Куда можно пойти учиться после окончания школы. Как живут выпускники художественных вузов

С завидной периодичностью меня спрашивают — какой ВУЗ я закончила и куда посоветую поступать. А еще — не поздно ли начинать в 23 года (30, 40 и далее с вариациями:)? Так что вот мой публичный ответ:)

Сначала я просто отвечу на вопрос. И, кстати, сразу прошу меня простить, если мой пост кому-то покажется пафосной речью или не дай Бог, "мемуарами профи", это просто мой опыт и мои выводы из него. Если бы я прочитала это послание сама, будучи студенткой, наверное, во-первых, я перестала бы метаться (какой же ВУЗ самый-самый?), а во-вторых грустно бы вздохнула (ничего нового, усердие и труд все перетрут) Но обо всем по порядку:)

Я закончила МПГУ им. Ленина художественно-графический факультет .
Я не советую этот ВУЗ, и не считаю его самым плохим местом для обучения рисованию. На протяжении всего времени, что я там училась, мне все время хотелось уйти и поступить куда-то еще. Мне казалось, что нас плохо учат, хотя сама я систематически и нещадно прогуливала часть занятий:) Нас не учили тому, что нужно современному художнику, и я думаю, современному педогогу тоже. Все знания были устаревшими. А даже относительно новые дисциплины (компьютерная графика), тем не менее, абсолютно не пригодились. Гораздо полезнее был бы тот же Фотошоп. Но нас учили, кажется, программе Paint.

Но тем не менее, при желании, всегда найдется хотя бы один педагог, который будет вдохновлять своим примером. И даже один человек может настроить на нужный лад. Для меня этим человеком стал мой преподаватель по рисунку — Лушников Борис Васильевич. Б.В. говорил всегда тихо, нудно и долго. Хвалил больше не рисунки, а какие-то мои находки и мое усердие. В общем, по началу он мне казался больше забавным человеком.

Но однажды он отметил один из моих набросков галочкой и рассказал, чем он ему приглянулся. Потом стал отмечать портреты и в конце концов заметил во мне что-то там " такое". Меня это просто окрылило! Честно говоря, другие преподаватели на меня не производили особого впечатления, а вот Борис Василичу я показывала свои работы (и живописные тоже) все время. Просто приносила папки и мы их долго обсуждали в коридоре. Я продолжала к нему ездить даже после окончания ВУЗа.

После окончания худ-графа в моей папке лежала куча портретов наших натурщиц (гребчиха, плавчиха, парень Филипп и еще множество странных персонажей) Слово "портфолио" я узнала только когда вознамерилась устроиться художником в издательство. И сразу поняла, что никакого "портфолио" у меня нет. Работы мои посмотрели без явного удовольствия и вернули со словами — иди еще учись. И я была подавлена.
Я пробовала отдать работы на вернисаж на Крымском валу и мне сказали, что это дилетантство. Для интереса, работа была вот эта.
Откровенно говоря и работы-то такой не было — "художник". Поэтому я устроилась в смежную, как мне казалось, профессию. Дизайнер интерьера. Потом попробовала в полиграфию. Рисовала для сайтов, упаковок, открыток… Параллельно изучала Фотошоп, Иллюстратор, Автокад, Архикад и кучу всяких других уже никому давно не нужных программ)

И тоже, регулярно чувствовала: да, я знаю что такое тень-полутень-рефлекс; я в курсе как расположены цвета на цветовом круге; я знаю, что такое лессировки и люблю, когда под упругой кистью щетины звенит холст. Но все эти знания были где-то в параллели с тем, что нужно было делать на самом деле. И мне это очень не нравилось. Я приходила с работы домой и понимала, что сил на творчество уже нет. Это был самый сложный период.

Я к чему? К тому, что часто, если не всегда, учиться придется самим. Да, вы можете получить полезные знания в художественном ВУЗе. Вы отточите навыки, и приноровитесь без ошибок рисовать "реалистично". Лично мне без этих 5-ти лет было бы крайне сложно. Я считаю, что классическая школа нужна . И в принципе, наверное почти не важно где вы получите эти базовые знания. Но они должны быть.

У меня, я помню, что-то прямо переключилось. И забавно, что один из парней нашего общежития (закончивший марийское художественное училище, традиционно-сильное) мне сказал именно так. "Ты рисуй, и потом что-то переключится. Ты заметишь."

И вдруг поняла, что теперь я вижу . Я вижу ошибки перспективы, я вижу, что что-то не так. Я перестала смотреть на чью-то работу и думать, что она хороша, потому что "тут такое красивое синее небо". Что я вижу ее целиком. И скопируй хоть 100% такое же небо себе в работу, она не будет выстреливать так же. Мне не обязательно было спрашивать у педагога: "посмотрите пожалуйста, ну как?" (в надежде получить одобрение)
В общем, вдруг я поняла, что мыслительный и наблюдательный процесс он занимать должен очень большую дозу времени. Сотни сточенных карандашей, настроенный глазомер и испорченные листы и я сама себе позволила подняться на ступень выше. Я поняла, что есть вещи, которые хороши. Что я не стесняюсь больше их показывать. И случилось это примерно через 5 лет после окончания МПГУ. Кстати, именно в это время кто-то стал считать меня "заносчивой" и нескромной. Почему-то считается, что приличный художник не должен знать себе цену. Он обязан быть скромным и бедным. Но это ладно, я отвлеклась:)

Таким образом, даже отучившись в ВУЗе, вам снова придется учиться . Но это уже другой путь. Очень интересный и познавательный. И тут вам поможет исключительно ваша наблюдательность, терпение, смелость.


  • Посетите мастер-классы у тех людей, которые вас вдохновляют.

  • Попробуйте сделать копии того, что вам нравится.

  • Не бойтесь пробовать и ошибаться. Выкидывать листы и начинать заново.

  • Будьте с собой честны.

  • Не стесняйтесь рисовать на улице, не стесняйтесь рисовать в метро.

  • Просто отдайтесь этому процессу и постоянно подпитывайте свое вдохновение. Журналами, сайтами, живым общением, посещением выставок. У каждого - что-то свое.

Да, и не поздно ли начать сейчас? Я считаю, что поздно бывает наверное только в профессиональный спорт, а так, да, не поздно конечно. Никому, никогда и никуда.

Но, знаете что? Чтобы этот пост был таки полезным и информативным, то предлагаю тут рассказать художникам и о своем образовании в таком порядке:
1. Название вашего ВУЗа и общие впечатления о нем.
2. Считаете ли вы знания, полученные там, исчерпывающими и пригодными для дальнейшей работы?
3. Оглядываясь назад, изменили бы вы ход своего художественного образования? Поменяли бы что-то?

Одним из самых важных и волнительных моментов в жизни каждого человека является выбор своей будущей любимой профессии. Поэтому о том куда дальше пойти учиться после окончания школы многие школьники задумываются задолго до последнего школьного звонка, экзаменов и выпускного бала. Не меньше самих детей вопрос получения высшего или средне-специального образования волнует их родителей, ведь они наверняка по своему опыту знают как важен правильный выбор. Давно доказанным является тот факт, что в случае неправильного подбора направления обучения и самого учебного заведения у ребенка может снизиться интерес к учебе как к таковой, а в последующем вовсе исчезнуть любое рвение к дальнейшему освоению профессии.

Многие дети с самого раннего детства строят планы и мечтают как можно скорее вырасти, стать самостоятельным и независимыми, создать семью и обрести любимую работу. Первым самостоятельным решением становится именно выбор своей будущей специальности. Куда же можно пойти учиться после средней школы, на какие моменты обращать внимание при выборе ВУЗа?

Куда пойти учиться после окончания средней школы

Прежде чем принять окончательное решение относительно того куда пойти учиться после окончания средней школы, нужно все хорошенько обдумать и взвесить все за и против, особенно если вариантов несколько и есть сомнения какой именно вуз выбрать. Важно понимать что от этого самого первого в жизни самостоятельного решения очень многое зависит.

Одному человеку принятие правильного решения дается легко и быстро, а другому потребуется достаточно много времени на то чтобы, наконец-то, остановить свой выбор на чем-либо конкретном. Специалисты рекомендуют прислушаться к себе, к своему «Я», проанализировать свои интересы, наклонности и предпочтения. Конечно же, лучше всего чтобы любимое хобби переросло в постоянную деятельность, так как только в этом случае работа будет приносить настоящее удовольствие, вдохновлять на достижение новых вершин. На работе человек проводит большую часть всего своего свободного времени, и если эта работа в тягость и не приносить никакого удовлетворения, то рано или поздно она станет ненавистна.

Если же самостоятельно определиться с выбором своей будущей профессии ну никак не получается, можно пройти специальные тесты на профпригодность. Кроме этого значительно прояснить «ситуацию» может помочь психолог, который грамотно подведет вас к принятию верного решения. Самое главное подходить к принятию решения вдумчиво и не идти на поводу у мнения друзей.

Куда пойти учиться после общеобразовательной школы девочкам и мальчикам

Каждый современный человек сегодня понимает, что без образования сложно в жизни достичь чего-либо значимого. Именно поэтому многие девочки и мальчики заранее начинают беспокоиться о том, куда им пойти учиться после окончания школы. Для каждого человека процесс выбора профессии строго индивидуален и происходит в разное время.

Одни решают покинуть стены школы сразу окончания 9 класса и продолжить получение знаний в профессионально-технических училищах, техникумах и колледжах. В этих учебных заведениях мальчики могут освоить массу полезных профессий, например, профессию слесаря или маляра-штукатура. Не знаете куда пойти учиться после школы девочке? В профтехучилищах можно получить профессию повара-кондитера, парикмахера, мастера маникюра и пр. Такое средне-специальное образование станет отличной начальной базой, имея которую можно будет с уверенностью планировать свою дальнейшую жизнь. При желании можно будет продолжить обучение в ВУЗе.

Большинство ребят покидают школу после окончания 9 класса, но есть и такие, которые продолжают обучение в средней школе еще 2 года и только потом сталкиваются с проблемой выбора профессии. Бывшие одиннадцатиклассники выбирают уже не профессионально-технические училища, а только ВУЗы, изредка техникумы и колледжи, если в этих учебных заведениях имеются программы для обучения детей после 11 классов.

Здесь все сугубо индивидуально и выбор будет зависеть от личных предпочтений ученика и наличия учебных заведений в городе (или от готовности учиться в другом городе). В какой именно университет поступить – медицинский, педагогический, экономический и аграрный, зависит от желания и личных предпочтений выпускника, а также от финансовых возможностей родителей, так как, к сожалению, получить бесплатное высшее образование в наше время не так уж и просто.

Куда пойти учиться девочке после художественной и музыкальной школы

Многие дети помимо обучения в общеобразовательных школах параллельно занимаются в различных секциях и кружках, например, хотят в художественную школу. Многие родители поощряют стремление своего чада заниматься творчеством при этом совершенно не понимают куда же пойти учиться после окончания художественной школы и как можно превратить подобное увлечение ребенка в любимую профессию. Умение рисовать и любовь к этому процессу дается ребенку свыше и уж если есть в нем «Божья искра», то ее ничем не унять и не потушить.

Куда пойти учиться девочке после художественной школы? На самом деле вариантов существует множество. Поступив в современные творческие «alma-mater» абитуриенты-художники могут получить несколько специальностей, связанных непосредственно с «художествами» в разных проявлениях. Наиболее популярными являются такие направления:

  • изобразительное искусство;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • реставрация произведений искусства;
  • дизайн;
  • фотоискусство.

Как и в любые технические, педагогические и экономические ВУЗЫ, при поступлении в академию изобразительного искусства и архитектуры или в институт декоративно-прикладного искусства абитуриентам придется сдать вступительные экзамены.

Не только рисовать и творить любят дети, очень часто он с огромным удовольствием поют и танцуют, занимаются в музыкальной школе и мечтают эти свои таланты сделать любимой профессией. Куда пойти учиться после музыкальной школы, чтобы продолжить развитие этих способностей ребенка и превратить хобби в любимое дело? Для тех кто любит петь и танцевать самым лучшим вариантом продолжения своего образования в этой области станет высшее музыкальное училище или университет культуры и искусств, в котором можно получить разнообразные творческие специальности.

Куда можно пойти учиться после коррекционной школы

К сожалению, некоторые дети развиваются не так как большинство ровесников – немного отстают в развитии. Поэтому они просто не могут получать знания наравне со всеми. Причин такому отставанию в развитии может быть несколько, например, виной всему часто бывают имеющиеся заболевания нервной системы ребенка, различные психические расстройства врожденные аномалии развития или проживание в плохих бытовых и социальных условиях.

Для обучения таких детей наравне с обычными учебными заведениями для здоровых детей без каких-либо отклонений, созданы специальные коррекционные общеобразовательные школы-интернаты. В таких заведениях обучением детей занимаются специалисты, учитывающие особенности развития таких детей и их диагнозы.

Вопрос куда пойти учиться после коррекционной школы в большей степени волнует родителей, которые понимают что в современном обществе часто предвзято относятся к таким особенным выпускникам. Однако не стоит думать что нет выхода из той ситуации. После окончания коррекционной школы у выпускника есть два основных варианта дальнейшего обучения:

  • Обучение в вечерней школе с целью получения аттестата о получении среднего образования, по окончании которой сдаются экзамены независимой комиссии. После поучения аттестата продолжить образование можно практически в любом профтехучилище или техникуме;
  • Обучение в колледже или техникуме в котором есть коррекционная группа обучения (КРО). В этой группе особые дети получают качественное начальное профессиональное образование. Все дело в том, что после того как ребенок заканчивает специальную коррекционную школу он получает Свидетельство об образовании, но не привычный аттестат о среднем образовании как в обычных школах. Поэтому поступить в обычную группу колледжа они не смогут. По окончании обучения ребенку выдается свидетельство о приобретении определенной профессии, а не о получении среднего образования.

Решать вопрос куда именно пойти учиться после окончания специальной коррекционной школы рекомендуется совместно с преподавателями и психологом, которые более адекватно нежели родитель смогут оценить способности ребенка.


Художественные высшие учебные заведения Москвы всегда находились на особом счету. Политические перемены и экономические потрясения в стране не делают конкурс в них меньше: любовь к искусству побеждает любые мысли о хлебе насущном и финансовой выгоде. И это несмотря на то, что лишь единицам выпускников удается профессионально состояться, обрести успех, а вместе с ним и достаток. Однако факт остается фактом: свободных мест в таких вузах обычно в два раза меньше, чем желающих их занять.

Таланты и поклонники

Как и в случае с театральными вузами, при поступлении в художественное учебное заведение у абитуриента будут искать наличие некой искры, которую принято называть талантом. Действительно, ведь уметь держать в руках карандаш или кисть может каждый, однако создать нечто неповторимое способен лишь один человек из сотни или тысячи.

Дать абсолютно точное определение понятию "талант" не представляется возможным: в искусстве все слишком субъективно. К сожалению, любая творческая профессия целиком и полностью зависит от мнения зрителей и критиков. Вот почему многие специалисты советуют: прежде чем переступать порог художественного вуза, стоит подумать, а сможете ли вы провести долгие годы своей жизни в неизвестности, горько сожалея о том, что ваши работы так и не произвели должного впечатления на публику. Ведь вся игра красок, четкость линий, выдержанность стиля в художественном произведении создаются лишь с одной единственной целью - потрясти мир и выразить себя.

Профессиональные перспективы будущих художников, дизайнеров, архитекторов довольно призрачны. Стоимость их работы может сильно разниться - все будет зависеть от капризной и непостоянной феи-удачи. Работоспособность, умение найти общий язык с заказчиком сегодня не менее важные профессиональные качества.

Подготовка к поступлению в художественный вуз

Список художественных вузов в столице не очень велик, однако получить в их стенах образование считается престижным во всем мире. Высокий уровень преподавания в них был задан еще отцами-основателями этих учебных заведений. В их число входят Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, Российская академия живописи, ваяния и зодчества, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова и художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета. В обязательном порядке необходимо упомянуть и о Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина - данный вуз, имеющий вековые традиции, был основан в середине XVIII века при покровительстве императрицы Елизаветы Петровны. Согласно действовавшему тогда Уставу обучались в нем в течение 15 лет. Сегодня официальный срок получения образования сокращен, однако для того, чтобы стать студентом, абитуриенту в прямом смысле придется потратить годы на подготовку к поступлению.

При каждом из перечисленных вузов есть собственная художественная школа или подготовительные курсы. Обучение и подготовка в них занимает от нескольких месяцев до двух лет. Стоит, однако, оговориться, что официально никто не дает их выпускнику гарантий на поступление. Более того, на подготовительных курсах при Суриковском институте преподаватели без обиняков предупреждают, что никаких поблажек "своим" на экзаменах ждать не придется - все поступают на общих основаниях. Подготовительные занятия, как правило, платные, не говоря уже о том, что абитуриенту приходится самому обеспечивать себя вспомогательными материалами - красками, кистями, карандашами, бумагами, подрамниками, холстами… Цена может быть разной: за тюбик краски, к примеру, - от 10 до 1000 руб. А подрамник стоит не менее 2000 руб.

Кроме того, при поступлении в художественный вуз очень важно учесть одну тонкость: при разборе заявок наибольшее предпочтение отдают тем абитуриентам, которые либо закончили специализированные художественные школы (например, Детскую художественную школу №?1 им. В. А. Серова на Пречистенке, Московский академический художественный лицей Российской академии художеств), либо имеют за плечами среднее профессиональное образование в художественных училищах (Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года или Московское художественное училище (колледж) прикладного искусства). Делается это потому, что такого рода высшее образование не терпит случайных людей, которые внезапно загорелись желанием оказаться художниками, реставраторами или архитекторами. Конкуренция между поступающими достаточно жесткая, и принять должны лучших из лучших, поэтому строить планы о поступлении необходимо заранее, учитывая собственные возможности.

Экзамены по специальности

Вначале стоит определиться, в каком направлении вам хотелось бы применить свои творческие порывы. Профессия художника имеет несколько разновидностей, например живописец, реставратор, театральный художник. В число специальностей, которые можно получить в художественном вузе, входят и такие, как скульптор, архитектор, искусствовед, преподаватель живописи, художник игрового фильма, художник фильма по костюмам, художник анимационного фильма и компьютерной графики. И первое, что у вас попросят при поступлении, - предоставить на предварительный просмотр творческие работы в соответствии с выбранной стезей. Как правило, это рисунки: портрет и фигура человека, живопись - портрет с руками, композиции. Прошедших данный отбор допускают к вступительным испытаниям. Экзамены по специальности проходят в мастерских (при участии натурщиков) в течение нескольких дней. К специальным предметам относятся:

  • рисунок (два задания): портрет и стоящая обнаженная фигура (на бумаге графитовым карандашом); бумагу выдают непосредственно на месте или абитуриент использует собственную, отмеченную печатью приемной комиссии;
  • живопись: один портрет с руками сидящего натурщика (на холсте масляными красками или темперой, гуашью, акварелью - при поступлении на графический факультет); холст размером до 70 см по большой стороне абитуриент должен принести с собой;
  • композиция: работа на заданную тему может быть в любой технике.

Затем осуществляют просмотр экзаменационных работ и выставляют оценки. Если количества набранных баллов достаточно, чтобы пройти по конкурсу, далее вас ждут сочинение на заданную тему, история (устно), история русской художественной культуры и в некоторых случаях - иностранный язык. Если все-таки поступить на дневное отделение не удалось, к вашим услугам платные отделения, средняя стоимость учебы на которых иногда достигает 4500-5000 долл.

Адреса вузов

Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова: факультет живописи, скульптуры, теории изобразительного искусства; Москва, Товарищеский пер., 30 (ст. м. "Таганская", "Марксистская");

Факультет графики, архитектуры: Москва, Лаврушинский пер., 15 (здание напротив входа в Третьяковскую галерею, ст. м. "Новокузнецкая", "Третьяковская").

Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова: Москва, Волоколамское ш., 9 (ст. м. "Сокол").

Российская академия живописи, ваяния и зодчества: Москва, ул. Мясницкая, 21 (ст. м. "Чистые пруды"); Камергерский пер., 2 (ст. м. "Охотный Ряд").

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова: Москва, ул. Вильгельма Пика, 3 (ст. м. "Ботанический сад").

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина: Санкт-Петербург, Университетская наб., 17 (ст. м. "Василеостровская").

Рейтинг архитектурных и художественных вузов

Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило рейтинг высших учебных заведений по результатам их деятельности. Сбор данных для определения рейтинга вузов и специальностей проводился с середины 2004 учебного года.

При определении рейтинга учитывалось множество параметров: качество профессорско–преподавательского состава, количество студентов разных форм обучения, наличие студентов из других стран; объем научных исследований, издательская деятельность, обеспечение студентов общежитиями, профилакториями и т. д.

Место Наименование вуза
1 Московский архитектурный институт (государственная академия)
2 Московский государственный художественно-промышленный университет
3 Уральская государственная архитектурно-художественная академия (Екатеринбург)
4 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
5 Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия
6 Ростовская государственная академия архитектуры и искусства
7 Красноярский государственный художественный институт

Обсуждение

"..любовь к искусству побеждает любые мысли о хлебе насущном и финансовой выгоде."
Фраза эта вызывает раздражение.
Для человека, любящего искусство, неважны никакие финансовые трудности.
Вспомните Ван Гога.
Он за всю свою жизнь продал всего одну картину

27.10.2008 17:14:17, Аня

Я понимаю что в столице провинциальных не очень любят, но после 11 класса куда лучше поступить? если я только окончила художественную школу. Мы не рисовали ни маслом, ни обнаженную фигуру. Максимум это гипсовые головы Антиноя, Венеры и т.п. и гип. фигуры. нужно поступать в какой нибудь техникум или колледж для начала, да? что бы меня там научили рисовать другие вещи? и вообще возможно ли поступить так?
мне желательно про Питер.
Спасибо за внимание.

22.10.2008 21:09:02, Peroman

Собираюсь в следующем году поступать в Суриковский.интересует общежитие.Бытовые условия,стоимость проживания.спасибо.

05.10.2008 16:05:59, Ольга 15.09.2008 19:18:03, Сандра

учусь в провинциальном ВУЗе на факультете изобразительного искусства. очень бы хотела пообщаться со студентами столичных художественных ВУЗов

15.09.2008 19:17:58, Сандра

Даа...Интересно....Скажу одно -Если у Вас действительно есть желание все будет ОК!!!Поступайте!!!

14.09.2008 11:17:22, Yolia

Ощущение, что автор изо всех сил хочет отбить желание поступать в художественный вуз - ах как все плохо, тяжко, бесперспективно, чуть ни путь на дно жизни! Вот из-за таких советчиков талантливые ребята идут в менеджеры и экономисты, а потом всю жизнь тянут лямку, проклиная судьбу.

01.09.2008 21:45:56, xxen

после 9 класса я собираюсь поступить в худ.колледж.после этого будет проще поступить в институт?

02.08.2008 12:25:42, мария

Здравствуйте! Я бы хотела узнать возможно ли гражданам других государств поступать в художественные ВУЗЫ России.Нет каких либо преимуществ для них при поступлении т.е хотя бы исключение во времени. Если сейчас нашлась возможность обучаться можно в начале сентебря или в конце августа посутпить. Пожалуйста, если сможете ответье?

29.07.2008 12:02:48, Матина

помогите пожалуста найти хороший универ. или академию, где можно было бы выучиться на художника по костюмам.

09.07.2008 08:25:50, Анатолий

Объявляется приём 2008 года студентов по специальности: «Технология художественного оформления спектакля»
Квалификация: «Художник-технолог по сценическому костюму»
(очная форма обучения)

На Постановочный факультет, отделения «Художник по сценическому костюму» принимаются на общих основаниях лица имеющие общее полное среднее образование или среднее специальное художественное образование.
Кафедра сценического костюма готовит художников и художников технологов по костюму для театра и кино.
Для участия в конкурсных экзаменах необходимо подать заявление на имя ректора Школы-студии при МХАТ. К заявлению прилагаются следующие документы:
1. Аттестат о среднем образовании или диплом среднего профессионального образования (или нотариально заверенные копии)
2. Шесть фотографий 3х4 см.
3. Паспорт, военный билет или приписное свидетельство предъявляются при поступлении.
Конкурсные экзамены проводятся по следующим предметам:
1. Коллоквиум по специальности (10 баллов)
2. Рисунок (10 баллов)
3. Живопись (10 баллов)
4. Макетирование костюма – наколка на манекене (проверка способности абитуриента к пространственному, габаритному переносу плоского изображения в объемное)
5. Экзамен по русскому языку и литературе, письменно – сочинение (5 баллов)

Документы принимаются с 15 по 30 июня. Вступительные экзамены проводятся с 1 июля. Перед сдачей документов в приёмную комиссию абитуриентам необходимо пройти предварительные консультации, которые проводятся преподавателями кафедры сценического костюма, в июне месяце.
В Последние два понедельника мая в 17.00 в Школе-студии день открытых дверей.
Сдавшие вступительные экзамены и прошедшие конкурсный отбор зачисляются в Школу-студию МХАТ в соответствии с установленными правилами.
Срок обучения пять лет.
На время вступительных экзаменов общежитие не предоставляется, число мест в общежитии ограничено.

19.05.2008 16:36:03, ekaterina

А что такое Художественная Академия (АДРА)?

20.04.2008 08:17:25, Антон

Эхэй, всем привет! На связи вновь Роман и сегодня я хотел бы рассказать о том какие существуют профессии в которых тебе пригодятся навыки рисования для того что бы окунуться в этот мир творчества с головой.

Этот пост меня побудило написать тот факт, что я сам пришел к мысли, вроде: «я могу рисовать и быть творческим человеком», через «запасной ход», т.е. не рисуя.

Дело было так...

В начале 2014 года я только-только вернулся из армии и решил, что хочу сделать свой собственный сайт с блэк-джеком и... ну в общем хотел научиться рисовать через уроки, которые переводил и публиковал на нем.

К сожалению, или к счастью, но моя затея не увенчалась успехом и я в очередной раз разочаровался в мечте стать крутым художником и рисовать популярные арты . И тогда, во-первых, захотел доказать себе что могу зарабатывать и существовать занимаясь творческой деятельностью, во-вторых, подумал, что все-таки смогу войти в индустрию «рисования», но не с парадного, а с запасного хода.

И моим решением было устроиться куда-нибудь в качестве дизайнера, благо Photoshop я знал хорошо, а с Corel Draw научился работать в армии. И устроился в книжное издательство, место где была «своя атмосфера» и... мне понравилось.

Таким образом «дизайнил» до тех пор пока снова не почувствовал в себе тягу к рисованию и не начал заниматься этим делом с новой силой.

Что я хочу этой историей сказать. Если ты хочешь научиться рисовать, стать комиксистом, писать картины или много чего еще, но попытки пройти в лоб не получаются, что ж попробуй поработать в этой сфере на той должности на которой можешь. Окунись в атмосферу, познакомься с творческими людьми, культивируй в себе новые навыки , да и занимайся любимым делом.

Есть ассистенты, редакторы, верстальщики, галеристы, мультипликаторы и много других специальностей, которые помогут тебе: во-первых, набраться опыта, во-вторых, погрузиться в «мир» твоей цели, в-третьих, познакомиться с новыми людьми которые всегда тебе помогут если у вас схожие цели.

Кхм, а теперь непосредственно к самим профессиям.

Уровень навыков — начинающий

Уровень навыков — средний

Уровень навыка — высокий

Уровень навыков — начинающий

Начнем с тех в которых, на мой взгляд рисование особо не нужно, но если у тебя есть базовые навыки и тебя тянет к творчеству и креативу, то там ты сможешь урвать свою часть славы.

Галерист — является экспертом в области изобразительных искусств, профессия для тех кто может и не особо любит рисовать, но очень любит искусство. Много знает о стилях, авторах, эпохах, знает, как отличить оригинал от копии, шедевр от низкопробной работы. Галерист может легко организовать выставку любого уровня, пригласить туда знаменитостей и умеет убедить купить выставленные на продажу произведения. В первую очередь это человек ценящий искусство, а не его производящий.

Учиться на эту специальность можно практически в каждом вузе где есть кафедра культурологии или истории искусств. Но самыми престижными и уважаемыми считаются:

  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества (РАЖВИЗ).
  • Московский Государственный Университет (МГУ).
  • Институт истории культур (бывший УНИК).
  • МГУКИ.

Дизайнер (графический) — в современном обществе человек хорошо владеющий графическими пакетами, способный сделать качественный рекламный материал, собрать коллаж, подготовить к печати полиграфическую продукцию и знающий законы цвета, композиции и поведенческие факторы. Кто-то может сказать: «Как это дизайнер не обязан рисовать? Обязан!», нет, дорогие мои, сам работал дизайнером и... рисованием там и не пахнет. Очень ценится навык качественного коллажа, все берется из гугла или стоков, затем компонуется в несколько макетов, из которых заказчик что-то утверждает и это дальше дорабатывается.

Обучиться этой специальности можно во множестве вузов, но по факту большинство дизайнеров не имеют соответствующего образования. Они по урокам в интернете собирали свое портфолио, у страивались на работу и там уже набираются реальных навыков. Однако это я говорю о большинстве , топовые же дизайнеры — люди высокого класса с дипломами специалистов.

Помимо графического дизайнера в природе встречаются еще ландшафтный дизайнер и дизайнер интерьера, которым для работы тоже не особо нужны навыки рисования, а больше навыки работы с редакторами трехмерной графики.

3D Моделлер — востребованная и быстрорастущая специальность в своевременном обществе. Моделлер создает объемные модели практически всего что можно представить в голове: от зданий, техники и людей, до волшебных и сказочных зверей, явлений и измерений. В большинстве современных игр, используется 3D графика, моделлеры создают целые миры, в которых мы так любим погружаться. Так же трехмерная графика используется и в большинстве современных фильмов.

Это общее название профессии так как в ней присутствует множество специальности разделенных целями: ландшафтный моделлер, моделлер персонажей, моделлер техники и т.д.

Официально это профессии учат:

  1. Хороший материал по теме: ссылка

Уровень навыков — средний

Каллиграф — человек обладающий навыком красивого письма. Может показаться что это не такая уж и «престижная» профессия, но людей, которые могут, практические не имея инструментов, красиво изобразить слова очень ценят. Да и к тому же навык каллиграфии можно применить и в сочетании с компьютерными программами и... ну вот сколько платят популярные бренды за то что бы их название было написано не Arial"ом, а красивым и уникальным шрифтом. А кто в 21 веке делает шрифты — каллиграфы... современные каллиграфы.

В ВУЗ"ах каллиграфии обучают в специальности графический дизайн, однако при первом же запросе, поисковик выдает множество вариантов где можно обучиться онлайн, как платных так и бесплатных.

Инженер конструктор — специальность направленная на создание чертежей предметов. При проектировании их навык рисования нужен как нигде больше, однако нужда в выучивании всех возможных законов рисования отсутсвует. Специалист такого профиля должен иметь хорошее воображение, создавать не «сухие» чертежи, а воплощать свои идеи в четкие, практичные схемы, которые будут радовать глаз.

Учиться можно здесь:

  • Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) Энергетическое машиностроение
  • Факультет «Энергетическое машиностроение»
  • Жуковский филиал «Стрела» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) (МАИ) Системы управления летательными аппаратами
  • МАТИ – Российский государственный технологический университет имени К.Э.Циолковского Институт аэрокосмических конструкций, технологий и систем управления
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Факультет «Ракетно-космическая техника»
  • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ) Аэрокосмический факультет

Карикатурист — это художник специализирующийся на рисовании смешных и пародийных портретах, иронично или саркастично изображеная различных событий вызвавших резонанс в обществе. Да ты и сам наверно не раз видел, как на площадях и парках сидят художники и рисуют смешные шаржики за денюжку. Карикатуристов много, но что бы достаточно зарабатывать на этом необходимо стать популярным и знаменитым, что бы слава о тебе гремела во всех источниках и т.д.

Как специальность ВУЗ"ы не обучают, однако в сети можно найти не мало уроков и курсов по овладению этого навыка, но все-таки главным здесь остается твое желание и упорство.

Художник-модельер — с одной стороны это человек занимающийся созданием эскизов новой одежды, он придумывает новые наряды и даже целые коллекции одежды, но так же в круг занятий художника-модельера входит создание новой концепции одежды в виде эскизов, поиск конструкторского решения задуманной модели, разработка образцов новых моделей и их подготовка для промышленного производства, организация показов моделей одежды. В общем много всего. Профессия очень увлекательная и творческая.

  1. Вообще очень хорошая статья на эту тему здесь .

Контуровщик (он же Инкер) — одна из двух профессий художника необходимая для создания комиксов. Контуровщик обрабатывает передаваемые ему изображения нанося линии, обводя карандашный рисунок, исправляет мелкие огрехи используя для этого либо тушь, либо (если работает на компьютере) темные цвета кистей. Контуровщик обрабатывает все линии рисунка кроме текста. Профессия не считается вполне творческой, скорее технологичной.

К сожалению, я не нашел места где бы учили, или во всяком случае это являлось бы дисциплиной одной из специальностей.

  1. Полезная статья на википедии

Уровень навыка — высокий.

Тут ты будешь рисовать каждый божий день... к сожалению, или к счастью;)

Художник-иллюстратор — это специалист создающий картины передающие смысл текста. Иллюстраторы могут работать над книгами, газетами, журналами, листовками и вообще везде где нужно передать «мессадж». От многих уже состоявшихся иллюстраторов можно услышать, что профессия эта тяжелая, конкурентная и не сильно оплачиваемая (может врут, кто знает...). Но большинство выбирает эту профессию потому что им нравиться рисовать, а не ради жажды наживы.

Даже не знаю, что сказать на тему что нужно сделать «что бы стать хорошим иллюстратором»... наверно пахать как проклятый:)

Учат на иллюстратора как во многих ВУЗ"ах, так и в интернете есть огромное количество курсов и обучающих материалов. Google в помощь!

Художник-график — специалист работающий только лишь в одном контрастном цвете и, как правило, этот цвет — черный. График для своей работы использует в основном тушь или карандаш. Так же, как и иллюстратор, график - это профессионал для иллюстрирования книг, он может работать со шрифтами и текстом книги. Работая в издательстве график обычно занимается вообще всем что связано с графикой, он тут и дизайнер, и верстальщик, и иллюстратор... главное, чтобы это все хорошо оплачивалось:)

Где можно выучиться на специальность «Графика»:

Художник-живописец — специалист который создает картины с натуры. Живописец может быть рисовать портреты, здания, природу, да в общем все что увидит то и нарисует. На мой взгляд (и это чистое ИМХО) все художники именно живописцам обязаны за славу вечно голодных, но творческих индивидов. В современном обществе живопись цениться только, извиняюсь за каламбур, ценителями. Картины склонны покупать люди, которые могут себе это позволить, а не которые хотели бы что бы красивая картина весела в прихожей... для этого есть принтеры:) Живописец – это не профессия, не работа, это призвание.

Обучаться можно здесь:

  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова
  • Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова
  • Государственная академия славянской культуры

Художник-копиист — специалист создающий копии картин. Копиисты в последнее время пользуются большим спросом, потому как многие хотят видеть у себя на стене «Мону Лизу» Да Винчи, но не каждый способен за нее заплатить, а работа копииста может и не самая дешевая, но уж точно дешевле чем покупать оригинал. В интернете очень мало информации об этой профессии, но можно сказать, что это одна из разновидностей художника-живописца.

Художник-реставратор — специалист который восстанавливает поврежденные картины. Реставраторы могут работать в различных техниках и с различными материалами, от картин до икон. Так как произведения искусства не вечны, а иногда и хранятся в не самых подобающих условиях, то специальность реставратора пользуется достаточно большим спросом, однако и со специалиста такого большой спрос.

В обязанности реставратора входит не только «рисование», но и тщательное и всестороннее исследование объекта реставрации, разработка методики проведения реставрирования, подбор материалов, документация в ходе проведения реставрационных работ.

Художник-портретист — специалист создающий картины с портретами людей. Я уже ранее упоминал что живописец может рисовать портреты, но он, как говориться, «всего помаленьку и ничего как следует», портретист же всего себя посвящает рисованию портретов и достигает в этом высокого мастерства.

На портретиста не учат, а учатся, каждый сам осваивает методом проб и ошибок это искусство.

Художник-мультипликатор, аниматор — специалист ответственный за создание мультипликационного кино и мультфильмов. Художник-мультипликатор, это общее название деятельности специалиста по созданию мультфильмов, сами же между собой мультипликаторы делятся на:

  • Художник-фазовщик (раскадровщик) — вырисовывает фазы между различными состояниями сцен и героями мультфильма.
  • Художник по персонажам — создает уникальный образ героя мультфильма и сопровождает дальнейшую разработку и использование этого героя в анимации.
  • Художник-постановщик — главный художник на производстве анимационного фильма, определяет общий стиль будущего произведения и осуществляет контроль за его производством.
  • Художник-прорисовщик — создает чистые кадры для финального использования в фильме на основе имеющихся наработок.

Так же есть еще: художник-контуровщик, художник-фоновщик.

  1. Опять же, полезный и подробный материал

Колорист — одна из двух профессий художника необходимая для создания комиксов. Колорист отвечает за добавление цвета в черно-белую картинку. До появления программных графических пакетов колорист раскрашивали комиксы, мультфильмы, фильмы, рекламу в ручную, традиционными средствами изобразительного искусства. С появлением мощных компьютеров и программ постепенно эта профессия начала ассоциироваться именно с компьютерной обработкой изображения.

Отдельно на колориста не учат, это знание либо преподается как стандартная дисциплина большинства специальностей либо изучается самостоятельно в процессе пользования различными инструментами, коих ныне великое множество.

  1. Полезная статья на википедии

Комиксист — специалист который создает комиксы. Я уже упоминал о двух профессиях, которые направлены на создание комикса, «комиксист» — сочетает в себе не только инкера и колориста, а так же сценариста, режиссера, постановщика и многие другие специальности, которые могут ему пригодиться при создании комикса.

Как таковая профессия комиксиста в России еще не сформировалась, да есть люди, которые рисуют комиксы, зарабатывают на этом и это становиться делом всей жизни, но специального образования «Комиксист» никто не имеет. Честно говоря, не знаю есть ли и на западе такие дипломированные специалисты, но то что комиксистом может стать любой — однозначный факт. Тут главное не научиться рисовать, а научиться подавать свою историю так что бы читателям нравилось.

Ну и вообще весь этот блог построен вокруг освоения - это профессии так что не забывай подписываться на обновления и учиться вместе со мной:)

Игровой художник — это общее понятие объединяющее в себе большое количество специальностей связанных с созданием цифровой графики и использования ее в производстве игр. Игровая индустрия в последние годы стремительно набирает обороты по количеству производимых игр в год, сюда же относятся все мобильные игры и игры в социальных сетях.

Специальность «игровой художник» (художники по персонажам, концептеры, гейм-дизайнеры, художники окружающей среды, художники по визуальным эффектам и т.д.) пользуется большим спросом среди молодого поколения во всем мире.

Обучиться на «игрового художника» можно в:

  • Центр компьютерной графики Render.ru
  • Центр дистанционного обучения Render.ru
  • Московский государственный университет дизайна и технологии
  • Школа компьютерной графики Scream school
  • Курс по геймдизайну RealTime /school/

Фух! Вот пожалуй и все что я хотел бы освятить в этой статье. Конечно за кадром (в черновиках) осталось еще около десятка профессий и специальностей которые так или иначе связанны с рисованием и производством графики, но... не в этот раз, и так получилось длинновато.

Кстати, если благодаря этому списку ты определился со своей будущей профессией и решил куда будешь поступать, то специально для студентов есть сервис который выполняет за студентов их работы . Зацени и пользуйся на pдоровье, «получай образование» XD

Слушай, если ты считаешь, что я что-то забыл, ну может какую-нибудь крутую специальность или профессию, напиши о ней в комментариях, что бы я мог добавить ее в статью... сделаем ОГРОМНЫЙ справочник по профессиям вместе:)

На сегодня все, всем творческого настроения друзья!

Есть много хороших педагогов по живописи и графике. Одни позволяют детям свободно творить, другие развивают определённые навыки. Одни учат неторопливо, другие интенсивно. Но школ и курсов очень много, а преподают в них по-разному. Художник Ирина Буртова рассказывает, как выбрать художественную школу и что творится за стенами художественных вузов.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Если ребёнок маленький, ему подойдёт любой опытный учитель, который любит детей и свой предмет, и у которого дети занимаются с удовольствием, без больших нагрузок. Позже, если ребёнок всерьёз увлечётся рисованием и целенаправленно захочет развивать свои навыки, можно будет подумать о новом преподавателе и о более узкой направленности: чёрно-белая или цветная графика, живопись, рисование с натуры, роспись и прочее. У каждого преподавателя свой стиль рисования, своя техника создания рисунка (обычно эти два пункта взаимосвязаны), и своя методика преподавания. Это видно, если посмотреть работы его учеников: они чаще всего будут различными у разных учителей. Аналогичная ситуация бывает у художественных школ. Пусть ребёнок посмотрит на выставленные работы учеников и преподавателей и скажет, хочет ли он рисовать так же. Если да, то ребёнка для начала можно отдать именно в эту школу (к этому преподавателю), а дальше наблюдать.

1. О сочетаемости стилей и техник

Если упрощённо, стиль - это то, как выглядит рисунок или художественное произведение, техника - то, какими средствами этого добиться. Я бы сравнила различные художественные стили и техники с игрой на различных музыкальных инструментах. Это, конечно, аналогия, но в данной ситуации достаточно точная. Если ребёнка учить играть на скрипке, бессмысленно переводить его к преподавателю, который учит играть на фортепиано, для дальнейшего развития уже имеющихся навыков. Очень похожая ситуация в рисовании. Если ребёнка учить аккуратно рисовать с натуры, то, попав потом к преподавателю, специализирующемуся на декоративной живописи, навык рисования с натуры постепенно ухудшится.

Бывает, что ребёнку нравятся рисунки, которые выполняют учащиеся педагога или школы, но методика преподавания, что называется, «не пошла»

Если ребёнку некомфортно заниматься на уроках рисования, и у него в течение одного-двух лет нет видимых улучшений (если вы не можете определить это сами, об этом скажет сам ребёнок или его преподаватель), лучше сменить педагога или школу. Ситуацию может исправить другая методика преподавания, или ребёнок просто хочет попробовать порисовать в другом стиле или технике.

Если ребёнок достаточно долго (несколько лет) и успешно учился рисовать у одного педагога (или в одной школе), то нежелательно переводить его к другому преподавателю, который использует иной стиль или технику рисования, даже если вы слышали о нём больше положительных отзывов. Может возникнуть ситуация, о которой я говорила выше - «переучивание со скрипки на фортепиано». Иногда различия в стиле или технике на первый взгляд незаметны. В этом случае смотрите на ребёнка.

При резкой смене стиля или техники рисования у ребёнка может наступить заметный регресс в обучении, и чем сильнее различаются стили работ и преподавания, тем дольше у ребёнка будет длиться привыкание, которое будет тормозить или вообще заморозит развитие его навыков. Даже если вы сами не рисуете, вы можете понять, ненавязчиво задавая вопросы, доволен ли ребёнок преподавателем, своими работами, улучшаются ли его навыки в рисовании. Ребёнку даже может нравиться преподаватель как личность, но если прошло один-два года, а значительных улучшений в обучении нет, значит, методика преподавания или техника рисования ему не подходят. Лучше всего сменить преподавателя, каким бы хорошим человеком он ни был.

Мудрый и опытный преподаватель, возможно, сам скажет родителям об этом по прошествии двух лет. За более короткий срок определить наличие улучшения достаточно рискованно, так как некоторые дети обучаются в режиме «накопления»: до определённого момента прогресса нет, идет аккумуляция знаний и навыков, а потом происходит резкий скачок, затем начинается обычное, в меру стабильное улучшение.

2. Стабильность в преподавании для успешного развития навыков

Практически все стили и методики приводят к желаемому результату - улучшению навыков рисования - но различными дорогами. Ухудшает результат только необоснованное переключение со стиля на стиль, с техники на технику. Оно может (за редким исключением) сильно затормозить и даже остановить развитие навыков.

Некоторые преподаватели позволяют ребёнку развивать собственный стиль, который не похож на стиль других учеников

Но если сам преподаватель этим стилем не владеет хотя бы в теории, процесс будет пущен на самотек, и сложно предсказать, каков будет конечный результат.

Личный опыт . Я рисую уже долго, около 25-ти лет, и за время обучения сменила около десятка преподавателей. Все они были, на мой взгляд, хорошими учителями, и делились опытом с большим удовольствием. Единственный минус - многие из них рисовали в различных стилях и техниках, из-за чего мне, при переходе к новому преподавателю, приходилось тратить много времени на переучивание вместо того, чтобы развивать дальше то, что я действительно умела.

В начале каждого такого перехода я регрессировала, пытаясь адаптироваться к новым методам. Более того, попадались преподаватели, которые разносили в пух и прах все другие стили, кроме своего, и категорически запрещали мне рисовать, как мне нравилось. Из-за постоянных переучиваний у меня в голове образовалась настоящая стилистическая каша, и появилось большое количество незаконченных работ, про которые я просто не знала, какого результата я хочу добиться в итоге. Понемногу наступило разочарование в своих способностях к рисунку и живописи. Мне пришлось на какое-то время оставить рисование в любом его виде и работать в другой специальности, чтобы за это время понемногу разобраться в том, как же мне всё-таки рисовать. Я нашла свою нишу в художественном творчестве только восемь лет спустя.

3. Возможно ли одновременно изучать сразу несколько техник

Да, но при условии, что это либо родственные техники, либо они изучаются поверхностно. Некоторые преподаватели так и строят свои занятия, предлагая учащимся пробовать то одно, то другое.

Дизайнерские вузы почти всегда заставляют изучать множество техник и стилей. Но важно помнить, что в этом случае всё изучается неглубоко, то есть, не происходит сильной нагрузки на мозг. Кроме того, всё это подчинено развитию одного навыка - умению создать удобное визуальное пространство, которое бы облегчило восприятие того или иного стиля. Углубленное же изучение сразу нескольких различных техник и стилей обычно не приводит ни к какому хорошему результату.

Личный опыт . Мне в своё время очень нравилась техника рисунка, которую преподавали в школе Сергея Андрияки. С ней мне следовало бы поступить в Суриковское училище, которое могло развить достигнутый результат. Однако был выбран другой вуз, для которого требовалась совершенно другая техника. Я поступила на подготовительные курсы при вузе. Какое-то время я честно пыталась совмещать любимое с полезным, посещая и Андрияку, и подготовительные курсы, но потом Андрияку пришлось оставить. Постоянное переключение с техники на технику вызывали сильную физическую усталость и даже лёгкое подташнивание. Потом похожая ситуация повторилась в вузе из-за учёбы под руководством преподавателей, которые придерживались разных стилей и техник.

4. Каждому стилю и технике - своё место

Не бывает, что один стиль/техника рисования лучше другого. Бывают преподаватели, которые не любят тот или иной стиль/технику - но это говорит только о личных предпочтениях педагога. Если вы или, что важнее, ребёнок, придерживаетесь иных взглядов, лучше поискать другого преподавателя. Ребёнок может любить рисунки в комиксах Marvel или фэнтези-иллюстрации Владимира Бондаря, Виктора Чижикова или Викторию Кирдий - каждый стиль в любом случае потребует грамотного обучения и наставничества.

Загляните на сайт российских иллюстраторов - какие разные там работы! Сколько различных стилей, техник, изобразительных приёмов! Все они имеют право на существование, все они находят своё место в зависимости от целей, задач, мнения заказчика и личных предпочтений художника. Каждая работа находит своего зрителя.

Посмотрите на работы признанных мастеров различных эпох. Работы Брюллова или Кустодиева производят совсем иное впечатление, чем картины Пикассо или Поллока. Приятное или нет - зависит от личных предпочтений зрителя. Преподаватель, который способен научить рисовать, как Брюллов или Кустодиев, не сможет обучить ребёнка художественным приёмам Поллока, поскольку тут требуются совершенно иные принципы работы мозга и рук. Если же хочется рисовать, как Поллок, бессмысленно углубляться в технику, которой владеет Брюллов - в данной ситуации углубленное изучение «чужеродной» техники не принесёт никакого результата.

Личный опыт . Моим внутренним ориентиром в студенчестве и сейчас являются Репин, Суриков и другие художники XIX века. Но в то время, когда я обучалась, у большинства преподавателей моего отделения было принято считать XIX век устаревшим и неактуальным. Требовалось в обучении опираться на работы художников-конструктивистов и других мастеров XX века. Как же сильно я ненавидела этот конструктивизм! Там свои изобразительные средства, которые могут кому-то понравиться, но мне совершенно не улыбалось их изучать и копировать. В итоге к концу 6 курса я рисовала с натуры хуже, чем при поступлении.

Пытаясь изучить неинтересный для меня изобразительный язык, я постепенно регрессировала

После вуза я пошла на дополнительные художественные курсы, преподаватели которых резко негативно относились к реалистическому рисованию. Это было совсем не то, чего я хотела, но мне их рекомендовали как очень хороших специалистов, и я решила последовать совету. Оказалось, они требовали быстрых «эмоциональных» рисунков, то есть работа должна быть закончена в течение часа-двух, а форма и цвет должны были отражать эмоциональное состояние героя иллюстрации. Это для меня был вообще нонсенс, поскольку я любила рисовать медленно и вдумчиво, продумывая каждую деталь, а эмоции отображала точной прорисовкой мимики и позы персонажа. Неудивительно, что «эмоциональное» рисование, как и журнальная иллюстрация впоследствии, у меня не пошли вообще.

5. Можно ли заранее узнать, вырастет ли из ребёнка профессиональный художник

Большой плюс любой художественной школы (как и вуза впоследствии) - это навык рисовать постоянно, независимо от настроения, заданной темы и желания. Это именно то, с чем будущему художнику придётся потом столкнуться в работе. Из-за превращения любимого занятия в необходимость бывает, что до поступления в художку ребёнок обычно рисует с удовольствием, а потом, в процессе обучения, общее удовольствие от рисования часто сходит на нет или совсем пропадает. Остаётся радость от любимых тем или сюжетов, которые попадаются не всегда, но и она может исчезнуть.

Если всё это не оттолкнет ребёнка от занятий рисованием, скорее всего, из него сложится успешный профессиональный художник. Если ребёнок отказывается рисовать в таких условиях - пусть сделает перерыв и решит, готов ли он продолжать дальше или бросит рисование окончательно. Иногда бывает, что отторжение вызывает не регулярное рисование в целом, а конкретный стиль рисования или преподавания. В этом случае, как я уже говорила, может помочь перевод ребёнка к другому преподавателю. А иногда бывает так, что рисование лучше оставить для хобби или приятного досуга, когда принуждение полностью исключается. В конце концов, в мире есть ещё масса интересных профессий. Если ребёнку уже несколько лет нравится пробовать различные стили, а остановиться на чём-то одном он не хочет, можно впоследствии отдать его в школу дизайна или предложить заняться журнальной иллюстрацией.

Вуз в любом случае следует выбрать только тот, где техника преподавания соответствует или родственна той художественной школе, в которую ходит ребёнок. Исключение - собственное желание ребёнка попробовать новую технику и готовность изучить её в краткий срок.

6. Учёба в художественных вузах

Каждый художественный вуз имеет свою сложившуюся преподавательскую школу, представители которой могут негативно (а в отдельных случаях - враждебно) относиться к другой школе. Суриковчане могут не любить Британку, в Строгановке совершенно неуместен суриковский стиль, а Британка вообще отторгает всё, что требует длительной деликатной штриховки.

В вузах проявления «чужеродного» стиля у студента будут давиться довольно безжалостно, и к этому надо быть готовым

Разумеется, с годами преподавательский состав может пересмотреть некоторые свои позиции, поэтому следует быть готовым и к переменам, которые могут произойти во время обучения.

Личный опыт . В моем вузе дизайнерский учебный центр появился в качестве эксперимента. В самом начале, когда я только поступала, преподаватели стояли горой за классическое обучение в духе строгановской школы. В частности, компьютер воспринимался как инструмент лентяев, который никак не подходит будущим профессионалам. Через три года появились задания, которые были рассчитаны на выполнение с помощью компьютера, хотя нас продолжали уверять, что большую часть работы мы всё равно будем делать руками. На шестом году обучения я почти весь диплом создавала в компьютерных программах.

Существуют художественные школы, которые целенаправленно готовят к поступлению в определённый вуз, поэтому рекомендуется принять решение о выборе вуза заранее, чтобы успеть пройти в школе соответствующую подготовку. При большинстве вузов имеются подготовительные курсы, которые, хоть и менее надежные, но также могут подготовить к поступлению. Хорошим выходом также может быть обращение к преподавателю, который самостоятельно готовит к тому или иному вузу и имеет хорошую репутацию. Опытный преподаватель в некоторых случаях может за два года подготовить ученика к поступлению практически с нуля (наблюдала один такой случай). Однако такое интенсивное ускоренное обучение возможно только в старшем возрасте, лет с 15-ти, когда мозг уже может воспринять и обработать настолько большие объёмы информации. Кроме того, этот вариант ведёт за собой тяжелейшие учебные перегрузки и подходит не каждому ребёнку.

7. При выборе вуза и факультета ориентируйтесь на действующие требования к специалисту в данной области

При выборе любой профессии, где требуется умение рисовать (художник, дизайнер, архитектор, реставратор, ретушер, декоратор и так далее), следует учесть специфику работы в данной области. Например, при работе графическим дизайнером придётся проводить за монитором до 14 часов в сутки. Осилит ли ребёнок со слабым зрением такой жесткий ритм? При работе с масляными красками потребуется регулярное вдыхание паров разбавителя. При ручной росписи мелких фигурок нужно будет постоянно сидеть с согнутой спиной. В архитектуре потребуется умение делать точные расчёты, а иногда и руководство строительными работами. Книжный иллюстратор может позволить себе работать над иллюстрациями неделю-месяц, в зависимости от заказа, а журнальный иллюстратор часто должен выдать готовый результат за пару часов.

Узнавать о специфике той или иной работы лучше всего у действующих специалистов. Как вариант, можно изучить сайты по поиску работы, где под каждой вакансией описываются требования, предъявляемые к сотруднику. Это может уберечь от неверного выбора, когда особенности здоровья или характера могут не позволить ребёнку в будущем регулярно заниматься той работой, на которую были потрачены годы учебы.

Личный опыт . Когда я получала образование, у нас не было знакомых дизайнеров, интернет ещё не был распространён, и нам неоткуда было брать сведения о будущей профессии, кроме как на дне открытых дверей выбранного вуза. Как я уже говорила, в то время позиция преподавательского состава насчёт компьютера в обучении была резко негативной. Поступая, я была уверена, что буду просто рисовать руками, как обычно, и только на третьем курсе обнаружила, что без компьютера в выбранной профессии (графический дизайнер), что называется, «ни туды и ни сюды». Для меня это была катастрофа, так как при длительной работе за монитором у меня начинались проблемы с глазами и сосудами. Потребовалось несколько лет, чтобы свести эти проблемы к минимуму и полноценно заняться рисованием в компьютерных программах.

8. Как увлечённость рисованием может помешать

На мой взгляд, тот подводный камень, который может подстерегать целеустремлённого ребёнка на пути к изучению рисования и сильно повлиять на исход дела - увлечённость. Если её слишком мало - достаточно просто перестать рисовать и переключиться на что-то другое. А вот если её слишком много, возникают сложности. Избыточная увлечённость может стать серьёзной помехой в здравой оценке ребёнком собственных сил. И учёба, и работа у многих художников часто бывает связана со стрессом, в том числе позитивным. Но позитивный стресс не перестает от этого быть стрессом, и можно пропустить момент, когда напряжения уже скопилось чересчур много и пора отдохнуть. Творить с увлечением без отдыха - красивый шаблон из кино и книг, но, на мой взгляд, абсолютно не совместимый с реальной жизнью.

Увлечённость может стать причиной неправильного питания, «Да как можно идти есть, когда у меня именно сейчас так удачно придумывается вот это и то!»

Если такое случается редко - ничего, если постоянно - лучше приучить ребёнка к более стабильному режиму питания. Не стоит всё время идти на поводу у детского вдохновения, оставляя питание творческого ребёнка на самотек. То же самое относится ко сну. Мягко или категорично - в зависимости от ситуации - объясните важность правильного питания и сна, помогите ребёнку выработать правильное отношение к собственным жизненным потребностям вне художественного творчества. Идея никуда не убежит, если её вначале просто набросать, а к детальной отрисовке приступить после обеда или с утра. Если идея забудется - тоже не страшно, пара десятков потерянных идей - это не трагедия. В будущем их случайно и незаметно потеряются тысячи. Если увлечённость идеей к утру пройдет - тоже хорошо, появится возможность обдумать её обоснованность или потренироваться в технической работе, когда рисунок нужно закончить без особого желания.

При выборе рисования как части будущей профессии, оно совершенно точно не будет оставаться постоянным источником удовольствия. К этому тоже надо быть готовым. Это трудная, часто даже монотонная работа, которая будет требовать определённых усилий и умения грамотно распределять своё время. О творческих профессиях часто пишут с восторгом, как будто это сплошь одно удовольствие, но по опыту могу сказать, что в процессе работы постоянных восторгов не будет. Разумеется, будет удовлетворение от достигнутого результата, будет радость, когда получится отличная, качественно сделанная вещь.

То же самое ребёнок будет испытывать, если выберет любую другую профессию, к которой у него есть склонности. Поэтому важно понять, действительно ли ребёнок готов связать себя с рисованием на всю жизнь, или же лучше оставить это занятие в качестве любимого хобби, за которым можно с удовольствием коротать вечера с друзьями.



В продолжение темы:
Модные советы

Первые государства появились в южных регионах нашей планеты, там, где для этого были наиболее благоприятные природно-географические условия. Они зародились примерно в один...

Новые статьи
/
Популярные