Бессмертная красота одной короткой жизни. Саша Путря. Саша Путря: Земной путь маленькой художницы с Сириуса (19 фото)

Звездная девочка Саша Путря (1977-1989), родилась в то время, когда Земля еще не готова была принять ребенка Света в нежные объятья как ласковая мать, а предъявила лишь жесткую хватку суровой мачехи. Но должны быть первые...


Она родилась в интеллигентной семье, отец - художник, мать - музыкант. Взрастая на благодатной творческой почве, девочка развивалась поразительно быстро, удивляя и родителей, и друзей-художников. С трех лет она уже хорошо держала в руках карандаш и кисточку и рисовала не переставая, часто засыпала, вся испачканная красками. «Когда я вырасту большая, - говорила она уже тогда, - непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью».

«Как-то спрашиваю: “Доця, а почему ты рисуешь на днище стула? Бумага закончилась?”
“Ой, а как ты увидел!.. Знаешь, за бумагой надо бежать в другую комнату, а мне некогда!»

Из маленькой спальни двухкомнатной квартиры отец сделал художественную мастерскую, в которой поставил два стола - себе и Сашеньке. Отец и дочь творили каждый за своим столом, никогда не заглядывая друг другу через плечо. В тех случаях, когда Саша хотела показать отцу готовую работу или ей нужна была помощь, она тихонько клала ему на стол записку: «Папа, приходи!» Убежденный, что его доченька - это алмаз, который нуждается в огранке, отец сделал попытку обучать ее по академической программе: этюды, натюрморты, технические приемы и т. д. - и натолкнулся на деликатный, но твердый отпор. Больше подобных проб не делал. «Не мешай, не навреди», - вот мудрый довод, который приводил ребенок. Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными влечениями, воображением внутреннего, многогранного и неповторимого мира.

«Папа, а тебе приходилось рисовать, когда не хочется?
- Ого! Еще сколько! А что?
- А зачем же ты рисовал?
- Потому что надо. Сроки и всякое такое... А в чем дело?
- Подожди-подожди, значит, ты себя заставлял?
- Выходит, заставлял.
- А хорошо получалось?
- Когда как. А к чему ты все-таки клонишь?
- А я, когда не хочется, то не рисую...»

Она очерчивает своих любимцев, будто лаская их кисточкой: смешных цыплят, котят, щенков. Прекрасные творения, рожденные волшебным воображением Саши-художницы, остались трепетным откровением чистого детского доверия и нежности к «братьям нашим меньшим». Гармония отношений между людьми и природой - заповедь Саши. «Щеночек Бимочка», «Кот-рыболов», «Собачка Ника и котенок Тишка в своем замке», «Праздник зверят». Если у людей есть праздники, то и у зверят они должны быть! - считала Саша. Принцы, короли, рыцари, доблестные и справедливые, заполняют ее альбомы, и в этом сообществе она, Саша, - принцесса в короне, прекрасная и добрая. В образе спящей царевны легко угадываются черты Сашеньки. «Это я еще маленькая, тогда была звездная и темная ночь без луны, и потому у меня такие большие глазки», - говорила Сашенька. Но нам нетрудно уловить в этих огромных, как на иконе, глазах, глубокое сострадание и печаль за нашу Землю.

«В Харькове, когда мы с женой были еще студентами и жили на квартире, у нас в 1963 году родился первенец, мальчик, назвали его Юрочкой. А через месяц он умер. Ежегодно мы ездим туда из Полтавы, ухаживаем за могилкой, поминаем. Сашенька часто расспрашивала о нем, и мы с любовью, вспоминая, описывали его, смугленького крепышочка, спокойного и улыбчивого. “А фотографии его есть?” “Нету, доченька.”

В 1983 году, к его двадцатилетию, которое мы собрались отметить в семейном кругу, Сашенька, стесняясь, принесла и показала нам его портрет, нарисованный цветными фломастерами: ребеночек с большими сине-голубыми заплаканными глазками, и надпись: “Юрочка, мой погибший братик”. Мы растроганно обняли ее: “Спасибо... Спасибо, доченька... Но почему же он плачет, маленький?”

“Так он же в чужом городе. Он же там совсем один. Он скучает о нас...»

Неожиданно тяжелая болезнь ворвалась в счастливо-спокойную, размеренную жизнь. Лейкемия неумолимо наваливалась, постепенно отбирая у девочки силы. Но Саша не сдается. Только теперь ее сознание вышло за границы земного существования. Бог, галактики, планеты и созвездия, пришельцы, НЛО - вот куда потянулась за спасением потревоженная душа. Это уже композиции другой Саши, той, которая день за днем отвоевывает право на жизнь. Вся семья, объединенная общей бедой, мужественно оберегала каждый вздох ребенка.

Ширятся слухи о необычных рисунках, и вскорости одна за другой состоялись две ее персональные выставки, - первая и последняя прижизненные. Неожиданно для всех появилась в ее рисунках Индия. Десятки портретов актера из индийского фильма «Танцор диско», красавца Митхуна Чакроборти, танцующего Бога Шивы, Индиры Ганди, влюбленных индийских юношей и девушек. Индийская кинозвезда Рекхи, автопортрет в виде шестирукой богини... Отец рассказывает, что Сашенька любила повторять: «Ну куда подевались еще мои четыре руки»? Она шутила или серьезно? Интересная случайность - второго декабря, в день, когда родилась в Полтаве Саша Путря, православной церковью отмечается и день памяти Преподобного Иосафа, царевича индийского.

Поначалу родители не придавали особого значения увлечению дочери Индией, хотя поддерживали его. Вместе со старшей сестрой и подружками составляли ей компанию в походах на индийские фильмы. Впервые увидев «Танцора диско» с Митхуном Чакроборти в главной роли, Саша без ума влюбилась в него и в его родину. Она более десяти раз смотрела этот фильм. В доме появились не только журналы, посвященные Индии, и пластинки с песнями из индийских кинофильмов, но и серьезная литература о древнем искусстве этой страны, ее культуре. Девочка с воодушевлением все это постигала.

Отец вспоминает, что девятилетняя Саша как-то огорошила их вопросом: «Куда девался наш слон?» Родители не поняли: «Что ты, доченька, какой слон? Откуда?» «Ну как же вы не помните нашего слона? - горячилась девочка. - Я еще каталась на нем в такой красивой корзине. Я была тогда маленькой, а слон большой, настоящий, и мне было даже немножко страшно, что я так высоко сижу». По тону и настойчивости, с которой дочка выясняла, где они раньше жили, Евгений Васильевич и Виктория Леонидовна поняли, что это не киношная фантазия. Тогда что? Какая память включилась в сознание девочки? Из прошлой жизни? Память вечной души?

«Когда наши художники трудились над новой экспозицией музея истории Полтавской битвы, по телевидению показывали сериал “Юность Петра”. Молодой актер в роли царя вызывал всеобщее восхищение внешним сходством с молодым Петром, таким, каким его всем хотелось видеть. В залах музея воцарилась атмосфера всеобщей приподнятости, экспонаты вдруг начали восприниматься как ожившие свидетели. С каким-то трепетом осматривали мы теперь старые камзолы Петра, его токарные инструменты, и выточенную им собственноручно табакерку, и гипсовую маску, снятую с его лица еще при жизни. Все прикладывали свои ладошки на чугунную отливку оттиска ладони царя. И мы с Сашенькой примерили. Как сейчас помню ее растопыренные розовые пальчики, лежащие на черной лапище... “Ну и велика-а-ан!” Вспомнилось это теперь, когда смотрел ее последнюю композицию “Сириус”. Тогда же она нарисовала несколько портретов Петра Первого, а рядом - себя, его невестой. Так она обычно выказывала свою любовь...»

Митхун Чакроборти стал самой большой Сашиной любовью, за него она готовилась выйти замуж. Она научилась облачаться в сари, постигла сложное искусство индийского макияжа, без ошибок напевала индийские песни с пластинок, посвящала любимому актеру десятки рисунков, стихи. Будучи уже тяжело больной, с помощью отца сочиняла письмо в журнал «Индия», выписанный домой по просьбе дочери. Письмо, в котором она просила сообщить адрес кумира, осталось недописанным... Позже последнюю волю дочери исполнят родители, а редакция журнала выделит цветную вкладку для публикации рисунков девочки. Кстати, на последнем портрете Саша изобразила себя индианкой.

Девочка боролась за жизнь шесть лет. Потом попросила родителей отпустить ее: «Я устала. Не переживайте за меня. Умирать не страшно». Накануне своего ухода, рассказывает Евгений Васильевич, Саша попросила папу приложить руку к белому листу, затем обвела. Потом сверху приложила свою руку, обвела и ее. Законченным нашли рисунок после Сашиного ухода. Возле большой Луны справа находится звезда - это Сириус, на который Сашенька хотела улететь...

Евгений Васильевич показал нам две фотографии: одну - 11-летней Сашеньки, сделанную незадолго до ее ухода, и вторую, переснятую с нее же фоторепортером из газеты для посмертной статьи. На второй четко проявились лучи света, исходящие от фотографии

Работы одиннадцатилетлей Саши:

"Сириус" - последняя композиция Саши.

Последний автопортрет:

Работы десятилетней Саши:

Индира Ганди:

Томас Андрес:

Работы девятилетней Саши:

Молодый индийцы:

Гордая герцогиня:

Рисунки восьмилетней Саши:

Завтрак в семье собаки Рыжки:

Шехерезада:

Работы семилетней Саши:

Козерожка:

Рыбы-невесты:

Папа и мама (шарж)

Птица Сирена:

Работы шестилетнией Саши:

Кот в чалме:

Попугайчик:

Греческий бог войны:

Царица Клеопатра:

Работа пятилетней Саши:

Биографическая справка

Саша Путря прожила на Земле 11 лет.

В 1983 году заболела острым лимфобластовым лейкозом.

Оставила после себя 2280 рисунков и композиций.

Сашу Путря как талантливую художницу знают во всем мире. С 1989 по 2005 года состоялось 112 ее персональных выставок в 10 странах. В Австрии с рисунком Саши выпущены почтовый конверт, штемпель, издана серия ее рисунков, средства от продажи которых переданы на закупку одноразовых шприцов для больных в СССР.

О Саше снято пять документальных фильмов, вышла документальная повесть «Саша Путря». На стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска, открыт музей Саши Путри. В Полтаве открыта Детская художественная галерея имени Саши Путри, в ней под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся конкурсы детского рисунка; с 2005 года эти конкурсы стали международными.

Награждена (посмертно):
Золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека», 1998 г.
Орденом Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле», 2000 г.
Старинной иконой в серебряном окладе «Христос Вседержитель», 2001 г.
Национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити» - «Каласари Авард», 2001 г.

Материал взят отсюда.

Судьбы детей, чьи способности во много раз превосходили таланты их сверстников, как правило, складывались непросто: только единицы могли стать успешными во взрослой жизни, а многие из них уходили из жизни раньше срока.

Юная художница-вундеркинд Саша Путря и ее работа *Дева Мария*, 1988

Одним из таких вундеркиндов была полтавская художница Саша Путря, которая всего за 11 лет своей жизни успела создать более 2000 работ. Девочка поражала окружающих не только своим художественным талантом, но и необычным восприятием действительности.




Саша Путря

В этом году ей бы исполнился 41 год. Саша Путря родилась в 1977 г. в Полтаве в семье художника и преподавательницы музыкального училища. Любовь к живописи ей передалась от отца - девочка не ходила в детский сад, занимаясь рисованием целыми днями вместе с отцом. Она никогда не училась в художественной школе, а рисовать начала с трех лет, мечтая о том, что станет художницей и будет заниматься любимым делом «с утра до вечера и даже ночью».


Саша Путря. Слева - *Дорогая Лерусинька*, 1988. Справа - *Давид Гурамишвили*, 1988

Отец Саши Евгений рассказывал: «Ручки и личико ее всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам - на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах».


Саша Путря. *Мама и папа в виде хомячков*, 1986

Одной из первых ее работ стал портрет Пушкина в образе Сверчка - однажды она узнала о том, что так поэта называли в лицее, и всего за 15 минут сделала набросок, который поразил ее отца. «Я был потрясен. Такое сходство! Этому ни в одном институте не научат», - говорил он. Это был не единственный талант девочки - она не только рисовала, но и вышивала, писала стихи, изготавливала открытки, шила мягкие игрушки, занималась выжиганием по дереву, много читала.


Саша Путря. *Восток и Русь*

В 5 лет девочка тяжело заболела. Врачи долго не могли установить причину высокой температуры и сильных болей, пока не поставили страшный диагноз: лейкоз. С тех пор Саша Путря месяцами находилась в больнице, где продолжала рисовать по 8-10 часов в день. Еще одним увлечением ее последних лет стала индийская культура - однажды она увидела индийский фильм, и с тех пор начала интересоваться всем, что было связано с этой страной.


Рисунки Саши Путри

Она часто изображала себя в образе взрослой индийской женщины, а близких озадачивала своими воспоминаниями о тех событиях, которых не было на самом деле. Так, она спрашивала у матери о том, помнит ли она, как они катались на слоне, чего никогда в реальной жизни не происходило. При этом девочка описывала такие детали и подробности, что близкие сомневались в том, что она могла видеть это в кино. Свой последний день рождения и Новый год она праздновала в сари, в образе индианки.


Саша Путря. Слева - *Печаль*, справа - *Царь*

Врачи давали ей всего два месяца, но она прожила еще 6 лет. Незадолго до смерти она поразила близких такими словами: «Если у меня опять начнется обострение, не надо меня лечить. Только не обижайтесь и не плачьте - я уже устала. Я знаю, смерть не страшна...». На одном из своих последних рисунков 11-летняя художница изобразила свою руку поверх папиной руки, указывающей на звезду Сириус - именно туда Саша мечтала попасть после жизни на Земле.


Саша Путря. Слева - *Сириус*, 1989. Справа - *Последний автопортрет*, 1989

Мама девочки-вундеркинда Виктория рассказывала: «Искусство подарило Сашеньке 6 лет жизни. Она отвлекалась от своих проблем, от своей боли, уходила с головой в творчество. Я даже знала - если Саша рисует, значит, все хорошо. Но если забрасывает любимое дело, не притрагивается к кистям и карандашам - беда, обострение близится. Даже по цветам красок определяла ее состояние. Если все хорошо, Сашенька использовала свежие тона в рисунках - зеленый, голубой, салатовый… Когда она рисовала красным, коричневым, я понимала, что надо срочно бежать в больницу и сдавать анализы».


Саша Путря. *Квартира собачки Рыжки*, 1986



Саша Путря. Слева - *Евгений и Виктория*, 1987. Справа - *Цыганка Земфира*, 1985

Художнице-вундеркинду было отведено всего 11 лет жизни, за которые она успела создать более 2000 работ - 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами. Уже после ее смерти рисунки Саши увидел весь мир: с 1989 по 2005 гг. в 10 странах прошло 112 ее персональных выставок. Об этой необычной девочке сняли 5 документальных фильмов, а в Полтаве ее имя носит Детская художественная галерея, в которой проводятся международные конкурсы детского рисунка. Посмертно ее наградили Золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека», Орденом Николая Угодника «За приумножение добра на земле» и Национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити - Каласари».


Юная художница Саша Путря и ее работа *Индианка*, 1988

Александра (Саша) Евгеньевна Путря (2 декабря 1977, Полтава , Украинская ССР , СССР - 24 января 1989, Полтава) - юная художница . За свою короткую жизнь создала 2279 работ - 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами, чеканки, вышивки, поделки из пластилина, мягкие игрушки, изделия из бусинок и разноцветных камешков, выжигание по дереву. Делала технические чертежи, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин.

Когда девочке было 5 лет, ей был поставлен диагноз «лейкемия ». Именно от неё Саша умерла в возрасте 11 лет.

Награды (посмертно)

  • Золотая медаль Христа Спасителя (1998)
  • Орден Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле» (2000)
  • Старинная икона в серебряном окладе «Христос Вседержитель» (2001)
  • Национальный приз Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити» - «Каласари Авард» (2001)

Память о Саше Путре

  • С 1989 по 2005 года состоялось 112 персональных выставок Саши Путри в 10 странах.
  • В Австрии с рисунком Саши выпущен почтовый конверт, штемпель и издана серия её рисунков.
  • О Саше снято пять [ ] документальных фильмов, вышла документальная повесть «Саша Путря»
  • В детском саду, где она воспитывалась, открыт музей Саши Путри, а на стене установлена мемориальная доска.
  • В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши Путри; под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей в этой галерее проводятся конкурсы детского рисунка; с 2005 года эти конкурсы стали международными.

См. также

Напишите отзыв о статье "Путря, Саша"

Ссылки

  • Евгений Путря.
  • О. Д. Пискарева, В. У. Келехсаев.
  • в Центре-Музее имени Н. К. Рериха (27.12.2007)
  • на сайте Благотворительного фонда имени Е. И. Рерих (раздел «Дети Новой Эпохи»)

Отрывок, характеризующий Путря, Саша

Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лепетать непонятные слова:
– Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска, – лопотал он, стараясь придавать выразительные интонации своему голосу.
– Го, го, го! ха ха, ха, ха! Ух! Ух! – раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

Объехав всю линию войск от правого до левого фланга, князь Андрей поднялся на ту батарею, с которой, по словам штаб офицера, всё поле было видно. Здесь он слез с лошади и остановился у крайнего из четырех снятых с передков орудий. Впереди орудий ходил часовой артиллерист, вытянувшийся было перед офицером, но по сделанному ему знаку возобновивший свое равномерное, скучливое хождение. Сзади орудий стояли передки, еще сзади коновязь и костры артиллеристов. Налево, недалеко от крайнего орудия, был новый плетеный шалашик, из которого слышались оживленные офицерские голоса.
Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск и большей части неприятеля. Прямо против батареи, на горизонте противоположного бугра, виднелась деревня Шенграбен; левее и правее можно было различить в трех местах, среди дыма их костров, массы французских войск, которых, очевидно, большая часть находилась в самой деревне и за горою. Левее деревни, в дыму, казалось что то похожее на батарею, но простым глазом нельзя было рассмотреть хорошенько. Правый фланг наш располагался на довольно крутом возвышении, которое господствовало над позицией французов. По нем расположена была наша пехота, и на самом краю видны были драгуны. В центре, где и находилась та батарея Тушина, с которой рассматривал позицию князь Андрей, был самый отлогий и прямой спуск и подъем к ручью, отделявшему нас от Шенграбена. Налево войска наши примыкали к лесу, где дымились костры нашей, рубившей дрова, пехоты. Линия французов была шире нашей, и ясно было, что французы легко могли обойти нас с обеих сторон. Сзади нашей позиции был крутой и глубокий овраг, по которому трудно было отступать артиллерии и коннице. Князь Андрей, облокотясь на пушку и достав бумажник, начертил для себя план расположения войск. В двух местах он карандашом поставил заметки, намереваясь сообщить их Багратиону. Он предполагал, во первых, сосредоточить всю артиллерию в центре и, во вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за движениями масс и общими распоряжениями и постоянно занимаясь историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал будущий ход военных действий только в общих чертах. Ему представлялись лишь следующего рода крупные случайности: «Ежели неприятель поведет атаку на правый фланг, – говорил он сам себе, – Киевский гренадерский и Подольский егерский должны будут удерживать свою позицию до тех пор, пока резервы центра не подойдут к ним. В этом случае драгуны могут ударить во фланг и опрокинуть их. В случае же атаки на центр, мы выставляем на этом возвышении центральную батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг и отступаем до оврага эшелонами», рассуждал он сам с собою…

пт, 06/12/2013 - 14:39

2 декабря 1977 года в Полтаве на свет появилась будущая художница Саша Путря. Саша была по истине гениальным ребенком, она любила жизнь и дарила свою любовь окружающему миру через свои рисунки и стихи. За свою короткую жизнь Саша оставила богатое "творческое наследие", включающее 2279 работ. Она даже сделала технические чертежи, которые помогли бы взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Саша умерла в 11 лет от лейкемии.

Вот что папа Саши, Евгений Путря, рассказывает о своей доченьке.

Рисовать Сашенька начала с трёх лет. Ручки и личико её всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, уда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам – на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах.

Рисование для Сашеньки было таким естественным – как сон, как еда, нередко заменяло ей друзей, детские игры, особенно, когда болезнь обострялась. Заболела она вдруг, неожиданно, врачи долго не могли поставить диагноз, а когда поставили... это было как гром среди ясного неба – лейкоз. Было Сашеньке тогда пять лет. И то, что она прожила ещё шесть – чудо. И в основе этого чуда – неимоверная, фантастическая тяга к рисованию.

Она могла просиживать за фломастерами и красками по восемь – десять часов в день. Когда здоровье ухудшалось, и мама ложилась с ней в больницу, я приходил, бывало, и спрашивал:

Как Сашенька? Рисует?

Да. Смотри, сколько успела!

Это значило, что здоровье улучшается. А если жена молча разводила руками, состояние было неутешительное.

В больнице Сашеньку знали и любили все: от нянечки до главврача. Любили за терпеливость, с которой переносила болезненные процедуры, за доброту, за весёлый, жизнерадостный нрав. В палате, где она лежала, всегда собирались дети, слышно было смех и веселье. Врачи, спасибо им, не запрещали такого общения, и больница не была для девочки чем-то страшным, хотя, естественно, особой радости не испытывала. Попадая сюда снова.

Но больше всего она любила дом, хотя и жаловалась: «Ох уж этот четвёртый этаж!..Кто его придумал?»


Сидя с нами тёплыми осенними вечерами на балконе, она трепетно засматривалась на пылающие закатные облака, которые постепенно сливались с тёмным небом, и вспыхивали над головой искорки звёзд, и расцветал небосвод серебристым мерцанием созвездий и галактик... Мы говорили с ней про планеты, про «летающие тарелки», про Бога, про людей...

Она увлекалась гороскопами, астрологией и особенно интересовалась сообщениями про НЛО. Свято верила, что это прилетают наши предки, и настанет день, когда она с ними встретится.


Лисица 1983 год

В школе Сашенька училась легко и непринуждённо, сразу стала любимицей класса и учителей. Когда её хвалили («профессор ты наш»), скромно отходила,а дома нам рассказывала, как ей это неудобно. По окончании первого класса её наградили «Похвальной грамотой». Затем болезнь начала обостряться, и она вынуждена была оставить школу. Училась дома или ходила с мамой к учительнице. Школьная программа её не устраивала. Завела свою библиотеку, которая насчитывала около тысячи книг, и всю перечитала. Среди любимых её авторов – Купер, Майн Рид, Стивенсон, Марк Твен, Дюма, Гюго, Пушкин, Гоголь... каждый вечер, после программы «Время», ложились с мамой в кровать и читали до «мотыльков» в глазах.


Робин Гуд и Саша на месяце гуляют и летают, 1983 год

Ко всему маленькому и живому относилась с какой-то – совершенно не детской, скорее, материнской – нежностью, как будто чувствовала его незащищенность.

Дома, по её просьбе, мы завели собачку, затем взяли ей в компанию котёнка.

Соседи, зная её любовь к животным, подарили аквариум с рыбками. Мы докупили туда тритонов и черепашек, и Саша часами могла рассматривать подводное царство. Затем, как-то осенью, забился к нам на балкон еле живой попугайчик-альбинос, и, естественно, остался жить у нас...


Я и Витя, 1983 год

В шесть лет Сашенька «влюбилась» в своего двоюродного братика Витю Бражанского, светловолосого голубоглазого мальчика. С тех пор появилась целая серия «Витенек»: то он гусар, то он жених, а то у них с Сашей свадьба...


Михаил Боярский, 1984 год

Вскоре, после фильма про трёх мушкетёров, её любимцем стал Д`Артаньян – Михаил Боярский. И снова – целая серия рисунков с дорогим артистом. Она даже написала ему письмо, но так почему-то и не отправила.


Царица Клеопатра, 1984 год


Автопортрет с красными глазками, 1984 год


Птица Сирена, 1985 год

Обычно утром, после завтрака, Сашенька подходила и говорила: «Я хочу рисовать. Дай, пожалуйста, бумагу». Садилась за свой отдельный столик и затихала, иногда напевала под нос какую-то мелодию. А через какое-то время смотришь – встаёт, подходит сбоку, обнимает и тихо говорит: «Ты очень занят? Посмотри, пожалуйста, что у меня получилось?» И всегда это была неожиданность. Понятно, были работы более удачные и не совсем, она сама это видела и страдала, если не могла достичь одного ей известного совершенства. Саша долгое время не пользовалась ластиком, но когда привыкла. Её рисунки стали более точными, пропорционально правильными. А то как бывало? Рисует, рисует, потом где-то ошибётся и, плача, начинает всё заново, бывало по три-четыре раза. У нас сберегается до пятисот её неоконченных рисунков: то только глазки, то личико, то полфигуры...


Это цирк и гутаперчевый мальчик, 1985 год


Рыбки-невесты, 1985 год

Срисовывать Сашенька не любила. Всё рисовала «с головы», по памяти. Понравится кто-то, увиденный на улице или в кино – сядет и нарисует. У неё собралась целая серия портретов «маминых студенток» (жена преподаёт в музыкальном училище). Рисовала и родственников, наряжая их в сказочные одежды, облагораживая и омолаживая. Рисовала своих любимых зверяток: мышек, собачек, кошечек, а ещё – рыбок и птичек, украшая их чудесными орнаментами, придумывая невиданные одежды, чтоб им, зверяткам, рыбкам и птичкам, было приятно.


Графиня, 1986 год

В 1986 году Сашенька посмотрела индийский фильм «Танцор диско». Картина произвела такое сильное впечатление, что вся дальнейшая жизнь прошла под знаком интереса к Индии, её культуре, в частности к артистам. Ни одного индийского фильма, который шёл на экранах города, она не пропустила, а некоторые, которые особенно полюбились, смотрела по несколько раз.


Девушка со звезды, 1986 год


Щеночек Бимочка в конвертике, 1986 год


Анна Ярославна, 1987 год


Попугайчик Гоша кушает просо, 1987 год


Евгений и Виктория, 1987 год


Давид Гурамишвили, 1988 год


Наташа Пасхалова, 1988 год

Дева Мария, 1988 год


Индийский киноактер Митхун Чакраборти, 1988 год

И, наконец, появляется блестящий, очаровательный юноша – Митхун Чакраборти – последняя самая сильная Сашина любовь. Его портрет, вставленный в оправу, она носила на груди, около сердца... Мы берегли её любовь и тихо радовались её счастью. Так и похоронили её с портретом Митхуна.


Новогодняя открытка, 1989 год

Сашенька изготовила несколько крохотных книжечек (4 на 2,5 сантиметра форматом), в которых «поселила» десятки необычных жучков, которые носят необычные имена: Цымзибуця, Коробулька, Фуня, Ковбасюк...

А ещё сделала две книжечки стихов, художественно оформив их рисунками и орнаментами по всем правилам издательств: Саша Путря. Стишки. Издательство – «Дом родной». Главный редактор – «Фунтик». Главный художник – «Маленький бухгалтер». Поэт – «Какашка в пушку» (прозвище, данное ей в шутку сестрой, когда у Саши от приёма лекарств выпали волосы и начал отрастать новый пушок; прозвище Саше явно понравилось).


И посвящение: «На память и смех дорогой сестричке Лерочке и её подружкам и соседям по комнатам от Саши».Эти стихи весёлые, как и сама Саша:

Дорогая моя Лера! –

Мне найди миллионера,

Но чтоб был он молодой,

И, как папа, с бородой.

Чтоб была у него яхта,

А на вилле така шахта,

Где бы муж мой бородатый

Копал золото лопатой.

Да ещё скажи, что я

Подрасту, его любя,

И поженимся весной,

Только ты дружи со мной!

Стишков остались десятки, записаны на кусочках бумаги, они разбросаны по записным книжкам, среди книг и игрушек. Саша читала их своим друзьям и вместе с ними весело смеялась, пополняя всё новыми и новыми деталями...


Последняя композиция "Сириус", 1989 год

22 января, будучи уже в больнице, она нарисовала свою последнюю работу – «Автопортрет». Дети из её и соседних палат окружали тумбочку, за которой она рисовала, и наперебой заказывали картинки. Сашенька счастливо улыбалась и говорила: «Нарисую, нарисую! Всем нарисую!»

А в ночь на 24 января она отошла. Последние её слова были: «Папа?.. Ты прости меня... За всё...»

Прожила Сашенька 11 лет, 1 месяц и 21 день.

Награды (посмертно):

Золотая медаль Христа Спасителя (1998)

Орден Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле» (2000)

Старинная икона в серебряном окладе «Христос Вседержитель» (2001)

Национальный приз Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити» - «Каласари Авард» (2001)

Память о Саше Путре:

- С 1989 по 2005 года состоялось 112 персональных выставок Саши Путри в 10 странах.

В Австрии с рисунком Саши выпущен почтовый конверт, штемпель и издана серия ее рисунков.

О Саше снято пять документальных фильмов, вышла документальная повесть «Саша Путря»

В детском саду, где она воспитывалась, открыт музей Саши Путри, а на стене установлена мемориальная доска.

В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши Путри; под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей в этой галерее проводятся конкурсы детского рисунка; с 2005 года эти конкурсы стали международными.

2 декабря 1977 года в Полтаве родилась Александра Путря - одна из самых необычных художниц за всю историю изобразительного искусства. Саша прожила на Земле всего 11 лет, но за это время она успела создать 2279 работ: 46 альбомов с рисунками, великое множество поделок и даже технических чертежей, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Рисование для Сашеньки было таким же естественным, как сон и еда, нередко оно заменяло ей друзей и детские игры.

Уже в три года Саша уверенно держала в руках карандаш и кисточку. Рисовала она, не переставая, и часто засыпала вся испачканная красками. Её отец сделал из маленькой спальни художественную мастерскую и пытался обучать девочку по академической программе, но натолкнулся на деликатный отпор. Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными впечатлениями и воображением.

Когда девочке исполнилось пять лет, ей поставили страшный диагноз - лейкоз. Пытаясь абстрагироваться от боли, Саша стала посвящать гораздо больше времени своему любимому занятию. В это время на смену забавным зверятам и сказочным персонажам пришли образы из индуистской философии, а также поражающие воображение автопортреты - то в виде многорукого бога Шивы, а то и вовсе в образе взрослой индианки, в глазах которой отразилась глубокая печаль за нашу Землю.

Саша боролась за жизнь шесть лет, после чего попросила родителей отпустить её. Незадолго до своего ухода она попросила папу приложить руку к белому листу и обвела её. Затем сверху приложила свою руку и проделала с ней то же самое. Законченным рисунок был найден уже после 24 января 1989 года, когда девочки не стало. На нём была изображена звезда Сириус, на которую Сашенька мечтала улететь.


«Сириус» (1989)

С 1989 года состоялось более ста персональных выставок Саши Путри во многих странах мира, о девочке было снято несколько документальных фильмов и написана документальная повесть. На стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска и открыт музей. В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши, в которой под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся международные конкурсы детского рисунка.


«Мама и папа в виде хомячков» (1986)


«Квартира собачки Рыжки» (1986)


«Евгений и Виктория» (1987)

В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные