Учимся создавать монотипии. Как провести занятие по рисованию в технике монотипии в детском саду Монотипия акрилом

Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем), а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.

В чём суть техники оттиска

В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется - рисунок в технике монотипии готов.

Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.

В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки. Монотипия полезна для:

  • развития воображения;
  • расширения представлений об окружающем мире;
  • развития творческих способностей и фантазии;
  • воспитания самостоятельности в работе.

Особенности подготовительного этапа

От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.

Краски и основа

Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом - она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.

В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.

Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.

В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:

  • плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
  • толстую глянцевую бумагу;
  • плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
  • пластмассовую доску;
  • стекло;
  • кафельную плитку.

Приёмы монотипии

Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.

С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.

Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги - получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.

Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской

Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.

Ещё один необычный способ получить оттиск - смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.

Видео: нетрадиционный вариант монотипии с нанесением красок на воду

Как можно дорисовывать картинку

Дополнить полученную картинку можно двумя способами:

  • поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска;
  • дорисовывая уже готовую картинку.

Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:

  • раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка);
  • дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).

Схема составления и пример конспекта занятия

Чтобы создать на занятии ситуацию успеха, когда каждый малыш чувствует себя причастным к общему делу, получает удовольствие от работы, педагогу нужно очень подробно разработать конспект урока.

Задачи занятия по рисованию с применением монотипии:

  • продолжение знакомства с монотипией;
  • воспитание любви к природе;
  • развитие воображения;
  • прививание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Не менее важно и рационально распределить время, отведённое на каждый из этапов работы над темой . Традиционно это три стадии освещения темы:

  • Вводная часть (до 5 минут). На этом этапе воспитатель использует разные приёмы для того, чтобы правильно мотивировать ребят на работу (чтение книг, декламация стихотворений, ролевые игры, инсценировки из изученных сказок и пр.).
  • Основная часть (до 20 минут). Этап, включающий работу над рисунком, а также «перерыв» на физкультминутку и пальчиковую гимнастику. Физкультминутка может быть заменена артикуляционной гимнастикой, особенно если до рисования у малышей были спортивные игры или прогулка.
  • Заключительный этап (до 5 минут). Это время отводится на похвалу малышей за работу, создание выставки готовых работ и рефлексию детей (в форме ответов на вопросы, например, «Понравилось ли мне занятие?», «Доволен ли я своей работой?», «Чей рисунок мне кажется самым удачным? Почему» и т.д.).

Поскольку монотипия не требует слишком много времени, основную часть можно урезать в пользу вводного и заключительного этапов. Но не более, чем на 6–7 минут.

Фрагмент конспекта по рисованию в средней группе «Волшебные бабочки», автор Юлия Голомазова

Ниже приведён фрагмент конспекта, который может быть использован в подготовке занятия с детьми в детском саду.

  1. Воспитатель достаёт из конверта картинки с изображением бабочек и
    размещает их на мольберте. Дети рассматривают их, выявляют сходства и отличия по цветам, форме, размеру, придумывают названия бабочкам. Воспитатель: «Я сейчас взмахну волшебной палочкой, и вы тоже превратитесь в бабочек и немного полетаете.»
  2. Физминутка: Спал цветок и вдруг проснулся,
    (туловище вправо, влево.)
    Больше спать не захотел,
    (туловище вперёд, назад.)
    Шевельнулся, потянулся,
    (руки вверх, потянуться.)
    Взвился вверх и полетел,
    (руки вверх, вправо, влево.)
    Солнце утром лишь проснётся,
    Бабочка кружится, вьётся.
    (покружиться)
  3. Воспитатель: «Бабочки отдохнули и им пора возвращаться обратно. Я
    взмахну волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Ребята, а давайте попробуем с вами нарисовать сегодня бабочек! Но у нас будут не простые бабочки, а волшебные!
  4. Дети наносят краски по желанию на одну половину листов бумаги. Воспитатель: «Добавляйте больше воды, она нужна нам для того, чтобы наше чудо получилось.»
  5. -Хорошо, молодцы. А теперь согнём лист пополам и аккуратно погладим его ладошкой, разверните. Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила
    крылья и вот-вот взлетит!

Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду

Ниже приводятся несколько инструкций работ в технике монотипии.

«Бабочка»

Инструкция:

  1. Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально.
  2. Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской.
  3. От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки.
  4. Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой.
  5. Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.

Видео: бабочки в технике монотипии

«Зима»

Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка.

Инструкция:

  1. Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть.
  2. На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще.
  3. Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску.
  4. Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе.
  5. Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.

«Летний день» (пейзажная монотипия)

Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде.

Инструкция:

  1. Складываем лист пополам по вертикали.
  2. Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки.
  3. На заднем плане делаем штрихи зелёной краской - лес.
  4. Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака.
  5. Складываем лист по сгибу, прижимаем.
  6. Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.

Фотогалерея: рисунки в технике монотипии

Благодаря монотипии дети учатся создавать симметричные изображения
Бабочек можно рисовать точками, используя пальчики или ватные палочки Рисунки в технике монотипии можно дополнять аппликацией, например, пингвинами, наблюдающими северное сияние Какие-то образы можно планировать заранее, а какие-то получаются уже после высыхания отпечатка Сложность рисунка бабочки зависит и от формы крыльев: она тем проще, тем младше дети

Монотипия - это быстрый способ получить красивый и необычный рисунок. С помощью этой техники рисования даже те дети, чьи изобразительные способности далеки от оценки «хорошо», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Двух одинаковых рисунков, какой бы способ монотипии вы ни выбрали, быть не может, так что малыши учатся создавать уникальные арт-объекты. К тому же занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.

Нередко попадаются примеры, когда есть желание рисовать и отсутствует талант рисования. Что делать в таком случае? Отказаться от рисования вовсе? Или попробовать нетрадиционные техники рисования, к примеру, монотипию? Родом монотипия из Италии времен эпохи Возрождения. Развить это искусство сумел его родоначальник, знаменитый художник-новатор Джованни Кастильоне.

Необходимые материалы


Данное искусство, если попытаться охарактеризовать его одним словом, лучше всего впишется в определение «оттиск». Другими словами, вы сначала наносите рисунок на одну поверхность, к примеру, стекло, а потом делаете оттиск на бумагу или холст.

Для работы в технике «монотипия» вам понадобятся следующие материалы:

  • холст или бумага для акварели,
  • карандаши,
  • кисти (круглые, для работы с акварелью и плоские для работы с маслом или акрилом),
  • краски - лучше всего акварельные или акриловые, но можно и масло, только учтите, что оно долго высыхает (тонкий слой может просыхать до двух дней),
  • обычная скалка,
  • наждачная бумага (мелкозернистая),
  • кусок пластика и стекла для оттиска,
  • кусок стекла,
  • тара с обычной водой или распылитель.

Делаем открытку















Прежде чем приступить к рисованию, необходимо подготовить все материалы. Используйте наждачную бумагу, чтобы натереть пластик. Так его поверхность станет неровной и это даст интересный результат при оттиске. Если хотите глянцевый оттиск – используйте стекло.

Еще один плюс в выборе оттиска-стекла заключается в следующем. С его помощью можно подложить под низ стекла готовую картинку и просто как бы разукрасить ее, повторяя красками все поверх стекла. С пластиком так не сделаешь. В итоге, используя обычное стекло, вам остается лишь вспомнить детство, когда каждый, наверняка, раскрашивал книжку-раскраску. Сделать это, согласитесь, не так уж и сложно, даже без умения рисовать. Просто закрепите скотчем подкладку-рисунок, чтобы она не ерзала, и смело все перерисовывайте.

Единственная трудность может быть в том случае, если изначально в выбранном вами рисунке много цветовых переходов и деталей. Поэтому начинающим лучше всего тренироваться на простых несложных рисунках, при передаче которых не требуются глубокие познания в цветосмешении и колористике.

При работе в технике монотипии не стоит уделять особое внимание деталям, ведь, не имея опыта в данной технике, при перенесении рисунка с оттиска на бумагу все может пойти не так, и картинка чуть смажется. При не детализированном рисунке это не будет недочетом, но вот в обратном случае многое может смазаться.

Теперь пришло время понять главный принцип монотипии. При оттиске в монотипии те краски-слои, которые вы положите первыми, и окажутся верхними на бумаге. Именно они больше всего перенесутся, а те, которые были последними – пойдут под низ. Поэтому начинайте от обратного. Если в стандартной живописи красками сначала наносят темные участки, а потом осветляют необходимые места, то здесь, в монотипии, все наоборот.

После того, как краски нанесены, приготовьте бумагу или холст (в случае с использованием масляных красок лучше всего брать холст на картоне). Ее (бумагу) необходимо положить минут на пять в обычную воду, чтобы она размокла. Если вы используете обычную, а не акварельную бумагу, то достаточно будет просто побрызгать ее из распылителя. После этого бумагу аккуратно кладут поверх полотенца, чтобы оно впитало лишнюю влагу, затем – поверх самого рисунка и придавливают. Старайтесь не двигать бумагу, иначе ваш рисунок размажется в сплошное пятно. Накладывать бумагу необходимо в такой последовательности - от нижнего края к верхнему.

Теперь, не спеша, аккуратно, но с нажимом прокатайте скалкой поверх бумаги. Начинайте раскатывать от центра к краям. Эта процедура не должна занимать более минуты времени. Делайте все размеренно, с одинаковым нажимом, давите, но не ерзайте. После этого снимайте бумагу с уже готовым оттиском. Для этого подцепите аккуратно верхние уголки и медленно отделите весь лист от стекла. В случае с холстом на картоне надо быть еще деликатнее – осторожно поддеть края холста и медленно рассоединить его со стеклом.

Если рисунок передался не везде – это не страшно. Всегда можно подрисовать. Кстати, сейчас и уместно добавлять детали. К примеру, если это пейзаж, то самое время прорисовать деревья, листочки, траву, если это портрет – глаза, контуры и так далее. Для этих целей подойдут кисточки-колонки (размер 0 и 1).

Учитывая то, что при контакте с водой бумага деформируется, оформлять готовую работу необходимо в рамку под стеклом, которая ее выровняет. Меньше всего деформируется плотная бумага для акварели, именно ее и стоит выбирать для монотипии.

Очередность изготовления открытки: нанесите сначала на материал, выбранный для оттиска (стекло или пластик) два цвета (синий и зеленый), немного попрыскайте краску водой из пульверизатора, чтобы появились красивые потеки и размытости. Сделайте оттиск.

Далее, возьмите четыре цвета (белый, серебряный, пурпурный и голубой), нанесите на стекло в произвольном порядке, вновь опрыскайте и сделайте оттиск. Получившейся окрашенный лист картона используйте для основы открытки. Также из заготовки можно вырезать декорный материал, к примеру, бабочек, которые тоже могут украсить открытку.

Людмила Валерьевна Зымалева, художник-график,
член Профессионального Союза Художников, преподаватель худ.графа МПГУ,
учитель НОЧУ СОШ «Москвич»,
преподаватель творческой мастерской «Скоморохи»,
Москва.

Упасть и вздрогнуть, сникнуть, расцвести,
Сливовой веткой, росчерком узора…
Так с чем еще бы мне соотнести
Игру шелков в сознаньи фантазера?

Из стихотворения «Тающий мир» Л. Зымалевой

Многим знакома игра «На что похоже облако?» Ребята считают ее очень веселой – так интересно догадываться по очертанию, на что же действительно оно похоже, а взрослые полезной – ведь игра развивает внимательность, ассоциативное мышление, фантазию (яркий пример монотипий в психологии – пятна Роршаха). Вариаций этой игры множество: можно искать образы в трещинах стены или кусочках сосновой коры, имеющей причудливые формы. А можно самим создать основу, с которой не только интересно играть в «угадайку», но и которую легко можно превратить в удивительную творческую работу.
Сравнительно недавно «весь Интернет» обошла картинка с подписью «Крышка от банки рисует лучше, чем я» (см. фото).

То, что отпечаталось на крышке и явственно выглядело, как красивый горный пейзаж являлось случайно получившейся монтипией.

Моноти́пия (от моно… и греч. τυπος - отпечаток) - вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607-1665).
Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей.

Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне (1616-1670)

Француз Эдгар Дега (1834-1917) соединил монотипию с темперой в работе «Концерт в кафе «Амбасадор».

Англичанин Уильям Блейк (1757-1828) создал на основе монотипии картину «Ньютон».

В России начала XX века технику монотипии активно практиковала Елизавета Сергеевна Кругликова. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А.Добров, К.Е.Костенко, М.Н.Волошин, И.С.Ефимов, Н.Я.Симонович-Ефимова, Л.В.Яковлев, В.П.Белкин. Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавались ее ученикам, многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.

Репродукция 185068 Танго в Луна парке 1914г — Кругликова Елизавета

Горят глаза, работа тоже горит: руки бывают иногда, как говориться, «по локоть в краске» (в защитной одежде это нестрашно), вслух звучат предположения, на что похоже, кто-то уже начал рассказ о получившемся герое или сюжете — это юные художники в школе «Москвич» знакомятся с монотипией!

Если рассказывать кратко о процессе изготовления монотипии , то метод выполнения весьма прост: краска наносится на любую гладкую или фактурную поверхность, затем поверх накладывается лист бумаги или иного материала и с помощью надавливания руками, или валиком происходит печатание, также может быть и наоборот: поверхность с краской может быть оттиснута на лист. В итоге на бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые зачастую напоминают очертания холмов и рек, гор, ветки деревьев, водоросли и многое другое.

Краска на печатную поверхность может наноситься как спонтанно (рекомендуется для занятий с детьми с целью развития фантазии), так и осознанно, когда взрослый или достаточно опытный юный художник частично представляет, какой результат он бы хотел получить.

Материалы для монотипии используются самые разнообразные:

  • Оттиски можно делать с разнообразных поверхностей: бумага, картон, пластик, пластины из разных металлов, кафельные плитки, стекло, фанера и пр.
  • Выбор краски тоже разнообразен: акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские даже строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде - в зависимости от задач.
  • Краска наносится на печатающую поверхность также различными инструментами: кисти, мастихин, даже рука художника.
  • Виды поверхностей, на которых будет сделан оттиск: различные виды бумаги, картон, фанера, холст, ткани и пр.
  • Для создания отпечатка используют нажатие рук, прокатывание валиком, для печати с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня - используется литографский печатный станок.

В процессе практики и экспериментирования с различными сочетаниями краски и поверхности для оттиска у художника появляется понимание того, для решения какой именно задачи подходит то или иное сочетание и появляются свои личные предпочтения.

Не менее, чем материалы, разнообразны и способы получения монотипии , вот некоторые из них, подходящие именно для занятий с дошкольниками:

Первый способ или «фрактальная монотипия»

На основу наносится краска, изобразительная поверхность придавливается к основе руками или валиком, снимается. Получается красочное пятно со множеством «узоров», которое интересно рассматривать, творческое осмысление которого мотивирует к созданию художественного образа. Этот способ достаточно трудно управляем, особенно, если используются водорастворимые краски: акварель, гуашь. Трудно заранее сказать, каким именно получится оттиск, таким образом этот способ как нельзя лучше подходит для занятий с дошкольниками, так как не требует особенной аккуратности и значительно развивает творческую фантазию. Подходит для занятий в больших группах.

Второй способ

Полноценный рисунок на тему (или детали рисунка) выполняется плотными красками (гуашь, акрил, темпера) красками на листе или картоне. Затем бережно накладывается бумага или картон, аккуратно прокатывается валиком. Получаются довольно точные копии основы, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Подходит для занятий со старшими дошкольниками и школьниками, имеющими значительный опыт рисования.

Третий способ

В емкость (таз, фотографическая ванночка) наливается вода. Берутся типографские или масляные краски, в некоторых случаях акрил или темпера, наносятся на воду тонким слоем до создания плавающего на поверхности узора. Затем лист бумаги кладется на воду, как бы по дуге, сначала один, затем второй край и также снимается. Полученное изображение сушится и дорабатывается. Вариант с акрилом и темперой вполне подходит для занятий с детьми, тогда как масло не рекомендуется, не смотря на то, что именно с помощью масляных красок получаются самые качественные цветовые пленки на воде. Способ как довольно трудоемкий рекомендуется для занятий в небольших группах.

Четвертый способ

На пластик или стекло валиком накатывается плотный слой краски, по нему острым предметом (палочка, шпатель, карандаш и пр.) рисуется изображение. Затем накладывается лист и аккуратно прокатывается тем же валиком (руками при этом способе лучше не пытаться прижимать лист). Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит. Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны. Подходит для занятий со старшими дошкольниками и школьниками, имеющими значительный опыт рисования.

И пятый способ. Симметричная монотипия.

Для занятий с дошкольниками я бы особо обратила внимание на метод выполнения симметричной монотипии, когда лист-основа складывается пополам и часть рисунка наноситься относительно линии сгиба. Такой способ подходит для занятий с маленькими детьми. Я со своими учениками традиционно выполняю монотипию «Бабочка» или «Стрекоза» на уроках-знакомствах, на первом занятии по моей авторской программе для дополнительного образования «Я и образ» в НОЧУ СОШ «Москвич» и АНО ДУТМ «Скоморохи». Когда ребенок видит, как половинка бабочки, нарисованной вдоль линии сгиба после печатания превратилась в полноценное изображение – причем крылышки покрыты тончайшими узорами – линиями, получающимися при оттиске, это сильно повышает его заинтересованность предметом, помогает быстрее войти в творческий коллектив. А также значительно повышает творческую самооценку ребенка: ведь получить симметричное изображение для дошкольника задача трудновыполнимая, а разнообразные объекты, та же бабочка, требуют именно такого умения, и тут на помощь приходит способ симметричной монотипии.

Я достаточно подробно рассказала о технических аспектах, но самый важный момент работы с монтипией – «угадайка», придумывание ребенком, на что же похоже получившееся изображение. Затем проговаривание этого вслух, обсуждение с педагогом и другими учениками, и только затем бережная дорисовка некоторых значимых деталей (опять же, значимые детали обсуждаются с окружающими), призванная подчеркнуть характерные особенности того, что видит юный художник в своей работе. В процессе этой деятельности происходит не только развитие фантазии и абстрактного мышления, но и способности отделять главное от второстепенного, стилизовать, понимать что означает «характер предмета/героя/явления». Таким образом, при создании монотипии происходит не только художественное, но более всестороннее развитие ребенка.

Как художник и как педагог я очень люблю монотипию, применяю ее в своей личной профессиональной художественной деятельности и на занятиях с учениками. Каждый раз создание монотипии – и для ребенка, и для взрослого захватывающий процесс, вдохновляющий не только на дальнейшее изобразительное творчество, но и на многое другое из творческой сферы, например на стихосложение:

Красота незаконченных линий
В ожерельях мерцающих пятен…
Цвет глубокий: фиалковый, синий
Притягателен и непонятен.

Ускользающий образ рождаться
Обречен между светом и тенью.
Вам пришлось без остатка отдаться
Этой силе, чье «Я» — вдохновенье.

История создания печатной техники монотипия

Монотипия — уникальная печатная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.

Монотипия (от моно… и греч. — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665) .

Техника монотипии заключается в нанесении красок при помощи кисти на идеально гладкую поверхность печатной формы (стекло, оргстекло, пластик, пластина металлическая) с последующим печатанием на станке или в ручную под давлением рук, валика; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным и неповторимым. Хотя бывают зачастую ситуации при работе над созданием оттиска с пластины, добиться еще больше эффекта красоты в рисунке, чем от первого оттиска.

В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия — Техника свободы и Божественного вмешательства!


Монотипия : Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» - один и греч. — отпечаток, оттиск, касание, образ...) — вид печатной графики. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание...... наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер... Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе...

Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в.

При создании отпечатка (оттиска) монотипии на поверхность напосят краску. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный спонтанный характер. Художник после печати, осуществляет отбор тех оттисков, которые ему понравились или удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

Материалы и инструменты.

Материалы: Стекло или пластик, резиновый валик или скалка, газеты, бумага, маслянная краска, шпатель, эскиз рисунка, скипидар (разбавитель№4), чистая тряпка.


Краски . По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень!!! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала Вашим задачам и целям. А вот вопрос внутреннего ощущения того, какая должна быть поверхность, приходит с Вашим личным опытом.

Краска наносится на поверхность также различными инструментами: валик, рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову. :)

Офортный станок

Литографский печатный станок

Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.

Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки...

Ну и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до оффортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии.

Cтилистические направления в монотипии

(печатная графика)

Первый способ, из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия»

Берете выбранную Вами твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

Существуют еще несколько способов или приемов созданий фрактальной монотипии.

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Четвертый этап

Пятый этап

Шестой этап

Седьмой этап

Восьмой этап

Цветная монотипия

Черно-белая монотипия

Первый этап:

Для работы нам понадобится материал: - бумага белая или тонированная можно использовать разные сорта бумаги - краски: гуашь, акварель, темпера, акрил - ванночка для мыльного раствора - мыльный раствор - кисти для акварели (беличья кисть), либо гуашь (щетина) - тряпочка, для вытирания с кистей краски и с поверхности - оргстекло либо стекло обычное - баночка с чистой водой - палитра для смешения цветов

Третий этап:

Работа ведется так же, как вы пишите живопись с натуры или фантазируйте, придумывайте свои цветовые сочетания цветов. Цвет старайтесь брать чистым, ярким, насыщенным. Оттенки цвета благородными, приятными восприятию. Чаще меняйте воду в баночке с водой. Самое главное в работе не забывайте, что когда вы берете цвет, намешанный, то отпускайте его в баночку с мыльным раствором, так как мыльный раствор не дает быстро высыхать краски, которую вы нанесли на поверхность оргстекла.

Важно знать и учитывать при работе с красками их особенность (свойства). Если вы гуашью работайте, то старайтесь выполнять работу быстрее, так как краска быстро высыхает и может получиться, так что вы нарисовали красками, а работа уже высохла. Если вы работайте акварельными красками, то акварель любит много воды, то в нашем случае акварельный раствор должен содержать насыщенные краски и иметь немного воды в своем составе. Чрезмерное количество воды в цвете может плохо сказаться на работе (будет выглядеть большой лужей при печати).

Четвертый этап:

После того как выполнили эскиз в цвете то мы берем лист бумаги. Заостряю ваше внимание, что лист бумаги необходимо брать двумя руками за уголки листа. Для чего мы так делаем, спросите? Для того чтобы лист не помять, не сломать, не запачкать руками и ровно положить на поверхность оргстекла соединив формат листа с эскизом рисунка.

Пятый этап:

Следующий этап заключается в том, что вам необходимо аккуратно придавить лист, ладонями рук, немного поглаживая, придавливая там, где у нас нарисован рисунок. Старайтесь не давить, изо всех сил это нужно делать, легко почувствовав на ладонях, что у вас постепенно переводится на лист бумаги ваш рисунок.

Шестой этап:

Далее вы аккуратно снимаете лист бумаги с оргстекла (поверхности). Обращаю ваше внимание, что рисунок нужно снимать, держа уголок листа и медленно поднимая второй угол листа так, чтобы лист у нас не шевелился при снятии с поверхности.

Седьмой этап:

Затем полученный оттиск необходимо повесить сушить для того, чтобы не испачкается в краске и не испортить работу. Высохший оттиск можно доработать, уточнив детали рисунка.

Второй способ.

Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют маслянные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Первый этап: Необходимо подготовить рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало для работы. Наносим при помощи шпателя на поверхность металлической пластины типографскую краску черного цвета (если нет типографской краски то можно воспользоваться обычной масляной краской "сажа газовая").Затем наносим краску так, чтобы раскатать валиком по всей поверхности плоскости.

Второй этап: Раскатываем типографскую краску валиком так, чтобы у нас была покрыта вся поверхность пластины ровным слоем. Следите за тем, чтобы у вас на пластине не было много краски. Слой краски должен быть тонким и ровным. Если наберете много краски на пластину, то произойдет залипание краски на рисунке и бумаге, а это не желательно в нашем случае.

Третий этап:

После того, когда вы покрыли пластину ровным слоем краски необходимо под пластину положить чистую бумагу (газету). Почему мы это делаем? Для того, когда мы раскатывали краску на пластине, мы запачкали бумагу вокруг работы, следовательно, чтобы нам не запачкать одежду и руки в ходе работы над рисунком мы привели рабочее место опять в чистоту. Помните от того, как у вас будет организованно рабочее место, оттого зависит качество работы и аккуратность исполнения.

Четвертый этап:

Подготавливается бумага для печати. Бумага используется плотная, либо используют обычный ватман, акварельный лист или картон не слишком толстый. Плотную бумагу мы смачивает под водой так, чтобы она у нас была влажная с двух сторон и кладем ее, сушится под пресс. Проложите с двух сторон лист сырой бумаги либо бумагой, которую вы используете или в картонную папку и придавите чем -то тяжелым грузом. Бумага для печати должна быть приготовлена правильно, быть чуть влажной. Тогда такая бумага не будет прилипать к краске и форме.

Пятый этап:

Лист бумаги нужно взять так, чтобы он у вас не сломался, не перегнулся. Берут лист бумаги правильно, аккуратно за уголки или специальными щипчиками. Затем осторожно подносят к форме и кладут так, чтобы попасть под размер пластины. Ни в коем случае не следует поправлять лист бумаги, если вы не правильно положили его на форму. Лучше снимите его и заново положите.

Шестой этап:

Мы берем в руки карандаш и начинаем рисовать задуманный образ. Либо можно заранее подготовить рисунок нарисовать его на бумагу и только затем нанести его на форму. Формой я называю пластина, на которой нанесена краска. Вы можете использовать при нанесение рисунка различные приспособления, такие как циркуль, пальцы рук (нанесение полутеней), иголку, гвоздь, ручка шариковая (гелиевая), ноготь и прочие материалы.

Седьмой этап:

В ходе работы вы можете подсматривать и следить за процессом. Только делать это необходимо аккуратно, отгибая уголок листа так, чтобы у вас не сместился рисунок или не запачкался. Посмотрели, если что-то не хватает в рисунке, то можно с легкостью подправить, уточнить, задать необходимые эффекты, контрасты.

Восьмой этап:

Перед тем, как снять рисунок с формы, посмотрите еще раз уточнения в рисунке, может вы, что-то забыли нарисовать. Если вы готовы посмотреть что у вас, в конце концов получилось, тогда мы аккуратно берем за уголок листа и медленным движением руки снимаем с пластины и любуемся за результатом. Далее оттиск, полученный в ходе печати необходимо повесить на просушку, так как краска типографская или маслянная сохнет в течение суток.

Девятый этап :

Не спешите расставаться с формой на которой вы рисовали. Можно двумя путями пойти первый, когда можно закатать пластину заново краской, а может вы и захочет сменить черный цвет на цветной пожалуйста. Либо второй вариант, сделать негативный вариант с вашим полученным рисунком на пластине, для этого нам понадобиться офортный печатный станок (соглашусь, что дома не у всех найдется - прим. автора). Берем форму с нашим продавленным рисунком, кладем на поверхность станка, накрываем бумагой, а затем войлоком и прокатываем один раз. Перед этим надо проверить давление в станке - закрутить кое-какие гайки потуже.

Десятый этап:

Полученный оттиск с формы следует немедленно повесить сушиться, так как краска не высохла на бумаге вы можете, показывая запачкать рисунок и тогда ваша работа пойдет на с марку. Подвесьте так оттиск, чтобы он не кому не мешал в ходе дальнейшей работы.

Удачи вам в работе!

Третий способ.

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.

Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если Вы неуверены, в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать Ваше произведение на листе то, до того, как Вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее, Вы начинаете рисовать то, что Вы наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую Вы хотите получить.

Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит











Четвертый способ.

Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим.

Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе.

Первый этап:

Для работы нам понадобится следующий материал:

Бумага белая (ватман или акварельный лист бумаги) тонированная бумага можно использовать разные сорта бумаги

Типографские или масленые краски,

Ванночка для воды

Растворители красок: скипидар или бензин

Щетинная кисть

Тряпочка, для вытирания с кистей краски

Палитра для смешения цветов

Второй этап:

Перед началом работы убедитесь в том, что вами подготовлен весь материал для работы.

Выдавите краски на палитру, где вы будете смешивать их. Используйте те цвета, которые вам необходимы для создания красочного эффекта на воде. Достаточно взять несколько цветов, к примеру, основные.

На этом этапе у вас должна быть заготовлена бумага для оттисков.

Третий этап:

Далее мы приступаем к работе. Намешиваем нужный цвет на палитре и в качестве воды используем скипидар (растворители для масляных красок) стараемся больше брать растворителя на кисть, чтобы вся краска стекла с кисти на воду и вы увидите потрясающий эффект на воде. Капелька краски растеклась на поверхности воды. Мы намешиваем еще цвет и так же опускаем в воду и видим еще одно расплытие цвета и продолжаем до тех пор пока не наберем нужного эффекта.

Продолжаем удивляться игрой цвета и наблюдаем за изменениями на воде. Так же можно применить и брызги на воде, только делать их нужно аккуратно, чтобы не забрызгать стол и одежду.

Вся работа над созданием красочных шедевров монотипии, должна проходить в специальных помещениях (мастерских). Так как, растворители в домашних условиях это не приемлемо (запах и никакой вентиляции) можно получить отравление.

Четвертый этап:

Обращаю ваше внимание на то, как создается красочный эффект на листе бумаги. Вы видите перед собой красочную игру цветов на воде, берем бумагу и плавно прикладываем на поверхность воды и делаем следующие движения с начало один угол по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки и плавно снимаем с поверхности лист бумаги и наблюдаем, любуемся полученным эффектом.

Создаются удивительные образы, неповторимые, как в калейдоскопе.

На этом снимке представлен процесс прикладывания бумаги к поверхности воды и вы видите, как окрашивается в удивительный рисунок (порой фактуру) бумага.

Примечательно то, что эта техника монотипии позволяет сделать множество оттисков и все они будут уникальны и неповторимы.

Пятый этап:

Полученный оттиск положите на просушку желательно под пресс, чтобы бумага не скрючилась.

Шестой этап:

Когда у вас высохла работа, вы можете оставить полученный эффект, а можете что-то дополнительно нарисовать, сочетая полученную фактуру с вашим рисунком.

Пятый способ

Пишете художественное произведение маслянными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Первый этап:

Для работы нам понадобится следующий материал:

Бумага белая (ватман или акварельный лист бумаги) тонированная бумага можно использовать разные сорта бумаги

Масленые краски, гуащь или акварель,

Баночка для воды

Щетинная кисть

Тряпочка, для вытирания с кистей краски

Палитра для смешения цветов

В чем заключается следующий прием техники монотипии. Когда мы с вами берем за основание форму, например: картон, пластина, холст, рифленая бумага и прочие поверхности, с которых можно получить потрясающий эффект (фактуры с поверхности). В чем заключается принцип работы? Мы наносим красками на поверхность шершавого картона или холста рисунок в цвете и накладываем лист влажной бумаги поверх красочного рисунка и немного прижимаем к поверхности и получаем нежный акварельный оттиск, который можно будет сверху доработать различными художественными материалами.

Перед вами представлен оттиск, выполненный вначале на картоне, а затем напечатанный на влажный лист акварельного листа. В чем достоинство этой техники монотипии в том, что оттиск полученный таким путем получается нежным, акварельным, волшебным, загадочным и непредсказуемым как будто с рисунком творит сама природа.

На этом снимке представлен сам процесс нанесения красочного рисунка на поверхность картона. В качестве материала использованы краски гуашь. Можно использовать и масляные краски разбавленные льняным маслом.

Важно в работы использовать чистые открытые цвета. Работу ведите быстро и аккуратно. Вокруг себя недолжно ничего мешать работе. По окончанию работы, нужно убрать за собой рабочее место и полученный оттиск просушить.

Желаю Вам творческих эксперементов!






Шестой способ — смешанная техника.



Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель маслянная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.........

Способы извлечения монотипии из пространства.

Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!

,

Главная ll ll ll ll ll

Познавая окружающий мир, дошкольники всегда стремятся отразить свои впечатления посредством изобразительной деятельности. Рисование приносит малышам много положительных эмоций, потребность в нем заложена у них на генетическом уровне. Чтобы творческие способности детей получали максимальное развитие, занятия в дошкольном учреждении не должны сводиться только лишь к стандартным способам изображения. Именно нетрадиционные техники, создавая атмосферу непринужденности, способствуют раскрытию детской индивидуальности. Один из интереснейших и оригинальных способов рисования в детском саду - это монотипия.

Особенности организации занятий по рисованию в технике монотипии в детском саду

Суть рисования в технике монотипии заключается в том, что краска наносится на ровную гладкую поверхность, а затем отпечатывается на другой (основой может быть одна из сторон листа бумаги, сложенного вдвое, либо отдельный материал - станок). Результат такого процесса всегда уникален, работы редко бывают похожими. Полученный отпечаток оставляют в изначальном виде, но чаще дополняют образ характерными деталями.

Начальный этап рисования Самый интересный этап работы Готовое изображение можно дополнить деталями

Монотипия способствует развитию ребенка: совершенствует мелкую моторику, формирует такие важные психические функции, как мышление, воображение, память. Развивается цветовосприятие - малыш познает возможности цвета, проникается им. Сам процесс создания рисунка превращается в волшебное действие, игру, фокус.

Используя данную технику на занятиях в детском саду (они могут быть включены в план непосредственно образовательной деятельности либо выноситься как кружковая работа), получаются очень оригинальные изображения. Занятия по монотипии можно проводить уже во второй младшей группе. В этом возрасте малыши обычно изображают простые предметы - воздушные шарики, флажки, кубики и пр. Процесс рисования для них превращается в веселую игру.

Первые работы дошкольников - простые по форме фигуры

Детям нравится упражняться в технике монотипии

В среднем звене дошкольники уже успешно рисуют бабочку, рыбку, цветочки в вазе.

Бабочка - традиционный рисунок в технике монотипии

Рисунки воспитанников средней группы

Рисунок в средней группе в технике монотипии

В старшей и подготовительной группах дошкольникам предлагается создавать красивые пейзажные композиции в технике монотипии. Это осенние деревья с опадающими листьями, заснеженный зимний лес, морские переливы, морское дно, а также различные фантазийные работы.

Отметим, что лист бумаги при рисовании в данной технике можно складывать по-разному: по горизонтали, вертикали и даже с уголка. Первым способом обычно изображают деревья, отраженные в воде (речке или озере), рыбку. Вторым способом создается образ бабочки, цветочного букета, какого-либо животного или фантастического существа (в подготовительной группе так рисуют даже инопланетян).

Используемые материалы и основа (в том числе конкретные формы и шаблоны)

Монотипия может выполняться с любой гладкой поверхности, что выгодно отличает ее от других видов печати. Разнообразие этой оригинальной технике придает форма поверхности и способ нанесения краски.

В качестве основы традиционно на занятиях используется обычный лист бумаги. Он может иметь квадратную форму: в этом случае бумагу можно сложить пополам по диагонали. Иногда, воспитатель предлагает дошкольникам шаблоны - это может быть вырезанный силуэт бабочки, рыбки, букета цветов и пр.

Кроме этого, есть и другие варианты основы - картон, целлофан, пластик, линолеум, стекло. Отметим, что последний материал в детском саду не используется из-за соображений техники безопасности. Отпечатывают же монотипию, ка правило, на бумагу (но в редких случаях и на ткань). Желательно, чтобы размер основы соответствовал размеру листа, на котором нужно отпечатать изображение.

Для техники монотипии подходят акварельные и гуашевые краски. При желании можно даже использовать расплавленные восковые мелки. Фактура изображения зависит от густоты краски. Так, гуашь почти непрозрачна, дает красивые разводы, однако, высыхая, она может стать блеклой (поскольку в ее основе лежит мел). Акварель более подходит для детского творчества - только нужно наносить ее на основу густо, не оставляя пробелов.

Отметим, что от густоты краски зависит фактура изображения - от легкого «ажурного» эффекта до яркого, насыщенного. При монотипии можно использовать краску одного цвета (монохромный рисунок) либо нескольких оттенков. Так же и основа может быть белой либо цветной (тонированной).

Дополнительные детали на получившемся в результате отпечатывания рисунке дети могут дорисовывать самыми разными инструментами - кистью, цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами и даже гелевой ручкой.

Используемые приемы рисования: стандартные и специфические

При создании композиций в технике монотипии дошкольникам необходимо освоить следующие основные приемы. Это, прежде всего, складывание листа бумаги пополам, надавливание, разглаживание и аккуратное притирание двух поверхностей.

Другой прием - это рисование на пластиковой доске. На поверхности наносятся пятна определенного цвета. Если у ребенка еще не возникла конкретная идея рисунка, он может просто использовать понравившиеся цвета. Для летнего пейзажа лучше выбрать соответствующие цвета - зеленый, голубой, чуть-чуть желтого и красного. Краски нужно смешать быстрым движением, иначе они успеют подсохнуть. Отметим, что сложные картины рисовать нет смысла, хотя, если у дошкольника есть такое желание, то можно попробовать.

После всех этих действий берется лист бумаги (в идеале его размер и форма соответствуют основе) и слегка прижимается к пластику руками. Поднимать рисунок нужно осторожно, за уголки. В результате получается уникальный оттиск, который невозможно в точности повторить. Такой результат, без сомнения, вызовет у ребенка восторг и удовольствие от возможности экспериментировать. С каждым разом его действия будут более уверенными.

После того, как рисунок слегка подсохнет нужно рассмотреть его, оценить все «удачные» и «неудачные» места, подключить фантазию и дорисовать недостающие детали. Например, у бабочки это будут усики, контур головки, пестрый узор на крыльях в виде кружков, полосочек и пр., у рыбки - хвостик, плавники, прорисовка чешуи. Таким образом, загадочные пятна преобразуются и рождается оригинальный образ.

В зависимости от инструментов, которые ребенок использует для дорисовки образа, отрабатываются соответствующие приемы. Если это кисть, то малыш использует навыки изображения всем ворсом либо кончиком. При рисовании карандашами регулируется сила нажима для получения нужного тона и обращается внимание на наклон инструмента.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Курманова Т.
(средняя группа)

Образовательные задачи : познакомить детей с новой техникой рисования - монотипией, учить складывать альбомный лист вдвое, совмещая углы.
Развивающие задачи : совершенствовать умение рисовать акварелью, развивать воображение, творческую фантазию.
Воспитательные задачи : воспитывать усидчивость, аккуратность.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: цветные крылышки и бумажные цветы красного, желтого и синего цветов, образцы рисунков в технике монотипии, бабочки из белой бумаги, разноцветные скатерти, аудиозаписи - музыка П. Чайковского, песня «Разноцветная красавица».
Раздаточный материал: листы белой бумаги с нарисованной на одной половине контуром бабочки согласно количеству детей, акварельные краски, баночки-непроливайки, кисти, подставки под кисти, салфетки.
Ход занятия:
Педагог включает песенку про бабочку «Разноцветная красавица» и загадывает детям загадку:

  • Над цветочками порхает,
  • Кто красавицу не знает?
  • Ее крылья расписные,
  • Ее танцы заводные.
  • Только очень беззащитна,
  • Совершенно безобидна.
  • Не спеши ее пугать,
  • Слабых надо защищать.

Воспитатель сообщает ребятам, что когда она рано утром зашла в группу, то увидела, что по ней летают бабочки. Потом они все попрятались. Педагог просит дошкольников поискать бабочек. Дети находят их на шкафах, занавесках и пр. Ребята удивляются, что бабочки необычные - белые. Оказывается, это дождик смыл с них краску, когда они летели в детский сад.

Затем воспитатель рассказывает детям сказку про бабочку. В ней идет речь о гусенице. Она была некрасивой, над ней все смеялись, и тогда гусеница решила спрятаться в кокон. Просидев там долгое время, она решила вылезти, но почувствовала, что на спинке что-то мешает - она превратилась в прекрасную бабочку с большими яркими крыльями.

Воспитатель предлагает ребятам помочь белым бабочкам - сделать их крылышки такими же яркими и пестрыми.

Проводится игра - ребята надевают на спину цветные крылышки. На ковре разложены цветочки. Бабочка должна прилететь на цветок, совпадающий по цвету с ее крыльями. Действия сопровождаются словами:

  • Бабочки полетели, летают.
  • Над цветком.
  • Цветок летает
  • И порхает и порхает
  • Полетели, полетели
  • И около цветочков сели.

Затем дошкольники садятся за стол: цвет крылышек должен совпасть с цветом скатерти. Педагог обсуждает с детьми строение бабочки, напоминает, что у нее есть туловище и усики.
Воспитатель демонстрирует, как нарисовать бабочку с помощью техники монотипии.
Самостоятельная деятельность дошкольников. После того, как дети закончили работу, педагог сообщает им, что это будет подарок маме, и позже они сделают красивую рамочку.
Пока работы подсыхают, воспитатель проводит с детьми дыхательную гимнастику «Бабочка, лети»: дети дуют на бумажных бабочек.

Рикун Е. «Розы»
(старшая группа)

Занятие проводится накануне Дня матери. Воспитатель спрашивает у ребят, что можно подарить маме, подводит итог, что маме будет приятен любой подарок, но особенно ее порадуют цветы. Дети размышляют, какие цветочки можно выбрать: розы, тюльпаны, ромашки, васильки, георгины и пр.
Педагог загадывает загадку на тему: какое растение называют королевой всех цветов.

  • Посмотрите - у ограды
  • Расцвела царица сада.
  • Не тюльпан и не мимоза,
  • А в шипах красотка… (роза)

По картинке дети знакомятся со строением розы. Воспитатель подчеркивает, что у нее есть отличительная особенность - шипы.

Заранее подготовленный ребенок рассказывает стихотворение о розе:

  • Зовут меня розой.
  • Примите меня.
  • Я очень душиста.
  • И цветом нежна.
  • По цвету и имя такое мне дали.
  • И даже царицей
  • За пышность назвали!

Педагог спрашивает мнение ребят о том, чем можно изобразить розу (красками, цветными карандашами, восковыми мелками), и предлагает им новый интересный способ - с помощью пленки, кисти и красок. А помогут ребятам в этом занятии их ручки.
Проводится пальчиковая гимнастика «Цветок»:

  • Вырос высокий цветок на поляне.
  • Утром осенним раскрыл лепестки.
  • Всем лепесткам красоту и питанье.
  • Дружно дают под землей корешки.

Педагог приглашает дошкольников сесть за столы и внимательно рассмотреть материалы, с которыми они будут работать. Розу сначала нужно нарисовать на пленке. Затем, пока краска не успела высохнуть, нужно к пленке приложить лист бумаги и прогладить его рукой - получится отпечаток.
Под композицию Г. Гэблер «О маме» дети рисуют цветы, которые затем подарят своим мамам.
В конце занятия девочка читает стихотворение:

  • Дорогая мамочка, мамуля,
  • Хорошо, что праздник мамы есть.
  • Я тебя люблю, моя родная,
  • Всех твоих достоинств и не счесть.
  • В жизни ты защита и опора,
  • От ненастий бережёшь меня,
  • Любишь без оглядок и укоров
  • И согрета вся тобой семья.
  • Пожелать хочу тебе здоровья,
  • Чтоб тревог никто не доставлял.
  • Ты - одна такая в целом свете,
  • Мамочка любимая моя.
Богданова Н.В. «Деревья смотрят в озеро»
(подготовительная группа)

Дети рассматривают пейзажные картинки, вывешенные на доске. Проводится мини-беседа об осени, ребята вспоминают названия осенних месяцев.

Затем педагог приглашает дошкольников в «картинную галерею», где они под тихую музыку знакомятся с пейзажными репродукциями известных художников. Воспитатель рассказывает об особенностях этого жанра живописи.

Дети указывают на картины, где изображена осень, обосновывают свое мнение.

Педагог читает стихотворение З. Федоровской:

  • Осень на опушке краски разводила,
  • По листве тихонько кистью проводила.
  • Пожелтел орешник и зарделись клены
  • В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.
  • Утешает осень:- Не жалейте лето!
  • Посмотрите - роща золотом одета!

После обсуждения стихотворения воспитатель объясняет, как изобразить осенний пейзаж с помощью техники монотипии. Сначала лист бумаги нужно сложить пополам и развернуть. Выше линии сгиба будут располагаться земля и небо, здесь изображаются деревья, летящие птицы, а внизу - речка или озеро. Верхняя часть размывается голубой акварелью, смешанной с водой. После низ рисунка смачивается просто чистой водой. Лист нужно сложить пополам и прижать - внизу отпечатается голубое озеро, в котором отражаются все предметы, нарисованные в верхней части. Затем композиция дополняется мелкими деталями.

Самостоятельная деятельность дошкольников. В конце занятия ребята рассматривают все рисунки и делятся впечатлениями.

Быковская И. «Спящий зимний лес»
(подготовительная группа)

Занятие начинается с сюрпризного момента - перед детьми появляется игрушечный попугай с шарфиком на шее. Он прилетел из жаркой Африки, где никогда не бывает снега. Африканским животным очень хочется посмотреть на зимний лес, увидеть сугробы и деревья без листьев. Ведь, они не верят, что деревья могут их сбрасывать - в Африке такого не бывает. Вот звери и послали попугая, чтобы он все посмотрел и рассказал им. Но попугай простудился и потерял голос. Он не сможет рассказать друзьям о том, что увидел. Помочь смогут только рисунки ребят с изображением зимнего леса (мотивация).
Воспитатель читает детям стихотворение А.С. Пушкина про зиму:

  • Вот север тучи нагоняя,
  • Дохнул, завыл - и вот сама
  • Идет волшебница зима.
  • Пришла, рассыпалась; клоками
  • Повисла на суках дубов,
  • Легла волнистыми коврами
  • Среди полей, вокруг холмов;
  • Брега с недвижною рекою
  • Сравняла пухлой пеленою.
  • Блеснул мороз. И рады мы
  • Проказам матушки зимы.

Проводится мини-беседа о том, за что мы любим зиму. Затем педагог предлагает ребятам совершить путешествие в зимний лес на воображаемых лыжах.

  • Чтобы губы в пути не замерзли, проводится речевая зарядка:
  • Ма-ма-ма - наступила зима
  • Ме-ме-ме - рады мы зиме
  • Ду-ду-ду - в зимний лес я иду!

Дети имитируют ходьбу на лыжах и выполняют движение в соответствии со словами - игротренинг «В лес на лыжах мы пойдем»:

  • Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,
  • По сугробам высоко ноги поднимаем,
  • А по льду совсем легко тихонечко шагаем.
  • Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.
  • Мы деревья и кусты змейкой обойдем,
  • И к лесной опушке вскоре мы придем.

Педагог вспоминает с ребятами правила поведения в лесу. Также дошкольники вспоминают стихотворения о зиме.
Далее дети рассматривают репродукции пейзажей И. Шишкина «Зима» и И. Грабаря «Зимнее утро». Анализируются цвета, которые использовали художники (холодные - белый и голубой), пропорции предметов (деревья на заднем плане кажутся маленькими).
Проводится физкульминутка «Зимний лес»:

  • Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
  • Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
  • Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
  • Слева елка на нас глядит
  • Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)
  • На землю красиво ложатся (движение (фонарики) и смотрят вверх).
  • Как красивы они!
  • В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)
  • А нам пора уже домой.
  • Берём лыжи и в путь домой. (садятся на свои места)

Ребята садятся за столы. Воспитатель предлагает им нарисовать зимний пейзаж с помощью нетрадиционной техники - монотипии, объясняет, что эта работа требует усидчивости и быстроты. Нужно заранее продумать выбор красок, дети вспоминают, как получить голубой цвет.
Перед продуктивной деятельностью проводится пальчиковая гимнастика «Снежок»:

  • Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого).
  • Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней).
  • Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
  • И совсем-совсем не сладкий.
  • Раз - подбросим. (Грозят пальчиком. Смотрят вверх, воображаемый снежок подбрасывают).
  • Два - поймаем. (Приседают, ловят «снежок»).
  • Три - уроним. (Встают, роняют «снежок»).
  • И… сломаем. (Топают).

Под композицию П. Чайковского «Времена года» дети рисуют. В конце занятия все вместе рассматривают работы, воспитатель замечает, что деревья получились как будто живые.

Примеры рисунков дошкольников в технике монотипии с комментариями по выполнению работы

Бабочка - один из самых популярных объектов, изображаемых в технике монотипии. Каждая работа неповторима. Пестрый узор отличает бабочку на рисунке «Бабочка-красавица», по контуру силуэт обведен фломастером, что делает рисунок еще более ярким. Нежную таинственную окраску в желто-синих тонах имеет «Мотылек». Композици «Солнечная бабочка» и «Голубая бабочка» украшены дополнительными деталями: солнышко, травка, цветочки. Сами же бабочки здесь имеют интересную форму крыльев. Оригинально и изысканно смотрится бабочка на рисунке «Красивая бабочка»: такой эффект возникает за счет комбинации двух нетрадиционных техник - монотипии и печатания листьями (усики дорисованы акварелью).

Фотогалерея «Бабочки в технике монотипии»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью и фломастером Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Сочетание двух нетрадиционных техник - монотипии и печатания листьями

Очаровательные морские обитатели, похожие на волшебных существ, изображены на рисунке «Рыбки». Отметим очень красивый фон композиции, реалистично и в то же время волшебно передано морское дно с водорослями. Угрожающего вида рыба представлена на рисунке «Рыба-пила». Необыченым получился рисунок «Рыбки в аквариуме». Их окраска взаимодополняет друг друга: красная с белыми пятнышками и наоборот белая с красными пятнами.

Фотогалерея «Рыбки»

Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью

С помощью техники монотипии получаются очень красивые цветочные букеты. Яркая композиция с желто-красными бутонами представлена на рисунке «Букет для мамы», а «Ваза с цветами», наоборот, выполнена в нежных пастельных тонах. Загадочное и таинственное растение - это работа «Волшебный цветок».

Фотогалерея «Цветы»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Всегда завораживают пейзажные работы, выполненные в технике монотипии. Их можно разглядывать очень долго. Рисунки с горизонтальной симметрией - это, как правило, деревья, отраженные в водоеме (озере или речке). В этом плане интересны композиции «Красивые деревья», «Лес над рекой», «Краски осени». Работы с вертикальной симметрией - это отдельные красивые деревья (рисунки «Развесистое дерево», «Дерево с грушами». Также по-летнему очаровательно выглядит композиция «Яблоневый сад» - поражает многоцветьем красок. Интересны вариации на зимнюю тему - «Новогодняя елочка» и «Зимнее чудо».

Фотогалерея «Пейзажные композиции»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

представляют большой интерес детские работы по замыслу. Фантазия ребенка в сочетании с техникой монотипой порой создает самые неожиданные и причудливые образы. Так, таинственно выглядит «Розовый бык», от которого веет добротой. На рисунке «Веселое солнышко» создается антропоморфный образ солнышка с большими глазами и улыбкой. Очаровательна и загадочна «Королева света». А «Зайка-побегайка» отличается от обычного животного своей расплывчатой необычной фигурой. Веселые сестрички-близняшки улыбаются нам с одноименной композиции. А «Веселые утята» почему-то отвернулись друг от друга.

Фотогалерея «Фантазийные мотивы»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью и фломастером Рисунок акварелью

В старшем дошкольном звене ребята с удовольствием фантазируют на космическую тему. С помощью монотипии создаются причудливые фантастические образы инопланетян - обитателей Марса, Юпитера, Сатурна. Дети даже придумывают им имена и пишут их на рисунке. Отметим, что все существа, каждое по своему необычное, имеют добродушный вид, ведь, детские работы в большинстве своем всегда позитивны.

Фотогалерея «Космос»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью и цветными карандашами Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Чем разнообразнее и интереснее техники и приемы изобразительной деятельности при работе с дошкольниками, тем сильнее развиваются художественные способности малышей. В этом плане монотипия - действительно, волшебный способ рисования. В восприятии детей она похожа на сказку или фокус. Оригинальная техника позволяет раскрыться творческой натуре, что приводит к самым неожиданным результатам: ребенок будет любоваться своим рисунком и захочет рисовать снова и снова.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные