Абстрактный патриотизм василия кандинского. От русского севера до европейского авангарда: что смотреть на выставке Кандинского в Русском музее Кандинский представлен как участник ключевых российских и европейских движений

». Масштабную экспозицию, приуроченную к 150-летию со дня рождения художника, собирали по всей России. Она должна показать, как много русского в работах автора, экспрессивный абстрактный язык которого часто считают абсолютно европейским. «Бумага» рассказывает о главных преимуществах выставки.

Выставка в Русском музее - вторая в отечественной истории ретроспектива Кандинского

До петербургской выставки ретроспектива Василия Кандинского прошла в России лишь единожды.

Картины из отечественных и западных музеев выставили в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Петербурге в 1989 году, через 45 лет после смерти их автора. В конце XX века его показывали там же вместе с Арнольдом Шёнбергом. А потом, уже в десятые годы этого века, - вместе с художниками «Синего всадника» в Пушкинском музее.

Работы для выставки собирали по всей России

В отличие от ретроспективы 89-го, на нынешней выставке нет работ из Европы. Однако картины для нее собирали буквально по всей стране - в формировании экспозиции поучаствовали 14 отечественных музеев, среди которых - Русский и Пушкинский, Эрмитаж и Третьяковская галерея.

Подборка работ представляет творчество Кандинского периода конца 1890-х - начала 1920-х, то есть до его отъезда из России (который пришелся на 1921 год). Кроме того, в проекте участвуют и работы из галерей и частных собраний Петербурга и Москвы.

Это первая выставка работ художника в контексте народного искусства севера

Известно, что экспедиция Василия Кандинского в Вологодскую губернию, в которую он самостоятельно отправился летом 1889 года, произвела на художника сильнейшее впечатление. Яркость одежд и интерьеров местного населения его потрясли.

В целом же народное искусство Русского Севера оказало значительное влияние на мировидение и вкус Кандинского, на его стремление создавать образы с помощью интенсивности и символики цвета и выразительности ритма.

После экспедиции художник начал собирать лубки, иконы «северного письма» и игрушки. Всё это можно увидеть сейчас в корпусе Бенуа. В первом же зале выставлены предметы декоративно-прикладного искусства и иконы, цветовая гамма которых отзывается в работах Кандинского и отражает его эстетические поиски 1900–1910-х годов.

Выставка показывает связь раннего Кандинского с неоромантизмом

Благодаря выставленным вместе с работами Кандинского картинам Елены Поленовой, Аполлинария Васнецова, Николая Рериха, Дмитрия Стеллецкого в работах художника просматривается характерные для раннего периода его творчества и того времени в целом неоромантические поиски в народном искусстве.

Кандинский представлен как участник ключевых российских и европейских движений

На выставке в Русском музее представлены и работы Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Марианны Веревкиной, Давида Бурлюка, Алексея Явленского.

Вместе с Явленским и Веревкиной он создал Новое мюнхенское художественное общество. Остальные участвовали в их выставках. Все они выставлялись и в передвижных Международных салонах Владимира Издебского, и в выставках «Синего всадника» (вместе с Казимиром Малевичем). Это пришлось на начало десятых годов XX века, когда в творчестве художника появились первые беспредметные работы, а их принцип был сформулирован в тексте «О духовном в искусстве и прежде всего в живописи».

Выставка продлится до 21 ноября 2016 года. Стоимость входного билета - 450 рублей для взрослых и 200 рублей для студентов.

Толстой А.В. Художники русской эмиграции. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство-XXI век, 2017. - 383 с., ил. Тираж 1000 экз. Книга представляет…


  • Книга воспоминаний Нины Кандинской "Кандинский и я" (2017)

    Кандинская Н. Кандинский и я. - М.: Искусство- XXI век, 2017. - 312 с. Впервые на русском языке опубликован рассказ о счастливой жизни гения со…


  • Василий Кандинский. Арнольд Шенберг. Переписка 1911-1936

    Василий Кандинский. Арнольд Шенберг. Переписка 1911-1936. - М.: Grundrisse, 2017. - 224 с. В настоящем издании впервые на русском языке публикуется…


  • Борис Фаликов. Величина качества. Оккультизм, религии Востока и искусство XX века

    Фаликов Б. Величина качества. Оккультизм, религии Востока и искусство XX века / Борис Фаликов. — М.: Новое литературное обозрение, 2017.…


  • Василий Кандинский. Звуки. Альбом стихов и гравюр

    Кандинский В.В. Звуки. Альбом стихов и гравюр. - М.: Кучково поле, 2016. - 144 с., цв. илл. «Звуки » — альбом стихотворений в…

  • Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк) выложил 1700 оцифрованных экспонатов в сеть

    В постоянной коллекции «Гуггенхайма» насчитывается более 7 тысяч произведений. Около 1 700 из них оцифрованы. Страница каждого художника…

  • "Супрематическая композиция № 18" Малевича ушла с молотка за £21,4 млн.

    24 июня на вечернем аукционе импрессионизма и искусства ХХ века Sotheby’s в Лондоне Супрематическая композиция № 18 Казимира Малевича ушла с…

  • О эзотерической имагинации в русской культуре начала ХХ века

    Diana Oboleńska. De Imaginatione. О эзотерической имагинации в русской культуре начала ХХ века. - Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego, Gdańsk 2014. -…

  • Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

    • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
    • Как предложить событие в «Афишу» портала?
    • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

    Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

    Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

    Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

    Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

    Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

    Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

    Наша страна - родина абстракционизма. В этом могут убедиться жители и гости Санкт-Петербурга, которые придут на выставку «Кандинский и Россия» в корпусе Бенуа Русского музея. Одна из крупнейших музейных институций страны решила отметить 150-летие художника концептуальной экспозицией, задача которой - показать истоки его стиля и заодно напомнить широкой публике, что абстракционизм вырос не на пустом месте.

    На входе в первый зал нас встречают предметы народного промысла, иконы северного письма и лубочные картинки. Затем мы видим ранние работы Кандинского (начиная с «Одесского порта» 1898 года). И некоторые из них имеют явную связь с народным и религиозным искусством.

    Особый интерес представляют несколько масляных изображений на стекле (в том числе из частных коллекций). Это еще Кандинский-символист - его сказочные царевны прекрасно вписываются в эстетику русского модерна.

    Перефразируя Анну Ахматову, можно сказать: «Когда б вы знали, из какого сора рос русский авангард…», - прокомментировал экспозицию директор Русского музея Владимир Гусев. - На Кандинского огромное влияние оказало народное искусство. Есть его воспоминания о том, как он был поражен интерьером крестьянской избы. Тем, сколько там цвета, как люди украшали свои вещи…

    Картины главного героя выставки висят в окружении полотен современников, обращавшихся к былинным и историческим сюжетам. Огромные холсты Аполлинария Васнецова, Елены Поленовой и Николая Рериха затмевают лубочно-маньеристские миниатюры Кандинского. Но он отыгрывается в следующих залах, где представлены самые значимые его работы конца 1900-х и 1910-х годов. В том числе - «Композиция № 6» из Эрмитажа. Весной она гостила в Москве: тогда Третьяковская галерея тоже вспомнила про юбилей Кандинского и повесила эрмитажный шедевр напротив собственной «Композиции № 7».

    К счастью для москвичей и несчастью для петербуржцев, на выставку «Кандинский и Россия» Третьяковка эту знаковую работу не отдала, зато поделилась целым рядом прекрасных картин. Да и ГМИИ имени Пушкина не отказал коллегам из Северной столицы, хотя Кандинского у него не так много. Свою лепту внесли региональные музеи (Казань, Тюмень, Владивосток).

    В итоге посетители выставки могут увидеть десятки «Импровизаций» и «Композиций», а также пейзажи Мурнау и Москвы, наглядно демонстрирующие момент перехода от предметной живописи к абстракционизму. Вот вроде еще узнаваемые купола Первопрестольной, а рядом - похожие цвета и формы, но уже без какой-либо конкретики.


    Кандинский был не первым (по крайней мере, не единственным), кто почувствовал, что линии, пятна, штрихи могут создавать убедительный внутренний сюжет, впечатлять и увлекать без ссылки на узнаваемые образы. Представленные на выставке работы Бурлюка, Ларионова, Гончаровой, Явленского демонстрируют похожие искания в области цвета и формы.

    Но именно Кандинский воплотил эти идеи в эталонных работах, соединяющих эмоциональную спонтанность с тщательной проработкой деталей и почти научным выстраиванием композиции.


    Как показывает экспозиция Русского музея, влияние отечественного искусства здесь было не менее важным, чем европейские веяния. Ценность выставки в том, что всё это можно понять не умозрительно, а с помощью конкретных примеров. Иными словам, проследить эволюцию стиля великого авангардиста на лучших образцах.

    Интервью с директором Русского музея Владимиром Гусевым читайте в ближайших номерах «Известий».

    Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) – всемирно известный русский живописец и теоретик беспредметного искусства, оказавший значительное влияние на его последующее развитие в ХХ веке. На выставке в Русском музее творчество этого мастера впервые представлено в аспекте национальных истоков его ранних фигуративных произведений и абстрактных полотен 1910-х годов.

    В состав выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения Кандинского, наряду с живописными и графическими произведениями этого мастера и образцами авторского фарфора вошли работы его знаменитых современников (Иван Билибин, Елена Поленова, Сергей Малютин, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Алексей Явленский, Марианна Веревкина и другие). Эти художники участвовали вместе с Кандинским в выставках Салона Издебского и общества «Синий всадник» и в начале ХХ века также свободно развивали в своих работах образные принципы символизма, модерна и экспрессионизма. Важной частью экспозиции стали иконы северного письма, лубки и образцы русского народного искусства (прялки, туеса, вышитые полотенца, игрушки, резьба по дереву), поразившие молодого Василия Кандинского своей красочностью и яркой декоративностью и оказавшие существенное влияние на формирование его живописной системы.

    На выставке представлены произведения из собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа и других музеев, а также из российских частных собраний.

    Выставка организована при поддержке ПАО «НОВАТЭК»
    Выставка проходит
    «П од эгидой V Санкт-Петербургского культурного форума »






    В продолжение темы:
    Аксессуары

    (49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

    Новые статьи
    /
    Популярные