Государственный исторический музей - крупнейшее собрание исторических артефактов россии. ГИМ. История создания и Парадные сени

Исторический музей в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Режим работы:

Главное здание музея, Музей Отечественной войны 1812 года и Выставочный комплекс: понедельник, среда, четверг, воскресенье - с 10:00 - 18:00, пятница, суббота - с 10:00 - 21:00. Выходной - вторник.

Новый выставочный зал: понедельник, среда, четверг, воскресенье - с 10:00 - 19:00, пятница, суббота - с 10:00 - 21:00. Выходной - вторник.

Стоимость: 400 RUB, студенты и пенсионеры 150 RUB, семейный билет (на двух взрослых и двух детей до 18 лет) 600 RUB. Дети до 16 лет имеют право посещать музей бесплатно.

Филиалы Исторического музея

  • Покровский собор (является составной частью Собора Василия Блаженного) - Центральная церковь Собора недоступна для осмотра в связи с реставрационными работами. Стоимость: 500 RUB, студенты, пенсионеры - 150 RUB
  • Палаты бояр Романовых ; Адрес: ул. Варварка, 10; Время работы: Ежедневно - с 10:00 - 18:00, в среду с 11:00 - 19:00, выходной - вторник. Стоимость: 400 RUB, студенты, пенсионеры - 150 RUB, дети до 16 лет - бесплатно
  • Выставочный комплекс; адрес: Площадь революции, 2/3; цены различаются в зависимости от выставки
  • Музей Отечественной войны 1812 года; адрес: пл. Революции, 2/3; стоимость посещения: 350 RUB, льготные 150 RUB

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Здание музея напоминает древнерусский терем, возвышается на Красной площади. Также в состав музейного комплекса входят монетный двор и строение Московской думы, находящиеся неподалеку. У стены постройки, выходящей на Манежную площадь, посетителей встречает монумент маршалу Жукову. Знаменитый полководец изображен верхом, причем копыта коня попирают знамена с фашистской свастикой.

Здание исторического музея

Интересно, что здание музея полностью выдержано в стиле старорусской архитектуры XVI века, хотя строилось оно намного позже - с 1874 по 1881 год. Это требование было основным на конкурсе, который проводился столичной думой по приказу монарха Александра II.

По результатам голосования несомненным победителем архитектурного состязания был признан проект зодчего Шервуда и инженера Семенова. Постройка удачно вписалась в старинный архитектурный ансамбль площади и стала настоящим «домом» для почти 4,5 миллионов уникальных экспонатов.

Чуть более 10 лет назад сотрудники музея завершили работу по оформлению постоянных выставок. Сейчас экспонаты, посвященные истории государства с древнейших времен и до начала нынешнего века, размещены в 39 залах двухэтажной постройки. Экскурсии по музею начинаются со второго этажа. Здесь посетители могут познакомиться с различными предметами быта и историческими артефактами, касающимися первобытной эпохи, периода расцвета Киевской Руси и княжеской раздробленности, борьбы с татаро-монгольским игом, объединения территорий под управлением династии Романовых, освоения Сибири. Особый интерес представляют экспонаты, связанные с культурой допетровской эпохи.

Выставки на третьем этаже музея повествуют о политических, культурных и экономических особенностях жизни России, начиная со времен царствования Петра I. Экспозиции в соседнем здании городской думы посвящены историческим перипетиям ХХ века.

Здание музея недавно подверглось масштабной реконструкции. При этом все оригинальные интерьеры были сохранены, однако к ним прибавились современные удобства: к примеру, лифт для инвалидов, а также информационные стенды и интерактивные мониторы, на которых демонстрируются экспонаты.

На посещение музея стоит выделить большое количество времени: ведь чтобы обойти все его залы, потребуется не менее 4000 шагов (около 3 км). Если осматривать каждый экспонат около минуты, на изучение всей коллекции уйдет примерно 360 часов.

В музее постоянно проводятся интерактивные лекции для учащихся школ, театрализованные шоу, а также организована работа историко-археологических и драматических кружков.

Экспозиция исторического музея и его залы

В музее функционируют несколько крупных отделов, каждый из которых посвящен определенной исторической эпохе или виду искусства и позволяет получить о них исчерпывающее представление. На сайте shm.ru с их историей можно познакомиться чуть подробнее. Коллекцию этого учреждения культуры составляют:

Зал археологических памятников

Считается старейшим в музее. Здесь хранится более 1,5 млн. экспонатов, иллюстрирующих развитие ремесла и культуры в России в период с раннего железного века до средневековья. В коллекции отдела широко представлены инструменты и орудия охоты, украшения и другие произведения искусства. Особый интерес представляют денежно-вещевые клады, многие из которых хранились в земле в течение нескольких столетий.

Настоящими «изюминками» выставки считаются Бородинский клад, клад Десятинной церкви, а также ритоны, золотой браслет, бронзовый кинжал, канфар и гривна, датируемые II в. до н. э. - V в. н. э. Такие экспонаты практически не встречаются в других музеях.

Зал дерева и мебели

В нем вы сможете получить представление о том, как выглядела мебель в русских усадьбах XVIII - первой половины XIX века, а также увидеть продукцию ведущих мебельных фабрик Российской империи XIX - первой половины ХХ века. Среди экспонатов встречаются предметы интерьера, выполненные по эскизам ведущих архитекторов и живописцев. Частью собрания являются деревянная посуда, резные доски, прялки, слюдяные оконницы, сундуки с нанесенными на них изображениями светской тематики XVI - ХХ века. На отдельных выставках экспонируются произведения отечественного церковного искусства XIII - XX веков (алтарные врата, паникадила, выносные кресты, резные иконы и т. д.) и маскарадные сани, принадлежавшие российским императора. Любителей необычного порадуют самая большая в стране колода игральных карт и уникальная коллекция лаковой миниатюры.

Зал драгоценных металлов

В его экспозиции представлены ювелирные украшения европейских мастеров (производства Польши, Италии, Швеции, Франции, Великобритании и др.), а также работы русских мастеров «серебряного века». Особое место среди них занимают экспонаты, созданные сотрудниками всемирно знаменитых фирм «Фаберже», «Овчинников», «Болин» и других. На отдельных стендах размещена жалованная серебряная посуда XVII - XVIII веков, церковные сосуды, средневековые иконы и богослужебная литература в драгоценных окладах.

Зал древнерусской живописи

Большую часть его коллекции составляют произведения древнерусской иконописи XIV - XVII веков, а также иконы в византийском и поствизантийском стиле, датированные XVIII - началом ХХ века. Их авторами являются художники, жившие и творившие в таких знаменитых центрах религиозной живописи, как Новгород, Псков, «Русский Север», Москва.

Зал изобразительных материалов

В нем хранятся около 600 тысяч экспонатов. Среди них не только полотна выдающихся живописцев российского происхождения со времен средневековья и до наших дней, но и миниатюры, фотографии, скульптурные композиции, графические эскизы.

Зал картографии

Аналогов этого собрания не существует ни в одном музее России. Здесь собраны картографические материалы, позволяющие получить полное представление об изменении границ государства на протяжении XVI - XX веков. Это и средневековые западноевропейские карты Московии, и русские печатные и рукописные карты, и современные атласы.

Зал керамики и стекла

Его украшением считаются собрания русского фарфора, грубой керамики, майолики и полуфаянса XVIII - XX веков. На выставке представлены кувшины, фигурные вазы, блюда, квасники и т. п. Также в коллекции хранятся и замечательные образцы облицовочной керамики: камины, печные изразцы, иконы «Спас Нерукотворный» и «Распятие».

Книжный фонд

На выставках музея посетители смогут увидеть редкие издания, напечатанные в России в XV - XX веках. Среди более чем 200 тысяч экспонатов книги по религиоведению, философии, истории и искусству России и других стран, лингвистике, этнографии, археологии и многим другим дисциплинам. Особое место в фонде занимают рукописи и старопечатные книги, некоторые из них были созданы еще в I тыс. н. э. Наиболее известные из них - летописный свод Ивана Грозного, Изборник князя Святослава, Хлудовская псалтирь, скандальное дело патриарха Никона, Мстиславово, Андрониково и Юрьевское Евангелия.

Зал металла и нумизматики

В залах с этой коллекцией размещены сельскохозяйственные и промышленные орудия, предметы домашнего обихода, элементы декора, светильники, культовая утварь и другие изделия. Все они выполнены из черного или цветного металла, роговых пластин, янтаря, перламутра, современных сплавов. В нумизматическом отделе хранятся более 1,5 миллионов отечественных и заграничных денежных знаков и монет, что позволяет проследить их эволюцию.

Также в музее есть залы, посвященные истории русского национального костюма и оружейного дела, и специальный отдел документальных источников по истории страны.

Посещение исторического музея и цена билетов

Сколько стоит билет в Исторический музей на Красной площади? Это зависит от того, к какой категории посетителей вы относитесь. На сегодня цена билета составляет:

  • 400 RUB для взрослого (независимо от гражданства);
  • 150 RUB для студентов, лиц возрастом 16-18 лет, пенсионеров, имеющих гражданство России или СНГ, владельцев международных карт IYTC и ISIC;
  • 700 RUB общий билет для семей, состоящих из обоих родителей и 1-2 детей в возрасте до 16 лет.

Время работы Исторического музея:

С сентября по май его коллекции экспонатов доступны для осмотра в пятницу и субботу - с 10.00 до 21.00, а в остальные дни - с 10.00 до 18.00 (во вторник музей закрыт) . Часы работы в летний период остаются такими же, однако он работает без выходных (первый вторник каждого месяца является санитарным днем) .

Касса закрывается за 60 минут до закрытия музея.

Экскурсии по музею

Посетители музея могут заказать одну из следующих экскурсий в сопровождении квалифицированного гида:

  • «Сокровища древности и средневековья»;
  • «История России XVIII - XIX веков»;
  • «Сокровища исчезнувших цивилизаций»;
  • «Шедевры Исторического музея»;
  • «Шедевры Золотой кладовой»;
  • «Прогулки по уникальным интерьерам музея».

Все они в среднем длятся 1,5 часа и стоят 3000 RUB - 4500 RUB (для группы 15 человек).

Если вы предпочитаете прогуливаться по залам самостоятельно, есть и эконом-вариант: всего лишь за 300 RUB вам выдадут аудиогид, где записаны интересные факты о наиболее значимых экспонатах.

Как добраться до музея

Доехать до Исторического музея очень просто. Для этого необходимо выйти на одной из трех станций метрополитена - «Охотный ряд», «Театральная» или «Площадь Революции» - в сторону Красной площади.

Исторический музей - отличная возможность провести досуг с пользой, узнав немало увлекательных фактов о далеком прошлом России.

Огромное здание красного кирпича, замыкающее Красную площадь, делает ее действительно «красной». Две вытянутые башни гармонируют с Кремлем и ГУМом, а обилие кокошников, наличников, ширинок, шатриков придают постройке облик терема. Между тем оно вовсе не такое древнее, как кажется.

В северной части Красной площади еще с XVI в. располагался Земский приказ, для которого в 1699 г. было построено каменное двухэтажное здание с башней и наличниками в стиле нарышкинское барокко. Позднее часть помещений перешла в ведение Главной аптеки, а в 1755 г. здесь состоялось открытие Московского университета, который переехал в здание на Моховой лишь в 1793 г. Затем в старом здании Земского приказа находились конторы городского управления. Московская дума в 1874 г. выделила этот участок для постройки Исторического музея - такая идея была выдвинута в 1872 г. во время Политехнической выставки, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра I. Ее историческая экспозиция, посвященная Крымской войне, стала ядром, вокруг которого начала формироваться музейная коллекция.

Первоначально существовали планы сохранения здания Земского приказа во дворе Исторического музея, но, увы, они не были реализованы, и в 1875 г. оно было снесено. На его месте началось строительство большого музейного здания по проекту В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова. Его облик был выполнен в псевдорусской стилистике, что отвечало идее Исторического музея как отражающего прошлое России. Фасады изобилуют мелкими элементами декора, две главных башни увенчаны двуглавыми орлами, а малые боковые шатры - фигурами львов и единорогов. До конца проект не был реализован: идея облицевать здание полихромными изразцами оказалась дорогостоящей. «Псевдорусские» и интерьеры, но каждый из залов имел свои особенности, соответствуя своей экспозиции. К оформлению залов были привлечены , Г.И. Семирадский, И.К. Айвазовский.

27 мая 1883 г. состоялось торжественного открытие «Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича». Его многолетним главой и автором первой экспозиции стал выдающийся историк, москвовед . Коллекцию формировала вся страна: члены императорской фамилии, дворяне и купцы, церкви и монастыри. Музей стал признанным научным центром. В советскую эпоху его фонды существенно возросли за счет национализированных частных коллекций и ценностей закрытых храмов. Существовали планы сноса здания для открытия широкого проспекта с севера Красной площади и прохода для демонстраций, но планы остались на бумаге. Интерьеры музея были изменены, часть оказалась уничтожена, но внешне здание лишилось только флюгеров - они были восстановлены в 1990-х гг. во время масштабной реставрации музея. Сегодня он снова открыт и имеет статус крупнейшего музея России. У него существуют филиалы: Покровский собор на Красной площади, палаты бояр Романовых на Варварке, Музей Отечественной войны 1812 г. в бывшем здании Московской городской думы.

Государственный исторический музей. Настоящая публикация предназначена в первую очередь для московских гидов-переводчиков. Мы не ставим целью подробно рассказать обо всех экспонатах музея. Обзорная экскурсия этого не требует. Мы попробуем обозначить наиболее важные вехи отечественной истории до конца XIX века, дать краткую характеристику наиболее значимым и ярким экспонатам коллекции и помочь гидам-переводчикам самостоятельно подготовиться к экскурсии по главному зданию музея.


Коллекция Государственного Исторического музея (ГИМ)
Парадные сени музея
Древо русских государей

История создания Государственного Исторического музея (ГИМ)

Государственный Исторический музей. Вид со стороны Красной площади

Год создания музея – 1872 год. В этот год праздновали 200-летие со дня рождения Петра I. В первопрестольной проходили многочисленные выставки, посвящённые историческому событию и интеллигенция Москвы обратилась к императору Александру II с письмом-просьбой о создании музея. Резолюция императора от 19 мая 1872 года звучала «быть посему», она и положила начало музею.

В 1873 году Московская городская дума выделила участок земли на месте, где стояли несколько зданий, в том числе бывший Аптекарский приказ. Ранее на этом участке располагался Московский университет. Одна из памятных досок на музее напоминает о старом здании университета.

Объявили конкурс на лучший проект музея. На нём победил проект архитектора Владимира Шервуда.


Здание Государственного Исторического музея. Вид с Манежной площади

На флюгере, украшающем здание ГИМ, видна дата – 1875 год – это дата окончания строительства здания.


Музей открылся в 1883 году, торжества приурочили к коронации Александра III.

Формально первыми посетителями музея стала императорская чета – Александр III и его супруга Мария Фёдоровна.

В советское время интерьер Парадных сеней претерпели изменения. Здесь не осталось никаких росписей. Травные орнаменты и портреты государей замазали, заштукатурили и побелили. В конце прошлого века в течении 11 лет, с 1986 по 1997 год музей был закрыт на реставрацию. Реставраторы возвратили интерьерам первоначальный вид.

Коллекция Государственного Исторического музея (ГИМ)

В музее и его фондах хранится несколько миллионов предметов (к концу ХХ века – около 5 миллионов) и 14,5 млн. документов. Музей занимает второе место в мире по количеству экспонатов. Лишь в Британском музее больше “единиц хранения”. Коллекция живописи ГИМ в 3 раза больше, чем коллекция ГТГ. Музейный фонд ГИМ составляет 1/15 всех музейных фондов РФ.
Экспонаты ГИМ также позволяют проследить историю сопредельных государств, потому что музей создавался во времена Российской Империи, когда её территория была гораздо больше нынешней РФ.
В музее на 4 тысячах квадратных метров представлено около 22 тыс. предметов. Чтобы обойти экспозицию музея необходимо сделать более 4 тысяч шагов, что составляет около 3 км. Таков масштаб музея в цифрах. Если на каждый экспонат потратить около минуты для осмотра, то всего потребуется где-то 360 часов времени, а это только 0,5 % музейных коллекций. 🙂

Парадные сени музея.

Раньше парадный вход в музей был со стороны Красной площади.


Старый, недействующий вход в ГИМ

Сейчас этой дверью не пользуются, но с внутренней стороны здания её украшает великолепный деревянный портал.


Старый главный вход в ГИМ украшен деревянным шатром

Раньше, когда открывали дверь, то из вестибюля музея был виден .

Поскольку главный вход в музей был с другой стороны, то у парадной лестницы установлены два льва с геральдическими щитами.


На одном щите – вензель императора Александра II,

на другом – Александра III.

Форма вестибюля повторяет трёхнефный храм – два ряда колонн отделяют центральный неф от боковых.




Здание оформлено в русском стиле, все детали внутренней отделки скопированы с известных древнерусских памятников.
Стены украшает растительно-травный орнамент, он напоминает стиль убранства царского дворца или боярских палат XVII века.


Под потолком на стенах – гербы русских территорий, входивших в состав Российской империи на момент царствования Александра III (На 1914 год – 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа). У каждой губернии был свой герб, которые здесь и помещены. Привожу снимки лишь некоторых.


Слева виден Герб Ярославля – медведица с секирой на плече
Герб дома Романовых
Внизу – герб Нижнего Новгорода – олень с поднятой ногой. Слева – герб Рязани, вверху – герб Вятки (Киров).

Древо русских государей. (Государственный исторический музей)

Самый эффектный элемент оформления парадный сеней находится на своде – это древо русских государей.

Древо не совсем хронологически выдержанное, оно приспособлено к размерам Парадных сеней. На своде изображены великие князья, цари и императоры, то есть правители двух династий, Рюриковичей и Романовых.

Рюриковичи. Великие князья.(Государственный исторический музей)

Всего в состав древа включено 68 портретов. Самые главные государи образуют ствол древа, они изображены на центральной оси. Древо начинается с Владимира Красно Солнышко в красном одеянии и княгини Ольги, она изображена в синем плаще.

Далее их легко запомнить, вслед за дедом идёт внук. Помещены те государи, на время правления которых пришлись ключевые события истории государства Российского. Методисты ГИМ советуют рассматривать древо на иллюстрации, чтобы не задирать голову и на схеме сверяться с цифрами и надписями. Мне же миниатюрная копия древа государей Российских (расположена рядом с шатром старого входа в музей) показалась малоинтересной.


Я бы предпочла показывать изображения с балкона Парадных сеней, это наиболее удачная точка обзора.
Кратко обозначим деяния правителей, изображённых на древе.

Княгиня Ольга стала первой христианской правительницей в ещё языческой в ту пору Руси. Во время правления её внука святого равноапостольного князя Владимира Русь приняла христианство. Оба они причислены к лику святых.
Поодаль чуть ниже стоят братья, князья Борис и Глеб – страстотерпцы и мученики, невинно убиенные в XI веке. Их канонизировали раньше Ольги и Владимира, они стали первыми русскими святыми.


Над Ольгой и Владимиром – князь Ярослав Мудрый в красном плаще и светло-зелёном длинном одеянии, держит в руке модель храма.


Он правил в XI веке, считается просветителем Руси. Он построил множество храмов, при нём возникли библиотеки, школы, в которых обучали даже девочек из знатных семей. В историю он вошёл как создатель первого русского сборника законов под названием «Русская правда». Считается, что во времена Ярослава Мудрого завершился долгий и трудный путь формирования русской государственности. На годы его правления пришёлся расцвет государства, Русь была признана правителями сопредельных земель. Его первой женой была норвежская принцесса Анна, второй – шведская принцесса Ингегерда (в крещении – Ирина). Своих дочерей князь выдал замуж за норвежского (Елизавету), венгерского (Анастасию) и французского (Анну) королей. Анна, королева Франции, считается самой знаменитой из его дочерей. Она была женой французского короля Генриха I и какое-то время выполняла функции регентши при своём сыне – наследнике престола. Сыновья Ярослава Мудрого также были женаты на иностранных принцессах.


Он жил в XII веке. Это было время распада Руси на удельные княжества. Одним из них стало Владимиро-Суздальское княжество. Всеволод Юрьевич был первым самостоятельным правителем этого княжества. Скорее всего, на киевский престол он не претендовал, занимался обустройством своего государства, на территории которого возникает маленькая крепость – Москва, которая позже станет столицей нового государства.

Следующий – князь Александр Ярославич по прозванию Невский .


XIII век – страшное время для Руси. Это время защиты русских земель от иноземных завоевателей. С северо-запада нас атаковали шведы и Тевтонский Орден (псы-рыцари). С юго-востока пришла “погибель Земли Русской” – монголо-татарское нашествие. Александр Ярославич причислен к лику святых за то, что в Орде защищал интересы православной веры и добился в открытия в городах Золотой Орды православных храмов для русских пленников.

Следующая фигура – князь Иван Данилович Калита , первый из князей, который стал отстраивать своё маленькое московское княжество и делать его самостоятельным сильным государством.


Именно при Иване Даниловиче Москва из удельного княжества превращается в сильный центр, которые способен бороться за власть и с Владимиром, и с Суздалем, и с Тверью и другими крупными городами-княжествами.

Следующая фигура – князь Дмитрий Иванович Донской , XIV век.


Главное историческое событие периода его правления – битва на Куликовом поле, когда впервые в истории русское войско одержало победу над монголо-татарами. Важное историческое значение Куликовской битвы в том, что победа над татарским войском совершила психологический перелом в сознании людей, который позволил дальше продолжать борьбу с Ордой.

Следующая фигура – царь Иван Васильевич IV Грозный .

Цари.(Государственный исторический музей)

В 1547 году впервые в истории русских земель принял титул царя. К этому моменту на карте Европы уже существовало новое государство – Московия. Образовалось это царство в конце XV века, при князе Иване III, первом государе Всея Руси, но именно Иван IV впервые венчается на царство и официально сам себя награждает царским титулом.
На одной линии с Иваном Васильевичем IV находится портрет его деда, Ивана Васильевича III. Его изображение найдём вторым слева от Грозного царя.

Иван Васильевич III

Справа от царя Ивана Грозного расположен портрет его первой супруги, Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой.

Анастасия Романовна Захарьина Юрьева

Романовы. (Государственный исторический музей)




Всенародно избран на российский престол в 1613-м году. Его избранием на царство завершился тяжелейший период русской истории – Смутное время.

Императоры.(Государственный исторический музей)


При нём Россия делает новый поворот – начинается европеизация, превращение России не просто в большое государство, но авторитетную европейскую империю.


Во второй половине XIX века при Александре II проводятся важнейшие реформы, главная из которых – отмена крепостного права. Другие реформы Александра Николаевича – судебная, военная, реформа образования. Этот период получил название «великие реформы». Хотя судьба самого императора была печальна – он погиб от рук террористов-народников.
Слева от императора Александра Николаевича помещён портрет Екатерины II, а справа от Марии Алексеевны – изображение Павла I.






Завершается древо портретами императора Александра III и его супруги Марии Фёдоровны .


Эпоха Александра III – время очень мощного экономического рывка России. Но при этом были свёрнуты все либеральные реформы и задавлена политическая оппозиция.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные