Электронные учебники по русскому языку. "новая литература" Разум дан человеку чтобы понять смысл

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. С. Пушкин) Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.

Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

Честь и бесчестие».

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

1. В чем различие между честью и честностью?
2. Как вы понимаете слова честь и бесчестие?
3. Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирают.
4. Что значит идти дорогой чести?
5. Береги платье снову, а честь смолоду.

6. Д.Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы.
7. А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество.
8. А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин.
9. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич.
10. Н. Гоголь «Тарас Бульба».
11. А.К.Толстой «Князь Серебряный».
12. Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин…
13. Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин; «Преступление и наказание». А.Куприн «Поединок».
14. М.Булгаков «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита».
15. В. Каверин «Два капитана» - Саня Григорьев – Ромашин, Николай Антонович.
16. Н.Думбадзе «Я вижу солнце».
17. Н. Лесков «Человек на часах».
18. А..Куприн «Чудесный доктор».
19. А.Грин «Зелёная лампа».
20. М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон».
21. В.Быков «Обелиск»; «Сотников».
22. Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».
23. В.Каверин «Картина».
24. В.Дудинцев «Белые одежды».
25. В.Распутин «Живи и помни»; «Дочь Ивана, мать Ивана».

Тематическое направление 2 «Честь и бесчестие».

Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению по теме «Торгуя честью, не разбогатеешь» (Ф.М.Достоевский)

Запишите первые пришедшие в голову признаки предложенного направления итогового сочинения, не останавливаясь на них подробно

незапятнанная репутация честное имя достоинство справедливость ЧЕСТЬ верность порядочность благородство души Чистая совесть 1) Ответьте на вопрос : как вы понимаете выражение «человек чести»? Какого человека можно так назвать? 2) Запишите рядом имена литературных героев, о которых можно сказать «человек чести» (укажите произведение). Маша Миронова А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Матрёна А.И.Солженицын «Матрёнин двор» Андрей Соколов М.А.Шолохов «Судьба человека» незапятнанная репутация честное имя достоинство справедливость купец Калашников М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова...» ЧЕСТЬ верность Татьяна А.С.Пушкин «Евгений Онегин» порядочность благородство души чистая совесть Петр Гринёв А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Пьер Безухов Л.Н.Толстой «Война и мир» Сонечка Мармеладова Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

Вспомните фразеологизмы и пословицы, в которых употребляется слово «честь»

Пословицы:

· Деньги потеряны – мало потеряно, здоровье потеряно – много потеряно, честь потеряна – всё потеряно.

· Честь чести и на слово верит.

· Честь по заслугам.

· Береги честь смолоду, а здоровье под старость.

· Не тот честен, кто за честью гоняется, а тот, за кем она сама бежит. · Чистого и огонь не обожжёт, а грязного и вода не отмоет.

· Честь головой оберегают.

· Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке.

· Были бы деньги, а честь найдем.

· Живи своим умом, а честь расти трудом.

· Честь тверда, в слове стойка.

· Не на кафтане честь, а под кафтаном.

· Каков есть, такова и честь.

· Честные глаза в бок не глядят.

Фразеологизмы

С честью выйти из затруднительного положения,

С честью выполните порученное дело

Честь и хвала!

делает честь (кому, чему), честь имею <кланяться>.

Живёт по чести, по совести

Честь честью, отдать честь; дело чести, долг чести, честь мундира, человек чести, честь по чести

Объясните, как вы понимаете значение этих фразеологизмов. Вывод (запись в тетради): Честь даёт уважение: выражение «человек чести» - это один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку. Как вы понимаете слово «бесчестие»? Подберите синонимы к данному слову (поругание чести, оскорбление, позор). Вспомните пословицы со словом «бесчестие» (За бесчестье (за честь) голова гинет. Увечье не бесчестье. За увечье платят бесчестье. Смерть лучше бесчестья). Вспомните литературных героев, совершающих бесчестные поступки (Паратов из пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», Арбенин из драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад», Швабрин из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Кирила Троекуров из романа А.С.Пушкина «Дубровский», Грушницкий из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Лазарь Подхалюзин и Липочка Большова из пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся» и др.) II. Работа над темой сочинения «Торгуя честью, не разбогатеешь» (Ф.М.Достоевский) Сформулируйте главную мысль сочинения (Надо жить по чести, по совести, не забывая, что, как сказал А.П.Чехов, «честь нельзя отнять, её можно только потерять»)

Задание: заполните таблицу Напишите вступление Подберите к своему вступлению тезис и аргументы. Напишите заключение, связав его с тезисами и вступлением.

Варианты вступлений

1. Мы живём в непростое время: санкции, кризис, инфляция... По официальным в России 84% населения живут за чертой бедности, 12% являются средним классом и 4% - элита, то есть те, кто имеет миллионы и миллиарды. Много ли среди них честных людей? «Некорректный вопрос», - скажете вы. А я задам другой вопрос: «Как они стали миллионерами и миллиардерами и задумываются ли они о том, что такое честь и бесчестие?» Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к русской литературе. (68 слов)

Тезис 1

Богатство (большое богатство!) честным трудом не наживается.

Аргумент 1 : Сергей Сергеевич Паратов, главный герой пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

Тезис 2: В наше время, к счастью, есть люди, которые призывают нас, простых людей, жить по совести, по чести. К таким людям относится Дмитрий Сергеевич Лихачев. \

Аргумент 2: Статья Д.С.Лихачева «И пробил час.

Вариант заключения

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что люди, владеющие огромными богатствами (помните: 4% очень богатых россиян?), задумаются о тех, кто еле-еле сводит концы с концами, кому за день до пенсии не хватает денег на кусочек хлеба... Задумаются и займутся благотворительностью, как Савва Морозов, как Павел Михайлович Третьяков, российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.. Задумаются и вспомнят слово «честь»... (65 слов)

Вариант вступления

«Торгуя честью, не разбогатеешь», - сказал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в XIX веке. А сейчас уже XXI век, но актуальность этого высказывания очевидна: и в нашем столетии встречаются люди, для которых слово «честь» - пустой звук. К счастью, есть и те, кто «бережёт честь смолоду». В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (56 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: Во-первых, государственные служащие, наделённые властью, как никто другой, должны соблюдать кодекс чести. Увы, порой этого не происходит.

Аргумент 1: Городничий Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Тезис 2 : Во-вторых, не желают торговать честью те, кто искренне любит свою Родину, окружающую их природу, кто готов жизнь отдать за то, чтобы в мире воцарилась гармония.

Аргумент 2 : Егор Полушкин из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» .

Вариант заключения

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что современное общество заполонили люди, нечистые на руку, люди, думающие о своей выгоде и забывая об интересах других... Убеждён: нельзя торговать тем, что составляет честное имя человека, его внутреннее нравственное достоинство и чистую совесть... Нельзя! Никогда! Ни при каких обстоятельствах! И это должен понимать каждый! (60 слов)

Вариант вступления

Путь чести и путь бесчестия... Путь чести – это путь правды, справедливости, достоинства... Путь бесчестия – это дорога в никуда. Люди сами выбирают, по какой дороге им идти. Зайдите в больницу... Зачастую там надо платить... за заботу и внимание, за высококвалифицированного врача... Продается то, что должно быть нормой... А гаишники?... А полиция?...А чиновники?.. Думаете, они, берущие взятки, богатеют? Внешне, наверное, да.. Но душа беднеет... «Грязные» деньги никогда не принесут счастья и радости... Сработает закон бумеранга: чья-то боль вернётся в дом взяточников... В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (89 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: В том, что человек изменяет самому себе, теряет лицо,

становится равнодушным и бесчестным, виноват только он сам.

Аргумент 1 : Дмитрий Ионыч Старцев из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» Тезис 2: В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям и с уважением к порядочным, берегущим свою «честь смолоду».

Аргумент 2 : Алексей Иванович Швабрин и Петр Андреевич из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Вариант заключения

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит злободневно, потому что в обществе всегда будут люди, достойный уважения, с незапятнанной репутацией, и люди, не имеющие чести. Изменить положение можно только вместе: выражая презрение подлецам, приспособленцам, карьеристам, мы заставим их задуматься над своим поведением и, возможно, измениться в лучшую сторону. Я надеюсь на это... (59 слов)

Вариант вступления

В России всегда чтили как олицетворение чести и незапятнанной совести таких великих людей, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Михаил Ломоносов, Александр Суворов, Михаил Кутузов. И всегда презирали воров, взяточников, разбойников, убийц – людей без чести и совести. Они, торгуя своим добрым именем, не задумывались о том, что будут прокляты. Приведу аргументы, доказывающие мою точку зрения. (58 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: Во-первых, человек, однажды обманув, предает сам себя: уважение самого себя и других людей вернуть очень сложно, надо доказать, что ты изменился, стал лучше, что больше не будешь лгать. Аргумент 1 : Нина, героиня Тамары Крюковой из рассказа «Единожды солгавши»

Тезис 2 : На войне, в отличие мирного времени, все чувства обострены, в том числе и чувство собственного достоинства, чувство патриотизма, чувство товарищества. Если кто-то становился предателем, то прощения такому человеку не было

Аргумент 2 : Рыбак из повести В.Быкова «Сотников» (можно

противопоставить его с Сотниковым)

Вариант заключения

Завершая своё сочинение, хочу призвать всех людей задуматься над словами Вадима Панова, российского писателя- фантаста: «Если у вас нет ничего, то у вас есть ваша честь, если же у вас нет вашей чести - у вас нет ничего». Мы должны помнить об этом, потому что без чести мы теряем себя, теряем уважение окружающих, теряем уважение к самому себе... (56 слов)

Смерть лучше бесчестья (посл.)

Нередко в последнее время слышны рассуждения о том, что утратили свою актуальность понятия «принципы», «нравственность», «достоинство». Набрав в поисковике слова «честь», «бесчестье», вы получите сегодня порядка 146 миллионов результатов (!) и окажетесь в центре противоположных мнений. Да, для кого-то, как и во времена А.Радищева, а позднее А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, ценность составляют незапятнанная репутация, благородство души человека. Есть те, кто бравирует отказом от непреходящих нравственных норм и уверяет в первую очередь себя в том, что и без достойных уважения убеждений, качеств, поступков можно прожить. «Смерть лучше бесчестья»? Можно ли переступить, пережить позор, бесславие, поругание чести или, как писал поэт, «…и вы не смоете всей вашей чёрной кровью…»?

Перелистывая в памяти страницы любимых произведений, понимаешь, как много значило для героев Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, М.А. Булгакова умение жить по закону чести. Мне же показалось интересным проследить жизнь наших современников после их «сделки» с совестью – это те герои, для которых позор, бесчестие оказались настолько сильны, что порицания окружающих уже не потребовалось. Р.Брэдбери, Л.Улицкая, Б.Вербер, Д.Киз, П.Санаев, Д.Пиколт. Список авторов, чьи произведения убеждают: и сегодня бесчестье страшнее смерти – далеко не полон. Подтверждение этому – Халед Хоссейни и его роман «Бегущий за ветром».

Передо мной книга, прочитав которую невозможно продолжать жить безмятежно, безоглядно, не анализируя свои поступки, не задумываясь о последствиях каждого шага. Автор знакомит читателя с кабульским мальчиком Амиром, сыном местного аристократа, и мы начинаем день за днём вместе с героем узнавать мир, светлые и тёмные его стороны. Нам, как и подростку, пока ещё не дано осознать, что каждое мгновение может стать шагом к чести, памяти, благодарности, а может подвести к черте предательства, позора. И вполне понятно желание ребёнка, росшего без матери, сделать всё, чтобы понравиться суровому немногословному отцу, объяснима и ревность Амира по отношению к слуге - другу детства Хасану: слишком тепло относится Баба к презираемому в обществе хазарейцу. Но когда Х.Хоссейни подводит своего главного героя к черте, за которой – бесчестье, разрушенная семья, разорванные связи, сломанные судьбы, искалеченные души, понимаешь, как сложно остаться человеком не на войне, под прицелом врага, а в обыденной жизни.

Что значил для Амира праздник воздушных змеев? Состязание могло принести подростку долгожданное уважение отца, его любовь, интерес к сыну - именно на это рассчитывал герой, надеясь с помощью Хасана дольше всех продержать змея в воздухе и быстрее всех найти его. Жизнь распоряжается иначе.
Сцену издевательства Асефа, старого недруга мальчиков, над Хасаном невозможно читать ещё и потому, что видим мы её глазами человека, преступившего закон дружбы, не вмешавшегося в безжалостную расправу над слабым и понимавшего собственные подлость, предательство, низость. Внутренние монологи и маленького струсившего Амира, и известного писателя, которым становится герой, позволяют понять, что бремя стыда, позора сбросить невозможно: тайное бесчестье, «которое в тиши грызет душу человека» (Томас Манн) страшнее любого приговора!
Ложное обвинение хазарейца в воровстве, вынужденное бегство Хасана из дома, ставшего ему родным, скитания по миру самого Амира в стремлении забыть прошлое, начать жить заново – роман насыщен событиями, но не даёт ответа на вопрос, как избавиться от памяти, освободить самого себя от суда совести. Кольцевая композиция произведения, как замкнутый круг, олицетворяет безысходность этой борьбы и утверждает: бесчестье страшнее смерти. И только в финале романа Х.Хоссейни, позволяя герою вновь оказаться перед выбором: защитить маленького Сохраба или спастись – даёт ему шанс на спасение души.

Интересно, что слово «честь» упоминается в Библии более ста раз, а защите чести и достоинства уделено особое внимание в основном законе нашего государства. Не думаю, что случайно эти столь разные книга и документ единодушны: по всем канонам жить можно, только слушая голос совести, следуя нравственным законам, а ложь, лицемерие, предательство - «привилегии» жалкого существования, которое страшнее смерти.

«Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами»

(Эрих Мария Ремарк)

Разум и чувство... Что из этих двух составляющих человеческой души главнее? К чему мы должны прислушиваться в жизни больше: голосу разума или зову сердца? Именно над этими вопросами заставляет задуматься выбранная мною тема.

На протяжении многих столетий человечество живет, развивается и творит именно благодаря разуму. Именно способностью мыслить люди отличаются от остальных животных. Но каждый из нас наделен и способностью чувствовать. Разум и чувство - это самые главные составляющие человека. По моему мнению, они должны сосуществовать в каждом из нас в гармонии, ибо если человек живет только разумом, то он лишен всех радостей, данных ему жизнью. Если человек живет только чувствами, то велика вероятность, что однажды он совершит опрометчивый поступок, под влиянием эмоций. Впрочем, каждый человек на вопрос, что главнее, дает свой ответ, и об этом рассуждали многие писатели.

Вспомним творчество А.И. Куприна. В повести «Гранатовый браслет» рассказывается история любви бедного телеграфиста Григория Степановича Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Наши герои имеют абсолютно разные представления о том, что в жизни главнее: чувство или разум. Вера Николаевна живет, руководствуясь своим разумом, ее жизнь протекает по заведенному порядку. Ее жизнь - это однообразное существование. А для Желткова любовь к княгине, его чувства, стали смыслом жизни, хотя он прекрасно осознавал, какая непреодолимая пропасть лежит между ними. Но герой выбирает путь, указанный его сердцем, его душой, он любит, и от этого герой счастлив. Посвятив восемь лет своей жизни княгине и не получив в ответ ничего, кроме записки о том, чтобы он прекратил ее преследовать, он умирает. И лишь его смерть привела Веру Николаевну к нему домой и заставила ее понять, что любовь Желткова была той единственной в ее жизни настоящей любовью, о которой мечтает каждая женщина. Ее душа наконец возродилась. Прочитав произведение, мы понимаем, что автору важно было показать, что люди, пытающиеся жить только рассудком, обречены на духовно опустошенное существование, ибо только любовь может дать человеку настоящее счастье.

В качестве второго аргумента хотелось бы привести произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня повести, юная девушка из бедной семьи, влюбляется в богатого дворянина. Она полностью отдалась своим чувствам и не могла даже представить, что ее любимый однажды может предать. Эраст ради денег женится на богатой пожилой вдове, и, узнав об этом, Лиза кончает жизнь самоубийством. Автор повести показывает нам, что любовь - это прекрасное чувство, способное возвысить, преобразить человека, но иногда и способное погубить человека, как это случилось с Лизой. Она забыла о бо всем, последовав зову сердца, ее разум, оказавшись на втором плане, не смог ее спасти.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что жить чем -то одним нельзя. Чувства нам даны для ощущения полноты жизни, а разум для совершения правильного выбора. Человек будет жить полноценной жизнью лишь тогда, когда в нем будут гармонично сочетаться разум и чувства.

"Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский).

Как я уже упоминала в отзыве об итоговом сочинении (изложении) в 2016-2017-м учебном году (), чтобы лучше осветить тему его направления "Разум и чувства" из российских авторов я бы посоветовала взять "Войну и мир" Л.Толстого, "Евгения Онегина" А.Пушкина, "Бедную Лизу" Н.Карамзина.

Но, прежде чем, приступить к раскрытию темы чувств и разума в основной части сочинения, во вступительной части его следует дать понятие тому, что такое - чувство и что такое - разум.

Как написано в толковых словарях В. Даля "Чувство - способность воспринимать сознательно деятельность внешнего мира", и Д.Ушакова, "Чувство - это способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь".


А что же говорится о разуме?

По Далю "Разум - это духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать)" , у Ушакова - " Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования".

Между разумом и чувством нередко возникает конфликт. Очень трудно подчинить разуму чувства, особенно, если они горячи и искренни.

(Эрих Мария Ремарк).

В основной части сочинения следует приступить уже непосредственно к разбору отношений персонажей выбранного произведения.

1. Возьмем к примеру "Евгения Онегина". Он будет намного понятнее многим будущим выпускникам.

Что ж мы видим?

А видим мы молодую прелестницу, Татьяну Ларину, в сердце которой вспыхнула любовь, которая являет собой, наверное, самые сильные и глубокие чувства, какие только может испытывать один человек по отношению к другому. Любовь к ветреному, пресытившемуся Евгению Онегину.

"Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…"

А что Онегин? Ему нет никакого дела до чувств Татьяны.

"В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть."

Прошло время и случилось чудо - Онегин, все-таки, влюбился в Татьяну, да вот беда, его возлюбленная уже несвободна, она вышла замуж.

"А счастье было так возможно,
Так близко!..
Но судьба моя
Уж решена."

Встретившись с ней на балу, Евгений видит, что Татьяна все так же продолжает его любить, но она, в ответ на его признание в любви, говорит:

"Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна..."

В этом произведении мы видим, как разум смог обуздать, победить чувства любви в пользу другого чувства - долга, чести, верности, уважения к другому человеку.

2. Если же будем рассматривать противостояние разума и чувства на примере "Войны и мира", то здесь, наоборот, чувства преобладали над разумом.

В основе конфликта чувств и разума лежат отношения между князем Андреем Болконским, Наташей Ростовой, его невестой и Анатолем Курагиным.

Все, конечно же, могло быть иначе, если бы жених не уехал за границу, если бы не подвернулся в тот момент, когда девушка находилась в грусти, ловелас Курагин, который смотрел на Наташу "восхищенным, ласковым взглядом"...

Ну не смогла она устоять перед ним. Молодость, жажда любви, любви безоглядной, сделали свое дело. Наташа поддалась порыву страсти, хотя потом и сожалела об этом.

В заключение делаются выводы о том, какую роль в жизни человека играют разум и чувства.

В пример можно привести высказывания великих представителей человечества, например:

"Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями" (Н.В.Гоголь)
"Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин)
"Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк) и т.д.

Я согласна с этими словами ведь если люди забудут, что такое жить чувствами, наслаждаться своей любовью, быть по-настоящему счастливыми, то этому миру действительно придет конец. Мы станем всего лишь роботами, которым не будет интересно жить. Многие писатели рассуждали на данную тему в своих произведениях, пытались донести до читателей свою правду, исключением не стал Александр Иванович Куприн.

С другой стороны, не все выбирают жить чувствами. В его основе рассказа Куприна «Олеся»– любовь лесной колдуньи и городского «паныча». Почему взаимная любовь оказалась несчастливой? Не потому ли, что и здесь поспорили разум и чувства? Карты раскрыли Олесе всю трагедию ее жизни и жизни ее любимого. Она знала, что не ждет их счастье, что ее герой – это человек слабый, что «выпадет» ему большая любовь, мимо которой он пройдет. Олеся идет чувствам навстречу, жертвуя при этом всем. Иван Тимофеевич, несомненно любит ее и боится отклика сердца. Именно страх, слабость человека, заключенного в рамки, предписанные ему цивилизацией, помогли сделать ему решительный шаг: забрать любимую с собой, остаться и разделить с ней любую долю.

«Ничего нам, кроме горя, не будет...», - произнесла Олеся. Победил разум.Но принесло ли это кому-то счастье?Конечно же, нет.Олеся поступила неправильно, не поняв, что все остальные вещи, кроме как такой искренней любви, не имеют никакого значения.Опять же автор дает нам понять, что лучше попробовать один раз, чем потом жалеть всю жизнь, что не попробовал.И в этот раз разум все-таки не нужен был нашим героям, им не хватило немного эмоций и решительности в своих чувствах.

Делая вывод из вышесказанного, хочется только процитировать слова французского писателя Николя Шамфора:"Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти".

Чувства и разум всегда противоборствовали друг с другом. Тема этого противостояния популярна как в классической, так и в современной литературе. И неспроста: победа одного над другим в человеке зачастую заканчивалась плачевными последствиями.

Известный писатель Э.М. Ремарк утверждает, что подавление чувств – страшная беда, а жить одним разумом невозможно. И правда, множество примеров являются тому подтверждением; один из самых ярких, по-моему, судьба главного героя романа «Отцы и дети» - Евгения Базарова. Его жизнь построена на четких, продиктованных разумом правилах, среди которых нет места любви или безрассудству. Посвятить себя науке, разрушить старое, построить мир заново! Взглянув на этого холодного молодого человека, сложно поверить, что он может думать о чем-то, кроме работы.

Однако встреча с госпожой Одинцовой переворачивает его мир. Любовь, почти животная страсть овладевает героем, и он оказывается в отчаянии из-за неспособности устоять перед нахлынувшими чувствами. Базаров переживает всё это очень мучительно. Внутренний конфликт персонажа рушит все негласные правила в его голове. В итоге он понимает: жить одним разумом нельзя. Это поражение приводит героя к не менее трагическому концу.

Как разум способен заточить чувства за каменную стену, так и чувства с неоправданной легкостью затуманивают наш разум. Что более страшно? На этот вопрос поможет ответить история Наташи Ростовой, героини романа «Война и мир».

Этой девушке, искренней и эмоциональной, посчастливилось расти в любящей, обеспеченной семье. Она взрослела, не задумываясь о том, насколько сильно чувства овладели всем её существом. Анатоль Курагин – главный ловелас и повеса Петербурга, привлекательной внешностью и страстными взглядами моментально завладел сердцем Наташи, которая на тот момент уже была обязана князю Андрею. Привыкшая доверять воле чувств, героиня совершает предательство по отношению к жениху, очевидно, полагая, что поступает правильно. Позже Наташа сожалеет о содеянном, сожалеет так сильно, что душевные терзания чуть не сгубили её физическую оболочку. Чувства без голоса разума – неуправляемая стихия, неутомимо растущая и беспощадная. К счастью, Наташе удается вовремя это понять.

Я всегда относила себя к людям, ставящим чувства на второй план. Однако печальные события, настигшие тех, кто был под властью одного разума, или же одних чувств, заставляют всерьёз задуматься и пересмотреть приоритеты. Из судеб Евгения Базарова и Наташи Ростовой можно вынести для себя многое, но главное: разум и чувства не должны создавать внутренний конфликт, их задача - дополнять друг друга.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные