Что написал бах. Биография Баха для детей. Самая музыкальная семья в истории

Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее - он вечный...
Р. Шуман

1520 годом помечен корень ветвистого генеалогического дерева старинного бюргерского рода Бахов. В Германии слова «Бах» и «музыкант» в течение нескольких столетий были синонимами. Однако лишь в пятом поколении «из их среды... вышел человек, чье славное искусство излучало столь яркий свет, что и на них пал отблеск этого сияния. То был Иоганн Себастьян Бах, краса и гордость фамилии и отечества, человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство Музыки». Так писал в 1802 г. И. Форкель - первый биограф и один из первых истинных ценителей композитора на заре нового века, ибо век Баха распростился с великим кантором сразу после его смерти. Но и при жизни избранника «Искусства Музыки» трудно было назвать избранником судьбы. Внешне биография Баха ничем не отличается от биографии любого немецкого музыканта рубежа XVII-XVIII вв. Бах родился в маленьком тюрингском городе Эйзенахе, раскинувшемся неподалеку от легендарного замка Вартбург, где в средние века, по преданию, сходился цвет миннезанга, а в 1521-22 гг. звучало слово М. Лютера: в Вартбурге великий реформатор переводил на язык отечества Библию.

И. С. Бах не был вундеркиндом, однако с детства, находясь в музыкальной среде, получил весьма основательное воспитание. Сначала под руководством старшего брата И. К. Баха и школьных канторов И. Арнольда и Э. Херды в Ордруфе (1696-99), затем в школе при церкви Св. Михаила в Люнебурге (1700-02). К 17 годам он владел клавесином, скрипкой , альтом, органом, пел в хоре, а после мутации голоса выступал как префект (помощник кантора). С ранних лет Бах ощущал своим призванием органное поприще , неустанно учился как у средне-, так и у северонемецких мастеров - И. Пахельбеля, И. Леве, Г. Бема, Я. Рейнкена - искусству органной импровизации, явившейся основой его композиторского мастерства. К этому следует прибавить широкое знакомство с европейской музыкой: Бах принимал участие в концертах известной своими французскими вкусами придворной капеллы в Целле, имел доступ к хранившемуся в школьной библиотеке богатому собранию итальянских мастеров, наконец, во время неоднократных посещений Гамбурга мог знакомиться с тамошней оперой.

В 1702 г. из стен Michaelschule вышел достаточно образованный музыкант, но вкус к учению, «подражанию» всему, что могло способствовать расширению профессионального кругозора, Бах не утратил на протяжении целой жизни. Постоянным стремлением к совершенствованию отмечена и его музыкантская карьера, связанная по традиции времени с церковью, городом или двором. Не по воле случая, предоставлявшего ту или иную вакансию, а твердо и настойчиво поднимался он на очередную ступень музыкально-служебной иерархии от органиста (Арнштадт и Мюльхаузен, 1703-08) к концертмейстеру (Веймар, 170817), капельмейстеру (Кетен, 171723), наконец, кантору и директору музыки (Лейпциг, 1723-50). При этом рядом с Бахом - музыкантом-практиком рос и набирал силу Бахкомпозитор, в своих творческих побуждениях и свершениях шагнувший далеко за пределы тех конкретных задач, которые перед ним ставились. Известны упреки арнштадтскому органисту в том, что он делал в «хорале много странных вариаций... что приводило общину в смущение». Пример тому - датируемые первым десятилетием XVIII в. 33 хорала, найденные недавно (1985) в составе типичной (от Рождества до Пасхи) рабочей коллекции лютеранского органиста (имя Баха соседствует здесь с именами его дяди и тестя И. М. Баха - отца его первой жены Марии Барбары, И. Пахельбеля, В. Цахова, а также композитора и теоретика Г. А. Зорге). В еще большей степени эти упреки могли относиться к ранним органным циклам Баха, замысел которых начал складываться уже в Арнштадте. Особенно после посещения зимой 1705-06 гг. Любека, куда он направился по призыву Д. Букстехуде (знаменитый композитор и органист искал преемника, готового вместе с получением места в Marienkirche жениться на его единственной дочери). Бах не остался в Любеке, но общение с Букстехуде наложило значительный отпечаток на все его дальнейшее творчество.

В 1707 г. Бах переезжает в Мюльхаузен для того, чтобы занять пост органиста в церкви Св. Власия. Поприще, предоставлявшее возможности несколько большие, чем в Арнштадте, но явно недостаточные для того, чтобы, говоря словами самого Баха, «исполнять... регулярную церковную и вообще по возможности способствовать... развитию почти повсеместно набирающей силу церковной музыки, для чего накоплен... обширный репертуар отменных церковных сочинений (Прошение об отставке, посланное магистрату города Мюльхаузена 25 июня 1708 г.). Эти намерения Бах осуществит в Веймаре при дворе герцога Эрнста Саксен-Веймарского, где его ждала разносторонняя деятельность как в замковой церкви, так и в капелле. В Веймаре подведена первая и важнейшая черта в органной сфере. Точные даты не сохранились, но, по-видимому, здесь были закончены (среди многих других) такие шедевры, как Токката и фуга ре минор , Прелюдии и фуги до минор и фа минор, Токката до мажор, Пассакалия до минор, а также знаменитая «Органная книжечка», в коей «начинающему органисту дается руководство, как всяческими способами проводить хорал». Далеко окрест разнеслась слава Баха - «лучшего знатока и советчика, в особенности по части диспозиции... и самого сооружения органа», а также «феникса импровизации». Так, к веймарским годам относится обросшее легендами несостоявшееся состязание с известным французским органистом и клавесинистом Л. Маршаном, покинувшим «поле боя» до встречи с соперником.

С назначением в 1714 г. вице-капельмейстером сбылась мечта Баха о «регулярной церковной музыке», которую он по условиям договора должен был поставлять ежемесячно. В основном в жанре новой кантаты с синтетической текстовой основой (библейские изречения, хоральные строфы, свободная, «мадригальная» поэзия) и соответствующими музыкальными компонентами (оркестровое вступление, «сухой» и аккомпанированный речитативы, ария, хорал). Однако строение каждой кантаты далеко от каких-либо стереотипов. Достаточно сравнить такие жемчужины раннего вокально-инструментального творчества, как BWV {Bach-Werke-Verzeichnis (BWV) - тематический перечень сочинений И. С. Баха.} 11, 12, . Не забывал Бах и о «накопленном репертуаре» других композиторов. Таковы, например, сохранившиеся в баховских копиях веймарского времени подготовленные скорее всего к предстоящим исполнениям «Страсти по Луке» неизвестного автора (долгое время ошибочно приписывались Баху) и «Страсти по Марку» Р. Кайзера, послужившие образцом для собственных произведений в этом жанре.

Не менее активен Бах - каммермузикус и концертмейстер. Находясь в гуще интенсивной музыкальной жизни Веймарского двора, он мог широко знакомиться с европейской музыкой. Как всегда, у Баха это знакомство было творческим, о чем свидетельствуют органные обработки концертов А. Вивальди, клавирные - А. Марчелло, Т. Альбинони и др.

Веймарские годы характерны также первым обращением к жанру сольной скрипичной сонаты и сюиты. Все эти инструментальные опыты нашли свое блестящее претворение на новой почве: в 1717 г. Бах был приглашен в Кетен на пост великокняжеского ангальт-кетенского капельмейстера. Здесь царила весьма благоприятная музыкальная атмосфера благодаря самому князю Леопольду Ангальт-кетенскому - страстному меломану и музыканту, владевшему игрой на клавесине, гамбе, обладавшему недурным голосом. Творческие интересы Баха, в чьи обязанности входило сопровождение пения и игры князя, а главное, руководство состоявшей из 15-18 опытных оркестрантов превосходной капеллой, естественно перемещаются в инструментальную область. Сольные, в основном скрипичные и оркестровые концерты, в т. ч. 6 Бранденбургских , оркестровые сюиты , сонаты для скрипки и виолончели solo. Таков неполный реестр кетенского «урожая».

В Кетене открывается (вернее продолжается, если иметь в виду «Органную книжечку») еще одна линия в творчестве мастера: композиции педагогического назначения, выражаясь баховским языком, «для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи». Первая в этом ряду - «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха» (начата в 1720 г. для первенца и любимца отца, будущего известного композитора). Здесь помимо танцевальных миниатюр и обработок хоралов - прообразы 1 тома « » (прелюдии), двух и трехголосных «Инвенций » (преамбулы и фантазии). Сами эти собрания Бах завершит соответственно в 1722 и 1723 гг.

В Кетене начата «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (второй жены композитора), включающая наряду с пьесами разных авторов 5 из 6 «Французских сюит ». В эти же годы создавались «Маленькие прелюдии и фугетты», «Английские сюиты », «Хроматическая фантазия и фуга » и др. клавирные сочинения . Подобно тому, как множился год от года ряд баховских учеников, пополнялся его педагогический репертуар, которому суждено было стать школой исполнительского искусства для всех последующих поколений музыкантов.

Перечень кетенских опусов был бы неполным без упоминания вокальных сочинений . Это целый ряд светских кантат, в большинстве своем не сохранившихся и получивших вторую жизнь уже с новым, духовным текстом. Во многом подспудная, не лежащая на поверхности работа в вокальной области (в реформатской церкви Кетена «регулярная музыка» не требовалась) дала свои плоды в последний и самый обширный период творчества мастера.

На новое поприще кантора школы Св. Фомы и музикдиректора города Лейпцига Бах вступает не с пустыми руками: уже написаны «пробные» кантаты BWV 22, 23; Магнификат ; «Страсти по Иоанну ». Лейпциг - конечная станция баховских странствий. Внешне, особенно если судить по второй части его титула, здесь была достигнута желанная вершина служебной иерархии. Вместе с тем «Обязательство» (14 контрольных пунктов), которое он должен был подписать «в связи со вступлением в должность» и невыполнение которого было чревато конфликтами с церковным и городским начальством, свидетельствует о всей сложности этого отрезка биографии Баха. Первые 3 года (1723-26) были отданы церковной музыке. Пока не начались распри с начальством и магистрат финансировал богослужебную музыку, а значит, можно было привлечь к исполнению профессиональных музыкантов, энергия нового кантора не знала границ. Весь веймарский и кетенский опыт перелился в лейпцигское творчество.

Масштабы задуманного и сделанного в этот период поистине неизмеримы: более 150 кантат, создаваемых еженедельно (!), 2-я ред. «Страстей по Иоанну», а по новым данным, и «Страсти по Матфею ». Премьера этого самого монументального творения Баха приходится не на 1729, как считалось до сих пор, а на 1727 г. Снижение интенсивности канторской деятельности, причины которого Бах сформулировал в известном «Проекте хорошей постановки дел в церковной музыке с присовокуплением некоторых непредвзятых соображений относительно упадка оной» (23 августа 1730 г., памятная записка в магистрат Лейпцига), было компенсировано за счет деятельности другого рода. На авансцену вновь выходит Бах-капельмейстер, возглавивший на этот раз студенческий «Collegium musicum». Бах руководил этим кружком в 1729-37 гг., а затем в 1739-44 (?) гг. Еженедельными концертами в «Циммермановском саду» или в «Циммермановской кофейне» Бах внес громадный вклад в публичную музыкальную жизнь города. Репертуар самый разнообразный: симфонии (оркестровые сюиты), светские кантаты и, конечно же, концерты - «хлеб» всех любительских и профессиональных собраний эпохи. Именно здесь скорее всего возникла специфически лейпцигская разновидность баховских концертов - для клавира с оркестром , являющихся обработками его же концертов для скрипки , скрипки и гобоя и др. Среди них классические концерты ре минор, фа минор, ля мажор.

При активном содействии баховского кружка протекала и собственно городская музыкальная жизнь Лейпцига, будь то «торжественная музыка на сиятельный день именин Августа II, исполненная вечером при иллюминации в циммермановском саду», или «Вечерняя музыка с трубами и литаврами» в честь того же Августа, или прекрасная «ночная музыка с множеством восковых факелов, со звуками труб и литавр» и др. В этом перечне «музык» в честь саксонских курфюрстов особое место принадлежит посвященной Августу III Missa (Kyrie, Gloria, 1733) - части еще одного монументального творения Баха - Мессы си минор , законченной лишь в 1747-48 гг. В последнем десятилетии Бах в наибольшей степени сосредотачивается на музыке, свободной от какой-либо прикладной цели. Таковы II том «Хорошо темперированного клавира » (1744), а также партиты , «Итальянский концерт », «Органная месса», «Ария с различными вариациями » (после смерти Баха названными Гольдберговскими), вошедшие в сборник «Клавирные упражнения». Не в пример богослужебной музыке, которую Бах, видимо, считал данью ремеслу, свои не прикладные опусы он стремился сделать достоянием широкой публики. Под его собственной редакцией были изданы Клавирные упражнения, ряд других сочинений, в т. ч. 2 последних, самых крупных инструментальных произведения.

В 1737 г. философ и историк, ученик Баха Л. Мицлер организовал в Лейпциге «Общество музыкальных наук», где «первым среди равных» был признан контрапункт, или, как бы мы сейчас сказали, полифония. В разное время в Общество вступают Г. Телеман, Г. Ф. Гендель. В 1747 г. его членом становится величайший полифонист И. С. Бах. В том же году композитор посетил королевскую резиденцию в Потсдаме, где импровизировал на новом в то время инструменте - фортепиано - перед Фридрихом II на заданную им тему. Королевская идея была возвращена автору сторицей - Бах создал несравненный памятник контрапунктического искусства - «Музыкальное приношение », грандиозный цикл из 10 канонов, двух ричеркаров и четырехчастной трио-сонаты для флейты, скрипки и клавесина.

А рядом с «Музыкальным приношением» созревал новый «однотемный» цикл, замысел которого зародился еще в начале 40-х гг. Это «Искусство фуги », содержащее все виды контрапунктов и канонов. «Болезнь (к концу жизни Бах ослеп. - Т. Ф. ) воспрепятствовала ему завершить предпоследнюю фугу... и отработать последнюю... Этот труд увидел свет лишь после смерти автора», ознаменовав высшую ступень полифонического мастерства.

Последний представитель вековой патриархальной традиции и одновременно универсально оснащенный художник нового времени - таким предстает в исторической ретроспективе И. С. Бах. Композитор, сумевший как никто в его щедрое на великие имена время соединить несоединимое. Нидерландский канон и итальянский концерт, протестантский хорал и французский дивертисмент, литургическую монодию и итальянскую же виртуозную арию... Соединить и горизонтально, и вертикально, и вширь, и вглубь. Потому так свободно взаимопроникают в его музыке, говоря словами эпохи, стили «театральный, камерный и церковный», полифония и гомофония, инструментальное и вокальное начала. Оттого так непринужденно мигрируют из сочинения в сочинение отдельные части, и сохраняя (как, например, в Мессе си минор, на две трети состоящей из уже звучавшей музыки), и кардинально меняя свой облик: ария из Свадебной кантаты (BWV 202) становится финалом скрипичной сонаты (BWV 1019), симфония и хор из кантаты (BWV 146) идентичны первой и медленной частям клавирного Концерта ре-минор (BWV 1052), увертюра из оркестровой Сюиты ре мажор (BWV 1069), обогащенная хоровым звучанием, открывает кантату BWV110. Примеры подобного рода составили целую энциклопедию. Во всем (исключением является только опера) мастер высказался полно и совершенно, словно завершая эволюцию того или иного жанра. И глубоко символично, что универсум баховской мысли «Искусство фуги», записанный в виде партитуры, не содержит указаний к исполнению. Бах как бы адресует его всем музыкантам. «В настоящем сочинении», - писал в предисловии к изданию «Искусства фуги» Ф. Марпург, - «заключены самые затаенные красоты, какие только мыслимы в данном искусстве...» Эти слова не были услышаны ближайшими современниками композитора. Не нашлось покупателя не только на весьма ограниченный подписной тираж, но и на «чисто и аккуратно награвированные доски» баховского шедевра, объявленные к продаже в 1756 г. «из рук в руки по сходной цене» Филиппом Эмануэлем, «дабы произведение это во благо публике - всюду обрело известность». Ряска забвения затягивала имя великого кантора. Но это забвение никогда не было полным. Сочинения Баха изданные, а главное, рукописные - в автографах и многочисленных копиях - оседали в собраниях его учеников и ценителей как именитых, так и совсем безвестных. Среди них - композиторы И. Кирнбергер и уже упомянутый Ф. Марпург; большой знаток старой музыки барон ван Свитен, в доме которого приобщался к Баху В. А. Моцарт; композитор и педагог К. Нефе, внушивший любовь к Баху своему ученику Л. Бетховену. Уже в 70-е гг. XVIII в. начинает собирать материал для своей книги И. Форкель, заложивший фундамент будущей новой отрасли музыкознания - баховедения. На рубеже веков особенно активен директор берлинской Певческой академии друг и корреспондент И. В. Гете К. Цельтер. Обладатель богатейшей коллекции баховских рукописей, он доверил одну из них двадцатилетнему Ф. Мендельсону. Это были «Страсти по Матфею», историческое исполнение которых 11 мая 1829 г. возвестило о наступлении новой баховской эры. «Закрытая книга, зарытый в землю клад» (Б. Маркс) открылись, и мощный поток «баховского движения» охватил весь музыкальный мир.

Сегодня накоплен огромный опыт по изучению и пропаганде творчества великого композитора. С 1850 г. существует Баховское общество (с 1900 г. - «Новое баховское общество», ставшее в 1969 г. международной организацией с секциями в ГДР, ФРГ, США, ЧССР, Японии, Франции и др. странах). По инициативе НБО проводятся баховские фестивали, а также Международные конкурсы исполнителей им. И. С. Баха. В 1907 г. по инициативе НБО открыт музей Баха в Эйзенахе, у которого сегодня есть целый ряд собратьев в разных городах Германии, в т. ч. открытый в 1985 г. к 300-летию со дня рождения композитора «Johann-Sebastian-Bach-Museum» в Лейпциге.

В мире существует широкая сеть баховских учреждений. Самые крупные из них - «Bach-Institut» в Геттингене (ФРГ) и «Национальный исследовательский и мемориальный центр И. С. Баха в ФРГ в Лейпциге. Последние десятилетия отмечены рядом значительных достижений: издано четырехтомное собрание «Bach-Dokumente», установлена новая хронология вокальных сочинений, а также «Искусства фуги», осуществлена публикация неизвестных ранее 14 канонов из «Гольдберг-вариаций» и 33 хоралов для органа. С 1954 г. институтом в Геттингене и баховским центром в Лейпциге осуществляется новое критическое издание полного собрания произведений Баха. Продолжается издание аналитико-библиографического перечня баховских сочинений «Bach-Compendium» совместно с Гарвардским университетом (США).

Процесс освоения баховского наследия бесконечен, как бесконечен сам Бах - неиссякаемый источник (напомним знаменитую игру слов: der Bach - ручей) самых высоких переживаний человеческого духа.

Т. Фрумкис

Характеристика творчества

Творчество Баха, почти неизвестное при жизни, надолго было предано забвению после его смерти. Прошло много времени, прежде чем оказалось возможным по-настоящему оценить наследие, оставленное величайшим композитором.

Процесс развития искусства в XVIII веке был сложен и противоречив. Сильно было влияние старой феодально-аристократической идеологии; но уже зарождались и зрели ростки новой, в которой отражались духовные потребности молодого, исторически передового класса буржуазии.

В острейшей борьбе направлений, через отрицание и ломку старых форм, утверждалось новое искусство. Холодной выспренности классической трагедии с ее установленными аристократической эстетикой правилами, сюжетами, образами противопоставлялись буржуазный роман, чувствительная драма из мещанской жизни. В противовес условной и декоративной придворной опере пропагандировалась жизненность, простота и демократичность комической оперы; против «ученого» церковного искусства полифонистов выдвигалась легкая и непритязательная бытовая жанровая музыка.

В таких условиях преобладание в произведениях Баха унаследованных от прошлого форм и средств выражения давало повод считать его творчество устаревшим, громоздким. В период повсеместного увлечения галантным искусством с его изящными формами и несложным содержанием музыка Баха казалась слишком сложной и непонятной. Даже сыновья композитора не видели в творчестве своего отца ничего, кроме учености.

Баху открыто предпочитали музыкантов, чьи имена едва сохранила история; зато они не «орудовали только ученостью», имели «вкус, блеск и нежное чувство».

Враждебно относились к Баху и приверженцы ортодоксальной церковной музыки. Таким образом, творчество Баха, намного опередившее свою эпоху, отрицалось сторонниками галантного искусства, равно как и теми, кто в музыке Баха резонно усматривал нарушение церковных и освященных историей канонов.

В борьбе разноречивых направлений этого переломного в истории музыки периода постепенно обозначалась ведущая тенденция, вырисовывались пути развития того нового, что привело к симфонизму Гайдна, Моцарта, к оперному искусству Глюка. И только с вершин, на которые подняли музыкальную культуру крупнейшие художники конца XVIII века, сделалось обозримым грандиозное наследие Иоганна Себастьяна Баха.

Моцарт и Бетховен первые сумели распознать его истинное значение. Когда Моцарт, уже автор «Свадьбы Фигаро» и «Дон-Жуана», познакомился с ранее неизвестными ему баховскими сочинениями, он воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» Бетховен восторженно произносит: «Ег ist kein Bach - er ist ein Ozean» («Он не ручей - он океан»). По мнению Серова, в этих образных словах лучше всего выражены «необъятная глубина мысли и неисчерпаемое разнообразие форм в баховском гении».

С XIX века начинается медленное возрождение творчества Баха. В 1802 году появилась первая биография композитора, написанная немецким историком Форкелем; богатым и интересным материалом она привлекла некоторое внимание к жизни и личности Баха. Благодаря деятельной пропаганде Мендельсона, Шумана, Листа, музыка Баха стала постепенно проникать в более широкую среду. В 1850 году образовалось Баховское общество, поставившее своей целью отыскать и собрать весь рукописный материал, принадлежавший великому музыканту, и издать его в виде полного собрания сочинений. С 30-х годов XIX века баховское творчество понемногу внедряется в музыкальную жизнь, звучит с эстрады, входит в учебный репертуар. Но в толковании и оценке музыки Баха было много противоречивых мнений. Некоторые историки характеризовали Баха как абстрактного мыслителя, оперирующего отвлеченными музыкально-математическими формулами, другие видели в нем отрешенного от жизни мистика или правоверного благомыслящего церковного музыканта.

Особенно отрицательным для понимания действительного содержания музыки Баха было отношение к ней как к кладези полифонических «премудростей». Практически подобная точка зрения сводила творчество Баха на положение пособия для изучающих многоголосие. Об этом с возмущением писал Серов: «Было время, что на музыку Себастьяна Баха весь музыкальный свет взирал как на школьный педантский хлам, на старье, которое иногда, как, например, в „Clavecin bien tempere", годится для упражнения пальцев, наравне с этюдами Мошелеса и экзерсисами Черни. Со времени Мендельсона вкус склонился опять к Баху, даже гораздо более, чем в то время, когда он сам жил,- и теперь еще есть „директоры консерваторий", которые, во имя консервативности, не стыдятся учить своих питомцев играть фуги Баха без выразительности, т. е. как „экзерсисы", как пальцеломные упражнения... Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подходить не из-под ферулы и с указкой в руках, а с любовью в сердце, со страхом и верою, так это именно - творения великого Баха».

В России положительное отношение к творчеству Баха определилось еще в конце XVIII века. В издававшейся в Петербурге «Карманной книжке для любителей музыки» появилась рецензия на произведения Баха, в которой отмечались многосторонность его таланта и исключительное мастерство.

Для передовых музыкантов России искусство Баха было воплощением могучей созидательной силы, обогащающей и неизмеримо двигающей вперед человеческую культуру. Русские музыканты разных поколений и направлений умели постигать в сложной баховской полифонии высокую поэзию чувств и действенную силу мысли.

Неизмерима глубина образов баховской музыки. Каждый из них способен вместить целую повесть, поэму, историю; в каждом претворены значительные явления, которые в равной мере могут быть развернуты в грандиозные музыкальные полотна или сконцентрированы в лаконичной миниатюре.

Многообразие жизни в ее прошлом, настоящем и будущем, все, что может почувствовать вдохновенный поэт, над чем может размышлять мыслитель и философ, содержится во всеобъемлющем искусстве Баха. Огромный творческий диапазон допускал одновременную работу над произведениями различных масштабов, жанров, форм. В музыке Баха естественно сочетаются монументальность форм пассионов , си-минорной мессы с непринужденной простотой маленьких прелюдий или инвенций; драматизм органных композиций и кантат - с созерцательной лирикой хоральных прелюдий; камерное звучание филигранно отточенных прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» - с виртуозным блеском, жизненной энергией Бранденбургских концертов.

Эмоциональная и философская сущность музыки Баха - в глубочайшей человечности, в самозабвенной любви к людям. Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своем искусстве Бах показывает самое благородное и прекрасное, что таится в человеке; пафосом этической идеи исполнено его творчество.

Не в активной борьбе и не в героических подвигах изображает Бах своего героя. Сквозь душевные переживания, размышления, чувства отражено его отношение к действительности, к окружающему миру. Бах не уходит от реальной жизни. Именно правда действительности, тяготы, претерпеваемые немецким народом, рождали образы потрясающего трагизма; недаром тема страдания проходит через всю баховскую музыку. Но безотрадность окружающего мира не могла уничтожить или вытеснить извечного чувства жизни, ее радостей и великих надежд. Темы ликования, восторженного воодушевления переплетаются с темами страдания, отражая действительность в ее контрастном единстве.

Бах равно велик в выражении простых человеческих чувств и в передаче глубин народной мудрости, в высокой трагедийности и в раскрытии всеобщей устремленности к миру.

Для искусства Баха характерно тесное взаимодействие и связь всех его сфер. Общность образного содержания роднит народные эпопеи пассионов с миниатюрами «Хорошо темперированного клавира», величественные фрески си-минорной мессы - с сюитами для скрипки или клавесина.

У Баха нет принципиальной разницы между духовной и светской музыкой. Общим является характер музыкальных образов, средства воплощения, приемы развития. Не случайно Бах с такой легкостью переносил из светских произведений в духовные не только отдельные темы, большие эпизоды, но даже целые законченные номера, не изменяя при этом ни плана композиции, ни характера музыки. Темы страдания и скорби, философские раздумья, незатейливое крестьянское веселье можно встретить в кантатах и ораториях, в органных фантазиях и фугах, в клавирных или скрипичных сюитах.

Не принадлежностью произведения к духовному или светскому жанру определяется его значение. Непреходящая ценность творений Баха - в возвышенности идей, в глубоком этическом смысле, который он вкладывает в любое сочинение, будь оно светское или духовное, в красоте и редком совершенстве форм.

Жизненностью, немеркнущей нравственной чистотой и могучей силой баховское творчество обязано народному искусству. Традиции народного песнетворчества и музицирования Бах унаследовал от множества поколений музыкантов, они оседали в его сознании и через непосредственное восприятие живых музыкальных обычаев. Наконец, пристальное изучение памятников народного музыкального искусства дополнило знания Баха. Таким памятником и одновременно неиссякаемым творческим источником был для него протестантский хорал.

Протестантский хорал имеет давнюю историю. Во времена Реформации хоральные песнопения, подобно воинственным гимнам, воодушевляли и объединяли в борьбе людские массы. Хорал «Господь - твердыня наша», написанный Лютером, воплотил воинственный пыл протестантов, сделался гимном Реформации.

Реформация широко использовала народные светские песни, издавна распространенные в быту мелодии. Независимо от их прежнего содержания, часто фривольного и двусмысленного, к ним прилаживались религиозные тексты, и они превращались в хоральные песнопения. В число хоралов попадала не только немецкая народная песня, но и французская, итальянская, чешская.

Вместо чуждых народу католических гимнов, распевающихся хором на непонятном латинском языке, вводятся доступные всем прихожанам хоральные мелодии, которые поются всей общиной на своем немецком языке.

Так приживались и приспосабливались к новому культу светские мелодии. Для того чтобы «вся христианская община могла присоединиться к пению», мелодия хорала выносится в верхний голос, а остальные голоса становятся аккомпанирующими; упрощается и вытесняется из хорала сложная полифония; образуется особый хоральный склад, в котором ритмическая размеренность, тяготение к слиянию в аккорд всех голосов и выделению верхнего мелодического сочетаются с подвижностью средних голосов.

Своеобразное соединение полифонии и гомофонии составляет характерную особенность хорала.

Народные напевы, превращенные в хоралы, все же оставались мелодиями народными, и сборники протестантских хоралов оказались хранилищем и сокровищницей народных песен. Бах извлекал из этих старинных сборников богатейший мелодический материал; он возвратил хоральным мелодиям эмоциональное содержание и дух протестантских гимнов времен Реформации, вернул музыке хорала ее прежнее значение, то есть воскресил хорал как форму выражения мыслей и чувств народа.

Хорал - далеко не единственный вид музыкальных связей Баха с народным искусством. Сильнейшим и наиболее плодотворным было влияние жанрово-бытовой музыки в различных ее формах. В многочисленных инструментальных сюитах и других пьесах Бах не только воссоздает образы бытовой музыки; он по-новому разрабатывает многие из устоявшихся преимущественно в городском быту жанров и создает возможности их дальнейшего развития.

Заимствованные из народной музыки формы, песенные и танцевальные мелодии можно встретить в любых произведениях Баха. Не говоря уже о светской музыке, он широко и многообразно ими пользуется в своих духовных сочинениях: в кантатах, ораториях, пассионах, си-минорной мессе.

Творческое наследие Баха почти необъятно. Даже то, что уцелело, исчисляется многими сотнями названий. Известно также, что большое количество баховских сочинений оказалось безвозвратно утерянным. Из трехсот кантат, принадлежавших Баху, примерно сто исчезло бесследно. Из пяти пассионов сохранились «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею».

Выдающийся немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенахе, Тюрингия, Германия. Он принадлежал к разветвленному немецкому роду, большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами в Германии. Начальное музыкальное образование (игра на скрипке и клавесине) Иоганн Себастьян получил под руководством отца - придворного музыканта.

В 1695 году после смерти отца (мать умерла ранее) мальчик был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе.

В 1700-1703 годах Иоганн Себастьян учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. В эти же годы он написал свои первые произведения для органа и клавира.

В 1703 году Бах работал в Веймаре в качестве придворного скрипача, в 1703-1707 годах ‒ церковным органистом в Арнштадте, затем с 1707 года по 1708 год — в Мюльхазенской церкви. Его творческие интересы были сосредоточены тогда главным образом на музыке для органа и клавира.

В 1708-1717 годах Иоганн Себастьян Бах служил придворным музыкантом у герцога Веймарского в Веймаре. В этот период он создал многочисленные хоральные прелюдии, органную токкату и фугу ре-минор, пассакалью до-минор. Композитор написал музыку для клавира, более 20 духовных кантат.

В 1717-1723 годах Бах служил у герцога Анхальт-Кетенского Леопольда в Кетене. Здесь были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник "Хорошо темперированный клавир" - 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том "Хорошо темперированного клавира", также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

В Кетене начата "Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах", включающая наряду с пьесами разных авторов пять из шести "Французских сюит". В эти же годы создавались "Маленькие прелюдии и фугетты. Английские сюиты, Хроматическая фантазия и фуга" и другие клавирные сочинения. В этот период композитор написал ряд светских кантат, в большинстве своем не сохранившихся и получивших вторую жизнь уже с новым, духовным текстом.

В 1723 году состоялось исполнение его "Страстей по Иоанну" (вокально-драматическое произведение, основанное на евангельских текстах) в церкви Святого Фомы в Лейпциге.

В том же году Бах получил должность кантора (регента и учителя) в церкви святого Фомы в Лейпциге и школе при этой церкви.

В 1736 году Бах получил от дрезденского двора титул королевско-польского и саксонского курфюрстского придворного композитора.

В этот период композитор достиг вершин мастерства, создавая великолепные образцы в разных жанрах, - духовную музыку: кантаты (сохранилось около 200), "Магнификат" (1723), мессы, в том числе бессмертная "Высокая месса" си-минор (1733), "Страсти по Матфею" (1729); десятки светских кантат (среди них — комические "Кофейная" и "Крестьянская"); произведения для органа, оркестра, клавесина, среди последних - "Ария с 30 вариациями" ("Гольдберг-вариации", 1742). В 1747 году Бах написал цикл пьес "Музыкальные приношения", посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой композитора стало произведение "Искусство фуги" (1749-1750) - 14 фуг и четыре канона на одну тему.

Иоганн Себастьян Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры, его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем.

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте.

Последние месяцы своей жизни он провел в затемненной комнате, где сочинил последний хорал "Пред престолом Твоим предстою", продиктовав его своему зятю - органисту Альтниколю.

28 июля 1750 года Иоганн Себастьян Бах скончался в Лейпциге. Он был похоронен на кладбище у церкви Святого Иоанна. Из-за отсутствия памятника его могила вскоре была затеряна. В 1894 году останки были найдены и перезахоронены в каменном саркофаге в церкви Святого Иоанна. После разрушения церкви от бомбежек во время Второй мировой войны, его прах был сохранен и перезахоронен в 1949 году в алтаре церкви Святого Фомы.

При жизни Иоганн Себастьян Бах пользовался известностью, но после смерти композитора его имя и музыка были забыты. Интерес к творчеству Баха возник лишь в конце 1820-х годов, в 1829 году композитором Феликсом Мендельсоном-Бартольди в Берлине было организовано исполнение "Страстей по Матфею". В 1850 году было создано Баховское общество, стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора - за полвека было издано 46 томов.

При посредничестве Мендельсона-Бартольди в 1842 году в Лейпциге был воздвигнут первый памятник Баху перед зданием старинной школы при церкви Святого Фомы.

В 1907 году был открыт музей Баха в Эйзенахе, где родился композитор, в 1985 году - в Лейпциге, где он скончался.

Иоганн Себастьян Бах был дважды женат. В 1707 году он сочетался браком со своей кузиной Марией Барбарой Бах. После ее смерти в 1720 году, в 1721 году композитор женился на Анне Магдалене Вилькен. У Баха было 20 детей, но только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами - Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784), Карл Филипп Эммануил Бах (1714-1788), Иоганн Кристиан Бах (1735-1782), Иоганн Кристоф Бах (1732-1795).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Распадаются на инструментальные и вокальные. К первым относятся: для органа – сонаты, прелюдии, фуги, фантазии и токкаты, хоральные прелюдии; для фортепиано – 15 инвенций, 15 симфоний, французские и английские сюиты, «Klavierübung» в четырех частях (партиты и др.), ряд токкат и других сочинений, а также «Хорошо темперированный клавир» (48 прелюдий и фуг во всех тональностях); «Музыкальное приношение» (сборник фуг на темы Фридриха Великого) и цикл «Искусство фуги». Кроме этого у Баха имеются сонаты и партиты для скрипки (среди них – знаменитая Чакона), для флейты, виолончели (гамбы) с сопровождением фортепиано, концерты для фортепиано с оркестром, а также для двух и более фортепиано и т. д., концерты и сюиты для струнных и духовых инструментов, а также сюиты для изобретенной Бахом пятиструнной viola pomposa (средний инструмент между альтом и виолончелью).

Портрет Иоганна Себастьяна Баха. Художник Э. Г. Хауссманн, 1748

Всем этим сочинениям свойственна в высокой степени искусная полифония , не встречавшаяся в подобной форме ни до, ни после Баха. С поразительным мастерством и совершенством Бах разрешает сложнейшие проблемы контрапунктической техники, как в больших, так и малых формах. Но было бы ошибочно отрицать у него в то же время мелодическую изобретательность и выразительность. Контрапункт являлся для Баха не чем-то заученным и с трудом применяемым, а был его естественным языком и формой выражения, уразумение и понимание которых должно быть раньше усвоено для того, чтобы выраженные в этой форме проявления глубокой и разносторонней духовной жизни были вполне поняты и чтобы гигантское настроение его органных произведений, а также мелодическая прелесть и богатство меняющихся настроений в фугах и сюитах для фортепиано были вполне оценены. Поэтому в большинстве относящихся сюда произведений, особенно в отдельных номерах из «Хорошо темперированного клавира», мы имеем наряду с законченностью формы, характерные пьесы чрезвычайно разнообразного содержания. Именно это соединение и обусловливает их особенное и единственное положение в музыкальной литературе.

Несмотря на всё это, сочинения Баха долгое время после его смерти были известны и оценены только некоторыми знатоками, публика же почти забыла их. На долю Мендельсона выпало, благодаря исполнению в 1829 г. под его управлением «Страстей по (евангелисту) Матфею» Баха, снова возбудить общий интерес к покойному композитору и завоевать его большим вокальным произведениям подобающее почетное место в музыкальной жизни – и не одной Германии.

Иоганн Себастьян Бах. Лучшие произведения

Сюда относятся, прежде всего, предназначенные для богослужения духовные кантаты , написанные Бахом (для всех воскресных и праздничных дней) в количестве пяти полных годовых циклов. Сохранилось до нас, вполне достоверных, только около 226 кантат. Текстом им служили евангельские тексты. Кантаты состоят из речитативов, арий, полифонных хоров и хорала, заключающего все произведение.

Далее следует «музыка страстей» (Пассионы ), которых Бах написал пять. Из них, к сожалению, до нас дошли лишь две: Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею ; из них первая впервые была исполнена в 1724, вторая в 1729. Достоверность третьей – Страсти по Луке – подлежит большому сомнению. Музыкально драматическое изображение истории страданий Христа достигает в этих произведениях высочайшей законченности форм, величайшей музыкальной красоты и силы выражения. В форме, смешанной из эпических, драматических и лирических элементов, перед нашими глазами пластически и убедительно проходит история страданий Христа. Эпический элемент является в лице рецитирующаго евангелиста, драматический – в прерывающих речь словах библейских лиц, особенно самого Иисуса, а также в оживленных хорах народа, лирический – в ариях и хорах созерцательного характера, а противопоставляемый всему изложению хорал указывает на непосредственное соотношение произведения к богослужению и намекает на участие в нем общины.

Бах. Страсти по Матфею

Подобным же произведением, но более светлого настроения, является «Рождественская оратория » (Weihnachtsoratorium), написанная в 1734. Дошла до нас также «Пасхальная оратория ». Наряду с этими большими произведениями, связанными с протестантским богослужением, на одинаковой высоте находятся и так же совершенны обработки древнелатинских церковных текстов: Мессы и пятиголосное Magn if icat . Среди них первое место занимает большая Месса си-минор (1703). Подобно тому, как Бах с верой углублялся в слова Библии, здесь он с верой принялся за древние слова текста мессы и изобразил их в звуках с таким богатством и разнообразием чувства, с такой силой выражения, что они еще теперь, облеченные в строгую полифоническую ткань, глубоко захватывают и сильно волнуют. Хоры в этом произведении принадлежат к величайшему, что было когда-либо создано в области церковной музыки. Требования, которые предъявляются в здесь к хору, чрезвычайно высоки.

(Биографии других великих музыкантов – см. в блоке «Ещё по теме…» ниже текста статьи.)

Иоганн Себастьян Бах (нем. Johann Sebastian Bach; 21 марта 1685, Эйзенах, Саксен-Эйзенах - 28 июля 1750, Лейпциг, Саксония, Священная Римская империя) - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора было публично исполнено величайшее произведение Баха - "Страсти по Матфею". Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. "Не ручей! - Море должно быть ему имя ", - сказал о Бахе великий .

Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.

Детство

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке.

Но тот был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Начало поры скитаний

В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.

В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же - неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.

Так же неуклонно отстаивал композитор своё отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.

Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом . Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: "Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же ".

Арнштадт и Мюльхаузен (1703-1708)

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось три дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя.

Семейные связи и увлечённый музыкой работодатель не смогли предотвратить напряжение между Иоганном Себастьяном и властями, возникшее через несколько лет. Бах был недоволен уровнем подготовки певцов в хоре. Кроме того, в 1705-1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев, где он познакомился с игрой Букстехуде, что вызвало недовольство властей. Первый биограф Баха Форкель пишет, что Иоганн Себастьян прошёл более 40 км пешком, чтобы послушать выдающегося композитора, но сегодня некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению.

К тому же начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой основания.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших - Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.

Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат, а за публикацию праздничной кантаты «Господь - мой царь», BWV 71 (это была единственная напечатанная при жизни Баха кантата), написанной к инаугурации нового консула, ему дали большое вознаграждение.

Возвращение в Веймар (1708-1717)

Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, возвращаясь в Веймар, но на этот раз получая место придворного органиста и устроителя концертов - намного более высокую позицию, чем прошлая его должность в Веймаре. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов. Семья Баха поселилась в доме всего в пяти минутах ходьбы от герцогского дворца. В следующем году родился первый ребёнок в семье. В это же время к Бахам переехала старшая незамужняя сестра Марии Барбары, которая помогала им вести хозяйство до самой своей смерти в 1729 году. В Веймаре у Баха родились Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил. В 1704 году Бах познакомился со скрипачом фон Вестхофом, который оказал большое влияние на деятельность Баха. Произведения фон Вестхофа вдохновили Баха на создание его сонат и партит для скрипки соло.

В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у сына своего работодателя, наследного герцога Иоганна Эрнста, композитора и музыканта. В 1713 году наследный герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке наследного герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).

Кётенский период

В 1717 году Бах с семьёй переехал в Кётен. При дворе принца Кётенского, куда он был приглашён, не было органа. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости ». Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Однако князь был кальвинистом и не приветствовал использование утончённой музыки на богослужениях, поэтому большинство кётенских работ Баха были светскими.

Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собою вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кётене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл "симфониями ". Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. Педагогические цели руководили Бахом и при создании сюит - "Французских" и "Английских". В Кётене Бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием "Хорошо темперированный клавир". В этот же период была написана и знаменитая "Хроматическая фантазия и фуга" ре минор.

В наше время инвенции и сюиты Баха стали обязательными пьесами в программах музыкальных школ, а прелюдии и фуги "Хорошо темперированного клавира" - в училищах и консерваториях. Предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения представляют, кроме того, интерес и для зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенции и кончая сложнейшей "Хроматической фантазией и фугой", можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.

7 июля 1720 года, во время того как Бах находился за границей с князем, внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой высокоодарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года. Несмотря на разницу в возрасте - она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет, - их брак, по всей видимости, был счастливым. У них родилось 13 детей.

Последние года в Лейпциге

Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: "Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра ". Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы "не была слишком продолжительной, а также... опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение ". Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным - своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.

Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", Мессу си минор. "Страсти", или "пассионы"; по Иоанну и Матфею - это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса близка по содержанию "Страстям". В прошлом и месса и "страсти" представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и "Страсти" Баха - это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, "Страсти" и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.

Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, её находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый "Итальянский концерт". Позже Бах закончил второй том "Хорошо темперированного клавира", куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением».

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности "Музыкальной коллегии" города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах "Музыкальной коллегии" как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера. Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за всё приходилось кантору.

Единственной отрадой были по-прежнему творчество и семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.

Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помогал .

Видео Баха Иоганна Себастьяна

сайт (далее - Сайт) осуществляет поиск видео (далее - Поиск), размещенных на видеохостинге YouTube.com (далее - Видеохостинг). Изображение, статистика, название, описание и прочая информация, относящиеся к видео, представлены ниже (далее - Видео-информация) в рамках осуществления Поиска. Источники Видео-информации указаны ниже (далее - Источники)...

Фотографии Баха Иоганна Себастьяна

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Лол (Москва)

2016-12-05 16:26:21

Денчег (Далеко)

Тру стори)

2016-11-30 20:17:03

Андрюха Нпрг

2016-10-02 20:03:06

Андрюха Нпрг

2016-10-02 20:02:25

Игорь Чекрыжов (Москва)

Такие великие композиторы, как И.С. Бах, появляются только раз в 1000 лет. Мое мнение – ему нет равных в музыке, построении мелодии, глубине переданных чувств. До чего великолепны его ария из оркестровой сюиты №3, контрапункт 4 (искусство фуги). Даже по этим двум произведениям его можно считать великим композитором.

2016-03-29 15:00:10

Настя (Иваново)

2015-12-22 09:32:29

Мапп (Seul)

2015-12-14 20:24:50

Грандиозный маэстро Иоганн Себастьян Бах за собственную длительную жизнь успел написать более тысячи произведений. Будучи набожным протестантом, Бах переделывал церковные произведения в стиль барокко. Многие его шедевры относятся именно к религиозной музыке. Его работы охватывают все значительные музыкальные жанры, кроме оперы. Композитор из Германии вошел в историю, как виртуоз, гениальный педагог, лучший капельмейстер, а также как профессиональный органист.

Первые годы и юность Баха

Иоганн был последним ребенком в семействе Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Эмбер. Он родился 31 марта в 1685 году. История этого семейства всегда была связано с музыкой и ее проявлениями. С 16 века многие родичи Баха слыли довольно профессиональными музыкантами. Родной отец Иоганна Себастьяна проживал в немецком Эйзенахе. Там он выполнял работу по подготовке концертов, а также по воспроизведению музыки для паствы. В 9-летнем возрасте будущий виртуоз потерял мать, а вскоре и отца. Старший брат Баха Кристоф принял мальчика к себе. Родственник, заботливо взявший опеку над сиротой, также работал органистом в соседнем городе. Там Бах поступил в гимназию, еще он обучался игре на органе и своем клавире у родственника.

В процессе обучения Иоганн ознакомился с произведениями южно-немецких исполнителей, изучил музыку немецкого севера и французского юга. В пятнадцатилетнем возрасте Иоганн Себастьян переехал жить в Люнебург. До 1703 года ему удалось проучиться в школе Св. Михаила. В подростковом возрасте Бах много путешествовал по Германии. Посмотрел Гамбург, оценил Целле, а также провинции Любека.

В религиозной школе Иоганн приобрел знания о церкви и религии, истории многих стран и географии, точных науках, французском, латинском и итальянском. В образовательном учреждении Бах общался с детьми местной знати и музыкантами.

Для музыканта Бах был хорошо образован. Он имел качественное представление о многих светских сферах, являлся отличным учеником, впитывал знания, как губка.

Мастер: жизненный путь

Окончив учебу, Бах получил работу придворного исполнителя под покровительством герцога Эрнста. После блестящей службы примерно через год Иоганн был определен смотрителем органа в храм. Так началась его работа в Арнштадте. Поскольку рабочие обязанности отнимали у Баха 3 дня в неделю, а инструмент в церкви был в отличном состоянии, у него оставалось много времени для написания собственных музыкальных творений.

Несмотря на обширные связи и покровительство работодателей у Иоганна все-таки возник конфликт с властями города, так как он был опечален подготовкой хоровых исполнителей. В 1705 году Иоганн уехал в Любек на пару месяцев, чтобы научиться играть также виртуозно, как играл датский органист Букстехуде.

Выходка Баха не осталась незамеченной. После этого начальство выдвинуло против Баха обвинения, которые заключались в нестандартном сопровождении музыки хора, смущавшей общину. Действительно, творчество Иоганна нельзя было назвать чисто светским или только религиозным. В его работах сочеталось несочетаемое, перемешивалось то, что в реальности совместить было просто невозможно.

После этого в 1706 году Иоганн поменял место службы. Он перешел на более престижную должность в приходе Св. Власия. Затем ему пришлось переехать в небольшой город Мюльхаузене. Там на новом месте Иоганн Себастьян пришелся ко двору. Ему назначили хорошее жалование. Да и условия работы в новом храме были значительно лучше. Там Бах подробно составил план реставрации церковного органа. План реставрационных работ церковные власти одобрили полностью. В 1707 году Иоганн Себастьян сделал предложение своей кузине Марии. Позже в семье Баха родилось 7 детей, к сожалению, трое из них скончались в младенчестве.

Пресытившись старым образом жизни, Иоганн Бах поехал на поиски иной должности. Прежний работодатель не хотел отпускать Баха и даже пытался арестовать его за настойчивые просьбы об увольнении, но в 1717 году князь Леопольд лично принял Баха на должность своего капельмейстер. Успешно работая под началом князя, Бах создал много новых произведений.

В 1720 году 7 июля внезапно скончалась молодая жена Иоганна Себастьяна Мария. Сильно переживая трагедию, Иоганн написал музыкальный очерк, выразив свое горе при помощи партиты ре минор для скрипки соло. Это произведение впоследствии стало его визитной карточкой. Когда жена Баха скончалась, заботиться о детях ему помогала престарелая родственница, прожившая в семействе Баха до конца своих дней.

Спустя год траура и стенаний о потерянной возлюбленной Иоганн Бах встретился с Анной Вильке. Девушка слыла одаренной певицей, выступавшей при дворе герцога. Еще через год состоялась их свадьба. Во втором браке у Иоганна было рождено 13 детей. Семь младенцев скончались в раннем возрасте.

Когда житейские перипетии улеглись, Бах стал управляющим хора Святого Фомы и одновременно педагогом в церковной школе. К сожалению, с годами Иоганн Бах стал терять остроту зрения, но великий композитор не сдавался, и продолжал писать музыку, диктуя ноты своему зятю.

Последние годы Бах творил на слух, его поздние музыкальные инсинуации считаются самыми насыщенными и сложными, чем ранние творения.

Иоганн Бах ушел в мир иной 28 июля 1750 года. Великого маэстро захоронили в Церкви Св. Иоанна, рядом находилась церковь, где он прослужил 27 лет. Затем 28 июля 1949 года прах композитора был перенесен в приход Св. Фомы. Перенос был обусловлен военными действиями, разрушившими его усыпальницу. В 1950 году на могиле виртуоза установили бронзовое надгробие, а данный год провозгласили годом легендарного музыканта.

Культовое искусство виртуоза

Органная музыка была ведущей в работах Баха. Он написал для органа 6 трио сонат, знаменитую «органную книжечку», а также множество менее известных композиций.

Клавирное творчество – это область, которая для Баха была интересна так же, как и другие музыкальные направления. Именно для игры на клавире были сотворены английские сюиты, а также известные мелодии со множеством вариаций.

Камерная музыка для ансамблей включала в себя музыкальные произведения для виолончелей, лютни, флейты, и, конечно же, органа. Вокальные инсинуации Баха выражались в пассионах, кантатах и мессах.

Феномен немецкого композитора хорошо раскрывается в дисциплине «Баховедение». Так как его работы настолько обширны, что изучаются отдельно музыкантами со всего мира.

Легендарный композитор творил музыку не только для светской и религиозной публики, он писал свои сонаты и партии для продуктивного обучения молодых музыкантов. Именно для них были написаны самые сложные и самые захватывающие музыкальные творения Баха. Ведь кроме всего прочего, Иоганн Бах был прекрасным педагогом.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные