Доходный дом щербатова. Доходный дом щербатова Смотреть что такое "Доходный дом Щербатова" в других словарях

Доходный дом Щербатова

Дохо́дный дом Щерба́това (Новинский бульвар , 11). Выстроен для князя С.А. Щербатова в 1911—13 в стиле неоклассицизма А.И. Таманяном, при участии скульпторов А.А. Кудинова, В.В. Кузнецова, художника И.И. Нивинского; представляет собой оригинальную попытку соединить собственно доходный дом и особняк владельца. Здание с парадным двором, в глубине которого располагается главный корпус, и флигелями, выходящими на линию улицы, повторяет в укрупнённом масштабе композицию типичной московской городской усадьбы в стиле ампир . Фасады флигелей монументально и строго оформлены четырьмя пилястрами большого ордера с антаблементом, выше которого помещено полукруглое окно. В главном пятиэтажном корпусе верхний ярус занимает особняк владельца, наружная декоративная отделка которого выделяется богатой пластикой и изяществом; колоннада коринфского ордера, выступающие по её сторонам портики и скруглённые углы подчёркивают относительную архитектурную самостоятельность этой части здания, придавая одновременно выразительность всему решению главного фасада.

М.В. Нащокина.


Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . 1992 .

Смотреть что такое "Доходный дом Щербатова" в других словарях:

    - (1875, имение Нара — 1962, Нью Йорк), князь, художник, меценат, коллекционер. Сын московского князя. Окончил (1898). В 1890 х гг. учился в художественной школе Л.О. Пастернака в Москве, в 1898—1901 — в Мюнхене. Участник выставки… … Москва (энциклопедия)

    У этого термина существуют и другие значения, см. Петровка. Петровка Москва Москва … Википедия

    Доходные дома в Москве - Доходный дом многоквартирный жилой дом, построенный с целью извлечения дохода путем сдачи квартир внаем. Как тип сложился в европейской архитектуре 1830 1840 х гг. и к XX веку стал одним из основных типов городского жилья. В конце XIX начале XX… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Моховая улица Санкт Петербург Общая информация Район города Центральный Прежние названия Хамовая или Хамовская дорога Маховая Протяжённость 920 м Ближайшие станции метро «Чернышевская» Почтовый индекс 191028, 191187 … Википедия

Новинский бульвар получил имя по Введенскому Богородицкому монастырю, также называвшемуся Новинским. Название Новинского монастыря происходит от новин - холстов, изготавливавшихся монахинями, и от названия пророка Иисуса Навина.

Широкая улица была местом народных гуляний с балаганами, каруселями, зверинцами, а в 1841г. здесь появилась настоящая увеселительная железная дорога с паровой тягой. Гуляния открывались на Пасху; первые 3 дня отводились простонародью, а с четвертого дня его посещала и «приличная» публика. При этом в течение XIX столетия бульвар оставался аристократическим районом. После посадки деревьев народные гуляния перенесли в самый центр города, на Красную площадь и Болотную площадь, а также на Девичье Поле.

Именно здесь коллекционер, художник-любитель, член-попечитель Императорского исторического, Румянцевского музеев, Третьяковской галереи князь Сергей Щербатов поставил свой особняк, в котором он мечтал открыть музей частных собраний. У Щербатова уже была большая коллекция работ современных русских художников, и фамильное собрание предметов европейского искусства. Также в 1909 году князь начал собирать коллекции древних русских икон.

П-образный особняк князя Щербатова - постройка известного архитектора Александра Таманяна, которая завоевала первое место на конкурсе городских фасадов, построенных в 1913 году. После покупки участка, князь сразу «выписал» из Петербурга Таманяна и заказал ему проект дома-дворца, сочетающего обычный доходный дом и жилище богатого собственника. Условия были поставлены жестко: доходные квартиры, особняк хозяина, классический стиль. Щербатов даже ставил в пример английские, норвежские и шведские интерьеры, как самые уютные.

Архитектор блестяще справился с задачей: в центре двора устроили курдонер, за ним возвышалась шестиэтажная часть с покоями хозяина на последнем этаже и трехэтажные корпуса по бока, позади дома были устроены конюшня и гараж. Особняк Щербатова прославился необычным планировочным решением, богатой лепниной, живописной отделкой. Анфилада комнат выходила окнами на парадный уличный двор. Всего в особняке насчитывалось 39 помещений, включая гобеленную, две библиотеки, портретную. Со двора в особняк Щербатова вели отдельная лестница и лифт. У входа были каменные львы и железные фонари с изысканным рисунком, которые были проданы на слом Московским Университетом.

В своем доме Сергей Щербатов разместил собрания книг, картин, икон. Он предполагал завещать все здание под городской музей частных собраний. Но грянула революция, и Щератов эмигрировал, а его коллекцию разделили между разными музеями.
А в особняке князя Щербатова поселились ткачи Трехгорной мануфактуры.

Дом № 11 - доходный дом в стилистике неоклассицизма , построен в 1911-1913 гг. по проекту архитектора А.И.Таманова (Таманян) . Авторы декоративного оформления дома - скульпторы А.А.Кудинов, В.В.Кузнецов, И.И.Нивинской.

Этот дом историки архитектуры считают в некотором роде уникальным: он сочетает функцию доходного дома начала ХХ века (имитирующего старинную усадьбу) и дворянского особняка, существенно увеличенного в размерах. На красную линию улицы выходят фасады двух трёхэтажных флигелей, соединённых с центральным корпусом.

Квартиры, сдававшиеся в наём, были баснословно дорогими, месячный наем которых обходился в 1000 рублей, располагались они на нижних этажах центрального корпуса и во флигелях. Квартиры в нем были крайне удобными, - архитектор изучал заграничные интерьеры стиля модерн как самые комфортные для человеческого жилья. Интересно, что до сих пор существуют жилые квартиры в эт ом доме. Наткнулась на объявление, какой-то риэлторской компании, предлагавшей здесь квартиру.

Верхние этажи главного дома выделяются изяществом ампирной отделки - пышной колоннадой коринфского ордера, лепниной, красивыми балконами.

Лепные рельефы с античными сюжетами украшают и дворовые фасады боковых флигелей.

Всю отделку фасадов выполнял Е.Е. Лансере.


У входа стояли непременные каменные львы, которые не сохранились, также как и нижние барельефы, но они видны на старом фото.

Заборчик перед домом украшали подлинные, «изысканного рисунка», железные фонари Московского университета, стоявшие в день его открытия на парадной лестнице и потом отданные «на слом». Их тоже можно увидеть только на старом фото.

Этот роскошный дом был построен для князя Сергея Александровича Щербатова (1875—1962) - российского художника, мецената, коллекционера. Принадлежал он к древнему знатному роду: его предками были по материнской линии сподвижник Петра I Ф. М. Апраксин, а по отцовской линии — историк М. М. Щербатов.
Князь Сергей Александрович Щербатов.

Природный князь, крупный землевладелец, единственный сын первого выборного московского головы, богач и баловень судьбы, Сергей Александрович умудрился появиться на свет со склонностью к изящным искусствам. Занимался живописью, учился у Л. О. Пастернака и И. Э. Грабаря, хотя проффесиональным художником так и не стал. Занимался издательской деятельностью.
Сам Щербатов занимал 2 верхних этажа в центральной части особняка, с балкона которого был вид на Кремль. Особняк прославился необычайным планировочным разнообразием комнат, богатой лепниной, живописной отделкой.
Гостиная.


Анфилада покоев выходила окнами на парадный уличный двор. Среди помещений, которых в особняке насчитывалось 39, особенно выделялись мраморная лестница, гобеленная, большая гостиная, 1-я и 2-я библиотеки, портретная.


В особняк со двора вели отдельная лестница и лифт.
Щербатов превратил эту часть особняка в музей. Сергей Александрович владел крупным художественным собранием, которое состояло как из лично им собранных коллекций, так и доставшихся ему по наследству. Фамильное собрание включало мебель, предметы убранства (ковры, канделябры), фарфор, графику, картины. Особую историко-художественную ценность имела портретная галерея, представлявшая в произведениях западноевропейских и отечественных мастеров род Щербатовых, начиная с петровских времен, и царских особ.


К числу уникальных предметов щербатовского собрания следует отнести альбом бабушки Софьи Степановны Щербатовой, урожденной Апраксиной, в котором были собраны автографы (стихи, ноты, рисунки) ее современников: А. С. Пушкина, В. А. Жуковского. Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева, А. Мицкевича, Полины Виардо, Ф. Листа, Дж. Россини, рисунки К. П. Брюллова, О. А. Кипренского. Была богатая коллекция икон, работы художников «серебряного века». Одним из первых в России он открыл японских мастеров. Западноевропейские художники были представлены картинами 17-18 веков, за исключением «Кельнерши», шедевра О. Ренуара, а также статуй работы А. Майоля.
Художественные сокровища размещались во всех помещениях особняка, начиная с прихожей. Их было так много, и они различались таким разнообразием, что гости каждый раз находили для себя, что-нибудь новое.
Южная терраса дома Щербатова.

Еще одной особенностью особняка Сергея Александровича были вольеры для птиц, он с детсва любил пернатых и во всех своих квартирах содержал клетки с птицами.
Женился князь на писаной красавице-крестьянке, внучке своего крепостного - Пелагеи. Правда, став княгиней, Пелагея превратилась в Полину. Почти по Пушкину: «…звала Полиною Прасковью…». Сохранился портрет княгини, написанный В.А.Серовым на Новинском бульваре. Это была последняя работа художника.

Узнав о смерти художника, князь преподнес это произведение в дар Третьяковской галерее.
В дальнейшем Щербатов собирался завещать свой дом городу Москве, который должен был бы со временем называться «Городским музеем частных собраний».
Однако планам князя не суждено было сбыться, после революции он в 1919 году эмигрировал из России. Жил на собственной вилле в Каннах. В 1927 году стал одним из основателей парижского общества «Икона». Из-за больших затрат на содержание виллы продал её и переехал в США , где поселился в Нью-Йорке. В 1953 году переехал в Рим, где и скончался в 1962 году.
В годы жизни за рубежом он написал мемуары, в которых воссоздал многие интереснейшие страницы художественной жизни Москвы первых десятилетий XX века, а также до мельчайших подробностей описал интерьеры и обстановку своего дома. Страницы книги, посвященные дому, можно прочитать здесь http://www.oldmos.ru/photo/view/37480 .
В 1920-е годы «дворец-музей» на Новинском бульваре был передан под жилье работникам Трехгорной мануфактуры; он утратил большую часть своей художественной отделки. Часть коллекции была передана различным музеям, часть продана за границу, а часть просто разграблена.
В одной из квартир в этом доме жил А. Н. Толстой (с осени 1912 по 1914 г.).
Напоследок еще фото дома в деталях.

Вид на дом Щербатова с соседнего двора д. №13с1. Ниша тоже была укращена скульптурой.

Продолжение.

Использованы материалы: Википедия;

Ничего подобного не было построено до того времени не только в Москве, но и в мире. Заказчик князь Сергей Александрович Щербатов решил совместить в одном здании и свой особняк, и многоквартирный доходный дом.

Дом С.А. Щербатова на Новинском бульваре был построен по проекту молодого архитектора Александра Таманова - в будущем создателя советского Еревана Александра Ованесовича Таманяна. На архитектурной выставке 1913 года это здание удостоили золотой медали и первой премии конкурса Городской управы "Лучшее здание Москвы". В работе участвовали скульпторы А.А. Кудинов и В.В. Кузнецов, а также художник И.И. Нивинский.
Архитектор успешно справился с поставленной задачей: в центре особняка был устроен парадный двор (курдонёр), образуемый основным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми флигелями с колоннадой. Позади шестиэтажной части с покоями хозяина находились конюшня и гараж. План здания представляет собой букву "Н".


Латур А. "Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре". - 2-е издание., - М.: Издательство "Искусство-XXI век", 2009 г.

От улицы курдонёр отделялся балюстрадой с двумя фигурными фонарями. Центральная часть двора выделялась высоким парапетом, украшенным двумя львами. Они не дожили до наших дней, как и статуи, стоявшие в нишах у входов в боковые корпуса. Позже их продали на слом.

Князь Сергей Александрович Щербатов - сын московского городского головы Александра Алексеевича Щербатова, внук генерал-губернатора Москвы Алексея Григорьевича Щербатова был человеком ярким и художественно одарённым. Он учился живописи у Леонида Пастернака и Игоря Грабаря, стажировался в Мюнхене, и хотя профессиональным художником не стал, устраивал выставки художников, коллекционировал живопись, иконы, японскую графику, фарфор, скульптуру. По замыслу Щербатова в построенном здании должен был разместиться музей личных собраний, предназначенный для экспонирования частных коллекций. Щербатов успел только превратить собственную квартиру в музей. После октябрьского переворота эмигрировал, жил в Каннах, затем в США. В эмиграции написал мемуары "Художник в ушедшей России". Перед отъездом из России основная часть коллекции Щербатова была отдана на хранение в Румянцевский и Исторический музеи. После национализации частных художественных собраний коллекция была разрознена и частично продана за границу.


Рисунок А. Курбатова. Правообладатель - Dima dima

Сергей Александрович женился на крестьянке из деревни при усадьбе князей Щербатовых на реке Нара, медсестре сельской больниц Пелагее (Полине) Ивановне Розановой (1880-1966). Князь Щербатов писал: "Не подобает мужу описывать красоту и прелесть своей жены, но как художнику да будет мне довозволено всё же сказать, что она была видением большой красоты и поэзии".
Её портреты писали Василий Суриков и Валентин Серов.


Василий Иванович Суриков. Портрет княгини П.И.Щербатовой, 1910

В доме на Новинском бульваре В.А. Серов работал над своим последним произведением - портретом княгини Полины Ивановны Щербатовой. Рано утром 22 ноября 1911 года он спешил на портретный сеанс к Щербатовым, упал и умер от приступа стенокардии. Вскоре после смерти художника С.А. Щербатов поместил рисунок в раму со стеклом и медной дощечкой с гравированной надписью: "Последняя работа В. А. Серова". Это произведение было принесено в дар Третьяковской галерее.

Валентин Серов. Портрет княгини П.И.Щербатовой

1. Несмотря на потери, дом князя Щербатова - одно из самых величественных зданий русского неоклассицизма ХХ века, до сих пор является украшением Садового кольца.

2. На красную линию улицы выходят фасады двух трёхэтажных флигелей, соединённых с центральным корпусом. Боковые корпуса полностью отводились под сдаваемые внаём квартиры.

3. На третьих этажах боковых корпусов - огромные полуциркульные окна, напоминающие мезонины классических особняков. В простенках - барельефы на античные сюжеты работы скульптора В.В. Кузнецова.

10. Верхний этаж главного дома выделяется изяществом ампирной отделки - пышной колоннадой коринфского ордера, лепниной, красивыми балконами. Несмотря на мастерское согласование с остальным объёмом дома, сразу видно, что это главная, отдельная часть комплекса.

11. Вдоль переднего фасада протянулась главная анфилада, включавшая библиотеку, гобеленную гостиную, большую гостиную, портретную и еще одну библиотеку. Слева и справа анфиладу замыкали полукруглые в плане, обильно застекленные помещения зимнего сада и биллиардной. С двух огромных, спрятанных под колоннадой, балконов открывался вид на центр города.

12. Три нижних этажа занимали квартиры, четвертый, выделяющийся на фасаде низенькими подслеповатыми окнами, отводился для обитания многочисленной княжеской прислуги.

13. Лепные рельефы с античными сюжетами украшали и все дворовые фасады.

18. Вид с этих балконов открывался в то время на Кремль.

27. Правый боковой флигель.

29. Левый боковой флигель.

30. Проезд под центральным корпусом ведёт на задний двор, напоминающий темный колодец.

31. С трёх сторон его окаймляют корпуса основного здания, четвертую замыкает бывший княжеский каретный сарай, на втором этаже которого обитали конюхи и кучера.

32. На задний двор выходили черные лестницы боковых корпусов.

34. Вид от дома Щербатова на Новинский бульвар.

35. По прямому назначению особняк служил недолго - уже в 1918 году его передали под жилье рабочим Трехгорной мануфактуры. Позже залы занимал какой-то проектный институт. Несмотря на это, говорят, что сохранились многие детали интерьера.

36. Вид на дом князя Щербатова из двора дома №9 по Новинскому бульвару.

Источники информации

Путеводитель по архитектурным стилям

П-образный особняк князя Щербатова - постройка архитектора Александра Таманяна. В 1913 году его проект получил первое место на конкурсе городских фасадов.

После покупки участка Щербатов сразу «выписал» из Петербурга Таманяна и заказал проект здания, которое сочетало бы доходный дом и жилище богатого собственника. Условия были жесткими: квартиры для сдачи внаем, особняк хозяина, классический стиль. Как пример - английские, норвежские и шведские интерьеры.

Архитектор блестяще справился с задачей: в центре двора устроили курдонер, за ним возвышалась шестиэтажная часть с покоями хозяина и трехэтажные корпуса по бокам, позади дома конюшня и гараж.

Особняк Щербатова прославился необычной планировкой, богатой лепниной, живописной отделкой. Анфилада комнат выходила окнами на парадный уличный двор. Всего в особняке насчитывалось 39 помещений, включая гобеленную, две библиотеки, портретную. Со двора в особняк вела отдельная лестница и лифт. У входа были каменные львы и железные фонари с изысканным рисунком. Позже их продали на слом.

В доме Сергей Щербатов разместил собрания книг, картин, икон. Он хотел завещать здание под городской музей частных собраний. Но в революцию князь эмигрировал, а его коллекцию разделили между разными музеями. В особняке Щербатова поселились ткачи Трехгорной мануфактуры. А сейчас здесь квартиры и офисы.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные