Значение Памятников Культуры для будущего - A PRIORI. Социальная обусловленность правовой охраны памятников истории и культуры Что значит памятники истории и культуры

«Социальные функции культурных памятников»


Санкт-Петербург


Введение

Понятие и классификация культурных памятников

Социальные функции культурных памятников.

Заключение


Введение


История человечества известна нам по сохранившимся остаткам материальной и духовной культуры различных эпох и народов: археологическим находкам, древним, старинным и старым зданиям и сооружениям, произведениям искусства, устного народного творчества, летописям, документам, книгам, образцам старой техники, предметам быта. Эти следы человеческой деятельности образуют комплекс историко-культурных памятников. Но при этом памятником истории и культуры является не всякий след жизни и деятельности человека, а лишь общественно значимый, несущий большую смысловую нагрузку, в котором воплощены характерные особенности целой эпохи, важного исторического события или периода, отражен определенный уровень развития культуры, науки, техники.

Актуальность темы работы состоит в том, что именно историко-культурные памятники содержат в себе ценные сведения о прошлом опыте человечества и повсеместно транслируют его в настоящее. Это способствует не только обогащению человечества исключительно научными сведениями о прошлом, но и используется им для влияния на мировоззрения современников. Тем самым памятники истории и культуры кроме сохранения информации о прошлом, безусловно, выполняют еще и определенные важные для развития современного общества социальные функции в настоящем. Рассмотрение многообразия этих функций и стало основной целью данной работы.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

1.дать определение понятию «памятник истории и культуры»;

2.рассмотреть классификацию памятников, их свойства и характерные признаки;

.охарактеризовать социальные функции памятников и их роль в современном обществе.

1. Понятие и классификация культурных памятников


Памятники истории и культуры являются объектами своеобразного и уникального эксперимента взаимодействия человека и окружающей природы. Выделение памятников из предметного мира культуры базируется на способности человека выявлять и давать общественную оценку их свойствам, раскрывать их значение в развитии культуры, превращать предмет в объект ценностного восприятия. Только в этом случае предметы начинают выполнять функцию памятника. По мнению исследователя А.Н. Дьячкова, это дает возможность по-новому подойти к определению феномена памятника: «памятник истории и культуры - одна из функций предметного мира культуры, выделяемая людьми для осуществления передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее».

Основные итоги современных представлений о памятниках истории и культуры получили дальнейшую разработку в монографии П.В. Боярского «Введение в памятниковедение». По формулировке, данной этим исследователем: «памятниками истории и культуры называется совокупность материальных объектов и памятных мест, составляющих условно-непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития человеческого общества в системе биосферы».

Возникновение самостоятельной науки о памятниках, памятниковедения - это качественно новый уровень понимания места и роли памятников в обществе, более глубокое проникновение в понимание их свойств и функций. Памятники рассматриваются в рамках данной дисциплины как самостоятельный предмет научного познания вне зависимости от времени их функционирования, вида, отношения к какой-либо сфере научной деятельности.

Термин «памятник истории и культуры» появился не одновременно с возникновением памятникоохранительной деятельности в России. Каждой исторической эпохе соответствовал свой уровень отношения к историко-культурному наследию, свое понимание термина, которым обозначались памятники.

Термин «памятники истории и культуры» впервые в законодательном документе был употреблен в 1965 г. в связи с принятием правительственного постановления о создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и окончательно закреплён в Законе РСФСР 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Профессор A.M. Кулемзин в работе «Охрана памятников в России как историко-культурное явление», предлагает следующее определение: «памятники истории и культуры - это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации, прямых подлинных знаний».

Вообще, памятники истории и культуры подразделяются на движимые и недвижимые. К первым относятся археологические находки, документы, книги, произведения искусства, предметы народного быта и т.д. Они хранятся в музеях, архивах, библиотеках, частных собраниях. Недвижимые памятники (различные постройки, здания, крупные инженерные сооружения, монументы, произведения садово-паркового искусства и т.д.) располагаются под открытым небом.

В зависимости от характерных особенностей и специфики их изучения все памятники подразделяются на группы: археологические, исторические, архитектурные, монументально-изобразительного искусства (памятники искусства), памятные исторические места и исторические ландшафты.

На практике это деление нередко оказывается условным, поскольку многие памятники выступают как комплексные, т.е. сочетают в себе различные типологические черты. Сами произведения монументального искусства становятся историческими памятниками по прошествии долгого времени (например, памятник Минину и Пожарскому в Москве) или если они как-либо связаны с важным историческим событием (первые памятники В.И. Ленину 1920-х гг.).

Памятники истории подразделяются по видам на памятники государственного и общественного устройства, производственной и научной деятельности, военной истории, политической борьбы и революционного движения.

К историческим памятникам относятся также памятные места выдающихся событий, сохранившие исторический облик (площадь в городе, место боев с воронками и котлованами блиндажей и землянок в лесу). Нередко такие памятные места отмечены памятным знаком (обелиском, стелой, мемориальной доской). При этом сам по себе памятный знак историческим памятником не является, ибо он лишь указывает на место события, но не имеет с ним прямой связи. Кроме того, памятный знак, в отличие от исторического памятника, можно в любое время заменить на другой, из любого материала и произвольной конфигурации.

Среди всех памятников истории и культуры в наиболее выгодном положении находятся памятники архитектуры и искусства: красивое здание или монумент привлекательны сами по себе, что в известной мере упрощает вопросы их охраны. В более сложном положении оказываются памятники археологии - они нередко расхищаются самозваными «черными археологами», да и научные раскопки иногда почти полностью уничтожают археологический памятник, т.к. нарушается порядок и расположение предметов и отдельных их фрагментов, к тому же нередко такой памятник просто рассыпается в руках, гибнет от воздействия неблагоприятной среды. И все же необходимость охраны памятников археологии, как и памятников архитектуры и искусства, традиционно у большинства людей сомнений не вызывает.

В середине 1980-х г.г. были обозначены основные признаки, свойства, качества и функции памятников истории и культуры. Было окончательно признано главное достоинство памятника - его подлинности, т.е. факта физического его существования как основного доказательства реальности исторического действия, имевшего место в прошлом.

Важные признаки памятников были выявлены и обоснованы А.Н. Дьячковым. Признавая свойство памятника быть источником историко-культурной информации, он выделяет признание памятником со стороны общества историко-культурного объекта: «не следует ли искать объяснения феномена памятника именно в способности человека превращать тот или иной предмет в памятник, присваивая ему это достоинство в силу познанной и признанной обществом историко-культурной ценности?». Только при том условии, когда историко-культурные объекты становятся признанными обществом, они приобретают статус памятника и «начинают играть роль памятников или выполнять функцию памятников». Качество предмета определяется через его признаки и свойства.

При рассмотрении качеств памятников истории и культуры следует уточнить, что признаками являются отличительные приметы внешнего характера, по которым можно узнать или отличить объект (памятник) в ряду других объектов, близких по внешним признакам.

Признаки памятников:

Материальность памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры - это материальные объекты (дома, храмы, древние курганы, боевые машины, скульптуры), которые обладают материальными характеристиками - имеют размеры, вес, твердость, материал, цвет и т.д.

Антропогенность памятников. Памятники истории и культуры - это результат деятельности людей, т.е. они антропогенны по своей природе. Человеческое общество преобразует или влияет на изменение естественной среды своего обитания не только в процессе производственной, но и любой другой деятельности: военной, политической, духовной, культурной. В результате этого появляются объекты, которые впоследствии становятся для общества памятниками военной или политической истории, архитектуры или искусства, науки или техники.

Недвижимость памятника. Под недвижимостью понимается его единство с окружающей средой. Это главный признак памятников истории и культуры, который отличает их от предметов музейного фонда. Недвижимость памятников истории и культуры - это целесообразное, оправданное практикой их использования условие сохранения памятников, рекомендующее не отрывать их от своей естественной среды, места своего возникновения, где они являлись «участниками» или «свидетелями» событий.

Свойствами предметов являются их качества, проявляющиеся во взаимодействии с другими объектами. В рассматриваемом нами случае таковыми являются общество, люди, которые входят во взаимодействие с памятниками.

Свойства памятников:

Свойство сенсорного воздействия. Памятники истории и культуры являются материальными предметами и в силу этого обладают свойством воздействовать на органы чувств и вызывать у человека ощущения. Через чувственное познание памятников человек удостоверяется в факте произошедшего исторического события.

Свойство быть источником информации. Памятники истории и культуры обладают свойством хранить и передавать информацию. Являясь результатом деятельности человека, они несут на себе следы его преобразующего воздействия, т.е. хранят информацию о том, результатом чего они являются сами.

Информация, содержащаяся в памятниках, бывает следующих видов: историческая, эстетическая, технологическая.

Под исторической информацией в широком её значение понимается всякая информация, заключённая в памятниках, т.к. все памятники отражают какую-либо из сторон истории человечества. Под эстетической информацией понимаются свидетельства, зафиксированные в произведениях художественной культуры, характеризующие эстетические взгляды и уровень мастерства искусства определенной эпохи, передаваемые в художественном образе. Из числа недвижимых памятников истории и культуры к первым относятся памятники монументально-изобразительного искусства, ко вторым - некоторая часть памятников архитектуры. Под технологической информацией понимается естественнонаучная информация, свидетельствующая о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком её законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде. Древние орудия служат источником информации о трудовой деятельности, развитии мышления, образе жизни древних людей и об их воздействии на изменение окружающей среды.

Таким образом, одним из основных свойств памятников истории и культуры является способность сохранять и передавать аутентичную (подлинную) историко-культурную информацию о прошедших событиях и явлениях, в результате которых и возникли памятники.

культурный памятник история

2. Социальные функции культурных памятников


Памятники истории и культуры являются одной из важнейших составных частей историко-культурного наследия. Памятники обладают не только чисто научной ценностью, они несут в себе и выполняют ряд социальных функций, поскольку сами по себе памятники представляют собой социальное явление.

По этому поводу академик Д.С. Лихачев писал: «они прививают человеку любовь к родине и к человечеству, воспитывают уважение к предкам и потомкам (забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем сохранении ценностей прошлого для будущих поколений), знакомит с историей и культурой других народов через туризм и разнообразные средства современной информации (кино, телевидение и т.д.), укрепляет, стабилизирует человека во времени, в историческом процессе и тем самым развивает его чувство ответственности перед собственным, прошлым и будущим поколениями. Чувство истории и ответственности каждого перед историей воспитывает в людях высшую форму социальности».

Стоит, однако, отметить, что при этом идеологические и аксиологические (ценностные) факторы общества постоянно меняются. Вместе с ними меняются и социальные функции памятников. Таким образом, под социальной функцией понимается роль и значение памятников истории и культуры в обществе при целенаправленном их использовании и без такового.

Среди основных социальных функций культурных памятников можно выделить:

Функция трансляции или исторической преемственности социального опыта.

Ей еще нередко называют функцией информационной. Памятники по праву являются сосредоточением социальной памятью человечества о разных эпохах, событиях и людях. Она выражена в данном случае в знаковых системах, например, памятниках искусства и т.д. Благодаря памятникам осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. В данном случае памятники выступают в виде механизма трансляции богатейшего опыта, накопленного человечеством.

Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к потере социальной памяти, утрате целого пласта информации, связующего звена между прошлым, настоящим и будущим.

Это феномен манкуртизма описан Ч. Айтматовым в романе «И дольше века длится день». В нем показано, как в результате пластической операции с черепом похищенного юноши из его сознания извлекается память. И он забывает о своих корнях, своем прошлом и превращается в манкурта - покорного раба своих хозяев. Памятники культуры не дают забыть о своих корнях и своем прошлом. Можно сказать, что памятники как часть культуры - это историческая память человечества. Это огромная сокровищница знаний и ценностей, созданных и накопленных человечеством. По отношению к ним должен действовать принцип: сохранить все и передать последующим поколениям. Но именно сохранить, а не утратить и не уничтожить. А каждое поколение будет отбирать, из этой сокровищницы то, что ему необходимо, что созвучно потребностям современной эпохи.

Идеологическая функция. Историко-культурное наследие всегда являлось одним из важнейших средств формирования общественного сознания и совершенствования духовной жизни людей, так как в процессе своего существования подвергается социальной интерпретации и оценке, причем не единожды. Первая интерпретация происходит при создании памятника и ориентирована на современников, а иногда и потомков. Следующая интерпретация происходит по мере необходимости, учитывая конкретную социокультурную ситуацию. Например, после революционных событий 1917 г. резко изменилось отношение государства к памятникам истории и культуры. Вожди революционного радикализма отождествляли духовные ценности с тем общественным строем, который, по их мнению, подлежал упразднению. Это обстоятельство привело к тому, что в течение нескольких десятилетий в советской стране усиленно пропагандировалось значение лишь тех памятников, которые отражали революционную идеологию, оставались в забвении или вовсе уничтожались памятники, не соответствующие новым взглядам на прошлое страны. Большое количество памятников стало использоваться властью как идеологическое оружие для борьбы с «классовыми врагами» и для рассказа о том, насколько ужасным было положение трудящихся при прежнем режиме.

Объекты историко-культурного наследия оказывают воздействие на мировоззрение людей фактом своего наличия в историко-культурной среде. И более эффективно это происходит при целенаправленном использовании памятников.

Роль памятников и их способность влиять на общественную жизнь воспринималась как факт в процессе их использования. В нашей стране уже в ходе первых мероприятий, направленных на сохранение и изучение памятников, прослеживается забота о них как о материале, полезном для развития научного познания и средстве формирования мировоззрения людей.

Многие творения людей, пережив свое время и культуру, их создавшую, продолжают жить «во второй своей жизни», наполняясь в новых условиях новым смыслом, олицетворяя новые идеи, явления и тем самым осуществляют связь поколений во времени и выражают взгляды современников на прошлое.

Эти символы могут означать территорию, эпоху, идею, нравственную категорию. Египетские пирамиды воспринимаются не только как усыпальница фараонов, но и как символ вечности и гигантского человеческого труда. Афинский акрополь для нас - это символ античности и его высокого искусства. Великая китайская стена потеряла свое оборонное значение и воспринимается современниками как символ политики изоляционизма. Бухенвальд - символ нацизма и геноцида. Эйфелева башня - символ Франции. Московский Кремль - России. Мамаев Курган в Волгограде -символ боевого мужества и стойкости.

В обществе, состоящем из различных наций, религиозных конфессий исторические знания приобретают идеологический и политический характер. Поэтому вопрос о целесообразности сохранения памятников и их использования является основным, определяющим отношение государства и общества ко всей памятникоохранительной деятельности, ибо они связаны с возможностями реализации своих интересов различными политическими силами.

Воспитательная функция. С конца 1960-х г.г., когда памятники стали активно использоваться в СССР в целях воспитания всесторонне развитой личности, они стали привлекать внимание исследователей не только как идеологическое средство, но и как особая категория историко-культурного наследия, всесторонне отражающая прошлое. Памятники истории и культуры поэтому широко используются в целях нравственного, эстетического, культурно-экологического воспитания.

Под воспитательной функцией понимается использование обществом возможности памятников истории и культуры воздействовать на формирование взглядов, мировоззрения человека, которые в конечном итоге определяют его социальное поведение.

Сами же памятники способны выполнять воспитательную и образовательную роль в обществе в результате того, что они являются источником информации и обладают гносеологической (познавательной) функцией. В результате этого в процессе чувственного восприятия памятника и познания его связи с историческими событиями осуществляется воздействие на социальное сознание людей, их связь с историческим прошлым.

Воспитательная функция - наиболее значимая социальная функция памятников истории и культуры, в результате реализации которой общество получает от памятников главный результат - мировоззрение общества. Можно сказать, что люди создают памятники в той же мере, как и памятники, в свою очередь, создают людей.

В то же время в недрах иных наук вызрели фундаментальные теории, повлиявшие на пересмотр прежних концепций о роли памятников в общественной жизни, на сохранение культурной и экологической среды для обеспечения устойчивого развития всего человеческого сообщества. К их числу следует отнести, прежде всего, учение В.Н Вернадского о ноосфере (новой формы взаимодействия природы и общества - сферы разума) и учение Д.С. Лихачева - об определяющем значении культурно-экологического воспитания для формирования высоконравственного общества.

Несмотря на это в современной России значение памятников истории как средства воспитания нравственности молодого поколения и чувства уважения к памяти и делам своих предков, без чего не может существовать никакое цивилизованное общество, оказалось во многом забыто. Снижается их роль как одной из форм социогенеза, оказывающего существенное влияние на мораль, социальное состояние и экономику общества.

Познавательная (гносеологическая) функция. Она связана с использованием памятников истории и культуры в целях получения новой информации о прошедших историко-культурных событиях и явлениях. Изучение памятников не является самоцелью, а способствует более глубокому проникновению в сущность исторических и культурных явлений.

Памятники способны выполнять гносеологическую функцию в результате того, что они обладают свойством хранить и передавать информацию. Ведь возможность познания отдаленного прошлого через познание вещественного источника было известно ещё в глубокой древности. В России одним из первых осознал научную важность древних памятников Петр I, издавший ряд указов об их сохранении и изучении. Исследователями, использовавшими памятники в качестве источника познания исторического прошлого были Д.Г. Мессершмидт, Г.Ф. Миллер, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, П.С. Паллас. И вплоть до настоящего времени памятники используются как источник информации многими науками, особенно общественными.

Таким образом, познавательная функция памятников истории и культуры связана с их способностью концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым они имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества в том числе в памятниках истории и культуры.

Изучение культурных памятников позволяет ученым воссоздавать структуру общества, его особенности во время создания этих памятников. О социальном неравенстве и делении общества на группы и классы можно судить по неравенству имущественного положения, которое обнаруживается учеными при раскопках древних захоронений; по дошедшим до нас памятникам древнего законодательства можно сделать вывод о социальных противоречиях на классовой, религиозной, этнической почве.

Весь этот материал позволяет не только исследовать прошлое, но и поможет в изучении современного общества, так как в культуре находят отражение все общественные отношения и противоречия. Поэтому чем лучше мы изучим культуру человечества, как древнюю, так и современную, тем лучше поймем суть проблем и противоречий, которые не позволяют человечеству развиваться без конфликтов и потрясений во всех сферах деятельности

Коммуникативная функция. Так как памятники обладают той внешне выраженной формой, которую общество отождествляет с определенными событиями, явлениями, понятиями, идеями они выполняют еще и коммуникативную функцию. Наибольшей возможностью в этом отношении обладают символические памятники, которые создавались как знаки каких-то событий. Но они зачастую теряют свое первоначальное значение и приобретают значение памятника - подлинника. Например, Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воздвигнутый в знак победы над Казанским ханством, воспринимается современниками как шедевр архитектуры.

Кроме того, через посредство памятников осуществляются определенные связи в обществе. Они осуществляются не посредством передачи содержания информации, а путем восприятия внешней формы памятника как знака, символизирующего определенные понятия, идеи.

Утилитарная функция. Она связана с использованием памятников в хозяйственных целях, если это не наносит ущерба их сохранности.

Проблема использования памятников в утилитарных целях состоит из двух аспектов. Во-первых, задача сохранения объектов историко-культурного наследия предполагает их физическое сохранение, во-вторых, они должны сохраняться для того, чтобы быть использованными обществом в качестве объектов историко-культурного значения, удовлетворяя тем самым социальные потребности.

Компенсаторная функция памятника. Данная функция позволяет человеку отвлекаться от производственной деятельности, отдыхать от жизненных проблем, получать эмоциональную разрядку. Другое название этой функции - рекреативная - отражает совпадение этой функции с периодом досуга и отдыха, т. е. временем, формально свободным от производственной деятельности. Человек может получать духовную компенсацию от туризма, общения с природой и т.д.

Образовательная функция. Она связанная с использованием памятников истории и культуры в целях обучения. Непосредственное, чувственное восприятие памятников в процессе обучения истории дает большой эффект. Общение с памятником в процессе обучения легко снимает извечную проблему дефицита предметности и наглядности при изучении гуманитарных дисциплин.

Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью культурных памятников, в том числе человек учится как жить, строить отношения с другими и самое главное, осуществляя собственную практическую деятельность.

Регулятивная функция. Регулятивная функция связана с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культурные памятники так или иначе влияют на поведение людей и регулируют их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Заключение


Подводя итоги всему вышеизложенному, можно сделать несколько основных выводов:

1.Памятники истории и культуры - это своеобразные информационные каналы, транслирующие знания о прошлом в настоящее и будущее.

2.Памятники классифицируются на археологические, исторические, архитектурные, монументально-изобразительного искусства (памятники искусства), памятные исторические места и исторические ландшафты. Признаками культурных памятников являются: материальность, антропогенность, недвижимость. К их свойствам следует отнести возможность применения памятников в качестве носителей информации и сенсорного воздействия.

3.Социальные функции культурных памятников включают в себя: функцию трансляции и исторической преемственности, идеологическую, воспитательную, познавательную, утилитарную, коммуникативную, компенсаторную, образовательную и регулятивную.

Таким образом, социальные функции памятников достаточно разнообразны и связаны, прежде всего, с их способностью влиять на мировоззрение членов общества, восприятие людьми настоящего в контексте прошлого. В социальном плане памятники способствуют воспитанию, образованию и идеологизации общества, могут использоваться в качестве атрибутов политической сферы и применяться ею.

Список использованной литературы


1.Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. 218 С.

2.Гаврилов Б. «Надлежит вам беречь…» как охраняли памятники в России в XVIII-начале XX века. // История. 2003. № 38. С. 4-10.

.Галкова О.В. Понятие «Памятник культуры»: современные подходы в интерпретации. // Вестник МГУКИ. 2009. № 2. С. 182-187.

.Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. С. 19-40.

.Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2000. 431 С.

.Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление. Кемерово, 2001. 403 С.

.Лихачев Д.С. Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации). М., 1981. 232 С.

.Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 23.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Этот древний город инков, построенный в XV веке, находится на вершине горного хребта над священной Долиной инков. Археологи считают, что его задумали в качестве резиденции императора инков Пачакутека.

2. Мечеть Шейха Заида, Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты

Это самая большая мечеть в Объединенных Арабских Эмиратах и восьмая по величине в мире. Её построили в период с 1996 по 2007.

3. Тадж-Махал, Агра, Индия

Величественный мраморный мавзолей построили по приказу падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о его третьей жене Мумтаз-Махал, скончавшейся в 1632 году.

4. Мечеть-собор Кордовы, Кордова, Испания

Мечеть-собор в Кордове - это древний римский храм, который стал церковью, затем мечетью, а в настоящем это Кафедральный собор и грандиозный памятник средневековой мавританской архитектуры.

5. Базилика Святого Петра, Ватикан

Собор Святого Петра - самая большая церковь в мире и признанное произведение архитектуры эпохи Возрождения.

6. Ангкор-Ват, Сием-Рип, Камбоджа

Этот буддийский храм самый крупный религиозный памятник в мире. Король кхмеров Сурьяварман II построил его в начале двенадцатого века.

7. Храм Байон, Сием-Рип, Камбоджа


Этот кхмерский храм называют храмом «тысячи лиц», построен в конце двенадцатого века и известен во всём мире своими массивными каменными лицами на многих башнях.

8. Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург, Россия

Храм сооружён в период с 1883 по 1907 годы в том месте, где смертельно ранили царя Александр II. Собор посвящён его памяти.

9. Национальный военный парк Геттисберг, Пенсильвания

Город Геттисберг тесно связан с историей Гражданской войны в США. Зелёное поле парка утопало в крови во время решающей битвы, которая привела к победе союзных войск и унесла с собой жизни более 50 000 американских солдат.

Мы мало задумываемся о значении памятников культуры: о живописных полотнах художников, архитектурных сооружениях, памятниках старины, церквях, усадьбах, храмах… Как правило, мы видим в них культурную ценность, напоминание о давно ушедших эпохах, не более того. Но есть еще одна грань, о которой знают немногие: памятники культуры – это резервуары высоких (тонких) энергий, которая веками наслаивалась на стенах архитектурных строений, на полотнах великих мастеров, на предметах искусства… Иногда говорят о намоленных иконах, о местах силы, о храмах с высокой энергетикой, но почему-то не продолжают аналогию на памятники культуры. Именно они аккумулируют высокие чувства и энергии восхищения, которые возникают у людей при встрече с прекрасным. Эти эманации, веками накапливаясь в пространстве культурных творений, одухотворяют планету, насыщают ее бесценным кислородом высших сфер, незримо облагораживают нашу жизнь, превращают серые будни в бытие, незаметно приобщая человека к более высоким сферам, вводя его в жизнь мира горнего.

Сила вдохновения самого творца играет в этом процессе важнейшую роль. Являясь своеобразным магнитом, она собирает родственные энергии, которые по принципу созвучия концентрируются в пространстве произведения, живут и взаимодействуют с окружающим пространством. Не зря говорят, что полотна, находящиеся долгое время в запасниках, теряют свою привлекательность и красоту, как бы энергетически блекнут и выцветают. Им как живым существам необходимо общение со зрителем, тот постоянный энергообмен, который незримо, но вполне явственно, наполняет их жизненными флюидами, без которых произведение энергетически умирает.

Не понимая истинного значения памятников культуры, мы относимся к ним, как к красивым, но, в общем-то, ненужным атрибутам, хотя подлинная роль этих произведений вряд ли можно переоценить. Представим наши города без памятников, музеев, церквей, великих полотен художников… На что будет похож наш мир? Пустыня. Мертвое пространство. Как в жутковатых фантастических фильмах о будущем.

Именно поэтому в нашем реальном будущем памятники культуры будут являться энергетическими (и географическими) центрами городов. Они, как музыкальный камертон, будут задавать архитектурную вибрацию, на которую станут звучать все строения города, жилые и деловыечасти. Разумеется, главным элементом своеобразия будет умение соединить уникальность самого памятника, как свидетельства прошедшей эпохи с современными стилем и формой.

.....................................................................................................................

Памятники истории и культуры - явление социальное, отражаю­щее процесс общественного развития. Они сохраняют сле­ды исторических событий для памяти народа, «рассказы­вают» о жизни прошлых поколений, многовековой истории нашей Родины.

В послевоенные годы в нашей стране размах строительных работ приобрел невиданные размеры. Это усилило угрозу разру­шения как известных, так и еще не выявленных памятников исто­рии и культуры. Организовать их эффективную охрану силами государственной инспекции и научных учреждений стало очень трудно. Возникла необходимость привлечения широких масс краеведов к делу охраны памятников истории и культуры. Эта охрана была объявлена всенародным делом и внесена в Конституцию как долг и обязанность всех граждан СССР (ст. 68). Был принят и Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. В нем сказано: «Памятники истории и культуры на­родов СССР составляют неотъемлемую часть мирового культур­ного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации. В СССР памят­ники служат целям развития пауки, народного образования и культуры, формированию высокого чувства патриотиз­ма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания. Охрана памятников - важная задача государственных органон и общественных организаций. Бережное отношение к памятникам истории и культуры - патриотический долг каждого гражданина».

В целях привлечении широких слоев населения к охране па­мятников истории и культуры и координации работы краеведов в каждой республике были созданы Общества охраны памятников истории и культуры. В РСФСР Общество было организовано в 1966г. Большую помощь в охране памятников стали оказывать школьные краеведческие кружки и общества.

Важной задачей исторического краеведения является фикса­ция и охрана памятников этнографии и искусства, что также почти невыполнимо без привлечения широких масс историков-краеведов.

Новые функции выдвинули историческое краеведение на одно из ведущих мест в общей системе краеведческих наук. Одной из главных задач его стало выявление, охрана памятников истории и культуры и оказание помощи специалистам в их изучении.

В соответствии с Законом об охране и использовании памятников… «памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, свя­занные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художест­венную или иную культурную ценность».

4.Различаются следующие основные виды памятников истории и культуры:

Памятники истории;

Памятники археологии;

Памятники градостроительства и архитектуры;

Памятники искусства;

Документальные памятники;

Памятники этнографии.

Памятники истории многообразны. В основу их классификации положены следующие признаки: предметная сущность (содержание в памятнике исторической информации); возраст, происхождение, внешняя характеристика. По предметной сущности отражаемых событий различают памятники истории дореволюционной и революционной, военно- исторический и советского периода, археологические и этногеографические.По происхождению памятники можно поделить на две группы:

    Памятники – современники и « участники событий» (фотографии, места боевых действий, разнообразные сооружения)

    Памятники, созданные с целью увековечения, мемориальные комплексы, бюсты, архитектурные сооружения, холмы Славы и т.д..

По внешней характеристике исторические памятники принято классифицировать следующим образом:

Памятники археологии (поселения, погребения, горные выработки, храмы, святлища, наскальные рисунки)

Памятники этнографии. Они отражают этнические культурно- бытовые особенности народов (орудия и результаты труда предметы народного промысла и художественного народного творчества)

Памятники архитектуры. Они являются очевидцами и участниками исторический событий прошлого края, представляют собой объекты художественного творчества и созданы трудом наших предков

Основные организационные формы краеведческой работы классифицируют так: государственная, общественная (добровольная), школьная

Основными центрами сосредоточения краеведческой работы являются:

Краеведческие музеи с тематическими экспозициями;

Добровольные региональные краеведчекие научные общества;

Самодеятельные туристские объединения;

Краевые, областные, районные библиотеки;

Памятники истории и культуры являются одной из важнейших составных частей историко-культурного наследия. Памятники обладают не только чисто научной ценностью, они несут в себе и выполняют ряд социальных функций, поскольку сами по себе памятники представляют собой социальное явление.

По этому поводу академик Д.С. Лихачев писал: «они прививают человеку любовь к родине и к человечеству, воспитывают уважение к предкам и потомкам (забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем сохранении ценностей прошлого для будущих поколений), знакомит с историей и культурой других народов через туризм и разнообразные средства современной информации (кино, телевидение и т.д.), укрепляет, стабилизирует человека во времени, в историческом процессе и тем самым развивает его чувство ответственности перед собственным, прошлым и будущим поколениями. Чувство истории и ответственности каждого перед историей воспитывает в людях высшую форму социальности». Лихачев Д.С. Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации). М., 1981. С. 9.

Стоит, однако, отметить, что при этом идеологические и аксиологические (ценностные) факторы общества постоянно меняются. Вместе с ними меняются и социальные функции памятников. Таким образом, под социальной функцией понимается роль и значение памятников истории и культуры в обществе при целенаправленном их использовании и без такового.

Среди основных социальных функций культурных памятников можно выделить:

1. Функция трансляции или исторической преемственности социального опыта.

Ей еще нередко называют функцией информационной. Памятники по праву являются сосредоточением социальной памятью человечества о разных эпохах, событиях и людях. Она выражена в данном случае в знаковых системах, например, памятниках искусства и т.д. Благодаря памятникам осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. В данном случае памятники выступают в виде механизма трансляции богатейшего опыта, накопленного человечеством.

Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к потере социальной памяти, утрате целого пласта информации, связующего звена между прошлым, настоящим и будущим.

Это феномен манкуртизма описан Ч. Айтматовым в романе «И дольше века длится день». В нем показано, как в результате пластической операции с черепом похищенного юноши из его сознания извлекается память. И он забывает о своих корнях, своем прошлом и превращается в манкурта - покорного раба своих хозяев. Памятники культуры не дают забыть о своих корнях и своем прошлом. Можно сказать, что памятники как часть культуры - это историческая память человечества. Это огромная сокровищница знаний и ценностей, созданных и накопленных человечеством. По отношению к ним должен действовать принцип: сохранить все и передать последующим поколениям. Но именно сохранить, а не утратить и не уничтожить. А каждое поколение будет отбирать, из этой сокровищницы то, что ему необходимо, что созвучно потребностям современной эпохи.

2. Идеологическая функция. Историко-культурное наследие всегда являлось одним из важнейших средств формирования общественного сознания и совершенствования духовной жизни людей, так как в процессе своего существования подвергается социальной интерпретации и оценке, причем не единожды. Первая интерпретация происходит при создании памятника и ориентирована на современников, а иногда и потомков. Следующая интерпретация происходит по мере необходимости, учитывая конкретную социокультурную ситуацию. Например, после революционных событий 1917 г. резко изменилось отношение государства к памятникам истории и культуры. Вожди революционного радикализма отождествляли духовные ценности с тем общественным строем, который, по их мнению, подлежал упразднению. Это обстоятельство привело к тому, что в течение нескольких десятилетий в советской стране усиленно пропагандировалось значение лишь тех памятников, которые отражали революционную идеологию, оставались в забвении или вовсе уничтожались памятники, не соответствующие новым взглядам на прошлое страны. Большое количество памятников стало использоваться властью как идеологическое оружие для борьбы с «классовыми врагами» и для рассказа о том, насколько ужасным было положение трудящихся при прежнем режиме.

Объекты историко-культурного наследия оказывают воздействие на мировоззрение людей фактом своего наличия в историко-культурной среде. И более эффективно это происходит при целенаправленном использовании памятников.

Роль памятников и их способность влиять на общественную жизнь воспринималась как факт в процессе их использования. В нашей стране уже в ходе первых мероприятий, направленных на сохранение и изучение памятников, прослеживается забота о них как о материале, полезном для развития научного познания и средстве формирования мировоззрения людей.

Многие творения людей, пережив свое время и культуру, их создавшую, продолжают жить «во второй своей жизни», наполняясь в новых условиях новым смыслом, олицетворяя новые идеи, явления и тем самым осуществляют связь поколений во времени и выражают взгляды современников на прошлое.

Эти символы могут означать территорию, эпоху, идею, нравственную категорию. Египетские пирамиды воспринимаются не только как усыпальница фараонов, но и как символ вечности и гигантского человеческого труда. Афинский акрополь для нас - это символ античности и его высокого искусства. Великая китайская стена потеряла свое оборонное значение и воспринимается современниками как символ политики изоляционизма. Бухенвальд - символ нацизма и геноцида. Эйфелева башня - символ Франции. Московский Кремль - России. Мамаев Курган в Волгограде -символ боевого мужества и стойкости. Гаврилов Б. «Надлежит вам беречь…» как охраняли памятники в России в XVIII-начале XX века. // История. 2003. № 38. С. 8.

В обществе, состоящем из различных наций, религиозных конфессий исторические знания приобретают идеологический и политический характер. Поэтому вопрос о целесообразности сохранения памятников и их использования является основным, определяющим отношение государства и общества ко всей памятникоохранительной деятельности, ибо они связаны с возможностями реализации своих интересов различными политическими силами.

3. Воспитательная функция. С конца 1960-х г.г., когда памятники стали активно использоваться в СССР в целях воспитания всесторонне развитой личности, они стали привлекать внимание исследователей не только как идеологическое средство, но и как особая категория историко-культурного наследия, всесторонне отражающая прошлое. Памятники истории и культуры поэтому широко используются в целях нравственного, эстетического, культурно-экологического воспитания.

Под воспитательной функцией понимается использование обществом возможности памятников истории и культуры воздействовать на формирование взглядов, мировоззрения человека, которые в конечном итоге определяют его социальное поведение.

Сами же памятники способны выполнять воспитательную и образовательную роль в обществе в результате того, что они являются источником информации и обладают гносеологической (познавательной) функцией. В результате этого в процессе чувственного восприятия памятника и познания его связи с историческими событиями осуществляется воздействие на социальное сознание людей, их связь с историческим прошлым.

Воспитательная функция - наиболее значимая социальная функция памятников истории и культуры, в результате реализации которой общество получает от памятников главный результат - мировоззрение общества. Можно сказать, что люди создают памятники в той же мере, как и памятники, в свою очередь, создают людей.

В то же время в недрах иных наук вызрели фундаментальные теории, повлиявшие на пересмотр прежних концепций о роли памятников в общественной жизни, на сохранение культурной и экологической среды для обеспечения устойчивого развития всего человеческого сообщества. К их числу следует отнести, прежде всего, учение В.Н Вернадского о ноосфере (новой формы взаимодействия природы и общества - сферы разума) и учение Д.С. Лихачева - об определяющем значении культурно-экологического воспитания для формирования высоконравственного общества. Лихачев Д.С. Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации). М., 1981.

Несмотря на это в современной России значение памятников истории как средства воспитания нравственности молодого поколения и чувства уважения к памяти и делам своих предков, без чего не может существовать никакое цивилизованное общество, оказалось во многом забыто. Снижается их роль как одной из форм социогенеза, оказывающего существенное влияние на мораль, социальное состояние и экономику общества.

4. Познавательная (гносеологическая) функция. Она связана с использованием памятников истории и культуры в целях получения новой информации о прошедших историко-культурных событиях и явлениях. Изучение памятников не является самоцелью, а способствует более глубокому проникновению в сущность исторических и культурных явлений.

Памятники способны выполнять гносеологическую функцию в результате того, что они обладают свойством хранить и передавать информацию. Ведь возможность познания отдаленного прошлого через познание вещественного источника было известно ещё в глубокой древности. В России одним из первых осознал научную важность древних памятников Петр I, издавший ряд указов об их сохранении и изучении. Исследователями, использовавшими памятники в качестве источника познания исторического прошлого были Д.Г. Мессершмидт, Г.Ф. Миллер, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, П.С. Паллас. И вплоть до настоящего времени памятники используются как источник информации многими науками, особенно общественными.Гаврилов Б. «Надлежит вам беречь…» как охраняли памятники в России в XVIII-начале XX века. // История. 2003. № 38. С. 9.

Таким образом, познавательная функция памятников истории и культуры связана с их способностью концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым они имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества в том числе в памятниках истории и культуры.

Изучение культурных памятников позволяет ученым воссоздавать структуру общества, его особенности во время создания этих памятников. О социальном неравенстве и делении общества на группы и классы можно судить по неравенству имущественного положения, которое обнаруживается учеными при раскопках древних захоронений; по дошедшим до нас памятникам древнего законодательства можно сделать вывод о социальных противоречиях на классовой, религиозной, этнической почве.

Весь этот материал позволяет не только исследовать прошлое, но и поможет в изучении современного общества, так как в культуре находят отражение все общественные отношения и противоречия. Поэтому чем лучше мы изучим культуру человечества, как древнюю, так и современную, тем лучше поймем суть проблем и противоречий, которые не позволяют человечеству развиваться без конфликтов и потрясений во всех сферах деятельности

5. Коммуникативная функция. Так как памятники обладают той внешне выраженной формой, которую общество отождествляет с определенными событиями, явлениями, понятиями, идеями они выполняют еще и коммуникативную функцию. Наибольшей возможностью в этом отношении обладают символические памятники, которые создавались как знаки каких-то событий. Но они зачастую теряют свое первоначальное значение и приобретают значение памятника - подлинника. Например, Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воздвигнутый в знак победы над Казанским ханством, воспринимается современниками как шедевр архитектуры. Гаврилов Б. «Надлежит вам беречь…» как охраняли памятники в России в XVIII-начале XX века. // История. 2003. № 38. С. 10.

Кроме того, через посредство памятников осуществляются определенные связи в обществе. Они осуществляются не посредством передачи содержания информации, а путем восприятия внешней формы памятника как знака, символизирующего определенные понятия, идеи.

6. Утилитарная функция. Она связана с использованием памятников в хозяйственных целях, если это не наносит ущерба их сохранности.

Проблема использования памятников в утилитарных целях состоит из двух аспектов. Во-первых, задача сохранения объектов историко-культурного наследия предполагает их физическое сохранение, во-вторых, они должны сохраняться для того, чтобы быть использованными обществом в качестве объектов историко-культурного значения, удовлетворяя тем самым социальные потребности.

7. Компенсаторная функция памятника. Данная функция позволяет человеку отвлекаться от производственной деятельности, отдыхать от жизненных проблем, получать эмоциональную разрядку. Другое название этой функции - рекреативная - отражает совпадение этой функции с периодом досуга и отдыха, т. е. временем, формально свободным от производственной деятельности. Человек может получать духовную компенсацию от туризма, общения с природой и т.д.

8. Образовательная функция. Она связанная с использованием памятников истории и культуры в целях обучения. Непосредственное, чувственное восприятие памятников в процессе обучения истории дает большой эффект. Общение с памятником в процессе обучения легко снимает извечную проблему дефицита предметности и наглядности при изучении гуманитарных дисциплин.

Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью культурных памятников, в том числе человек учится как жить, строить отношения с другими и самое главное, осуществляя собственную практическую деятельность. Галкова О.В. Понятие «Памятник культуры»: современные подходы в интерпретации. // Вестник МГУКИ. 2009. № 2. С. 182.

9. Регулятивная функция. Регулятивная функция связана с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культурные памятники так или иначе влияют на поведение людей и регулируют их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные