и поднялась вслед за ним вдогонку. Тогда боги, побоявшись нашествия мальчиков и женщин на небо, опрокинули лестницу, и с тех пор человеческий род остался на земле, предоставленный самому себе.

Мечту людей о подъеме на небо своеобразно воплотили в жизни индийские факиры.

Существует интересная гипотеза, что «Индийский канат» - гипноз. Психиатр Александр Кэнон в своей книге «Невидимое воздействие» пишет: «Одной из шести ступеней гипноза владеет секта, которая показывает высший класс гипнотизма - массовый гипноз во время демонстрации «Индийского каната».

Факир становится в центре площади с красной веревкой в руках и подбрасывает ее над головой, внятно объясняя, что поднимается по ней и исчезает. Это действие наблюдали более тысячи раз. Фотография отлично доказывает, что на самом деле это только зрительная галлюцинация, поскольку на пленке ничего не бывает зафиксировано. Этот эффект труднее получить на Западе, поскольку в жарком климате кора головного мозга более заторможена и легче поддается внушению». Что в действительности оказалось изображенным на фотографии? По свидетельству немецкого профессора психологии М. Дессвара в сочинении «О потустороннем в душе», - жестикулирующий фокусник и застывшая в созерцании толпа. На проявленной английской кинопленке - лежащий на земле канат и удирающий в кусты мальчик. Стоящие неподвижно на земле факир и мальчик. У их ног - свернутая в кольцо веревка (информация взята из книги Андрижи Пухарича «По ту сторону телепатии»).

«Галлюцинация возникла у факира, - делает вывод Пу-харич. - Она была телепатически возбуждена и передана нескольким сотням зрителей».

В пользу гипноза свидетельствует многое. И все-таки подобная версия неоднозначна. Во-первых, фотоснимок, на котором виден стоящий канат и взбирающийся по нему мальчик, существует (он приведен в журнале «Стрэнд мэгэзин» № 4 за 1919 г. вместе со статьей его автора Ф. Холмса). Во-вторых, неизбежен простой вопрос: если исполнитель трюка так мастерски владеет гипнотическим даром, то зачем ему понадобился канат? Эффектнее было бы навязать зрителям представление о свободном полете фокусника и его ассистента в безоблачном и бездымном небе без каната и о своеобразном «воздушном поединке» между ними?

Возможно, появится еще не одна версия, которая будет выдвинута на широкое обсуждение.

Фокусники держат в секрете созданные ими интерпретации «Индийского каната». Известный иллюзионист Эмиль Эмильевич Кио рассказывает, что Эмиль Кио-старший, будучи в Англии, увидел в иллюзионном магазине демонстрацию трюка: фокусник брал мягкий канат, бросал его вверх, и канат становился твердым шестом, по которому лез гимнаст. «Помню, моего отца это раззадорило, - рассказывает Эмиль, - он приехал домой и решил во что бы то ни стало фокус разгадать. Но никак не мог придумать, из какого материала сделать канат, чтобы он выдержал вес гимнаста. А я в то время в институте изучал сопротивление материалов. Зная вес гимнаста, определил те нагрузки, которые испытывает шест, и посоветовал сделать его из материала «X». Канат сделали, и номер пошел!»

Подражаний «Индийскому канату» немало, но сам он пока остается загадкой.

Удивительное волшебство «Индийского каната» факиры передают из поколения в поколение как фамильную тайну. Людей, знавших секрет трюка, можно пересчитать по пальцам.

Можно предположить, что секрет скрыт в самой веревке, которую в прямом состоянии поддерживает механизм из вставок или скрытое в земле устройство. Главная же тайна - канат буквально висит в воздухе.

Когда трюк был исполнен впервые, невидимой проволоки еще не существовало, а применялись искусно изготовленные длинные прочные шнуры черного цвета. Они не отличались «незаметностью», и трюк всегда демонстрировался с наступлением сумерек. Тогда черный шнур становился невидимым на фоне потемневшего неба. Номер следовало исполнять на тесной площадке, избегая пустыря или другого открытого места. Если же приходилось выступать в долине, то, чтобы избежать разоблачения, достаточно было расположиться между деревьями так, чтобы он скрылся в листве. Чтобы все утаить от глаз скептически настроенных зрителей, факир начинал выступление в сгущающихся сумерках. Вначале он «разогревал» толпу банальными фокусами, пока небо не становилось черным.

Тогда помощники выносили фонари и располагали их на специальных подставках вокруг сидящего на земле мага. Главный трюк фокусник предварял скучным, долгим предисловием, чтобы отвлечь внимание публики.

…Расположившись в трех-четырех метрах от аудитории, факир, непрестанно рассказывая, достает из плетеной корзины канат, многократно изгибает и скручивает его, подбрасывает в воздух, показывая, что это совершенно обыкновенный канат. Маги не рискуют прикреплять утяжеляющий деревянный шарик под взглядами зрителей и вплетают его в конец каната заранее. Продолжая балагурить, факир размахивает поднятыми руками и швыряет канат вверх в очередной раз… Утомленные зрители не заметили, как факир ловким движением вставил металлический крюк в специальное отверстие в деревянном шарике. Крюк привязан к тонкому и прочному волосяному шнуру, незаметному на фоне черного неба. Шнур поднимается на высоту приблизительно восемнадцати метров, где он переброшен через главный горизонтальный шнур. Зрители, ослепленные светом фонарей, видят, что веревка поднимается в воздух, подчиняясь некоей магической силе. Резкий контраст между освещением площадки и чернотой неба создает впечатление, что канат парит в воздухе, поднявшись на высоту 60–80 м. Зрители не видят, что канат вытягивают наверх спрятавшиеся в укрытии помощники факира.

Маг приказывает своему помощнику-мальчику подняться по веревке. Зрители прекрасно понимают упрямство ребенка, не желающего следовать в пугающую темноту. В итоге мальчик уступает, взбирается все выше и выше и в конце концов, исчезает из виду. На высоте около 10 м он оказывается недосягаемым для света фонарей. Добравшись до главного шнура, мальчик цепляется за него и проверяет надежность крепления каната.

В это время факир безуспешно зовет мальчика - тот не удостаивает его ответом. Разгневанный маг хватает огромный нож, сжимает его зубами и карабкается наверх вслед за помощником. Через несколько мгновений он исчезает в темноте. До зрителей доносится его злобная ругань и предсмертные крики мальчика. И вдруг - о ужас! - на землю начинают падать части тела несчастной жертвы. В действительности - это части тела крупной обезьяны, обмотанные окровавленными тряпками, похожими на одежду мальчика. Они были спрятаны под просторным халатом факира. Последней падает отрезанная голова, обмотанная тюрбаном. Конечно, зрители не выказывают никакого желания осмотреть ее.

Четыре помощника бросаются к останкам товарища с громкими горестными воплями. В это время наверху мальчик прячется в опустевших просторных одеяниях факира. Маг вместе с ним спускается вниз. Внимание зрителей привлечено к ужасного вида «окровавленному» клинку в его зубах. При виде расчлененного тела факир «осознает» произошедшее, начинает «раскаиваться» и падает в горе наземь вместе с останками. Помощники, желая утешить хозяина, окружают их плотным кольцом. Пользуясь моментом, мальчик выскальзывает наружу, а части тела обезьяны снова исчезают под одеждами мага. Помощники отходят, а зрители видят факира, склонившегося над сложенными вместе кусками тела жертвы. Собравшись с силами, факир встает, произносит несколько волшебных слов. Затем маг наносит чувствительный резкий удар, и - о чудо! - мальчик оживает.

Вот так, считают, могла проходить демонстрация трюка «Индийский канат». Но как было в действительности, не знает никто.

В своей автобиографической книге знаменитый индийский иллюзионист Пратул Чандра Соркар (1913–1971) пишет: «Я разыскал много свидетельств и описаний исполнения «Индийского каната», сделанных различными иллюзионистами всего мира. Мои изыскания заставили меня поверить, что этот трюк с веревкой - не миф. Его выполняли на открытом воздухе уличные фокусники. Это было большим достижением в те дни. Поэтому он получил такую легендарную славу. Факты давно забыты, а легенда продолжает жить. С течением времени этот трюк просто вышел из репертуара». Великий Пратул Чандра Соркар-старший ошибается.

В журнале «Linking Ring» (1998, № 2) помещена статья Эда Морриса, в свое время находившегося на посту президента компании ИБМ, озаглавленная «Я видел трюк с «Индийским канатом». Профессионально грамотная статья, без малейшего мистического налета. Да и какая может быть потусторонность, если Эд Моррис отщелкал целую фотопленку и несколько фотографий иллюстрируют его рассказ. Нюанс, правда, существует: Эд Моррис почему-то опубликовал фотоснимки других фокусов, а фотоматериалы по отдельным фазам «Индийского каната» воспроизведены с фотооригиналов репортера Астро Мохэна из индийского местечка Удупи, близ которого демонстрировался легендарный трюк.

«Я и моя жена Бетти наблюдали это чудо во второй половине дня 23 ноября 1997 г. на арабском побережье Южной Индии невдалеке от сельского городка Удупи, а вместе с нами им восторгались еще 25 тысяч зрителей», - писал Эд Моррис. И далее он сообщал подробности.

Ишамуддин, 28-летний уличный фокусник, показал толпе пустую корзину, которую затем поставил прямо на пляжный песок. Затем он вынул веревку длиной в 24 фута (1 фут равен 0,3048 м) и передал ее публике для проверки. После чего уложил веревку в корзину.

Играя на флейте и слегка постукивая по барабану, он наполнил воздух звуками, знакомыми каждому индийцу, - заслышав их, кобра, притаившаяся в сумке бродячих факиров, обычно начинает поднимать голову и, покачивая ею, медленно вырастать вверх, интригуя окружающих. То же самое начало происходить и с веревкой. Вкрадчиво и неотвратимо она, выпрямляясь, стала подниматься из корзины. Когда ее высота достигла шести футов, рост прекратился. Ишамуддин, отложив флейту, подошел к корзине и приподнял ее. Публика увидела, что между пляжным песком и плетеным дном корзины ничего нет. Великолепная, невероятно впечатляющая деталь!

Поставив корзину на место, фокусник отошел в сторону, и подъем веревки продолжался. Когда ее конец поднялся над землей на 18 или 20 футов, по ней начал взбираться подошедший мальчик. Вскарабкавшись на две трети до вершины, он помахал зрителям рукой, получил свои заслуженные аплодисменты и стал спускаться. А затем и веревка, плавно укорачиваясь по высоте, возвратилась в корзину.

Зрители устроили необыкновенный шум, обсуждая увиденный трюк. Казалось, вопил каждый из огромной толпы. На следующий день репортаж о замечательном фокусе напечатали все газеты, а телевидение Индии показало его видеозапись. «Ишамуддин совершил невозможное» - таков был основной мотив всех сообщений.

Кто знает, возможно, начался новый виток истории этой иллюзионной загадки, интересующей человечество не одно столетие?

Искусство зрелищного волшебства имеет уникальную, присущую лишь ему особенность. Без нее мир воображения стал бы намного беднее. Она заключается вот в чем.

Альберт Эйнштейн, о котором французский поэт Поль Валери сказал, что «он единственный художник среди всех этих ученых», рассматривая историю науки как часть всей истории человечества, выявил ряд «инвариантных идей», которые были оценены им в самом широком гуманистическом контексте. На первое место он поставил гармонию мира и драматизм познания. А третьим в списке «инвариантных идей» идет возвышенное и таинственное как стимул познающего разума и жаждущего познания чувства. Один из русских специалистов, исследуя категорию таинственного, писал: «Чувство таинственного способно дать сознанию современного человека возможность находиться в мире, где непознанного много больше, чем познанного, и притом преодолеть рудиментарную тягу к «одухотворению причинных связей».

Проблема трюка с веревкой остается неразрешенной по сей день. Нет лишь сомнения в том, что этот фокус своими корнями уходит в седую древность и свидетельствует о некоторых «волшебных» свойствах используемых в трюке предметов.

В средние века люди верили, что маги не только заколдовывают свои жертвы при помощи узлов, но могут взлетать в воздух или исчезать в небе, используя веревку. Многие легенды рассказывают о ведьмах, бежавших из тюрьмы или даже с костра при помощи нити или веревки, брошенной кем-нибудь.

В наши дни обладателями «волшебной силы» являются индийские факиры и австралийские шаманы. По их утверждению, с помощью веревки можно свободно взбираться на небо и путешествовать в пространстве.

Любопытно, что исследования ученых, проведенные в 40-х гг. XX в., открыли сенсационные детали относительно этих невероятных способностей. Во время обряда инициации в Юго-Восточной Азии шаман произносит заклинания, после чего достает веревку и с ее помощью совершает удивительные вещи, например, заглатывает ее, а затем исторгает по ней из желудка огонь, словно электрический разряд по проволоке. Австралийский исследователь Джо Дейган пишет: «Шаман лег под дерево. Вскоре из его открытого рта показался кончик веревки, который становился все длиннее, а затем начал подниматься к небесам. Когда веревка поднялась достаточно высоко, шаман взобрался по ней, причем голова его откинулась назад, тело двигалось, свободно скользя по веревке, ноги он развел, а руки прижал к бокам. Достигнув цели - птичьего гнезда на дереве, - шаман помахал руками зрителям, стоявшим внизу. Спустился он таким же образом, лег на спину под дерево, и веревка вернулась в его тело».

Иллюзионное искусство в его высшем понимании и в наилучших его проявлениях олицетворяет извечную тягу человека к возвышенному и таинственному.

Эстетически правильно оформленный иллюзион призван вызывать не только удивление, но и воздействовать на высокие сферы - ум, сердце, создавая ощущение таинственности. Ведь именно она лежит, по Эйнштейну, в основе наиболее глубоких тенденций в науке, искусстве. В этом и заключается магия фокусов. Недаром в уставе Международной ассоциации фокусников записано: «Умение показывать фокусы - отнюдь не детская забава. Это, прежде всего, искусство для взрослых, искусство утонченное и захватывающее настоящих ценителей, оттачивающее ум и дающее наслаждение. Оно рождено, чтобы пробуждать в людях то удивление, с которого начинается познание».

В 1979 г. близ города Хюскварна (Швеция) был поставлен самый высокий в мире памятник и, пожалуй, единственный, воздвигнутый в честь циркового трюка. Монумент, автором которого является шведский скульптор Калле Эрнемарк, так и называется «Индийский фокус с канатом». Он изображает факира, устремившего ввысь канат, и взбирающегося по нему мальчика. Памятник поражает своими размерами: его общая высота 103 м, фигура факира достигает 24 м и весит 76 т, на нее пошло 1400 железнодорожных бетонных шпал. Общий вес монумента - 300 т.

Калле Эрнемарк считает, что ему удалось осуществить свою давнюю мечту. Еще в детстве на него огромное впечатление произвел рассказ английского писателя Редьярда Киплинга, большого знатока Индии, о том, как факир взметнул ввысь канат и приказал мальчику подняться по нему в небо…



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные