Виды и функции искусства. Роль искусства в жизни общества. Роль искусства в современном обществе.docx - Обществознание

Роль искусства в жизни общества во все времена и у всех народов была чрезвычайно высока. История запечатлела немало случаев, когда восприятие прекрасного становилось непосредственным импульсом для тех или иных свершений, для изменения образа жизни. И роль современного искусства также чрезвычайно высока. Это обусловлено возрастанием в наши дни значения культуры в качестве важнейшего механизма для обеспечения самопознания и саморазвития человека во взаимодействии с окружающим миром, для опредмечивания накапливаемых духовных ценностей в художественных образах. Современное искусство не приемлет состояния застоя. Ветер перемен способен превратить его в кладовую сокровищ творческого таланта. Люди культуры всегда относились и относятся по сей день к категории граждан с оригинальными, нестандартными и креативными мыслями и идеями. Поэтому творческий бомонд создает дополнительный потенциал в процессе общественного развития.

Современное искусство обладает возможностями, позволяющими открывать таланты нового времени. Опираясь на силы общества, оно непрерывно стремится к покорению горизонтов, неся в себе мощный эмоциональный заряд. Все проблемы современного мира - страхи, эмоции, стрессовые состояния - преломляются в современном искусстве и окрашивают его в контрастные тона. Общество с его стремительностью и напряженностью с его помощью предлагает человеку задуматься о своей роли в нем и о смысле бытия в столь противоречивых и изменчивых условиях современности.

Современные художники и скульпторы поднимают и выставляют на всеобщее обозрение и обсуждение наиболее актуальные проблемы сегодняшнего дня. Должны ли мы думать только о себе, или нам следует сплотиться и сделать все, что в наших силах, для оказания помощи ближним. Какое будущее ожидает нас и общество, в котором мы живем? Посмотрев на работы современных мастеров, многие задаются этими вопросами. Стремительное развитие технологий обеспечивает возможность непрерывного контакта человека с искусством. И одним из его источников в наши дни становится Интернет. Многочисленные порталы и сайты об искусстве, среди которых и ресурс популярного общественно-культурного журнала Арт-флюгер , знакомят своих посетителей со всеми новостями, тенденциями и веяниями в области культуры. Темы, поднимаемые в этом и подобных ему журналах, являются животрепещущими вопросами сегодняшнего дня. Человеческое общество должно жить в гармонии с природой. А для этого ему следует стремиться, прежде всего, к гармонии с самим собой. И помочь в этом современному обществу призвано искусство.


Что такое искусство? Искусство особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Предмет искусства- мир и человек в совокупности их отношений друг с другом. Форма существования - художественное произведение. Цель искусства двойственна: для творца это художественное самовыражение, для зрителя наслаждение красотой. Способы осмысления мира искусством – использование художественных образов. Направлена на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного.


Кратко о видах искусства. Архитектура - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей. Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах. Бывает монументальная, декоративная, станковая. Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово. Существуют множество жанров.


Кратко о видах искусства. Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Фотография - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета. Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Хореография - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему. Музыка - вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.


Виды искусства Пространственные (живопись, скульптура, архитектура), которые развертывают свои образы в пространстве, они неизменны, и временные (музыка, театр, литература) Речевые и изобразительные Зрительные и слуховые Классификации достаточно условны, поскольку в их рамки укладываются далеко не все виды искусства. А так же…


Особенности искусства. Образность. Художественные образы, символы как главные средства воспроизведения эстетической реальности. Чувственное восприятие окружающего мира. (Человек обращается прежде всего к чувствам и сердцу. Для искусства необходимы эмоциональность, глубина переживаний). Субъект ивность. (искусство не стремится объективно отразить реальность) Индивидуальное создание произведений искусства и их восприятие. (у каждого человека существуют свои эстетические предпочтения, вкусы; каждый может оценивать по-своему различные произведения искусства) Законченность авторских произведений (например, картина останется такой, какой нам её представил автор, она неизменима). Процессы в искусстве напрямую не зависят от научных знаний, материальных потребностей общества. Изучением искусства занимаетс я наука эстетика. Искусство многолико и вечно.


Функции искусства. Гедонистическая (отражает способность искусства приносить удовольствие человеку); Воспитательная (проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека); Познавательная (позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов); Компенсаторная (позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы); Эстетическая; (позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус); Коммуникативная; Социальная (проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность);


Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Искусство тем и прекрасно, что оно создаётся избранными, а принадлежит миллионам. Сейчас невозможно представить, чтобы нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни. Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах.


Роль искусства огромна. Помогает людям открыть больше себя, реализовать себя. Помогает оторваться от той действительности, которая есть, и попасть в совсем другой, противоположный мир, мир своих представлений и мечт. Помогает морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Помогает смотреть на мир с разных точек зрения, по - другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Помогает осваивать науки и постепенно углублять свои знания. Т.е оно является важнейшей частью человеческого развития. Развивает глубокое понимание красоты природы, окружающего мира, способности беречь эту красоту. Прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, … Формирует навыки использовани я средств искусства для познания жизни людей, самой природы.


Афоризмы, высказывания об искусстве. Искусство призвано служить не мечте, а жизни. Под влиянием зрелища, изображающего действие, должна родиться и воля к действию. Искусство призвано служить не мечте, а жизни. Под влиянием зрелища, изображающего действие, должна родиться и воля к действию. Ромен Роллан. Ромен Роллан. Искусство живёт принуждением и гибнет от свободы. Искусство живёт принуждением и гибнет от свободы. Андре Жид Андре Жид «Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство» «Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство» психолог Н.Е Румянцева психолог Н.Е Румянцева Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. Сенека Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. Сенека «Искусство даёт крылья и уносит далеко- далеко!» Чехов А.П «Искусство даёт крылья и уносит далеко- далеко!» Чехов А.П


Вывод. Итак, искусство - форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах, о которых было сказано выше на слайдах(живопись, литература, музыка,...) Оно имеет ряд особенностей, присущих лишь ему и выполняет множество функций. Искусство играет большую роль в нашей жизни, влияет на неё со всех сторон, делает её разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической культуры общества.


Использованная литература. 1.Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Боголюбов Л. Н. Москва: Просвещение 2006 г. Стр РОЛЬ ИСКУССТВА В ОБЩЕСТВЕ iskusstva iskusstva 3.Искусство. 4.Искусство как вид духовного производства tvo.html tvo.html

Искусство- это особенная содержательная разновидность сознания общества, это – художественное содержание, а не научное и не философское. Великий писатель Л.Н Толстой, например, говорил, что искусство это как средство обмена чувствами. Сегодня ни кто не может точно ответить на вопрос, для чего человеку нужно искусство. Одни говорят, что искусство существует для украшения жизни, в то время как другие утверждают, что искусство нужно для того что бы человек мог выразить свои чувства.

Тут можно было бы процитировать слова Владимира Ильича Ленина, обсуждая задачи стоящие перед советскими художниками, он говорил что: Искусство в своей основе народно. «Искусство принадлежит народу. И оно должно уходить своими корнями в толщу трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их талант».

Конечно искусство занимает особое место среди многих других эстетических ценностей, и несомненно играет колоссальную роль в развитии общества. Оно пристает перед людьми в виде огромного количества художественных произведений, созданных живописцами, ваятелями, писателями, музыкантами. Но если вдруг красота созданных человеком вещей со временем исчезает, то искусство в этом отношении устойчиво- те или иные художественные произведения сохраняются обществом, а по этому воспринимаются людьми, оказывают на них воздействие.



Место искусства среди многих других эстетических ценностей определяется тем, что оно несет в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей и сохраняет их образы для нового общества.

Почему искусство сохраняется людьми? В первую очередь потому, что оно оказывает на человека и общество всестороннее воздействие, является важным средством воспитания, формирования всесторонне развитой и гармоничной личности.

Следовало бы отметить тот факт, что искусство обладает познавательной функцией- оно наглядно показывает человеку явления природы, виды деятельности людей, общественные отношения, духовные ценности с которыми человек не всегда встречается в своей практике. Искусство дает человеку художественную картину мира, которая выступает частью общей картины мира и на ряду с идеологическими воззрениями составляет мировоззрение человека. Отсюда искусство способствует выработке ценностной ориентации человека к жизни, понимания смысла жизни. Вот почему произведения великих художников называют энциклопедией жизни. В связи с этим искусство используется в процессе образования, обучения.

Искусству присуща так же идеологическая функция- оно влияет на возникновение у людей классовых интересов, мировоззрения, приобщения к идеологии определенного класса.

Искусство участвует в формировании всех социальных чувств людей (нравственных, политических, религиозных и т.д.), в целом общественно психологии, то есть оно осуществляет воспитательную функцию, выступает как важное средство воспитания. К тому же оно способствует к самосознанию человека.

Еще одной ее функцией является трансляция во времени и пространстве. Трансляция того или иного опыта осуществляется для того, что бы человек обратился к глубинам своего понимания мира. Через сопоставление своих ценностей и ценностей предыдущих поколений, другого человека, других культур. Однако, самое главное для того, что бы человек научился выстраивать свою жизненную стратегию, учитывая при этом опыт своих предков, опыт других культур и своих современников.

Искусство – это одна из тех социальных сил, которая участвует во взаимодействии явлений общественного характера и оказывает огромное влияние на развитие общества. В единстве всех своих сторон- искусство выступает могучим средством воспитания, обладающим благодаря своей доступности, точности, наглядности огромной силой воздействия на умы и сердца людей.

Прежде всего, искусство формирует чувства человека. Затем человек обращается к познанию оснований идеалов. Так, начинается развитие его интеллекта. Видя, что должное и существующее вокруг не совпадают, человек начинает воплощать свое представление о должном в жизнь, либо же он принимает существующее как должное. Таким образом начинается формирование его воли. Так, искусство способствует социализации человека. Оно вводит его в культуру, пробуждая волю к активно творческому преобразованию существующего порядка.

Выделяется еще одна функция, которая называется коммуникативная. Она заключается в то, что оно расширяет социальный опыт людей- их взаимодействие друг между другом, природой и обществом, которое почти всегда ограничено к примеру пространством и временем, общением на производстве и в быту. По средством искусства человек приобщается к исторической практике общества, общается с природой и людьми различных стран, эпох, народов… А практика- это основа познания мира человеком. Эта связь человека с общественной практикой, способствует более полному формированию духовного мира человека, более полному познанию человека и общества.

Любая форма общественного сознания, включая и искусство, связана с реальностью через свои определенные функции.

Исходя из всего этого, от себя можно сказать, что человек был бы практически совсем иным. Если бы в мире не знали что такое искусство. Не будь искусства, мы вряд ли смогли бы посмотреть на мир с разных тоҹек зрения, заглянуть за рамки обыденного, ҹувствовать немного острее.

Ведь если взять и провести параллель между человеческой жизнью, начиная от самого его рождения и заканчивая смертью. То можно четко увидеть, что искусство сопровождает его практически везде и всюду на протяжении всей его жизни. И очень жаль, что современные технологии отвлекают нынешнюю молодежь от прекрасного мира искусства. Согласитесь, ведь это замечательно- видеть мир не так, как его видят все остальные.


Заключение

В заключении хотелось бы подвести итоги проведенной мной работы. И я была удивлена тому, насколько огромна роль искусства в нашей жизни. Я конечно знала, что какую- то роль искусство все же играет в нашей жизни, но я не знала, что настолько. Из этой работы я разведала для себя очень много интересного и в то же время полезного. Мне было интересно изучать, искать и читать различные статьи и книги на данную тему. И стало ясно, что искусство все же отображает образное как реальное. Главной целью которого является приобщение человека к прекрасному, интересному,чувственному и красивому, в отдельных случаях даже к необъяснимому и противоречивому. И это очень интересно.

Искусству, как уже говорилось, в нашей жизни отведена особая и очень важная роль. Ведь именно она заставляет нас задумываться над важными проблемами и вещами, которые происходят вокруг нас, она волнует наше сознание и не оставляет нас равнодушными. Оно способно воодушевить или заставить нас собраться с духом, даже тогда, когда мы сломлены духовно и морально. Искусство порой может быть единственным средством, которое может вдохновить нас на подвиг или поддержать в трудной ситуации.

Мне очень понравилось обсуждать, анализировать вопросы на эту тему. Ведь этот вопрос достаточно таки актуальный на сегодняшний день. Особенно в современной динамичной реальности, когда мир меняется так быстро. Эти темпы изменения жизни часто приводят к нарастанию конфликтов самых разных уровней. Посему исследования процессов развития культуры всевозможных социальных слоях позволяют своевременно разрешить и снять конфликт и смоделировать социокультурную ситуацию на ближайшие годы.

Что же касается материала, то во время работы над этой темой я несколько раз посетила городскую библиотеку, и оказалось, что его довольно таки мало. Но все что я нашла очень помогло мне. Очень интересные книги и статьи. Особенно мне понравился один «Научно- методический журнал», автором которого является В.Г.Горецкий. В нем описываются проблемы современного человечества, и конечно затрагивается и тема – роль и место искусства в современном обществе. И хотелось бы, что б в мире выпускалось по больше журналов с подобными статьями. Что бы люди знали, что происходит в той или иной области и что можно сделать, что бы его улучшить.

Я очень довольна проведенной мной работой. И считаю, что у меня получилось раскрыть этот вопрос.

История Мирового Искусства.

Виды и функции искусства. Роль искусства в жизни общества.

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;

в широком - высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство - особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства - художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки - звук, для изобразительного искусства - цвет, для скульптуры - объем.

Цель искусства двойственна: для творца - это художественное самовыражение, для зрителя - наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро - с моралью.

Искусство - важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство - художественные образы.

Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция - способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическаяфункция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого - удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек - это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства - это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства - звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности - роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы - драма, эпос и лирика и многочисленные жанры - трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки - опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца - вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи - портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили - готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, - посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств - оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

по количеству использованных средств - простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

по соотношению произведения искусства и реальности - изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);

по отношению к пространству и времени - пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);

по времени возникновения - традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;

по степени применимости в быту - прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Роль искусства в обществе

Искусство - одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство в основе своей народно. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их»1, - говорил Владимир Ильич Ленин, обсуждая с Кларой Цеткин задачи, стоящие перед советскими художниками.

Познавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, увидеть в случайном, преходящем наиболее характерное и типичное, закономерности в развитии действительности. Глубокое познание действительности в конечном счете связано со стремлением преобразовать и усовершенствовать ее. Человек овладевает силами природы, познает законы развития общества, дабы изменить мир сообразно потребностям и целям, которые ставит перед собой коллектив, общество.

В отличие от науки искусство выражает истину не в отвлеченных понятиях, а в полных жизни конкретных образах. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых индивидуально-характерных формах.
Цель искусства - раскрыть в явлениях окружающей жизни их подлинную сущность, наглядно показать во впечатляющих образах самое важное для человека и общества. Одним из главных художественных приемов служит обобщение образа, его типизация. Она позволяет ярко показать прекрасное в жизни, обнажить безобразное, злое. Произнося приговор уродливым сторонам жизни, искусство призывает страстно ненавидеть их и бороться с ними. Воплощая идеал прекрасного, искусство вдохновляет на подвиги, на борьбу во имя светлого будущего человечества. Важнейшим моментом эстетической оценки действительности является отрицательное, враждебное отношение передового художника ко всему реакционному как уродливому и оценка прогрессивного как прекрасного по своей сущности.

Активная, мобилизующая роль искусства особенно возросла в нашу эпоху - эпоху борьбы двух общественных систем: социалистической и капиталистической. В нашей стране искусство является одним из могущественных средств коммунистического воспитания, борьбы против пережитков капитализма в умах и чувствах людей.
Искусство нельзя понять вне его взаимоотношения с другими явлениями общественной жизни, с другими формами идеологии, вне его зависимости от экономических основ общественного развития.
Искусство каждой эпохи неразрывно связано с национальной культурой и историческими ус-ловиями, с классовой борьбой, с уровнем духовной жизни общества.
Живя в классовом обществе, художник, естественно, выступает как представитель определенного общественного класса. Отражение реального мира, отбор тех или иных явлений действительности для художественного воспроизведения определяется его общественными взглядами, совершается под углом зрения определенных классовых идеалов и стремлений.
В классовом обществе воздействие реакционных идей накладывает отпечаток ограниченности на творчество художников. Выражение художником подлинных интересов трудящихся классов расширяет его творческий кругозор и его способность к эстетическому воплощению в образах искусства передовых устремлений общества в целом.

История искусства представляет собой сложную, противоречивую картину развития различных школ, стилей, течений, находящихся во взаимодействии, борьбе. В своем творчестве художник исходит не только из непосредственных впечатлений, наблюдений и изучения натуры, но также из опыта, накопленного искусством за всю историю человечества, из традиций национальных школ, то опираясь на них, то противопоставляя им свое новое понимание явлений действительности.
Уровень развития искусства, достижение им высокой эстетической ценности, подчеркивает К. Маркс1, не находится в прямом соответствии с ростом производительных сил. Прогрессу производительных сил в антагонистическом обществе сопутствует рост эксплуатации, которая уродует человека и человеческие отношения, сковывает развитие творческих способностей трудящихся масс, насаждает иллюзии в их сознании. Возникновение и расцвет некоторых видов искусства возможны только на ранних этапах художественного развития и неповторимы в классовом обществе в дальнейшем.

Прогресс искусства сильнее и ярче проявляется в гуманистических и реалистических тенденциях и завоеваниях каждой эпохи. Реализм - художественный метод, наиболее отвечающий познавательной природе искусства. Но правдивое отражение действительности не может быть сведено к копированию действительности. Подлинный реализм характеризует стремление воплотить в ярко индивидуальных образах типическое, закономерное в жизни. Отсутствие гармонического единства обобщения и индивидуализации художественного образа приводит или к схематизму, лишающему художественное произведение жизненной силы убедительности, или к изображению случайных, мелочных сторон действительности. «...Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах... которые их окружают и заставляют действовать...»1,- подчеркивает Энгельс, говоря об особенностях демократического реализма 19 в.

Реализм в искусстве - понятие историческое. Он приобретает различное содержание и форму в зависимости от определенных исторических условий данной эпохи, проходя ряд качественно своеобразных ступеней своего развития. Эти ступени определяются как изменением самого предмета изображения - новых общественных отношений, нового уклада жизни,- так и воплощением нового уровня общественного сознания, различием характера представлений о жизни.
На ранних ступенях общественного развития правдивое отражение жизни в искусстве формируется стихийно и большей частью облекается в фантастические мифологические формы (искусство древнего мира и средних веков). Сознательная устремленность к познанию мира, его закономерностей, сложение реализма как программно осознанного определенного метода в искусстве относится к эпохе Возрождения, когда искусство, как и наука, освобождаясь от плена церковной схоластики, овладевает правдивым отображением образа человека, его мировоззрения и общественных отношений.

Демократический реализм 19 в. развивается в условиях капиталистического общества. Он окончательно освобождается от связи с мифологией, от религиозных форм восприятия мира, и с углублением метода, приобретает целеустремленный характер. Это в основе своей - критический реализм, обнажающий и критикующий пороки капиталистического общества, ут-верждающий демократические гуманистические идеалы. Критический реализм с его осознанной идейной программой является выразителем боевой демократической культуры с ее народным национальным характером.
Революционный пролетариат строит бесклассовое общество, обеспечивающее всестороннее развитие творческих способностей человека, освобожденного от всяких форм социального рабства. После победы социализма складывается как ведущее искусство, как целостный метод и направление социалистический реализм. Он продолжает развитие реалистических достижений предшествующих исторических эпох, критически перерабатывая все ценное, созданное человечеством. Вместе с тем социалистический реализм - новая, высшая форма реалистического искусства, наиболее последовательного и полного художественного отображения и оценки действительности в ее развитии и изменении.

Искусство социалистического реализма правдиво запечатлевает уклад жизни и наглядно воплощает мир этических и эстетических чувств, мыслей и идей социалистического коллектива. Оно воспитывает народ в духе социализма и коммунизма. «Наш реализм сугубо динамичен... Социалистический реалист понимает действительность как развитие, как движение, идущее в непрерывной борьбе противоположностей... Он определяет себя как выражение исторического процесса, с одной стороны, а с другой стороны,- как активную силу, которая определяет собой ход этого процесса»1,- подчеркивал А. В. Луначарский,- «но он (реализм.- Ред.) насквозь отдается борьбе, он весь насквозь - строитель, он уверен в коммунистическом будущем человечества, верит в силы пролетариата, его партии и его вождей, он понимает великое значение того первого основного боя и того первого акта мирового социалистического строительства, которое происходит в нашей стране.


Похожая информация.


Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.


Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

ВИДЫ ИСКУССТВ

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Бертольт Брехт

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные